цели и приоритеты инновационной
политики, создавать условия, стимулировать, продвигать, но само создание
коммерческого инновационного продукта всегда останется прежде всего
прерогативой частного бизнеса. В России он очень молод. Всего два
десятилетия назад частнопредпринимательская деятельность каралась лишением
свободы сроком от 3 до 8 лет. С тех пор российский бизнес из палаток
переместился в современные, оборудованные по последнему слову техники
сетевые торговые оптово-розничные компании. Он освоил средние, крупные и
крупнейшие промышленные производства. В ряде отраслей наши бизнесмены
конкурируют с глобальными компаниями. Российский бизнес на наших глазах
прошел путь от "бабушек с носочками" по Указу Президента РФ "О свободе
торговли" в 1992 году до крупных частных транснациональных компаний в
современной обрабатывающей промышленности. Создание нового качества --
инновационной экономики -- и есть главный вызов, стоящий сегодня перед
российским частным бизнесом.
Все это не означает, что не следует заниматься модернизацией
политической системы. Ошибочно лишь искусственное противопоставление
политической и экономической модернизации, и уж совсем неприемлемы
логические конструкции по типу -- "пусть сначала нам сделают демократическую
политическую систему, а потом мы начнем создавать инновационную экономику".
Если бы страна развивалась в этой логике, у нее и сегодня не было бы ни
частной собственности, ни рыночной экономики.
Таким образом, для построения инновационной экономики в России
необходимо существенно улучшить качество государственного управления и
одновременно получить мощный позитивный импульс от частного бизнеса. Оба
этих важнейших института должны взять на себя решение новой исторической
задачи, заново выстроить взаимодействие между собой. По сложности такая
реформа сопоставима с преобразованиями, через которые наша страна прошла за
последние 20 лет. Вместе с тем, она вряд ли их превосходит. При всех
имеющихся проблемах, ни в политической, ни в экономической системе
современной России нет блокирующего механизма, делающего невозможным
позитивный ответ на этот вызов.
Развилку "деградация или инновации" предстоит пройти и решить задачу
построения полноценной инновационной экономики мирового класса в обозримые
сроки, отведенные нам историей, -- примерно за 15--20 лет.
Третья развилка, стоящая сейчас перед российскими властями, имеет
экономическую основу, но решение о выборе пути носит политический характер.
Правящая элита России пришла к власти на фоне начавшегося восстановительного
роста, когда базовые институты рыночной экономики были сформированы,
общество с трудом, но адаптировалось к новым реалиям. За этим последовали 10
лет динамичного роста валового внутреннего продукта, роста реальных доходов
населения. С 2004 года экономический рост был подкреплен расширением
возможности бюджетного маневра, связанным с повышением цен на нефть (рис.
55).
Рис. 55. Цена на нефть марки Brent в реальном исчислении* в январе 2003
-- декабре 2010 года, индекс
* 2005 год = 100.
Источник: МВФ.
На этом фоне сохранять стабильность политического режима нетрудно. Надо
сильно постараться, чтобы, когда реальные доходы населения 10 лет растут
примерно на 10% в год, руководство государства не было бы популярно. Но
нынешняя ситуация, когда реальная заработная плата перестала расти и начала
снижаться (рис. 56), в корне иная.
Рис. 56. Реальная заработная плата в I квартале 2008 -- IV квартале
2010 года, % к соответствующему периоду предыдущего года
* Предварительные данные.
Источник: Росстат. -- http://www.gks.ru/bgd/regl/B09_02/Main.htm
Для тех, кто руководит страной, бюджетные доходы которой зависят от
сырьевых рынков, это новая и трудная развилка: или ужесточение политического
контроля, репрессий против несогласных, контроль за малотиражными СМИ, или
постепенная демократизация режима, восстановление системы сдержек и
противовесов во власти, свобода прессы, реальный федерализм.
Первый путь в этой развилке ведет к новой революции. Двух революций,
которые наша страна пережила в ХХ веке, на наш взгляд, ей хватит. Мы не
первая страна, которой предстоит сделать такой выбор. С того времени, когда
Западная Европа постепенно выбрала именно второй путь, началось
беспрецедентное ускорение экономического роста. Надеемся, что, столкнувшись
с этой развилкой, российские власти сделают правильный выбор.
Примечания
[1] Народное хозяйство СССР в 1956 году. Стат. ежегодник. М.:
Государственное статистическое изд-во, 1957.
[2] См.: Как ломали НЭП: Стенограммы пленумов ЦК ВКП(б) 1928--1929 гг. В
5 т. / Под ред. А. Н. Яковлева. М.: МФД, 2000. Т. 4.
[3] Вот как характеризует положение, сложившееся к этому времени, Н.
Хрущев: "Приведу некоторые цифры. В 1940 г. было заготовлено зерна 2225
миллионов пудов, а в 1953 году -- лишь 1850 миллионов пудов, то есть меньше
на 375 миллионов пудов. В то же время в связи с общим ростом народного
хозяйства, значительным увеличением городского населения и ростом реальной
заработной платы из года в год увеличивается расход хлебопродуктов.
<...> Потребность зерна на экспорт увеличивается как по
продовольственному зерну, так и по зернофуражным культурам, однако из-за
недостатка зерна пришлось экспорт определить на 1954 год в количестве 190
миллионов пудов (3120 тысяч тонн), тогда как потребность в экспорте
определялась в размере 293 миллионов пудов (4800 тысяч тонн). (См.:
Докладная записка Н. С. Хрущева в Президиум ЦК КПСС 22 января 1954 года;
Хрущев Н. С. Строительство коммунизма в СССР и развитие сельского хозяйства.
Речи и документы. В 5 т. Т. 1. С. 85, 86.)
[4] Неожиданно для Хрущева на Пленуме 1954 года с серьезными критическими
замечаниями в адрес программы освоения целинных земель выступили ученые --
специалисты в области засушливого земледелия. Ученые рекомендовали с самого
начала освоения целины внедрять паровые севообороты, многолетние травы,
сочетать зерновое производство с животноводством, применять мелкую пахоту;
подчеркивали большое значение чистых паров. Хрущев полностью отверг эти
рекомендации специалистов (профессор М. Г. Чижевская, опытник Т. С. Мальцев
и др.), поддержав некомпетентные советы Т. Лысенко (президент ВАСХНИЛ).
(См.: Зеленин И. Е. Аграрная политика Н. С. Хрущева и сельское хозяйство
страны // Отечественная история. 2000. 1. С. 79.)
[5] Н. Хрущев, посетивший Донбасс, на заседании Президиума ЦК КПСС 24
августа 1956 года, описывая сложившуюся ситуацию, исчерпывающе заметил: "Все
растаскивают". (См.: РГАНИ. Ф. 3. Оп. 12. Д. 1005. Л. 21--23 об. Цит. по:
Президиум ЦК КПСС. 1954--1964. Черновые протокольные записи заседаний.
Стенограммы. Постановления. 2-е изд. Т. 1. С. 160.)
[6] Замечания к последнему варианту "Общей концепции развития
хозяйственного механизма предприятий и объединений". 30 июля 1985 года.
Директор Института экономики АН СССР Е. И. Капустин -- зампреду Госплана
СССР академику Д. М. Гвишиани.
[7] Плеханов Г. В. К вопросу о роли личности в истории // Избранные
философские произведения. В 5 томах. Т. 2. М., 1956.
[8] "Главное отличие состоит в том, что она опирается на принципиально
новую экономическую доктрину. Движение к рынку прежде всего за счет
государства, а не за счет простых людей. <...> Программа ставит
задачу: все, что возможно, взять у государства и отдать людям. Есть
серьезные основания считать, что возвращение народу значительной части
собственности и ресурсов на различных условиях обеспечит их гораздо более
эффективное хозяйское использование и позволит избежать многих негативных
явлений в процессе перехода к рынку. Необходимо решительно сократить все
государственные расходы, в том числе по скрытым от общества статьям.
<...> Еще одна принципиальная особенность программы: люди должны не
ждать чьих-то разрешений и указаний, а поступать в соответствии со своими
интересами. Программа же показывает, как лучше и эффективнее действовать в
этом направлении. Человек, заинтересованно читающий эту программу, может
определиться, что выгодно для него лично, и заранее решить, когда и что
следует делать, что, от кого, в каком объеме и на каких условиях требовать
для реализации своих экономических прав и интересов. <...> Таким
образом программу можно рассматривать как программу реализации прав граждан
на лучшую, более достойную жизнь". "Главные цели реформы -- экономическая
свобода граждан и создание на этой основе эффективной хозяйственной системы,
способной обеспечить динамичное развитие народного хозяйства и достойный
уровень благосостояния гражданам страны, преодолев отставания от других
стран. <...> Важнейшей задачей государственной власти на всех уровнях
и, в первую очередь, на республиканском и местном является обеспечение
высокой степени социальной защищенности граждан, понимаемой, с одной
стороны, как предоставление всем гражданам равных возможностей в том, чтобы
своим трудом обеспечить себе достойную жизнь, а с другой стороны, как
государственная поддержка нетрудоспособных и социально уязвимых членов
общества. <...> Значительно (до 20%) сокращается финансирование
Министерства обороны СССР и КГБ; в частности за счет резкого снижения
закупок вооружения и военного строительства с сохранением на год средней
зарплаты работникам предприятий-изготовителей. Сэкономленные материальные
ресурсы направляются на свободную реализацию. Не менее 30% экономии от
сокращения расходов на эти цели обращается на повышение зарплаты офицерского
состава и строительство жилья для военнослужащих, в том числе
передислоцируемых в СССР из других стран и уволенных в запас". (См.:
Программа "500 дней". -- http://www.yabloko.ru/Publ/500/500-4.html)
[9] "База расчетов -- план бюджета на IV квартал 1990 г., предоставленный
Министерством финансов СССР: доходы -- 46,9 млрд руб., расходы -- 62,5 млрд
руб., дефицит -- 15,6 млрд руб.
1. Сокращение расходов:
а) целевое сокращение: капитальных вложений -- 20%; операционных
расходов -- 30--50%; военных расходов (на закупку военной техники) --
50--70%; расходы на внешнеэкономическую деятельность (помощь и кредиты
другим странам заморозить на квартал на уровне 0 руб.);
б) выделение "защищенных" статей: социально-культурные мероприятия;
содержание правоохранительных органов; расходы по обслуживанию госдолга;
расходы на проведение выборов народных депутатов СССР;
в) сокращение всех незащищенных статей на 10--15%.
Результат: сокращение расходов союзного бюджета на 10 млрд руб.". (См.:
Переход к рынку. Программа "500 дней". М., 1990. С. 221.)
[10] "На Верховном Совете СССР прозвучал запрос народного депутата С.
Белозерцева относительно ...странных" передвижений воинских подразделений
вблизи Москвы. 9--10 сентября были спешно приведены в боевую готовность, а
затем пришли в движение Рязанский парашютно-десантный полк и части Тульской
дивизии, Дивизия МВД им. Дзержинского, были переброшены части Псковской
воздушно-десантной дивизии. Офицеры поначалу считали, что идет обычная
подготовка, возможно, к параду или учениям. Но войска получили боеприпасы и
технику. Хотя практика выдачи боевых припасов перед учениями практически не
применяется: даже на учениях с боевой стрельбой боеприпасы, как правило,
подвозятся на этап стрельбы. Сами солдаты были озабочены. Курсанты не
верили, что переброшенная дивизия в бронежилетах, в касках, на боевой
технике прилетела убирать картошку. Российское правительство оказалось не в
курсе. Никто из депутатов, поехавших по частям, не был допущен до личного
состава. Так развивались события, накануне объявленного на 16 сентября
митинга в Москве. По данным народного депутата РСФСР В. Рюмина, и на самом
митинге присутствовала переодетая в ...гражданку" рота десантников из
Подмосковья.
Министр обороны страны Д. Язов, выступая на сессии Верховного Совета
СССР, назвал все приведенные факты вымышленными, однако подтвердил, что
десантники действительно прибыли в Москву. Маршал вначале объяснил:
рязанский и костромской полки прибыли для парада на Красной площади, а
затем, не назвав больше ни одного соединения, заявил, что ...действительно
были учения"". (См.: Панкратов А. А кто-то подумал -- учения идут... //
Комсомольская правда. 26 сентября 1990 года; Панкратов А. А маршал ответил
-- учения идут. Только ясности в истории с маршем десантников по-прежнему
нет // Комсомольская правда. 4 октября 1990 года.)
[11] Один из авторов программы "500 дней" так описывал в январе 1991 года
сценарий предположительного развития событий: "Не станет исключением и наша
страна. Общие контуры антиинфляционной программы прогнозировать нетрудно.
Пойдут вниз расходы государства на дотации, в первую очередь, на продукты
питания. Резко упадет зерновой импорт. На низком уровне стабилизируются
государственные инвестиции, капиталовложения предприятий, производство
инвестиционной продукции. С оборонными расходами сложнее: здесь все зависит
от того, кто и как будет такую программу реализовывать. Удастся ли
стабилизировать экономику, сохранив ростки демократических и рыночных
институтов, открытую миру внешнюю политику, курс на интеграцию в мировое
хозяйство, или разгул безответственности, демагогии и анархии вновь уготовит
нам путь в тупик тоталитарного режима и автаркии -- борьба вокруг этой
дилеммы станет главным содержанием экономической политики ближайшего
будущего". (См: Коммунист. 1991. 2.)
[12] Соколов М. Литва: Шеварднадзе, между прочим, предупреждал... //
Коммерсант. 14 января 1991 года. 2.
[13] Михайлов В. (зав. Отделом национальной политики ЦК КПСС) -- в ЦК
КПСС. О событиях в Литве. 11.01.1991. РГАНИ. Ф. 89. Оп. 28. Д. 31. Л. 1.
[14] Соколов М. Литовский кризис: теперь все зависит от России //
Коммерсант. 21 января 1991 года. 3.
[15] Щекочихин Ю. Неуправляемая армия? // Литературная газета. 16 января
1991 года. 2.
[16] Докладная записка А. С. Черняева от 15 января 1991 года. Фонд
Горбачева. Apx. 8780.
[17] Известия. 26 августа -- 2 сентября 1991 года. 202--204, 207--209.
[18] Известия. 29 августа 1991 года. 206.
[19] "2 сентября от имени президента СССР и лидеров десяти союзных
республик (Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России,
Узбекистана, Украины, Таджикистана и Туркмении) президент Казахстана
Назарбаев огласил заявление: распустить Союз и на паритетных началах
сформировать структуры переходного периода. От съезда требовалось одно:
конфирмовать конституционный акт, определяющий структуру переходных органов
союзной власти -- и мирно самораспуститься". (См.: Соколов М. Союз
развалился республик свободных... // Коммерсант. 9 сентября 1991 года. 36.)
[20] Бывший заместитель председателя союзного правительства Л. Абалкин
писал: "В начале октября (1991. -- Е. Г.), находясь в США, я встретился с
господином Гринспеном -- руководителем Федеральной резервной системы США,
одним из опытнейших финансовых специалистов современности. Мы знакомы давно,
хорошо понимаем друг друга и практически говорили на одном языке. Он спросил
меня: ...Понимаете ли вы, что остается всего несколько недель для того,
чтобы предупредить финансовый крах?". Я ответил, что, по нашим оценкам, этот
срок измеряется двумя месяцами. Собственно говоря, различался только способ
выражения мысли: несколько недель или два месяца -- это практически одно и
то же". (См.: Абалкин Л. И. К цели через кризис. Спустя год... М.: Луч,
1992. С. 176.) Из записей Г. Шахназарова о заседании Государственного совета
16 октября 1991 года: "На заседании Госсовета об экономическом союзе
докладывает Григорий Явлинский. Называет цифры: спад производства в 1991
году на 15 процентов, в 1992 году ожидается 23--25 процентов. [...]
Остановка производства и рост цен в 2--3 раза создадут тупиковую ситуацию".
(См.: Шахназаров Г. С вождями и без них. М.: Вагриус, 2001. С. 482.)
[21] Акулинин В. И. (первый заместитель председателя Комитета СССР по
закупкам продовольственных ресурсов) -- тов. Силаеву И. С. в Комитет по
оперативному управлению народным хозяйством страны. О закупках зерна на
свободно конвертируемую валюту. 28.08.1991. ГАРФ. Ф. 5446. Оп. 163. Д. 1438.
Л. 57.
[22] Акулинин В. И. (первый заместитель председателя Комитета СССР по
закупкам продовольственных ресурсов) -- руководителю Комитета по
оперативному управлению народным хозяйством СССР тов. Силаеву И. С. Об
объеме завоза в страну пшеницы и закупке соевого шрота. 27.09.1991. ГАРФ. Ф.
5446. Оп. 163. Д. 1439. Л. 75.
[23] Из выступления Е. Гайдара на встрече глав правительств Содружества
Независимых Государств: "Уважаемые коллеги! В качестве вступления несколько
слово по механизму согласования нашей работы. Как мы договорились в
Алма-Ате, особенно по предложению делегации Украины, наше Содружество не
является ни государством, ни на государственном уровне. И если мы будем
пытаться все вопросы, уровень координации по всем поводам вывести на единый
уровень, приемлемый для всех республик, мы просто ни о чем никогда не
договоримся, я этого очень боюсь.
Поэтому мне кажется, что мы должны подходить к согласованию наших
политик максимально гибко. Кто может пойти на более тесную интеграцию, более
жесткую координацию экономической политики в разных сферах, мы можем
подписать более обязывающие документы.
Общая логика следующая. Мы сегодня не имеем возможность обеспечить
устойчивость товаропотоков в рамках традиционной системы лимитов, фондов,
нарядов и государственных заказов в силу ограниченной управляемости, по
крайней мере, экономики на территории России. В республиках она частично
более управляемая, в России в силу ее территорий мягкие методы управления,
когда ты можешь, не доводя формально директивного госзаказа, тем не менее
заставить предприятия делать то, что ты считаешь нужным, они работают очень
плохо. Отсюда в России идут тенденции местной регионализации, формирования
таможен на уровне территорий, на уровне областей, краев, которые очень
опасны и могут парализовать вообще нашу способность проводить какую бы то ни
было экономическую политику, и в том числе выполнять какие бы то ни было
обязательства, которые мы заключаем перед вами". (См: Стенограмма рабочей
встречи глав правительств Содружества Независимых Государств 24 декабря 1991
года. ГАРФ. Ф. А-259. Оп. 1. Д. 5386. 24.12.1991. Л. 1--79.)
[24] Соглашение о совместных мерах в отношении ядерного оружия. (См.:
Постановление Верховного Совета РСФСР "О ратификации соглашения о создании
Содружества независимых государств" от 12 декабря 1991 года 2014-1.) О
выводе тактического ядерного оружия к 1 июля 1992 года на центральные
предзаводские базы для его разукомплектования под совместным контролем см.:
Давыдов В. Ф. Распад СССР и нераспространение ядерного оружия // США:
экономика, политика, идеология. 1992. 3(267). С. 25, 29; Рогов С. М.
Поворотный пункт в ядерной конфронтации // США: экономика, политика,
идеология. 1992. 1 (265). Об озабоченности западных аналитиков, порой
переходящей в прямую панику, судьбой российского тактического ядерного
оружия в случае краха Советского Союза см.: Милхоллин Г., Уайт Д. Развал
советской ядерной мощи -- благо или угроза? // Международная жизнь. 1992. 1.
С. 43--55.
[25] 12 декабря 1991 года Россия вышла из состава СССР, денонсировав
решением своего парламента Союзный договор 1922 года. Результаты
голосования: за -- 161 (65,2%), против -- 3 (1,2%), воздержалось -- 9
(3,6%), голосовало -- 173 (70,0%). (См.: Бюллетень 21 совместного заседания
Совета Республики и Совета Национальностей, IV сессия Верховного Совета
РСФСР, 12 декабря 1991 года.) 26 декабря в Кремле прошло последнее заседание
одной из палат Верховного Совета СССР -- Совета Республик, на котором
приняли Декларацию, констатировавшую прекращение существования СССР как
государства и субъекта международного права 142-Н.
[26] "В стране в ближайшее время может сложиться чрезвычайная ситуация со
снабжением населения хлебопродуктами, а животноводства -- концентрированными
кормами. Ежемесячно на эти цели расходуется около 8 млн тонн
продовольственного и фуражного зерна. По состоянию на 1 марта с.г. остатки
его в государственных ресурсах (без учета семян) оцениваются по расчетам
специалистов в количестве около 13 млн тонн, из них почти половина находится
в Казахской ССР. Это означает, что запасы продовольственного зерна (кроме
Казахстана, где его хватит до нового урожая) будут исчерпаны в конце марта.
Уже сегодня крайне тревожное положение с обеспеченностью мукой. При
необходимых нормативных ее запасах в 30 дней в Азербайджанской ССР и
Армянской ССР они составляют 6 дней, Грузинской ССР -- 7, Таджикской ССР --
8, ССР Молдова и Киргизской ССР -- 9 дней. Менее чем на 10 суток запасы муки
в г. Москве, Ивановской, Тульской, Нижегородской, Тюменской, Свердловской,
Читинской, Камчатской и некоторых других областях.
Не решают хлебную проблему поступления зерна по импорту. В
январе--марте с.г. завезено импортного зерна только 3,7 млн тонн при
намечавшихся поставках 12,4 млн тонн. Неоднократные поручения руководства
страны по усилению отгрузки товарного зерна из Казахской ССР, а также
ускорению поставок его по импорту ощутимого влияния на изменение ситуации не
оказали". (См.: Акулинин В. (Отдел агропромышленных отраслей) тов. Павлову
B. C. О возможности чрезвычайной ситуации со снабжением населения
хлебопродуктами, а животноводства -- концентрированными кормами. 18.03.1991.
ГАРФ. Ф. 5446. Оп. 163. Д. 560. Л. 16.)
[27] См.: Ленин В. И. Полн. собр. соч. Изд. 5-е. Т. 50. М.: Изд-во
политической литературы, 1962. С. 85.
[28] Из ответа В. Соловова, тогда заместителя председателя Центробанка
РСФСР, Ф. Лукашову (народному депутату РФ): "В связи с Вашим запросом на имя
Вице-премьера Правительства Российской Федерации Шумейко В. Ф. по просьбе
последнего Центральный банк Российской Федерации сообщает, что со стороны
компетентных органов Российской Федерации каких-либо разрешений на
проведение Украиной широкомасштабной эмиссии рублей не давалось. После того,
как Центральному банку Российской Федерации стало известно о кредитной
эмиссии, проведенной национальным банком Украины, были предприняты
соответствующие меры по защите интересов денежной системы России от
последствий такой эмиссии, в частности, с 1 июля был введен режим
межбанковских расчетов, не допускающий неограниченного выпуска рублей,
эмитированных на Украине, на счета в банках Российской Федерации". (См.:
Архив ЦБ. Д. 5136. 20.10.1992. Л. 40.)
[29] Dornbusch R. Post-communist Monetary Problems: Lessons From The End
of the Austro-Hungarian Empire. San Francisco, California: Press, Institute
for Contemporary Studies, 1994.
[30] Выступление Е. Т. Гайдара на заседании правительства РСФСР 15 ноября
1991 года. (См.: Стенограмма заседания Правительства РСФСР 15 ноября 1991
года. ГАРФ. Ф. А-259. Оп. 1. Д. 5383. 15.11.1991. Л. 6--13.)
[31] Ю. Лужков в ноябре 1991 года докладывал: "Правительство Москвы
доводит до Вашего сведения, что снабжение населения продовольственными
товарами продолжает оставаться критическим... Из-за недостаточности ресурсов
в объеме 40 тыс. тонн и прекращения отгрузки масла животного с Украины,
Эстонии, Латвии и Молдовы торговля им осуществляется периодически, остатки
масла животного отсутствуют. По союзному контракту закуплено по импорту 20
тыс. тонн масла животного. Необходимо весь закупленный объем направить в
Москву. <...> В январе 1992 г. Москва может остаться без
продовольствия". -- Лужков Ю. М. (премьер Правительства Москвы) -- Бурбулису
Г. Э. (первый заместитель Председателя Правительства РСФСР). ГАРФ. Ф. 410
Оп. 1. Д. 4818. 22.11.1991. Л. 197--198; Информация из Читинской области:
"Выделено муки по 260 гр. на человека. Это ниже нормы военного времени,
ситуация с обеспечением хлебом критическая". -- Тихоньких В. (председатель
Балейского районного Совета народных депутатов) Ельцину Б. Н. (Президент
РСФСР) и Силаеву И. С. (Председатель Совета Министров РСФСР). ГАРФ. Ф. 527
Оп. 7. Д. 9134. 09.08.1991. Л. 320.
[32] "Стационарный бандит" на пути к стабилизации // Сегодня. 22 апреля
1995 года.
[33] "Мы обязаны действовать с ювелирной точностью" // Известия. 15
декабря 1995 года.
[34] Съезд ассоциации российских банков // Коммерсант. 25 мая 1995 года.
[35] К этому выводу подталкивал и польский опыт. Лех Валенса, без
сомнения харизматичный политик, не взявший на себя при этом ответственность
за самую тяжелую часть реформ в Польше в условиях, когда выборы 1994 года
проходили на фоне уже очевидного динамичного роста польской экономики,
победить не сумел.
[36] Ясин Е. Г. Российская экономика. Истоки и панорама рыночных реформ.
М.: ГУ -- ВШЭ, 2002. С. 437.
[37] Treisman Daniel. "Loans for shares" revisited. national bureau of
economic research working paper series, Working Paper 15819. --
http://www.nber.org/papers/w15819, March 2001.
[38] Википедия. Президентские выборы в России. 1996.
[39] Примечание редакции. Этот факт получил высокую оценку специалистов.
В 1997 году журнал "Euromoney" на основе экспертного опроса ведущих
финансистов мира признал А. Чубайса лучшим министром финансов года. --
http://www.euromoney.com:80/Article/1005909/Finance-Minister-of-the-Year-Chubais-forces-the-pace.html?p=2
[40] Kihwan Kim. The 1997--1998 Korean Financial Crisis: Causes, Policy
Response, and Lessons. Singapore, July 10--11, 2006; Crafts N. East Asian
Growth Before and After the Crisis. IMF Working Paper 98/137, September
1998; Kochhar K., Loungani P., Stone M. R. The East Asian Crisis:
Macroeconomic Developments and Policy Lessons. IMF Working Paper 99/28,
August 1998; Berg A. The Asia Crisis: Causes, Policy Responses, and
Outcomes. IMF Working Paper 98/138, October 1999; Balino T. J.T., Ubide A.
The Korean Financial Crisis of 1997 -- A Strategy Financial Sector Reform.
IMF Working Paper 99/28, March 1999; Jong-Wha Lee, Borensztein E. Financial
Crisis and Credit Crunch in Korea: Evidence from Firm Level Data. IMF
Working Paper 00/25, February 2000.
[41] P. Krugman. The Myth of Asia's Miracle. Foreign Affairs, 73:6,
(November) December 1994. P. 62--78.
[42] Энтов Р. М. Некоторые проблемы исследования деловых циклов //
Финансовый кризис в России и в мире / Под ред. Е. Т. Гайдара. М.: Проспект,
2009. С. 6--39.
[43] ЦБ РФ (www.cbr.ru); МВФ (IFS, CD-ROM ed., April 2009).
[44] С. Кириенко отметил, что изначально пакет стабилизационных
законопроектов предусматривал доход в размере 102,2 млрд рублей. Однако
принятые Госдумой правительственные законопроекты могут принести, по словам
премьера, только 37,8 млрд рублей. Чтобы сбалансировать и компенсировать
потери от непринятых парламентом антикризисных законопроектов, правительство
было вынуждено действовать путем принятия указов президента и постановлений
кабинета. (См.: Известия. 22 июля 1998 года.)
[45] Kim Kihwan The 1997--1998 Korean Financial Crisis: Causes, Policy
Response, and Lessons. --
http://www.imf.org/external/np/seminars/eng/2006/cpem/pdf/kihwan.pdf; Balino
T. J.T., Ubide A. The Korean Financial Crisis of 1997 -- A Strategy
Financial Sector Reform. IMF Working Paper 99/28, March 1999; Jong-Wha Lee,
Borensztein E. Financial Crisis and Credit Crunch in Korea: Evidence from
Firm Level Data. IMF Working Paper 00/25, February 2000.
[46] Златкис Б. Депозитариум // Приложение к журналу "Рынок ценных
бумаг". 2006. 11. С. 33--34.
[47] Все товары подорожают // Коммерсант. 18 августа 1998 года. 150;
Каледина А. Магазинам плевать на Бориса Федорова // Коммерсант. 19 августа
1998 года. 151; Каледина А. Спрос на товары растет вместе с ценами //
Коммерсант. 26 августа 1998 года. 156; Каледина А. Пенсионерам остался
только хлеб // Коммерсант. 27 августа 1998 года. 157; Каледина А. Назад в
будущее // Коммерсант. 28 августа 1998 года. 158; Каледина А. И снова уе //
Коммерсант. 29 августа 1998 года. 159; Каледина А. Продуктов пока хватает //
Коммерсант. 1 сентября 1998 года. 160; Есипов В., Смирнов А. Санкт-Петербург
может остаться без хлеба // Коммерсант. 4 сентября 1998 года. 163; Каледина
А. Дефицит // Коммерсант. 5 сентября 1998 года. 164.
[48] Тимакова Н., Брутман С. Все идет как надо -- президент отдыхает //
Коммерсант. 15 августа 1998 года. 149.
[49] Камышев Д. Лицо импичмента // Коммерсант. 14 мая 1999 года. 80; Дума
пойдет на поводу у президента // Коммерсант. 14 мая 1999 года. 80; Камышев
Д. Эпидемия в Думе // Коммерсант. 15 мая 1999 года. 81; Репортаж из
Государственной Думы // Завтра. 18 мая 1999 года.
[50] Наиболее вероятным правительство и Центральный банк считают
пессимистический вариант роста ВВП, денежной массы и доходов населения.
(См.: Черкасов Д., Никольский А. Чисто арифметическое убийство // Известия.
6 октября 1999 года.); "Расчеты независимых экспертов и специалистов
Минэкономики показывают, что при таких условиях по итогам 1999 года можно
ждать роста на 7--8%, а в следующем -- не более чем на 1,5%. Причем весьма
вероятен переход на отрицательную динамику уже с середины будущего года".
(См.: Кириченко Н. Бюджет переходного периода // Известия. 13 октября 1999
года.)
[51] "...Проблема 2003" года состоит из трех основных факторов -- внешний
долг, износ основных производственных фондов и демографический спад. Именно
в 2003 году Россия должна будет выплатить долги на общую сумму 17 млрд
долларов. Также к 2003 году ожидается значительный износ основных
производственных фондов. В первую очередь, речь идет об инфраструктуре. И
третья основная угроза -- демографический спад, связанный с резким старением
населения страны". (См.: Россия уже борется с "проблемой 2003 года".
Lenta.ru: В России. -- http://lenta.ru/russia/2000/09/12/bug2003/) "Суть
проблемы такова: уровень изношенности основных средств к 2003 году достигнет
критической отметки, за которой страну ждет обвальная волна техногенных
катастроф, сбоев энерго- и теплосетей, разрушения зданий и сооружений,
аварий на транспорте... Надо отметить, что в 2003 году обещают разразиться
сразу три грозы: к рассмотренному в этой статье амортизационному кризису
добавляется прогнозируемое специалистами обострение демографической ситуации
в России плюс приходящееся тоже на этот год наступление срока платежей по
внешним государственным долгам". (См.: Жилкина М. Прогнили... // Русский
полис. 2002. 8. С. 46--47.)
[52] Платон Лебедев был арестован 2 июля 2003 года. (См.: Бутрин Д.,
Сапожников П., Герасимов А., Скоробогатько Д. Пришли за ЮКОСом //
Коммерсант. 3 июля 2003 года. 114.) Михаил Ходорковский был арестован 25
октября 2003 года. (См.: Лепина М., Тополь С., Романов В., Воронов К. Сидеть
// Коммерсант. 27 октября 2003 года. 196.)
[53] http//www.newsru.com/Russia/25oct2003/rspp2.html
[54] Энтов Р. М. Некоторые проблемы исследования деловых циклов /
Финансовый кризис в России и в мире / Под ред. Е. Т. Гайдара. М.: Проспект,
2009. С. 6--39.
[55] Норвежский государственный пенсионный (старое название -- нефтяной)
фонд был создан в 1990 году. 1 января 2006 года он был преобразован в
Норвежский государственный пенсионный фонд -- Глобальный (The Government
Pension Fund -- Global (formerly The Government Petroleum Fund) и Норвежский
государственный пенсионный фонд -- Норвегия (The Government Pension Fund --
Norway (formerly The National Insurance Scheme Fund). На 30 июня 2009 года
его размер составил 395 млрд долларов (около 2,4 трлн норвежских крон), или
порядка 90% ВВП (оценка); в 2008 году -- более 370 млрд долларов (примерно
2,1 трлн норвежских крон), или примерно 82% ВВП. (См.: Министерство финансов
Норвегии. --
http://www.regjeringen.no/en/dep/fin/Selected-topics/The-Government-Pension-Fund.html?id=1441;
Википедия. --
http://www.regjeringen.no/en/dep/fin/Selected-topics/The-Government-Pension-Fund.html?id=1441;
Стат. служба Норвегии. -- http://www.ssb.no)
5654 См. например: Посткоммунистическая Россия в контексте мирового
социально-экономического развития. Научные труды 26. М.: ИЭПП, 2001;
Дробышевский С., Золотарева А., Кадочников П., Синельников С. Перспективы
создания стабилизационного фонда в РФ. Научные труды 27Р. М.: ИЭПП, 2001;
Короп Е. Стабилизационный фонд. Каким он должен быть? Стабилизационный фонд
будет либо политическим, либо его не будет вообще. -- http://www.finiz.ru.
04.02.03
[57] См: Глазьев С. Выступление на заседании, посвященном поиску способов
использования средств Стабфонда. 16.06.2006. --
http://www.rodina.ru/article/show/?id=532; Глазьев С. Стабилизационный фонд
России во многом липовый. -- http://www.rusk.ru/newsdata.php?idar=170221;
Николаева Е. Правительство и Минфин не поделили Стабфонд. 26.02.2006. --
http://www.finiz.ru/economic/article989698; Копейкин продолжил заочный спор
с Кудриным о Стабфонде. 03.2006. --
http://www.finiz.ru/ournews/article991599; Стрельцов Е., Николаева Е. На что
потратить Стабфонд. 10.03.2006. --
http://www.finiz.ru/economic/article992831
[58] "...рецессии в США нет и, весьма вероятно, в 2008 году уже не
случится. Когда Гайдар заговорил о рецессии в январе 2008-го, ее вероятность
рынком фьючерсов оценивалась в 80%. Тогда я рискнул высказать свое
несогласие с прогнозом Гайдара и предположил, что рецессии, скорее всего, не
будет. За прошедшие 6 месяцев рецессия не наступила. Более того, вероятность
ее наступления сегодня оценивается куда более скромно -- всего в 19%, что в
полтора раза ниже ее значения в августе прошлого года, когда начинался
ипотечный кризис"; "...в июле прошлого года цены на нефть составляли 70
долларов за баррель, в июле нынешнего -- 140. Для России мировая конъюнктура
стала неоспоримо благоприятнее, чем была год назад". (См.: Илларионов А. Как
либерал нелибералу. 01.08.2008. -- http://www.izbrannoe.ru/43508.html)
[59] http://www.rian.ru:80/us_news/20081124/155800218.html
[60] Международные сопоставления ВВП в Европе в 1990 году. ЕЭК ООН,
Женева. 1994; Lean Russia: Sustaining economic growth through improved
productivity / McKinsey, April 2009.
[61] Примечание редакции: этот текст был написан Е. Гайдаром в
ноябре--декабре 2009 года.
[62] http://postsov.rsux.ru/chronicl/1985/11_06.shtml
[63] Кузминов Я. Рост экономики РФ в условиях кризиса зависит от
инноваций // РИА Новости. 12 ноября 2008 года. --
http://www.rian.ru/crisis_news/20081112/154880151.html
[64] World Economic Forum. The Global Competitiveness Report 2008--2009.
P. 289. -- https://members.weforum.org/pdf/GCR08/GCR08.pdf