Благословенного лицом к лицу. Счастливы мы, что видели этот день и счастлива также твоя доля с нами! А к сыну, рожденному у тебя, я прилагаю слова Писания: Каждый, кто называется Моим именем, кого Я сотворил для славы Моей, образовал и устроил (Ис., гл. 43, ст. 7), а также стих: И все сыновья Твои будут научены Господом (там же, гл. 54, ст. 13). Они поднялись и провожали Аббу три версты. Когда Абба приехал домой, он рассказал Элиезеру все, что с ним произошло, а Шимону рассказывать опасался. Однажды, когда они занимались с Шимоном, тот сказал: - Написано: <И Аврам пал на лице свое и Бог продолжал говорить с ним и сказал: Что до Меня, блюди завет Мой с тобою>. Таким образом, пока он не был обрезан, его обыкновением было падать на лицо, беседуя с Богом, но обрезанный, он уже стоял прямо, без боязни. Сказал ему Абба: - Может быть твоя высокая честь позволит передать несколько прекрасных мыслей, которые мне довелось слышать по этому вопросу? - Говори, - сказал Шимон. - Но я опасаюсь, - продолжал Абба, - что изложившие мне это люди могут пострадать. - Боже упаси! - воскликнул Шимон. - Вспомни стих: <Ему не нужно бояться плохих новостей, его сердце укреплено верой в Господа>. Тогда Абба рассказал, что случилось, и передал, что ему довелось слышать. И молвил Шимон: - Ты хочешь сказать, что знал все это и не сказал мне ни слова? Я повелеваю, чтобы ты в течение ближайших тридцати дней изо всех сил старался это забыть. Разве не сказано в писании: <Удержи от них все дурное, если это в твоих силах>? Так оно и произошло. И еще сказал Шимон: - С такими объяснениями им следует направиться в Вавилон, я хочу сказать: в среду тех, кто занят одним делом с нами в Вавилоне. Абба об этом горько печалился. Однажды Шимон, увидев его, сказал: - Твой взор выдает внутреннюю скорбь. Тот отвечал: - Я печалюсь не о себе, а о них. Шимон ответил: - Упаси Боже наказывать их за что-нибудь, кроме как за то, что они слишком уж откровенно говорили. Пусть они поучатся, как излагать знания для единомышленников. Ведь эти вещи не следует распространять иначе как среди нас, ибо Святой Благословенный утвердил наши мысли и сделал нас орудиями их раскрытия. А Иосе сказал: - Написано: Тогда откроется, как заря, свет твой (Ис., гл. 58, ст. 8). Когда-нибудь Святой Благословенный объявит это о Своих сынах. ЯВИЛСЯ (ваера, Быт., гл. 18, ст. 1 - гл. 22, ст. 24) И явился ему Господь. Хийа стал обсуждать стих: Цветы показались на земле; время пения настало, и голос горлицы слышен в стране нашей (П. п., гл. 2, ст. 12). Он сказал: - Когда Бог создал мир, он дал земле все силы, которые были ей нужны, однако она не производила, пока не явился человек. Когда же человек был сотворен, все произведения, находившиеся в земле в скрытом виде, появились над поверхностью почвы. Также и небо не наделяло землю силой, пока не пришел человек. Поэтому написано: И всякий полевой кустарник, которого еще не было на земле, и всякую полевую траву, которая еще не росла: ибо Господь Бог не посылал дождя на землю, и не было человека для возделывания земли (Быт., гл. 2, ст. 5), то есть все плоды земли были скрыты в ее лоне и не появлялись, а небеса удерживались от пролития дождя на землю, ибо человек еще не был создан. Когда же это произошло, тотчас <цветы показались на земле> и все ее скрытые силы обнаружились; <время пения настало>, ибо земля созрела для восхваления Всемогущего. А <голос горлицы слышен в стране нашей> означает слово Божие, которое в мире не существовало до сотворения человека. Итак, когда появился человек, все уже было на своих местах. Когда же человек согрешил, земля была проклята и все дары ее покинули, как и написано: Проклята земля за тебя (Быт., гл. 3, ст. 17), а также: Терние и волчцы произведет она тебе (там же, ст. 18). Когда явился Ной, он изобрел лопаты и мотыги, однако затем согрешил путем пьянства и остальной мир также был грешен перед Богом, так что сила земли ее оставила. И так продолжалось до прихода Авраама. Здесь вновь <цветы показались из земли>, все силы земли были восстановлены и расставлены по местам. Пришло <время пения>, ибо Бог велел Аврааму совершить обрезание. И весь стих был исполнен на Аврааме, мир был прочно установлен и слово Господне являлось к нему открыто. Поэтому написано: И явился ему Господь. Сказал Элиезер: - Пока Авраам не совершил обрезания, Бог с ним не говорил, разве только с нижней ступени, на которой верхние ступени не покоились. А как только он стал обрезан, тотчас <цветы показались из земли> и послышался <голос горлицы>, то есть голос из внутреннего убежища. Этот голос стал теперь слышен, образовал слова и придал им совершенную форму. Таким образом в словах: он сидел при входе в шатер во время зноя дневного, <он> имеет особое значение, указывающее на все ступени, которые покоятся на этой нижней перекладине. И вот, три мужа стоят против него. Абба сказал: - Будучи обрезан, Авраам стал вполне открыт действию Сути, которая на нем теперь покоилась полным и совершенным образом. Кто же были эти трое? - Авраам, Исаак и Иаков. Обратите внимание, что Всемогущий сделал царя Давида одной из опор высшего трона, а патриархи являются остальными тремя. Потому он и правил семь лет в Хевроне, с тем чтобы близко с ними сойтись, как объяснено в другом месте. Затем Абба начал рассуждать о стихе: Кто взойдет на гору Господню, или кто станет на святом месте Его? (Пс. 23, ст. 3). - Человечество, - так он сказал, - мало понимает, на чем оно стоит, когда существует в мире. Ибо дни, когда они проходят, то поднимаются перед лицом Всемогущего, именно - дни человеческого бытия. Ведь все они были сотворены и все они представлены вверху. То, что они были сотворены известно из слов Писания: <все дни, для меня назначенные> (Пс. 138, ст. 16). А когда приходит им время покинуть мир, все они являются перед Высочайшим Царем, как написано: <И дни Давида подошли к тому, что он должен был умереть> (3 Цар., гл. 2, ст. 1), а также: <И пришли дни Израиля к его смерти> (Быт., гл. 47, ст. 29). Человек же, пока он находится в этом мире, не размышляет о том, на чем он стоит, и на каждый день, который проходит, он смотрит, словно тот исчез в ничто. Когда же душа покинет этот мир, она не знает, по какому пути ее заставят следовать. Ибо не всем душам дано вздыматься по дороге в царство сияния, где продолжают сиять лишь избранные души. Ибо путь, который избирает человек в этом мире, определяет дорогу души по ее расставании с телом. Если человек увлекается по направлению к Святому Благословенному и полон влечения к Нему в этом мире, душа, покидая его, направляется вверх, в высшие царства движением, силу которого она получает от каждого дня, проведенного здесь. Абба продолжал: - Однажды я оказался в городе, где жили потомки <детей востока>. Они поделились со мной древней мудростью, которой располагали. У них еще были книги этой мудрости и они мне показали одну, а там было написано, что в соответствии с целью, которую человек устанавливает в этом мире, он привлекает к себе духа свыше. Если он стремится получить какой-нибудь священный высокий предмет, он привлекает его свыше к себе внизу. Если же он хочет прилепиться к другой стороне и здесь все его желания, тогда он привлекает к себе свыше иное влияние. Кроме того они говорили, что все зависит от рода речи, действия и намерения, к которым человек привыкает, ибо здесь внизу он привлекает к себе свыше действия той стороны, к которой приучен. В той же книге я обнаружил обряды и ритуалы, относящиеся к служению звездам с необходимыми формулами и указаниями для сосредоточения на них мысли, с тем, чтобы они оказались вблизи поклоняющегося. Здесь действует тот же закон, что и для желающего присоединиться в высях к святому духу. Ибо своими действиями, словами, жаром и тщанием он может привлечь к себе дух свыше. Затем они говорили мне, что если человек следует в мире определенному направлению, его поведут в том же направлении, когда он этот мир покинет. Так что в другом мире он будет привязан к тому же, к чему был привязан в мире этом: к святому - так к святому, к скверному - так к скверному. Если он примыкает к святому, он и в высях будет привязан к этой стороне, его сделают помощником служащего Святому Благословенному среди ангелов и он будет стоять среди тех святых созданий, о которых Говорится: Я дам тебе ходить между сими стоящими здесь (Зах., гл. 3, ст. 7). Точно так же, если он здесь примыкает к нечистоте, то и там будет привязан к той стороне, его сделают одним из нечистых и вот, он с ними. Эти называются <язвами человечества> и, когда человек покидает этот мир, они берут его и заключают в геенну, туда, где произносится суд над запятнанными по своей воле, которые покрыли свои души грязью. Затем его делают одним из этих нечистых духов и он становится, как все они, <язвой человечества>. И вот я сказал им: Дети мои! Все это похоже на то, что мы учим в нашем законе, но вы должны держаться от таких книг подальше, чтобы ваши сердца не были увлечены идолопоклонническим служением вослед тем <сторонам>, которые были упомянуты. Будьте на страже, чтобы упаси Боже - вас не отвлекло от служения Святому, ибо эти книги вводят человечество в заблуждение. Ведь древние <дети востока> располагали мудростью, которую они унаследовали от Авраама, передавшего ее сынам наложниц, как написано: А сынам наложниц, которые были у Авраама, дал Авраам подарки, и отослал их от Исаака, сына своего еще при жизни своей, на восток, в землю восточную (Быт., гл. 25, ст. 6). С течением времени они следовали путями этой мудрости в разных направлениях. Не так было с семенем Исаака, не так с долей Иакова. Ибо написано: И отдал Авраам все, что было у него, Исааку (там же, ст. 5). Имеется в виду святое наследие веры, которой обладал Авраам, из ее сферы изошел Иаков, о нем же сказано: И вот, Господь стоит рядом с ним (Быт., гл. 28, ст. 13), а также: А ты, Израиль, раб мой (Ис., гл. 41, ст. 8). Эта вера призывает человека следовать Святому Благословенному и стремиться к нему постоянно, как написано: К Нему прилепись (Втор., гл. 10, ст. 20). Написано также: Кто взойдет на гору Господню? и дается такой ответ: У кого руки неповинны и сердце чисто (Пс. 23, ст. 3 - 4), то есть тот, кто не сооружал руками суетных форм и не загребал ими дурных вещей, а также не осквернял себя ими по собственной воле. Когда Авраам еще страдал от последствий обрезания, Святой Благословенный направил к нему трех ангелов в видимом образе, чтобы узнать о его состоянии. Вас может быть удивит, как можно видеть ангела, ведь написано: Ты творишь ангелами твоими духов (Пс. 103, ст. 4). Однако Авраам несомненно их видел, когда они спустились на землю в человеческом образе. И действительно, когда бы небесные духи ни спускались на землю, они всегда облачаются частями тела и выглядят как люди. И Авраам, хотя он и страдал от раны, побежал им навстречу, чтобы не изменить своему обычному гостеприимству. Шимон сказал: - Разумеется он видел их в ангельских формах. Ведь написано: И сказал: Владыка! а это указывает, что с ними явилась Суть и что ангелы сопровождали ее как трон и столпы, ибо они суть три цвета под нею, а Авраам теперь мог видеть то, чего не видел раньше. Сначала он принял их за людей, а потом узнал, что это ангелы небесные, которых послали к нему с поручением. Так было, когда они спросили: Где Сарра, жена твоя? и объявили ему о предстоящем рождении Исаака. Где Сарра, жена твоя? Разве небесные ангелы не знали, что она в шатре? В действительности ангелы не знают, что происходит в этом мире, за исключением необходимого для их поручения. Это можно утверждать на основании текста: <А Я пройду по земле Египетской... Я Господь> (Исх., гл. 12, ст. 12), который указывает, что хотя Единый располагает многими вестниками и ангелами для того, чтобы выполнить Свою работу, они не смогли бы различить первородных от рожденных позже, это может только сам Всемогущий. Другим примером является стих: <... и на челах людей сделай знак> (Иез., гл. 9 ст. 4), который доказывает, что ангелам требуется видимый признак, ибо в противном случае они знают только то, что им особым образом сообщено, например, о страданиях, которые Святой должен принести миру в целом, о чем Он сообщает по всем семи небесам. От ангелов можно спрятаться, но не от Бога, о котором написано: Может ли человек скрыться в тайное место, где Я не видел бы его? (Иер., гл. 23, ст. 24). Ангел спросил: <Где Сарра, жена твоя?> так как он не хотел передавать известие в ее присутствии; но как только Авраам ответил: <Здесь, в шатре>, он сказал: Я опять буду у тебя в это же время, и будет сын у Сарры, жены твоей. Заметьте тут ангельскую тонкость: они ничего не говорили Аврааму, пока он не пригласил их поесть, чтобы это приглашение не выглядело наградой за добрую весть. Поэтому мы сначала читаем: <и они ели>, а затем: <и сказали ему>. И они ели. Как же так? Едят ли небесные ангелы? Истина же состоит в том, что они лишь изображали, что едят, в знак уважения к Аврааму. Элиезер сказал: - Конечно они ели, в том смысле, как огонь поглощает огонь невидимым образом. Рассуждая по истине, из того, что Авраам им предложил, они ели, ибо со стороны Авраама они получают поддержку вверху. Заметьте, что вся еда у Авраама была чиста и он лично прислуживал ангелам, пока они ели. Он так строго соблюдал законы о чистоте и нечистоте, что ни один человек в его доме не допускался к служению, когда был в состоянии нечистоты, до тех пор, пока не очищался вечерним купанием или воздержанием в течение семи дней - в зависимости от меры осквернения. И как Авраам готовил средства очищения для мужчин, так Сарра - для женщин. Шимон сказал, что это было ради подтверждения Авраама в его особой ступени, которую обозначает вода, она же предназначена для поддержания чистоты мира посредством омовения. И где бы ни селился Авраам, он сажал там некое древо, однако ни в одном прежнем месте оно не росло хорошо, кроме как в земле Ханаанской. При помощи древа Авраам мог различать тех, кто поклонялся Всемогущему, от идолопоклонников. Ибо для человека, который служил Богу истинному, древо простирало ветви, образуя тень над головой; а при виде тех, кто склонялся к идолопоклонству, древо словно сжималось и ветви его торчали прямо вверх. Так Авраам узнавал заблуждающегося человека, наставлял его и не переставал до тех пор, пока не преуспевал, заставив его признать истинную веру. Так же и древо принимало под свою тень чистых и отвергало иных. И когда Авраам это узнавал, он очищал их водою. Более того, там был источник, как раз под тем самым древом, и когда для кого-либо требовалось немедленное погружение, воды поднимались, а также и ветви древа. И это было для Авраама знаком, что человек нуждается в погружении. А в других случаях вода пересыхала; это указывало Аврааму, что человека нельзя очистить, пока не пройдут семь дней. Заметьте, что Авраам, приглашая ангелов, сказал: <и отдохните под сим деревом>; ибо он хотел их проверить, как проверял всех проходящих. Под словом <дерево> он также разумел Святого - да будет благословен - ибо Он есть древо жизни; так, как если бы он сказал: <отдохните в Его тени, а не в убежище чуждых богов>. Обратите внимание, что Адам согрешил, вкусив от древа познания добра и зла, и принес в мир смерть. Бог сказал тогда: Теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от древа жизни (Быт., гл. 3, ст. 22). Но когда пришел Авраам, он исцелил это зло посредством другого древа, которое и является древом жизни, а через него стала известна истинная вера целого мира. Будет сын у Сарры, жены твоей. Почему не сказано: <У тебя будет сын>? Чтобы Авраам не думал, что сын будет от Агари. А Сарра слушала у входа в шатер, сзади него. Мы ожидали бы, что здесь будет сказано: она была сзади него. Но внутренний смысл всего стиха тот, что Сарра слушала <Вход в Шатер>, являющийся Святым Благословенным на низшей ступени, который все это говорил, а <Он>, обозначающий Его же на ступени высшей, находился за <Входом> и подтверждал сказанное. За всю свою жизнь Сарра не слышала голоса Святого, только в этом случае. Обыкновенное у женщин у Сарры прекратилось. Однако в этот момент она ощутила, что становится снова молодой. Потому она и сказала: И господин мой стар - как будто он уже не мог иметь детей по причине возраста. Иуда здесь начал рассуждать о стихе: Муж ее известен у ворот, когда сидит со старейшинами земли (Прит., гл. 31, ст. 23). Он сказал: - Святой Благословенный неприступен во славе Своей. Он скрыт и удален далеко за пределы познаваемого. Нет в мире никого, да и не было никогда, чтобы не ускользнула от него Его мудрость и сущность, ибо Он скрыт и спрятан и удален за пределы познаваемого, так что ни высшие, ни низшие существа не способны общаться с Ним, пока не произнесут слов: <Благословенна слава Господа от места своего> (Иез., гл. 3, ст. 12). Твари земли думают, что Он в высях и провозглашают: <Слава Его выше небес!> Меж тем небесные создания полагают, что Он внизу, говоря: <Слава Его на всей земле!> И так происходит, пока и те, и другие, на небе и на земле не произнесут: <Благословенна слава Господа от места своего>, ибо Он непознаваем и никто не может его верно понять. Если это так, то как можно сказать: <муж ее известен у ворот>? Но в действительности Святой Благословенный дает Себя знать всякому по мере его понимания и его способности принять дух божественной мудрости. И получается, что <муж се известен>, хотя полное знание - за пределами досягаемого для любого существа. И встали те мужи оттуда, и обратились к Содому. Сказал Элиезер: - Обратите внимание, как милостив Святой Благословенный ко всем существам, в особенности к тем, которые ходят Его путями. Ибо когда Он уже готов произвести в мире казнь, прежде чем сделать так, Он дает возможность Своему любимому совершить дело милости. Бог посылает ему дар в образе бедняка, чтобы он сделал доброе дело и тем самым привлек к себе вервие милости с правой стороны, а оно обвивается вокруг головы и служит знаком. И когда мир постигнет казнь, истребитель поднимет глаза и увидит этот знак и постарается его избежать, чтобы носящий этот знак один оставался невредим. И вот, когда Святой Благословенный готов был совершить казнь Содома, Он сначала привел Авраама к совершению доброго дела по отношению к Лоту, племяннику, спасши его от уничтожения. Потому и написано: Вспомнил Бог об Аврааме, и выслал Лота из среды истребления (Быт., гл. 19, ст. 29). Не сказано, что Бог вспомнил о Лоте, ибо он был спасен благодаря заслугам Авраама. Бог помнил именно доброту, которую Авраам проявил перед тремя ангелами. И обратились к Содому. Эта фраза следует непосредственно за <и встали те мужи> - от трапезы, которую Авраам им приготовил, тем самым осуществив дело милосердия. Ибо хотя они были ангелы, его гостеприимство было конечно добрым делом, так как от предложенной им пищи они ничего не оставили. Это было сделано нарочно, чтобы у Авраама была заслуга, как написано: И они ели. И вся пища была поглощена их огнем. Можно возразить, что из этих трех ангелов один был ангел огня, второй - воды и третий - воздуха. Ответ здесь тот, что все они участвовали в этих сущностях, и потому сказано: <и они ели>. Авраам же пошел с ними проводить их. Иеса сказал: - Это указывает на неуверенность Авраама в отношении их ангельской природы. Будь он уверен, зачем было бы их провожать? - Нет, - отвечал Элиезер. - Хотя он и знал, но держался своего обычая и проводил их. Вежливость требует, чтобы человек проводил своего гостя, ибо это завершает благое дело. И когда Авраам шел с ними, ему явился Святой Благословенный, как написано: И сказал Господь: утаю ли Я от Авраама, что хочу сделать? Итак мы видим: когда провожают уходящего друга, то привлекают Суть, которая следует за ним и защищает. Сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль ко Мне, или нет, тогда истребите. К кому был обращен этот приказ? Не может быть, чтобы к ангелам, так как это означало бы, что Бог говорил с одной стороной, с Авраамом, а распоряжения отдавал другой, что не в обычае. В действительности он был обращен, конечно, к Аврааму, в чьей власти эти города находились. Но почему тогда употреблено множественное число? Потому что приказ обращен к Аврааму и к Сути. Бог сказал Аврааму: <Действительно, велик вопль Содома и Гоморры>, отмечая, что люди избегают этих городов. Как написано: <Поток вырыл яму для странника, она забыта ногой проходящего; это люди несчастнейшие, они удаляются> (Иов, гл. 28, ст. 4). Поток углублялся, чтобы поглотить странника, которому случалось зайти в Содом. Кто бы ни предлагал пищу и питье страннику, бывал замечен и люди города бросали его в омут, так же как и получавшего эти дары. Поэтому говорится: <забыта ногой проходящего>, ибо люди избегали той ямы и никогда не опускали в нее ногу. А те, кому случалось войти в город - <люди несчастнейшие>, ни пища, ни питье им не предлагаются, они настолько истощены, что почти утратили человеческий облик. Даже птицы небесные их избегают, ибо написано: <Стези не знает хищная птица> (там же, ст. 7). Итак, всеобщий вопль исходил против Содома и Гоморры и всех других городов, где люди жили но содомским обычаям. Далее написано: <по воплю его>. Почему не <их>? Ведь упомянуто два города. Это объясняется следующим образом. С той стороны, которая находится под местом, где возникает град, пары восходят к подлокотнику Божьего трона и собираются в каплю. Затем она падает в углубление великой бездны. Там пять голосов (грешных городов) сливаются в один. И голос восходит снизу и требует правосудия, пока наконец не приходит Святой для расследования обвинений. Поэтому Шимон говорит, что <его> здесь относится к приговору суда, который день за днем требует казни. Это соответствует традиционному мнению, что в течение многих лет Приговор Суда продолжал требовать возмездия за продажу Иосифа его братьями. Здесь также <вопль его> требовал правосудия. И подошел Авраам и сказал: Может быть есть в этом городе пятьдесят праведников? Авраам начал с числа <пятьдесят>, с которого начинается <понимание>, а окончил десятью, это число последней из ступеней. Исаак сказал: - Авраам остановился на десяти, так как это число символизирует десять дней покаяния между Новым годом и Судным днем. Достигнув этого числа, Авраам сказал: <Здесь уже нет места покаянию>. И пришли те два Ангела в Содом вечером. Иосе отметил предыдущий стих (И пошел Господь, перестав говорить с Авраамом), который указывает, что лишь когда Суть покинула Авраама и он вернулся к себе, два ангела пришли в Содом. Сказано <два>, так как один из ангелов ушел вместе с Сутью, а двое остались. Когда Лот их увидел, он за ними побежал. Почему так? Разве Лот принимал у себя в доме всех странников и предлагал им еду и питье? Разве другие жители Содома не убили бы его, поступив с ним так же, как с его дочерью? Ибо дочь Лота однажды дала бедняку кусок хлеба. Так жители города, выяснив обстоятельства, поставили ее голую на крышу и вымазали медом. Она там стояла, пока ее не съели осы. Однако ангелы явились ночью и Лот думал, что жители города ничего не заметят. Тем не менее когда гости вошли в дом, весь народ собрался вокруг. Исаак поставил вопрос: - Почему Лот побежал за ними? Хизкия и Иеса дали каждый из них свой ответ. Один сказал, что это было ввиду желания Лота походить на Авраама. Другой - что из-за Сути, которую заметил над ними Лот. Оба эти взгляда подтверждаются тем обстоятельством, что об Аврааме тоже написано: <И он побежал навстречу>. Причем эти слова объясняются тем, что Авраам видел Суть. Когда Святой узнал дела Содома и Гоморры, Он послал ангелов, чтобы их уничтожить. Потому и написано: <Лот увидел>, то есть он увидел Суть. Не то чтобы кто-нибудь мог в действительности видеть Суть. Нет. Он увидел блистающий ореол у них вокруг голов и понял, что это отражение Сути. Потому он и сказал: Государи мои! Зайдите в дом раба вашего и ночуйте, и умойте ноги ваши. Он же сильно упрашивал их. Когда Святой должен осуществить в мире казнь, Он посылает для этого одного посланца. Почему же здесь их два, если одного было бы достаточно? Потому, что один из них пришел, чтобы спасти Лота, а второй должен был губить город и разрушать самое почву. Спасай душу свою; не оглядывайся назад. Исаак и Иуда как-то шли вместе по дороге. И вот, второй из них заметил: - Казнь потопа и казнь Содома были тех родов, которые происходят в геенне, где грешников наказывают водою и огнем. Исаак сказал: - Что в Содоме происходили адские казни, показывают слова писания: И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба. Первый (то есть серный дождь) происходит от воды, а второй (огонь небесный) - от пламени, и оба они казнят грешников в геенне. Тогда Иуда сказал ему: - Казни грешников в аду длятся двенадцать месяцев, а затем Святой Благословенный извлекает их из геенны, где они уже прошли очищение. Они остаются сидеть перед входом в геенну, и когда видят других грешников, туда входящих, молят о милосердии. Со временем Святой начинает их жалеть и делает так, что их берут в особое место, которое для них предназначено. Начиная с этого дня, тело лежит во прахе, а душа занимает свое должное положение. Заметь, что даже поколение потопа было наказано лишь огнем и водою: холодная вода текла сверху, кипящая вода бурлила снизу и была смешана с огнем. И так же был наказан Содом - серой и огнем. Исаак спросил его: - Восстанет ли поколение потопа в День Суда? Иуда сказал: - Этот вопрос уже обсуждался. Что касается людей Содома и Гоморры, можно сказать, что они не восстанут. Это доказывается Писанием: Сера и соль, пожарище - вся земля; не засевается и не произращивает она, как по истреблении Содома, Гоморры, Адмы и Цевоима, которые ниспроверг Господь во гневе Своем и в ярости Своей (Втор., гл. 29, ст. 23), где слова <которые ниспроверг Господь> относятся к этому миру, слова <во гневе Своем> - к миру будущему, а слова <и в ярости Своей> - к тому времени, когда Святой Благословенный вернет мертвых к жизни. Исаак тогда сказал ему: - Смотри, так же как почва их земли была уничтожена навеки, так и ее обитатели были навеки уничтожены. И смотри далее, как правосудие Святого отмеряет мерой за меру. Как они не ублаготворяли душу бедного пищей и питьем, так и Святой не восстановит их душ в мире грядущем. Как они пренебрегали тем делом милосердия, которое зовется жизнью, так и Святой удержит от них жизнь и в этом мире, и в будущем. Как они закрыли свои дороги и тропы для всех людей, так и Святой закроет для них все пути благодати в этом мире и в мире, который придет. Абба сказал: - Все люди восстанут из мертвых и явятся на Суд. О них написано: <другие на вечное поругание и посрамление> (Дан., гл. 12, ст. 2). А Бог - источник милосердия и так как Он наказал их в этом мире и они уже мучились за свои грехи, страдать в будущем мире они не должны. Хийа сказал: - Написано: и выслал Лота из среды истребления, когда ниспровергал города, в которых жил Лот. Выражение <города, в которых жил Лот> указывает, что он делал попытки поселиться в каждом из этих городов поочередно, но нигде это было невозможно, только в Содоме, царь которого дал ему право на жительство ради Авраама. То же самое имеется в виду в отрывке: <А Лот стал жить в городах окрестности, и раскинул шатры до Содома> (Быт., гл. 13, ст. 12). Но жена его оглянулась позади его, и стала соляным столпом. Мы ожидали бы выражения <позади себя>. Но оно означает <позади Сути>. Иосе сказал, что оно означает <позади Лота>, ибо за ним следовал ангел-истребитель. Как он мог за ним следовать, если сам же Лот его отослал? В действительности тот ангел держался позади Лота, уничтожая все на своем пути, но не прежде, чем Лот проходил это место. Потому ангел и сказал: <не оглядывайся назад>, подразумевая, что там он все уничтожает. Но жена Лота обернулась и показала свое лицо истреблявшему ангелу. И вот она стала соляным столпом, ибо пока этот ангел не видит лица человека, он не может причинить ему вреда, а когда жена Лота обернулась, чтобы посмотреть на него, то превратилась в соляной столп. И вышел Лот из Цоара (Сигора), и стал жить в горе, и две его дочери с ним. По какой причине? Так как Цоар был слишком близко от Содома, потому он и ушел подальше. Исаак рассуждал о стихе: И они оборачиваются по намерениям Его, сообразно делам своим (Иов, гл. 37, ст. 12). - Это означает, - так он сказал, - что Святой - да будет Он благословен - постоянно поворачивает колесо событий, возводя скрытое вверх и вновь делая оборот, так что формы явлений меняются. И это происходит <по намерениям Его>, а Он всегда размышляет о том, как вызвать изменения и придать вещам небывалый вид. Все это идет <по делам своим>, изменения происходят по действиям и поступкам человека. Стих продолжает: сообразно тому, что Он повелит им на лице обитаемой земли. Это означает, что в соответствии с действиями человека Бог оформляет ход событий во всем, что происходит на земле. Элиезер объяснял слова <они оборачиваются по намерениям Его> следующим образом. - Святой направляет ход событий так, чтобы все происходило вроде бы одинаковым образом. Но когда сыны человеческие вообразят, что все перед ними постоянно и стоит прочно, Он оборачивает ход вещей так, чтобы они выглядели совершенно иначе, чем прежде. Мы можем далее сравнить Бога с горшечником, который, вращая колесо, постоянно делает новые сосуды по своему вкусу. Вот так же и Бог, и Его инструментом - колесом горшечника - является судилище нижнего мира. И все происходит соответственно делам человека. Если они относятся к добру, колесо поворачивается вправо и ход событий весьма благоприятен. И как бы долго колесо ни вращалось, наказаний на этом пути не бывает. Если же человек пойдет дорогой зла, Святой сообщает колесу левое вращенье, все вещи идут налево и колесо придает событиям неблагоприятный ход. Так все и происходит, пока люди не раскаются и не оставят своих злых путей. Итак причинная сила колеса коренится в делах человека. Потому и сказано: <по намереньям Его, сообразно делам своим> и постоянства здесь нет. В разбираемом случае Бог также перебирал события, которые привели бы к определенной цели и все случившееся имеет корни в сфере высшего. Бог приблизил к себе Авраама и отослал от него Измаила. Ведь Измаил родился до того времени, как Авраам был обрезан, до того, как он был сделан совершенным через знак святого завета. Затем Святой Благословенный устроил так, что Авраам сделал себе обрезание, вошел в завет и приобрел полное имя <Абра-х-ам>, увенчанное высшим хе, которое обозначает исход воды из ветра. Как только эта символика была завершена, от него произошел Исаак, святое семя, который был связан с высшими сферами, обозначая огонь, исходящий от воды, и который с <другой стороной> никаким путем не сочетался. А от Лота и его дочерей произошли два иных народа, связавшие себя с той стороной, которая им подходила. И здесь мы видим вновь, как Всемогущий изобретает ход вещей, оборачивая их так, чтобы все соответствовало общей схеме и стояло на подобающем месте. Смотри, ведь лучше было бы для Лота, если бы эти народы произошли от его союза с женой. Было, однако, необходимо, чтобы эти народы были привязаны к предназначенному им месту, а для этого требовалось, чтобы свою роль сыграло вино. И в той пещере действительно оказалось вино под рукою. И таинственная роль вина здесь та же, что в стихе: <И выпил он вина и опьянел> (Быт., гл. 9, ст. 21), как уже объяснено. В отношении Моаба (Моава) и Аммона Иосе сделал следующее замечание. - Первая дочь была достаточно откровенна, чтобы назвать своего сына <Моаб>, тем самым объявив, что он происходит ме-аб, <от отца>. И младшая также родила сына, и нарекла ему имя: Бен-Амми. От застенчивости мать дала ему имя, которое означает просто <сын моего народа>. Далее, слова: он не знал, когда она легла, и когда встала появляются в этом отрывке дважды - в отношении первой и второй дочери. Шимон сказал: - Смысл этих слов (он не знал) в том, что Лот действительно не знал о намерении Святого - да будет Он благословен - произвести от первой из его дочерей царя Давида и Соломона, а затем всех других царей и наконец Мессию. Элиезер добавил: - Выражение, сходное с <когда она встала>, употреблено Руфью: Встала прежде, нежели один мог различить другого (Руфь, гл. 3, ст. 4). Ибо в этот день можно было сказать, что дочь Лота достигла вершины своего предназначения, ибо Боаз (Вооз) присоединился к ее потомству, чтобы <сообщить имя умершего его наследию>, а потому от нее и произошли все эти цари и избранные Израиля. Авраам поднялся оттуда к югу. Все его путешествия были в сторону юга, который он предпочитал другим направлениям, ибо юг означает <в сторону мудрости>. И сказал Авраам о Сарре, жене своей: она сестра моя. Наши учителя говаривали, что человеку не следует полагаться на чудеса. Даже если Святой однажды произвел для человека чудо, ему не следует рассчитывать на это в следующий раз, ибо каждый день чудеса не происходят. И кто-либо, устраивая себе опасные положения, может тем самым исчерпать заслуги, ранее накопленные. Это ясно при рассмотрении стиха: Недостоин я всех милостей (Быт., гл. 32, ст. 10). Теперь же, когда Авраам был чудесным образом избавлен от зла в Египте, почему он вновь навлек на себя схожую трудность, сказав <она сестра моя>? Ответ здесь тот, что Авраам никоим образом на себя не полагался, но он постоянно видел Суть там, где была Сарра, и это придало ему мужества заявить: <Это моя сестра> в смысле стиха: <Скажи Мудрости: ты сестра моя> (Прит., гл. 7, ст. 4). И призрел Господь на Сарру, как сказал. Хийа рассуждал о стихе: И показал он мне Иисуса (Иошуа), великого иерея, стоящего перед ангелом Господним, и сатану, стоящего по правую руку его, чтобы обвинять его (Зах., гл. 3, ст.1). - Этот стих, - сказал он, - должен быть точно взвешен. <Первосвященник Иисус> это Иошуа, сын Иехоцедека. Ангел Господень, перед которым он стоял, это собрание душ праведников, о котором известно, что это <ангел Господень>. Сатана же, стоящий по его правую руку, это злой искуситель, который блуждает по миру взад-вперед, хватает души и губит создания - как ангелов, так и людей. Навуходоносор бросил Иисуса в огонь вместе со лжепророками. И этот момент выбрал сатана для того, чтобы обвинить его вверху, дабы он сгорел вместе с ними. Ибо так действует сатана: свои обвинения он откладывает до часа опасности или до времени, когда мир страдает. В такое время он имеет власть и обвинять, и наказывать, даже несправедливо, о чем сказано: но некоторые гибнут от несправедливости (Прит., гл. 13, ст. 23). Сатана стоял тогда для того, чтобы обвинять его, он говорил, что или всех следует спасти, или всех сжечь в огне. Ибо когда ангел-истребитель получает власть истреблять, он не отличает правого от виноватого. По этой причине, когда казнь падает на город, человек должен бежать оттуда, пока он не взят. Здесь же для сатаны было легче всего, ибо трое уже соединились в огненной печи, и он мог требовать одного действия для всех - чтобы их сожгли или спасли. Ведь чудеса не производятся наполовину, чтобы половина спаслась, а половина была уничтожена, но целое или чудесным образом спасется, или его предоставляют своей судьбе. Сказал ему Иосе: - Так ли это? Разве Бог не разделил Красное море перед израильтянами, так что они могли пройти посуху, а те же воды разве не обрушились на египтян и не утопили их? Так что мы получили чудесное спасение и чудесное наказание в одном и том же месте. Хийа отвечал: - Именно поэтому чудо с Красным морем представило такие трудности для Всемогущего. Ибо когда Бог наказывает и чудесным образом избавляет в одно и то же время, этого обычно не происходит в одном и том же месте, скажем в том же доме. Если же это случается, Его задача трудна. По этой же причине Святой не наказывает виновных, пока мера их вины не преисполнится, как написано: Ибо мера беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась (Быт., гл. 15, ст. 16) и снова: Мерою Ты наказывал его (Ис., гл. 27, ст. 8). Итак, сатана требовал, чтобы Иисус был сожжен вместе с остальными, пока ему не сказали: Господь да запретит тебе, сатана! (Зах., гл. 3, ст. 2). Кто же сказал это? Ангел Господень. В тексте, правда, написано, что Господь сказал сатане: господь да запретит и т. д. Но прошу заметить, что в отношении Моисея у огненного куста также написано: И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста (Исх., гл. 3, ст. 2), а немного ниже вновь написано: Господь увидел, что он идет смотреть (там же, ст. 4). Значит иногда писание говорит об ангеле Господнем, иногда просто об ангеле, а иногда о Господе. Вот так и здесь написано: <Господь да запретит тебе, сатана>, а не <Я запрещаю тебе>. Итак, когда Святой сидит на троне, чтобы судить мир, сатана, соблазняющий людей и ангелов, находится тут же, чтобы улавливать души. Шимон однажды занимался исследованием стиха: И старейшины города того... пусть возьмут телицу... и отведут в дикую долину... и заколют там в долине (Втор., гл. 21, ст. 3 - 4). - В соответствии с законом, - сказал он, - шея должна быть перерублена топором. Сказал ему Элиезер: - Зачем, собственно, все это нужно? Тогда Шимон зарыдал и промолвил: - Горе миру, который следует за злым змеем! Ибо с того дня, как он, обольстив Адама, получил власть над человеком и над всем миром, он всегда совращает людей с правого пути и мир не перестанет страдать от его дел, пока не придет мессия, пока Святой не подымет к жизни спящих во прахе, согласно стиху: <Поглощена будет смерть навеки> (Ис., гл. 25, ст. 8) и другому стиху: <И нечистого духа удалю с земли> (Зах., гл. 13, ст. 2). Пока же сатана властвует в этом мире, он ловит души сынов человеческих! Рассмотри теперь отрывок: Если в земле... будет найден убитый и т. д. (Втор., гл. 21, ст. 1 - 9). Обычно души людей расстаются с телами из-за ангела смерти. Но здесь это не так. Тот, кто поразил его, заставил его душу удалиться до срока, когда приходит ангел смерти. Поэтому написано: Земля не иначе очищается от пролитой на ней крови, как кровью пролившего ее (Чис., гл. 35, ст. 33). И разве недостаточно для мира, что сатана всегда сторожит души, чтобы увести их с дороги и обвинить их? Зачем же увеличивать его ярость, отнимая то, что ему принадлежит? Но Святой милостив к Своим детям. Он устроил приношение тельца для выкупа души, которая была отнята у сатаны. Здесь глубокая тайна. Приношение быка и коровы, тельца и телицы - все это имеет тайный смысл. Потому мы и возмещаем сатане таким образом, как показано в тексте. Отсюда и заявление: Руки наши не пролили крови сей (Втор., гл. 21, ст. 7) - тем самым сатана-обвинитель удерживается на расстоянии. Все это вместе представляет <добрый совет>, даваемый миру Святым Благословенным. Обрати внимание, что то же самое применимо к Новому году и Судному дню. В это время мир подвергается суду и сатана высказывает обвинения. Поэтому необходимо, чтобы Израиль дунул в трубу, издавая звук, который состоит из огня, воды и воздуха. Этот звук восходит к Трону Суда, натыкается на него и следует далее вверх. Как только звук доносится снизу, голос Иакова утверждается вверху и Святой побуждается к милосердию. Ибо звуку, объединяющему огонь, воду и воздух, тому гудению, которое издает Израиль здесь внизу, соответствует рев в высях. Двумя этими звуками - вверху и внизу - мир укрепляется и милосердие преобладает. Тут обвинитель, который думал выиграть суд и заручиться приговором миру, смущается; его сила падает и ему уже невозможно чего-либо достигнуть. А Святой Благословенный, сидящий как судья, присоединяет милосердие к справедливости и мир судится милосердием, а не строго. Рассмотри стих: Трубите в новомесячие трубою, во время сокрытия, в день праздника вашего (Пс. 80, ст. 4). Это время, когда луна невидима. Ибо тогда злой змей в силе, он может причинить зло миру. Но когда милость возрастает, восходит луна и сдвигается с прежнего места, так что змей смущен, теряет силу и не может к ней приблизиться. Поэтому его нужно смутить в день нового года, чтобы он уподобился тем, кто пробуждается ото сна и все еще наполовину не понимает, что происходит. Опять-таки в новый год следует его умиротворить, принеся ему козла отпущения, которым он побуждается выступить в защиту Израиля. Но в день нового года он смущен и ничего не может делать. Он видит, как побуждение к милости восходит снизу, пробуждая милость вверху, а луна стоит между ними. И змей этим весьма озадачен, он остается в недоумении, без сил, а Святой судит Израиль в духе милости и распределяет им - в эти десять дней между новым годом и судным днем - благодать, для всех тех, кто покаялся в грехах и просит прощения за свои злые деяния. Итак, Святой дал Израилю все эти заповеди, чтобы он спасся от попадания злому в лапы и от суда жестокого, чтобы все они вышли невинными на земле посредством милости Его, которая подобна милости отца своим детям. Все тут зависит от дел и от слов, как мы уже объяснили. И призрел Господь на Сарру, как сказал. Иуда и Иосе шли по дороге. И сказал Иуда Иосе: - Раздвинь свои губы и произнеси что-нибудь о Писании, ибо тебя сопровождает Суть. Ведь когда Писание изучают всерьез, Суть приходит, особенно в дороге, где она является даже раньше. Тогда Иосе начал рассуждать о стихе: Жена твоя, как плодовитая лоза, в доме твоем; сыновья твои как масличные ветви вокруг трапезы твоей (Пс. 127, ст. 3). - Пока женщина находится во внутренних помещениях дома, она сохраняет чистоту и может приносить достойное потомство. Она подобна вину, ибо как вино не сочетается с вином другого сорта, но только с напитком одной с ним природы, так и достойная женщина не приносит потомства от посторонних мужчин, но только от мужа. И награда ее та, что дети сидят вокруг трапезы, как саженцы маслины... И вот я думаю, что община Израиля будет лежать во прахе лишь один день и не более. Сказал Иуда: - Традиция согласна с тем, что говорить ты. Но обрати внимание, что мы учили об этом, а именно - когда община Израиля была изгнана из дому, буквы Божественного Имени (иод, хе, вав, хе числовые значения: десять, пять, шесть, пять), если можно так выразиться, разъединились, так что хе стало летать отдельно от вав. В таком смысле мы можем понять отрывок: <Я был нем молчанием> (Пс. 38, ст. 3), ибо при отделении вав от хе не стало Голоса и Дар Речи умолк. Община поэтому лежит во прахе весь <день хе>, то есть пятое тысячелетие (хотя она уже была в изгнании перед началом пятого тысячелетия, которое символизирует буква хе). А когда начинается шестое тысячелетие (в 1240 году н. э.) которое символизирует буква вав, то эта вав воскресит хе при шести, помноженном на десять, что указывает на шестьдесят душ и означает вав, которая повторена десять раз. То есть вав поднимется к иод и вновь опустится к хе. Затем вав будет помножена на каждую из букв хе десять раз (то есть иод раз), что даст шестьсот, и тогда она начнет поднимать изгнанников из праха. И каждые шестьдесят лет шестого тысячелетия хе будет подниматься ступенью выше и приобретать все большее могущество. После шестисот лет шестого тысячелетия (то есть после 1840-го года н. э.) откроются врата мудрости вверху и источники мудрости внизу и мир будет готовиться к вхождению в седьмое тысячелетие, подобно тому как человек готовится в шестой день недели перед заходом солнца. Для напоминания об этом мы берем стих: В шестисотый год жизни Ноевой... разверзлись все источники великой бездны (Быт., гл. 7, ст. 11). Сказал ему Иосе: - Из твоих вычислений получается намного более долгий срок, чем у наших друзей, согласно которым изгнание общины Израиля будет длиться всего лишь один день (то есть тысячу лет), как сказано: <Сделал меня бедным и томящимся целый день> (Пл. Иер., гл.1, ст. 13). Иуда сказал в ответ: - Я узнал это от отца - о таинствах букв Божественного имени и о длительности существования мира, а также о днях творения, и все это относится к тому же тайному учению. В то время радуга явится в облаке в сияющих красках, подобно женщине, которая украшает себя для супруга, во исполнение стиха: <И вспомню завет вечный> (Быт., гл. 9, ст. 16), объясненного в другом месте. Кто же этот <завет вечный>? Это община Израиля. Вав соединится с хе и воскресит ее из праха. Когда же вав будет приближаться к хе, появятся небесные знамения и сыны Рувимовы начнут войну против всего мира; и община Израиля будет поднята из праха, ибо Святой вспомнит о ней. Вот так и будет Святой обитать с нею в годы изгнания до числа вав помноженного на иод (то есть шестью десять), а затем она будет воскрешена и мир получит возмездие и то, что внизу, будет возвышено. Сказал ему Иосе: - Ты говоришь правильно, на что указывают и буквы, и нам нет нужды входить в другие вычисления, относящиеся к концу времен. Ибо те же самые вычисления мы находим в книге достопочтенного Иебы Старшего. Сказал Иуда: - Обрати внимание, что при посещении Сарры упоминается ступень божественной сущности, которую символизирует буква вав, ибо написано: <И Господь посетил Сарру>, где <и> изображается как вав. Сказал Иосе: - Нам придется долго еще быть в изгнании, пока не придет тот день, но все зависит от того, покаются ли люди в своих грехах. И так они шли своей дорогой. Внезапно Иосе сказал: - Мне приходит на память, что я как-то сидел здесь с отцом и он сказал мне: <Когда ты достигнешь шестидесяти лет, тебе предназначено найти здесь сокровище возвышенной мудрости>. Я достиг этих лет и не нашел сокровища. Но я думаю, не означают ли нами произнесенные слова той мудрости, которую он имел в виду. А еще он сказал мне: <Когда небесное пламя пройдет между твоими пальцами, мудрость ускользнет от тебя>. Я спросил его: <Откуда ты это знаешь?> Он ответил: <От пары птиц, пролетевших над твоей головой, я знаю это>. И вот Иосе оставил Иуду и влез в пещеру. И в дальнем конце ее он нашел книгу, которая была спрятана в расселине скалы. Он вынес ее и увидел семьдесят два начертания букв, которые были даны первому человеку, Адаму, и с помощью которых тот узнал всю мудрость высших святых существ и созданий, обитающих позади механизма, жернова которого скрыты за занавесом высших эфирных сущностей, а также все, что должно произойти в мире до того дня, когда облако взойдет на западе и помрачит бытие. Затем Иосе позвал Иуду и они начали изучать эту книгу. Едва изучив две или три буквы, они ощутили, что созерцают эту высшую мудрость. Но как только они стали углубляться в текст и обсуждать его, бурный ветер принес горящее пламя к их рукам и книга исчезла. Иосе сказал, рыдая: - Сохрани нас от этого Небо, но не может ли быть, чтобы мы были запятнаны каким-то грехом? Или мы недостойны обладать таким знанием? Они пришли к Шимону и рассказали ему, что произошло. Тот сказал им: - Может быть вы разбирали те буквы, которые касаются явления мессии? Те отвечали: - Мы не можем сказать: мы все забыли. Шимон продолжал: - Святой - да будет Он благословен - не хочет, чтобы столь многое открывалось миру. Но когда придут дни мессии, даже дети будут раскрывать секреты мудрости и вычислять ход тысячелетия. В то время тайны будут открыты для всех, как написано: Тогда опять Я дам народам уста чистые (Соф., гл. 3, ст. 9). Обратите внимание, что хотя об Аврааме сказано, что он <продолжал идти к югу> (Быт., гл. 12, ст. 9), он не достигал ступени, на которую имел право, до того, как родился Исаак. Когда же Исаак был рожден, Авраам достиг той ступени ввиду их близкой связи и союза. Потому он, а не кто-то другой назвал его <Исаак> с тем, чтобы вода и огонь слились воедино. Поэтому: И нарек Авраам имя сыну своему, родившемуся у него, которого родила ему Сарра: Исаак - то есть сыну, который был рожден ему как огонь от воды. ... И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама, и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я. Иуда рассуждал о стихе: Боже, царь мой! (Пс. 43, ст. 5). - Это выражение, - сказал он, - означает совершенный союз всех ступеней. Даруй спасение Иакову (там же) значит, что посланцы, которые выполняют заветы Божии в этом мире, могут все исходить со стороны милосердия, а не от строгой справедливости. Ибо есть посланники со стороны милосердия, а есть - со стороны справедливости. Те, которые принадлежат милосердию, никогда не выполняют в мире казней. Можно спросить, а как же ангел, который явился Валааму и о котором нас учили, что он сначала был вестником милосердия, а потом стал посланцем справедливости? В действительности свойство его миссии не изменилось, он всегда был вестником милосердия для Израиля, он защищал израильтян и выступал за них, но это означало наказание для Валаама. Ибо так поступает Святой - изливая добро на одного, а для другого то же добро может обернуться наказанием. Потому и Давид молился: <Распорядись о спасении Иакова>, что означает: <Распорядись, чтобы посланцы исходили со стороны милосердия>. Абба сказал: - Слова <распорядись о спасении Иакова> указывают на тех, кто находится в изгнании и о чьем спасении молился Давид. А кроме того, Иаков был венцом патриархов, но если бы не Исаак, он в мире не появился бы. Поэтому просьба о <спасении Иакова> относится прежде всего к Исааку, ибо спасти его жизнь означало спасение и для Иакова. Бог искушал Авраама. Это означает, что злой искуситель обвинял его перед Святым Благословенным. Текст здесь весьма удивителен: вместо Авраама мы ожидали бы, что будет сказано <искушал Исаака>, которому было тогда уже тридцать семь лет и он не находился под властью отца. Он мог бы легко отказаться и Авраам не подвергся бы наказанию. Истина однако состоит в том, что для достижения совершенства Авраам должен был овладеть атрибутом суровости, которой он до той поры не проявлял. Теперь однако вода была соединена с огнем и огонь с водою и он мог вынести справедливое решение, сделав его частью своего характера. Тут и пришел злой искуситель, обвинявший Авраама в том, что он не усовершенствовал себя до того, чтобы проявить строгость по отношению к Исааку. Высокая же цель была здесь в том, чтобы устранить несогласие между огнем и водою, чтобы они находились на своих местах до появления Иакова, когда все было приведено в порядок и испытание патриархов завершено, а высшие и низшие творения прочно установлены. На третий день Авраам возвел очи свои и увидел то место издалека. Так как нам уже говорили, что Авраам направился к тому месту, все это кажется избыточными сведениями. Однако, говоря по истине, <третий день> означает <третье поколение>, то есть Иакова. Ибо Авраам видел этот третий день, который является третьей ступенью, и видел Иакова, который был предназначен произойти от него, но видел в отдалении. Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам, Авраам. Между двумя Авраамами в тексте стоит разъединительный знак, чтобы показать, что второй Авраам отличается от первого. Второй был завершенный Авраам, тогда как первый - еще неполным. Также и в отрывке о Самуиле его имя повторяется с разъединительной чертой (1 Цар., гл. 3, ст. 10), причем второй Самуил - усовершенствованный, а первый - незавершенный. И возвел Авраам очи свои, и увидел: и вот назади овен. Нас учили, что этот овен был сотворен в сумерках шестого дня творения, и он был годовалый, как написано: <одного овна годовалого> (Чис., гл. 7, ст. 63), что и соответствовало требованиям. Но как же он мог быть сотворен в сумерки? Истина же состоит в том, что со времени сотворения было предопределено, чтобы этот овен оказался в нужный момент под рукой, когда Аврааму понадобится. А Иуда рассуждал о стихе: Во всякой скорби их Он не оставлял их, и Ангел лица Его спасал их (Ис., гл. 63, ст. 9). Он сказал: - Скорбь Израиля достигает Святого Благословенного даже там, вверху, где нет места волнениям и скорби. Что же касается <ангела лица Его>, то это Суть, которая сопровождает народ в изгнании; <с Авраамом> означает <с юго-запада>, с Исааком - с северо-востока, а <с Иаковом> символизирует полный и совершенный союз. Да будет благословен Господь вовеки. Аминь и аминь.