Вас ожидаю. Себастьян А на что мне деньги? Антонио Вдруг вас прельстит какая-нибудь вещь, А ваши средства, сэр, не столь роскошны, Чтоб тратиться на безделушки. Себастьян Час Я посвящу прогулке и не стану Вас разорять. Антонио Так у "Слона". Себастьян Запомнил. Уходят. СЦЕНА 4 Сад Оливии. Входят Оливия и Мария. Оливия (в сторону) За ним послала я, а вдруг придет? Но как его принять? Какой наградой? Ведь молодость, пожалуй, подкурить Намного легче, чем увлечь. Молчу! (Марии.) А где Мальволио? Он так серьезен И так он предан мне, что и не сыщешь Надежнее слуги. Так где же он? Мария Идет, мадам, но каким-то странным манером Он, кажется, тронутый, мадам. Оливия А в чем дело? Он буйствует? Мария Нет, мадам, улыбается почем зря. Лучше, чтоб кто-нибудь был при вашей милости, когда он явится. Я уверена что он с приветом. Оливия Пусть он придет. Мария уходит. А что со мной сейчас? И кто теперь безумнее из нас? Возвращаются Мария и Мальволио. Ну как, Мальволио? Мальволио Прелестная леди, хо-хо! Оливия Смеетесь? А у меня к вам дело скорей печальное. Мальволио Печальное, леди? Я могу быть и печальным; от этих подвязок накрест происходит закупорка вен - но что из этого? Если это приятно взору одной, со мной произойдет как в правильном сонете: "одной приятен - всем приятен". Оливия Что это с вами? С вами что-нибудь происходит? Мальволио Никаких черных мыслей, просто ноги у меня желтые. Оно попало в его собственные руки; и все приказания будут исполнены. Я надеюсь, мы узнаем это изысканный римский почерк? Оливия Может, вам пойти в постель, Мальволио! Мальволио В постель? "Я приду к тебе, мое сердечко!" Оливия Упаси вас господь! Что это вы так улыбаетесь и все время посылаете воздушные поцелуи? Мария У вас все в порядке, Мальволио? Мальволио На сей вопрос: да - соловьи ответствовали галкам. Мария Как вы смеете являться к госпоже с такой неприличной развязностью? Мальволио "Не пугайся величия". Так было сказано. Оливия Что это означает, Мальволио? Мальволио "Одни велики по рождению..." Оливия Что? Мальволио "...другие добиваются величия..." Оливия Что он там городит! Мальволио "...а иным оно даруется". Оливия Исцели вас небо! Мальволио "Вспомни, кому нравятся твои желтые чулки..." Оливия При чем тут желтые чулки? Мальволио "...и кто всегда хотел тебя лицезреть в подвязках накрест". Оливия В подвязках? Мальволио "Дерзай - и достигнешь, чего пожелаешь". Оливия Это я? Мальволио "Иначе в моих глазах ты только слуга". Оливия Он явно тронулся! Входит слуга. Слуга Мадам, молодой джентльмен герцога Орсино вернулся. Я с трудом уговорил его воротиться. Он ожидает соизволения вашей милости. Оливия Я выйду к нему. Слуга уходит. Оливия Милая Мария, за этим субъектом надо приглядывать. Куда девался мой родственник Тоби? Пусть к нему приставят кого-нибудь из моих людей. Я бы отдала половину приданого, чтобы с ним чего нибудь не случилось. Оливия и Мария уходят. Мальволио Ого! Ясно, кто я такой? Персону не хуже сэра Тоби, чтобы смотреть за мной! Это прямо сходится с письмом. Она его посылает намеренно, чтоб я мог обойтись с ним с должной амбицией, как она и побуждает меня в своем письме. "Сбрось с себя скромное обличие, - говорит она, - будь нелюбезен с родственником, суров со слугами, разговаривай как человек высокого положения, держись как личность незаурядная" - и дальше следует, каким способом этого достичь: неприступное лицо, начальственный вид, скупая речь, как подобает важной персоне, и тому подобное. Она попалась! И так как все это по воле Юпитера, да научит он меня благодарности. А когда она уходила: "за этим субъектом надо приглядывать". Субъект! Не "Мальволио", не по званию, а "субъект"! Да, все одно к одному, поэтому - ни на грош сомнений, несомненная бессомненность, сквозь все помехи, все невероятные или неблагоприятные обстоятельства - и зачем лишние слова! Нет ничего, что могло бы воспрепятствовать полному осуществлению моих надежд. И все это сделал Юпитер, его надо поблагодарить. Возвращается Мария с сэром Тоби и Фабианом. Сэр Тоби Во имя всего святого, где он? Если все черти из пекла скукожились, чтобы в него втиснуться, и весь бесовский легион в него вселился, я все равно с ним поговорю. Фабиан Да вот он, вот он. Как самочувствие, сэр Как себя чувствуете, дорогой? Мальволио Ступайте, я вас увольняю. Вы нарушаете мое уединение, ступайте. Мария Слышите, как демон в нем разоряется. Я же вас предупреждала. Сэр Тоби, миледи просила, чтобы вы взяли его под опеку. Мальволио Ага, именно так. Сэр Тоби Тише, тише. Спокойствие, с ним надо поосторожнее. Дайте я. - Как поживаете, Мальволио? - Надо учесть, что он враг людского рода. Мальволио Вы соображаете, что говорите? Мария Видите, как его обижает, что вы непочтительно отзываетесь о черте! Дай бог, если он не околдован! Фабиан Надо снести его мочу к знахарке. Мария Завтра же поутру, если буду жива. Сказать невозможно, насколько миледи не хочет его лишиться. Мальволио О чем вы, мистрис? Мария О, господи! Сэр Тоби Умоляю, сохраняй спокойствие. С ним так нельзя. Вы же видите, это его возбуждает. Дайте-ка я с ним Фабиан Главное - деликатность; поделикатней, поделикатней. Дьявол груб, но сам грубостей не терпит. Сэр Тоби Что с вами, мой петушок? Как дела, цыпочка? Мальволио Сэр! Сэр Тоби Пошли со мной, миленок! Нет, братец серьезным людям не подобает играть в поддавки с сатаной Повесить его, трубочиста! Мария Пусть он скажет молитву, добрый сэр Тоби пусть он помолится. Мальволио Молиться, выдра! Мария А он про бога и слышать не хочет. Мальволио Чтоб вам повеситься! Знайте, бездельники, мелкие сошки, что я не вашего поля ягода. Вы меня скоро узнаете. (Уходит.) Сэр Тоби Что вы на это скажете? Фабиан Если бы это представить на театре, такая роль показалась бы мне ненатуральной. Сэр Тоби Наша шутка, братец, подействовала на него как зараза. Мария Теперь надо поддавать жару, иначе вся затея выдохнется и сникнет. Фабиан Тогда он окончательно свихнется. Мария Зато в доме будет спокойнее. Сэр Тоби Вот что: его можно запихать в чулан и связать. Моя племянница уверена, что он псих. И мы можем забавляться, пока не проучим его, тогда мы его помилуем. Но поглядите, кто там идет! Входит сэр Эндрю. Фабиан Не слишком ли много для одного майского утра! Сэр Эндрю Вот вызов, читайте. Ручаюсь, он с уксусом и с перцем. Фабиан Ишь как он приправлен! Сэр Эндрю Вы в этом убедитесь, читайте. Сэр Тоби Позвольте я. (Читает.) "Молокосос, кто ты ни на есть, я тебя ни во грош не ставлю". Фабиан Просто и смело. Сэр Тоби (читает) "Ты не удивляйся и не потрясайся до глубины души, что я тебя так обзываю, потому что объяснять это не считаю нужным". Фабиан Тоже толково. Это обеспечивает вас от правосудия. Сэр Тоби (читает) "Ты заявляешься к леди Оливии, и она любезничает с тобой на моих глазах. Но ты нахально брешешь, не поэтому я тебя вызываю". Фабиан Замечательно, кратко и умно. (В сторону.) Гумно. Сэр Тоби (читает) "Я буду поджидать, когда ты пойдешь домой; и пускай тут ты убьешь меня". Фабиан Недурно. Сэр Тоби (читает) "...ты это сделаешь как подлый негодяй". Фабиан Вы здорово лавируете перед законом. Продолжайте. Сэр Тоби (читает) "Привет, и пусть бог спасет одну из наших душ. Может, он приберет мою, но надеюсь на лучшее - имей это в виду. Твой доброжелатель, если будешь вести себя правильно, или твой заклятый враг - Эндрю Эгьючийк". Если это письмо на него не подействует, то вообще на него ничего не может подействовать. Я готов его передать. Мария Это удобно сделать сейчас. Он еще беседует с миледи и, по-моему, собирается уходить. Сэр Тоби Так идите, сэр Эндрю. Сторожите его в углу сада. Чуть он покажется, выхватывайте шпагу и подступайте к нему, а подступившись, выражайтесь покрепче, потому что бывает, если выразишься погромче и покуражистей, можно себя представить эффектней, чем в деле. Дуйте! Сэр Эндрю По части ругани я не спасую. (Уходит.) Сэр Тоби Эту писанину я, конечно, не стану передавать. Судя по манерам, он юноша воспитанный и с понятием это подтверждается его положением при герцоге и отношение моей племянницы. Конечно, это совершенно идиотское послание его не испугает; он поймет, что писал его кретин. Поэтому сэр, я лучше изложу его устно; я изображу Эгьючийка человеком отчаянной храбрости и постараюсь внушить юному джентльмену - может, он поверит по молодости лет - самые преувеличенные представления о его буйстве, напористости, неудержимости и забиячестве. Они оба так струсят, что убьют друг друга взглядом, как василиски. Фабиан Вон они идут с вашей племянницей. Отойдите в сторонку, а как он попрощается - сразу за ним! Сэр Тоби Надо придумать что-нибудь такое ужасное для вызова. Сэр Тоби, Фабиан и Мария уходят. Входят Оливия и Виола. Оливия Я все решилась каменному сердцу Сказать и даже честь ему вручить. Себя я осуждаю за оплошность. Но так она упряма и сильна, Что никакой попрек не страшен ей. Виола А ваша страсть похожа на злосчастье Патрона моего. Оливия Вот безделушка, Дарю на память. Это мой портрет. И не отказывайтесь. Он без слов. Еще есть просьба: завтра приходите. Ведь я б не отказала вам ни в чем, Что совместимо с честью. Виола А моя К вам просьба - полюбите господина. Оливия Но честь не позволяет то отдать, Что вам подарено. Виола Я позволяю. Оливия До завтра. Жду. Счастливого пути. Я за тобою в ад могла б сойти. (Уходит.) Сэр Тоби и Фабиан входят. Сэр Тоби Благослови вас бог, джентльмен. Виола И вас, сэр. Сэр Тоби Испробуйте все способы самозащиты. Не знаю, чем именно вы ему так крепко насолили, но он ожидает вас в конце сада, полный ярости и свирепый, как охотник. Засучите рукава; приготовьтесь попроворней, потому что ваш противник скор на руку, опытен и бьет наповал. Виола Вы ошибаетесь, сэр. Я уверен, что нет человека, с которым бы я поссорился. Моя память чиста, и в ней нет даже тени причиненной кому-нибудь обиды. Сэр Тоби Уверяю вас, это не так. Поэтому, если вы хоть немного цените свою жизнь, немедленно примите меры, чтобы себя оборонить; ибо у вашего противника есть все, чем молодость, здоровье, тренировка и ярость могут вооружить человека. Виола Но прошу прощения, сэр, кто он такой? Сэр Тоби Это рыцарь, принявший посвящение не ржавой рапирой и не на ковре. В драке он сущий дьявол. На его счету три души, разлученных с телом. В момент драки он приходит в такое неистовство, что не успокоится, пока не увидит смертные корчи и гроб. Его девиз: так или сяк, ты или я. Виола В таком случае я вернусь в дом и попрошу леди дать мне провожатого. Дело в том, что я не вояка. Я слышал о людях, которые любят придираться к другим, чтоб испытать их храбрость. Наверное, этот человек такого сорта. Сэр Тоби Нет, сэр. В данном случае возмущение происходит от явной обиды. Приготовьтесь дать ему сатисфакцию. В дом вы не отступите, иначе мне придется взять на себя то, что спокойно может сделать он. Поэтому - ни шагу или шпагу; драться вам придется, это решено; иначе век вам не носить оружия. Виола Это неучтиво и непонятно. Прошу вас оказать мне любезность и взять на себя труд узнать у рыцаря, чем именно я его обидел. Это могло произойти только случайно и без всякого умысла. Сэр Тоби Хорошо, я узнаю. Сеньор Фабиан, побудьте с джентльменом, пока я не вернусь. (Уходит.) Виола Простите, сэр, может быть, вам что-либо известно об этом деле? Фабиан Знаю только, что рыцарь в страшном негодовании против вас, вплоть до смертельного исхода. А подробности мне неизвестны. Виола А что он за человек, скажите пожалуйста. Фабиан Его внешность не сулит того, что обнаруживается при испытании его храбрости. Он действительно один из самых опытных, неукротимых и опасных драчунов в Иллирии. Если угодно, мы пройдем к нему; если удастся, я постараюсь помирить вас. Виола Вы меня очень этим обяжете. По мне худой мир лучше доброй ссоры; и меня не тянет прославиться как забияка. Уходят. Входят сэр Тоби и сэр Эндрю. Сэр Тоби Да, дружище, в нем что-то дьявольское. Я сроду не встречал такого типа. Мы чуток поразмялись с ним на рапирах, ножнами и так далее. Он делает выпады с такой страшной стремительностью, что это просто невыносимо, a при батмане отвечает так точно, что ноги не успевают коснуться подошвами земли. Говорят, он был учителем фехтования у персидского шаха. Сэр Эндрю Вот черт, я бы не хотел затеваться с ним. Сэр Тоби Да, но теперь его не утихомиришь. Фабиан тут едва с ним справляется. Сэр Эндрю Чтобы ему пусто было! Кабы я знал, что он не трус и так умеет фехтовать, я бы его лучше послал ко всем чертям, чем с ним задираться. Пусть он покончит дело миром, и я подарю ему моего чалого Капилета. Сэр Тоби Попробую ему предложить. Постойте тут и держитесь как ни в чем не бывало. Надеюсь, все обойдется без крови. (В сторону.) Покатаюсь на твоем чалом, как на тебе самом. Возвращаются Фабиан и Виола. (Фабиану.) Я получу от него коня за мирное урегулирование. Я убедил его, что юнец чистый дьявол. Фабиан А этот тоже о нем жуткого мнения. Еле дышит от страха и весь побелел, словно за ним медведь по пятам гонится. Сэр Тоби Ничего не получается, сэр; он поклялся с вами драться. Но, с другой стороны, он подумал об этой ссоре более здраво и готов признать, что она выеденного яйца не стоит. Поэтому выньте шпагу, в его клятва как бы исполнится Он заверяет, что вас не тронут. Виола (в сторону) Боже правый, защити меня. Еще немного - и я признаюсь, что во мне вообще нет ничего мужского. Фабиан Если увидите, что он не утих, задавайте стрекача. Сэр Тоби Подите сюда, сэр Эндрю. Все средства испытаны. Этот джентльмен желает с вами сразиться согласно требованиям чести, правила дуэли запрещают отказ; но он мне обещал, как дворянин и солдат, что не причинит вам вреда. Итак, вперед! Сэр Эндрю Господи, внуши ему исполнить клятву! Они обнажают шпаги. Виола Ей-богу, это не по моей воле. Входит Антонио. Антонио Эй, шпаги в ножны! И если этот юный джентльмен Обидел вас - я за него отвечу, А если вы - расплатитесь со мной. Сэр Тоби Вы, сэр? А кто вы такой? Антонио Я тот, кто может сделать для него И более, чем сказано. Сэр Тоби Ну что ж, если вы берете на себя его обязательства, я к вашим услугам. Фабиан Добрый сэр Тоби, погодите. Сюда идет стража! Сэр Тоби (Антонио) Скоро я буду к вашим услугам. Виола (сэру Эндрю) Вложите шпагу, прошу вас, сэр. Сэр Эндрю С огромным удовольствием, сэр! А свое обещание я обязательно сдержу. Она прекрасно выезжена и слушается поводьев. Входят офицеры стражи. Первый офицер Вот этот человек, исполняй. Второй офицер Антонио, я арестую вас По приказанью герцога Орсино. Антонио Вы, видимо, ошиблись, сэр. Первый офицер Нет, сэр, Я вашу личность знаю хорошо. И даже без матросской шапки. Взять! Он знает, что его я опознал. Антонио Я должен подчиниться. (Виоле.) Вот что значит - Искать вас. Что ж, семь бед - один ответ. Но как быть с вами - кошелек теперь Я вынужден забрать у вас. Моя Промашка так меня не огорчает, Как то, что я не в силах вам помочь. Вы, вижу, пали духом? Успокойтесь. Второй офицер Пойдемте, сэр. Антонио Я должен буду взять Часть денег. Виола Что за деньги, сэр? За вашу доброту ко мне, а также Ввиду столь трудных ваших обстоятельств Я кое-что могу ссудить из скудных Моих достатков. Их не так уж много. Я поделюсь всем тем, что есть при мне. Держите полказны моей. Антонио Вы отступились от меня? Возможно ли, чтобы моим заслугам Не придавали вы значенья? Можно ль Усугублять мою беду? Не стану Так низко падать, чтоб напоминать Мои заботы. Виола Я не знаю их. И вас не знаю, вас впервые вижу. Неблагодарность же я презираю Сильней, чем ложь, тщеславье или пьянство, Чем все пороки, что нам портят кровь. Антонио О, небеса! Второй офицер Пора. Пройдемте, сэр. Антонио Еще немного! Этого юнца Недавно вырвал я из пасти смерти; Всей святостью любви его берег; И к образу его, в котором видел Расцвет надежд, был набожно привязан. Первый офицер Нам не до этого. Пора идти. Антонио А этот бог на самим деле идол. Вы, Себастьян, унизили ваш образ. Природу портит сердца пустота, Но пуще пустоты - недоброта. Прекрасна честь, что в нас заключена, А внешность лакирует сатана. Первый офицер Он, видно, спятил; сэр, пошли, пошли. Антонио Ну что ж, ведите. Антонио и офицеры уходят. Виола Он говорил так пылко, что, наверно, За ним стоит уверенность; что ж это? Поверить ли, что не было утрат И он с тобой нас спутал, милый брат? Сэр Тоби Пойдите-ка сюда, рыцарь; пойдите-ка сюда, Фабиан, надо бы и нам перекинуться стишком или парочкой пословиц. Виола Меня назвал он Себастьяном. Что ж, Брат на меня, как в зеркале, похож. И был, как я сейчас, одет мой брат - Такой же стиль, и цвет, и весь наряд. О, если брата мне вернет обратно Волна, то буря нам благоприятна! (Уходит.) Сэр Тоби Бесчестный трусливый шпингалет! Заячья душа. Ясно, что он бесчестный, потому что покинул друга в беде и отрекся от него; а Фабиан подтвердит, что он трус. Фабиан Трус, подлинный трус. Чистой воды трус. Сэр Эндрю Ей-богу, догоню его и отлуплю. Сэр Тоби Вот-вот! Выдайте ему как следует, только шпаги не обнажайте. Сэр Эндрю Ну и не обнажу... (Уходит.) Фабиан Пошли поглядим, чем это дело кончится. Сэр Тоби Бьюсь о любой заклад, что ничем. Уходят. АКТ IV СЦЕНА 1 Перед домом Оливии. Входят Себастьян и Фесте. Фесте Вы хотите меня убедить, что я послан не за вами? Себастьян Ступай, ступай, оглашенный. Чего привязался? Отстань! Фесте Отлично держится, ей-богу! Правильно: я вас не знаю: леди не посылала за вами, чтобы с вами побеседовать; вас не звать Цезарио, а также - это не мой нос. И все не те, и все не так. Себастьян Прошу, пустозвонствуй где-нибудь в другом месте. Ты меня не знаешь. Фесте Пустозвонствуй! Он слышал это словечко от какого-нибудь ученого человека и теперь употребляет его применительно к шуту. Пустозвонствуй! Глядишь, этот оболтус мир сойдет за пай-мальчика. Прошу вас, перестаньте смотреть букой. И скажите, как мне пустозвонствовать перед леди? Будет ли пустозвонством сказать, что вы идете? Себастьян А я прошу тебя, невозможный грек, отчаливай от меня. На тебе деньгу, а будешь мозолить глаза - получишь по заслугам. Фесте Честное слово, это от щедрой руки. Все эти умники платят шутам, чтобы приобрести добрую славу через четырнадцать лет. Входит сэр Эндрю. Сэр Эндрю Ах, сэр, вы опять сюда пожаловали! Получайте! Он ударяет Себастьяна. Себастьян А вот вам! И еще! И еще! Он колотит сэра Эндрю ножнами своей шпаги. И еще! Вы что здесь - все очумели? Входят сэр Тоби и Фабиан. Сэр Тоби Ни с места, сэр, или я закину вашу шпагу на дом. Фесте Я немедленно доложу об этом миледи. И не хотел бы даже за два пенса оказаться в шкуре любого из вас. (Уходит.) Сэр Тоби Спокойно, сэр, стойте. Он обхватывает Себастьяна. Сэр Эндрю Нет, отпустите его. Я с ним разделаюсь иначе. Я подам в суд за оскорбление действием, если в Иллирии есть еще правосудие; я хоть и первый его ударил, но это не имеет значения. Себастьян Уберите руки! Сэр Тоби Нет, уж я вас не выпущу. Нет уж, мой юный витязь, спрячьте вашу железку; больно вы прыткий. Себастьян Пусти меня! Он вырывается и становится в позицию. Ну, а теперь посмотрим, Не искушай меня! А ну-ка шпагу! Сэр Тоби Так уж сразу! Сейчас я выпущу из тебя унцию-другую отчаянной крови. (Обнажает шпагу.) Входит Оливия. Оливия Не смейте, Тоби! Стойте, я велю! Сэр Тоби Мадам! Оливия Когда уж вы уйметесь! Дикий варвар, Которому бы место жить в пещерах, Забывший о достойном поведенье. Ступайте прочь! - А вы не обижайтесь, Цезарио.- Эй, скандалисты, прочь! Уходят сэр Тоби, сэр Эндрю и Фабиан. Прошу вас, милый друг, судить не чувством, А разумом такое проявленье Отсталости и грубости. Пойдем, Когда я расскажу, что за проделки Устраивает этот негодяй, Вы, может, посмеетесь и над этой. Вы мне дадите повод оправдаться. У вас не хватит духу отказаться. Себастьян Не бред ли это все? Куда плыву? Во сне ли это или наяву? Мне кажется, меня уносит Лета; И если это сон, пусть длится это. Оливия Согласны вы последовать за мной? Себастьян Куда угодно! Оливия Он совсем иной! Уходят. СЦЕНА 2 Дом Оливии. Входят Мария и Фесте. Мальволио заперт в темной. Мария Вот, пожалуйста, надень эту хламиду и прицепи бороду; представься ему сэром Топасом, приходским священником. Действуй побыстрей, а я пока призову сэра Тоби. (Уходит.) Фесте Хорошо. Переоденусь и стану притворяться; как будто я первый, кто ломает комедию в такой рясе. Хотя я недостаточно длинен для священника и недостаточно тощ для служки. Впрочем, добрый человек и семьянин не хуже благочестивого и сильно ученого. Компаньоны идут. Входят сэр Тоби и Мария. Сэр Тоби Спаси тебя Юпитер, слуга божий! Фесте Bonos dies <Добрый день (искаж. исп.).>, сэр Тоби; ибо один старый отшельник из Праги, сроду не знавший пера и чернил, довольно остроумно сказал племяннице короля Горбодука: "Что есть, то есть". И поскольку я в данное время священник, я и есть священник. Ибо "то" есть "то", а "есть" это "есть". Сэр Тоби Займитесь им, сэр Топас. Фесте Эй, вы там! Мир сему узилищу! Сэр Тоби Хорошо изображает, сукин сын; настоящий сукин сын! Мальволио (из темной) Кто это говорит? Фесте Сэр Топас, помощник священника, пришел навестить Мальволио, помешанного. Мальволио Сэр Топас, сэр Топас! Умоляю, сэр Топас, сходите к миледи. Фесте Изыди, непотребный дьявол, почто дразнишь ты этого человека? Неужели все ваши помыслы столь греховны? Сэр Тоби Правильно сказано, господин священник. Мальволио Сэр Топас, никто не знал такой несправедливости. Добрейший сэр Топас, не верьте, что я сошел с ума. Это они меня запихали в этот жуткий темный клоповник! Фесте Тьфу ты, бесстыжий сатана! Я еще обращаюсь с тобой как можно вежливей, потому что я из тех кротких людей, которые и дьяволу худого слова не скажут. Так вы говорите, что там темно? Мальволио Как в преисподней, сэр Топас! Фесте Ну что вы! Да здесь же огромные окна, пропускающие свет, как ставни, а сверху, на юг и на север, стекла прозрачные, как черное дерево. И вы жалуетесь на затемнение! Мальволио Уверяю вас, сэр Топас, я в своем уме; здесь абсолютная темень. Фесте Тебе это мерещится, безумец. Я утверждаю, что нет темноты, кроме невежества, в котором ты заблудился хуже, чем египтяне во тьме египетской. Мальволио В таком случае, это помещение темно, как невежество, пускай невежество темней, чем ад. Говорю вам: ни- кого еще в мире так зря не обижали. Я такой же сумасшедший, как и вы, - попробуйте поговорить со мной на любую тему. Фесте Какой взгляд Пифагора на тетерева? Мальволио Что душа нашей бабки может обитать в теле этой птицы. Фесте А вы как думаете? Мальволио Я думаю о душе возвышенно и не разделяю этого мнения. Фесте В таком случае, счастливо оставаться. Продолжайте пребывать во тьме. Пока вы не усвоите точку зрения Пифагора, я не могу признать вас в полном уме и здравии; и остерегайтесь убить водяную курочку, чтобы не оставить без крова душу вашей бабушки. Прощайте! Мальволио Сэр Топас, сэр Топас! Сэр Тоби Ну и молодчага этот сэр Топас! Фесте Я в любом деле мастак. Мария В сущности, все это можно было проделать без бороды и рясы, ему ведь не видно. Сэр Тоби Теперь поговорите с ним нормальным голосом и скажите, как вы его находите. По-моему, пора кончать эту шутку. Я бы хотел, если можно, как-нибудь тактично его отсюда выпустить. Потому что я сейчас в таких контрах с племянницей, что не мог бы без серьезных неприятностей закончить этот розыгрыш. Хватит, пошли ко мне. Сэр Тоби и Мария уходят. Фесте (поет) "Эй Робин, славный Робин! Где же милая твоя?" Мальволио Шут! Фесте (поет) "По воле господа ушла". Мальволио Ну, шут! Фесте (поет) "Увы, ну как же так?" Мальволио Ну послушай, шут! Фесте (поет) "Другого избрала..." Кто меня кличет? Мальволио Добрейший шут! Если ты хочешь мне оказать величайшую услугу, принеси мне свечу, перо, чернил и бумаги. Слово джентльмена, я тебе по гроб жизни буду благодарен. Фесте Господин Мальволио? Мальволио Это я, добрейший шут! Фесте Ай-яй! Как же это, сэр, вы лишились всех ваших пяти разумений? Мальволио Шут, ни с кем в мире так беспардонно не обходятся. Я в полном уме, как и ты, шут. Фесте Всего лишь? Тогда вы действительно не в своем уме, если ума у вас не больше, чем у дурака. Мальволио Они меня захватили; держат в потемках, посылают каких-то священников - ослы! - и действительно сведут меня с ума. Фесте Опомнитесь, что вы говорите! Священник же здесь. (Голосом священника.) Мальволио, Мальволио, да исцелят тебя небеса! Попытайся заснуть и не городи чепухи. Мальволио Сэр Топас! Фесте Не мешай ему разговорами, добрый человек. (Другим голосом.) Кто? Я? Я не мешаю, сэр. Господь с вами, добрый сэр Топас. (Голосом священника.) Ну и хорошо, аминь. (Другим голосом.) Все будет в порядке, сэр, все будет в порядке! Мальволио Шут! Шут! Шут, да послушай ты! Фесте Успокоитесь, сэр. Что вы говорите? Мне же достанется за разговоры с вами. Мальволио Добрейший шут! Добудь мне огня, чернил и бумаги. Уверяю, я такой же нормальный, как любой другой в Иллирии. Фесте Увы, если б это было так, сэр! Мальволио Ей-богу, это так! Добрейший шут, достань чернил, бумаги и огня и отнеси то, что я напишу, нашей миледи. Ты хорошо заработаешь. Фесте Я вам помогу. Только честно скажите: вы псих или притворяетесь? Мальволио Поверь, нисколечко. Правду говорю. Фесте Никогда не поверю психу, пока не увижу его мозгов. Ладно, принесу вам огня и бумаги с чернилами. Мальволио Шут, ты получишь за это самое большое вознаграждение. Ну ступай, прошу тебя. Фесте Одна нога там, другая здесь. Немедленно бегу. Быстрее всех, как старый Грех, Я, сэр, вам помогу. Он, взяв кинжал, в безумство впал; А-ха! - он кричит дрянью И белиберду несет в бреду. Добрейший дьявол - адью! (Уходит.) СЦЕНА 3 Сад Оливии. Входит Себастьян. Себастьян Вот этот воздух, вот благое солнце; Вот жемчуг, что она мне подарила, Я это вижу, чувствую. И в чуде, Которым я окутан, нет безумства. Но где Антонио? Я у "Слона" С ним разминулся. Говорят, он был, Ждал и пошел разыскивать меня. Его совет как золото сейчас. Хоть здравый смысл противоречит чувству, Скорей ошибка здесь, а не безумье, И этот случай, это половодье Удачи - все настолько беспримерно, Что я готов не доверять глазам И спорить с разумом; он все докажет, Но только лишь не то, что я безумен, Скорее - эта леди; но она Так управляется с людьми и с домом, Решает быстро сложные дела И так уравновешенно, разумно И твердо - как я это мог заметить. Загадочная вещь! А вон и леди. Входят Оливия и священник. Оливия Не осуждай меня за торопливость. Но если ты решишься, то пойдем Со мной и со святым отцом в часовню И под священным кровом, перед ним, Ты дашь обет - мы совершим помолвку, Чтобы ревнивая моя душа Жила спокойно. И покуда ты Сам не захочешь, это будет тайна; А там открыто совершим венчанье По сану нашему. Так ты согласен? Себастьян Да, я готов идти за ним, и вам Я клятву вечной преданности дам. Оливия Ведите нас, отец; и сей обряд Пусть небеса сияньем осенят. Уходят. АКТ V СЦЕНА 1 Перед домом Оливии. Входят Фесте и Фабиан. Фабиан Право, если ты меня любишь, дай поглядеть письмо. Фесте Добрый господин Фабиан, у меня к вам ответная просьба. Фабиан Пожалуйста. Фесте Не просите показать письмо. Фабиан Это называется - дал пса, взял пса, вот и сказка вся. Входят Орсино, Виола, Курио и придворные. Орсино Вы не из дома леди Оливии, друзья? Фесте Так точно, его украшение, сэр. Орсино Тебя-то я хорошо знаю. Как дела, братец? Фесте По правде сказать, сэр, с врагами лучше, чем с друзьями. Орсино Обычно наоборот: лучше с друзьями. Фесте Нет, сэр, с ними хуже. Орсино Как так может быть? Фесте Вот так, сэр, эти меня хвалят - и делают из меня осла. А враги без обиняков говорят, что я осел; получается, что мои враги, сэр, помогают мне познать себя, а друзья вводят в заблуждение. Таким образом, выводы - как девичьи поцелуи: из двух "нет" получится одно "да"; вот и выходит, что с друзьями мне хуже, чем с врагами. Орсино Отличное рассуждение. Фесте По совести говоря, нет, сэр, поскольку вам угодно быть среди моих друзей. Орсино Ну, со мной тебе не так уж худо; держи золотой. Фесте Как известно, дающий быстро дает дважды. Не хотите ли вы быстро дать дважды? Орсино О, кажется, ты мне подаешь совет не по совести. Фесте Ваша милость, спрячьте эту малость в карман и следуйте велению вашей натуры. Орсино Так и быть, последую этому грешному велению: держи другой. Фесте Примо, секундо, терцио - прекрасная игра; к тому же есть старинная поговорка - бог троицу любит; и на три счета, сэр, самый легкий музыкальный размер; да и колокола святого Беннета, сэр, как бы напоминают - раз, два, три. Орсино Хватит, ты меня больше не обдуришь. Вот если ты сообщишь леди, что я пришел поговорить с нею, и приведешь ее сюда, ты можешь вновь пробудить мою щедрость. Фесте Еще бы, сэр, Понянчите вашу щедрость до моего возвращения. Я пойду, сэр, но не подумайте, что мое желание разжиться есть грех стяжательства. Как вы говорите, сэр, пусть ваша щедрость немного подремлет - я мигом ее растолкаю. (Уходит.) Входят Антонио и офицеры. Виола Сэр, человек вон этот спас меня. Орсино Его лицо мне хорошо известно. Хотя в тот раз он закопчены и черен Был, как Вулкан, в пороховом дыму. Он на посудине был капитаном, Пустячной по размерам и осадке; На ней он так отчаянно сцепился С одним из классных наших кораблей, Что ропот зависти и грусть потери Не умаляют честь его и славу. Но что произошло? Первый офицер Орсино, это Антонио, тот самый, что, напав На "Феникса", угнал кандийский груз; А "Тигра" взял на абордаж, и родич Ваш Тит тогда остался без ноги. Он тут на улице, забыв приличье, Затеял драку, мы его и взяли. Виола Сэр, это он вступился за меня, Но после говорил со мной так странно, Что мне казался не в своем уме. Орсино Как ты посмел, пират, морской разбойник, С безумной дерзостью явиться к тем, Кому ты враг по всем статьям и крови? Антонио Орсино, благородный государь! Позвольте мне отвергнуть эти клички; Антонио не вор и не пират; Хоть, признаюсь, есть основанья числить Его врагом Орсино. А сюда Каким-то колдовством я заманен; Того неблагодарного мальчишку Я спас из пены бешеного моря; Он безнадежен был. Ему я жизнь Вернул, и к ней прибавил я любовь С предельной преданностью. Ради этой Любви - и только! - я обрек себя На риск проникнуть во враждебный город; И здесь, когда попал он в оборот, Его я выручил; а он, неверный, Когда я схвачен был, не пожелал Делить опасность; прямо на глазах Отрекся он от нашего знакомства; И сразу от меня на двадцать лет Как будто отдалился; он присвоил Мой кошелек, который получил За полчаса до этого. Виола Как можно?! Орсино Когда он прибыл в этот город? Антонио Нынче, Милорд; а до того ни на минуту Три месяца мы с ним не расставались, В одном товариществе день и ночь. Входят Оливия и приближенные. Орсино Идет графиня; небеса к земле! Послушай, человек, ты чушь несешь, Ведь юноша три месяца при мне. Но после разберемся. Отойдите. Оливия Милорд, когда возможно это, в чем Оливия быть может вам полезна? Цезарио, где ж ваше обещанье? Виола Мадам? Орсино Прелестная Оливия... Оливия Что скажете, Цезарио? (Орсино.) Милорд... Виола При господине мне молчать пристойней. Оливия Но ежели, милорд, все та же песня, Она уже пресытила мой слух, Как завыванье после пенья. Орсино Все так же вы жестоки? Оливия Постоянна. Орсино В предубежденье? Каменная леди, Пред вашим равнодушные алтарем Моя душа так бережно, так верно И жертвенно служила. Что ж теперь Мне делать? Оливия Что угодно вам, милорд? Орсино Ах, если б мог - позволило бы сердце! - Перед погибелью, как душегуб Египетский, убить свою любовь, - Такая ревность тоже благородна. Послушайте: пусть я для вас - ничто, И мне отчасти ведом инструмент, Меня лишивший вашего участья, Но вы живите, равнодушный деспот. А этого тихоню, что любезен - Я знаю - вам, а также был и мне, Я оторву от беспощадных глаз, Где он царит на зависть господину. Пошли, мальчишка, я созрел для мести. Пошли, мой агнец, под удар клинка, Воронье сердце в перьях голубка. Виола От вас, чтоб был скорей конец всему, Я смерть стократно с радостью приму. Оливия Цезарио, куда? Виола За тем, кого Люблю как жизнь и как зеницу ока, Сильней всех женщин - верно и глубоко. Оливия Так я отвергнута! Он обманул! Виола Кто обманул вас? Кто вас оскорбил? Оливия Сейчас напомню, если ты забыл! Священника сюда. Орсино Пошли, друзья! Оливия Супруг, не уходи! Орсино Что слышу я! Супруг? Оливия Супруг! Цезарио, будь тверд. Орсино Ее супруг, щенок? Виола О нет, милорд... Оливия Увы, но это только низость страха В тебе могла приличье подавить. Смелей, Цезарио, держи судьбу. Будь тем, кем должен быть, и станешь равен Тому, чего боишься. Входит священник. Ax, отец, Отец, во имя вашего священства, Скажите - хоть и было решено Хранить во тьме, покуда не созреет, То, что открылось в силу обстоятельств, - Скажите, что произошло недавно Меж этим юношей и мной. Священник Союз С бессрочным обязательством любви, Поддержанный соединеньем рук, Удостоверенный сближеньем уст, Упроченный дарением колец, Сей договор свершен был по обряду И засвидетельствован мной по форме, Как говорят мои часы, с тех пор Всего лишь два часа я шел к кончине. Орсино Ах ты, щенок двуличный! Кем ты станешь, Когда тебя засеет седина? Или, плутая с хитростью своею, Ты сам себе на ней сломаешь шею? Ну что ж, бери ее! Ты на коне! Но никогда не попадайся мне. Виола Милорд, клянусь... Оливия Молчи! К чему все это! И в страхе сохрани хоть часть обета! Вбегает сэр Эндрю с разбитой головой. Сэр Эндрю Ради господа, скорей хирурга! И к сэру Тоби тоже поскорее! Оливия В чем дело? Сэр Эндрю Он проломил мне башку и сэру Тоби раскровил весь кумпол. Ради господа, помогите! Я бы дал сорок фунтов, лишь бы быть сейчас дома. Оливия Кто это все натворил, сэр Эндрю? Сэр Эндрю Джентльмен из свиты герцога, некий Цезарио. Мы думали, он трус, а это воплощенный дьявол. Орсино Цезарио из моей свиты? Сэр Эндрю Господи боже мой, он здесь! Ни с того ни с сего вы мне проломили башку; а если я чего и сделал, это все сэр Тоби. Виола Вы это мне? Я ничего не знаю. Вы без причины на меня напали, Но после вежливого разговора Мы разошлись без всякого ущерба. Входят сэр Тоби и Фесте. Сэр Эндрю А разбитая башка, по-вашему, не ущерб? Значит, мы разошлись без всякого ущерба? Для вас, значит, пустяк - проломленная башка. Вон сюда ковыляет сэр Тоби, он тоже кое-что порасскажет; не будь он под банкой, он бы вас пощекотал как следует. Орсино Привет, джентльмены! Что это с вами? Сэр Тоби Пустяки; поранили слегка, и все. (Фесте.) Дурень, не видел Дика Коновала, дурень? Фесте Он в стельку, сэр Тоби, уже целый час. В восемь утра уже завел глаза. Сэр Тоби Значит, он скотина и непотребный тип. Презираю нализавшихся скотов. Оливия Уберите его прочь! Кто это их так разделал? Сэр Эндрю Позвольте, я помогу вам, сэр Тоби, поскольку нам обоим нужна перевязка. Сэр Тоби Вы мне поможете? Ослиная башка, и хлыщ, и проходимец - плешивый проходимец, болван! Оливия Уложите его в постель и пусть осмотрят рану. Уходят сэр Тоби, сэр Эндрю, Фесте и Фабиан. Входит Себастьян. Себастьян Мадам, я виноват, ваш родич ранен. Но будь хотя бы он мне брат родной, Я б так же вынужден был защищаться. Вы смотрите так отчужденно. Знаю И чувствую, что я вас оскорбил. Душа моя, прошу прощенья, ради Недавних клятв, что мы произнесли. Орсино Одно лицо и голос, но их двое! То и не то, оптический обман. Себастьян Антонио! О, дорогой Антонио! С тех пор, как мы расстались, каждый час Был пыткой для меня. Антонио Вы Себастьян? Себастьян Антонио, сомнений в этом нет. Антонио Но как могли вы раздвоиться? Две половинки яблока не схожи, Как эти два созданья. Кто ж из вас Есть Себастьян? Оливия Уму непостижимо! Себастьян Что? Я ли это? Брата не имел; И не владею качеством богов Здесь и повсюду быть одновременно. Мою сестру недавно унесли Слепые волны. Вы мне не родня? Как вас зовут? Откуда, кто вы родом? Виола Из Мессалины. Себастьяном звался Отец мой; брат мой тоже Себастьян, В таком вот платье похоронен морем. И если духи могут брать обличье И платье, вы явились нас пугать. Себастьян Я дух, но воплощенный в грубой ткани, Доставшейся мне в материнском чреве. А будь вы женщиной - а в остальном Вы совпадаете, - я б пролил слезы На ваши щеки и воскликнул: "Здравствуй, Усопшая Виола!" Виола У отца Над этой бровью родинка была. Себастьян Как и у моего. Виола Он умер в день, Когда Виоле было от рожденья Тринадцать лет. Себастьян Я это свято помню. В тот самый день пришел ему конец, Когда сестре исполнилось тринадцать. Виола Хоть нет теперь для радости помех, Пожалуй, кроме моего костюма, Не обнимай меня, а докажи Сличеньем фактов, времени и места, Что я Виола; это подтвердит И местный капитан, к нему мы сходим, Там и хранится женский мой наряд. Тот капитан помог мне поступить На службу к герцогу. И с той поры Я на глазах у леди и у лорда. Себастьян (Оливии) Случилось так, что вы ошиблись, леди. Но вам определила путь природа. Вы обручиться с девушкой хотели. И все ж не обманулись, поклянусь, Что ваш супруг был так же непорочен. Орсино Не сомневайтесь; кровь в нем благородна. А если это зеркало не лжет, То в том удачном кораблекрушенье И для меня есть доля. (Виоле.) Мальчик мой, Ты говорил мне сотни раз, что я Тебе милей всех женщин на земле. Виола И этими словами я клянусь, А эту клятву сохраню в душе, Как эта сфера сохраняет пламя Для различенья дня и ночи. Орсино Руку, И дай себя увидеть в женском платье. Виола У капитана, спасшего меня, Хранится мой наряд. Но вот беда: По проискам Мальволио из свиты Миледи он томится под арестом. Оливия Он будет вызволен; позвать ко мне Мальволио. Ах да, совсем забыла! Как говорят, бедняга не в себе. Входят Фесте с письмом и Фабиан. Я и сама-то не в своем уме Настолько, что могла забыть об этом. (Фесте.) Эй, что там с ним? Фесте Честное слово, мадам, он сдерживает Велзевула, как только может человек в его состоянии. Тут он написал вам письмо. Его бы надо отдать утром. Но я решил, что послание полоумного не Святое писание и не особо важно, когда оно придет по адресу. Оливия Вскройте его и прочтите. Фесте Смотрите все, поучительное зрелище: дурак выступает от имени сумасшедшего. (Читает.) "Видит бог, мадам..." Оливия Что такое? Ты спятил? Фесте Нет, мадам, я читаю бред сумасшедшего. И если ваша милость желает, чтоб он выглядел натурально, позвольте мне и подходящий тон. Оливия Прошу, читай и не дурачься. Фесте Я так и делаю, мадонна; чтобы читать правильно, надо читать именно так. Поэтому внимание, принцесса, и внемлите. Оливия (отбирает у него письмо и передает Фабиану) Читайте вы. Фабиан (читает) "Видит бог, мадам, вы надругались надо мной, и весь мир об этом узнает. Вы заперли меня во мраке и дали волю надо мной своему пьяному родичу, но я владею собой не хуже вашей милости. При мне ваше письмо, которое и побудило меня держаться так, как я держался; к вашему стыду, оно докажет несомненную мою правоту. Думайте обо мне, что вам заблагорассудится. Я опускаю здесь выражения преданности, ибо во мне говорит несправедливо нанесенная обида. Мальволио, принимаемый за сумасшедшего". Оливия Это он написал? Фесте Он, мадам. Орсино Здесь нету признаков помешательства. Оливия Немедля, Фабиан, освободите и приведите Его сюда. Фабиан уходит. Милорд, я вас прошу, Коли согласны видеть вы во мне Сестру, а не жену, пусть этот день Венчает два союза - в этом доме, У нас в гостях. Орсино Благодарю, мадам, Спешу принять такое предложенье. (Виоле.) А вас мы увольняем; но за службу Столь несовместную ни с вашим полом, Ни с вашим благородным воспитаньем, За то, что я был вашим господином, Вот вам моя рука; теперь хозяин Обрел хозяйку. Оливия Ну, а я - сестру. Входят Мальволио и Фабиан. Орсино Так это тот безумец? Оливия Он, милорд. Мальволио, что с вами? Мальволио Оскорблен, Мадам, смертельно вами оскорблен. Оливия Как это - мной, Мальволио? Мальволио Да, леди; Прошу, прочтите это вот письмо. Вы не откажетесь, что почерк ваш. Вы не напишете другой рукой, Не скажете, что эти выраженья, Характер мысли и печать - не ваши. Но в этом случае, спрошу по чести, Зачем все эти признаки приязни? Велели улыбаться и носить Подвязки накрест с желтыми чулками, Быть строгим с сэром Тоби и с другими? Когда ж послушно я исполнил это - Упрятали меня во тьму, прислали Священника и невообразимым Посмешищем представили меня. Зачем все это? Оливия Почерк здесь не мой, Мальволио, хоть, правда, сходство есть. Не сомневаюсь, здесь рука Марии. Теперь я вспомнила: она впервые Сказала мне, что вы сошли с ума; И вы тогда явились, улыбаясь, Таким, как это изображено В письме. Прошу вас, успокойтесь. Над вами подшутили слишком зло; Но злоумышленников мы узнаем, Вы будете судья и обвинитель В своем же деле. Фабиан Я скажу, мадам, Чтоб продолженье этих перекоров Не запятнало происшествий дня, Достойных изумленья. Сознаюсь, Что я и Тоби проучить решили Мальволио за гонор и за спесь И за неблаговидные поступки. Мария, под нажимом сэра Тоби, Подбросила письмо, и он за это На ней женился. Впрочем, вся затея Творилась не со зла, и лучше дело Закончить легким смехом, а не местью, И этим мы вполне уравновесим Взаимные претензии. Оливия Бедняга! Как злобно заморочили тебя! Фесте Вот-вот, "одни велики по рождению, другие добиваются величия, а иным оно подбрасывается". Я тоже приложил руку к этой интерлюдии, сэр, в качестве отца Топаса, - впрочем, это неважно, сэр. "Ей-богу, шут, я вовсе не псих!" А вы помните это: "Поражаюсь, мадам, как вам может нравиться этот бессмысленный жулик; когда вы не смеетесь, он поджимает хвост"? Так-то, как аукнется, так и откликнется в свое время. Мальволио Я буду отомщен! Вам все воздается! (Уходит.) Оливия Да, он задет до глубины души. Орсино Пусть кто-нибудь пойдет и с ним поладит. И пусть все станет на свои места. Тогда дождемся золотого часа Торжественного сочетанья душ. А вы, любезная сестра, позвольте Нам быть при вас. Цезарио, пойдем; Я буду так вас звать в мужской одежде. А в той, что вам с рождения пристала, - Хозяйкою и королевой бала. Уходят все, кроме Фесте. Фесте (поет) Когда еще был я совсем малец, И-хей-хо, все ветер и дождь, Чего ни творил я, куда ни лез, А дождь что ни день - все одно и то ж. Когда дорос до зрелых годов, И-хей-хо, все ветер и дождь, Я дверь от воров запирал на засов, А дождь что ни день - все одно и то ж. Когда же - увы! - я стал женат, И-хей-хо, все ветер и дождь, Не нажил себе добра и палат, А дождь что ни день - все одно и то ж. Когда же стал я живой едва! И-хей-хо, все ветер и дождь, С похмелья болела моя голова, А дождь что ни день - все одно и то ж. Мир существует с давних времен, И-хей-хо, все ветер и дождь, И все те же комедии ставит он, И публике нужно одно и то ж. (Уходит.)