сть границ круга зависит от психической чувствительности наблюдателей. Заметим, что круг может быть сделан видимым физическим зрением, однако простому человеку не дано вообще что-либо увидеть--или, в лучшем случае, у него может создаться смутное ощущение, что что-то мелькает в уголке глаза. Опытные профессионалы почувствуют круг не только физическим зрением, хотя очень удобно через психические ощущения пропускать то, что видишь глазами. Сине-фиолетовый цвет магического круга принят, разумеется, условно, в попытке установить цвет, который в видимом спектре не существует. Цель очерчивания круга мечом--закрепить уже обозначенные границы. После того как обведена третья окружность, энергия висящего круга света направляется мечом на формирование купола круга. Всегда предполагалось, что купол также проходит и под землю, а потому магический круг можно рассматривать как сферу ЗАКЛИНАНИЕ СТОРОН СВЕТА Этот аспект ритуала дерини был подробно разобран в главе 21, и поэтому нет надобности снова возвращаться к этому. Отметим только, что заклинание сторон света происходит непосредственно после оформления круга. Утверждение цели ритуала тесно соприкасается с установлением сторон света. Вся последующая работа, хотя и направлена на достижение определенного конечного результата, служит средством приспособления участников ритуала с помощью применения как можно большего количества внешней символики. КАК ОТКРЫТЬ И ЗАКРЫТЬ МАГИЧЕСКИЕ ВОРОТА Стоит сказать несколько слов о том, что в ходе ритуала может возникнуть необходимость открыть и закрыть ворота, хотя, если возможно, этого стоит избегать, и уж во всяком случае вряд ли потребность достать забытое имущество служит достаточным оправданием для того, чтобы покинуть круг. Однако в ряде случаев без этого просто нельзя было обойтись. Например, несколько раз Йораму приходилось размыкать круг во время передачи могущества дерини сыновьям Синила, когда мальчиков вносили и выносили по очереди; Грегори приходилось открывать ворота круга, чтобы допустить Кверона к его вступлению в Камберианский совет. Попутно можно вспомнить, что для обозначения круга киилля применялся толстый канат, и для того, чтобы символизировать открытие и закрытие ворот, концы его связывались и развязывались. Ворота также могут потребоваться для того, чтобы входили или выходили существа, не имеющие физической оболочки. Так, например, Йорам пропускал душу Синила, а Келсон открывал ворота, чтобы мог приблизиться святой Камбер. Тем не менее из случая с Синилом стало ясно, что открытие ворот ослабляет структуру сферы. Поэтому очень важно открывать ворота только по необходимости, а затем тщательно закрывать их. Чаще всего ворота открывают и закрывают тем магическим оружием, которым очерчивалась последняя окружность круга, обычно это меч. Наличие ворот оговаривалось заранее, и в таких случаях меч клали в том месте круга, где он должен был быть разрезан. Делалось это, как правило, после очерчивания последней окружности. Обычно исполнитель, взяв магическое оружие и целуя лезвие, приветствует участок круга, где предполагалось открыть ворота. Приветствие проводилось с целью привлечь внимание присутствующих к свершаемому действию, а также для того, чтобы отделить настоящее от прошлого. Исполняющий, встав лицом к месту, где должны быть ворота, касается кончиком лезвия круга слева от себя и рисует небольшую арку слева направо, по размерам достаточную для того, чтобы в нее мог пройти один человек. Этот дверной проем очень хорошо заметен, так как над ним нависает купол сферы. Изменение в структуре прохода явно выявляется из описания открытия ворот Келсоном для приближения святого Камбера. Его сердце сильно билось, когда он помечал контуры ворот, используя собственную ладонь как лезвие священного меча и разрезая ей энергетические связи, закрепив их по краям. Очертив арку, Келсон рукой растворил энергию внутри ворот и открыл их. (В поисках святого Камбера.) В некоторых случаях, особенно когда для обведения контура отверстия пользуются рукой или кинжалом с коротким лезвием, то вырезают целый сегмент круга, проводя лезвием по стороне круга, противоположной проему ворот. После того как появилось отверстие, исполняющий обычно отходит в сторону и держит ворота под психическим наблюдением, пока совершается необходимое движение сквозь ворота. Если же сам исполняющий должен покинуть круг, то он кладет меч поперек отверстия на внешней стороне круга, а, возвращаясь, снова подбирает его. Если же ворота должны оставаться открытыми, то меч кладут слева от отверстия, направляя рукоятку к центру, а кончик лезвия--к краю прохода. Магический меч запрещает проход тем, кому проходить не должно. Закрытие ворот также может происходить по-разному. Чаще всего мечом просто проводят слева направо, восстанавливая круг, хотя некоторые профессионалы обрисовывают линию три раза, символизируя восстановление всех трех окружностей в месте разреза. Главное, что нужно уяснить из всех вышеописанных действий, это то, что внешние действия лишь подкрепляют внутренние процессы--наиболее важные. Ведь настоящий знаток даже без физических действий может Очертить круг, призвать защиту сторон света, связать оставшуюся энергию, снять заклятие со сторон света и распустить сферу. ВЫВОД ОСНОВ РИТУАЛА В этой главе мы углубились в изучение физических задач ритуалов дерини. В заключение можно вывести десять основных элементов, составляющий основу ритуала. 1) Зажжение свечей, отмечающих стороны света. (Может проводиться во время предварительного обхода круга с огнем) 2) Заклинание воды и благословение соли для окропления. 3) Очерчивание круга: окропление, окуривание ладаном, обрисовка мечом. 4) Заклинание сторон света: востока, юга, запада и севера. 5) Установление цели (может быть объединено с п.4) 6) Заклинание божества. 7) Непосредственная работа. 8) Связь оставшейся энергии. 9) Снятие заклятий со сторон света. 10) Стирание круга. Примечания 1 В настоящее время К. Кертц написано 12 романов сериала о дерини. Два заключительных романа второй трилогии "Год короля Джавана" и "Незаконнорожденный принц" вышли в свет в 1993--1994 гг., т. е. после написания настоящего предисловия (Прим. ред.) 2 Приведенный ниже отрывок не встречается в романе "Камбер-еретик" (1980 г.) Очевидно, данный эпизод бил написан К. Кертц позднее для книги "Магия дврздж" (1991 г.). 3 К. Кертц не дает ссылки на конкретный роман. Очевидно, этот отрывок был написан специально для "Магии дерини". (Прим. ред.)