Л.Л.Коноплина. Уроки доброты




      http://sputnik.web.ur.ru

      http://www.sputnikinv.narod.ru



      ОТ АВТОРА

      Уроки доброты были разработаны и опробованы молодыми инвалидами в школах г. Екатеринбурга. Были получены положительные отзывы руководителей школ.
      На уроках дети серьезно и по-взрослому отнеслись к проблемам инвалидности. Каждый пытался хоть чем-нибудь помочь людям, попавшим в беду.
      Надеемся, что эти занятия запомнятся детям и, может быть, через 10-15 лет, когда они будут принимать важные решения в области управления государством, бизнеса, они обязательно вспомнят о людях с ограниченными возможностями и построят свой город удобным для всех.

      Не относитесь к нашей работе строго, потому что Уроки доброты это наша первая попытка воспитать в молодом поколении должное отношение к инвалидам и пожилым людям.

      Будем признательны всем тем, кто проведет эти уроки и пришлет в наш адрес свои отзывы, рекомендации и пожелания:
      620089, Екатеринбург, ул. Шварца, 18/1-195
      E- mail: konop@r66.ru


      Уважаемый директор ШКОЛЫ!


      Пожалуйста, отнеситесь с должным вниманием к урокам доброты, которые помогут сформировать в детях правильное отношение к проблемам инвалидности и к своему здоровью.

      А сейчас обратите внимание на входную лестницу Вашей школы. Если на лестнице нет перил, то обязательно примите меры по их установке. А дети на субботнике с удовольствием перила покрасят.

      Ваши перила будут символом доброты для школьников и для их родителей, бабушек и дедушек, которые ходят к Вам в школу, а также помогут Вам и учителям особенно в непогоду.



      РЕКОМЕНДАЦИИ
      ПО ПРОВЕДЕНИЮ УРОКОВ ДОБРОТЫ

      Уроки можно формировать по-своему усмотрению.
      Перед каждым уроком необходимо провести для детей разминку, которая поможет детям быть более внимательными и раскованными.
      См. раздел Разминки.
      За интересные ответы, за активное участие детей на занятиях не забывать благодарить их, например, аплодисментами.
      Для того, чтобы уроки были интересными и не скучными, нужно как можно больше давать детям возможность самостоятельно рассуждать и выступать.
      Советуем также при проведении уроков придерживаться некоторых правил.
      См. раздел "Правила"

      УРОК 1. УДОБНАЯ ШКОЛА

      Цель урока: научить детей создавать жилую доступную среду для человека.

      Материалы: картон, ножницы, линейка, фломастер (карандаш или ручка),
      куколка (можно вырезать из картона).

      Ребята, послушайте, пожалуйста, письмо, которое пришло в школу от нашей бывшей ученицы Машеньки.

      Дорогие мои друзья!
      Я совсем недавно училась вместе с вами. Однажды в яркий солнечный день я залезла на высокое дерево. Ведь так здорово и интересно смотреть сверху вниз. Но вдруг ветка обломилась, и я упала с дерева на землю. Врачи спасли мне жизнь, но сказали, что я уже больше никогда не буду ходить. Сейчас я передвигаюсь на инвалидной коляске.
      Я очень соскучилась по своей любимой школе, учителям, друзьям.
      Как-то раз, набравшись мужества, я взяла свой портфель и поехала на коляске в школу. Меня встретили недоступные школьные лестницы. Я поняла, что двери моей школы для меня закрыты навсегда! Горько заплакав от своей беспомощности, я поехала домой. Я постоянно смотрю в окно и вижу вас, своих друзей, веселыми и счастливыми.
      Дорогие ребята, помогите мне учиться в школе, помогите мне быть счастливым человеком. Ведь в моем незавидном положении может оказаться любой человек. Жизнь полна неожиданностей.

      Ребята, попытаемся все вместе помочь Машеньке учиться в нашей школе.
      А сначала ответьте на следующие вопросы:
      По какой причине Маша села на инвалидную коляску?
      Почему Маша не может учиться в школе?
      Как в нашем обществе называют человека, потерявшего возможность ходить, видеть или слышать? (Ответ. Инвалид. За рубежом инвалида принято называть "человек с ограниченными возможностями").
      Есть ли у вас друзья, которые хотят учиться в школе, но не могут из-за болезни, травм и т.п.?

      А сейчас мы, все вместе, своими руками построим школу, удобную для Маши.
      Учитель рисует на доске эскиз школы и лестницы.
      Макет можно сделать один, или сделать его каждому из ребят, по-вашему желанию и возможностям. Мы думаем, что детям будет очень интересно непосредственно принять участие в создании удобной школы для Маши.

      Учитель демонстрирует макет школы с лестницей на столе (ребята же на своих столах) и задает детям вопрос:
      Как можно помочь Маше на коляске подняться по лестнице в школу?
      (Ответ: построить пандус). Не забывайте благодарить детей.

      Давайте более подробно поговорим о пандусе.

      ПАНДУС - это французское слово, в переводе на русский язык означает наклонная площадка. В нашем случае, это наклонная площадка, по которой Маша может легко подняться в школу, минуя лестницу.
      Давайте, ребята, изготовим для Маши пандус.

      Учитель рисует на доске эскиз пандуса с перилами.
      Учитель демонстрирует на своем столе пандус, устанавливая его рядом с лестницей

      А сейчас сделаем для Маши коляску, в которой она приедет в школу, чтобы учиться вместе с вами.

      Учитель рисует эскиз коляски и куколку Машу. (Можно использовать настоящую куколку). Собрать коляску, например, из картона.. Посадить в коляску куколку.

      Ребята, а сейчас поможем Машеньке подняться по пандусу в школу.
      За лучшую работу поблагодарить!

      А теперь, представим, что наш пандус оказался перед больницей.
      Кому же он поможет? (Ответ. Инвалидам, бабушкам, дедушкам, детям, больным людям, мамам с колясками).
      Пандус оказался в супермаркете. Кому он поможет? (Ответ. Людям, везущим тележки с продуктами, мамам с колясками, инвалидам, пенсионерам)
      Пандус оказался на съезде с высокого бордюра. Кому он поможет?
      (Ответ. Ребятам на роликах, велосипедистам, людям, везущим коляски и т.д.)
      Эти примеры показали вам, что пандус нужен не только для нашей Маши, он нужен каждому из вас, нужен вашим бабушкам и дедушкам, нужен мамам с колясками, чтобы легко преодолеть высокие бордюры и лестницы.
      Итак, Маша поднялась по пандусу в нашу школу. А что ей делать дальше? Ведь в школе есть лестницы на 2 -3 этаж, есть узкие двери в классы, в столовую, в туалет, небольшие проходы между партами и т.д. Как можно помочь Маше учиться в школе?
      (Ответ. Сделать для Маши удобную школу).

      ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ

      Нарисовать школу, удобную для Маши, чтобы она могла также, как вы учиться в школе.

      УРОК 2. Я И МОЕ ЗДОРОВЬЕ

      Цель урока: показать детям, что здоровье в их руках и его надо беречь.

      Материал: 3 повязки или 3 шарфа.

      Проверить домашнее задание. Дети должны рассказать о своих рисунках "Удобная школа". Самый лучший рисунок можно повесить на стене.

      На прошлом занятии мы услышали грустную историю о Маше, которая упала с дерева, и потеряла возможность ходить. Ведь многие дети падают, но быстро соскакивают и бегут дальше.
      Что же случилось с Машей? (Ответ: Маша сломала позвоночник).
      Итак, Маша сломала позвоночник. А позвоночник играет важнейшую роль в организме человека, т.к. отвечает за движение рук, ног и т.д., получая команду от мозга, как от компьютера.
      Позвоночник Маши перестал передавать сигналы от мозга к ногам, и она перестала ходить. (Спросить у детей, знают ли они что-либо о функциях позвоночника?).

      Ребята, забравшись высоко на дерево, бегая по крышам, ныряя в водоемы, помните, что нужно быть осторожными. Ведь один необдуманный шаг может усадить человека в инвалидную коляску на всю жизнь. А это очень страшно!
      Вы должны помнить об этом и всегда помогать людям в инвалидных колясках.

      Очень важны для человека и глаза. Это самый совершенный и загадочный орган в организме человека. Через глаза человек получает большую часть информации.

      А сейчас мы поиграем в игру "Закрой глаза". Добровольцы завязывают себе глаза повязками или шарфами. Им предлагается выполнить несколько заданий:
      Взять мел у доски и отдать его учителю
      Нарисовать свою школу с крышей, с окнами и дверями
      Посмотреть в окно и рассказать о том, что видишь

      Итак, ребята, почему вы не смогли выполнить задания?
      Что вы чувствовали, когда у вас были завязаны глаза?
      Вот видите, вы очень остро почувствовали свою беспомощность и растерянность.

      Ребята, когда вы играете острыми предметами, взрываете петарды, открываете емкости с неизвестным веществом и т.п. помните о том, что можно повредить свои глаза и потерять зрение на всю жизнь. А это очень страшно!

      Людей, у которых повреждены глаза, называют слабовидящими. Вы должны помнить об этом и всегда помогать этим людям, например, перевести через дорогу, обойти препятствие и т.п.

      Очень важны для человека и уши, как орган слуха.

      Ребята, давайте поиграем в игру "Испорченный телефон". Выберем ведущего. Первому игроку ведущий тихо и быстро говорит какое-то слово, которое он должен так же быстро передать своему соседу на ухо. Основное условие - непрерывность. Игра проходит по цепочке. Проверяется слово с конца. Если слово названо неправильно, проверяется где была сделана ошибка. Детям задается вопрос, почему была сделана ошибка? (Возможные ответы: плохо слышал, сосед говорил очень тихо и т.п.). Итак, если слово произносится тихо, его можно не расслышать, если громко, то может заболеть голова.
      Слух у человека может повредиться из-за болезни или травмы. Людей, у которых поврежден слух, называют слабослышащими.
      С такими людьми надо объясняться очень медленно и выразительно, т.к. многие из них умеют читать по губам.

      А сейчас вспомним, как многие из вас любят кататься сзади на трамваях и троллейбусах, перебегают через железнодорожные пути в неположенном месте, как многим из вас не хватает терпения дождаться зеленый разрешающий свет светофора, и вы перебегаете улицу. Одно мгновенье и можно навсегда потерять руки, ноги, став инвалидом, или даже потерять жизнь.

      Учитель выбирает добровольцев и дает им задание.
      Поджать ногу и попрыгать от дальней стены класса до доски, взять мел и написать предложение: Я люблю свой город. И вернуться на свое место.
      Завести правую руку за спину, а левой рукой застегнуть молнию на куртке или завязать шнурки на ботинках. Или написать на доске: Я люблю учиться в школе.
      Что вы чувствовали? Трудно ли было? Если трудно, то когда?

      Итак, ребята, вы на наглядных примерах увидели, как трудно жить людям, потерявшим зрение, слух или движение. Все эти люди нуждаются в вашей помощи и защите.
      Значит, кого в нашем обществе называют инвалидом или человеком с ограниченными возможностями? (Ответ. Инвалид это человек, который имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма).

      Ребята, в беду могут попасть и животные, которые также будут нуждаться в вашей помощи и защите. Вы терпеньем и любовью помогайте их здоровью.

      УРОК 3. КТО ЖЕ ВСЕ-ТАКИ ИНВАЛИДЫ?

      Цель урока: выработать у детей правильное и разумное отношение к инвалидам.

      Ребята, давайте вспомним, кого называют инвалидом?
      За правильный ответ не забывать благодарить.
      Итак, инвалид это человек с ограниченными возможностями, который нуждается в помощи здоровых людей.
      Какие чувства возникают у вас, когда вы слышите слово инвалид или видите инвалида на улице? Дети пишут свои ответы на бумаге.
      Презентовать ответы. Вот видите, какие разные чувства могут возникнуть у человека при слове "инвалид".

      А сейчас разделимся на 3 группы. Рассчитайтесь 1,2,3. Каждая группа берет чистый лист бумаги и разделяет его на две части.
      Слева на листе написать "Они могут", справа написать "Но они не могут".
      Каждой группе дать карточку, подготовленную учителем заранее.

      КАРТОЧКА. СЛАБОВИДЯЩИЕ ЛЮДИ.
      Могут ли работать на компьютерах, врачами, летчиками,
      учителями, водителями автомашин, сборщиками в цехе,
      инженерами?
      Могут ли сами перейти через дорогу?
      3. Могут ли обойти препятствие на дороге?
      4. Могут ли читать книги?
      5. Могут ли быть изобретателями и учеными?
      6. Могут ли заниматься спортом?
      Могут ли учиться в обычной школе?

      КАРТОЧКА. СЛАБОСЛЫШАЩИЕ ЛЮДИ.
      1. Могут ли работать учителями, инженерами, конструкторами,
      водителями машин, хирургами, летчиками?
      2. Могут ли заниматься спортом?
      3. Могут ли быть учеными?
      4. Могут ли учиться в обычной школе?
      Могут ли слушать радио, смотреть телевизор?
      Могут ли быть изобретателями и учеными?
      Могут ли быть артистами кино?

      КАРТОЧКА. ИНВАЛИДЫ НА КОЛЯСКАХ
      1. Могут ли учиться в обычной школе?
      2. Могут ли пользоваться общественным транспортом?
      3. Могут ли беспрепятственно ходить на работу?
      4. Могут ли работать конструкторами, компьютерщиками,
      юристами, врачами, водителями автомашин, летчиками?
      5. Могут ли посещать театры, цирк, зоопарк?
      6. Могут ли заниматься спортом и каким видами?
      7. Могут ли быть артистами кино?

      Ответы презентовать. Лучшую группу поблагодарить.
      Рекомендация учителю: при возможности хорошо бы взять интервью у своего знакомого инвалида: кем работает, какие трудности испытывает и т.д.?

      Ребята, из ваших ответов видно, что люди с разной формой инвалидности порой не могут делать самые простые для всех нас вещи, например: перейти дорогу, или прочитать книгу, или послушать радио, или зайти в трамвай, троллейбус, автобус, или подняться по лестнице в магазин, аптеку, в свой подъезд и т.д.

      Давайте дадим слабовидящим людям возможность быть с нами на равных правах. Что им для этого нужно? (Ответ: очки, азбука Брайля, специальное компьютерное оборудование для проговаривания текста, собака-поводырь, трость с сигнализацией на препятствие, светофор с сигнализацией и др.)

      По возможности показать детям наглядно азбуку Брайля.
      Ребята, возьмите лист бумаги. Начертите несколько клеточек. В каждой клеточке сделайте проколы, можно ручкой. Переверните лист бумаги и пальцами нащупайте выпуклые точки. Определенное количество таких точек соответствует какой-либо букве. Таков принцип Азбуки Брайля. По этой азбуке в специальной школе учатся слабо видящие дети, по этой азбуке читают слабовидящие люди. Книги у них очень толстые, т.к. изготовлены из картона.

      Давайте поможем слабослышащим людям. Что нужно этим людям, чтобы они слышали и понимали нас?
      (Ответ: слуховой аппарат, азбука жестов).
      Азбука жестов это, когда каждой букве алфавита соответствует определенное положение пальцев рук. По азбуке жестов учатся слабовидящие дети в специальных школах.

      Давайте поможем людям на инвалидных колясках. Что нужно этим людям, чтобы они могли жить и работать? (Ответ: электрическая легкая коляска, приспособления для приготовления пищи, уборки квартиры, для пользования ванной, транспорт с подъемником, компьютер, пандусы в жилых домах, магазинах, театрах и т.д., широкие двери в лифтах и жилых помещениях и офисах и т.д.).
      Рекомендуем обязательно выслушивать ответы детей, их дополнения, т.к. дискуссия позволит детям наиболее полно понять предложенный материал.


      Итак, ребята, вы увидели, что инвалиды это такие же люди, как и все. Из-за несчастного случая или болезни они попали в тяжелое положение. Они нуждаются в счастье, радости, общении и сильнее других людей страдают от одиночества, равнодушия, непонимания и нуждаются в помощи здоровых людей.

      Помните, ребята: Есть превосходные люди, которые невыносимы и есть другие, которые нравятся со всеми недостатками.
      Эти прекрасные слова сказал французский философ Ф.де Ларошфуко

      Я приведу вам несколько примеров человеческой стойкости, мужества и несгибаемой силы духа, людей с ограниченными возможностями, но безграничными способностями.

      ГЕРОИ КИЛИМАНДЖАРО. "Чтобы доказать себе, что ты не хуже, а может, и лучше других, нужно раз в жизни стиснуть зубы и напрячь все силы, но покорить свою вершину", - сказали российские инвалиды Андрей Козуб, Вячеслав Суров и др. и покорили горную вершину высотой 5895 м, доказав тем самым не только себе, но и всем, что сила духа и мужество могут преодолеть все препятствия.
      НИНА МАЛЕР - психолог из Швейцарии.
      Мужество и энергия Нины, которая после болезни потеряла возможность не только двигаться, но даже дышать самостоятельно, потрясла всех. Она в Швейцарии создала даже Фонд помощи инвалидам России. Она работает на компьютере с помощью струи воздуха из дыхательной трубки, делая 140 знаков в минуту.
      МЭРИ ВЕРДИ - девочка на инвалидной коляске, очень захотела танцевать. Она училась грациозно вращаться и делать изящные движения. Однажды Мэри решила принять участие в конкурсе танцев, но не предупредила организаторов о том, что она инвалид. Онемевшая публика следила за ее выступлением, а один из судей даже открыл рот от удивления. Мэри создала группу "Танцующие колеса".
      - Я научилась не просто существовать, но и творить свою жизнь. Через танец мы показываем, что человеческие
      возможности безграничны. Если захотеть можно достигнуть всего.
      Многие инвалиды стали президентами, великими учеными, изобретателями, чемпионами и т.д.

      В заключении я прочитаю стихотворение инвалида Сергея Ольгина, которое еще раз покажет, как трудно жить инвалидам, но не смотря на трудности, они не сдаются.

      С ВАМИ ВЕРА, НАДЕЖДА И ЛЮБОВЬ.

      ХОТЬ КАЖДЫЙ ШАГ ДАЕТСЯ НЕЛЕГКО НАМ,
      ХОТЬ КАЖДЫЙ ЧАС - ПАДЕНЬЕ И ПОДЪЕМ,
      ПОД ЭТИМ СТАРЫМ СИНИМ НЕБОСКЛОНОМ
      МЫ ЛЮБИМ ЖИЗНЬ И ЖИТЬ НЕ УСТАЕМ.


      ПОРОЙ БЫВАЕТ - ЖИЗНЬ СДАЕТСЯ ЧЕРНОЙ,
      И НЕ В ТУМАННОМ СНЕ, А НАЯВУ,
      НА ДНО НЕВЗГОДЫ ТЯНУТ, НО УПОРНО
      МЫ ВСЕ ЖЕ ОСТАЕМСЯ НА ПЛОТУ.

      МЫ НЕНАВИДИМ, ЕСЛИ НАС ЖАЛЕЮТ,
      И В ТРУДНОЙ ПОВСЕДНЕВНОСТИ СВОЕЙ
      СТАНОВИМСЯ СИЛЬНЕЙ И ЗДОРОВЕЕ
      ПРИ ПОМОЩИ ЕДИНСТВА И ДРУЗЕЙ.

      ТАК НЕ ПУГАЙ НАС, ТРУДНАЯ ДОРОГА.
      ЛЮТУЙ ЗИМА. ГРОЗОЙ ГРОЗА ГРЕМИ.
      ДРУЗЬЯ, МЫ ВМЕСТЕ МОЖЕМ СДЕЛАТЬ МНОГО,
      ЧТОБЫ ОСТАТЬСЯ НА ЗЕМЛЕ ЛЮДЬМИ.

      СЛОМАТЬ НИКАК НЕСЧАСТЬЯ НАС НЕ МОГУТ,
      НЕ СТЫНЕТ НА МОРОЗЕ НАША КРОВЬ,
      ПРИХОДЯТ ВОВРЕМЯ ВСЕГДА К НАМ НА ПОДМОГУ
      НАДЕЖДА, ВЕРА, МУДРОСТЬ И ЛЮБОВЬ!
      Сергей Ольгин

      Итак, ребята, а сейчас снова скажите, кто же такие инвалиды?
      Желательно сравнить ответы детей с ответами, которые они писали на бумаге в начале урока: слабые, больные, беспомощные, зависимые и т.п. - сильные, умные, независимые и т.п.

      УРОК 4. ГОРОД - УДОБНЫЙ ДЛЯ ВСЕХ

      Цель: показать детям, каким должен быть удобный город.

      Сейчас я прочитаю вам стихотворение "Ступени", которое написал мальчик Антон, 12 лет. (Желательно дать выучить стихотворение ребятам)

      СТУПЕНИ
      ОЗНАЧАЮТ-
      ОСТАНОВИСЬ!

      СТУПЕНИ, СТУПЕНИ, СТУПЕНИ
      ОНИ ПОВСЮДУ.
      СТУПЕНИ В МАГАЗИНЕ,
      СТУПЕНИ В ШКОЛЕ,
      СТУПЕНИ В МЕТРО,
      СТУПЕНИ В АВТОБУСЕ,
      СТУПЕНИ НА ВХОДЕ В КУХНЮ,
      СТУПЕНИ У МОЕЙ КРОВАТИ,
      СТУПЕНИ В МОЕМ ДОМЕ,
      СТУПЕНИ МЕШАЮТ МНЕ ДЕЛАТЬ ТО,
      ЧТО Я ХОТЕЛ БЫ ДЕЛАТЬ,
      СТУПЕНИ НА ПУТИ В БИБЛИОТЕКУ,
      И Я НЕ МОГУ ПРОЧЕСТЬ КНИГУ.
      СТУПЕНИ ДЕЛАЮТ МЕНЯ ПЕЧАЛЬНЫМ,
      ЗЛЫМ И УГНЕТЕННЫМ,
      ОБЕСПОКОЕННЫМ И БОЛЕЗНЕННЫМ,
      ИСПУГАННЫМ И НЕРВНЫМ.
      СТУПЕНИ - ЭТО МРАЧНЫЙ СУМРАК.
      О, ЕСЛИ БЫ БЫЛО МОЖНО
      СЛОВНО БУЛЬДОЗЕРОМ УБРАТЬ
      ВСЕ ЭТИ СТУПЕНИ,
      ВСЕ ЭТИ СТУ-
      ПЕНЬ-
      КИ!

      Антон, 12 лет.

      Ребята, как вы думаете, правильно ли говорит о своем городе Антон?

      А сейчас представьте, что вы идете по улице своего города. Вы видите магазины, аптеки, театры, спортивные сооружения и т.д., лестницы которых часто имеют полированные мраморные ступени разной высоты - от 10 до 40 см и не имеют перил.

      Ребята запомните: высота ступени должна быть не более 12 см! (по международ-ному стандарту).

      ЛЕСТНИЦА... Какое древнее и простое изобретение! Человечество уже третье тысячелетие пользуется им. Действительно насколько же это удобно! Вместо того, чтобы подыматься с большими усилиями на крутой подъем, в нем делаются небольшие ступеньки. И подъем этот превращается в простой и удобный путь.
      Мы уже настолько привыкли к лестницам, что практически их не замечаем. Но часто, люди строя лестницы, не задумываются о том, всем ли будет удобно ими пользоваться! Не всегда, к сожалению, приходит в голову нашим проектировщикам и строителям мысль о том, что не только здоровые и крепкие люди будут ходить по этим лестницам, легко перепрыгивая несколько ступенек.
      Давайте вспомним, как часто мы видим мучения людей на костылях или с тросточкой, пожилых, пытающихся подняться по крутым ступеням в магазин, в аптеку или в свой подъезд. У этих лестниц есть общий недостаток (здоровый человек его не замечает) - у них нет перил! Каждая ступенька такой лестницы дается больным и ослабленным людям с огромным трудом. В любой момент они могут упасть, а удержаться руками не за что.
      Ребята, давайте запомним навсегда простою, но очень добрую фразу:
      "Каждой лестнице - перила". Перила - это символ доброты, это показатель уровня культуры и самоуважения общества, отношения его к каждому человеку - молодому и пожилому, здоровому и больному.

      Ребята, когда вы будете большими, и будете строить свой город, проектировать здания, транспорт вспомните стихотворение Антона "Ступени означают - остановись!" и сделайте все возможное, но чтобы ваш город был удобным и родным для Антона и для всех жителей.

      Ребята, а что еще, кроме перил на лестницах и пандусов, нужно сделать в нашем городе, чтобы он был удобным для всех, в том числе и для инвалидов на колясках?
      (Ответ. Транспорт с подъемником для инвалидов на колясках или на костылях, съезды с бордюров, широкие двери в магазинах, аптеках, безопасные дороги, нумерация на домах, вовремя убранный снег с тротуаров и дорог и т.д.).
      Не забывайте благодарить детей за оригинальные ответы.

      ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ

      Измерить линейкой высоту ступенек в своем подъезде и в близко расположенных от него магазине или аптеке и т.п., определить наличие перил.

      Ответить вместе со своими родителями на следующие вопросы:
      Считаете ли вы свой город удобным для всех?
      2. Почему на улице можно редко встретить инвалида на коляске?
      3. Что я могу сделать для того, чтобы мой город был удобным для всех?


      УРОК 5. ЭКСКУРСИЯ "МОЙ ГОРОД - УДОБНЫЙ
      ДЛЯ ВСЕХ?"

      Цель урока: провести экскурсию на предмет доступности города для инвалидов и пожилых людей. Научить детей оказывать помощь инвалиду, который спускается по лестнице без перил.

      Материал: линейка.

      Учитель ведет детей на экскурсию:
      Объект "Моя школа", измерить высоту ступенек (правильная ступенька должна быть высотой не более 12 см), определить наличие перил. Ребята, как выдумаете, можно ли нашу школу считать удобной для всех?
      Объекты "Магазины, аптеки, дома и т.п." по пути следования экскурсии. Задание то же (см. п. 1).

      На одной из лестниц нужно показать детям, как надо правильно помочь инвалиду спуститься с лестницы, которая не оборудована перилами (См. Фото).
      При оказании помощи обратить особое внимание на то, чтобы помогающий человек поддерживал инвалида за руку, свободную от трости или костыля. В противном случае инвалид лишается своей опоры и может даже упасть.

      УРОК 6. ВИКТОРИНА

      Цель урока: закрепить материал по пониманию инвалидности.

      Разделить ребят на 2 группы. Задавать каждой группе поочередно вопросы.
      Ответы фиксировать на доске, разделив ее на 2 части.
      За правильный и полный ответ - 10 очков (за другие ответы по усмотрению учителя). Если первая группа ответила не совсем правильно, то вторая группа может делать дополнения, зарабатывая дополнительные очки от 1 до 10 (по усмотрению учителя). Группу- победитель наградить или поблагодарить (по усмотрению учителя).

      ВОПРОСЫ

      Кого называют "инвалидом"?
      Какие виды инвалидности вы знаете?
      Что такое "пандус"?
      Кому нужен "пандус"?
      Кто верный друг одинокого инвалида? (Кот)
      Как помочь инвалиду или пожилому человеку спуститься с
      лестницы без перил?
      Что нужно сделать, чтобы твой город был городом удобным для
      всех людей?
      Что такое жилая доступная среда для инвалида?
      С какими трудностями в жизни встречаются слабовидящие люди и
      как им можно помочь?
      С какими трудностями в жизни встречаются слабослышащие люди и как им можно помочь?
      С какими трудностями в жизни встречаются люди на инвалидных колясках?
      Каких инвалидов вы знаете, которые могут служить для нас примером мужества и несгибаемой силой воли?
      13. Как зовут сороконожку, у которой нет одной ножки? (инвалид)
      Какую лестницу можно назвать лестницей удобной для всех
      людей? (Ответ. Лестница с перилами, высота ступенек не
      более 12 см).

      ПРАВИЛА ВЕДЕНИЯ УРОКОВ

      ПРАВИЛО АКТИВНОСТИ
      Каждый должен активно участвовать, высказываться и реагировать на чужие высказывания

      ПРАВИЛО ОЧЕРЕДНОСТИ
      Когда один говорит, другие должны внимательно слушать

      ПРАВИЛО ВНИМАТЕЛЬНОСТИ
      Не отклоняться от темы дискуссии

      ПРАВИЛО ОТКРЫТОСТИ
      Каждый открыто высказывает свое мнение и свои чувства

      ПРАВИЛО ПРОБЛЕМЫ
      Обсуждаются только мнения по теме

      ПРАВИЛО УВАЖЕНИЯ ДРУГ К ДРУГУ
      Нельзя оскорблять, неуважительно отзываться о ком-либо, давать оценочные суждения, критиковать

      ПРАВИЛО ВРЕМЕНИ
      Каждый берет на себя обязательство говорить коротко и по существу

      ПРАВИЛО ПОДНЯТОЙ РУКИ
      Поднять руку и ждать разрешения выступить

      ПРАВИЛО ЮМОРА И ВЕСЕЛЬЯ
      Больше улыбок, юмора и смеха.




      РАЗМИНКИ

      ЗНАКОМСТВО

      Каждый передает мячик соседу и называет свое имя и во что любит играть, или какую книгу прочитал, или что полезного и доброго сделал дома, на улице, в школе и т.д.

      МЫ ДЕЛИЛИ АПЕЛЬСИН

      МЫ - обе руки к груди (показываем)
      ДЕЛИЛИ АПЕЛЬСИН - руками описываем перед собой круг
      МНОГО НАС - руки в стороны
      А ОН ОДИН - поднять одну руку
      ЭТА ДОЛЬКА ДЛЯ ЕЖА - рука над головой, пальцы
      растопырены
      ЭТА ДОЛЬКА ДЛЯ ЧИЖА - руками "дудим" в дудочку
      ЭТА ДОЛЬКА ДЛЯ КОТЯТ - руки к ушам, ладони развернуты
      как ушки, голова покачивается то
      вправо, то влево
      ЭТА ДОЛЬКА ДЛЯ БЕЛЬЧАТ - руки вверх, ладошки как
      "кисточки" на ушках бельчат
      ЭТА ДОЛЬКА ДЛЯ МЕНЯ - руки к груди
      ДЛЯ МЕНЯ И ДЛЯ ТЕБЯ - показываем на соседа

      ЗАГАДКА

      Задание на сообразительность. Японские дети это задание выполнили за 6 секунд.
      Каким образом можно одним мячиком коснуться каждого из ребят?
      (Ответ. Встать ребятам в круг. Каждый вытягивает руку вперед к центру и касается рукой друг друга. Мячик бросается в центр и касается пальцев каждой из протянутых рук).
      Рекомендуется это упражнение сделать несколько раз, чтобы оно заняло по времени не более 3 секунд.)

      Дождик

      Дождик капает - медленно хлопать в ладоши, дождик капает быстрее - сильнее хлопать в ладоши, еще быстрее - еще сильнее хлопать в ладоши, гремит гром - стучать ногами, также в обратном порядке, пока дождь не прекратится.

      Можно также применить любую другую разминку.

      Прочитайте детям стихи: УРОКИ ДОБРОТЫ



      Вы в уроки доброты
      Вдумайтесь, поймите:
      На лугу растут цветы,
      Вы цветы не рвите!

      Добрый вам даю совет: Удивите маму,
      Подарите ей букет
      Вместе с лугом прямо.

      Выпал птенчик из гнезда,
      Горе тут понятно,
      Будешь рядом - не беда -Положи обратно!

      Если кто-то где-то вдруг
      Мучает котенка.
      Пусть услышат все вокруг
      Голосок твой тонкий:

      Что ты делаешь?!
      Постой!
      Обойди-ка лучше!
      Будь котенок этот твой-
      Стал бы его мучить?!


      Ты идешь на красный свет,
      Все спешишь куда-то -
      Всем примера хуже нет.
      Взрослым и ребятам.

      На зеленый ты пошел -
      Посмотрите, дети,
      Это очень хорошо

      Всей большой планете!

      Хорошо, когда подал
      Тросточку слепому.
      Он качнулся - поддержал, Проводил до дома.

      Помогаешь всей душой
      В жизни инвалиду -
      Это очень хорошо,
      Это сразу видно.

      За предмет поставим "пять"
      Мы тебе, наверное -
      Если смог добро понять,
      Сможешь зло отвергнуть!

      Олег Гонтарев