Стратегии адаптации представительной власти к НМЭ Стратегии
адаптации президентской власти |
1. Попытка "коммунистической революции" (в форме импичмента
президента/отставки Правительства) |
2. "Встраивание" отдельных фракций в победившую часть
"бюрократически-денежной элиты" (вариант личного самоспасения Госдумы) |
3. Общая программа двух палат ФС - план спасения страны и экономики
(пакет законопроектов и практических мер) |
1."ультралиберальная диктатура" (полная "сдача" экономики МВФ,
семейно-клановый режим) |
ситуация 1-1: разгон ГД или паралич власти по типу 1993 года с
неопределенным исходом (вплоть до военного положения) |
ситуация 1-2: "формирование" на выборах 1999 г. ГД на беспартийной
основе (без КПРФ) СФ - декоративный орган ("совет старейшин") |
ситуация 1-3: конституционный конфликт двух ветвей власти - через КС:
решение права против решения силы |
2. "партия-государство" ("антилиберальный режим") |
ситуация 2-1: создание "правительства народного доверия" при
номинальном президенте |
ситуация 2-2: формирование Правительства на базе региональных элит,
образование единой партии власти из частей большинства партий ГД |
ситуация 2-3: конституционная реформа: переход к европейской или
американской модели |
3. "номенклатура" (тотальный распределитель) |
ситуация 3-1: модель "военного коммунизма" (ЧК) |
ситуация 3-2: модель хозяйственно -административной системы
(Совмина) |
ситуация 3-3: модель ЦК КПСС |
Дадим пояснения к содержанию Таблицы 1.
Стратегии адаптации региональной власти Стратегии адаптации
президентской власти |
1. Попытка "коммунистической автаркии" региона: запрет продажи земли,
недр, установление административного контроля за предприятиями |
2. "Встраивание" региона в режимы мобилизации ресурсов "ядром" НМЭ:
стратегии выживания "каждый за себя" |
3. Общая программа регионов: усиление СФ, стратегия выживания "всем
миром" |
1. "ультралиберальная диктатура" (полная "сдача" экономики МВФ,
семейно-клановый режим) |
ситуация 1-1: замена местной власти: механизм представителей президента
с чрезвычайными полномочиями; объявление досрочных выборов; уголовное
преследование лидеров региональной команды и проч. силовые методы |
ситуация 1-2: "формирование" на региональных выборах лояльных Центру
властей, их игра по правилам Кремля: использование режимов СРП и т.п. |
ситуация 1-3: саботаж действий Центра: военное положение в
регионах |
2. "партия-государство" (антилиберальный режим) |
ситуация 2-1: поддержка антилиберальных действий регионов, контроль за
губернатором, в т.ч. представительным органом (режим "советской
власти") |
ситуация 2-2: централизованный отраслевой режим управления народным
хозяйством |
ситуация 2-3: реинтеграция экономических районов: децентрализация
отраслей |
3. "номенклатура" (тотапьный распределитель) |
ситуация 3-1: дезинтеграция экономики (межрегиональный
товарообмен) |
ситуация 3-2: натуральное хозяйство как "ядро" НМЭ (режим ГУЛАГа) |
ситуация 3-3: двоевластие: Кремль-СФ (режим СССР 1990-91 гг.) |
Нет необходимости давать подробные комментарии к данной таблице: они
аналогичны комментариям к таблице 1, поскольку интересы региональной элиты в
значительной мере отражает Совет Федерации.
Отметим только, что с точки зрения сохранения и упрочения статуса
региональных элит предпочтительный вариант - ситуация 2-3, в которой
восстанавливается не отраслевая (министерская) система управления народным
хозяйством (модель Совмина), а смешанная - "партийно-региональная" (модель
ЦК КПСС). Совет Федерации получает ключевую роль органа, согласующего высшие
назначения.
Наиболее "взрывоопасное" сочетание - сплоченный Совет Федерации,
отражающий интересы регионов (большинство из них - депрессивные) в условиях
реализации президентской властью номенклатурного варианта.
Стратегии адаптации силовых структур к НМЭ Стратегии адаптации
президентской власти |
1. Полная "импотенция" органов правопорядка и безопасности
(неспособность применения силы против политических структур и
населения) |
2. "Втягивание" отдельных силовых органов (частей) в восстановление
порядка побеждающей группировкой элиты (политизация полиции) |
3. Общая программа силовых ведомств по "спасению" экономки |
1. "ультрали -беральная диктатура" (полная "сдача" экономики МВФ,
семейно-клановый режим) |
ситуация 1-1: импорт силы из частного сектора и из-за рубежа
(привлечение силовых структур корпораций, "авторитетов" и западных "военных
советников") |
ситуация 1-2: "покупка" силовых структур привилегированным положением,
властью (прежде всего регион. Управления МВД, ФСБ) |
ситуация 1-3: интеграция силовой элиты в "ядро" НМЭ опора на ВВ
МВД |
2. "партия -государство" ("антилибералъный режим") |
ситуация 2-1: политизация силовых структур, импорт силы из партийных и
политических образований (типа казаков, союза офицеров, РНЕ и др.) |
ситуация 2-2: использование органов госбезопасности (прежде всего ФСБ)
для делиберализации и пополнения казны |
ситуация 2-3: режим "военной экономики" (воссоздание внешней
угрозы) |
3. "номенклатура" (тотальный распределитель) |
ситуация 3-1: дезинтеграция политического пространства страны |
ситуация 3-2: модель "продотрядов" |
ситуация З-З: модель ГУЛАГа |
Дадим характеристику указанным вариантам развития событий.
Ситуация 1-1. Ультралиберальная модель не исключает использования силы
для поддержания экономического и социального порядка, не останавливается она
и перед импортом силы в случае недостаточной боеспособности или лояльности
режиму государственных силовых структур.
Причем импорт частной силы не обязательно означает "заказ" политических
убийств криминальным силовикам или прямое приглашение в случае беспорядков
иностранных легионеров, формирований ООН и НАТО.
Импорт силы начинается с публичного использования в целях дискредитации
политических и экономических конкурентов добытого частным путем компромата.
Он продолжается через контроль за государственными силовыми структурами
со стороны политических кланов, через формирование и приоритетное
финансирование элитных спецподразделений, руководители которых "дружат" с
руководителями частных банков и охранных структур.
Импорт силы применяется и антилибералами-государственниками (ситуация
2-1), когда привлекаются политические силовые формирования, а также
номенклатурно-хозяйственными структурами, которые создают собственные части
охраны (ситуация 3-1) для огораживания своей вотчины.
Все три варианта импорта силы, означающие приватизацию последней сферы
государственного суверенитета - обороны и охраны правопорядка - опасны для
их инициаторов и не могут практиковаться слишком длительное время, поскольку
это приведет к параличу силовой системы государства. 25 (25 Известный
"наезд" СБП на охрану группы "Мост" и контрдействия спецгруппы ФСБ явились
ярким примером разрушительного использования силовых структур государства в
частных целях).
Поэтому более охотно режимом "либеральной диктатуры" будет
использоваться "покупка" отдельных силовых структур (ситуация 1-2), а также
стратегия интеграции руководства боеспособной части (прежде всего ВВ МВД,
РУОПов, СОБРов и т.д.) в элиту режима (ситуация 1-3).
В ситуации 2-2 (использование силовых органов антилиберальным режимом)
указанные подразделения смогут выполнять лишь "уличную работу", тогда как
основная нагрузка по делиберализации экономики (сокращения значительных и
многообразных сфер теневой экономики, вывоза капитала и финансовых
правонарушений) ляжет на ФСБ и УЭП МВД, которые являются стихийными
сторонниками именно этого пути.
Режим "военной экономики" (ситуация 2-3), в котором наиболее
заинтересована армия и связанный с ней ВПК, в виду крайней капиталоемкости
(на возрождение ВПК и боеспособности армии требуются десятки миллиардов
долларов в год) и отсутствия в ближайшее время таких средств у государства,
при его реализации будет иметь тенденцию к сползанию к ситуации 3-3, в
которой отсутствие финансовых средств компенсируется сверхэксплуатацией
труда и интеллекта (модель ГУЛАГа).
Доминирующая до последнего времени импортоориентированная "силовая
стратегия" либеральной продиктатуры 1993-1997 гг., направленная на
разрушение силового потенциала государства, прерывалась попытками экспорта
силы (вооружений, миротворческих операций и проч.), инициированными ВПК и
силовыми ведомствами.
Сегодня она вступает в противоречие с экономическими интересами "ядра"
НМЭ, которое заинтересовано во внутренних и внешних рынках сбыта военной
продукции, т.е. в частичной ремилитаризации экономики.
Способ разрешения противоречия определится в ходе противоборства общих
альтернатив: "либеральной диктатуры" и "антилиберального консенсуса".
Стратегии адаптации крупных банков к НМЭ Стратегии адаптации
президентской власти |
1. Попытка одного банка стать "ядром" НМЭ -объединить вокруг себя
стратегические ресурсы: власть, нефть, газ, металл, информацию, инвестиции и
др. (стратегия "один против всех") |
2. "Встраивание" банка в качестве сателлита в состав "ядра" НМЭ:
обслуживание интересов небанковских структур (стратегия выживания "каждый за
себя") |
3. Общая программа "олигархов" по консервации ситуации (картельное
соглашение) |
1. "ультрали - \ беральная диктатура" (полная "сдача" экономики МВФ,
семейно-клановый режим) |
ситуация 1-1: модель А: банк - госимпортер капитала (сегодня это ЦБ):
модель Б: "семейный банк" правящего политического клана, модель В: банк
-управляющий внешним и внутренним долгом (сегодня это ВЭБ, Сбербанк) |
ситуация 1-2: модель А: банк как "черная касса ядра"; модель Б:
банк-агент "ядра" в области ВЭД; модель В: банк- скупщик долгов и
трансфер-агент "ядра" |
ситуация 1-3: передел рынка за счет остатков реального сектора {включая
Газпром) |
2. "партия -государство" (антилиберальный режим) |
ситуация 2-1: модель А: добровольный обмен стратегических ресурсов
банка на руководство в группе ЦБ; модель Б: поддержка банком "особой
корпорации власти" |
ситуация 2-2: восстановление государственных отраслевых банков, перевод
в нее счетов структур "ядра" НМЭ |
ситуация 2-3: конфликт интересов: полит. Монополия против картели |
3. "номенклатура" (тотальный распределитель) |
ситуация 3-1: модель А: обмен ресурсов банка на руководство ВЭД, модель
Б: обмен ресурсов банка на руководство блоком МГИ |
-"-"- |
-"-"- |