нофильмам. Потому, наконец, что аэроклуб с достаточной точностью определяет: нужен ли авиации, принесет ли родному небу настоящую пользу тот или иной молодой человек, претендующий на высокое звание наследника Чкалова... Будущему авиатору не миновать дверей аэроклуба, да и нет смысла пытаться их миновать. Маленький практический совет: аэроклубы подчинены Добровольному Обществу Содействия Авиации, Армии, Флоту. Все уточнения условий приема, справки о начале занятий и иные подробности можно получить в комитетах ДОСААФ. Комитеты эти непременно существуют в каждом городе, районе, области. ЖРД, ПВРД, ТРД, ТВД и ТВРД Чтобы разобраться в родственных связях, подчинении и зависимости пестрого семейства реактивных двигателей, начнем со школьной доски. Нарисуем вот такую фигуру. Это схематическое изображение камеры сгорания. Если в эту камеру подать горючее и окислитель (известно, что без кислорода никакое топливо гореть не может) и создать условия, при которых воздушная смесь воспламенится, в камере начнет резко повышаться температура и давление. Из сопла станут вырываться струи горячего газа, и в камере, точнее в двигателе, возникнет реактивная тяга. (Вспомни рисунок на стр. 184). Такая конструкция реактивного двигателя получила название ЖРД -- жидкостный реактивный двигатель. Этот двигатель имеет много замечательных свойств: занимает мало места, может развивать огромную тягу, одинаково хорошо работает на любой высоте, но вместе с тем у ЖРД есть и существеннейший недостаток. Для него нужно возить с собой окислитель! Это сложно и даже обидно: для чего возить кислород с собой, когда в воздухе его и так полно. Известно, чтобы сжечь один килограмм топлива, надо ввести в него пятнадцать килограммов воздуха. Много? Много. А нельзя ли извлечь кислород из окружающей двигатель среды? Задавшись такой целью, конструкторы заключили камеры сгорания в трубу. В обыкновенную, открытую с двух концов трубу. Идея была такова: при движении машины воздух будет засасываться с переднего конца. И в камере сгорания образуется горючая смесь (при условии, что воздуха будет поступать достаточно). Стоит теперь воспламенить эту смесь, и горячие струи газа, вырываясь через заднее сопло, образуют реактивную тягу. Как говорится, что и требовалось доказать! Всем хороша схема ПВРД -- прямоточного воздушно-реактивного двигателя -- и вес невелик, и конструктивно ПВРД прост, и много других плюсов, одна беда: для того чтобы двигатель заработал, ему надо придать значительную начальную скорость. Для чего? Иначе в камеры сгорания воздух не поступит, или его поступит слишком мало. А если не хватит воздуха -- горения не будет. Придать двигателю значительную начальную скорость сложно. И тогда возникла новая мысль: а не попробовать ли разогнать воздух? Да-да, разогнать воздух и подать его в камеру сгорания принудительно. Мысль показалась заманчивой. Чем только разогнать воздух? Проще всего компрессором. Нарисуем схему. Все ясно? Компрессор, вращаясь на больших оборотах, подает к камерам сгорания столько воздуха, сколько необходимо для надежного устойчивого горения топлива, а дальше все происходит так, как в ЖРД или ПВРД. Но тут возникает новый вопрос: а чем вращать компрессор? Думали, ломали голову, решили: для этого можно занять часть будущей реактивной тяги, которая возникает в струе газов, выходящих из двигателя. Поставили в газовый поток турбину, связали ее осью с компрессором. Так родилась схема ТРД -- турбореактивного двигателя. Эта схема нашла самое широкое применение во всех родах авиации, в разных странах, на всех континентах. В наши дни около трех четвертей всех авиационных двигателей в мире -- турбореактивные. И все-таки эта надежная, прочно прижившаяся в авиации схема не единственная. Так, на транспортных самолетах широко применяются турбовинтовые двигатели -- ТВД. В сокращенном названии двигателя вместо "Р" появилось "В", но вот что кроется за этой "маленькой" заменой. ТВД конструктивно очень похож на ТРД, однако значительная часть мощности турбины расходуется на вращение не только компрессора, но и воздушного винта. Да! Снова винт. Чего же достигли конструкторы, возвратив самолету старый, видавший виды воздушный винт? Во-первых, увеличили тягу на малых скоростях полета. А это сразу же улучшило взлетные качества машины. Во-вторых, снизили расход горючего. В-третьих, дали в руки летчика мощнейшее средство для торможения -- управляемые винты. (Важное подспорье при посадке на малых аэродромах!) У ТВД есть и другие плюсы. А недостатки? Недостатки тоже есть. ТВД выгодно использовать на скоростях полета, не превышающих 800 километров в час. (Вот почему "ТУ-104" держит на маршруте скорость 900--1000 километров в час, а "ИЛ-18" -- 600--650). "Что же это такое? -- возмутится неискушенный человек.-- Сплошные преимущества и сплошные недостатки? С одной стороны -- хорошо, а с другой -- плохо..." Да, именно так -- в авиации, как и во всей жизни, хорошее и плохое всегда соседствуют, борются, соперничают друг с другом. И умение выбрать лучшее решение для определенных, конкретных условий (будь то машина или целое производство) -- сложнейшая задача. Позднее в авиации появилась еще одна схема реактивного двигателя. ТВРД -- турбовентиляторный реактивный двигатель. Иначе эту машину называют двухконтурным ТРД. Этот двигатель представляет собой комбинацию ТВД и ТРД. Как ты, вероятно, уже догадался, возвращение винта в авиацию, хотя оно и было обдуманным, не радовало конструкторов. И тогда они постарались заменить винт вентилятором. Ясно, что размеры у вентилятора меньше и сопротивление не такое, как у винта. Не очень уменьшая преимущества ТВД, ТВРД заметно скрадывает недостатки своего предшественника. Надеюсь, что теперь, разобравшись в схемах реактивных двигателей, ты не скажешь: "Все машины хороши, выбирай на вкус!" В большой технике, в серьезном деле, где конструктору приходится без конца мирить сотни "за" и сотни "против", это так просто не делается. О вкусе приходится забыть. Забыть начисто. Надо строго учитывать условия, в которых будет работать самолет, тщательно обдумывать самые маленькие, самые ничтожные мелочи. И только после этого решать, какому двигателю отдавать предпочтение. Вероятно, ты и сам уже понял, что на самолет-истребитель -- машину стремительную, высотную -- никто ТВД ставить не станет. Не будут вооружать ЖРД и пассажирский корабль (каждому ясно, что транспортный самолет должен возить людей, а не воздух)... ЧТО ЧИТАТЬ? Предупреждаю сразу: рассказать даже о тысячной доле вышедших в свет авиационных книг не могу. Литературы, посвященной устройству самолетов и моторов, рассказывающей о жизни и боевых делах наших летчиков, достижениях штурманского искусства, высотной подготовке и многих других интересных делах, столько, что даже простое перечисление названий заняло бы больше места, чем ушло на всю книгу. Те несколько произведений, которые будут здесь рекомендованы, наиболее доступны для начинающих авиаторов, некоторые из них -- мои любимые книги. Да, выбраны книги пристрастно, и этого я не собираюсь скрывать. Обязательно прочти "Крылья Родины" Льва Ивановича Гумилевского. Эта книга введет тебя в историю авиации. Ты узнаешь и поймешь, как родившаяся в глубине веков мечта о полете обрела плоть. Как первые схемы летательных аппаратов переводились с бумаги в дерево и полотно, а позже -- в сталь и дюралюминий. Как набирали высоту и скорость полета люди, еще совсем недавно, каких-нибудь семьдесят лет назад, яростно завидовавшие птицам... "Крылья Родины" -- стремительная книга. Перевернув 380 ее страниц, ты проживешь десять жизней! Ты повстречаешься с множеством замечательных людей -- нашими предшественниками и нашими современниками, с учеными, конструкторами, летчиками. Советую познакомиться и с "Рассказами авиаконструктора" Александра Сергеевича Яковлева. Эта книга о жизни человека, начавшего свою авиационную деятельность в школьном кружке. Модель, планер, спортивный самолет, грозные боевые машины -- вот путь, который прошел автор книги, бывший московский пионер, ныне Генеральный конструктор, дважды Герой Социалистического Труда. Непременно найди книгу Антуана де Сент-Экзюпери "Земля людей". Экзюпери был летчиком, писателем, замечательным человеком. Он погиб в боевом полете во время второй мировой войны. Поверь мне: я прочел много книг, посвященных авиации, и могу смело сказать -- пока еще ни один автор не сумел рассказать о чувствах человека в полете так, как это сделал Экзюпери. Прочти эту повесть, и пусть ты не все в ней поймешь -- это совсем не детская книга,-- не беда. Главное, ты почувствуешь и узнаешь, как должен любить настоящий летчик наше большое и порой очень суровое небо. Экзюпери поможет тебе узнать, о чем думает пилот в трудный час рискованного полета. Не так давно вышли отдельным изданием напечатанные до этого в журнале "Новый мир" записки Заслуженного летчикаиспытателя СССР Марка Лазаревича Галлая "Через неви- димые барьеры". Мне трудно писать об этой книге: все время хочется говорить об авторе -- замечательном Летчике и Человеке (с большой буквы и Летчик и Человек); хочется хвалиться личным, долголетним с ним знакомством, старой нержавеющей дружбой... Уже на третьей странице эта книга введет тебя в совершенно особый мир. В этом особом мире люди каждый день в течение всей своей жизни сдают экзамены. Тут нет преувеличения: каждый испытательный полет -- труднейший экзамен знаниям, мужеству, сообразительности, упорству, профессиональному мастерству пилота, носящего звание летчик-испытатель. Эта книга особенно хороша тем, что написана человеком, с блеском владеющим самолетной ручкой. Каждая мысль автора-летчика проверена полетом, каждый факт взят из настоящей жизни, каждый совет подсказан личным опытом. Прочтешь "Через невидимые барьеры" -- поумнеешь. О боевых делах наших летчиков написано особенно много. Мне лично нравится простая, ясная, специально для ребят изданная книга трижды Героя Советского Союза Ивана Ники- товича Кожедуба "Служу Родине". Из нее ты узнаешь, как может подняться обыкновенный паренек до высот невероятного боевого мастерства. Во время Великой Отечественной войны Кожедуб уничтожил 63 фашистских самолета! Шестьдесят три -- это ни мало ни много д в а боевых п о л к а! Познакомиться с таким человеком, заглянуть в его жизнь, прислушаться к его мыслям и советам -- большое счастье. Конечно, эта книга не может полностью заменить личного знакомства, но она очень многое позволяет узнать и почувствовать. Не знаю, удастся ли тебе найти в библиотеке книгу Николая Николаевича Боброва -- "Чкалов". К сожалению, она давно не переиздавалась. Если найдешь, прочти непременно. В нашей авиации Валерию Павловичу Чкалову принадлежит особое место. Не думай, что Чкалов был "сверхлетчиком"; таких вообще не бывает. Среди близких товарищей Валерия Павловича можно найти мастеров, не уступавших, но даже превосходивших его профессиональным умением. Но трудно назвать пилота, который бы стоял вровень с Валерием Павловичем по своим человеческим качествам. Самый знаменитый из советских летчиков, Чкалов был самым скромным человеком. Чкалов, как никто, любил товарищей. Прямолинейный и часто даже грубоватый в обычной жизни, Чкалов был деликатным и нежным с другом, попавшим в беду... Очень хорошо рассказал о Чкалове Николай Николаевич Бобров. По-моему, лучше всех, а пробовали это сделать многие. Больше я ничего не стану говорить о книгах. Знаю -- сказал мало, поэтому советую: научись пользоваться библиотечным каталогом и библиографическими справочниками. Они помогут тебе находить нужные книги -- и не только по авиации -- лучше, чем десять самых доброжелательных советчиков. ПИСЬМА ПИШУТ РАЗНЫЕ Теперь о письмах, приходящих от ребят. Пишут главным образом будущие "реактивщики", а в последний год к "реактивщикам" прибавились еще и "космонавты". Прежде всего: большое спасибо всем, всем, всем корреспондентам. Письмо -- всегда радость. Но особенно я благодарен читателям за те письма, в которых было указано на недостатки моей работы. Эти откровенные весточки помогли мне в те дни, когда "Вам -- взлет!" готовился к переизданию. Во многих письмах ребята задают вопросы, с книгой прямо не связанные, но сами по себе волнующие. Коля С. из Костромы спрашивает: "Я очень рассеянный, как быть? Посоветуйте, дядя Толя, что мне с собой делать, а то же меня не возьмут в летчики". Виктор Ф. из уральского села пишет: "У меня один глаз видит совсем хорошо, а другой немного хуже, какие вы можете дать рекомендации?.." Леня С. с Крайнего Севера просит: "Срочно сообщите, что можно ли влюбиться в шестом классе или нельзя?"... Эти письма мне тоже очень дороги -- они живое свидетельство доверия, и отвечать на них я стараюсь как можно полней и обстоятельней, хотя порой это бывает очень трудно. Действительно, как ответить человеку, страдающему дефектом зрения? Хочется ему помочь, но я же не врач. Приходится звонить друзьям-медикам по телефону, а пока рекомендовать не читать лежа, следить за правильным освещением стола, есть сырую морковку. Как бороться с рассеянностью? На этот вопрос мне ответить проще. Опираясь на опыт летчика-инструктора, советую ребятам придумывать себе "контрольные вопросы" и отвечать на них, не прибегая к шпаргалке. Скажем так: пройди по главной улице города или поселка, в котором ты живешь, внимательно присматриваясь к домам, а потом попробуй начертить схему своего маршрута. Укажи, в каких зданиях расположены магазины, какие на них вывески, что в витринах и т. д. Или: погляди на репродукцию картины, скажем, одну минуту, переверни открытку лицом вниз и выпиши на листке бумаги все предметы, которые ты запомнил. Список сравни с изображением... Тем, у кого рассеянность проявляется больше всего при письме, кто вместо "порядок" пишет "прядок", вместо "лесная дорога" "левая драга", я рекомендую ежедневно (как физзарядку) переписывать из книги страничку-другую, тщательно проверяя себя по печатному тексту. Как сообщают ребята из разных концов страны, такая тренировка зря не пропадает. Примерно через месяц-полтора рассеянность начинает отступать, а через два-три месяца сдается на милость победителя. И тогда ошибки исчезают. Но не все письма радуют. Вася Т. из Винницы просит: "Напишите мне биографии лучших летчиков СССР и историю развития авиации". А Вася Л. из Могилева требует, чтобы я сообщил ему ни мало ни много -- "основные сведения из метеорологии, главные вопросы штурманской подготовки, а также перечислил все рекорды, зарегистрированные в ФАИ"... Вот тут уж приходится разводить руками! Человек прожил на свете двенадцать, а то и все четырнадцать лет и хочет, чтобы ему рассказали в письме "всего лишь" историю авиации, или изложили содержание целой науки, или переписали толстую книгу официальных рекордов... И невольно хочется спросить у такого корреспондента: "Дорогой друг, а ты подумал, прежде чем задавать свои вопросы?" Скажу откровенно: такие письма не только огорчают, но порой просто-таки возмущают. Почему? Ну, несерьезность -- пусть, куда ни шло, но ведь за несерьезностью прячется пушистая, мурлыкающая, махровая лень. Всем известно, что за последние пятьдесят лет создана целая авиационная литература, регулярно издаются специальные журналы, газеты. Так, прежде чем садиться за письмо, пойди в библиотеку, поройся в книгах, подумай... А то один молодой человек умудрился написать следующее: "Сообщите мне, в какое учреждение обратиться, чтобы мне ответили на вопросы, заданные в конце вашей книги "Вам -- взлет!" Ну, как вам это нравится -- человек хочет, чтобы за него думало учреждение?! . На это письмо я не стал отвечать. И полагаю, что друзьячитатели не осудят меня. Трудно бывает отвечать и на такие письма, когда в обратном адресе значится: "Узбекская ССР, ул. Карла Маркса, 4, Виктору ...", а дальше следует такая закорючка, что разобрать ее не удается даже при помощи лупы. Или, как ответить на письмо, если на месте адреса отправителя написано: "Жду ответа, как соловей лета!!!" Увы, подобные случаи не редкость. Однажды я получил очень толковое, очень интересное письмо от паренька из Сибири. Адрес свой он не забыл указать, а вот имя и фамилию не написал ни в самом письме, ни на конверте. Я все же решил ответить. Правда, на конверте пришлось обозначить: "Самому рассеянному человеку вашего дома, интересующемуся авиацией..." Письмо дошло, об этом я узнал из Володиного ответа. Кстати, ответ был очень сердитый. Володя на меня обиделся. За что же? Во-первых, за то, что я долго не отвечал (шесть дней прошло), во-вторых, за то, что я написал ему мало (а чего было писать много, когда я совсем не был уверен, что "самый рассеянный человек" будет разыскан почтой?), в-третьих, за то, что мой ответ был напечатан на пишущей машинке (Володя посчитал это за проявление... бюрократизма!)... Потом мы, правда, "помирились" и вот уже два года обмениваемся дружескими письмами. Обиделся на меня и другой читатель -- Роман Л. из Киева. Он прислал мне письмо длиной в 34 строчки. При этом он умудрился сделать грубых орфографических ошибок -- 19, мелких ошибок -- 27, посадил на одном тетрадном листке 4 кляксы и оставил 6 отпечатков жирных пальцев. Это письмо я отправил Роману обратно, подчеркнув все огрехи. Написал прямо, что стыдно ученику 8 (!) класса посылать такие письма, что летчик из него никогда не выйдет, так как неряха, несобранный человек, а проще сказать разгильдяй не сможет управиться со сложной авиационной техникой. К тому же мне пришлось сказать Роману, что он еще и хвастун. Почему? Потому что, помимо всего прочего, он сообщил: "Учусь я по всем АснАвным прИдметам на хАрАшо и отлично..." Роман мне не ответил. И, если говорить по совести, я не очень жалею об этом. Вообще ребячьи письма заставляют иногда задуматься над смыслом всякой переписки. Сначала приведу один пример. Получаю открытку -- незнакомая девушка просит сообщить ей адрес какого-нибудь летчика -- желает с ним переписываться. И еще она хочет "обязательно получить фотографию известного писателя или киноартиста с автографом". На открытку я ответил, попросил объяснить, для чего ей нужен какой-нибудь авиатор, о чем она думает с ним переписываться, что собирается делать с фотографией знаменитого писателя или киноактера. Свою просьбу девушка объяснила так: "Письма и фотографию буду показывать всем подругам -- пусть лопнут от зависти!" Может быть, с моей стороны это было не очень хорошо, не знаю, но в ответ на такое "признание" я отправил корреспондентке фотографию Льва Николаевича Толстого, написав на обороте: "Самый знаменитый писатель земли русской, великий учитель умной жизни". Показывает ли девица эту открытку своим подругам, мне неизвестно, но хочу надеяться, что такой подарок заставил ее хоть чуточку призадуматься над смыслом переписки... О пользе переписки я думаю так: обмен письмами только тогда имеет смысл и только тогда приносит пользу, когда корреспонденты обогащают друг друга наблюдениями, мыслями, впечатлениями, а всякая иная почта -- пустая трата времени. Большинство писем, которые приходят от ребят, потому и приносят огромную радость, что с их помощью я узнаю много интересного, проникаю в мир чувств читателей, возвращаюсь в ребячий коллектив, из которого я, к сожалению, выбыл вот уже добрых двадцать пять лет назад... Действительно, из маленького городка Бор мальчишка пишет мне о своей великой, самой большой в жизни радости. Что же случилось? Сережка Ляпин -- будущий "реактивщик", прокатился на самолете -- "АН-2"! Еще бы, это радость, да какая! Человек попал на седьмое небо. Вы думаете, он купил билет и полетел пассажиром? Ничего подобного! Сережа целый месяц помогал бортмеханику на полевой площадке сельскохозяйственной авиации и полетом был премирован! Получишь такое письмо и радуешься целую неделю. Ну, как не радоваться за хорошего человека! Или другой случай. Украинские ребята сами построили планер. Не модель, а настоящий учебный планер. Присылают письмо, просят помочь им достать инструкцию по технике пилотирования. Для этих ребят не жалко бросить все дела, пробегать с утра до вечера по городу в поисках нужной книжки... Понимаю, что этой главой я снова не ответил на все письма читателей. Но что ж делать: море невозможно вычерпать! Будем дружить, будем переписываться и впредь, и, если хоть кому-то хоть сколько-нибудь помогут мои письма, большей радости мне и не надо. А пока остается повторить: будьте стойкими, друзья, не отступайте. Придет день, и вы обязательно услышите в наушниках своих шлемофонов: "Вам -- взлет!" Желаю вам далеких, высоких, трудных и радостных дорог. Содержание Знакомься -- самолет! . . . . . . . . . . . . . . 6 Перед полетом . . . . . . . . . . . . . . . . . 21 Аэродром . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28 Первый рассказ полковника Колесова . . 40 Полет -- это скорость! . . . . . . . . . . . . . 46 "Разрешите взлет?" . . . . . . . . . . . . . . . 55 Немножко пилотажа . . . . . . . . . . . . . . 71 Мелкий вираж . . . . . . . . . . . . . . . . 72 Пикирование . . . . . . . . . . . . . . . . . 74 Боевой разворот . . . . . . . . . . . . . . -- Пилотаж продолжается . . . . . . . . . . . . 80 Глубокий вираж . . . . . . . . . . . . . . -- Переворот . . . . . . . . . . . . . . . . . . 82 Петля Нестерова . . . . . . . . . . . . . . 83 Как вводят самолет в штопор . . . . . . . 91 Почему сваливаются в штопор . . . . . . 92 Как выводят самолет из штопора . . . . . 93 Второй рассказ полковника Колесова . . . 94 Карты, полюсы, меридианы . . . . . . . . . . 97 О самом трудном . . . . . . . . . . . . . . 114 Поговорим о страхе . . . . . . . . . . . . . . 125 Почему мне было так страшно тогда? . . 133 Человек и машина . . . . . . . . . . . . . . . 137 Чкалов жив . . . . . . . . . . . . . 145 Цена секунды . . . . . . . . . . . . 146 За жизнь машины . . . . . . . . . . 148 "Причал видно?" . . . . . . . . . . 150 Взлет с пятачка . . . . . . . . . . . 151 Об ошибках и о цене ошибок . . . . . . . 152 Самолет без винта . . . . . . . . . . . 162 Рассказ инженера Зотова . . . . . . . 170 Москва -- Тбилиси . . . . . . . . . . . 173 Новое сердце . . . . . . . . . . . . . 179 Триста сорок метров в секунду . . . . . . 194 Помощники за работой . . . . . . . . . 203 Все книги кончаются . . . . . . . . . . 217 P. S.-- постскриптум . . . . . . . . . . 222 Кого принимают в аэроклуб? . . . . . -- ЖРД, ПВРД, ТРД, ТВД и ТВРД . . . . 224 Что читать? . . . . . . . . . . . . 229 Письма пишут разные . . . . . . . . 232 К ЧИТАТЕЛЯМ Издательство просит отзывы об этой книге присылать по адресу: Москва, А-47, ул. Горького, 43. Дом детской книги. ДЛЯ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА Анатолий Маркуша "ВАМ -- ВЗЛЕТ!" Ответственный редактор Г. В. Малькова Художественный редактор Е. М. Гуркова Технические редакторы В. К. Егорова и М. А. Кутузова Корректоры К. П. Тягельская и Т. М. Юдичева. Сдано в набор 16/11 1962 г . Подписано к печати 3/IX 1962 г . Формат 70х90/ 15 печ . л . 17,55 усл . печ . л . (15,23 уч.-изд . л.) А 05299 . ТП 1962 No 709 . Тираж 117 000 экз . Цена 56 коп. Детгиз . Москва, М . Черкасский пер . 1. Полиграфкомбинат им . Я . Коласа, Минск, Красная, 23 . Зак . 851 Оформление В. Д о б е р а Рисунки Л. В е н д р о в а