---------------------------------------------------------------------

     Книга: К.М.Станюкович. "Морские рассказы"
     Издательство "Художественная литература", Москва, 1986
     OCR & SpellCheck: Zmiy (zmiy@inbox.ru), 6 апреля 2002 года
     ---------------------------------------------------------------------


     Аврал - работа на судне, в которой принимает участие вся команда.
     Адмирал - высшее воинское звание во флоте. В этом звании имелось четыре
чина: 1) генерал-адмирал, 2) адмирал, 3) вице-адмирал и 4) контр-адмирал.
     Адмиралтейство -  место постройки и ремонта кораблей,  снабженное всеми
необходимыми для этого сооружениями.
     Ахтер-люк - погреб в кормовой части корабля для хранения провизии.

     Бак - носовая часть верхней палубы до передней мачты (фок-мачты).
     Бакштаг  -  1)  курс  корабля,  который с  направлением попутного ветра
образует угол более девяноста и  менее ста восьмидесяти градусов;  2) снасть
стоячего такелажа для укрепления с боков рангоутных деревьев.
     Бакштов -  толстый канат,  выпускаемый за корму для привязывания шлюпок
во время стоянки корабля.
     Банка - 1) сиденье для гребцов в шлюпке; 2) мель среди глубокого места.
     Банкет  -  возвышение или  площадка  у  внутреннего борта  над  верхней
палубой. Обычно делается из решетчатых люков.
     Банник  -  цилиндрическая щетка  на  длинной  рукоятке для  прочистки и
смазки ствола орудия.
     Баркас - см. шлюпка.
     Баталер - в парусном флоте унтер-офицер, заведующий денежным, вещевым и
пищевым довольствием.
     Баталерная -  помещение на парусных судах,  где хранились припасы и жил
баталер.
     Батарея -  1) на военных парусниках палуба, на которой стоят орудия; 2)
совокупность орудий одной палубы;  3)  суда,  называемые теперь броненосцами
береговой охраны.
     Бейдевинд  -  курс  корабля,  когда  угол  между  направлением судна  и
встречным ветром менее девяноста градусов.  Идти в  бейдевинд -  значит идти
под острым углом к направлению ветра.
     Бизань -  1) задняя,  третья от носа мачта на корабле;  2) косой парус,
поднимаемый позади этой мачты, на гафеле.
     Блок - груз с колесом внутри, который служит для проводки снасти.
     Блокшив -  старое, негодное для плавания судно без мачт, превращенное в
казарму для матросов, иногда в тюрьму для арестантов.
     Боканцы -  (или  шлюп-балки)  -  выдающиеся за  борт  судна  брусья для
подвешиванья лодок.
     Бом - слово, прибавляемое к названиям всех парусов, рангоута, снастей и
такелажа, принадлежащим бом-брам-стеньге.
     Бом-брам-стеньга - дерево, являющееся продолжением брам-стеньги.
     Боцман -  старший унтер-офицер, ведающий судовыми работами и отвечающий
за чистоту на корабле.
     Брам  -  слово,  прибавляемое  к  названиям  всех  парусов,  снастей  и
такелажа, принадлежащих брам-стеньге.
     Брам-стеньга - дерево, служащее продолжением стеньги.
     Брандспойт - переносной насос.
     Брас -  снасть бегучего такелажа,  при помощи которой поворачивают реи.
Для  обозначения  того,  какие  реи  какой  мачты  обслуживают брасы,  к  их
наименованию прибавляется название мачт и  реев:  фока-брасы,  грота-брасы и
т.д.
     Бриг - двухмачтовый парусный корабль с прямыми парусами.
     Бриз -  ветер,  дующий на берегах морей днем с моря на сушу,  а ночью с
суши на море.
     Бугшприт (бушприт) -  горизонтальная или наклонная балка,  выдающаяся с
носа корабля, служит для подъема кливеров и других работ.
     Буек -  поплавок для указания какого-либо места на поверхности воды или
для спасения утопающих.
     Буршлат - см. бушлат.
     Бухта -  1) небольшой залив;  2) трос,  свернутый кругами,  или снасти,
уложенные кругами.
     Бушлат  -  род  верхней  одежды  матросов,  форменная двубортная черная
куртка на теплой подкладке.

     Вантина - один из проволочных или пеньковых тросов, составляющих ванты.
     Ванты - снасти, состоящие из вантин и раскрепляющие мачту в обе стороны
к бортам судна. Между вантинами ввязываются ступеньки из тонкого троса.
     Вахта -  1)  дежурная часть личного состава на корабле (обычно половина
или треть),  несущая службу.  Сутки на военном корабле делятся на шесть вахт
(с 0  до 4,  с  4  до 8  и  т.д.).  У  каждой вахты есть свой начальник;  2)
промежуток времени, в продолжение которого дежурная часть несет вахту.
     Вахтенные - несущие вахту.
     Вельбот - см. шлюпка.
     Вестовой - матрос, прислуживающий в кают-компании или офицеру.
     Взять рифы - уменьшить площадь парусности.
     Виндзейль  -   приспособление  для  вентиляции,   представляющее  собою
парусиновый цилиндр, растянутый на металлических или деревянных обручах.
     Вице-адмирал - см. адмирал.
     Водорез -  оконечность носовой части судна,  рассекающая воду  при  его
движении.
     Вольная вода  -  глубина,  на  которой судно может стоять безопасно при
самой убыли воды.
     Выбрать конец  -  вытянуть конец  веревки,  брошенной на  судно или  на
шлюпку.
     Вымпел -  узкий и  длинный,  раздвоенный на  конце флаг,  поднимаемый с
началом плавания и опускаемый в конце его.
     Вытравить канат - выпустить канат в воду.

     Гавань  -  естественно  или  искусственно огражденное  на  воде  место,
представляющее удобную стоянку для судов.
     Галс - курс идущего корабля относительно ветра. Если ветер дует с левой
стороны, корабль идет левым галсом, если с правой - правым.
     Галц - искаженный "галс".
     Галфинд -  (или идти вполветра) -  направление ветра,  когда он  дует в
борт корабля под прямым углом.
     Гальюнщик - матрос, ведающий матросскими уборными.
     Гафель  -  наклонное  рангоутное  дерево,  укрепленное  сзади  мачты  и
служащее для  привязывания верхней кромки  косого  паруса.  На  гафель также
поднимают сигналы и иногда флаг.
     Генерал-адъютант -  полный генерал,  или генерал-лейтенант, состоящий в
свите монарха.
     Гитовы -  снасти для подтягивания нижней кромки паруса к верхней. Взять
на гитовы. - подобрать парус гитовами.
     Гичка - см. шлюпка.
     Гордень -  снасть,  проходящая через  неподвижный блок  и  служащая для
подъема грузов и уборки парусов.
     Гордешок - небольшой подъемный гордень.
     Грот -  1)  вторая мачта на  корабле;  2)  большой прямой нижний парус,
поднимаемый на этой мачте.
     Грот-руслень -  площадка,  устроенная снаружи корпуса судна  на  уровне
палубы, против грот-мачты.
     Грот и  фок на  гитовы -  команда к  уборке парусов на второй и  первой
мачте или к уменьшению площади парусности.
     Гюйс -  флаг на  носу корабля.  Поднимается на  военном судне во  время
стоянки его на якоре.

     Дальняя - кругосветное и вообще далекое плавание.
     Двойка - см. шлюпка.
     Док -  портовое сооружение с осушаемым каналом, в которое вводятся суда
для ремонта.
     До места - сокращенное выражение, обозначающее дотянуть парус до места.
     Дрейф -  уклонение движущегося корабля от намеченного пути под влиянием
ветра или течения.
     Дрейфовать -  пассивно двигаться по ветру или течению.  Лечь в  дрейф -
установить паруса так,  чтобы корабль не имел поступательного движения.  Для
этого паруса располагаются таким образом,  что  одни из  них  под  действием
ветра должны бы  двигать корабль вперед,  а  другие -  назад,  и  фактически
корабль остается почти на месте.

     Ендова -  широкая медная посуда с  носиком,  в которой выносят вино или
водку для команды.

     Жилая  палуба  -  часть  средней или  нижней  палубы  на  корабле,  где
размещаются жилые помещения команды.

     Загребной -  гребец,  сидящий первым от  кормы,  по  которому равняются
остальные.
     Задраить -  плотно  при  помощи задраек (болты с  гайками) закрыть люк,
иллюминатор и т.п.
     Зарифленный парус - парус с уменьшенной площадью.
     Засвежеть - см. свежеть.
     Зашабашить - окончить, прекратить.
     Зюйдвестка - непромокаемая шляпа с большими полями.

     Иллюминатор -  круглое  окно  с  толстым  стеклом в  борту  или  палубе
корабля.

     Камбуз - судовая кухня.
     Катер - см. шлюпка.
     Кают-компания - общая каюта, где собирались офицеры.
     Кильватер -  1) струя сзади судна, образующаяся при его ходе; 2) строй,
когда корабли идут один за другим.
     Кливер - косой треугольный парус на носу корабля или шлюпки.
     Клипер  -  трехмачтовый  военный  корабль,  отличающийся исключительной
скоростью.
     Кнехт -  металлическая тумба со  шкивом,  укрепленная на палубе.  Кнехт
служит для крепления швартовых концов, снастей и т.п.
     Кок - судовой повар.
     Комендор - матрос или унтер-офицер, обслуживающий орудие.
     Контр-адмирал - см. адмирал.
     Конец - всякая свободная снасть небольшой длины.
     Корвет  -  трехмачтовое военное судно  с  открытой батареей на  верхней
палубе.
     Корма - задняя часть судна, противоположная носу.
     Косые паруса - см. паруса.
     Крамбол - балка, выступающая за борт и служащая для подтягивания якоря.
     Крейсер -  военный корабль,  несущий разведочную,  охранную и  дозорную
службу.
     Крейсерство -  плавание корабля или целой эскадры в каком-нибудь районе
с определенным заданием.
     Крюйс -  слово,  прибавляемое к  названию снастей,  парусов и рангоута,
принадлежащих к бизань-мачте.
     Кубрик -  внутреннее жилое помещение,  в  котором располагается команда
корабля.
     Курс - путь, по которому идет корабль.

     Лаг  -  1)  прибор для  определения скорости хода  судна и  пройденного
расстояния; 2) борт корабля, стать лагом - значит стать бортом к волне.
     Леер - туго натянутый трос, служащий для ограждения открытых мест. Леер
протягивается через леерные стойки.
     Лейтенант - в дореволюционном флоте второй офицерский чин.
     Линек -  короткая веревка в  палец толщиной с  узлом на  конце.  Линьки
применялись в царском флоте для телесных наказаний матросов.
     Лот -  навигационный инструмент,  служащий для измерения глубин моря до
пятидесяти метров.
     Лот-линь - тонкий трос, к которому прикреплен лот.
     Лоция -  пособие для  плавания с  описанием определенных районов моря и
прилегающих берегов.
     Лоцман -  моряк,  хорошо знакомый с  характером данного побережья и  со
всеми местными проходами и фарватерами.  Лоцман является должностным лицом и
по  сигналу с  корабля обязан явиться для  того,  чтобы  провести его  через
данный район моря.
     Люк - отверстие в палубе для спуска вниз.

     Марс - см. мачта.
     Марса -  слово,  прибавляемое к  названиям всех  частей,  принадлежащих
марселю.
     Марса-фал - снасть, при помощи которой управляют марселем.
     Марсель -  второй снизу  прямой парус,  ставящийся между  марса-реем  и
нижним реем.  Смотря по  тому,  какой мачте принадлежит,  принимает название
фор-марселя и грот-марселя.
     Марсовой - матрос, работающий на марсе.
     Мат -  плетеный коврик,  употребляемый на кораблях для предохранения от
порчи дерева или троса в местах, подвергаемых трению.
     Мачта -  высокое рангоутное дерево для постановки парусов.  Обыкновенно
на парусных судах имеется три мачты:  передняя -  фок-мачта,  средняя, самая
высокая,  -  грот-мачта и задняя -  бизань-мачта.  Мачта состоит из двух или
трех составных по длине частей:  собственно мачты, стеньги и брам-стеньги. У
мест соединения этих частей расположены площадки:  нижняя -  марс, верхняя -
салинг.
     Машинный телеграф -  прибор,  при помощи которого приказания с  мостика
передаются в машинное отделение.
     Мертвый якорь - см. якорь.
     Мичман - первый офицерский чин в русском дореволюционном флоте.
     Мостик -  поперечная площадка,  возвышающаяся над  верхней палубой,  на
которой  сосредоточены приборы  управления кораблем  и  где  во  время  хода
корабля обыкновенно находится командир.
     Муссон -  ветер, направление которого меняется в зависимости от времени
года.

     Найтов  -  обивка  или  перевязка тонким  тросом для  скрепления концов
тросов, наложенных один на другой, или иных предметов.
     Нок  -  оконечность горизонтального или наклонного рангоутного дерева -
например, реи, бугшприта, выстрела, гафеля и т.п.
     Норд-вест - северо-запад, северо-западный ветер.
     Норд-ост - северо-восток, северо-восточный ветер.
     Нос - передняя оконечность судна, как надводная, так и подводная.

     Оверштаг -  крутой поворот корабля,  движущегося под небольшим углом по
направлению к  встречному ветру  (в  бейдевинд) с  правого галса на  левый и
наоборот.
     Отдать паруса - распустить сезни, которыми были привязаны паруса.
     Отдать рифы - увеличить парусность.
     Отдать снасть - отвернуть снасть с кнехта, где она была завернута.
     Отдать якорь - бросить якорь в воду на якорной цепи.
     Открытый порт - порт, в который свободен доступ иностранных судов.
     Отшвартоваться - отойти от берега, пристани, стенки причала, от другого
судна.
     Ошвартоваться - привязаться к берегу или другому судну швартовыми.

     Палуба  -  горизонтальное перекрытие судна.  Палубы  ограничивают судно
сверху (верхняя палуба),  а  также делят его на  несколько частей по высоте.
Палуба  служит для  размещения жилых  и  служебных помещений,  оборудования,
механизмов и т.д.
     Парус  -  полотнище парусины специальной формы  и  размеров,  смотря по
назначению.  Паруса разделяются на прямые и косые. Прямые паруса прикреплены
к  реям и  имеют вид трапеций,  расположены поперек длины корабля.  У нижних
углов  имеются снасти:  шкоты -  для  растягивания при  постановке парусов и
гитовы -  для уборки парусов.  Прямые паруса имеют несколько ярусов.  Нижние
паруса:  фок и  грот;  средние:  марсели -  фок-марсели,  грот-марсели и  на
бизань-мачте -  крюйсель;  над ними брамсели - фор-брамсель, грот-брамсель и
крюйс-брамсель.  Четвертый ярус  -  бом-брамсели.  Косые  паруса расположены
вдоль корабля.  Треугольные -  стаксель и  кливера,  ставящиеся по  штагам и
леерам, и четырехугольные - триселя - фор-трисель, грот-трисель и бизань.
     Пассат -  ветер  с  постоянным направлением,  дующий от  субтропической
области по направлению к экватору.
     Переборка - деревянная стенка каюты.
     Перты  -  веревки под  реями,  служащие упором для  ног  при  креплении
парусов.
     Подвахтенные -  матросы, не занятые на вахте, но в случае необходимости
обязанные помогать вахтенным.
     Подвахтенный - офицер, подчиненный вахтенному начальнику.
     Подзор - склон кормы судна над рулем.
     Подшкипер - помощник шкипера, заведующего инвентарем корабля.
     Подшкиперская - кладовая, где хранятся паруса.
     Позывные - флаги для распознавания судна.
     Полветра - см. галфинд.
     Помпа - насос, прикрепленный к месту, в отличие от переносного насоса -
брандспойта.
     Порт -  прибрежный пункт, имеющий рейд или гавань, а также средства для
постройки, ремонта, погрузки, разгрузки и стоянки кораблей.
     Порты - отверстия в борту судна для орудий.
     Принайтовить - прикрепить найтовом.

     Рангоут   -   общее   наименование  всех   деревянных   приспособлений,
предназначенных для несения парусов.
     Ревизор -  офицер,  выбранный для  заведования хозяйственной частью  на
корабле.
     Рей (рея) -  горизонтальная перекладина для прикрепления парусов. Парус
располагается вдоль реи своим верхним краем.  Реи имеют названия по мачтам и
по ярусам.
     Рейд - часть моря около берега, удобная для стоянки кораблей.
     Риф -  1)  гряда камней,  расположенная близко к  поверхности воды;  2)
приспособление,  при помощи которого можно изменять площадь парусности.  См.
взять рифы и отдать рифы.
     Ростры  -  место  на  корабле,  где  устанавливаются крупные  шлюпки  и
хранятся запасные части рангоута.
     Румб - одно из тридцати двух делений компаса.
     Руслень - площадка снаружи борта судна на высоте палубы.

     Салинг - см. мачта.
     Свежеть - усиливаться, крепчать (о ветре).
     Сезень  -  снасть в  виде  пояса,  сплетенного из  мягких веревок,  для
прихватывания парусов к реям.
     Секрет  -  сторожевой пост,  скрыто  выставляемый сторожевой заставой в
наиболее опасных подступах со стороны противника.
     Сигнальщик  -   матрос,  несущий  вахту  по  наблюдению  за  всем,  что
происходит вокруг корабля, и обязанный давать и принимать сигналы.
     Склянки  -  песочные  часы.  До  XVII  века  на  кораблях употреблялись
песочные часы. Опорожнение получасовой склянки возвещалось ударами в колокол
от одного до восьми раз,  начиная с  двенадцати часов.  Несмотря на то,  что
склянки давно вышли из употребления,  выражение "бить склянки", обозначающее
получасовой промежуток времени, осталось до сих пор.
     Снасть -  веревки и тросы,  служащие на корабле для постановки и уборки
парусов, постановки рангоута и пр.
     Стаксель  -  треугольный парус,  поднимаемый по  штагу  для  увеличения
площади парусности.
     Стеньга -  дерево,  служащее продолжением мачты;  смотря по тому, какой
мачте принадлежит, называется фор-стеньга, грот-стеньга, крюйс-стеньга. Выше
стеньги идет брам-стеньга.

     Такелаж -  общее  наименование всех  тросовых частей.  Мачты и  рангоут
удерживаются на  своих местах стоячим такелажем,  паруса управляются бегучим
такелажем.
     Тендер  -  небольшое одномачтовое мореходное судно,  несущее дозорную и
посыльную службу.
     Травить - перепускать понемногу снасть.
     Транспорт - судно для перевозки грузов.
     Трап - лестница на корабле.
     Трехдечный корабль - трехпалубный (трехъярусный) корабль.
     Трос -  общее наименование веревок или  канатов,  как пеньковых,  так и
стальных.
     Трюм - самая нижняя часть внутреннего пространства корабля.

     Узел - единица измерения скорости корабля.
     Унтер-офицер - звание младшего командира из низших чинов.

     Фал -  снасть,  служащая для подъема парусов или флагов. Носит название
соответственно тем парусам, для которых назначен (грот-марса-фал и т.п.).
     Фалгреб и фалгребный - см. фалреп и фалрепный.
     Фалреп - трос, заменяющий перила у входных трапов.
     Фалрепные -  матросы из состава вахтенного отделения, назначавшиеся для
подачи фалрепа при встрече прибывающих на корабль лиц командного состава,  а
равно и при проводах их во время съезда с корабля.
     Фарватер - путь, безопасный от камней и мелей.
     Флагман  -  1)  командующий крупным  соединением военных  кораблей;  2)
сокращенное название корабля, на котором находится флагман.
     Флаг-офицер - в военно-морском флоте офицер для поручений при флагмане,
выполняющий обязанности адъютанта.
     Флагшток - стойка, на которой поднимается флаг или древко для флага.
     Фок - самый нижний парус на передней фок-мачте.
     Фока -  слово,  прибавляемое к  некоторым названиям снастей,  парусов и
рангоута, принадлежащим фок-мачте, например, фока-реи.
     Фор -  слово,  прибавляемое к  наименованию реев,  парусов и  такелажа,
находящихся выше марса фок-мачты.
     Форт - сомкнутое военное укрепление для обороны города или порта.
     Фрегат  -  трехмачтовый военный  корабль  с  одной  закрытой батареей и
артиллерией на свободных местах верхней палубы.

     Четверка - см. шлюпка.

     Шабаш!  -  команда,  подаваемая для прекращения гребли и уборки весел в
шлюпку.
     Швартов - толстый трос, служащий для крепления корабля к пристани или к
берегу.
     Шканечный офицер - офицер, несущий вахту на шканцах.
     Шканцы -  место для  сбора команды на  верхней палубе (от грот-мачты до
бизань-мачты) или до начала кормовой части (юта).
     Шкаторина - край паруса, обшитый тросом.
     Шкафут - часть верхней палубы от фок-мачты до грот-мачты.
     Шкив - колесико в блоке с желобком для троса.
     Шкипер -  1)  содержатель корабельного имущества;  2) в  торговом флоте
командир судна.
     Шкот - снасть, при помощи которой управляют парусами.
     Шкуна - см. шхуна.
     Шлюп-балки - см. боканцы.
     Шлюпка -  общее название всякого гребного судна на  корабле.  В  тексте
встречаются шлюпки нескольких типов:
     баркас - самая большая шлюпка на восемнадцать - двадцать четыре весла;
     катер  -  шлюпка  облегченной конструкции на  двенадцать -  шестнадцать
весел, преобладающий вид шлюпки на кораблях;
     вельбот -  легкая быстроходная шлюпка с острым носом и кормой на пять -
шесть распашных весел;
     гичка - легкая узкая длинная шлюпка на четыре - шесть гребцов;
     четверка - четырехвесельная шлюпка;
     двойка - шлюпка на два гребца.
     Шпигат - сквозное отверстие в борту или палубе судна для стока воды.
     Штаб-офицеры  -  в  царской  армии  и  флоте  старший  командный состав
(полковники, подполковники, капитаны первого и второго рангов).
     Штаг - снасть стоячего такелажа, удерживающая мачту или стеньгу.
     Штормовые паруса - специальные косые нижние паруса, которые ставятся во
время шторма.
     Штурвал - рулевое колесо.
     Штурман - специалист по кораблевождению.
     Штык-болт -  1) тонкая снасть,  прикрепленная затяжной петлей к парусу:
при  взятии рифов  парус подтягивается этой  снастью сбоку;  2)  оконечность
марса-реи, на которой крепить паруса труднее, чем на других частях реи.
     Шхуна - небольшое двух- или трехмачтовое судно прибрежного плавания.

     Экипаж - часть строевого состава во флоте.
     Эскадра - соединение кораблей.

     Юнга - мальчик-ученик на корабле, готовящийся стать матросом.
     Ют -  кормовая часть верхней палубы.  Полуют - задняя приподнятая часть
юта.

     Якорь -  прибор для удержания на  месте кораблей,  шлюпок и  пр.  Якоря
бывают разных видов в зависимости от веса и назначения:
     становой -  самый тяжелый якорь,  употребляется при  длительной стоянке
судна;
     верп -  судовой якорь меньшего размера, чем становой, употребляется при
перемене места стоянки на рейде, для снятия с мели;
     мертвый якорь  -  якорь,  намертво прикрепленный ко  дну.  Над  ним  на
толстой цепи плавает бочка, к кольцу на которой привязывается судно.
     Ялик -  1)  небольшое одномачтовое парусное судно,  приспособленное для
рыболовства;  2)  служебная судовая шлюпка на  четыре или  шесть  весел;  3)
небольшая лодка для катания.
     Яличник - перевозчик на ялике.

Популярность: 41, Last-modified: Sat, 06 Apr 2002 19:46:58 GMT