(Знанием), а оно происходит из Хохма (Мудрости), так что любовь, страх и другие эмоции должны "знать" свой объект, что, в частности, объясняет, почему дети бывают так злы и жестоки - у них нет достаточной связи с Даат (Знанием) и с Мудростью. Жестокость во многих случаях оказывается неспособностью понять природу другого существа, встать на его место и представить себе его реакцию. То же самое касается и гнева. Иудаизм, кстати никогда не смотрел на детей как на существ чистых и невинных, этаких ангелочков. Наоборот, предполагалось, что они особенно склонны к греху и жесткости - по незнанию. Человек не рождается человеком: он входит в мир маленьким диким созданием. По мере роста он может приручиться. Дикость ребенка происходит из непонимания существования другого; невежество, отсутствие знания делает эмпатию невозможной. Принимаем ли мы принцип "естественного" порядка, при котором большая рыба ест маленькую рыбку и все сражаются со всеми за выживание? Рыбы не обременены знанием, а у человека есть некоторое знание о других, которое может быть переведено через эмпатию и которое отвергает гнев и агрессию. Жестокость, говорим мы, это результат невежества, которое есть незнание о других, а не невежество интеллектуальное. Потому что можно быть очень интеллектуальным и страдать отсутствием знания о других людях. Есть даже выражение, описывающее этот тип: "Ученый без Даат", выражение, к сожалению, очень применимое ко многим нашим интеллектуалам. Главная мысль здесь та, что Знание и Мудрость имеют решающее воздействие на другие качества. Например, любовь не может существовать в абстракции. Должно быть определенное знание, определенное сознательное отношение к чему-то, чтобы любовь могла проявиться. Без этого может быть влечение к чему-то или кому-то, даже очень сильное, но не любовь. Все эмоции и качества для своего роста нуждаются в Хохма (Мудрости), Бина (Понимании) и Даат (Знании). Три высшие сфиры, называемые по первым буквам ХаБаД (Хохма, Бина и Даат), создают фон для существования всех остальных качеств. Человек испытывает любовь, ненависть или жалость, и это, в свою очередь, возбуждает мыслительный процесс, который проявляется в словах. Точнее, есть два этапа: первый - мысль до своего выражения в словах и второй - мысль, воплотившаяся в словах и неотличимая от них. Отношения между мыслью, речью и действием достаточно ясны, и одно ведет к другому как, например, при даче инструкций. Когда мы даем инструкции сами себе, например, действуя по плану, то сосудом служит тело, а речь, выраженная мысль, - душой. В отношении святых букв, буквы речи - это инструменты, тело, а буквы мысли - содержание, или душа, того же самого явления. Но в конечном счете, как уже упоминалось, и сама мысль тоже материальна: она - часть и функция мозга и, следовательно, тела. Пока речь идет только об эмоциональных качествах, таких как любовь или ненависть, слова сначала не нужны. Только позже эмоции выражается в мыслях, которые служат источником определенных слов. Эти мысленные слова, еще далекие от высказывания, называются буквами мысли. Иными словами, Сехель, или сознательный разум, образующий все три сфиры ХаБаД, есть душа остальных, эмоциональных качеств, остальных сели сфирот. Качества ХаБаД могут быть сконцентрированы в сфире Хохма (Мудрость), как в источнике, так что Мудрость может рассматриваться как душа всего остального существования. Сехель, или ХаБаД, оживляет остальные качества, качества оживляют мысль, мысль оживляет речь, речь оживляет действие. Принципиально в этом рассуждении то, что нет разницы между первой сфирой Мудрости и последней стадией - действием. Хотя для нас, людей, эта дистанция - ширина всего спектра нашей жизни. Это все, что мы можем знать, для нас это - противоположные полюса. А для Б-га этого расстояния нет. То, что для нас - весь спектр бытия, для Него - искорка действительности. Шкалу ценностей соорудили мы, и непонятно, почему она должна связывать Б-га хотя бы в какой-нибудь мере. 9. ТАЙНА ВЕРЫ Для человека мудрость может быть началом всего, но для Б-га Мудрость - это часть завершенного действия. Между уровнем мудрости и уровнем действия лежит пропасть, в которую вмещается весь спектр человеческого существования. А для Б-га все это расстояние между мудростью и действием - всего лишь ступенька лестницы. Для иллюстрации: человеческое ухо различает не более чем несколько тысяч звуковых частот - от самого низкого баса до самого высокого писка. И этот отрезок вмещает весь наш мир звуков и музыки. Но если тот спектр сравнить с миллионами и миллиардами частот звуковых волн, которые могут существовать и существуют во Вселенной, тогда между различными звуками, которые слышат люди, не оказывается никакой существенной разницы, и их все можно отнести в одну категорию. Как написано: "Всех их мудростью сотворил Ты" (Теhилим [Псалмы], 104:24). Б-г творил мудростью, как Своим инструментом, как человек пользуется своими орудиями. Мудрость, таким образом, может рассматриваться не только как качество Б-га, но и как Его орудие. Мудрость для Б-га оказывается тем, чем для человека является действие. Для человека огромное расстояние лежит между духовными, интеллектуальными влияниями и физическими и жизненными силами, а для Б-га нет этого разрыва. Разрыв же для человека велик настолько, что его можно разделить на пять фундаментальных уровней; Сехель (Высший интеллект), Мидот (Высшие эмоции), Мысль, Речь и Действие. Не углубляясь в сложности, связанные с этими пятью уровнями, мы можем заметить что они отличаются в трех моментах: по жизненной силе, но качеству и по степени. Так, жизненная сила в действии - ничто по сравнению с жизненной силой в звуках речи, которые, в свою очередь, ничто перед буквами мысли, и они не имеют значения по сравнению с высшими эмоциями и высшим интеллектом. Еще больше разница в качестве, то есть прозрачности или ясности, между уровнями бытия. "Мысль яснее действия, душа прозрачнее мысли и так далее. А когда человек доходит до разницы между интеллектуальными сферами (ХаБаД) и низшими атрибутами, фактор степени становится решающим, ибо речь идет уже о совершенно ином уровне бытия. Пространство между низшим и высшим полюсами, между духовным и самым материальным - это все, что может охватить человеческое сознание. Мы не можем выйти за эти пределы. Дальше - та тьма, которая простирается для нас за границами спектра видимого света. Таким образом, когда мы хотим выразить бесконечно великое, по сравнению с чем весь наш мир сжимается в искорку, мы сжимаем всю целостность нашего сознания в одно и говорим, что для Б-га Мудрость, которая есть высший самый абстрактный уровень, равна Действию, самому нижнему из осознаваемых нами уровней. Поэтому неточно называть Б-га "мудрым" или даже приписывать Ему мудрость на каком-нибудь конкретном уровне. Потому что мудрость, которую мы знаем, - вовсе не та же категория, что и Б-жественная Мудрость: она не передает Б-жественной Сущности. Нельзя даже сказать, что Б-жественную Мудрость трудно понять, потому что она слишком возвышенна. Это заявление совершенно бессмысленно, как и всякая попытка описать это словами, не относящимися к делу, как попытка хватить мысль руками. По отношению к Всевышнему, благословен Он, ступень разума и постижения считается совершенно такой же, как и физического действия. Однако Писание называет Б-га мудрым. Добрым - и так далее. И мы не можем утверждать, что он настолько далек от нас, что мы вовсе не можем установить контакт с Ним или с Его Мудростью. Истина в том, что Он - источник мудрости: Б-г - первопричина, основа всего творения, когда мы понимаем что-то, касающееся творения, мы называем Его мудрым. Так же мы называем Его милосердным, добрым и так далее, потому что Он - источник этих качеств. Качества описывают действия Б-га, а не Его Самого, так же как мы называем его в ежедневной молитве "Посылающий ветры и Приносящий дождь" не отождествляем его с ветром и дождем. Вопрос о том, как Б-жественные силы изливаются, чтобы в мире Эманации (Ацилут) принять форму Мудрости, и как появляются один из другого разные уровни бытия, связи и отношения между ними - все это относится к учению Каббалы. Поскольку мы не можем сейчас погрузиться а сложности этого древнего знания, мы ограничимся заданием, что Б-г и Его качества - одно. То есть, Б-жественная Воля, Мудрость, Понимание и Знание - едины с Его Сущностью и Бытием. Избежав обращения к подробностям таинственного самоограничения Б-га, необходимого для сотворения мира, мы тем не менее оказываемся лицом к лицу с тем, что нам дано знать: двойственным характером веры. Первая сторона - та, что Сущность и Бытие Б-га выше и за пределами всего, что мы могли бы постичь; другая - та, что Он так открывается через высшие сфирот что есть единство между всеми сфирот - как инструментами или каналами и как Б-жественными сущностями, действующими на этом конкретном уровне. Некоторым необъяснимым образом сфира служит не только внешним инструментом для Б-га, но и выражением, откровением самого Б-жественного Бытия. Однако выражение это почти так же превосходит наше понимание, как и Сам Б-г. В лучшем случае мы хотя бы понимаем, о чем говорим, несмотря на неспособность постичь подлинное величие сфирот. Очевидно, что мы не понимаем, что такое Мудрость, но мы хотя бы знаем, что такое мудрость на нашем обыденном уровне, у нас есть, за что зацепиться. Потому что между сфирот мира Эманации и нашим внутренним миром есть определенная связь. Наши души - своего рода копии мира Эманации. Поэтому мы можем как-то относиться к сфирот, несмотря на разницу в уровне между нами, разницу не количественную, а качественную. Пусть Мудрость Эманации не такова, как наша мудрость, а Б-жественное Милосердие отличается от милосердия, которое можем оказать мы; мы все же можем соотносить свою разумность с истиной Б-жественной Мудрости, можем стараться очистить сердца, чтобы приблизиться к Б-жественному качеству Милосердия, как мы его понимаем. Наличие связи очевидно хотя бы из того, что мы ясно различаем мудрость от глупости, сострадание от жесткости. Более того, несмотря на то, что качества определены и отделены друг от друга, между ними существует очень глубокая и динамичная внутренняя связь. И это знание мы тоже извлекаем из самого личного самосознания. Сфирот, таким образом, дают нам возможность определить для себя Мудрость Б-га, хотя Сущность Б-га навсегда запредельна для нас. Из-за нашей ограниченности мы не можем осознать связи сфирот, даже высших, с Сущностью и Бытием Б-га. Но мы можем сказать, что Он объединен со Своими качествами внутренне так же, как и внешне, и что сфирот могут быть освещены, так сказать, изнутри Его светом. Так, Хесед (Любовь-Милость) это не что-то внешнее, как молоток в руках рабочего: скорее можно уподобить ее орудию целого, от которого невозможно отделиться, как член тела или тело в целом нельзя отделить от стоящей за ним воли. Рука в момент действия "прозрачная для души, которая выражает себя через это действие. Но в некотором смысле сфирот - действительно инструменты, которыми "пользуются Б-жественные силы. Это то, в чем мы можем быть уверены; мы еще ничего не знаем о сущности Самого Б-га, так что та уверенность, с которой мы держимся за единство Б-га и Десяти сфирот, - вопрос веры. В результате эти качества Б-га, известные нам как Десять сфирот, в Зоhар называются "тайнами веры, веры, превосходящей разум". В конце концов, именно вера дает нам место для встречи с непостижимыми для нас реальностями. И именно к их числу относится связь Десяти сфирот с Б-гом. Все, что мы можем сказать на основании "тайны веры", это что Б-г придает сфирот их форму, Он действует в них и через них. До сих пор мы обсуждали понятие величия Б-га и последствия, вытекающие из этого понятия. Кружным путем наш анализ завел нас за пределы этой абстракции Рамбама о непостижимости Б-га, в том, что Он - Знающий, Знание и Знаемое. Эта формула действительно удовлетворяет требованию совершенной инаковости Б-жественного и делает невозможным дальнейшее продвижение интеллекта. Но в нашем обсуждении, кроме того, что мы подтвердили величие и инаковость Б-га, мы также воспользовались учениями Каббалы, чтобы показать существование пути для более человечного отношения к Б-гу. Этот путь основан на вере в откровение Б-га через Десять сфирот, которые, при всей их возвышенности, могут быть соотнесены с реальностью нашего человеческого существования. 10. СФИРОТ И ДНИ ТВОРЕНИЯ Тора говорит "человеческим языком", чтобы человек мог как-то соотноситься с ней хотя бы в построении своей жизни, если уж он не может постичь ее разумом. Кроме того, Тора - это первичный проект, архетипическая метафора, источник которой - Сам Б-г. С этой точки зрения дарование Торы подобно тому, как если бы Б-г подарил Себя человеку. Это проникновения непостижимо великого в ограниченный людской мир. Но единственный способ, с помощью которого человек может понять его, это аллегория и метафора. При помощи них человеческое сознание может делать скачки и перекидывать мосты через пропасть некоторым практичным способом. Это и делали "ученые Истины", мудрецы Каббалы. Например, эти ученые Истины назвали сфирот "светами", чтобы помочь нам понять природу единства Б-га и Его качеств. Потому что для нас дистанция между Б-гом и Его качествами непреодолимо велика; все наши обыденные сравнения и меры безнадежно неадекватны. Более того, в высших мирах сущность явлений настолько более велика и разнообразна, чем что-либо, постижимое для нас, а разница между уровнями бытия настолько более выражена, что мы даже не можем всерьез рассматривать возможности отношений, которые преодолели бы пропасть. Все, о чем мы можем иметь хоть какое-то представление, основано на Тайне Веры, на предпосылке, что некоторым непостижимым способом Б-г объединяется со сфирот и действует через них. И раз было позволено мудрецам говорить о сфирот языком аллегорий и метафор, мы можем как-то взглянуть на отношения между человеческим и Б-жественным в мире. Вернемся к нашему примеру из Каббалы - именованию сфирот "светами". Метафорический образ здесь свет Солнца и само Солнце. Пока он не изойдет из солнечного шара, свет является неотделимой частью Солнца, у него нет ни имени, ни бытия. Только отделившись от своего источника, это излучение становится чем-то в себе, определяемым как солнечный свет. Как написано: "И назвал Б-г свет днем" (Берешит [Бытие], 1:5). Эта метафора Солнца и его света уже появлялась в нашем рассуждении, но если тогда этот образ служил для изображения исчезновения тварного бытия в Творце, здесь замысел - показать единство сфирот с Б-гом. Он пригоден только в том, что он помогает увидеть отношения между сфирот и их Б-жественным источником и проиллюстрировать, как "Тайна Веры", хотя она и превосходит границы рационального, может быть постигнута разумом. Развивая образ, как свет Солнца становится видимым для нас, только когда он отделяется от самого Солнца, так и сфирот существуют для нас - только тогда, когда они исходят из мира Эманации. До того они еще едины в одной Б-жественной реальности. (Надо повторить опять и опять, что этот образ неточен, что любые слова или метафоры могут лишь передать нашу ограниченность, дать "уху слышать хотя бы то, что человек в силах понять). Сфирот излучаются и приобретают свои особые индивидуальности, явленные нашему сознанию; в то же самое время мы заключены в них и ведомы ими. Как в начале книги Берешит описано творение мира из ничего, так Десять сфирот исходят из Б-га - направлять миры скрытые и явленные, как сказано во введении к Тикуней Зоhар: "Ты скрываешься в них". Б-г облачается в сфирот, чтобы поддерживать мир, который Он создал, и контролировать происходящее в нем. И как одеяние одновременно и скрывает и являет, так сфирот и открывают действие Б-га, и скрывают его. Через наше неясное понимание сфирот мы узнаем что-то о том, как Б-г управляет нами и нашим миром. Так, в первый день Творения было открыто качество Хесед (Милость, Любовь, Доброта). Это соответствует каббалистическому представлению о том, то каждый из Семи дней в начале мира обозначает проявление одной из нижних сфирот, и в первый день это была Хесед. Конечно, в любом процессе или явлении проявляются все сфирот, и, таким образом, все они присутствовали и в первый день Творения. Это то, что известно как Парцуф (Лицо), целостный опыт, в котором каждая из сфирот вносит что-то свое, создавая живое лицо. Более того, раз каждая из сфирот включает все остальные, то качество (сфира) Хесед, специфическое откровение Первого дня Творения, это Хесед вообще, включающая в разных сочетаниях другие сфирот. Кетер (Воля), Хохма (Мудрость), Бина (Понимание) и Даат (Знание). С Хесед Он сотворил свет речением "Да будет свет" (Берешит. 1:3). И этот свет распространился от одного конца мира до другого. Это распространение, проникновение, открытие света, разливающегося вокруг" и во всю реальность - это качество Хесед. Потому что, как легко обнаружить, свет первого дня - это не свет Солнца (которое было создано лишь на четвертый день). Хесед, "свет семи дней", это другой свет: это свет, заливающий безо всякого ограничения все творение, от края мира до края. Но, как мы уже сказали, качество Хесед не проявляется даже в первый день в чистом виде, как только лишь Хесед; оно также включает что-то и от других качеств, особенно Гвура. Качество сокращения, ограничения силы и материи в определенных границах совершенно необходимо для Хесед, которой неизвестны такие границы. Если бы Хесед попыталась проявиться в чистом и бесконечном виде в своей власти давать, она бы не смогла "облачиться в этот мир" (то есть действовать через него). Этот мир конечен и во всем ограничен своей материальностью. Поэтому и свет первого дня не духовен в абсолютном смысле (как Свет в высших мирах); он должен установить отношения с этим миром. Это возможно через действие второго качества, Гвура, внутри самого качества Хесед. "И подобным же образом во второй день проявилось качество Гвура". И здесь, раз в каждую из сфирот включаются все сфирот, Могущество также не проявляется в чистом виде - как Всемогущая власть. Оно неизбежно должно включать Хесед (Милость) и разнообразные комбинации других сфирот. И им Б-г создал небосвод речением: "Да будет твердь небесная посреди вод и да отделит воды от вод" (Берешит, 1:6). Действие Гвура - отделять, делить, устанавливать пределы. А сотворение тверди - это не просто установление радиуса неба, разделение вод вверху и внизу. Это акт первичного разделения между высшим и низшим, где твердь служит фиксированной границей в сотворенной Вселенной между духовными сущностями небес (верхние воды) и материальными сущностями земли (нижние воды). "Нижние воды" - это первичный материал, из которого сделаны все материальные предметы, а "верхние воды" выше тверди - это суть и источник всех духовных сущностей, на всех многочисленных уровнях. Сотворение тверди, таким образом, это установление исходного барьера между духовным и материальным, между "вверху" и "внизу". Очевидно, что это разделение не является формальным разделением на категории. Это разделение определяет самую сущность вещей, потому что, фиксируя духовное как нечто отдельное от материального как нечто отдельное, духовное делается еще более чувствительным, а материальное - более грубым. Тем, что материальное помещается в свой мир, плотное физическое окружение, оно делается еще более инертным. То же в обратном направлении верно и относительно духовного - оно делается еще более разреженным и очищенным в своем особом высшем мире. Однако, как уже сказано, Гвура не проявляется в виде отдельного качества с отчетливыми границами: оно должно содержать по крайней мере что-то от качества Хесед, потому что: "милостью (Хесед) строится мир (Теhилим [Псалмы], 89:3). Решительное действие - возведение барьера меж верхним и нижним мирами - в действительности необходимый шаг в процессе творения земли, ее материальности и плодородия, способности рождать новые формы, новую жизнь. Из земли был создан человек, из земли он получает силы существовать и выполнять предназначение, для которого он был создан. Гвура, главное проявление второго дня неизбежно содержит в себе, таким образом, Хесед и другие сфирот, необходимые для того, чтобы прорвать неприступность и жесткость и создать основу для "милостью (Хесед) строится мир". В то же самое время, конечно, есть яркое различие между первым и вторым днями, между милостивым даванием без ограничений и очерчиванием границы благоволения; второе нужно для того, чтобы все нашло себе место, материальное среди материального, духовное среди духовного. Возведение элементарного барьера между верхним и нижним мирами - первично; с этого момента становится практически невозможно перейти из одного мира в другой. Аналогично и для всех семи дней Творения и характеризующих каждый из них сфирот, происходящее оказывается комбинацией сил, создающих вместе живую, творчески развивающуюся реальность. Гак, третий день проходит под знаком Тиферет, Красота, Гармония, Милосердие), качества, соединяющего в себе два предшествовавших: Хесед и Гвура. У него есть преимущества обоих - необъятность моря и шарм участочка суши; оно выражает гармонию множественности Творения и энергию, необходимую для индивидуального роста. Как сказано в Тикуней Зоhар: "Тиферет показывает, как миром правит праведность и справедливость, (потому что) праведность - это суд, а справедливость - милосердие". И суд, и милосердие нужны для установления социальной справедливости и направления человеческих отношений. Сама по себе Хесед, безразличная любовь и отдача, может привести к катастрофе, если не будут правильно учтены нужды получающего. А этот учет - это сострадание, сочувствие, милость - качество Тиферет. В конце концов, справедливость - не только в точном определении наказания и не в вынесении приговора. Это также взвешивание всех вовлеченных факторов, взвешивание смягчающих обстоятельств и многие другие. Поскольку сам грех, по крайней мере если говорить о действии, неисправим, можно исправлять только последствия. В этом смысле истинный суд должен направлять течение наказания. Закон только различает добро и зло, правильное и неправильное; суд - есть правильное использование милосердия. Это подтверждает ту истину, что задача сфирот - не только направлять мир, но и помогать ему. Конечно, человеческие ценности, которые мы склонны переносить на Б-жественные качества, очень далеки от истинного значения этих качеств, Так то, что с нашей точки зрения представляется справедливым, - не тоже самое, что и Б-жественное качество Тиферет; то, что мы ощущаем как милосердное, - может быть не тем, что имел в виду Б-г. Тем не менее мы убеждены, что Б-г поступает справедливо и милостиво, даже если мы этого совершенно не понимаем. Дело в том, что мы не можем осознать качеств ни на каком уровне, кроме нашего собственного; объяснения, которые мы даем, не могут определить реальные Сущность и Бытие Б-га. Просто через них Он измеряет нас; они - способ, которым Б-г заставляет происходить события в той ограниченной реальности, в которой мы существуем и на которую реагируем. 11. МЫСЛЬ И РЕЧЬ Уже упоминалось, что все выражения, которые мы используем, когда говорим о Б-ге, относительны и произвольны и что они подходят к нашему специфическому месту в мире. Выражения вроде "рука Б-га" так же не имеют особого смысла, как и такие описательные фразы, как "Милосердие Б-жье". Конечно, мы должны пользоваться словами, но и должны осознавать их ограниченность и тенденцию к антропоморфизму, которая в этом контексте делает любой язык сомнительным. Поэтому, когда мы говорим о Десяти Речениях (сотворивших мир), мы не более чем определяем место каждого аспекта существования в Б-жественной иерархии и его отношения с другими. Мы узнаем об отношениях межу разными явлениями, разными силами, пусть даже только путем аналогии. Сходство между некоторыми идеями и формами может быть, конечно, очень поверхностным, но они все же улучшают наше восприятие некоторых понятий. Поэтому, когда мы говорим о Речениях Б-га, мы, конечно, не подразумеваем, что Б-г издает какие-то звуки, но что глагол "сказать" или "произнести" обозначает определенные отношения, перенос смысла из одного измерения в другой. Фразой "Б-г сказал" мы пытаемся выразить ту мысль, что он передал некоторое осмысленное сообщение с более высокого уровня на более низкий. И раз уж мы должны пользоваться образами, мы склонны заимствовать метафору из нашей духовной жизни. Можно, таким образом, сказать, что Б-жественные атрибуты проявляются в людях в виде качеств, которые выражаются в виде первичных импульсов. Через людей они действуют на мир, находящийся на более низком уровне. Но они уже появляются облеченными в буквы мысли. Импульс быть добрым происходит, таким образом, от сфиры Хесед, которая представляет собой намного более обширную силу, поток Б-жественной благодати, прорыва за любые границы. У человека импульс доброты должен обрести специфичность, определенность в мыслях для того, чтобы воплотиться в действие. Он должен стать определенным актом отдачи кому-то чего-то для того, чтобы быть осмысленным. Невозможно действовать без хотя бы какой-то степени сознательности (мысли), и это выражается более сильно при разложении мысли из слова и "буквы", то есть на исходные компоненты. Потому что большинство мыслей не могут быть полностью переложены в слова. В лучшем случае они принимают словесную, языковую форму на более поздней стадии, когда мысль уже обрела некоторое самостоятельное существование в виде особого импульса, "буквы" мысли. Конечно, никто не думает буквами алфавита. Мысли образуются как некоторые концептуальные единицы, которые можно назвать "буквами", строительными блоками языка. Если я люблю кого-то и хочу сделать ему нечто хорошее, то сначала есть чувство любви и желание сделать что-нибудь по этому поводу, дать что-то, а потом приходит мысль о том, как выполнить это действие во всех деталях. Есть люди, бесконечно размышляющие обо всем, снова и снова прокручивающие мысль в голове, прежде чем она все-таки превратится в действие. Но даже и у тех, которые заявляют, что действуют совершенно импульсивно, не думая, при более тщательном анализе можно найти три-четыре или более стадии развития какого-то процесса, необходимого для того, чтобы поток принял форму, трансформировался от импульса к языку и дальше к действию. Конечно, есть ситуации, когда путь от букв мысли к речи прямей и короче - в случае команды, например, или выражения чувств. Однако в целом Бааль hа-Тания здесь подчеркивает порог между мыслью и речью, между качеством импульсом и действием. Все это осмысленно, однако, только если передается какое-то сообщение. Мысль - это передача чего-то конкретного с одного уровня на другой внутри самого себя; речь - это передача чего-то конкретного изнутри себя кому-то, что имеет свойство "другого". Поэтому, когда мы говорим, что у Б-га есть такая-то мысль или что Он сказал то и то, на это надо смотреть так: это явление чего-то "изнутри" Б-га кому-то еще, кто не есть Б-г. Это только рабочие описания, они совершенно не характеризуют того, что на самом деле представляют собой мысль или речь Б-га. Буквы Речения Б-га - это наименьшие фрагменты сообщения: они необходимы для потока действия. Опять повторяется, что Б-жественные качества - слишком обширны, чтобы влиять на отдельное человеческое существо. Они должны разбиться на детали и подходить к специфической ситуации. Например, любовь не может излиться во всей своей мощи и необъятности. Она должна сузиться, обрести направление, форму, качество, определенность. Иными словами, чтобы быть действенной, любовь должна быть передана своими "буквами" и их комбинациями. Слово - один из посредников, направляющихся от качества к действию, заполняющих большую часть разрыва между общим и конкретным. Например, для того чтобы Хесед сотворила свет, должно произойти превращение Б-жественной силы из необъятности любви в такую специфическую вещь, как свет. Так же и с любыми другими актами Хесед - дает ли человек, не думая, конфетку малышу или отрекается от самого себя - они должны быть конкретизированы, чтобы проявиться. Чтобы был создан свет, а не что-то еще, речение должно принять свою словесную форму; "Да будет свет". Но, в отличие я общения между людьми, фраза не обращена к кому-то. Это сочетание букв, и каждая буква сеть особое откровение. Цель речения - сделать конечным и конкретным то, что иначе осталось бы бесконечным и абстрактным. Поэтому, хотя свет - проявление Хесед и вода - проявление Хесед, что очевидным образом не одно и то же. Отличия между разными явлениями можно попытаться объяснить, по крайней мере частично, на примере десятичной системы исчисления. Десять цифр можно уподобить основным категориям действительности, а цифры после запятой - идентифицирующей метке каждого конкретного качества или предмета, чем больше цифр, тем больше точность идентификации. Даже свет - это еще общее понятие. Свет бывает разным. Чтобы был создан свет, повеление должно сопровождаться большим объемом уточнений, и эти уточнения заключены в буквах речения "Да будет свет!". Это своего рода сложнейший Б-жественный код. Каждая буква, гласная, ударение в Торе - это уровень информации. Но как сложная форма, как цвет, эта информация не может быть передана просто числом. Буква имеет свое положение, свое качество и так далее. У целой фразы есть своя сила, своя судьба и эффект. Так что, вступая в общение с реальностью нашего мира, оно проявляет себя как свет - пройдя через иные миры, иные реальности, где оно может проявлять себя как-то иначе; подобно тому как в рамках нашего материального мира, свет может передаваться как электромагнитное излучение, как электрические импульсы или еще как-то, в зависимости от технологических ухищрений. Итак, важно исходное сообщение. Источник Б-жественного Речения - не написанная буква и вообще не какое-то выражение. Речение начинается как необъятная сила, которая на каждой ступени находит себе адекватное выражение, становясь все более конкретной. Это можно уподобить тому, как человек сначала узнает написанную букву по ее форме, потом мысленно ее идентифицирует, ставит ей в соответствие звук и наконец встраивает в контекст слов и мыслей. Передача Б-жественного импульса с уровня на уровень - наше руководство при изучении Торы. Мы переносим нечто из одной системы в другую, Поэтому изучение Торы может быть ограничено одной деталью или быть широким и универсальным, в зависимости от степени переноса из одной системы в другую. В самом широком смысле изучение Торы - это повторение Творения, переноса первичной силы из одной системы в другую. Изменение формы - это только внешний, и часто довольно странный, побочный эффект этого переноса - вспомните наше удивление, когда мы узнаем о фундаментальном родстве цвета, звука и тона. Все существующее должно быть заново сотворено в каждый момент. Процесс описывается, как поток жизненной силы от Его Воли, которая есть Кетер, высшая из сфирот, и Его Мудрости, известной также как Отец, через семь качеств, соответствующих семи дням Творения. При этом образуется два вида миров: скрытые и открытые. Разница между ними - как разница между мыслью и речью, одна сокрыта, другая - открыта. Поскольку мысль - не просто ток психической энергии по мозгу. Это широкое, хотя и тайное, действие всего тела, всего существа. А разница между мыслью и речью не сводится к тому, что функционируют разные органы - в одном случае мозг, в другом рот, и так далее. Если кто-то скажет, что речь связана со ртом, а действие с рукой, можно вспомнить письмо: пишущий говорит с помощью руки. А тот, кто вслух разговаривает сам с собой, на самом деле думает. Один из способов постижения библейских пророчеств - это представить себе пророка, внимающего Б-гу, который разговаривает Сам с Собой. Подобно первым Б-жественным Речениям "Да будет свет", "Да будет твердь небесная посреди вод" и так далее, речь Б-га направлена вовне, и пророк слышит ее и передает дальше, так что эта речь становятся явной; и то, что не слышно, становится скрытым миром. Это мир, который не проецируется вовне. Когда человек думаем, создает что-то в мыслях, его творение остается скрытым. Но есть способы спроецировать его вовне, сделав частью явного мира. Все творение есть продукт Б-жественной речи. Какова власть речи? С технической точки зрения человеческая речь "- это физиологически обусловленное движение звуковых волн. Б-жественная речь, конечно, не связана ни со звуковыми волнами или чем-то подобным, ни даже с тем, что мы называем духовными силами, потому что, как сказано, Б-жественное Творение включает все, и духовное и материальное. Так что Б-жественная речь выше всего, что мы можем себе представить; это Он сам излучает и предлагает Себя тем, кто вне Его. Даже в человеческой речи бывает так: речь, превосходящая возможности понимания другого. Всякое обучение таково: дается больше, чем ученик уже знает и понимает, так что он должен открыть для себя новый уровень понимания. Речь, таким образом, это что-то, что может существовать а самых разных уровнях, не только на человеческом. И когда мы пытаемся постичь сущность Б-жественной речи, мы обнаруживаем что-то, обращенное к человеку из-за пределов человеческого, и мы можем назвать это только так: Слово. Слово - это комбинация многих сил, и произнесение Слова - это появление чего-то нового, сотворение света или тверди, или плавника на некой рыбешке в море. Общее Слово - Свет, Море, Твари морские - должно быть доведено до бесконечно малых деталей. Так миры наполняются разными явлениями - физическими, интеллектуальными, духовными и так далее. Согласно учению о Колеснице, за каждый вид творения отвечает особый архангел, архетип, содержащий сущность и происхождение итого растения, животного или предмета. Иногда говорят, что дар пророчества - это способность увидеть этот архетип. Есть библейское описание одного из первых пророческих переживаний пророка Ирмиягу (Иеремии). Б-г спрашивает: "Что ты видишь?" Ирмиягу отвечает: "Вижу жезл миндального дерева". Он отвечает чрезвычайно конкретно. Это могло быть что-то совершенно иное, что-то духовное, как, например, архангел Гавриэль. Жезл миндального дерева - самый близкий образ к тому сообщению, которое должно быть передано, и задача Ирмиягу - подобрать слова для передачи этого образа, То же самое верно и относительно всего явленного. У всякой вещи есть частные особенности, являющиеся частью общей категории. В этом они противоположны сфирот, которые сами по себе бесконечны и общи. Буквы Божественной речи не только творят мир; они также творят Человека, который содержит в себе все интеллектуальные уровни. Так что буквы Б-жественной Речи далеки от придуманного человеком. Невозможно сравнивать речь Б-га и речь человека. Однако мы можем узнать нечто из такого сравнения. Физически речь человека основана на дыхании. Это фундаментальное дыхание, еще не снабженное звуком от усилий телесных органов производства звуков, обозначается обычно первой буквой - алеф, буквой, лишенной вещества, как сказал Аризаль. Отсюда и выражение, что мир был создан при помощи буквы алеф. Это дыхание, молчаливое ничто, это движущая сила, стоящая за всеми остальными буквами речи, которые возникают с точки зрения фонетики в результате контроля, Цимцум (сокращений) дыхания при помощи губ, рта, языка, гортани и так далее. Отсюда можно узнать, что живая душа первого человека, включающая весь спектр человеческого опыта, создается фундаментальным, еще не озвученным дыхательным слогом, предшествующим речи. Вообразить это, конечно, невозможно для человека, даже для достигшего таких уровней, как цадиким, которые, как говорят, выше ангелов. Другими словами, первичный Б-жественный слог содержит души всех людей, включая души пророков, таких как Моше, говоривший с Б-гом. Повторим, что речь Б-га - не как речь человека, и называется речью потому, что происходит передача творческой силы от Б-га вовне. Отсюда слово "буквы" или знаки на иврите. Мир был создан Десятью Речениями. Наша ошибка в том, что мы пытаемся понять это, как десять утверждений, столько-то слов и столько-то букв. Как уже было объяснено, фраза - это способ передачи чего-то, что невозможно понять, но в чем нам открывается Б-г, и мы переводим это как речение, поскольку находим аналогию с человеческой речью, которая открывает то, что человек думает. Таким образом, двадцать две буквы еврейского алфавита - это проекции или символы фундаментальных элементов творения. Каждая буква отражает что-то особое, откровение, конкретную силу. Это не то же самое, что и качества Б-га, сфирот. Буквы - специфические силы, намного более ограниченные, намного более очерченные. В отличие от Хесед или Гвура и других качеств, которые по своей природе эмоциональны, трудноопределимы, бесконечны по широте, сила букв - как сила тяжести или электромагнитные силы, с относительно фиксированными характеристиками, которые можно сформулировать. Для объяснения этого у нас есть только метафора. Алеф, например, соответствует силе, у которой нет объекта, не ограниченной никаким конкретным аспектом бытия, в отличие от других букв, у каждой из которых есть свой, вполне определенный, характер. Немало глубоких сочинений написано о буквах и их физической форме как части их метафизического значения. Некоторые буквы, как шин, склонны к неполноте: другие, как иуд и вав, более фундаментальны; хей это далет, к которому добавлен вав или иуд. Есть места, в которых хей в имени Б-га пишется иначе, чем в остальном тексте. Человек может начать понимать символику букв, вспомнив, что в химии тоже буквы химических формул, обозначающих конкретные вещества, могут иметь самые разные значения в зависимости от расположения букв. Буква выражает специфический элемент, который сам по себе не имеет никакого "смысла", а в определенном контексте может быть полезен или вреден. Другими словами, у нее есть качества, придающие ей уникальность, но они не таковы, как атрибуты сфирот, которые фундаментальны, архетипичны и безграничны. Буквы, таким образом, - это элементы, из которых составляются сочетания, выражающие определенные функции. Они не таковы, как сфирот. То есть деление сфирот на десять отдельных сущностей в действительности не касается букв, которые относятся к другой структуре. Но есть и точки соприкосновения. Буквы - эмблемы для определенных тенденций и сил, как и числа; сфирот указывают на очень фундаментальные силы, качественные сферы бытия. Сила, действующая в природе и обозначенная буквой, ограничена в своем действии и не имеет характера; сфира же - сама по себе характер и не ограничена в действии. Но есть случаи, когда одна из букв конкретного слова (обычно одного из имен Б-га) отвечает за конкретную сфиру. В отличие от цифр, которые передают только количество и которые можно писать как угодно, у букв алфавита имеет значение и их физическая форма, так что малейшее изменение в структуре буквы может иметь серьезнейшие последствия. У каждой буквы есть целый спектр значений. В Талмуде, например, сказано, что дети, учившиеся читать, пользовались каламбурами, говоря, что гимель - это тот, кто оказывает (гомел) Хесед, а далет - это Бедный (даль), и хотя далет не просит ничего у гимель из-за стыда, он все-таки протягивает вперед руку, палец, а гимель выставляет ногу, потому что то задача - догнать далет и дать ему то, что ему нужно. Также куф - это святой (кадош), а реш - злодей (раша). Поэтому реш не повернут к куф, а поворачивается в другую сторону, подальше от святости, потому что такова природа зла. Конечно, есть много глубоких анализов значения каждой буквы. Одна из недавних книг - небольшое произведение рава Кука "Рош милим". И так, как буквы человеческой речи - это проекция разума, так буквы речи Б-жественной - проекции великих элементарных сил природы. 12. ТВОРЕНИЕ ВСЕГДА НОВО Мир создан из букв, и эти буквы сочетаются различными способами, но слово - это больше, чем просто сочетание букв. У слова есть свой смысл, который выше букв и которой господствует над ними. Игра букв, таким образом, это непростая вещь, химии можно, конечно, играть с буквами формулы, и это иногда даже может быть интересно, но смысл у этого занятия появляется, только когда оно вязано с реальными веществами и химическими реакциями. Так и в Каббале существует игра с буквами слова или текста, но у нее есть смысл только в вязи с реальностью - физической или духовной, так что это не столько игра с буквами, сколько с определенными силами. Конечно, из игры с буквами можно что-то выучить, но это не творческий акт, хотя и есть связь между творением и этой игрой. Более того, как можно заключить из опасностей безответственной игры с химикалиями и химическими формулами, у игры с буквами и словами есть серьезный глубокий смысл, не зависящий от того, признаем и мы за ними символическую или реальную силу. "Так, например, словами речения "Да будет твердь небесная посреди вод" были созданы семь небосводов и все небесные воинства". Отсюда следует, что существует семь небосводов. Границы этих небосводов, впрочем, не вполне ясны, так как каждый из них - не только граница между какими-то сферами реальности, но также и сам по себе мир. Более того, всякая граница служит также и средством общения между одним типом существования и другим. Над каждым небосводом, над каждой небесной твердью есть свой небесный мир. Далее Бааль hа-Тания цитирует отрывок из Талмуда (Хагига, 12Б), где названы некоторые из этих небосводов. Один назван "Шехаким", что на иврите означает также растирать, молоть, что связано с жерновами для помола манны. Манна это суть пищи, чистейший вид питания, указывающий, что эти небеса служат связующим звеном между духовным миром и потребностями святых на земле в поддержании сил. "Зевуль" - небосвод, соответствующий небесному Иерусалиму, Святому Храму и Жертвеннику. Как написано: "Владыка Вселенной, Ты построил Себе Святой Храм на земле, соответствующий Святому Храму на Небесах". Все, что было и есть в земном Иерусалиме, выражает суть каббалистической идеи, что нижний мир - это попытка скопировать мир высший. Высший мир, конечно, не таков, и остается только имитировать формы и образы в стремлении создать какое-то обиталище для духа. Небосвод, известный как Махон, содержит снег и град. Также и другие из семи небосводов служат посредниками между высшим и нижним мирами. Точнее, они служат плато, о которые должны разбиться струящиеся свыше потоки силы, чтобы подвергнуться кристаллизации или актуализации. Конечно, небеса - это не места, которые можно увидеть: это разнообразные миры, слой на слое, твердь над твердью. Есть и такой, единственная роль которого - служить занавесом, все открывающимся и закрывающимся, но все же разделяющим что-то от чего-то. Возвращаясь к теме Б-жественной речи, мы видим, что речение представляет собой единое целое, а не просто комбинацию букв. И в зависимости от значения слов и речения в целом каждая буква обретает новый смысл. Так что та же буква, той же формы и строения, в другом контексте может иметь совершенно другой смысл. Таким образом, буквы речения "Да будет твердь небесная посреди вод" принадлежат только к этому речению и творят твердь небесную во всех деталях. Даже одни и те же комбинации букв в разных контекстах могут означать что-то другое. Каждая новая комбинация - это подлинное имя какого-то творения. Так что у каждого сотворенного предмета есть собственное имя, специфическое только для него, составленное из букв и интегрированное в более широкий контекст. Как уже упоминалось, у каждого ребенка есть свое собственное подлинное имя, которое родители пытаются найти, когда ребенок рождается. Если им это не удастся, ребенок будет искать, меняя имена, пока не найдет своего настоящего имени. Кстати, в некоторых книгах говорится, что у каждого есть два имени - имя святой души и имя внешней оболочки, причем имя внешний оболочки не должен знать никто, так это имя его Ситра Ахара (Другой Стороны), несвятой части личности. Чтобы проиллюстрировать важность порядка букв в имени, говорится, что предшествующие буквы важнее последующих, и особенно важна первая. Более того, сеть сочетания букв, которые представляют собой неразделимую единицу, как, например, первые буквы Имени Б-га - йуд и хей, которые часто входят в состав имен собственных, таких, как Йегошуа, Элияhу и Йегуда. Конечно, у букв есть фонетическое значение в языковом смысле и в этом качестве они появляются вновь и вновь в разнообразных сочетаниях. Здесь говорится, что буквы не надо рассматривать только как часть алфавита: они суть элементарны силы, и в этом качестве они сочетаются разнообразными способами. Есть первичное творение и есть различные уровни углубления в частности, разбиения на детали, каждый из которых связан с новым сочетанием букв и все дальше уходит от первоисточника. Буквы получают свой свет из Б-жественного источника, и их значение и свечение меняются постоянно, подобно тому, как Луна и Земля все время по-разному отражают солнечный свет, в зависимости от меняющегося расположения. Это просто указывает на связь между первичным и вторичным источниками света. Это не просто вопрос количества света, но также и его качества. Свет меняется, отразившись от Луны. Так что весь переход, Цимцум (сжатие) творения, состоит в изменении Б-жественой сущности от источника до реального явления. Ничто не может вступить в соприкосновение с первичным светом. Мы все время имеем дело, так сказать, с лунным светом, так что мы подобны ночным животным, которые спят весь день и даже не подозревают о существовании Солнца. Если бы кто-то попытался объяснить такому существу, что лунный свет происходит на самом деле от другого, большего небесного светила, слова эти были бы встречены с большим недоверием. Это возвращает нас к теме Творения в смысле создания бытия, Жизни в умысле способности действовать и знать, космоса - в смысле существования как продолжающегося явления. Мы начали с того, что существование мира в целом - ни независимое явление: он есть то, что есть, благодаря тому, что Б-г говорит все время и поддерживает его существование при помощи Десяти Речений. Небо существует потому, что Он говорит "Да будет твердь небесная", и так далее. Таким образом, слово Б-га постоянно творит свет, небо и землю, животных и человека. Бааль-Шем-Тов, размышляя о стихе из Псалма (119:89), говорил, что Слово все еще звучит, поддерживая небеса. Эта мысль отозвалась эхом в умах его учеников. Тот же комментарий встречается и в мидраше на этот псалом, написанном на тысячу лет раньше. Но это не совсем то же самое, что сказал Бааль-Шем-Тов. Поскольку смысл зависит от контекста, от того, как сказано нечто, сказанное Бааль-Шем-Товом имеет смысл, отличный от смысла тех же слов, сказанных другими людьми и по другому поводу. Поэтому, поскольку мир творит слово Б-га, здесь процесс творения начинается с речения, которое должно пройти через все четыре мира - Эманации (Ацилут), Созидания (Иецира), Творения (Брия) и Действия (Асия). Выше нас, следовательно, есть создания, превосходящие наше понимание. Мы не можем представить себе природу этих высших миров и сотворенных в них сил, ангелов, серафимов и других. Снисхождение той же самой буквы или того же самого слова проходит множество степеней сжатия света, пока не доходит до самой нижней ступени, на которой стоят камень и прах. Разница не только в том, что какое-то творение наделено сознанием, а другое - нет; разница также в том, что одно создание может возрастать в сознательности, а другое - не может. Как было сказано (Теhилим [Псалмы], 22:7): "я червь, а не человек" - человек может оказаться хуже червя. У червя есть определенная форма, он связан Б-жественной волей и полностью ее выполняет, и он не может отрицать Б-га, как к этому склонен человек. Мы видим, таким образом, что снисхождение некоторой комбинации букв от слоя к слою миров в конце концов творит конкретный камень или конкретную частицу праха. У всего есть свое имя, свое Б-жественно определенное существование. Если в чем-то перестанет говорить Б-г, оно перестанет быть тем, чем оно является. Это слово есть то, что называют душой вещи и действием Божественного Провидения. Все происходит от творящих речений Б-га, которые продолжают делиться и проецироваться на разнообразных языках, спускаясь с уровня на уровень, но продолжая оставаться Словом Б-га, изрекающим, действующим и творящим все сущее. Внутри такой Вселенной каждое творение, каждая частичка должна занять свое собственное место. Так кончается книга, которую мы изучали, - Шаар hа-Йехуд ве-hа-Эмуна (Врата Единства и Веры). Книга начинается вступлением, касающемся того, что должен знать всякий еврей, например, что есть разные уровни познания Б-га и в чем смысл любви к Б-гу и страха перед Ним. В этом знании Творящее слово есть нечто фундаментальное, нечто, что называется "Наставь ребенка согласно пути его; он не уклонится от него, когда и состарится". Должна быть фундаментальная Структура, от которой человек не уклонится, несмотря на все подъемы и падения в жизни А в жизни должны быть падения, особенно, когда есть прогресс, потому что в движении с уровни на уровень человек нередко теряет равновесие, будучи не в состоянии быть на двух уровнях сразу. Опасность такого падения при переходе с одного уровня на другой в том, что человек может не найти потом вновь своего пути. Смысл слов "семь раз упадет цадик и снова встанет" в том, что быть цадиким - рискованное дело, чреватое катастрофой. Обычный, несвятой человек упадет сравнительно невысоко, поскольку движется более или менее ровным курсом без особых проблем. А цадик, постоянно ощущает боль души и разума, сердечную муку, которая есть часть его святости. С этим связаны многие рассказы о Ноахе [Ное] и Аврааме, каждый из которых был цадиком своего поколения. Идея многих из этих рассказов в том, что на другом этапе своей вечной жизни, в другом поколении, святой мог быть чем-то совсем другим, например законченным злодеем. Опасности при переходе со стадии на стадию настолько велики, что он неизбежно будет падать время от времени. Следовательно, совет, который дает книга "Врата Единства и Веры", предназначен для того, чтобы поддержать человека в этом переходе с уровня на уровень. Когда человек движется из глубин к высотам, ему нужно что-то, за что он мог бы держаться, хота, конечно, знание полезно всегда, а не только в минуты стресса или опасности падения. Тем не менее эта книга - не свод основ веры. Она обсуждает один частный вопрос, недостаточно освещенный в других книгах: постоянное присутствия Б-га в мире и Его связь с Творением. Автор не касается Творения как такового, происхождения вещей и многих других вопросов. Для него важна постоянная живая связь между творениями и Б-гом, не как прошлое событие, а как сегодняшняя реальность. Б-г не просто создал мир в начале; Он постоянно творит мир Своей речью. И единственный, кто может Ему ответить, - это человек. Все другие творения - просто продукты Б-жественного речения. Только человек может ответить Творцу, Мир творится в каждую минуту. Это делает возможным для человека творить себя, поскольку то, что было две минуты назад, - было другим миром. Теперь возник новый мир, новые люди, новые ситуации, и возможно заново создать собственный мир. Оптимизм этой мысли близок к другой - что человек не борется всю жизнь с выбором между добром и злом. На каждом стыке, на каждом выборе он борется всего одно мгновение. Решение - всегда сейчас, в это самое мгновение. И может быть, больше никогда не повторится именно такой момент борьбы и выбора, когда я творю мир. Каждый момент уникален. И когда мир, сотворенный таким образом, открывается, он становится частью бесконечной реальности множественных миров. В одном мире я могу быть цадиком в другом, мгновением позже, я могу быть чем-то совершенно другим. Короче, человека всегда спрашивают: "Что делаешь ты в эту минуту?" В этом именно смысле Б-г творит мир, и человек - единственный, кто может Ему ответить. Все другие создания - просто часть Б-жественной речи, а человеку дана возможность самостоятельного ответа. Б-г может сказать: "Да будет свет", а человек может произнести: "Я не хочу", а может - "Слушай, Израиль!"