---------------------------------------------------------------
 © Copyright Влад Шиловский
 Date: 11 Jun 1998
 Пишите. Мылом, на FreeLancer'а
 freelancer@norcom.ru
---------------------------------------------------------------


А. Кабаков. Последний герой. - 1996, Москва, "Вагриус".
       Новый роман Александра Кабакова на самом деле не несет в
себе ничего нового. Он написан исключительно потому, что  автор
его  -  профессиональный  писатель и не может слишком замедлять
темпы  своего  творчества.   Первая   часть   -   "Паспорт   на
предъявителя"  своим  настроем  напомнила  мне  почему-то прозу
Апдайка,  в  особенности  "Кролик,  беги".  Престарелый  герой,
перебирающий  свои  увлечения  с той же меланхоличностью, что и
белье, предназначенное для стирки, выглядит просто нелепо.
       Автор  и  сам  это чувствует, поэтому делает упреждающий
удар. Выбивает перо из рук воинствующего критика своим "письмом
героя  к  автору",  в  котором подробно разбирает свои промахи,
бросающиеся в глаза читатель сразу, атакующие  его  с  какой-то
даже   ожесточенностью.  Среди  них  отсутствие  сколько-нибудь
значимой   идеи,   подражательство,   эпигонство,    чрезмерная
описательность и натужная сентиментальность. На это письмо есть
в книге и ответ, что очень удобно, ведь вступать в спор с самим
собой  не  в  пример проще, чем с кем-то посторонним, к тому же
раздраженным чтением дурного романа. В письме автор оправдывает
себя,   приводя  аргументы  не  столько  убедительные,  сколько
рассчитанные на снисходительность читателя.  Вместе  с  тем  он
обещает  показать герою кузькину мать, намекая что первая часть
- только преамбула, а амбула еще впереди. И что? А ничего.
       Живет  себе,  значит,  герой.  Живет, живет, не особенно
задумываясь о высшем своем предназначении, и вдруг...
       Начинается  мистика  пополам  с  фантастикой  и  грехом.
Напрасно Кабаков  взывает  к  Михаилу  Афанасьевичу  Булгакову,
гораздо правильнее было бы вспомнить братьев Стругацких. Вторая
часть  "Ад  по  имени  Рай"представляет   собой   смешение   их
"Отягощенных  злом" и "Хищных вещей века". От первого - Демиург
со своими  величественно-пародийными  ангелами,  от  второго  -
общество,  погрязшее  в  благополучии.  Правда Кабакову полного
благополучия вообразить  не  удается  -  надо  все-таки,  чтобы
где-то  на  горизонте  грохотали  танки,  а "sexual harrasment"
наказывалось смертной казнью. Что же, никто не  против.  Только
почему   все   скатывается   к  дешевому  боевику  вприкуску  с
притянутой сюда  за  уши  рецептурой  "любовь  побеждает  все"?
Ерунда  вышла.   Красота,  конечно,  спасет мир и все такое, но
очень  уж  решение  лубочное  -  наглядное  и  примитивное   до
отвращения.   Хотя  опять-таки  есть  оправдание. Пути Господни
неисповедимы и коли уж угодно Провидению  клепать  из  трагедии
фарс, пусть так оно и будет. Аминь.
       В  третьей  части  герой  обретает  покой  в  любви. Все
довольны  и  счастливы.  И  это  хорошо.  Хоть  здесь  писатель
удержался от соблазна бросить корабль на скалы. Смерть искупает
многое, но  любовь,  пожалуй,  еще  больше.  Как  раз  здесь  и
становится    видно,    что   книгу   посвещает   действительно
растерявшийся автор действительно одержимым любовью.


Александр Кабаков

Последний герой

Популярность: 11, Last-modified: Wed, 10 Jun 1998 21:56:58 GMT