лист. М. Б. Загорский, Русская критика о Шекспире - 16 авт. лист. М. Б. Загорский, Образ Гамлета на европейской сцене - 3 авт. листа. З. Л. Троицкий, Из сценической истории комедии "Двенадцатая ночь" - 8 авт. лист. В. О. Станевич, История интерпретации комедии "Виндзорские проказницы" - 4 авт. листа. В. О. Станевич. История интерпретации хроники "Генрих IV" - 5 авт. лист. В. О. Станевич, История интерпретации трагедии "Ромео и Джульетта" - 3 авт. листа. В. О. Станевич, Образ шута в произведениях Шекспира - 7 авт. лист. Э. М. Субботина, Сценическая история комедии "Много шума из ничего" в России - 4 авт. листа. Э. М. Субботина, Сценическая история трагедии "Король Лир" в России - 5 авт. лист. Э. М. Субботина. Русская критика о комедии "Много шума из ничего" - 3 авт. листа. Э. И. Глухарева-Нелиус, Сценическая история комедии "Укрощение строптивой" - 3 авт. листа. А. М. Борщаговский, Шекспир и украинский театр - 4 авт. листа. Л. В. Каган, Шекспир в современном театре Англии и Америки - 4 авт. листа. Кроме литературных материалов, кабинет оказывает консультационную помощь и своими иллюстративными материалами. В кабинете собрано около 7000 фото к постановкам пьес Шекспира: типаж, костюмы, архитектура, предметы быта шекспировской Англии и Италии эпохи Возрождения (к итальянским пьесам Шекспира), фото постановок, портреты исполнителей шекспировских ролей всех стран и эпох, от Бербеджа до наших выдающихся современников. Этими литературными и иллюстративными материалами пользуются и отдаленные театры периферия и крупнейшие театры Москвы и братских союзных республик. Так, например, кабинет принимал участие в работе над балетом "Ромео и Джульетта" в Большом театре, над спектаклем "Гамлет" в Белорусском театре имени Якуба Коласа; материалами кабинета пользовались актеры и режиссеры Театра им. Вахтангова, работавшие над комедией "Виндзорские проказницы", и работники Малого театра при постановке комедии "Двенадцатая ночь"; творческая помощь в работе над "Королем Лиром" была оказана Туркменскому государственному театру в Ашхабаде и Татарскому академическому театру в Казани; материалы по "Ромео и Джульетте" посылались Узбекскому театру имени Хамза в Ташкенте и т. д. Наряду с этим помощью кабинета пользовались театры районных центров, отдаленных городов и колхозов, где трудно получить материалы, необходимые при постановке шекспировских пьес, и где особенно нужна консультация специалистов. Одни театральные работники, приезжая в Москву, на месте знакомились с материалами кабинета, другим высылались материалы и письменные консультации по заявкам театров или местных отделений Всероссийского театрального общества. Среди многих сотен городов, пользовавшихся письменными и устными консультациями кабинета, можно назвать для примера: Ленинск-Кузнецкий Кемеровской области - по пьесе "Много шума из ничего", Тюмень - по "Укрощению строптивой", Константиновку в Донбассе - по "Ромео и Джульетте", Сталинир в Южной Осетии - по "Ромео и Джульетте" и "Укрощению строптивой", Термез Узбекской ССР, Бодайбо Иркутской области, Йошкар-Ола, Ижевск, Барнаул, Камышин - по "Отелло", Кировоград - по "Отелло" и "Гамлету", Владивосток - по "Отелло", "Гамлету" и "Много шума из ничего", Ржев - по "Макбету", Читу - по "Двенадцатой ночи". Креме работы по Шекспиру, кабинет с 1938 года занимается изучением тех произведений западноевропейской классики, а также современной европейской и американской драматургии, которые идут на советской сцене. Из английских и американских драматургов следует прежде всего назвать: Шеридана, Гольдсмита, Шоу, Пристли, Лилиан Хелман; из французских - Мольера, Бомарше; из испанских - Лопе де Вега; из итальянских-Гольдони; из немецких - Шиллера; из скандинавских - Ибсена. Проводится работа и по античной драматургии. Здесь, так же как и по Шекспиру, собран иллюстративный и литературный материал по быту эпохи, по сценической истории пьес, комментарии и т. п. Здесь, так же как и по Шекспиру, проводятся обсуждения новых постановок западных пьес. За последние годы обсуждались спектакли:. "Тартюф" Мольера в МХАТ, "Пигмалион" Шоу в Малом театре, "Дуэнья" Шеридана в Оперно-драматической студии имени К. С. Станиславского, "Мадам Бовари" по Флоберу в Камерном театре, "Учитель танцев" Лопе де Вега в ЦТКА, "Валенсианская вдова" Лопе де Вега, "Сирано де Бержерак" Ростана и "Наш общий друг" по Диккенсу в театре имени Ленинского комсомола, "Электра" Софокла и "Глубокие корни" Гоу и Д'Юссо в Театре имени Евг. Вахтангова и пр. За эти годы были проведены доклады, совещания и вечера, посвященные вопросам западной драматургии и театра. Так, например, на совещании, посвященном художественному переводу, докладчики на конкретных примерах анализировали достоинства и недостатки существующих переводов Шекспира, Эсхила, Лопе де Вега, Бен Джонсона, Ростана и указывали на необходимость усовершенствования искусства театрального перевода. Были проведены совещания по творчеству Мольера, Ибсена и по испанской драматургии. Специальные вечера были посвящены творчеству Бернарда Шоу (в связи с 90-летием со дня рождения), Джека Лондона (в связи с 70-летием со дня рождения и 30-летием со дня смерти), Пристли, Эптона Синклера, норвежского антифашистского писателя и драматурга Нурдаля Грига. В 1942 году совместно с ВОКС и Комитетом по делам искусств было проведено совещание на тему "Театральная культура демократических стран", на котором выступили с докладами и сообщениями: Л. Я. Боровой - "Три поколения английских и американских писателей", М. М. Морозов - "Проблемы взаимодействия культур демократических стран", П. А. Марков - "Влияние МХАТ на английский и американский театр", С. Д. Кржижановский - "Бернард Шоу", И. С. Звавич - "Пристли", И. Г. Эренбург - "Хемингуэй", Д. Г. Жантиева и Р. Д. Орлова - "Обзор современной английской и американской драматургии". Одновременно с этим совещанием в фойе Дома актера была открыта выставка на тему "Англо-американская драматургия на советской сцене". В эскизах макетах и фотографиях были показаны наиболее выдающиеся постановки пьес Шекспира, а также пьес и инсценировок Флетчера, Шеридана, Гольдсмита, Диккенса, Шоу, Пристли, Марка Твэна, Джека Лондона. На выставке были показаны постановки как русских, так и национальных театров. В 1944 г. состоялось двухдневное совещание, посвященное западной антифашистской драматургии. С докладами выступили: М. С. Григорьев - "Значение советского театра и драматургии в морально-политической борьбе против фашизма", И. С. Звавич - "Тема борьбы против фашизма в творчестве английских писателей", М. М. Морозов - "Советская антифашистская драматургия на западном материале", Л. Д. Вендровская - "Английская и американская антифашистская драматургия", А. И. Дейч - "Французская антифашистская драматургия", А. В. Февральский - "Испанская антифашистская драматургия". За последние годы среди актива кабинета определились группы творческих работников, режиссеров, театроведов, переводчиков, интересующихся теми или иными разделами работы. Так, естественно возникли при кабинете комиссии по изучению драматургии и театра - испанского и латино-американского, французского, скандинавского, античного и др. Исторические постановления ЦК партии об искусстве и литературе дали возможность кабинету выяснить и наметить дальнейшие пути его работы. Пересмотр наследия мировой классики, углубленное изучение идейно-художественной стороны драматических произведений и постановок, систематизация опыта советского театра - вот задачи, стоящие перед кабинетом. Распад буржуазной театральной культуры, влияние советского театра на мировое театральное искусство - эти темы стали в центре внимания кабинета. Э. СУББОТИНА  СОВЕТСКАЯ ШЕКСПИРИАНА 1917-1947 Приводимая ниже библиография о Шекспире включает два раздела. В первый раздел входит научная и критическая литература о Шекспире, об отдельных его произведениях и образах, вышедшая на русском языке {Статьи из журналов "International Literature", "La Litterature Internationale" приводятся нами ввиду того, что они, по сути, всегда писались на русском языке и затем переводились на языки английский и французский.} в советское время {Дореволюционные работы по Шекспиру, переизданные в советское время, отмечены звездочкой.}, в основном книжная и журнальная. Газетные статьи брались нами только в особых случаях. 1. Эпоха. Личность. Творчество. Работы, включенные в этот подраздел, носят более общий характер и посвящены анализу и исследованию эпохи, среды, биографии и творчества поэта. 2. Пьесы и образы Шекспира. Сюда нами включаются исследования аналогичного характера, посвященные анализу и характеристике отдельных произведений и персонажей Шекспира. 3. Шекспир на сцене (общие материалы). В этот раздел входят работы о шекспировском театре (в прошлом и настоящем), либо носящие обобщающий характер, либо посвященные исследованию отдельных проблем сценической интерпретации Шекспира, либо, наконец, анализирующие отношение к Шекспиру, его понимание и толкование отдельными сценическими деятелями - режиссерами и актерами, дореволюционными и советскими. 4. Пьесы и образы Шекспира (в сценической интерпретации). Сюда включены работы, посвященные тем же проблемам, что и в предыдущем разделе, только касающиеся не творчества Шекспира в целом, а отдельных его пьес и образов. Второй раздел ходержит материалы, характеризующие отношение к великому английскому драматургу советской научной и театральной общественности, а также широких кругов советских зрителей и читателей. Он посвящен в_о_п_р_о_с_а_м и_з_у_ч_е_н_и_я, п_о_п_у_л_я_р_и_з_а_ц_и_и и п_р_о_п_а_г_а_н_д_ы Ш_е_к_с_п_и_р_а в С_С_С_Р. Сюда входят: 1. Статьи о характере и задачах советского шекспироведения. 2. Отчеты и материалы шекспировских конференций, диспутов обсуждений. 3. Статьи, посвященные личности и творчеству поэта. 4. Библиографические указатели литературы о Шекспире, также рассчитанные на массового читателя. И еще одно предварительное замечание. Это не вся советская шекспириана, а лишь часть ее, выбранная нами на намеченные выше темы. В последующем выпуске "Ежегодника" будут указаны издания Шекспира. 1. НАУЧНАЯ И КРИТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА О ШЕКСПИРЕ  1. ЭПОХА. ЛИЧНОСТЬ. ТВОРЧЕСТВО  К. Маркс и Ф. Энгельс. (Высказывания о Шекспире). В кн. К. Маркс и Ф. Энгельс "Об искусстве". Сб. под ред. Мих. Лифшица. Комментарии А. Выгодского, Б. Фридлендера. Изд. "Искусство", М.-Л., 1938 (стр. 36, 37, 65, 67, 68, 123, 134, 177, 178, 250, 251, 343, 608, 646, 660, 661, 663, 664). Луначарский А. Маркс об искусстве. "Театр", М., 1938, Э 5 (Маркс и Шекспир). О Шекспире. (Высказывания выдающихся деятелей). "Искусство и жизнь", М., 1939, Э 4. (Высказывания Маркса, Энгельса, Лафарга, Гегеля, Лессинга, Белинского, Герцена, Добролюбова, Гете, Стендаля, Р. Роллана, А. Франса, Флобера, Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Тургенева, М. Горького, Луначарского). Абрамов А. Шекспир за рубежом. "О Шекспире", сб. статей и материалов к постановке трагедии "Отелло" на сцене Горьковского театра КСПС. Под ред. Е. Д. Суркова. Горький, Горьковский театр КСПС, 1935. {То же - в сб. "Жизнь и смерть короля Ричарда III". Статьи и материалы к постановке трагедии Шекспира в ГБДТ имени А. М. Горького. Л., 1935.} Адамян А., проф. Принципы поэтики. Шекспир в музыке. "Известия Акад. наук Арм. ССР", "Общ. науки", 1944, Э 6-7. Аксенов И. Елизаветинцы. Статьи и переводы. Изд. "Молодая гвардия", М., 1938. (Современники Шекспира). Аксенов И. Кудрявая, простая речь Шекспира. "Литературная газета", М., 11 сентября 1935 г., Э 42. Аксенов И. Лица и характеры Шекспира. (Список действующих лиц его произведений). "Театр и драматургия", М., 1935, ЭЭ 8(29) и 9 (30). Аксенов И. Происхождение драмы Шекспира. (Из истории театра). "Интернациональная литература", М., 1935, Э 11. Аксенов И. Шекспир. Статьи, ч. 1-я ("Гамлет", "Ромео и Джульетта", "Исторические хроники"), изд. "Художественная литература", М., 1937. Вступительная статья С. Г. Аксенова (Map): "Биография Ивана Александровича Аксенова". Андрузский А. Классическая природа творчества Шекспира, "Книга и пролетарская революция", М., 1935, Э 11-12. Anixt Alexander. Shakespeare in Russia. "Soviet Literature", M., 1946, Э 4-5. Boelza Igor, prof. Shakespeare in Russian Music. "International Literature", M., 1944, Э 12. Bogoslovski N. Les auteurs russes sur Shakespeare et Cervantes, "La Litterature Internationale", M., 1941, Э 4. Брейтбург С. Шоу в споре с Толстым о Шекспире. По неизданным источникам. (С иллюстр.) "Литературное наследство", Э 37-38. М., 1939. Брейтбург С. Полемика Горького с Толстым о драме. (О статье А. М. Горького "О пьесах" и статье Л. Н. Толстого "О Шекспире и о драме"). "Театр", М., 1940, Э 6. Булгаков А. Раннее знакомство с Шекспиром в России. В кн. "Театральное наследие", т. I, Л., 1934. Булгаков А. Театр и театральная общественность Лондона эпохи расцвета торгового капитализма. "Academia", Л., 1929. Булгаков А. Шекспир на русской сцене. В сб. "Жизнь и смерть короля Ричарда III", изд. ГБДТ, Л., 1935. Вальцель О. Архитектоника драм Шекспира. В сб. "Проблемы литературной формы", Л., 1928. Варшер С. Английский театр времен Шекспира. Предисловие В. Мюллер. П., изд. ТЕО Наркомпроса, 1920. Васильева Т. Образ шута у Шекспира. Ученые записки (Лен. гос. пед. институт имени Герцена), 1941, XLI. Верховский Н. Драйден и Шекспир. Ученые записки (Лен. гос. университет). Серия филолог, наук, 1944, вып. 9. Верховский Н. Западноевропейская драма и "Борис Годунов" Пушкина. Западный сборник, I. Под ред. В. М. Жирмунского. Акад. наук СССР. Иностр. литература (Пушкинский дом). М.-Л., 1937. (Шекспир и европейская драма; Пушкин и Шекспир). Верховский Н. Шекспир в европейской литературе. "Шекспир 1564-1939". Сб. статей Н. П. Верховского, К. Н. Державина и др. Отв. ред. К. Н. Державин. Изд. "Искусство", Л.-М., 1939. (Гос. научно-исслед. институт театра и музыки). Верцман И. Эстетические взгляды Гете. "Литературный критик", М., 1936, Э 4. (Анализ взглядов Гете на творчество Шекспира). Вишневский Вс. О современниках и Шекспире. Записи 1932-1933 гг. (К постановкам). В сб. "Драматургия", М., 1939. Гвоздев А. Западноевропейский театр на рубеже XIX и XX столетий. Изд. "Искусство", Л.-М., 1939. (Шекспир и его исполнители на немецкой и английской сценах). Гвоздев А. За подлинного Шекспира. В сб. "Жизнь и смерть короля Ричарда III", изд. ГБДТ, Л., 1935. Гвоздев А. О смене театральных систем. "О театре". Сб. статей А. Гвоздева, Н. Извекова, В. Н. Соловьева, С. С. Мокульского и Н. Конрада. Гос. институт истории искусств. Временник отдела истории и теории театра, т. I. Л., 1926. (Развитие театра в Англии XVI-XVII веков). Глебов Ан. Трагедия и трагическое. "Театр", М., 1937, Э 6. Гливенко И. Чтения по истории всеобщей литературы. (Возрождение. Шекспир, "Двенадцатая ночь", "Король Ричард III", "Гамлет", "Король Лир"). Госиздат, М., 1922, изд. 2-е. Гус М. Расин и Шекспир. О памфлете Стендаля. О героическом искусстве и о наших классиках. "Театр", М., 1939, Э 6. Державин К. Мысль Шекспира. "Шекспир 1564-1939". Сб. статей Н. П. Верховского, К. Н. Державина и др. Отв. ред. К. Н. Державин. Изд. "Искусство", Л., 1939 (Гос. научно-исслед. институт театра и музыки). Державин К. Утаенный поэт. (Шекспировская легенда). "Звезда", Л., 1926, Э 3. Державин К. Шекспир. Харьков, 1936. (Харьковский гос. театр русской драмы). Державин К. Эксцентрики Шекспира. "Жизнь искусства", Л., 1920. Э 581. Дживелегов А. Влияние культуры Италии на идеологию Марло и Шекспира. Записки Гос. института театр, искусства имени A. В. Луначарского. М.-Л., 1940. Дживелегов А. Шекспир и Италия. "Лит. учеба", М., 1938, Э 2. Дживелегов А., Бояджиев Г. История западноевропейского театра. Изд. "Искусство", М.-Л., 1941. (О жизни и творчестве B. Шекспира). Загорский М. Шекспир в России. (Из истории русского театра). "Советское искусство", 21 апреля 1939 г. Загорский М. Шекспир в России. "Ромео и Джульетта". Статьи и материалы к постановке трагедии "Ромео и Джульетта" на сцене Горьковского театра КСПС. Горький, 1936. Зубова Н. О пятиактном строении пьес Шекспира. "Литературный критик", М., 1936, Э 4. Кеменов В. Приземленный Шекспир. "Советское искусство", М., 1936, Э 24. Кеменов В. Шекспир в объятиях "социолога". "Литературный критик", М., 1936, Э 1. Кеменов В. Классовый характер и народность в творчестве Шекспира. "Советское искусство", М., 5 августа 1936 г., Э 36. Классики мировой литературы (Сервантес, Шекспир, Мольер). Хронология главных произведений и краткие биографии. (Т. Розанова). Гослитиздат, М., 1937. Коган П. Вильям Шекспир. Изд. "Молодая гвардия", М.-Л., 1931. Кржижановский С. Комедийный сюжет у Шекспира. "Интернациональная литература", М., 1935, Э 7. Кржижановский С. Контуры шекспировской комедии. (Заметки о шекспировской драматургии). "Литературный критик", М., 1935, Э 2. Кржижановский С. Военные мотивы у Шекспира. "Советское искусство", М., 8 декабря 1938 г. Кржижановский С. Детские персонажи у Шекспира. "Детская литература", М., 1940, Э 6. Лавров П. Шекспир и наше время. В кн. П. Л. Лаврова "Этюды о западной литературе", под ред. А. А. Гизетти и П. Витязева. "Колос", 1923. Лавровский В. Англия при Тюдорах. В кн. "История средних веков", под ред. С. Д. Сказкина и О. Л. Вайнштейна, т. II, Гос. соц. - эк. изд., М. 1938-1939. (Акад. наук СССР, Инст. истории). Лернер Н. Отношения Пушкина и Шекспира. ("Пушкинологические этюды"). Сб. "Звенья", 1935, V. Луканов Г. Театр эпохи Шекспира, "О Шекспире". Сб. статей и материалов к постановке "Отелло" на сцене Горьковского театра КСПС, под ред. Е. Д. Суркова. Горький. Горьковский театр КСПС. 1935. Луначарский А. Бэкон в окружении героев Шекспира. (Глава из работы о Френсисе Бэконе). "Литературный критик", М., 1934, Э 12. (То же, "International Literature", M., 1936, Э 1). Луначарский А. История западноевропейской литературы в ее важнейших моментах. Лекции, читанные в Университете имени Я. М. Свердлова, ч. I. M., Госиздат, 1930. ("Шекспир и его век", лекция 6). Луначарский А. Личность и творчество Шекспира. В сб. "Статьи о театре и драматургии". Изд. "Искусство", М.-Л., 1938. (То же - Большая сов. энциклопедия, т. 62). Луначарский А. О героях Шекспира. В сб. "Жизнь и смерть короля Ричарда III". Изд. ГБДТ, Л., 1935. (См. стр. 17). Луначарский А. По поводу портретов Шекспира. "Красная нива", М., 1923, Э 10. Луначарский А. Разоблачение одной из величайших тайн. В сб. "Этюды критические. Западноевропейская литература", М.-Л., 1925. Луначарский А. Социализм и искусство. В сб. "Театр и революция", ГИЗ, М.. 1924. (Отношение Шекспира к искусству. "Буря"). Луначарский А. Шекспир и его время. "Комсомольская правда", 1929, 7 и 14 сентября. (Анализ пьес "Кориолан" и "Юлий Цезарь"). Луначарский А. Экскурсии в мир Шекспира. (По следам Густава Ландауера). "Красная нива", М., 1923, ЭЭ 4-6 и 9. Мовшенсон А. Костюм в пьесах Шекспира. "Театр", М., 1939, Э4. Мокульский С. История западноевропейского театра. Пособие для театральных вузов, училищ и студий, ч. I. М., 1936. (Глава IV, "Возрождение в Англии"). Мокульский С. (ред.). Хрестоматия по истории западноевропейского театра. Изд. "Художественная литература", М., 1937, (Шекспир. Отзывы современников о Шекспире. Шекспир о театре и актерском искусстве. Актерское искусство в Англии эпохи Шекспира). Морозов М. Баллады о Робин Гуде. (Влияние английской народной легенды на творчество Шекспира). "Литературный критик". М., 1938, кн. 12. Морозов М. Слово Шекспира. "Советское искусство", М., 21 апреля 1939 г. Морозов М. Комментарии к пьесам Шекспира. Изд. ВТО М.-Л., 1940. ("Гамлет", "Отелло", "Ромео и Джульетта", "Сон в летнюю ночь", "Виндзорские проказницы", "Зимняя сказка" и "Цимбелин"). Морозов М. О жизни Шекспира. "Литературный критик", М., 1940, кн. 1. Морозов М. Стилистическое своеобразие Шекспира. (К 375-летию со дня смерти). "Красная новь", М., 1941, Э 4. Морозов М. Шекспир. "История английской литературы", т. I, вып. 2. Акад. наук СССР. Институт мировой литературы имени А. М. Горького, М.-Л., 1945. Морозов М. Шекспир В. ВТО, Кабинет Шекспира. Бюллетень Кабинета Шекспира и зап.-европ. классики, М., 1939. Морозов М. Шекспир. Изд. "Молодая гвардия", М., 1947. (Жизнь замечательных людей). Морозов М. Язык и стиль Шекспира. В кн. "Из истории английского реализма", М., 1941. Мюллер В. Драма и театр эпохи Шекспира. Изд. "Academia", М.-Л., 1925. (Российский институт истории искусства). Мюллер В. Личные мотивы в творчестве Шекспира. "Известия Акад. наук СССР. ИОН", 1935, Э 2. Нельс С. Шекспир и европейская культура. "Театр", М., 1941, Э 4. (Гете о Шекспире. Интерпретация образов Лира и Гамлета актерами XIX века. Макс Рейнгардт и Гордон Крэг). Николаев В. О некоторых особенностях развития шекспировских характеров. "Труды Горьковского гос. педагогического института", Горький, 1940, вып. 8. Нусинов И. Вековые образы. Гослитиздат, М., 1937. (Гамлет, Король Лир). Работа шекспировского кружка (при Ростовск. обл. отделе ВТО). Ученые записки факультета языка и литературы. Гос. педагогический институт, Ростов-на-Дону, 1940, т. III. Рейзов Б. Французская романтическая драма. (Глава II, "Шекспир и романтизм"). "Театр", М., 1939, Э 10. Розанов М. Обращение к Шекспиру. "Советское искусство", М., 8 октября 1933 г., Э 46. (Сценическая история шекспировской драматургии). Рокотов Т. Шекспир и война. Опыт анализа по хроникам. "Интернациональная литература", М., 1942, ЭЭ 3-4-5. Рокотов Т. Шекспир и его время. Избранные сочинения в 2 томах. Изд. "Academia", М.-Л., 1937, т. I. Сильверсван. Театр и сцена эпохи Шекспира. Сборник историко-театральной секции Т. И. Изд. ТЕО Наркомпрос, П., 1918. Сильман Т. Драматургия эпохи "бури и натиска". В кн. "Ранний буржуазный реализм". Сб. статей под ред. Берковского. Изд. "Художественная литература", Л., 1936. Смирнов А. Английский театр в эпоху Шекспира. Сб. "Очерки по истории европейского театра", под ред. А. А. Гвоздева и А. А. Смирнова, с 22 иллюстр. в тексте. Античность, средние века и Возрождение. Изд. "Academia", М.-Л., 1923. Смирнов А. Жизнь и творчество Шекспира. Избранные сочинения в 4 томах. Детиздат, М.-Л., 1938, т. I. Смирнов А. Объем и хронология творчества Шекспира. В сб. "Жизнь и смерть короля Ричарда III", изд. ГБДТ, 1935, См. стр. 19. Смирнов А. Творчество Шекспира. Лен. гос. акад. искусствознания Лен. гос. Больш. драм, театра имени А. М. Горького, 1934, с иллюстр. (Библиография: "Русская критическая литература о Шекспире", стр. 198-201). Смирнов А. Шекспир, Ренессанс и барокко. К вопросу о природе и развитии шекспировского гуманизма. "Вестник Лен. университета", Л., 1946, Э 1. Смирнов А. Шекспир. (Сущность искусства и творческий метод). В кн. "Ранний буржуазный реализм". Л., 1936. Смирнов А. Шекспир и его наследие. "Литературная учеба", М., 1934, ЭЭ 7 и 8. Соллертинский И. Шекспир и мировая музыка. "Шекспир 1564-1939". Сб. статей Н. П. Верховского, К. Н. Державина и др. Отв. ред. К. Н. Державин. Изд. "Искусство", Л. - М., 1939. (Гос. научно-исслед. институт театра и музыки). Спасский Ю. Народность в творчестве Шекспира. "Народное творчество", М., 1939, Э 4. Спасский Ю. О поэтическом герое наших дней. "Театр", М., 1940, Э 2. (2. "Пафос трагедий античной и Возрождения. Мечта, поэзия, быт"). Спасский Ю. Шекспир без конца. (Вечное в образах Шекспира). "Театр", М., 1939, Э 4. Спасский Ю. Шекспир, Мольер, Пушкин. (Анализ творчества). "Театр", М., 1939, Э 1. Сретенский Н. Шекспиризм Байрона в Дон-Жуане. Ученые записки. (Гос. педагогический институт, Ростов-на-Дону, 1938, т. I). Фриче В. Вильям Шекспир. Госиздат, М. - Л., 1926. (Критикобиблиографическая серия). Фриче В. Из новейшей литературы о Шекспире. "Печать и революция", М., 1921, Э 3. Фриче В. Очерк развития западноевропейской литературы. Госиздат, М., 1922. Фриче В. Шекспир. Характер творчества. "Литература и марксизм", М., 1930. Э 1. Фриче В. Переписка с Е. А. Езерским. (О Шекспире). "Литература и марксизм", М., 1930, Э 1. Фриче В. Неизданные работы. (Незаконченные статья и письмо о В. Шекспире). (Ред. и комментарии И. М. Нусинова). "Литература и марксизм", М., 1930, Э 1. Черных Н. Проблема Шекспира. "Литературный критик", 1937, Э 12. (Вопросы авторства и хронологии). Шекспир. Очерк. Авторы: И. Аксенов, В. Миллер, А. Луначарский, А. Гвоздев. Большая сов. энциклопедия, т. 62. М., 1933. Шекспир, его современники и подражатели. (М. М. Морозов, М. Д. Заблудовский, Е. И. Домбровская, А. А. Аникст, А. А. Елистратова), "История английской литературы", т. I, вып. 2. Акад. наук СССР. Институт мировой литературы имени А. М. Горького. 2. ПЬЕСЫ И ОБРАЗЫ ШЕКСПИРА  "Антоний и Клеопатра" Гнедич П. Об "Антонии и Клеопатре" Шекспира. (Из записной книжки старого театрала). "Жизнь и искусство", П., 1923, Э 5. Гроссман-Рощин И. Раненые звезды. Статья I. (Анализ трагедии Шекспира "Антоний и Клеопатра"). "Театр и драматургия", М., 1933, Э 7. "Буря" Розанов М. Умиротворенная буря. Избранные драмы в новых переводах. ГИХЛ, М.-Л., 1934, т. I ("Буря" Шекспира). "Гамлет" Аксенов И. "Гамлет" и другие опыты в содействие отечественной шекспирологии. Изд. "Федерация", М., 1930. Атаир-Руднева С. Загадка вечности. Новый взгляд на Гамлета. П., 1917. Бескин Э. Бессмертие дыбом. "Новый зритель", М., 1924. Э 13. (О различной трактовке трагедии и образа Гамлета). Бескин Э. Историческая диалектика Гамлета. "На литературном посту", М., 1928, Э 15-16. (Исторические этапы Гамлета). Блок А. Заметки о Гамлете. Собр. соч., т. 12, "О театре". Л., 1936. Брейтбург С. Толстой за чтением и на представлении "Гамлета". "Интернациональная литература", М., 1940, Э 11-12. Гнедич П. "Офелия". "Ежегодник петр. гос. акад. театров", П., 1922, Э 12. Луначарский А. Принц Гамлет. Этюды. (Сборник статей). Госиздат, М.-Л., 1922. (В статье "Перед лицом рока"). Морозов М. Заметки о "Гамлете". (Текстуальный разбор пьесы Шекспира). "Театр", М., 1939, Э 4. Морозов М. "Гамлет" Шекспира. Изд. "Молодая гвардия", М., 1940, кн. 5-6. Обручев С. Современное лицо Гамлета. "Печать и революция", М., 1925, Э 5-6. Петропавловский С. Социальные корни гамлетизма. (К постановке Театром имени Вахтангова "Гамлета" Шекспира). "Старый большевик", М., февраль 1933 г., Э 1 (4). Розанов М. Гамлет - трагедия воли. "Избранные драмы в новых переводах". ГИХЛ, М.-Л, 1934, т. I. Станиславский К. Последние беседы с учениками. (О Гамлете). "Советское искусство", М., 10 августа 1938 г. Шекспир В. "Трагедия о Гамлете, принце датском", изд. 2-е. Госиздат, М.-Л., 1929, Дешевая библиотека классиков. Послесловие "Проблема личности Гамлета" (стр. 145-152). Шипулинский Ф. Трагедия мятежного принца. (К постановке "Гамлета" в Театре РСФСР). "Вестник театра", М., 1921, Э 80-81. Исторические хроники "Жизнь и смерть короля Ричарда III". Трагедия в 3 д. Статьи и материалы к постановке трагедии Шекспира в Гос. Большом драматическом театре имени А. М. Горького, 1935 г. Гвоздев А. За подлинного Шекспира. Смирнов А. Борьба за Шекспира. "О Ричарде III". (Опыт характеристики). Луначарский А. О героях Шекспира. Булгаков А. Шекспир на русской сцене. Абрамов А. Шекспир за рубежом. Кудрявцев А. История Ричарда и его эпохи. Абдулидзе С. Шекспир в изобразительных материалах. Тупикин И. С. Шекспир и цензура. Ле. Объем и хронология творчества Шекспира и др. Баратов Б. Исторические хроники Шекспира. "Театр", М., 1938, Э 3. Берковский Н. Послесловие к переводу Пастернака "Король Генрих IV" В. Шекспира. "Звезда", М., 1946, Э 2-3. Кржижановский С. Забытый Шекспир. (Исторические хроники и забытые комедии). "Театр", М., 1939, Э 4. Кржижановский С. Поэтика шекспировских хроник. "Интернациональная литература", М., 1936, Э 1. Кржижановский С. Шаги Фальстафа. (Характеристика шекспировского героя). "Литературный критик", М., 1934, Э 12. Jackson T. A. Marx and Shakespeare. "Internationa] Literature", M., 1936, Э 2. (Полемика с Нечкиной о социальной природе Фальстафа). Nechkina M. Shakespeare in Karl Marx's "Capital". "International Literature", M., 1935, Э 3. (Социальная природа Фальстафа и др.). Соллертинский И. Фальстаф Виллиама Шекспира. "За большевистский театр", Л., 17 сентября 1940 г., Э 19. Ф. Ш. "Ричард III". (Историческая справка). "Вестник театра" М., 1920, Э 52. "Король Лир" Блок А. "Король Лир" Шекспира. "Дом искусств", Л. 1921, Э 1. Кузьмин Н. Трагедия справедливости. "Жизнь искусства", Л., 1920, Э 562-563. (О трагедии "Король Лир"). Розанов М. Лир - трагедия самовластия. Избранные драмы в новых переводах. ГИХЛ, М.-Л., 1934, т. I. Сильверсван. "Король Лир" Шекспира. Сборник историко-театральной секции Т. II. Изд. ТЕО Наркомпроса, П., 1918. "Макбет" Розанов М. "Макбет" - трагедия честолюбия. Избранные драмы в новых переводах. М.-Л., 1934, т. I. "Отелло" Аксенов И. "Отелло". "Интернациональная литература", М., 1935, Э 10. Берковский Н. "Отелло", трагедия Шекспира. "Труды военного института иностранных языков", Л., 1946, Э 2. Кржевский Б., проф. "Отелло". К возобновлению постановки в Акад. театре драмы имени Пушкина. "Ленинград", 1945, Э 3. Мовшенсон А. О Шекспире и Отелло. "За советское искусство", 19 декабря 1938 г., Э 21. Морозов М. "Отелло". Остужев - Отелло. Сб. ВТО, Кабинет Шекспира, М.-Л., 1938. Морозов М. Анализ трагедии "Отелло" по ходу действия. "Отелло - венецианский мавр" Шекспира. Материалы к постановке. Ред. Вл. Кожевникова. ВТО, Кабинет Шекспира и западной драматургии. М.-Л., 1947. "Укрощение строптивой" Морозов М. Комедия "Укрощение строптивой". "Укрощение строптивой" - в Центр, театре Красней Армии". Сборник. Общая ред. проф. М. М. Морозова. М.-Л., ВТО, 1940. "Юлий Цезарь" Гнедич П. "Юлий Цезарь" Шекспира. (Из записной книжки старого театрала). "Жизнь искусства", Л., 1922, Э 13. Сонеты Морозов М. О сонетах Шекспира. - "Новый мир", М., 1945. Э 11-12. Розанов М. Пушкин и Петрарка. "Московск"" ""шкинист", П. |1934. (Оценка Пушкиным сонетов Шекспира). 3. ШЕКСПИР НА СЦЕНЕ  (Шекспировские театр и исполнители в прошлом и настоящем) Акимов Н. Жизнь на сцене. "Театр", М., 1939, Э 4. (Шекспир на советской сцене - изучение вопроса). Алперс Б. Актерское искусство в России. Изд. "Искусство", М.-Л., 1945. "Мочалов в шекспировских ролях (Гамлет, Отелло, Лир). Каратыгин в шекспировских ролях (Кориолан, Гамлет, Лир)". Altmann Johann. The Soviet Theatre to-day. "International Literature", M., 1939, Э 4-5. (Шекспир на советской сцене 1938-1939 г.). Велизарий М. Шекспир на провинциальной сцене. Из воспоминаний актрисы. "Советский театр", М., 1936. Э 11. Велизарий М. "Русский провинциальный театр". Воспоминания. Изд. "Искусство", М.-Л., 1937. Велизарий М. Путь провинциальной актрисы. Изд. "Искусство", М. - ; Л., 1938. ("Ромео и Джульетта" в театре Соловцова. Мамонт Дальский в ролях Отелло и Гамлета. Т. И. Иванов-Козельский в роли Шейлока. А. И. Южин - "Макбет". Шекспир и Бородай. Утверждение Шекспира в провинции. И. М. Шувалов, Павел Самойлов, Д. М. Карамазов). Гвоздев А. Из истории театра и драмы. Изд. "Academia", П., 1923. (Реконструкция премьеры "Гамлета" в 1778 г. в Германии. Комедии Шекспира на сцене Запада. Постановка английских режиссеров (Бирбом Три, Бенсон). Истолкование немецких режиссеров (М. Рейнгардт). Гвоздев А. Сценическая история Шекспира на Западе. (С прилож. 2 иллюстр.). "Театр и драматургия", 1936, Э 3 (36). Гвоздев А. (Ред.). Хрестоматия по истории западного театра на рубеже XIX-XX веков. Изд. "Искусство", М. - Л., 1939. (Исполнители Шекспира на французском, немецком, английском и итальянском театрах). Дмитриев Ю. Новые материалы о Мочалове. "Театр", М 1940, Э 1. Дубинская А. Романтический актер. "Театр", М., 1937, Э 5. (Трактовка Шекспира на советской сцене). Дурылин С. Аира Олдридж ( Ira Aldridge). Изд. "Искусство", М. - Л., 1940. (Олдридж в шекспировских ролях). Карпинская Е., Финкельштейн Е. О Каратыгине. "Театр", М., 1941, Э 5. (Каратыгин в шекспировских ролях). Jerjomin Dmitri. Usbck Hamlet and Othello. "International Literature", M., 1944, Э 1 (Узбекский театр имени Хамза. Исполнение Абрара Хидоятова). Завадский Ю. Работа режиссера с художником и композитором. (Кн. "Режиссер в советском театре". М.-Л., 1940. О шекспировском реализме). Крути И. Советский шекспировский театр. "Советское искусство", М., 21 апреля 1939 г. Мастера театра в образах Шекспира. Сборник. Общая ред. М. М. Морозова. Изд. ВТО, М.-Л., 1939. (Морозов М. О Шекспире. Шекспировские образы в исполнении европейских и русских актеров. Остужев - Отелло. Папазян - Отелло. Хорава и Васадзе-Отелло " Яго. Хидоятов - Гамлет. "Король Лир" в Госете. "Много шума из ничего" в Театре имени Вахтангова. "Укрощение строптивой" в Театре Красной Армии и Ростовском драматическом театре имени Горького. "Двенадцатая ночь" в Ленинградском театре Комедии). Минц Н. Давид Гаррик. Изд. "Искусство", М.-Л., 1939. (Гаррик и Шекспир. Гаррик в шекспировских ролях). Михоэлс С. Роль и место режиссера в советском театре. (В кн. "Режиссер в советском театре". М.-Л., 1940. О "Короле Лире", "Отелло" и "Гамлете"). Нельс С. Шекспир и советский театр. "Октябрь", М., 1941, кн. 4. Немирович-Данченко Вл. О театре романтическом и реалистическом. "Ежегодник Московского Художественного театра, 1944", т. I; изд. МХАТ, М., 1946. Равич И. Роль классических произведений в современном репертуаре. "Искусство", М., 1939, Э 1-2. (Шекспир в Студии Малого театра; Шекспировский театр). Рокотов Т. Ваграм Папазян. "Вечерняя Москва", М., 1936, Э 83. (Папазян в ролях Шекспира). Ромашов Б. Смелость и дерзость. Шекспир и современность. "Советское искусство", М., 26 апреля 1933 г. Морозов М. Шекспир на советской сцене. ВОКС, январь, февраль 1941. Морозов М. Шекспир на советской сцене. (В кн. "25 лет советского театра", изд. ВТО, М., 1943.) Morosov Mikhael. Shakespeare on the Soviet Stage. "International Literature", M., 1941, Э 4. Morosov M. Shakespeare au theatre sovietique. "La Litterature Internationale", M., 1941, Э 4. Морозов М. О Шекспире на советской сцене. "Театральный альманах" ВТО, М., 1947, Э 6. Morosov M. Ira Aldridge. "International Literature", M., 1942, Э 3-4. (Олдридж в шекспировских ролях). Сахновский В. Некоторые вопросы режиссуры. "Театральный Альманах" ВТО, М., 1946. "Как вам это понравится" в Театре имени М. Н. Ермоловой; "Комедия ошибок" - в Театре имени Баумана (режисс. Краснянский); "Отелло" - в Театре имени Моссовета (режисс. Завадский); "Укрощение строптивой" - в Центральном театре Красной Армии (режисс. Попов). Тизенгаузен В. Квин и Баумейстер в роли Фальстафа. "Театр", М., 1939, Э4. Троицкий 3. Карл Зейдельман и формирование сценического реализма в Германии. М.-Л., 1940. Xорава А. Шекспировские традиции в советском театре. "Литературная газета", М., 20 апреля 1939 г. Юзовский Ю. В защиту режиссера. "Коммунист", Ереван, 28 июля 1944 г. (Шекспир на армянской сцене). Юзовский Ю. Шекспир - современник. (Пьесы Шекспира в постановке современных советских театров). "Театр", М., 1945, Э 1. Юрьев Ю. Записки, т. I, 1872-1899. 2-е изд. Предисловие Евг. Кузнецова. Изд. "Искусство", М.-Л., 1941. (Первое знакомство с Шекспиром, "Ромео и Джульетта" в постановке Шекспировского общества (стр. 26-31). Западные влияния: Юлий Цезарь у мейнингенцев; Барнай, Поссарт, Росси, Маджи в шекспировских ролях). Юрьев Ю., народный артист СССР. Мой путь к Шекспиру. "Театр", М., 1939, Э 4. (Воспоминания о шекспировских постановках 1880 г.). 4. ОТДЕЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ И ОБРАЗЫ ШЕКСПИРА  (Режиссерская и актерская интерпретация) "Гамлет" Бардовский А. Русский Гамлет. "Русское прошлое", Л., 1923, Э 4. Луначарский А. Шекспировские спектакли. В кн. "Театр и революция", М., 1942. (Сюзанна Депре в роли Гамлета). Потапов В. "Гамлет" в Театре имени Хамза. "Советское искусство", М., 5 июля 1936 г. Рафили М. "Гамлет" (на тюркской сцене). "Бакинский рабочий", Баку, 24 апреля 1933 г. Сахновский В. "Гамлет" на сцене МХАТ. (Подготовка постановки трагедии В. Шекспира). "Литература и искусство", М., 1944, Э 1. Фриче В. "Гамлет" во Французской комедии. (В кн. "Книги и люди"). М., 1923. Шекспир В. "Гамлет". Публикация материалов к постановке спектакля в Московском Художественном театре 1911 г. Ред. Б. И. Ростоцкий и Н. Н. Чушкин. "Ежегодник Московского Художественного театра, 1944", т. I; изд. МХАТ, М., 1946. Юзовский Ю. "Гамлет". (На шекспировском фестивале в Армении). "Новый мир", М., 1945, Э 7. Юзовский Ю. "Гамлет". Шекспировский турнир. Фестиваль в Армении. "Театральный Альманах" ВТО, 1946, Э 2 (4). (Гамлет в исполнении Вагаршяна и Джанибекяна). "Двенадцатая ночь" "Двенадцатая ночь". К постановке комедии Шекспира. Худож. руководитель нар. артист республики Н. И. Собольщиков-Самарин. Постановка К. А. Ведерникова. Горьковский краевой театр драмы. Горький, 1935. (Барсуков Н. Значение "Двенадцатой ночи". Жизнь Шекспира). "Двенадцатая ночь". Комедия в 4-х д. В. Шекспира. Перев. М. Лозинского. Сб. статей к постановке в Лен. гос. театре Комедии. Л., Лен. гос. театр Комедии, 1938. ("Личность и творчество Шекспира" из книги Мокульского "История западноевропейского театра"; Маркс и Энгельс "О Шекспире"; Акимов Н. "Путешествие в Иллирию"; Лозинский М. "О языке иллирийцев"). "Как вам это понравится" Бояджиев Г. "Как вам это нравится". Новый спектакль в Театре имени М. Н. Ермоловой. "Известия", М., 10 февраля 1940 г., Э 33. "Король Лир" Вас А. Дела и дни. "Король Лир" в 1-й Акад. студии. Из беседы. "Зрелища", М., 1923, Э 36. (В. Сушкевич о постановке). Михоэлс С. Об образе вообще и Лира - в частности. "Театр", М., 1937, Э 6. Нельс С. Трагедия короля Лира в трактовке Михоэлса. (К постановке "Короля Лира" в Госете). "Красная новь", М., 1935, Э 6. Нельс С. Тема Михоэлса. "Театр", М., 1937, Э 2-3. (Лир - идея и трактовка). Нусинов И. Проблема Шекспира на театре. "Король Лир" в Госете. "Театр и драматургия", М., 1935, Э 6 (27). Фрейдкина Л. "Король Лир" в Московском государственном Еврейском театре. Изд. "Дер Эмес", М., 1935. Фрейдкина Л. Тени Лира. К истории сценического образа Лира. "Театр и драматургия", М., 1935, Э 4 (29). Юзовский Ю. "Король Лир". (Шекспир, Московский Госет). "Литературный критик", М., 1935, Э 8, и "Литературная газета", М., 15 февраля 1935 г., Э 9. Берковский Н. Трагедия Лира, "Король Лир" в Большом драм, театре имени Горького. С иллюстр. "Искусство и жизнь", Л., 1941, Э 5. "Король Лир" в Большом Драматическом театре имени М. Горького. Сб. статей. Большой Драматический театр имени Горького. Изд. "Искусство", Л.-М., 1941 (Авторы: Козинцев Г., Альтман Н. и Шостакович Д.) . Козинцев Г. "Король Лир". (В. Шекспир. С иллюстр.). "Театр", М., 1941, Э 4. "Макбет" Цимбал С. "Макбет" в Ленинграде. "Советское искусство", М., 22 сентября 1940г. "Много шума из ничего Блюм В. Шекспир в Театре имени Вахтангова. "Много шума из ничего". "Театр и драматургия", М., 1936, Э 12 (45). Рапопорт И. К постановке комедии Шекспира "Много шума из ничего" (доклад на худ. совете Театра имени Вахтангова) и "О работе над комедией "Много шума из ничего". "Вахтанговец", 1936, ЭЭ 5 и 15. Фрейдкина Л. Из сценической истории "Много шума из ничего". (История постановки шекспировской комедии на русской сцене). "Театр и драматургия", М., 1936, Э 12 (45). "Отелло" Гвоздев А. Остужев - Отелло. "Рабочий и театр", Л., 11 июня 1936 г. Игнатов С. Творчество актера. "Отелло" в Малом театре. "Театр и драматургия", М., 1936, Э 2 (35). Остужев - Отелло. Сборник. Л. - М., 1938, ВТО, Кабинет Шекспира. (М. М. Морозов - "Отелло"; Остужев об Отелло (запись и обработка Тизенгаузена); Готлиб - "Работа над образом. Третий акт трагедии" (запись репетиционной работы).. Нельс С. "Отелло" на московской сцене (Малого и Реалистического театров). "Советский театр", М., 1936, Э 4-5. "Отелло - венецианский мавр" Вильяма Шекспира. Материалы к постановке. Ред. В. М. Кожевников. Кабинет Шекспира и западной драматургии ВТО. М.-Л., 1946. М. М. Морозов - Подстрочный перевод трагедии Шекспира "Отелло" с комментариями; М. М. Морозов - "Анализ трагедии "Отелло" по ходу действия". "Венецианский мавр". Новелла Чинтио в переводе Ю. В. Семенова. Из сценической истории трагедии "Отелло". Составили Л. Д. Вендровская и Н. М. Суханова. "Отелло" на зарубежной, русской и советской сценах: исполнение актеров - Кина, Аира Олдриджа,Росси, Т. Сальвини, Муиэ-Сюлли, А. Маджи, Г. Ирвинга и Эд. Буса, Яковлева, Мочалова, Каратыгина, А. П. Ленского, Адамяна, Станиславского, М. Дальского, Сумбатова-Южина, Папазяна, Ю. М. Юрьева, В. А. Синицина (Яго) и Б. Н. Ливанова (Кассио), Остужева, А. А. Хорава и А. А. Васадзь (Отелло и Яго), Джанибекяна и Нерсесяна, Абрара Хидоятова, Мордвинова и Оленина (Яго). Попов Н. "Отелло" в Обществе искусства и литературы. (Воспоминания о режиссерской работе К. С. Станиславского 1895 г. над Шекспиром). "Театр", М., 1940, Э 8. Станиславский К. Режиссерский план "Отелло". Изд. "Искусство", М.-Л., 1945. (С иллюстр.). Загорский М. Литературные отклики. "Театр", М., 1945, Э 3-4. (О книге Станиславского К. С. "Режиссерский план "Отелло" и о спектакле "Отелло" в МХАТ). Троицкий З. Любимый актер Маркса. "Театр", 1939, Э 5. (Зейдельман в роли Яго). Хорава. "Отелло" (Об исполнении трагедии. Гастроли в Киеве). "Советская-Украина", Киев, 17 июля 1939 г. Юзовский Ю. Шекспировский турнир. (Фестиваль в Армении). "Театр". Сб. статей и материалов ВТО. М., 1945. (Театр им. Сундукяна: Отелло в исполнении Джанибекяна и Нерсесяна; Яго - Маневеляна). "Ромео и Джульетта" Аксенов И. "Ромео и Джульетта". (Постановка в Московском театре Революции). "Интернациональная литература", М., 1935, Э 8. Прудская А. Любовь-герой драмы. О "Ромео и Джульетте". "Театр и драматургия", М., 1934, Э 10. Розанов М. Грезы молодости ("Ромео и Джульетта"). Избранные драмы в новых переводах. ГИХЛ, М.-Л., 1934, т. I. "Ромео и Джульетта". Статьи и материалы к постановке трагедии "Ромео и Джульетта" на сцене Горьковского театра КСПС. Горьковский театр КСПС, Горький, 1936. Штайн Г. "Ромео и Джульетта". (Шекспир на сцене периферийных театров). "Театр", М., 1939, Э 6. Юзовский Ю. "Ромео и Джульетта". (Шекспир в Театре Революции). "Литературный критик", М., 1935, Э 7. "Укрошение строптивой" Соллертинский И. "Укрощение строптивой" Шекспира в Гостеатре Комедии. "Рабочий и театр", Л., 1935, Э 8. Попов А. Первое знакомство. (К постановке комедии Шекспира "Укрощение строптивой" в ЦТКА). "Театр", М., 1939, Э 4. "Укрощение строптивой" в Центральном театре Красной Армии. Сборник. Общая ред. проф. М. М. Морозова. ВТО, М.-Л., 1940 (с иллюстрациями). (Морозов М. М. - "Комедия "Укрощение строптивой". Попов А. Д. - "Встреча театра с Шекспиром". Урбанович П. Я. - "Слуги в спектакле". Бояджиев Г. Н. - "Спектакль "Укрощение строптивой". Шифрин Н. А. - "Задача художника"). "Юлий Цезарь" Шекспир В. "Юлий Цезарь". Публикация режиссерской партитуры Вл. И. Немировича-Данченко. Ред. Б. И. Ростоцкий и Н. Н. Чуткин. "Ежегодник Московского Художественного театра, 1944", т. I; изд. МХАТ, М., 1946 г. Ростоцкий Б. И. и Чушкин Н. Н. Шекспировские спектакли в Московском Художественном театре. "Юлий Цезарь". "Ежегодник Московского Художественного театра, 1944", т. I; изд. МХАТ, М., 1946. Два письма В. А. Симову. 50 лет в театре. "Театр и драматургия", М., 1933, Э 1. (Письмо Немировича-Данченко об оформлении "Юлия Цезаря" Шекспира в МХАТ). II. ШЕКСПИР, ЕГО ИЗУЧЕНИЕ И ПРОПАГАНДА В СССР  1. СОВЕТСКОЕ ШЕКСПИРОВЕДЕНИЕ (ПРИНЦИПЫ И ЗАДАЧИ) Morosov M. Soviet Shakespeare Studies. "International Literature", M., 1944, Э 4. Морозов М. Задачи советских шекспироведов. "Литературная газета", М., 20 апреля 1946 г., Э 17. Аксенов И. Новости истории и теории театра. "Жизиь искусства", Л., 1925, ЭЭ 13 и 15. (О работах по шекспирологии). Бороздин Н. Стороженко и театр. "Театр", М., 1945, Э7-8. (Изучение Шекспира в дореволюционной России). Ванслов В. Западноевропейская литература в оценках Пушкина. А. С. Пушкин. 1837-1937. Проблемы пушкинского творчества. Учпедгиз, М., 1937. (Пушкин о Шекспире. Анализ высказываний). 2. ДИСПУТЫ, КОНФЕРЕНЦИИ  Кальм М. На диспуте в Комакадемии. "Советское искусство", М., 8 декабря 1933 г. ("Актуален ли Шекспир?"). Бегак Р. Шекспир на советской сцене. "Вечерняя Москва", М., 22 декабря 1933 г., Э 292. (Диспут в Комакадемии о постановках Шекспира). Шекспировская конференция в Москве. "Театральная декада", М., 1935, Э 11. (Программа работ). Рощин Н. Шекспировская конференция. (В Клубе мастеров искусств). "Литературная газета", М., 1 декабря 1935 г. Т. Р. На шекспировской конференции. В Клубе мастеров искусств. "Вечерняя Москва", М., 1935, Э 273. (Доклады). Кута. Шекспир на советской сцене. Первая научно-творческая конференция по Шекспиру. "Советское искусство", М., 1 декабря 1935 г. Шекспировское наследие - пролетариату. (Шекспировская конференция). "Литературная газета", М., 1 декабря 1935 г., Э 66. Гвоздев А. Сценическая судьба Шекспира на Западе. Литовский О. Шекспир на советской сцене. Соллертинский И. Шекспир и музыка. (Шекспировская конференция). "Литературная газета", М., 4 декабря 1935 г., Э 67. Э. Ф. Шекспировская конференция. "Литературный Ленинград", Л., 1 мая 1935 г., Э 20. Эйдельман Я. Проблема Шекспира. На шекспировской сессии ИКП Литературы. "Литературная газета", М., 15 декабря 1936 г. Доклады о Шекспире. "Правда", М., 11 мая 1936 г., Э 123. (Серия докладов, организованных Институтом красной профессуры). Научно-творческая конференция по Шекспиру. "Театр и драматургия", М., 1936, Э 1. Шекспировская сессия в Институте красной профессуры. "Вечерняя Москва", М., 10 и 13 мая 1936 г. Вечера творчества Горького и Шекспира. "Литературный Ленинград", Л., 17 октября 1936 г. Об ознаменовании 375 лет со дня рождения Шекспира. (Приказ Э 131 от 22 марта 1939). "Бюллетень Комитета по делам искусств при СНК СССР", М., 1939, Э 8. Зубова Н. Шекспировская конференция ВТО. "Театр", М., 1939, Э 6. А. Б. Шекспировская конференция ВТО. "Советское искусство" М., 21 апреля 1939 г. Шекспир. Общая ред. М. М. Морозова. (Бюллетень Э 1 Кабинета Шекспира и зап.-европ. классики ВТО). Изд. "Искусство", М., 1939. (Стеклогр.). (Материалы Шекспировской конференции ВТО, 1939. Материалы о работе кабинета). Rokotov Timofei. A contemporary of Eternity. "International Literature", M., 1939, Э 6. Shakespeare anniversary celebrated in the U.S.S.R, (Шекспировский фестиваль в СССР). Шекспировская конференция в Ярославле. "Известия", 6 апреля 1939 г., Э 81. (Доклад М. Морозова "Трагедия Шекспира"). Голубева В. За подлинного Шекспира. (С конференции ВТО и секции пеоеводчиков ССП). "Литературная газета", М., 10 февраля 1940 г., Э 8. Столяров М. Как переводить Шекспира. (С конференции ВТО и секции переводчиков ССП). "Советское искусство", М., 9 февраля 1940 г. К. Т-ский. Как переводить Шекспира. (К итогам конференции, организ. ВТО и ССП). "Театр", М., 1940, Э 3. Huntley Carter. Celebration of the Shakespearean Anniversary. "International Literature", M., 1940, Э 1. Шекспир и его эпоха. Творческая конференция в облдрамтеатре "Сталинское знамя". Рязань, 10 сентября 1940 г. Шекспировская конференция. "Уральский рабочий", 15 мая 1941 г. Шекспировская конференция ВТО. "Комсомольская правда", М., 22 апреля 1942 г., Э 94. (Доклад М. Морозоса "О борьбе за гуманизм в творчестве Шекспира"). Открытие шекспировской конференции (ВТО) в Москве. "Правда", М., 28 апреля 1943 г., Э 109. Шекспир на 25 языках народов СССР. "Вечерняя Москва", М., 4 февраля 1943 г., Э 28. (Цикл докладов, организованных ВТО о Шекспире на сцене национальных театров). Григорян Р. Шекспировская конференция и фестиваль в Армении. "Правда", М., 22 апреля 1944 г., Э 97. (План работы). Дневник конференции. "Коммунист", Ереван, 26 и 29 апреля и 1 мая 1944 г. (Отчет о VI Всесоюзной шекспировской конференции в Ереване). Morosov M. Shakespeare in the Transcaucasus. "International Literature", M., 1944, Э 8. (1-я, 2-я, 3-я, 4-я, 5-я и 6-я Шекспировские конференции ВТО; Шекспировский фестиваль в Армении. Шекспировские спектакли в Тбилиси). Открытие шекспировской конференции. "Советское искусство", М., 24 апреля 1945 г., Э 17. (7-я Шекспировская конференция ВТО). Шекспировские дни в Москве. "Известия", М., 25 апреля 1946 г., Э 91. (Выставка "Шекспировская Англия" ВОКС). Шекспировские дни в Москве. Шекспировская конференция. "Советское искусство", М., 26 апреля 1946 г., Э 18. (Отчет о 8-й конференции ВТО). Шекспировская конференция. "Литературная газета", М., 20 июля 1946 Г., Э 30. (Дзауджикау, Северо-Осетинская АССР). Леонидов П. К итогам Шекспировской конференции. "Социалистическая Осетия", Дзауджикау, 6 декабря 1946 г. 3. ЮБИЛЕЙНАЯ, УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА  Аникст А. Шекспир. (К 375-летию со дня рождения). "Книга и пролетарская революция", М., 1939, Э 4. Аникст А. (доц.). Вильям Шекспир. (К 330-летию со дня смерти). "Военный вестник", Л., 1946, Э 7-8. Бояджиев Г. Вильям Шекспир (1564-1616). "Молодая гвардия", М., 1936, Э 7. Ванслов В. "Гамлет" Шекспира. "Русский язык и литература в средней школе", М., 1935, Э 3. Вещезерский А. "Гамлет" и "Король Лир". (Опыт изучения в 10-м классе). "Литература в школе", 1940, Э 6. (И. Б.) Вильям Шекспир. 375 лет со дня рождения. "Литературное обозрение", М, 1939, Э 8. Вильям Шекспир (К 375-летию со дня рождения). "Литература и искусство Казахстана", 1939, кн. 4. Вильям Шекспир. (К 375-летию со дня рождения). "Смена", М., 1939, Э 4. Цахнович А. Вильям Шекспир и его трагедия "Гамлет". Материалы для работы в 10-м классе русской школы. Баку. Метод, кабинет Управления начальной и средней школ Наркомпроса Азербайджанской ССР, 1941. Дейч А. Литературное наследство Вильяма Шекспира. "Что читать", М., 1939, Э 4-5. Зерчанинов А. Вильям Шекспир. Материалы для работы в школе, "Литература в школе", 1937, Э 5. Книпович Е. Вильям Шекспир. "Детская литература", М., 1941, Э 4. Морозов М. Вильям Шекспир. "Календарь учителя", М., 1946. Рокотов Т. Великая братская душа. (375 лет со дня рождения В. Шекспира). "Интернациональная литература", М., 1939, Э 3-4. (Шекспир в современной Европе и в СССР). Сергеев Н. Вильям Шекспир. (К 375-летию со дня рождения). "Работница", М., 1939, Э 11. Штейн А. Вильям Шекспир - 325 лет со дня смерти. (С иллюстр.) "Что читать", М., 1941, Э 5. Штейн А. Шекспир и Сервантес. (К 325-летию со дня смерти, с приложением систематических указателей литературы). "Литературное обозрение", М., 1941, Э 7. 4. БИБЛИОГРАФИЯ О ШЕКСПИРЕ  Вильям Шекспир (325 лет со дня смерти). Указатель литературы. "Литературное обозрение", М., 1941, Э 7. Вильям Шекспир. К 375-летию со дня рождения. (Список литературы). Новосибирская обл. научная библиотека. Новосибирск, 1939. Новоселов В. Несколько сопоставлений. "Жизнь искусства", Л., 1923, Э 47. (Обзор переводов 1748-1903 гг.). Одарченко П. Вильям Шекспир (1564-1616). К 375-летию со дня рождения великого английского драматурга. Сборник материалов к юбилею. (Библиографическая памятка). Составил П. 3. Одарченко. Курск, Курский облиздат, 1939. Скопин Г. Вильям Шекспир. 1564-23 апреля 1616. Краткий указатель литературы к 325-летию со дня смерти. Казань, 1941. (Научная библиотека Татарской АССР при Казанском гос. университете имени В. И. Ульянова-Ленина, научно-библиографический отдел). Тарнопольский Я. Произведения Шекспира. "Вахтанговец", М., 1936, Э 2. (Книга о Шекспире). Что читать о Шекспире. Указатель литературы. "Что читать", М., 1939, Э 4-5. А. З. В. Шекспир (Аннотированный список произведений Шекспира и литературы о нем. Материалы к очередным темам программы по литературе). "Литература в школе", М., 1940, Э 1.