пешили уйти. Ведь у каждого есть дела. Так мальчик и рос - что ни день, то несколько десятков вопросов. Наконец он вырос, стал взрослым и по-прежнему без конца задавал всем странные вопросы. Но люди не хотели отвечать ему. Тогда он уединился в небольшой домик, что стоял на вершине одной горы, и стал там жить в одиночестве. Целыми днями он выдумывал вопрос за вопросом и записывал их в тетрадь. А потом сидел и ломал голову над ответами. Но почему-то так и не находил их. Он записывал, например, в своей тетради: "Почему у тени есть сосна?". "Почему облака не пишут писем?". "Почему марки не пьют пива?". От такого множества вопросов у него, разумеется, начинала болеть голова. Но он не обращал на это внимания. У него уже и борода отросла, а он все продолжал сочинять вопросы. Он и не подумал постричь бороду. Он только спрашивал себя: - Почему у бороды есть лицо? Словом, странный это был человек. Когда он умер, один ученый провел некоторые исследования и обнаружил, что, человек этот, еще когда был маленьким, привык надевать носки наизнанку, и ему так ни разу в жизни и не удалось надеть их правильно. Точно так же он так никогда и не научился задавать правильные вопросы. Со многими людьми еще такое бывает. ПРО ДЖИЛЬБЕРТО Маленькому Джильберто очень хотелось поскорее всему научиться. Поэтому он всегда прислушивался к тому, что говорили взрослые. Однажды он услышал, как одна женщина говорила другой: - Вы только посмотрите на Филомену. Как она любит свою маму! Она готова ей воду в ушах носить. "Прекрасные слова, - подумал добрый Джильберто. - Надо выучить их наизусть". Вскоре его позвала мама и сказала: - Джильберто, сходи-ка принеси мне ведро воды из фонтана. - Сейчас, мама, - ответил Джильберто, а сам подумал: "Вот и я покажу маме, как я ее люблю. Принесу ей воды не в ведре, а в ушах!" Подбежал он к фонтану и подставил под струю голову. И когда почувствовал, что в ухо ему налилось полно воды, поспешил обратно. Воды в ухе набралось с наперсток, и, чтобы донести ее до дома, ему пришлось наклонить голову набок. - Ну, принес воды? - спросила мама. Она как раз собралась стирать. - Вот, мама, - ответил запыхавшийся Джильберто. Однако, чтобы ответить, ему пришлось выпрямиться, и вода, что была у него в ухе, конечно, вылилась и потекла по шее. Что делать? Пришлось ему опять бежать к фонтану и наполнять водой другое ухо. Воды в нем набралось тоже ровно с наперсток, и Джильберто опять пришлось идти, прижав голову к плечу, но только теперь уже к другому. Когда же он добрался до дому, вода все равно вытекла. - Ну, принес ты наконец воды? - спросила мама. Она уже начала сердиться. "Может быть, у меня слишком маленькие уши?" - подумал огорченный Джильберто. А мама между тем совсем потеряла терпение. Она решила, что Джильберто бегает к фонтану баловаться, и угостила его парой оплеух - по одной на каждую щеку. Бедный Джильберто! Он покорно стерпел эти оплеухи и решил, что в другой раз будет носить воду в ведре. СЛОВО "ПЛАКАТЬ" Этой истории еще не было, но она непременно произойдет Завтра. Вот эта история. В тот день, который называется "Завтра", одна старая учительница построила своих учеников парами и повела их в Музей Прошлого, где собраны вещи, которые уже никому не нужны. Такие, например, как царская корона, шлейф королевы, трамвай и тому подобное. В одной небольшой запыленной витрине лежало под стеклом слово "плакать". Школьники Завтрашнего Дня прочитали этикетку с названием, но ничего не поняли. - Синьора, а что это такое? - Наверное, старинное украшение? - Может быть, что-нибудь этрусское? Учительница объяснила ребятам, что раньше, очень-очень давно, это слово было в большом употреблении и приносило людям много горя. Она показала при этом на небольшой стеклянный сосуд и сказала, что в нем хранятся слезы. Может быть, их пролил какой-нибудь несчастный раб, избитый хозяином, а может, какой-нибудь мальчик, оставшийся без крова. - Слезы похожи на воду! - сказал один школьник. - Да, но они обжигают! - ответила учительница. - А, их, должно быть, кипятят перед употреблением! - догадался кто-то. Нет, эти школьники совсем ничего не понимали. Под конец им стало просто скучно в этом зале. Тогда учительница повела их дальше, в другие залы музея, где они увидели более понятные вещи: тюремную решетку, чучело сторожевой собаки, замок и так далее. Все это были вещи, которых давно уже нет в счастливейшей стране Завтрашнего Дня. ПЕРЕКОРМИТНОЕ ВОСПАЛЕНИЕ Когда девочка заболевает, ее куклы тоже должны болеть - за компанию, чтобы ей не было скучно. К девочке приходит врач, а к куклам - дедушка. Он осматривает их, выписывает лекарства и каждой делает очень много уколов своей шариковой ручкой. - Знаете, доктор, этот ребенок заболел, - говорит девочка. - Ну что ж, посмотрим, что с ним. Дышите глубже, так, так... О! Так я и думал. По-моему, у нее неплохой капризит. - А это опасно, доктор? - Чрезвычайно! Дайте ей микстуру из синего чернильного карандаша и растирайте перед сном фантиком от анисовой карамельки. - А эта девочка, вам не кажется, тоже немного нездорова? - О, да она просто совсем больна! Это видно и без бинокля! - Ой, а что с ней? - Гм, сейчас посмотрим... Так... Немножко простудинки, немножко грустинки и острый приступ клубничного перекормита. - Ой, мама, как страшно! Неужели она умрет? - Нет, это не так опасно. Но лекарство не помешает. Ей нужно дать две таблетки глупидина. Только растворите их сначала в стакане грязной воды. И смотрите, чтобы стакан был зеленый. От красного стакана у нее могут разболеться зубы. И вот в одно прекрасное утро девочка просыпается совсем здоровая. Доктор разрешает ей встать с постели. Но дедушка хочет осмотреть ее сам, пока мама собирает ей одежду. - Ну что ж, посмотрим, - говорит он. - Скажи-ка; тридцать три. Так. Скажи: перепеле. А теперь попробуй что-нибудь спеть. Ну что ж, все в порядке! У тебя были типичное перекормитное воспаление. ВОСКРЕСНОЕ УТРО У синьора Чезаре была привычка все делать по всем правилам. Особенно по воскресеньям, когда он вставал позже обычного. Сначала он долго бродил по квартире в одной пижаме, потом - уже часов в одиннадцать - начинал бриться, оставив при этом открытой дверь в ванной комнате. Именно этого момента с нетерпением ждал Франческо. Ему всего шесть лет, но у него уже определилась явная склонность к медицине и хирургии. Франческо брал пакет ваты, флакон с одеколоном, пакетик с пластырем, входил в ванную и усаживался на скамеечку в ожидании, когда понадобится его помощь. - Ну что? - спрашивал синьор Чезаре, намыливая лицо. В другие дни недели он брился электрической бритвой, но в воскресенье взбивал, как в старые времена, мыльную пену и брался за безопасную бритву. - Ну что? Франческо ерзал на скамеечке. Он был очень серьезен и ничего не отвечал. - Ну? - Я все жду, - говорил Франческо, - может, ты порежешься... Тогда я полечу тебя. - Ладно! - соглашался синьор Чезаре. - Только ты не режься нарочно, как в прошлое воскресенье, - строго предупреждал Франческо. - Нарочно не считается. - Ну конечно! - отвечал синьор Чезаре. Но ему никак не удавалось порезаться нечаянно. Он старался, старался, но ничего не получалось. Как ни пытался, ничего не выходило. Он очень хотел быть невнимательным и неосторожным, но не мог. Наконец каким-то образом он все-таки ухитрялся порезать себе лицо. И тогда Франческо принимался за дело. Он стирал ваткой капельку крови, протирал ранку одеколоном и заклеивал ее пластырем. Таким образом синьор Чезаре каждое воскресенье дарил своему сыну капельку крови. А Франческо все больше убеждался, что у него очень рассеянный и неосторожный отец. КАК ПОСКОРЕЕ УСНУТЬ Жила-была однажды девочка, которая каждый вечер, когда надо было ложиться спать, становилась маленькой-маленькой. - Мама, - говорила она, - я стала муравьишкой! И мама понимала, что пора укладывать дочку в постель. А утром девочка просыпалась, едва всходило солнце. Но она по-прежнему была маленькой-маленькой. Такой маленькой, что свободно умещалась на подушке. И еще места оставалось немного. - Вставай! - говорила мама. - Не могу, - отвечала девочка, - не могу, я еще слишком маленькая. Как бабочка! Подожди, пока подрасту. А потом вдруг радостно восклицала: - Ну вот, я и выросла! С веселым криком вскакивала она с постели, и начинался новый солнечный день. ПРОЗРАЧНЫЙ ДЖАКОМО Как-то раз в одном далеком городе появился на свет прозрачный ребенок. Да, да, прозрачный! Сквозь него можно было смотреть, как сквозь чистую родниковую воду или воздух. Конечно, он, как и все люди, был из плоти и крови, но казалось, будто он сделан из стекла. Но когда мальчик падал, он не разбивался вдребезги. Самое большее - у него вырастала на лбу огромная прозрачная шишка. Всем хорошо было видно, как пульсирует его кровь, как бьется сердце, и все могли свободно читать мысли, которые проносились у него в голове, словно стайка разноцветных рыбок в аквариуме. Однажды мальчик нечаянно солгал, и люди тотчас увидели, как в голове у него запылал огненный шар. Мальчик тут же поправился, сказал правду - и шар мгновенно исчез. С тех пор он ни разу за всю свою жизнь не сказал ни слова лжи. Был еще такой случай. Один приятель доверил ему свой секрет. И все сразу же увидели, как в голове у мальчика беспокойно закрутился, завертелся черный шар. И секрет перестал быть секретом. Прошло время, мальчик, вырос, стал юношей, потом мужчиной. Но каждый по-прежнему мог легко читать все его мысли. Ему даже не надо было вслух произносить ответ, когда его о чем-либо спрашивали. Звали этого мальчика Джакомо, но люди называли его Прозрачный Джакомо. Его любили за честность и за то, что рядом с ним все тоже становились честными и добрыми. Но вот в один несчастный день в стране произошел переворот, и к власти пришел жестокий тиран. Настали очень тяжелые времена. Народ страдал от казней, несправедливостей и нищеты. Те люди, которые осмеливались протестовать против насилия, сразу же бесследно исчезали. Тех же, кто открыто восставал против убийств, немедленно расстреливали. А остальных, запуганных и униженных, тоже преследовали всеми способами. Люди молчали и в страхе терпели все. Но Джакомо не мог молчать. Потому что, даже когда он ни слова не произносил, за него говорили его мысли. Ведь он был прозрачным, и окружающие могли свободно читать их: все видели, как возмущается он несправедливостью и насилием и шлет проклятия тирану. Народ тайком повторял мысли Джакомо и стал постепенно обретать надежду. Узнав про это, тиран приказал немедленно арестовать Прозрачного Джакомо и бросить в самую темную тюрьму. И тогда случилось невероятное. Стены камеры, в которую заключили Джакомо, тоже вдруг стали прозрачными, потом стали прозрачными стены коридора, а затем и наружные стены тюрьмы - вся тюрьма стала словно стеклянная! И люди, проходившие мимо, видели Джакомо, сидевшего в своей камере, и по-прежнему могли читать его мысли. А ночью тюрьма стала излучать такой яркий свет, что тиран приказал опустить в своем дворце все шторы, чтобы свет не беспокоил его. Но все равно он не мог спать спокойно: Прозрачный Джакомо, даже закованный в цепи, посаженный в самую темную тюрьму, был сильнее тирана. Это потому, что правда сильнее всего на свете - она ярче дневного света, сильнее любого урагана. МАРТЫШКИ-ПУТЕШЕСТВЕННИЦЫ Однажды мартышки, что живут в зоопарке, решили отправиться в путешествие, чтобы пополнить свое образование. Шли они, шли, а потом остановились, и одна из них спросила: - Итак, что же мы видим? - Клетку льва, бассейн с моржами и дом жирафа, - ответила другая. - Как велик мир! И как полезно путешествовать! - решили мартышки. Они двинулись дальше и присели передохнуть только в полдень. - Что же мы видим теперь? - Дом жирафа, бассейн с моржами и клетку льва! - Как странен этот мир! Впрочем, путешествовать, конечно, полезно. Они снова тронулись в путь и завершили путешествие только на заходе солнца. - Ну, а теперь что мы видим? - Клетку льва, бассейн с моржами и дом жирафа! - Как скучен этот мир! Все время одно и то же. Хоть бы какое-нибудь разнообразие! Нет никакого смысла странствовать по свету! Еще бы! Путешествовать-то они путешествовали, да только не выходя из клетки, - вот и кружились на одном месте, словно лошадка на карусели. ОДИН И СЕМЕРО Я знал одного мальчика... Но это был не один мальчик, а семеро. Как это может быть? Сейчас расскажу. Жил он в Риме, звали его Паоло, и отец его был вагоновожатым. Нет, нет, жил он в Париже, звали его Жан, и отец его работал на автомобильном заводе. Да нет же, жил он в Берлине, звали его Курт, и отец его был виолончелистом. Что вы, что вы... Жил он в Москве, звали его Юрой, точно так же, как Гагарина, и отец его был каменщиком и изучал математику. А еще он жил в Нью-Йорке, звали его Джимми, у отца его была бензоколонка. Сколько я вам уже назвал? Пятерых. Не хватает двоих. Одного звали Чу, жил он в Шанхае, и отец его был рыбаком. И наконец, последнего мальчика звали Пабло, жил он в Буэнос-Айресе, и отец его был маляром. Паоло, Жан, Курт, Юра, Джимми, Чу и Пабло - мальчиков семеро, но все равно это один и тот же мальчик. Ну и что же, что у Пабло темные волосы, а у Жана светлые. Неважно, что у Юры белая кожа, а у Чу - желтая. Разве это так важно, что Пабло, когда приходил в кино, слышал там испанскую речь, а для Джимми экран разговаривал по-английски. Смеялись же они все на одном языке. Потому что это был один и тот же мальчик: ему было восемь лет, он умел читать и писать и ездил на велосипеде, не держась за руль. Теперь все семь мальчиков выросли. Они никогда не станут воевать друг с другом, потому что все семь мальчиков - это один и тот же мальчик. ПРО ЧЕЛОВЕКА, КОТОРЫЙ ХОТЕЛ УКРАСТЬ КОЛИЗЕЙ Как-то раз одному человеку взбрело в голову украсть знаменитый римский Колизей. Он захотел, чтобы Колизей принадлежал только ему. "Почему, - недоумевал он, - я должен делить его со всеми? Пусть он будет только моим!" Он взял большую сумку и отправился к Колизею. Там он подождал, пока сторож отошел в сторонку, быстро набил сумку камнями из развалин древнего здания и понес домой. На другой день он проделал то же самое. И с тех пор каждое утро, кроме воскресенья, он совершал по крайней мере два, а то и три таких рейса, всякий раз стараясь, чтобы сторожа не заметили его. В воскресенье он отдыхал и пересчитывал украденные камни, которые грудой лежали в подвале. Когда же подвал весь был забит камнями, он стал сваливать их на чердаке. А когда и чердак заполнился до отказа, то стал прятать камни под диваны, в шкафы и даже в корзину для грязного белья. Каждый раз, приходя к Колизею, он внимательно осматривал его со всех сторон и думал: "Он кажется все таким же огромным, но некоторая разница все же есть! Вон там и вот тут уже немного меньше камней осталось!" Он вытирал пот со лба и выковыривал из стены еще один кирпич, выбивал из арки еще один камень и прятал их в сумку. Мимо него проходили толпы туристов с открытыми от восхищения и изумления ртами. А он ухмылялся про себя: "Удивляетесь? Ну-ну! Посмотрю-ка я, как вы будете удивляться, когда в один прекрасный день не найдете здесь Колизея!" Порой случалось ему заходить в табачную лавку - а в табачных лавках в Италии всегда продают открытки с изображением достопримечательностей. Когда он смотрел на открытки с видами старинного амфитеатра Колизея, то всегда приходил в хорошее настроение. Правда, он тут же спохватывался и притворялся, будто сморкается, чтобы не увидели, как он смеется: "Ха-ха-ха! Открытки! Подождите, скоро только открытки и останутся вам на память о Колизее!" Шли месяцы, годы. Украденные камни громоздились теперь под кроватью, заполнили кухню, оставив лишь узкий проход к газовой плите. Камнями была завалена ванная, а коридор превратился в траншею. Но Колизей по-прежнему стоял на своем месте и пострадал от воровства не больше, чем от комариного укуса. Бедняга вор сильно постарел за это время и пришел в отчаяние. "Неужели, - думал он, - неужели я ошибся в своих расчетах? Наверное, легче было бы украсть купол собора Святого Петра! Ну да ладно, надо набраться мужества и терпения. Взялся за дело - надо доводить его до конца". Однако каждый поход к Колизею давался ему теперь нелегко. Сумка оттягивала руки, а они были к тому же сплошь в ссадинах. И когда однажды он почувствовал, что жить ему осталось недолго, он в последний раз пришел к Колизею и, с трудом карабкаясь по скамьям амфитеатра, забрался на самый верх. Заходящее солнце окрашивало древние руины золотом и багрянцем. Но старик ничего не видел, потому что слезы застилали ему глаза. Он надеялся, что побудет здесь, на верху, в одиночестве, но на террасу тут же высыпала толпа туристов. На разных языках выражали они свой восторг. И вдруг среди множества голосов старый вор различил звонкий детский голосок какого-то мальчика: "Мой! Мой Колизей!" Как фальшиво, как неприятно звучало это слово здесь, среди самой красоты! Только теперь старик понял это и даже захотел было сказать об этом мальчику, захотел научить его говорить "наш" вместо "мой". Но сил у него уже не хватило. ЛИФТ К ЗВЕЗДАМ Когда Ромолетто исполнилось тринадцать лет, его взяли на работу в бар "Италия". Он служил мальчиком на побегушках. Это значит, что он должен был выполнять всякие мелкие поручения и разносить заказы по домам. Целыми днями Ромолетто носился взад-вперед по улицам, поднимался и спускался по лестницам разных домов, держа поднос, уставленный множеством рюмок, чашек и стаканов. Больше всего не любил Ромолетто лестницы. В Риме, так же как и во многих других городах на земле, лифтеры очень ревниво оберегают свои лифты и стараются, чтобы ими поменьше пользовались, особенно мальчики из бара, молочницы, продавцы фруктов и все другие простые люди. Они либо сами стоят на страже у лифта, либо вывешивают разные грозные предупреждения. Однажды утром в бар позвонили из квартиры четырнадцать в доме сто три и потребовали четыре кружки пива и чай со льдом. - Только немедленно, иначе я выброшу все это за окно! - добавил сердитый голос. Это был старый маркиз Венанцио, тот самый, что наводил ужас на поставщиков продуктов. В доме сто три лифт оберегался особенно тщательно, но Ромолетто знал, как можно обмануть бдительность лифтерши, дремавшей в своей сторожке. Он незаметно проскользнул в кабину, опустил в щель пускового автомата пять лир, нажал кнопку пятого этажа, и лифт со скрипом двинулся вверх. Вот второй этаж, вот третий. А после четвертого этажа лифт, вместо того чтобы замедлить ход, вдруг ускорил движение, проскочил мимо площадки пятого этажа и, прежде чем Ромолетто успел удивиться, поднялся так высоко, что весь Рим уже раскинулся у него под ногами. А лифт все мчался вверх. Со скоростью ракеты несся он к небу, голубому-голубому, до черноты. - Прощайте, маркиз Венанцио! - прошептал Ромолетто, чувствуя, как у него мурашки пробегают по коже. Левой рукой он по-прежнему держал в равновесии поднос со стаканами, и это было довольно смешно, потому что лифт уже уносился в межпланетное пространство, и Земля голубела далеко внизу в бездонной глубине космоса. Она вертелась вокруг своей оси, все дальше и дальше унося злого маркиза Венанцио, который ждал пива и чая со льдом. "По крайней мере хоть не с пустыми руками явлюсь к марсианам!" - решил Ромолетто и зажмурился. Когда же он приоткрыл глаза, лифт уже опускался, и Ромолетто с облегчением вздохнул. "В конце концов, чай все равно холодный", - подумал мальчик. Но оказалось, что лифт опустился в самой чаще какого-то тропического леса, и Ромолетто сквозь стекла кабины увидел, что его окружают лохматые бородатые обезьяны. Они возбужденно показывали на него пальцами и невероятно быстро говорили что-то на каком-то непонятном языке. "Наверное, я попал в Африку!" - подумал Ромолетто. Тут обезьяны вдруг расступились, и он увидел огромного шимпанзе в синем мундире, который ехал навстречу ему на гигантском трехколесном велосипеде. "Полиция! Спасайся, Ромолетто!" Не теряя ни секунды, мальчик из бара "Италия" нажал первую же попавшуюся кнопку. И лифт полетел вверх со сверхзвуковой скоростью. Когда он унесся уже далеко, Ромолетто взглянул вниз и понял, что планета, от которой он удирал, никак не могла быть Землей: ее моря и континенты были совсем других очертаний, чем на школьной географической карте. К тому же Земля сверху выглядела голубым шариком, а эта планета была то зеленой, то фиолетовой. - Наверное, это Венера! - решил Ромолетто. - Но что я скажу маркизу Венанцио? Он потрогал кружки на подносе - они были такими же холодными, как и в тот момент, когда он вышел из бара. В общем-то, если разобраться, с тех пор прошло, наверное, минут пять, не больше. Лифт с невероятной скоростью пронесся через громадное пустынное пространство и снова стал снижаться. На этот раз Ромолетто сразу понял, что его ждет: "Только этого не хватало! На Луну прилетел! Что мне тут делать?" Между тем знаменитые лунные кратеры приближались с фантастической быстротой. Ромолетто уже потянулся было к панели с кнопками, но тут ему пришла в голову неплохая мысль. "Стоп! - приказал он себе. - Прежде чем нажать кнопку, надо подумать!" Он внимательно рассмотрел панель. Рядом с каждой кнопкой стояла какая-нибудь цифра. И только последняя кнопка внизу светилась красной буквой "З". Наверное, это и есть Земля! "Попробуем", - вздохнул Ромолетто. Он нажал эту кнопку, и лифт тотчас же изменил направление. А спустя несколько минут он уже оказался над Римом, над крышей дома сто три, пролетел мимо лестничных площадок и приземлился возле знакомой лифтерши, которая, конечно, даже не догадывалась, в каком межпланетном путешествии побывал Ромолетто, и продолжала спокойно дремать. Ромолетто выскочил из кабины, даже не захлопнув за собой дверь, и пешком поднялся по лестнице на пятый этаж. Он постучал в дверь квартиры четырнадцать и, опустив голову, молча выслушал сердитого маркиза Венанцио: - Ну, где ты пропадал столько времени?! Ведь с тех пор, как я заказал это проклятое пиво и этот распроклятый чай, прошло уже пятнадцать минут! На твоем месте Гагарин давно уже был бы на Луне! "И даже дальше!" - подумал Ромолетто, но промолчал. К счастью, напитки были еще холодными ровно настолько, насколько нужно было. Да, немало приходится побегать по лестнице за целый день мальчику из бара "Италия", который разносит заказы по домам... ЗНАМЕНИТЫЙ ДОЖДЬ В ПЬОМБИНО Однажды в Пьомбино дождем посыпались с неба конфеты. Конфеты падали большие, словно градины, но не белые, а разноцветные - красные, зеленые, голубые, фиолетовые. Один мальчик взял в рот зеленую конфету - просто так, чтобы попробовать, и обнаружил, что она мятная. А другой попробовал красную, и оказалось, что конфета земляничная. - Да это настоящие конфеты! Самые настоящие! - обрадовались ребята и бросились набивать себе ими карманы. Но сколько ни собирали, конфет меньше не становилось - они по-прежнему дождем сыпались с неба. Дождь этот шел недолго, и все же улицы в городе сплошь покрылись, словно ковром, душистыми конфетами, которые похрустывали под ногами, как мелкие льдинки. Ребята, возвращавшиеся из школы, тоже успели наполнить сладостями свои портфели. И старушки несли домой узелки с конфетами. Это был великолепный праздник! До сих пор люди ждут, что с неба опять посыплются конфеты, но облако, из которого они сыпались дождем, больше не появлялось ни над Пьомбино, ни над Турином и, вероятно, никогда не пройдет даже над Кремоной. ЧЕЛОВЕЧЕК ИЗ НИЧЕГО Жил однажды человечек из ничего. У него был нос из ничего, рот из ничего, он ни во что не был одет и носил ботинки из ничего. Отправился как-то раз человечек из ничего по какой-то несуществующей улице, которая никуда не вела. Встретил мышку из ничего и спросил у нее: - Ты не боишься кошек? - Ничуть! - ответила мышка из ничего. - В этой стране из ничего есть только кошки из ничего, у которых усы из ничего и когти из ничего. Кроме того, я люблю сыр. Правда, я ем только дырки. Они ничем не пахнут, но сладкие. - У меня кружится голова, - сказал человечек из ничего. - Потому что твоя голова из ничего. Даже если ты станешь биться головой о стену, тебе не будет больно. Человечек из ничего, решив попробовать, нашел стену, чтобы удариться о нее головой, но это была стена из ничего, и так как он слишком сильно разбежался, то упал по другую сторону стены. А там тоже совсем ничего не было. Человечек из ничего так устал от всего этого ничего, что заснул. И во сне он увидел, что он был человечком из ничего и шел по несуществующей дороге, встретил мышку из ничего и даже ел дырки от сыра, и мышка из ничего была права: они действительно ничем не пахли. ДВИЖУЩИЙСЯ ТРОТУАР На планете "Би" изобрели движущийся тротуар. Он тянется по всему городу и похож на эскалатор, только это не лестница, а тротуар. Движется он медленно, чтобы люди успевали рассмотреть витрины и не падали, ступая на тротуар и сходя с него. На этом тротуаре есть даже скамейки для тех, кто хочет гулять сидя. Особенно удобно это для стариков и для синьор, которые носят тяжелые хозяйственные сумки. Когда старичкам надоедает сидеть в сквере и смотреть без конца на одно и то же дерево, они отправляются гулять на движущемся тротуаре. Им там очень удобно и хорошо. Кто читает газету, кто курит сигару... Словом, люди отдыхают. Благодаря изобретению этого движущегося тротуара на планете "Би" уничтожены все трамваи, троллейбусы и автомобили. Так что улицы теперь свободны и служат только для того, чтобы ребята играли там в футбол. А если какой-нибудь городской стражник вздумает отобрать у них мяч, то его за это тотчас же оштрафуют. ТРОЛЛЕЙБУС НОМЕР 75 Однажды утром троллейбус номер 75, который ходит от Монтверде Веккьо до площади Фьюме, вместо того чтобы спуститься к Трастевере, направился совсем в другую сторону. Он повернул к Джаниколо, затем свернул на старую дорогу Аурелия Антика и через несколько минут уже мчался, словно очумелый от весеннего солнца заяц, по полям, что раскинулись в предместье Рима. В это время пассажирами троллейбуса были, как обычно, служащие. Все они читали газеты. Даже те, которые не покупали их, - они читали через плечо соседа. Вдруг один синьор, переворачивая страницу, взглянул случайно в окно и страшно удивился: - Кондуктор, что случилось? Куда мы едем? Это какое-то самоуправство! Другие пассажиры тоже оторвались от газет и тоже возмутились: - Что думает водитель? - Да он сошел с ума! Свяжите его! - Что за обслуживание! - Но отсюда рукой подать до Чивитавеккья, а там уже начинаются загородные дачи! - Боже мой! Уже без десяти девять, а ровно в девять я должен быть в суде! - воскликнул адвокат. - Если я проиграю процесс, я подам в суд на троллейбусное управление. Кондуктор и водитель отбивались как могли. Они заявили, что ничего поделать не могут: троллейбус больше не повинуется им и сам едет куда вздумается. Действительно, в этот момент троллейбус сошел с дороги, проехал по полю и остановился на лужайке у небольшого лесочка, благоухающего свежей зеленой листвой. - Ой, цикламены! - радостно воскликнула одна синьора. - Самый раз сейчас думать о цикламенах! - рассердился адвокат. - А знаете, что я вам скажу, - возразила синьора, - пусть я приеду в свое министерство с опозданием... Мне, конечно, за это снимут голову... Но раз уж мы тут, я хочу нарвать цикламенов! Уже десять лет, как я не собирала цветов! Она вышла из троллейбуса, вдохнула всей грудью чистый, свежий воздух этого удивительного утра и стала собирать цветы. Видя, что троллейбус и не думает никуда уезжать, один за другим вышли на полянку и другие пассажиры. Одни - чтобы размять ноги, другие - выкурить сигарету. И вскоре плохое настроение растаяло, как туман на солнце. Кто-то сорвал маргаритку и сунул ее в петличку, а кто-то нашел совсем еще зеленую ягодку земляники и радостно закричал: - Это я нашел ее! Смотрите, я оставлю здесь записку и, когда земляничка созреет, приду и сорву ее! И пусть только кто-нибудь посмеет тронуть ее! Он и в самом деле вырвал из записной книжки листок, наколол его на прутик и воткнул в землю рядом с земляничкой. На листке большими буквами было написано: "Доктор Джулио Боллати". Два чиновника из министерства образования скомкали свои газеты в большой бумажный шар и стали играть в футбол. И всякий раз, когда ударяли по мячу, громко кричали: - Шайбу! Словом, пассажиры уже нисколько не походили больше на тех серьезных и солидных людей, которые минуту назад готовы были разорвать на части водителя и кондуктора. А те между делом поделились друг с другом завтраком и устроили небольшой пикник на свежем воздухе. - Смотрите! - закричал вдруг адвокат. Троллейбус тронулся с места и медленно двинулся с полянки. Пассажиры еле-еле успели на ходу вскочить в него. Последней оказалась синьора с цикламенами. Она возмущалась: - Ну разве так можно! Я только начала собирать цветы и отдыхать!.. - Сколько времени мы уже здесь? - спросил кто-то. - Ух, наверное, очень долго! И все посмотрели на свои часы. Как странно: часы показывали всего без десяти девять! Видно, пока длилась эта маленькая загородная прогулка, стрелки часов стояли. Это было время, просто подаренное людям. - Но этого не может быть! - изумлялась синьора, которая любила цикламены. А троллейбус снова шел по своему маршруту и уже сворачивал на улицу Дандоло. Удивлялись все. А ведь каждый держал перед глазами газету, где на самом верху страницы ясно была обозначена дата - 21 марта, день весеннего равноденствия. В первый день весны все возможно! СТРАНА, ГДЕ ЖИВУТ ОДНИ СОБАКИ Была когда-то на свете очень маленькая и очень странная страна. Она вся состояла из девяноста девяти домиков. У каждого домика был маленький садик, окруженный забором, и за каждым забором жила собака. И каждая лаяла. Возьмем, к примеру, домик номер один. Здесь жил пес по кличке Верный. Он ревниво охранял свой домик от соседей, и, чтоб никто не подумал, будто он плохо несет свою службу, он долго и громко лаял всякий раз, когда мимо проходили жители других девяноста восьми домиков, независимо от того, кто шел: женщина, мужчина или ребенок. Точно так же поступали другие девяносто восемь собак. Так что, сами понимаете, забот у них было много: лаять приходилось с утра до вечера и даже ночью, потому что всегда ведь кто-нибудь шел по улице. А вот другой пример. Синьор, который жил в домике номер девяносто девять, возвращаясь с работы, должен был пройти мимо всех девяноста восьми домиков, а следовательно, и мимо девяноста восьми собак, которые лаяли ему вслед, показывая клыки и давая понять, что охотно вцепились бы в его брюки. То же самое происходило с жителями других домиков, так что на улице всегда кто-нибудь дрожал от страха. Ну а теперь представьте себе, что творилось, когда в эту страну попадал какой-нибудь чужеземец. Тогда лаяли сразу все девяносто девять собак, все девяносто девять хозяев выходили на крыльцо посмотреть, что случилось, а потом торопливо возвращались в дом, запирали дверь, спешно опускали ставни и сидели тихо-тихо, подглядывая в щелочку за незнакомцем, пока он проходил мимо. От непрестанного собачьего лая жители этой страны постепенно оглохли и почти перестали разговаривать друг с другом. Впрочем, им и не о чем было говорить между собой. Мало-помалу, сидя так все время молча, насупившись, они вообще разучились говорить. Ну, и в конце концов случилось так, что хозяева домиков сами тоже стали лаять, как собаки. Возможно, они думали при этом, что разговаривают по-человечески, но на самом деле, когда они открывали рот, слышалось только что-то вроде "гав-гав!" - и от этого мурашки пробегали по коже. Так и повелось в той стране: лаяли собаки, лаяли мужчины и женщины, лаяли дети, когда играли во дворе. И девяносто девять домиков превратились в девяносто девять собачьих конур. Однако с виду домики были аккуратными, на окнах висели чистые занавесочки, за стеклами виднелась герань и были даже другие цветы - на балконах. Однажды в этой стране оказался Джованнино-Бездельник. Он забрел туда, совершая одно из своих знаменитых путешествий. Девяносто девять собак встретили его концертом, от которого даже каменная тумба могла бы превратиться в неврастеника! Джованнино что-то спросил у одной женщины, и та ответила ему лаем. Он сказал что-то ласковое какому-то малышу и услышал в ответ глухое рычание. - Я понял! - сказал Джованнино-Бездельник. - Это эпидемия! Тогда он пришел к самому главному городскому начальнику и сказал: - Я знаю хорошее средство от вашей болезни. Прежде всего прикажите уничтожить все заборы - сады отлично будут цвести и без них. Во-вторых, отправьте всех собак на охоту - они развлекутся немного и станут добрее. В-третьих, устройте большой бал, и после первого же вальса все жители снова научатся говорить по-человечески. - Гав-гав! - ответил ему начальник. - Я понял! - сказал Джованнино. - Самый тяжелый больной тот, который думает, что он здоров, - и отправился путешествовать дальше. Если вы услышите ночью, что где-то лает несколько собак, может статься, это и настоящие собаки, но может оказаться, что это лают жители той самой маленькой страны. БЕГСТВО ПУЛЬЧИНЕЛЛЫ Во всем старом кукольном театре не было куклы беспокойнее Пульчинеллы. Всегда-то он был чем-то недоволен и вечно с кем-нибудь спорил. То в самый разгар репетиции ему вдруг хотелось пойти погулять, то он сердился на хозяина-кукольника за то, что ему дали комическую роль, а не трагическую, которая ему была больше по душе. - Знаешь, - признавался он Арлекину, - в один прекрасный день я возьму и убегу! Он так и сделал. Только случилось это не днем, а ночью. Как только все уснули, он взял ножницы, которые хозяин забыл спрятать в шкаф, перерезал одну за другой все нитки, привязанные к его голове, к рукам и ногам, и предложил Арлекину: - Бежим вместе! Но Арлекин не мог расстаться с Коломбиной. Он и слышать не хотел об этом! А Пульчинелла не хотел брать с собой эту кривляку, которая в каждой пьесе только и делала, что насмехалась над ним. - Ладно, пойду один, - решил Пульчинелла. Он храбро спрыгнул на пол и пустился наутек, да так, что только пятки засверкали. "Какая прелесть, - думал он, - какое удовольствие не чувствовать на руках и на ногах этих проклятых ниток! Как приятно ступать туда, куда самому хочется, а не куда велит хозяин!" Для одинокой деревянной куклы мир огромен и страшен. В нем так много, особенно по ночам, свирепых кошек, которые запросто могут принять любое существо, бегущее в темноте, за мышь и сцапать своими страшными когтями. Правда, Пульчинелле удалось убедить кошек и котов, что они имеют дело с истинным артистом, но потом он на всякий случай все-таки спрятался в каком-то садике, прислонился к забору и заснул. На рассвете он проснулся и понял, что очень голоден. Он огляделся по сторонам, но вокруг, насколько хватало глаз, не было ничего, кроме гвоздик, тюльпанов, цинний и гортензий. - Ну что же, ничего не поделаешь, - решил Пульчинелла и, сорвав гвоздику, стал нерешительно обкусывать с нее лепестки. Конечно, эта еда не шла ни в какое сравнение с бифштексом или хорошим куском филе из окуня. Цветы очень ароматны, но почти не имеют вкуса. И все же травянистый вкус гвоздики показался Пульчинелле восхитительным вкусом свободы, а после второго лепестка он готов был поклясться, что никогда еще не ел более замечательного блюда. И он решил навсегда остаться в этом саду. Спал он под защитой большой магнолии, жесткие листья которой укрывали его от дождя и града, а питался цветами: сегодня - гвоздикой, а завтра - розой... И во сне и наяву ему мерещились горы спагетти и равнины свежего ароматного сыра, но он крепился и не сдавался. Солнце и ветер вскоре иссушили дерево, из которого он был сделан. Пульчинелла стал сухим-сухим, но зато таким ароматным, что пчелы, летевшие за нектаром, иногда принимали его за цветок. Они опускались на его деревянную головку и старались добраться своим жалом до желанного лакомства. Но ничего не выходило, и они улетали разочарованные. Между тем наступила зима. Опустевший сад ожидал первого снега. Бедный Пульчинелла стал голодать. И если вы думаете, что он мог бы отправиться куда-нибудь в другое место, то ошибаетесь - на маленьких деревянных ножках далеко не уйдешь! "Ну что же, - сказал про себя Пульчинелла, - раз так, умру здесь. Не такое уж это плохое место, чтобы умереть. Но если я и умру, то умру свободным. Никто больше не сможет привязать нитки к моей голове и дергать ее, никто не заставит меня кивать в знак согласия, когда я совсем не согласен". А потом пошел первый снег и прикрыл Пульчинеллу мягким белым одеялом. Весной на том месте, где лежал Пульчинелла, выросла гвоздика. А Пульчинелла, укрытый землей, спокойный и счастливый, думал: "Ну вот, над моей головой выросла гвоздика. Может ли кто-нибудь быть счастливее меня?" Пульчинелла не умер, потому что деревянные куклы не умирают. Он лежит в том саду, и никто об этом не знает. И если вы случайно найдете его, то не привязывайте нитку к его голове. Королям и королевам из кукольных театров такие нитки не мешают, а вот он, Пульчинелла, их просто терпеть не может. СОЛДАТСКОЕ ОДЕЯЛО Когда кончились все войны, солдат Винченцо ди Джакомо вернулся домой. Вернулся он в рваной армейской форме, с сильным кашлем и с солдатским одеялом на плече. Кашель и одеяло - вот и все, что он заработал за долгие годы войны. Но кашель не давал ему ни минуты покоя и очень скоро свел в могилу. Жене и детям осталось от солдата только старое одеяло. Ребят было трое. Самому младшему, тому, что родился между двумя войнами, только-только исполнилось пять лет. Солдатское одеяло досталось ему. Каждый день, ложась спать, мальчик укрывался отцовским одеялом, а мама принималась рассказывать ему одну и ту же бесконечную сказку. В сказке говорилось про фею, которая ткала большое одеяло, такое большое, что им могли укрыться все дети, что дрожат от холода на нашей земле. Но всегда получалось так, что какому-нибудь мальчику его не хватало, и он плакал и тщетно просил хоть самый краешек одеяла, чтобы согреться. И тогда фея распускала старое одеяло и принималась ткать новое, побольше, потому что оно обязательно должно быть целым. Добрая фея работала день и ночь, она ткала и ткала, не зная усталости, и малыш засыпал, так и не услышав, чем кончалась сказка. Он так ни разу и не узнал, удалось ли фее соткать такое одеяло, чтобы его хватило на всех. Малыша звали Дженнаро, и жил он вместе с семьей неподалеку от Кассино. Зимы там холодные, а эта выдалась еще и голодная. Вдобавок ко всему заболела мама. Что делать? И тогда отдали Дженнаро знакомым, которые прежде были их соседями, а теперь стали просто бродягами. У этих людей был старый фургон, и они ездили в нем по всей округе - где милостыню попросят, где поиграют на шарманке, а где продадут ивовые корзинки, которые плели во время своих долгих странствий. Дженнаро дали клетку с попугаем. Он клювом вытаскивал из ящика билетики с числами, которые вроде бы могли выиграть в лотерее. Дженнаро должен был показывать попугая людям, и те могли за несколько грошей получать от попугая такой билетик. Дни тянулись долгие и скучные. Случалось, они попадали в села, где люди были такие бедные, что и милостыню подать не могли, и тогда Дженнаро доставался совсем маленький кусочек хлеба и совсем немного пустого супа в миске. Зато ночью, когда мальчик укладывался спать и закутывался в старое отцовское одеяло - оно было самым главным его богатством, - он сразу же сладко засыпал, и ему снился попугай, который рассказывал сказки. Один из тех бродяг, что приютили Дженнаро, когда-то воевал вместе с его отцом. Он полюбил мальчика, как родного, рассказывал ему разные истории и между делом учил его читать всякие надписи, что встречались по пути - названия городов и деревень. - Смотри! Это буква "А". А вот эта буква, похожая на калитку с покосившейся перекладиной, - "И". Эта палка с кривой ручкой - "Р". Дженнаро все схватывал на лету. Бродяга купил ему тетрадь и карандаш и научил списывать надписи. Дженнаро целые страницы исписывал ими. Писал, например, Анкона или Пезаро. И наконец настал день, когда он сам без всякой помощи смог написать свое собственное имя - букву за буквой, без единой ошибки. Какие же прекрасные сны снились ему в ту ночь, когда он уснул, завернувшись в старое солдатское одеяло своего отца! И как хороша эта история, хотя она и не закончилась, а так и обрывается на полуслове, словно в конце предложения вместо точки поставлен восклицательный знак. КОЛОДЕЦ В КАШИНА ПИАНА На полпути от Саронно к Леньяно на опушке огромного леса находится совсем маленькая деревушка Кашина Пиана. В ней всего три домика, и живет в них одиннадцать семей. В Кашина Пиана был колодец, только не совсем обычный, даже странный колодец, потому что вОрот, чтобы наматывать веревку или цепь, у него был, а вот ни веревки, ни цепи, чтобы поднимать ведро с водой, не было. Каждая из одиннадцати семей держала дома рядом с ведром свою собственную веревку. И если кто-нибудь шел за водой, то брал не только ведро, но и веревку. Набрав воды, он отвязывал ее и обязательно уносил домой. Один колодец и одиннадцать веревок. А не верите, так пойдите туда, и вам расскажут про это точно так же, как рассказали мне. Дело в том, что одиннадцать семей жили недружно, все время ссорились. И вместо того чтобы купить всем вместе хорошую крепкую цепь для колодца, готовы были вообще засыпать его землей. Но вот началась война, и все мужчины из Кашина Пиана ушли воевать, оставив женам много разных советов, в том числе наказ беречь веревку и следить, чтобы ее не стащили. А потом страну заняли враги. Мужчины все еще воевали и партизанили. Тяжело было женщинам, но каждая по-прежнему ревниво оберегала свою веревку. Как-то раз один мальчик пошел в лес за хворостом и вдруг услышал, что в кустах кто-то стонет. Это оказался партизан, раненный в ногу. Мальчик побежал за матерью. Женщина сначала испугалась, а потом сказала: - Принесем его домой, спрячем. Будем надеяться, что кто-нибудь так же поможет в беде и твоему отцу. Ведь мы даже не знаем, где он сейчас и жив ли еще! Они спрятали партизана в сарае и послали за врачом, сказав, что заболела бабушка. Но соседки еще утром видели эту старую бабушку - она была здоровехонька, сновала по двору, как курочка! - и догадались, что тут что-то не так. Не прошло и дня, как вся деревня уже знала о раненом партизане, который прячется в амбаре у Катерины. Один старик струсил. - Если враги узнают про это, - сказал он, - они всех нас убьют! Но женщины не испугались. Они только тяжело вздыхали, думая о своих мужьях, о том, что те, может быть, тоже ранены и так же скрываются где-нибудь. На третий день одна женщина взяла кружок свиной колбасы, пришла к Катерине и сказала: - Бедняге надо поправиться. Дай ему эту колбасу. А потом заглянула еще одна женщина, принесла бутылку вина. За ней пришла третья - с мешочком муки, затем четвертая - с куском сала. До вечера все женщины деревни побывали в доме Катерины, и каждая что-нибудь приносила для партизана. А уходя, все они утирали глаза платками. Вскоре партизан поправился, вышел на улицу погреться на солнышке, увидел колодец без веревки и очень удивился: почему так? Женщины покраснели от стыда. Они хотели объяснить, что у каждой семьи своя веревка. А что тут еще скажешь? Можно было, наверное, объяснить, что все они в ссоре, но теперь-то это было уже не так, потому что все они, вместе заботясь о партизане, вместе помогая ему, сами того не замечая, стали друзьями. Разумеется, теперь не было никакой нужды держать одиннадцать веревок. Женщины собрали деньги, купили цепь и привязали ее к вороту. Партизан достал из колодца ведро воды, и это было похоже на открытие памятника. В тот же вечер партизан, совсем уже выздоровевший, ушел в горы добивать врага. ПРО СТАРОГО КАМЕНЩИКА Пришел я однажды в приют для престарелых, чтобы повидать одного знакомого - старого каменщика. Мы не виделись уже много лет. - Где же ты был так долго? - спросил он меня. - Может, путешествовал? - Путешествовал, - ответил я. - Был в Париже. - О, Париж! Я тоже там был много лет назад. Мы строили тогда великолепное здание на берегу Сены. Интересно, кто сейчас там живет? А где ты еще был? - В Америке. - В Америке? Я тоже там был много лет назад. Даже не вспомнить теперь когда. Я был в Нью-Йорке, в Буэнос-Айресе, в Сан-Паоло, в Монтевидео. Мы строили там высокие здания... А в Австралии ты не был? - Нет еще. - А я был. Я был тогда совсем молодым и еще не работал каменщиком. Я только подносил ведра с раствором и просеивал песок. Мы строили дачу одному синьору. Это был хороший синьор. Помню, однажды он спросил меня, как готовят спагетти, и все, что я сказал ему, записал себе в книжечку. А в Берлине ты бывал? - Нет еще. - А я там был, когда тебя еще на свете не было! Прекрасные здания мы там строили, хорошие, крепкие дома. Интересно, целы ли они еще? А в Алжире бывал? В Египте? В Каире? - Как раз этим летом хочу поехать туда. - Ну, там ты повсюду увидишь прекрасные дома. Я не хочу хвастаться, но мои стены всегда были очень хорошо сложены, и крыши мои никогда не протекали. - Много же вы построили домов! - Да, порядком. По всему свету пришлось поездить... - А себе построили? - Ну, где там! Сапожник, как известно, всегда без сапог! Видишь, живу в приюте. Вот как бывает на свете! Да, так еще бывает на свете, но это очень несправедливо. ПЛАНЕТА ПРАВДЫ Эта страничка целиком переписана из учебника истории, по которому учатся ребята в школах на планете Мун, и рассказывает она о великом ученом по имени Брун (надо заметить, что там все слова оканчиваются на "ун". Там, например, говорят не "луна", а "лунун", не "суп", а "супун" и так далее). Вот она, эта страничка: "БРУН, изобретатель, живший две тысячи лет назад, в настоящее время находится в холодильнике, из которого его извлекут через 49000 веков, чтобы он снова начал жить. Брун был еще младенцем в пеленках, когда изобрел МАШИНУ ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ РАДУГ, которая работала на воде и мыле. Вместо обыкновенных мыльных пузырей у нее получались радуги любой величины, и даже такие большие, что их можно было протянуть с одного конца неба на другой. Вообще они служили для разных целей, даже для того, чтобы развешивать на них белье. В яслях Брун, играя двумя палочками, придумал БУРАВ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ДЕЛАТЬ ДЫРКИ В ВОДЕ. Изобретение это получило очень высокую оценку рыболовов, которые употребляли этот инструмент, когда рыба не клевала. Будучи в первом приготовительном классе, Брун изобрел: МАШИНУ, ЧТОБЫ ЩЕКОТАТЬ ГРУШИ, ГОРШОК, ЧТОБЫ ЖАРИТЬ ЛЕД, ВЕСЫ, ЧТОБЫ ВЗВЕШИВАТЬ ОБЛАКА, ТЕЛЕФОН ДЛЯ РАЗГОВОРОВ С КАМНЯМИ И МУЗЫКАЛЬНЫЙ МОЛОТОК, который, забивая гвозди, исполнял прекраснейшие мелодии, ну и многое другое в том же духе. Было бы слишком долго перечислять здесь все изобретения Бруна. Мы назовем только самое известное, то есть МАШИНУ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ГОВОРИТЬ НЕПРАВДУ, которая действовала примерно так же, как автомат "Газированные воды". Опустишь туда монетку - и можешь выслушать сразу 14 тысяч неправд. Машина содержала в себе абсолютно все неправды на свете: и те, которые уже были сказаны когда-то, и те, которые в данный момент были в голове у людей, и даже те, которые люди еще только придумают в будущем. Когда машина выдала людям все возможные неправды, им осталось одно-единственное - всегда говорить только правду. Наверное, именно поэтому планету Мун называют еще ПЛАНЕТОЙ ПРАВДЫ". КОСМИЧЕСКОЕ МЕНЮ Один мой друг, космонавт, побывал на планете Х-213 и привез оттуда на память меню одного местного ресторана. Я вам его перепишу слово в слово. Закуска Речная галька в пробочном соусе. Гренки из промокательной бумаги. Бефстроганов из угля. Первые блюда Бульон из роз. Сушеная гвоздика в чернильном соусе. Запеченные ножки маленького столика. Лапша из розового мрамора в масле из протертых лампочек. Свинцовые клецки. Вторые блюда Бифштекс из железобетона. Ромштекс из железа. Антрекот из чугунной ограды. Кирпичное жаркое с черепичным салатом. Нотка "до" из горла индюшки. Автомобильные покрышки, тушеные с поршнями. Жареные водопроводные краники (горячие и холодные). Клавиши пишущей (в стихах и в прозе) машинки. Заказные блюда Все что угодно. Чтобы объяснить это последнее довольно общее выражение, я добавлю, что планета Х-213, как вы уже догадались, вся целиком съедобная. Там можно спокойно съесть любую вещь, хоть уличный асфальт. "Даже горы?" - спросите вы. И горы тоже. Жители планеты Х-213 уже съели целый Альпийский хребет. Катается, например, мальчик на велосипеде. Захотелось ему поесть. Он слезает с велосипеда и съедает седло или насос. А вообще ребята там больше всего любят колокольчики. Первый завтрак обычно проходит так: звонит будильник, ты просыпаешься, хватаешь его и в два счета съедаешь. УЧЕБНАЯ КОНФЕТА На планете "Би" нет книг. Знания там продают и покупают в бутылках. История, например, - это розовая водица, похожая цветом на гранатовый сок, география - мятная зеленая водичка, а грамматика - бесцветная жидкость и на вкус напоминает минеральную воду. Школ на этой планете нет. Каждый учится у себя дома. По утрам все ребята, в зависимости от возраста, должны выпивать стакан истории, съедать несколько столовых ложек арифметики и так далее. И все равно - вы только подумайте! - ребята капризничают. - Ну будь умницей! - уговаривает мама. - Разве ты не знаешь, как вкусна зоология?! Она же сладкая, очень сладкая! Спроси у Каролины (Каролина - это домашний электрический робот). Каролина великодушно соглашается попробовать содержимое бутылки. Она наливает себе немного в стакан, пьет и чмокает от удовольствия. - Ух как вкусно! - восклицает она и сразу же начинает излагать полученные знания: - Корова - жвачное парнокопытное, питается травой и дает нам шоколадное молоко... - Вот видишь?! - торжествует мама. Мальчик повинуется. Он слегка подозревает, что речь идет не о зоологии, а о рыбьем жире, но потом берет себя в руки, закрывает глаза и проглатывает урок одним глотком, под аплодисменты. Есть там, понятно, и прилежные ученики. Есть старательные и даже жадные до знаний. Они встают по ночам, берут потихоньку бутылку истории и выпивают ее всю до последней капли. Они становятся очень образованными. Для ребят, которые ходят в детский сад, имеются учебные конфеты - на вкус они напоминают землянику или ананас и содержат несколько простых стихотворений, названия дней недели, а также числа - от одного до десяти. Мой друг космонавт привез мне на память одну такую конфету. Я дал ее моей дочке, и она сразу же стала читать смешное стихотворение, написанное на языке планеты "Би". В нем говорилось примерно следующее: Анта анта, перо перо, Пинта пинта, пим перо! И я, разумеется, ничего не понял. КОСМИЧЕСКИЙ ЦЫПЛЕНОК Знаете, кто выскочил из шоколадного яйца в прошлом году под Новый год в доме профессора Тиболла? Всем на удивление - космический цыпленок! Во всем он был похож как две капли воды на земного цыпленка. Только на голове у него была капитанская фуражка с телевизионной антенной на боку. Профессор Тиболла, синьора Луиза и их дети все сразу сказали: "Ой!" - и после этого еще долго не могли найти никаких других слов. Цыпленок осмотрелся вокруг и остался недоволен. - Как вы отстали на вашей планете! - сказал он. - У вас еще только Новый год?! У нас, на Марсе-8, уже среда. - Этого месяца? - спросил профессор Тиболла. - Вот еще! Конечно, следующего! Но мы и годами ушли вперед - у нас там на двадцать пять лет больше! Космический цыпленок прошелся немного по столу, разминая ноги, и проворчал: - Какая досада! Ах, какая все-таки досада! - А что случилось? - спросила синьора Луиза. - Вы сломали мое летающее яйцо, и я не смогу теперь вернуться на родину! - Но мы купили это яйцо в кондитерской! - объяснила синьора Луиза. - Вы просто ничего не знаете. Это яйцо вовсе не шоколадное яйцо, а космический корабль, замаскированный под яйцо! И я - его капитан, переодетый цыпленком! - А экипаж? - Я и есть весь экипаж! Но теперь меня понизят в звании. Меня сделают по меньшей мере полковником. - Да, но полковник выше капитана! - Это у вас, потому что у вас все звания наоборот! У нас самое высокое звание - простой гражданин! Но мы только время теряем... Я не выполню своего задания! Вот в чем беда. - Очень жаль... Видите ли, мы хотели бы вам помочь, но не знаем, какое у вас было задание... - Гм, я ведь тоже не знаю. Я должен был ждать в той витрине, откуда вы меня взяли, нашего тайного агента. - Интересно, - заметил профессор, - тайные агенты на Земле? А если мы пойдем в полицию и расскажем об этом? - Ну и пожалуйста! Там только посмеются над вами, когда вы станете говорить им про космонавта-цыпленка! - Это верно. Но может быть, вы хотя бы нас посвятите в ваши тайны? - Ну... Тайным агентам поручено заблаговременно выяснить, кто из землян отправится через двадцать пять лет на Марс-8. - Но это же просто смешно! Ведь мы даже не знаем сейчас, где находится такая планета - Марс-8. - Вы забываете, дорогой профессор, что там у нас времени на двадцать пять лет больше! Поэтому мы-то уже знаем, что капитана-космонавта, который прибудет на Марс-8, будут звать Джино. - Ух, - сказал старший сын профессора Тиболла, - как меня! - Чистое совпадение! - заключил цыпленок. - Его будут звать Джино, и будет ему тридцать три года. Следовательно, сейчас на Земле ему ровно восемь лет. - Постойте, - воскликнул Джино, - мне же как раз восемь лет! - Ты меня все время перебиваешь! - рассердился капитан космического яйца. - Как я вам уже сказал, мы должны найти этого самого Джино и других членов будущего экипажа, чтобы вести за ними регулярное наблюдение, без их ведома, разумеется, и воспитать их как следует. - Что-что? - удивился профессор. - А мы, значит, плохо воспитываем наших детей? - Вовсе нет. Только, во-первых, вы не приучаете их к мысли, что им предстоит жить в эру межзвездных путешествий, во-вторых, не внушаете им, что они являются гражданами не только Земли, но и всей вселенной, в-третьих, не объясняете им, что понятие "враг" нигде за пределами Земли не существует, в четвертых... - Простите, капитан, - перебила его синьора Луиза, - а как фамилия этого вашего Джино? - Видите ли, он не наш, а ваш. А зовут его Тиболла. Джино Тиболла. - Так это же я! - подпрыгнул сын профессора. - Ура! - Что значит "ура!"? - воскликнула синьора Луиза. - Не думаешь ли ты, что твой отец и я позволим тебе... Но космический цыпленок уже влетел в объятия Джино. - Ура! Мое задание выполнено! Через двадцать пять лет я смогу вернуться домой! - А яйцо? - вздохнула сестренка Джино. - Его мы немедленно съедим! Конечно, они так и сделали. ПРО ДЕДУШКУ, КОТОРЫЙ НЕ УМЕЛ РАССКАЗЫВАТЬ СКАЗКИ - Жила-была однажды маленькая девочка, и звали ее Желтая Шапочка... - Не Желтая, а Красная! - Ах да! Красная Шапочка... Мама позвала ее однажды и говорит: "Послушай, Зеленая Шапочка..." - Да нет же, Красная! - Да, да, Красная. "Пойди к тетушке Диомире и отнеси ей картофельную шелуху..." - Нет! Мама сказала: "Сходи к бабушке и отнеси ей пшеничную лепешку!" - Ну пусть будет так. Девочка пошла в лес и встретила жирафа. - Опять ты все перепутал! Она встретила волка, а не жирафа! - И волк спросил у нее: "Сколько будет шестью восемь?" - Ничего подобного! Волк спросил у нее: "Куда ты идешь?" - Ты права. А Черная Шапочка ответила... - Это была Красная, Красная, Красная Шапочка! - Ну, ладно, ладно. Красная. Она ответила! "Я иду на базар покупать томатный соус". - Ничего подобного! "Я иду к бабушке, но я заблудилась". - Правильно. А лошадь ей и говорит... - Какая лошадь? Это был волк! - Ну, конечно же, волк! Он ей и говорит: "Садись на семьдесят пятый трамвай, доезжай до соборной площади, сверни направо, там увидишь ступеньки вниз, а рядом на земле найдешь монетку в одно сольдо. На ступеньки ты не обращай внимания, а монетку подбери и купи себе мороженого!" - Дедушка, ты совсем не умеешь рассказывать сказки! А мороженое ты мне все равно купишь! - Ладно. Вот тебе сольдо. И дедушка снова стал читать газету, ПРИКЛЮЧЕНИЯ ПЯТЕРКИ - На помощь! На помощь! - кричит, убегая, бедняжка Пятерка. - Что с тобой? Что случилось? - Разве не видите? За мной гонится Вычитание! Беда, если догонит! - Скажешь тоже, беда!.. Но беда случилась. Вычитание настигло Пятерку и стало кромсать ее своей острейшей шпагой - знаком "минус". Ну и досталось же нашей Пятерке... Но тут, по счастью, мимо проезжала длинная заграничная машина - вот такая длинная! Вычитание отвернулось на секунду, чтобы посмотреть, нельзя ли ее укоротить немного, и Пятерка мигом скрылась в подъезде. Только это была уже не Пятерка, а Четверка, и вдобавок с разбитым носом. - Бедняжка, что с тобой? Ты подралась с кем-нибудь? Боже правый! Спасайся кто может! Какой медовый голосок! Конечно, это Деление собственной персоной. Несчастная Четверка еле слышно прошептала: "Добрый вечер!" - и попыталась шмыгнуть в сторону, но Деление оказалось гораздо ловчее и одним взмахом ножниц - вжик! - разделило Четверку пополам: Двойка и Двойка. Одну Двойку оно спрятало в карман, а другая, улучив момент, выбежала на улицу и вскочила в трамвай. - Еще минуту назад я была Пятеркой! - плакала Двойка. - А теперь, смотрите, во что я превратилась! Вагоновожатый проворчал в ответ: - Некоторые люди сами должны понимать, что им лучше ходить пешком, а не ездить в трамвае. - Но это же не моя вина! Я тут ни при чем! Я же не виновата! - краснея, воскликнула Двойка. - Да, конечно, дядя виноват! Так все говорят. Двойка вышла на первой же остановке, пунцовая, как обивка на кресле. И тут... ей опять не повезло: она отдавила кому-то ногу. - Ах, простите, пожалуйста, синьора! Но синьора, оказывается, нисколько не рассердилась, напротив, она даже улыбнулась. Смотри-ка, да ведь это синьора Умножение! У нее очень доброе сердце, и она очень жалеет людей, когда те попадают в беду, - она тут же умножила Двойку на три, и вот уже перед нами великолепная цифра - Шестерка. Почему великолепная? Да это же Пять с плюсом! Ни один учитель никогда не напишет шесть, а припишет к Пятерке плюсик. - Ура! Теперь я Пять с плюсом! И меня обязательно переведут в следующий класс. ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ Поначалу в жизни нашей было все не так, как надо. Много сил вложили люди, чтобы сделать Землю садом. Не было нигде тропинок, чтоб подняться в горы. Без мостов речушки были недоступны, словно море. Не было нигде скамеек, чтоб присесть усталым. Не найти нигде кроватей ни большим, ни малым. Ноги вечно исцарапаны острыми камнями, потому что ни ботинок не было, ни няни. И совсем не просто было тем, кто видел плохо: не найти очков, и все, - сколько хочешь охай. Хочешь в мячик поиграть - нет мячей в помине. Хочешь есть - нет ни огня, ни горшков из глины. Если, скажем, хочешь пить - кофе нет, нет кваса. Нет ни пищи, ни питья. Вовсе нет - и баста! Были только у людей руки - только руки. И трудился предок наш, и не знал он скуки. Много сделал для людей человек, бесспорно; еще больше надо сделать - знай трудись упорно!