б. 102 На заседании 21 апреля 1802 г. были рассмотрены переработанные статьи проекта Н.Н. Новосильцева, обсуждавшиеся на предыдущем заседании Негласного комитета 11 апреля 1802 г. и новые статьи, внесенные Новосильцевым в свой проект. 102 СПбФ ИРИ РАН. К. 115. Оп. 1. Д. 1186. Л. 34-35об. Фрагменты черновика. Кроме того, общее представление о проекте, обсуждавшимся 21 апреля 1802 г. дает подлинная рукопись проекта организации министерств с замечаниями А.Р. Воронцова (РГАДА. Ф. 1278. Оп. 1. Д. 9. Л. 18-37). Через прочтение предложений, зачеркнутых П.А. Строгановым, в процессе редактирования им этого проекта. 104 Петр I Алексеевич (1672-1725), русский царь в 1682-1721, российский император в 1721-1725. 105 РГАДА. Ф. 1278. Оп. 1. Д. 12. Л. 29об. 106 Протоколы Негласного комитета и черновики проекта учреждения министерств не дают ответа на вопрос, что подразумевал П.А. Строганов под этими "условными представлениями". 107 Т.е. статьями проекта учреждения министерств Н.Н. Новосильцева еще не обсуждавшимися в Негласном комитете. 108 РГАДА. Ф. 1278. Оп. 1. Д. 9. Л. 34об-35. 109 Там же. Д. 12. Л. 32об. 110 Очевидно, имеется ввиду докладная записка А. Чарторыйского обсуждавшаяся в Негласном комитете 10 февраля 1802 г. По версии М.М. Сафонова (Протоколы. С. 194), обсуждение записки А. Чарторыйского было продолжено на незапротоколированном заседании Негласного комитета. На этом заседании, видимо и была выдвинута идея о распределении департаментов Сената по губерниям с оставлением первого департамента в Санкт-Петербурге (Сафонов М.М. Протоколы. С. 209). 111 В тексте протоколов Негласного комитета (РГАДА. Оп. 1. Д. 12. Л. 32об-34), нарушена очередность обсуждения статей проекта Н.Н. Новосильцева. Поэтому, в нашем исследовании мы будем ориентироваться непосредственно на рукопись проекта учреждения министерств Н.Н. Новосильцева. (РГАДА. Ф. 1278. Оп. 1. Д. 9. Л. 18-37). 112 С 20 мая по 22 июня 1802 г. (КФЖ. 1802. 1. С. 292-350). 113 Correspondance de F.C. de la Harpe et Alexandre ler... Neuchatel. 1978-1979. Т. 1-2; Т. 1. С. 579-581, 590-603. 114 РГАДА. Ф. 1278. Оп. 1. Д. 12. Л. 39-47об; 39-42об. 115 Румянцев Николай Петрович (1754-1826), главный директор Государственного вспомогательного банка для дворянства в 1797-1798, главный директор водяных коммуникаций в 1801-1809, министр коммерции в 1801-1810, управляющий министерством иностранных дел в 1807-1808, министр иностранных дел в 1808-1814, председатель Государственного Совета и Комитета министров в 1810-1812. 116 Васильев Алексей Иванович (1742-1807), Государственный казначей в 1796-1800, 1801-1802 гг. 117 Т.е. Государственное казначейство, (ведомство Государственного казначея). 118 Это мнение Ф.Ц. Лагарпа очень характерно, поскольку, косвенным образом доказывает несомненность факта объединения всей финансовой сферы в начале XIX в. в руках генерал-прокурора и подчиненного ему Государственного казначея. 119 Во франкоязычных записях П.А. Строганова употребляется термин коммуникации [communications]. 120 Таким образом, казалось, что вопрос о подчинении Департамента водяных коммуникаций и Экспедиции о устроении дорог в государстве министру внутренних дел был решен, но этого не произошло на практике. Ввиду учреждения министерства коммерции и назначения министром коммерции Н.П. Румянцева, с оставление за ним должности главного директора водяных коммуникаций. 121 Указ "О правах и обязанностях Сената" от 8 сентября 1802 г. (ПСЗ-1. Т. 27. No 20405. С. 241-248). 122 РГАДА. Ф. 1278. Оп. 1. Д. 12. Л. 48-66 об. 123 Текст не обнаружен. 124 Имеется ввиду императрица Екатерина II. 125 ОР РНБ. Ф. 1000. Оп. 1. Д. 497. Л. 1-29об. 126 "Замечания на самый указ" (ОР РНБ. Ф. 1000. Оп. 1. Д. 497. Л. 2-3), содержит только краткие замечания по организации деятельности Сената. (Предположения по делам Герольдии и необходимости выделения в 1-м Департаменте Сената официального дня для заседаний по вопросам Герольдии). В виду этого, опираясь на следующие факты: 1) Отмеченное еще в начале 80-х гг. XX в. советским историком государства и права С.М. Казанцевым (Указ. соч. С. 98-99) тождество замечаний, сделанных на полях "Проекта организации министерств", опубликованного дореволюционным историком великим князем Николаем Михайловичем (Строганов. Т. 2. С. 277-297), с замечаниями А.Р. Воронцова зафиксированными в протоколе заседания Негласного комитета 12 мая 1802 г. (РГАДА. Ф. 1278. Оп. 1. Д. 12. Л. 48об-58); 2) Совпадение текстуальных особенностей рукописи "Проекта организации министерств", хранящейся в РГАДА, с рукописями остальных 5-ти записок А.В. Воронцова, рассматривавшихся на том же заседании Негласного комитета и хранящихся в данный момент в ОР РНБ. Основной текст всех этих записок представляет собой писарский список, подписанный в конце подлинной росписью А.Р. Воронцова (РГАДА. Ф. 1278. Оп. 1. Д. 9. Л. 36об; ОР РНБ. Ф. 1000. Оп. 1. Д. 497. Л. 3, 16, 19, 22, 26об, 29об); 3) Отсутствие в подлинной рукописи "Проекта организации министерств" названия (РГАДА. Ф. 1278. Оп. 1. Д. 9. Л. 18). Этот заголовок был произвольно дан документу великим князем Николаем Михайловичем при его публикации. Мы можем утверждать, что замечания на полях проекта организации министерств являются 1-й запиской - "Замечания на самый указ" А.Р. Воронцова, рассматривавшейся в Негласном комитете 12 мая 1802 г. Отсутствие текста 1-й записки А.Р. Воронцова в ОР РНБ объясняется, по нашему мнению тем, что при обсуждении этой записки в Негласном комитете ее текст остался у П.А. Строганова, для внесения в него редакционных изменений и с течением времени отложился в его личных бумагах. В свою очередь, спустя определенный срок, в пустую обложку 1-й записки А.Р. Воронцова, вероятно, по смысловой связи с ее названием - "Замечания на самый указ", попал принадлежащий перу А.Р. Воронцова проект указа Сенату о Герольдии, обсуждавшийся на более раннем заседании Негласного комитета 17 марта 1802 г. Кроме того, подлинная рукопись проекта организации министерств в замечаниями А.Р. Воронцова (РГАДА. Ф. 1278. Оп. 1. Д. 9. Л. 18-37), позволяет практически в полном объеме восстановить текст именно той редакции проекта, на которую и делал свои замечания А.Р. Воронцов, т.е. редакцию полного проекта организации министерств к 12 мая 1802 г. Эту возможность дают исправления П.А. Строганова, которые доступны для прочтения. Тем самым, исправляется неточность, допущенная великим князем Николаем Михайловичем, при публикации замечаний А.Р. Воронцова (Строганов. Т. 2. С. 277-297), где замечания А.Р. Воронцова опубликованы вместе с более поздней, (после 12 мая 1802 г.), редакцией проекта организации министерств. 127 РГАДА. Ф. 1278. Оп. 1. Д. 12. Л. 50-51. 128 В русскоязычном тексте своих замечаний на проект организации министерств, А.Р. Воронцов использовал термин "управляющий Государственными казначействами". (РГАДА. Ф. 1278. Оп. 1. Д. 9. Л. 18, 26об). 129 Видимо, вопрос о названии министерства просвещения не был решен окончательно, т.к. даже в статье VII официального текста манифеста "Об учреждении министерств" 8 сентября 1802 г., министр народного просвещения именуется, как "министр народного просвещения, воспитания юношества и распространения наук". (ПСЗ-1. Т. 27. No 20406. С. 245). 130 РГАДА. Ф. 1278. Оп. 1. Д. 9. Л. 36. 131 Еще при обсуждении 1-й записки А.Р. Воронцова было решено учредить министерство коммерции вместо министерства государственного казначейства. (РГАДА. Ф. 1278. Оп. 1. Д. 12. Л. 50-51). Возврат к этому вопросу при обсуждении 2-й записки, был последней попыткой членов Негласного комитета убедить Александра I не учреждать министерство коммерции. Но мнение императора было непреклонным. На что указывают исправления сделанные П.А.Строгановым в проекте организации министерств. (РГАДА. Ф. 1278. Оп. 1. Д. 9. Л. 18, 26об, и 28об). 132 РГАДА. Ф. 1278. Оп. 1. Д. 12. Л. 59об. 133 Приписка на левом поле рукой П.А. Строганова: "Эта бумага обсуждалась на следующем заседании, а сюда она попала по ошибке". (РГАДА. Ф. 1278. Оп. 1. Д. 12. Л. 63об.). Эта пометка доказывает гипотезу М.М. Сафонова о проведении незапротоколированных заседаний Негласного комитета, (Сафонов М.М. Протоколы. С. 195), так как следующее заседание Негласного комитета по записям П.А. Строганова - заседание 16 марта 1803 г., состоялось уже после учреждения министерств. 134 Содержание 6-й записки А.Р. Воронцова восстановлено по тексту оригинала (ОР РНБ. Ф. 1000. Оп. 1. Д. 497. Л. 27-29об). В записях П.А. Строганова отражен только вопрос о статс-секретарях. 135 КФЖ. 1802. 1. С. 292-350. (Поездка в Дерпт, Ригу и Мемель). 136 Воронцов Семен Романович (1744-1832), граф, полномочный министр в Венеции в 1782-1784, полномочный министр в Лондоне в 1784-1800, российский посол в Лондоне в 1801-1806. 137 РГАДА. Ф. 1278. Оп. 1. Д. 9. Л. 38-63. 138 С.Р. Воронцов вслед за своим братом А.Р. Воронцовым использовал в беседе с П.А. Строгановым термин "товарищ" министра. Этот термин был записан П.А. Строгановым в его записке "Conference avec le comte Simon Worontsoff (le 27 Mai 1802)". (РГАДА. Ф. 1278. Оп. 1. Д. 9. Л. 54об) и после ознакомления с ней других членов Негласного комитета, очевидно, был использован Н.Н. Новосильцевым в работе над редакцией проекта учреждения министерств. Таким образом, в официальный текст манифеста "Об учреждении министерств" 8 сентября 1802 г. вошел не прежний термин "поручик" министра, а термин "товарищ" министра. 139 СПбФ ИРИ РАН. К. 115. Оп. 1. Д. 1186. Л. 35-41об. Фрагменты черновика. Видимо, к этому времени относятся сделанные Н.Н. Новосильцевым карандашные записи предполагаемых кандидатур 5-ти министров и 3-х товарищей министров: министра внутренних дел В.П. Кочубея и его товарища П.А. Строганова; министра финансов Г.Р. Державина и его товарища Д.А. Гурьева; генерал-прокурора А.И. Васильева; министра иностранной коллегии А.Р. Воронцова; министра народного просвещения П.В. Завадовского и его товарища - М.Н. Муравьева. (Там же. Л. 15об-16). Кроме того, практически до самого момента подписаний императором указа Сенату от 8 сентября 1802 г., планировалось назначение министром юстиции А.И. Васильева. (Архив князя Воронцова. Кн. XIV. М., 1879, No 98. С. 181). Эти материалы говорят о и неопределенности критериев подбора лиц на посты министров и их товарищей. Таким образом, при других обстоятельствах окончательный состав первых восьми министров и их товарищей мог бы существенно отличаться от того, который был провозглашен 8 сентября 1802 г. 140 Сафонов М.М. Протоколы. С. 195. 141 Архив князя Воронцова. Кн. XIV. М., 1879. No 98. С. 181. Письмо В.П. Кочубея к А.Р. Воронцову ориентировочно от 9 сентября 1802 г. В этом письме В.П. Кочубей сообщает А.Р. Воронцову информацию, услышанную им от Н.Н. Новосильцева о том, "что бумаги по делам управления были вчера подписаны" и "что император продержал бумаги в течении четырех или пяти дней". 142 ПСЗ-1. Т. 27. No 20405, No 20406, No 20409. С. 241-248, 249-250. 143 РГАДА. Ф. 1278. Оп. 1. Д. 11. Л. 59-67. 144 Указ 21 марта 1803 г. "О неприкосновенности прав предоставленных дворянству" (ПСЗ-1. Т. 27. No 20676. С. 505-506). Этот указ был ответом Александра I на так называемый "сенатский инцидент" (декабрь 1802 - март 1803 гг.), связанный с реализацией права представления Сената, в виде протеста против доклада Военной коллегии, запрещавшего увольнение от службы дворян в унтер-офицерском звании, ранее истечения 12-летнего срока службы в этом звании, если они не дослужились до обер-офицерского чина. 145 РГАДА. Ф. 1278. Оп. 1. Д. 11. Л. 59-60. 146 Т.е. проект указа Сенату. 147 РГАДА. Ф. 1278. Оп. 1. Д. 11. Л. 59об-60. 148 Этот доклад стал причиной "сенатского инцидента". 149 РГАДА. Ф. 1278. Оп. 1. Д. 11. Л. 61об-62. 150 Указ от 21 марта 1803 г. установил, что право Сената делать всеподданнейшие представления относится только к законам и указам, опубликованным до 1802 г. (т.е. до 8.09.1802 г даты издания указа "О правах и обязанностях Сената"), правовые акты, изданные после этой даты, должны были приниматься Сенатом к безусловному исполнению. Заключение  1 ОР РНБ. Ф. 526. Оп. 1. Д. 71. No 2. Л. 1-6. 2 СПбФ ИРИ РАН. К. 115. Оп. 1. Д. 1186. Л. 1-41 об. 3 На это указывает упоминание об отдельном министерстве внешней торговли, создание которого не обсуждалось в Негласном комитете (ОР РНБ. Ф. 526. Оп. 1. Д. 71. No 2. Л. 1об). 4 За исключением Л. 1-5, в которых упоминается министерство внешней торговли и что отодвигает время их написания на более ранний период. (СПбФ ИРИ РАН. К. 115. Оп. 1. Д. 1186. Л. 1об). 5 Зачеркнутые П.А. Строгановым слова и предложения, доступны для прочтения (РГАДА. Ф. 1278. Оп. 1. Д. 9. Л. 18-37). 6 ПСЗ-1. Т. 27. No 20406. Ст. II-VII. С. 244-246. 7 Там же. Ст. IX. С. 247. 8 Там же. Ст. XVIII-XIX. С. 248. 9 РГАДА. Ф. 1278. Оп. 1. Д. 12. Л. 30об-31об. 10 РГАДА. Ф. 1278. Оп. 1. Д. 11. Л. 89. 11 Там же. Д. 12. Л. 26об-27. 12 Большей их части: все коллегии (за исключением Юстиц-коллегии Линфляндских, Эстляндских и Финляндских дел), Главное почтовое правление (Почтовый департамент), ведомство Государственного казначея, Главная соляная контора, Комиссия об учреждении народных школ (Главное училищное правление), Государственный ассигнационный банк, Государственный заемный банк, Экспедиция государственного хозяйства, опекунства иностранных и сельского домоводства, а также два учреждения придворного управления - Кабинет е.и.в. и Экспедиция кремлевского строения. 13 Юстиц-коллегия Лифляндских, Эстляндских и Финляндских дел, Департамент водяных коммуникаций, (хотя сфера управления водяными коммуникациями и дорогами несколько раз обсуждалась в Негласном комитете (РГАДА. Ф. 1278. Оп. 1. Д. 9. Л. 18, 20, 21об; Д. 12. Л. 42об-44об, 49об-52), но положение Департамента водяных коммуникаций не было определено), Герольдия, (вопрос о преобразовании Герольдии, затронутый на заседании Негласного комитета 17 марта 1802 г. (РГАДА. Ф. 1278. Оп. 1. Д. 11. Л. 70-72об), был отложен до времени учреждения министерств), Комиссия для составления законов, Экспедиция о устроении дорог в государстве, Экспедиция государственных конских заводов, Канцелярия рекетмейстерских дел, (вопрос о рекетмейстерских делах, упомянутый в 6-й записке А.Р. Воронцова, рассматривавшейся в Негласном комитете 12 мая 1802 г. (РГАДА. Ф. 1278. Оп. 1. Д. 12. Л. 64-64об), остался без ответа), Канцелярия генерал-прокурора, Военно-походная е.и.в. канцелярия и учреждения придворного управления - Департамент уделов, Капитул российских кавалерских орденов, Придворная контора, Гоф-интендантская контора, Придворная конюшенная контора, Егермейстерская контора, Мастерская и Оружейная палата. 14 РГАДА. Ф. 1278. Оп. 1. Д. 12. Л. 52об. 15 Там же. Л. 12об-13. СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ ВИД * Вспомогательные исторические дисциплины. Е.И.В. * Его императорское величество. ЖМНП * Журнал министерства народного просвещения. ЖМЮ * Журнал министерства юстиции. КФЖ * Камер-фурьерский церемониальный журнал. ОР РНБ * Отдел рукописей Российской национальной библиотеки. ПСЗ * Полное собрание законов Российской империи. РГАДА * Российский государственный архив древних актов. РГИА * Российский государственный исторический архив. РИО * Сборник Русского исторического общества. СПбФ ИРИ РАН * Санкт-Петербургский филиал Института Российской истории Российской Академии наук. Строганов * Великий князь Николай Михайлович. "Граф Павел Александрович Строганов 1774-1817. Историческое исследование эпохи Александра I". СПб., 1903. Т. 1-3. СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ Иллюстрации использованные в оформлении обложки.* Петербург. Вид с Исакиевского моста вверх по течению Невы. [Фрагмент]. Раскрашенная литография Б. Патерсена. 1799 г. Вид на Каменноостровский дворец.** [Фрагмент]. Акварель В. Барта. 1809 г. Иллюстрации в тексте. Император Александр I. Гравюра Ю. Шюблера. С портрета Ж. Вуаля. 1802 г. В.П. Кочубей. Миниатюра из собрания великого князя Николая Михайловича. Конец XVIII - начало XIX вв. Н.Н. Новосильцев. С портрета С.С. Щукина. Начало XIX вв. П.А.Строганов. С портрета Е. Виже-Лебрен. Конец XVIII в. А.А. Чарторыйский. Гелиогравюра Р. Паулусена. С портрета из собрания музея А.А. Чарторыйского в Кракове. Около 1800 г. * В оформлении обложки использован элемент дизайна обложки издания: Витязева В.А. Каменный остров: Архитектурно-парковый ансамбль XVIII - начало XX вв. Л., 1991. ** Каменноостровский и Зимний дворцы были основными местами проведения заседаний Негласного комитета. ЛИТЕРАТУРА Архив Государственного Совета. СПб., 1869-1901. Т. 1-4; Т. 2. Архив князя Воронцова. М., 1870-1897. Кн. 1-40; Кн. 14. Богданович М.И. История царствования императора Александра I и России в его время. СПб., 1869-1871. Т. 1-6; Т. 1. Государственные учреждения России в XVIII веке (Законодательные материалы). Составитель А.В. Чернов. М., 1960. Довнар-Запольский М.В. Зарождение министерств в России и указ о правах Сената 8 сентября 1802 года. М., 1906. Ерошкин Н.П. 1) История государственных учреждений дореволюционной России. М., 1968; 2) Министерства России первой половины XIX века - фондообразователи центральных государственных архивов СССР. М., 1968; 3) Крепостническое самодержавие и его политические институты (первая половина XIX века), М., 1981. История Правительствующего Сената за двести лет. СПб., 1911. Т. 1-5; Т. 2. Казанцев С.М. 1) Манифест 8 сентября 1802 г. об учреждении министерств в России/Вестник ЛГУ. Серия История КПСС... 1985. No 20. (Вып. 3). С. 73-80/; 2) Реформы высших и центральных государственных органов Российской империи в начале XIX века. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Л., 1981. Камер-фурьерский церемониальный журнал 1801. 1. Январь-июнь. СПб., 1901; 1802. 2. Июль-декабрь. СПб., 1902. Латкин В.Н. Комитет министров в начале царствования Александра I. /Юридический вестник 1899. Т. 3. Кн. IX (Сентябрь). С. 89-116. Мемуары князя Адама Чарторыйского и его переписка с императором Александром I. М., 1912-1913. Т. 1-2. Михеева И.В. Российские министерства в XIX веке./Журнал российского права. 2000. No 4. С. 155-162. Николай Михайлович великий князь. Граф Павел Александрович Строганов 1774-1817: Историческое исследование эпохи Александра I. СПб., 1903. Т. 1-3; Т. 2. Покровский С.П. Министерская власть в России. Ярославль, 1906. Полное собрание законов Российской империи. Собрание 1-е. СПб., 1830. Т. 1-45. Предтеченский А.В. Очерки общественно-политической истории России в первой четверти XIX века. М.-Л., 1957. Приходько М.А. 1) Неизвестный проект Александра I./Исторический архив. 2000. No 5. С. 206-209; 2) Систематизация центральных учреждений государственного управления Российской империи начала XIX века./Электронный журнал "Два века: журнал по русской истории XVIII-XIX веков". (www.dvaveka.pp.ru). 2000. No 8. Самсонов П.Е. 1) Значение министерской реформы 1802 г. для эволюции государственного строя Российской империи./Вестник СПбГУ. Сер. 6. 1994. Вып. 1 (No 6). С. 95-97; 2) Становление Комитета министров в начале XIX в./Там же. Вып. 3 (No 20). С. 109-113. Сафонов М.М. 1) Протоколы Негласного комитета/ВИД. Л., 1976. No 7. С. 191-209; 2) Проблема реформ в правительственной политике России на рубеже XVIII и XIX вв. Л., 1988. Сборник Русского исторического общества. Т. 1-148. СПб., 1867-1916; Т. 90. Семевский В.И. Вопрос о преобразовании государственного строя России в XVIII и первой четверти XIX века (Очерк из истории политических и общественных идей)./Былое. 1906. No 1. С. 1-59; No 2. С. 69-118; No 3. С. 151-206. Серков А.И. Русское масонство 1731-2000. Энциклопедический словарь. М., 2001. Тельберг Г.Г. Сенат и "право представления на высочайшие указы"./ЖМНП. 1910. No 1. Январь. С. 2-56. Фатеев А.Н. 1) Борьба за министерства (эпоха триумвирата)/Сборник статей посвященных Павлу Николаевичу Милюкову. 1859-1929. Прага, 1929. С. 405-433/; 2) Политические направления первого десятилетия XIX в. в борьбе за Сенат./Сборник Русского института в Праге. Прага, 1929. I. С. 205-260/. Филиппов А.Н. Исторический очерк образования министерств в России/ЖМЮ. 1902. No 9. С. 39-73; No 10. С. 1-54. Шилов Д.Н. Государственные деятели Российской империи 1802-1917. Биобиблиографический справочник. СПб., 2001. Шильдер Н.К. Император Александр Первый, его жизнь и царствование. Т. 1-4. СПб., 1897-1904; Т. 1. Almanach national de France. Paris. 1801. Amburger E. Geschihte der Behordenorganisation Russlands von Peter dem Grossen bis 1917. Leiden, 1966. Christian D. 1) The political views of Unofficial Commitee in 1801: Some New Evidence/The Canadian-American Slavic Studies. 1978. Vol. 12. 2. P. 247-265; 2) The "senatorial party" and theory of collegial government 1801-1803/The Russian Review. 1979. Vol. 38. 3. P. 298-322. Correspondance de F.C. de La Harpe et Alexandre I er suivie de la correspondance de F.C. de La Harpe avec les membres de la famille imperiale de Russie. Neuchatel. 1978-1979. V. 1-2; V. 1. McConnell A. Alexander I's Hundred Days: The Politics of a Paternalist Reformer. / Slavic review. 1969. Vol. 28. 3. P. 373-393. Raeff M. 1) Michael Speransky. Statesman of imperial Russia 1772-1839. Nijholt., 1957; 2) Le climat politique et les projets de reforme dans les premieres annees du regne d'Alexandre I-er./Cahiers du Monde Russe et Sovietique. 1961. Vol. 2. 34. P. 415-433; 3) Understanding imperial Russia: State and Society in the old regime. New York. Columdia University Press. 1984. Roach E. The Origins of Alexander I's Unofficial Commitee./The Russian Review. 1969. Vol. 28. 3. P. 324-346. Seton-Watson H. The Russian empire 1801-1917. Oxford., 1967. Torke H. Das russische Beatentum in der ersten Hafte der 19 Jahrhundert/Forshungen zur osteuropaischen Geschichte. Bd.13. Berlin. 1967 S.7 - 345. Vernadcky G. Reforms under Gzar Alexander I. French and American influences/The Review of Politics. 1947. Vol. 9. 1. Р. 47-64. Yaney G. The Systematization of Russian Government: Social Evolution in the Domestic Administration of Imperial Russia 1711-1905. University of Illinois Press. Urbana, 1973. ОГЛАВЛЕНИЕ Введение.................................................................................................... 3 Подготовка и разработка министерской реформы в России................ 5 Заключение............................................................................................... 41 Приложение 1........................................................................................... 52 Приложение 2........................................................................................... 61 Примечания............................................................................................... 63 Список сокращений.................................................................................. 85 Список иллюстраций............................................................................... 86 Литература................................................................................................ 87 Scientific edition. Prikhodko M.A. Preparation and development of the ministerial reform in Russia. (February-September 1802) In the given research the problems of preparation and development of the ministerial reform in Russia in the beginning of the XIX-th century are considered. On the basis of the research of archival sources all the process of the preparation of the Russian ministries establishment, from the first designs of the administration reformation to the signing of the Manifest "About the establishment of ministries" of September 8, 1802, is analyzed. The book is addressed to the specialists on the history of Russia and the history of the state and law in Russia, to postgraduates, students and other ones interested in the national history. Prikhodko Michael Anatolievich, post-graduator, Moscow State Law Academy, author of a number of articles on the history of state and law in Russia in the 1-rd third of the XIX-th century.