Более  семидесяти   лет  назад  двадцатилетний   Джеймс  Уиллард  Шульц
отправился  к индейскому племени черноногих, жившему  на границе Соединенных
Штатов Америки и Канады. О жизни среди индейцев Шульц мечтал с детства.
     По  приезде в штат Монтана,  куда ему пришлось плыть на  пароходе более
трех тысяч километров, он поселился в одном из самых отдаленных американских
торговых   фортов.   Еще   задолго    до   приезда   Шульца   могущественные
капиталистические меховые компании разбросали по всей территории Соединенных
Штатов  и  Канады  пункты  для меновой торговли с  индейцами.  Сначала такие
пункты  основали  в  Канаде  англичане,  затем  американцы. Эти  компании  -
Английская  и   Американская  -   всеми  возможными   способами  вымогали  у
охотников-индейцев драгоценные меха.  Жесточайшим образом  грабили  индейцев
англичане. Американцам  пришлось с ними конкурировать, поэтому они на первых
порах не так откровенно обирали кочевых индейцев.
     Поселившись в одном из таких торговых пунктов, Шульц не стал заниматься
коммерческой   деятельностью.   Благодаря   неоднократным   путешествиям   с
трапперами  (канадскими охотниками)  в  отдаленные  индейские  поселения  он
близко познакомился с бытом и нравами племени черноногих и решил жить вместе
с индейцами.
     Больше пятнадцати лет  прожил с индейцами Шульц;  женившись на индианке
На-та-кн, он жил интересами  племени,  которое называло его Ап-и-кун-и.  Его
сын На-та-ма-и воспитывался, как все индейские ребята.
     На  глазах Шульца протекала та  борьба за жизнь, которую вели индейские
племена.  Загнанные  американцами на тесные  участки  земли  - "резервации",
индейцы  лишились основного своего источника существования; последние  стада
бизонов были истреблены белыми в 1883 году.
     Во время колонизации белые уничтожали индейцев, как диких зверей. Когда
Соединенные  Штаты  отделились  от  Англии,  американцы  начали  выкупать  у
индейцев их земли; если индейцы отказывались продавать,  американцы отнимали
их силой.
     Индейцам ничего  не оставалось делать, как  соглашаться на заключение с
американцами договоров,  обрекающих  их  на нищенскую  жизнь.  Правительство
посылало в резервации чиновников, которые следили, чтобы индейцы не выходили
за  их пределы.  Чиновники спаивали  население и  вместе  с купцами  грабили
несчастные племена.
     История   индейского  народа   знает   немало   страшных  преступлений,
совершенных   американскими  чиновниками.  Были  случаи   посылки   индейцам
зараженной одежды, снятой с людей, умерших от оспы и других болезней.
     Вследствие таких способов управления эпидемии, водка и насилия с каждым
десятилетием  сокращали  число индейцев. Среди индейцев распространена  была
поговорка: "Белый человек, водка, оспа и пули - вот гибель".
     Наделы индейцев  уменьшались  с  каждым годом. Несмотря  на договоры  с
американским   правительством,  у  них  отрезали   крупные   участки  земли;
жаловаться на  эти беззакония было бесполезно. А  в 1887  году  американский
Конгресс  узаконил  действия своих  чиновников -  отныне президенту давалось
право лишать индейцев их жалких земельных наделов. Народ вымирал  от голода,
болезней и тех "благ", которые принесли белые.
     Шульц  нередко писал о  своих  черноногих:  "мой  народ". Вернувшись  к
американцам,  он  поставил своей целью написать об индейцах все что он о них
знал.  Написал  он  много  книг. Герои Шульца  не похожи на героев  Фенимора
Купера, Густава Эмара и Майн Рида. Эти писатели в своих книгах обычно рисуют
индейцев либо злодеями, либо какими-то фантастическими героями.
     У  Шульца индейцы -  живые  люди. Недаром  он  строит  свои  повести на
воспоминаниях индейцев, которых  знал  и с которыми жил.  Обычаи, предания и
образ мышления индейцев Шульц изучил за долгие годы своей жизни с ними. Язык
его  повести  близок образному  языку  индейцев. Это  правдивые  рассказы  о
замечательном   народе,   некогда  населявшем  Новый   Свет  и   ныне  почти
истребленном капиталистической "цивилизацией".

Популярность: 9, Last-modified: Sun, 22 Jul 2001 16:43:51 GMT