цели и приоритеты инновационной политики, создавать условия, стимулировать, продвигать, но само создание коммерческого инновационного продукта всегда останется прежде всего прерогативой частного бизнеса. В России он очень молод. Всего два десятилетия назад частнопредпринимательская деятельность каралась лишением свободы сроком от 3 до 8 лет. С тех пор российский бизнес из палаток переместился в современные, оборудованные по последнему слову техники сетевые торговые оптово-розничные компании. Он освоил средние, крупные и крупнейшие промышленные производства. В ряде отраслей наши бизнесмены конкурируют с глобальными компаниями. Российский бизнес на наших глазах прошел путь от "бабушек с носочками" по Указу Президента РФ "О свободе торговли" в 1992 году до крупных частных транснациональных компаний в современной обрабатывающей промышленности. Создание нового качества -- инновационной экономики -- и есть главный вызов, стоящий сегодня перед российским частным бизнесом. Все это не означает, что не следует заниматься модернизацией политической системы. Ошибочно лишь искусственное противопоставление политической и экономической модернизации, и уж совсем неприемлемы логические конструкции по типу -- "пусть сначала нам сделают демократическую политическую систему, а потом мы начнем создавать инновационную экономику". Если бы страна развивалась в этой логике, у нее и сегодня не было бы ни частной собственности, ни рыночной экономики. Таким образом, для построения инновационной экономики в России необходимо существенно улучшить качество государственного управления и одновременно получить мощный позитивный импульс от частного бизнеса. Оба этих важнейших института должны взять на себя решение новой исторической задачи, заново выстроить взаимодействие между собой. По сложности такая реформа сопоставима с преобразованиями, через которые наша страна прошла за последние 20 лет. Вместе с тем, она вряд ли их превосходит. При всех имеющихся проблемах, ни в политической, ни в экономической системе современной России нет блокирующего механизма, делающего невозможным позитивный ответ на этот вызов. Развилку "деградация или инновации" предстоит пройти и решить задачу построения полноценной инновационной экономики мирового класса в обозримые сроки, отведенные нам историей, -- примерно за 15--20 лет. Третья развилка, стоящая сейчас перед российскими властями, имеет экономическую основу, но решение о выборе пути носит политический характер. Правящая элита России пришла к власти на фоне начавшегося восстановительного роста, когда базовые институты рыночной экономики были сформированы, общество с трудом, но адаптировалось к новым реалиям. За этим последовали 10 лет динамичного роста валового внутреннего продукта, роста реальных доходов населения. С 2004 года экономический рост был подкреплен расширением возможности бюджетного маневра, связанным с повышением цен на нефть (рис. 55). 58.ai Рис. 55. Цена на нефть марки Brent в реальном исчислении* в январе 2003 -- декабре 2010 года, индекс * 2005 год = 100. Источник: МВФ. На этом фоне сохранять стабильность политического режима нетрудно. Надо сильно постараться, чтобы, когда реальные доходы населения 10 лет растут примерно на 10% в год, руководство государства не было бы популярно. Но нынешняя ситуация, когда реальная заработная плата перестала расти и начала снижаться (рис. 56), в корне иная. 59.ai Рис. 56. Реальная заработная плата в I квартале 2008 -- IV квартале 2010 года, % к соответствующему периоду предыдущего года * Предварительные данные. Источник: Росстат. -- http://www.gks.ru/bgd/regl/B09_02/Main.htm Для тех, кто руководит страной, бюджетные доходы которой зависят от сырьевых рынков, это новая и трудная развилка: или ужесточение политического контроля, репрессий против несогласных, контроль за малотиражными СМИ, или постепенная демократизация режима, восстановление системы сдержек и противовесов во власти, свобода прессы, реальный федерализм. Первый путь в этой развилке ведет к новой революции. Двух революций, которые наша страна пережила в ХХ веке, на наш взгляд, ей хватит. Мы не первая страна, которой предстоит сделать такой выбор. С того времени, когда Западная Европа постепенно выбрала именно второй путь, началось беспрецедентное ускорение экономического роста. Надеемся, что, столкнувшись с этой развилкой, российские власти сделают правильный выбор. Примечания [1] Народное хозяйство СССР в 1956 году. Стат. ежегодник. М.: Государственное статистическое изд-во, 1957. [2] См.: Как ломали НЭП: Стенограммы пленумов ЦК ВКП(б) 1928--1929 гг. В 5 т. / Под ред. А. Н. Яковлева. М.: МФД, 2000. Т. 4. [3] Вот как характеризует положение, сложившееся к этому времени, Н. Хрущев: "Приведу некоторые цифры. В 1940 г. было заготовлено зерна 2225 миллионов пудов, а в 1953 году -- лишь 1850 миллионов пудов, то есть меньше на 375 миллионов пудов. В то же время в связи с общим ростом народного хозяйства, значительным увеличением городского населения и ростом реальной заработной платы из года в год увеличивается расход хлебопродуктов. <...> Потребность зерна на экспорт увеличивается как по продовольственному зерну, так и по зернофуражным культурам, однако из-за недостатка зерна пришлось экспорт определить на 1954 год в количестве 190 миллионов пудов (3120 тысяч тонн), тогда как потребность в экспорте определялась в размере 293 миллионов пудов (4800 тысяч тонн). (См.: Докладная записка Н. С. Хрущева в Президиум ЦК КПСС 22 января 1954 года; Хрущев Н. С. Строительство коммунизма в СССР и развитие сельского хозяйства. Речи и документы. В 5 т. Т. 1. С. 85, 86.) [4] Неожиданно для Хрущева на Пленуме 1954 года с серьезными критическими замечаниями в адрес программы освоения целинных земель выступили ученые -- специалисты в области засушливого земледелия. Ученые рекомендовали с самого начала освоения целины внедрять паровые севообороты, многолетние травы, сочетать зерновое производство с животноводством, применять мелкую пахоту; подчеркивали большое значение чистых паров. Хрущев полностью отверг эти рекомендации специалистов (профессор М. Г. Чижевская, опытник Т. С. Мальцев и др.), поддержав некомпетентные советы Т. Лысенко (президент ВАСХНИЛ). (См.: Зеленин И. Е. Аграрная политика Н. С. Хрущева и сельское хозяйство страны // Отечественная история. 2000. 1. С. 79.) [5] Н. Хрущев, посетивший Донбасс, на заседании Президиума ЦК КПСС 24 августа 1956 года, описывая сложившуюся ситуацию, исчерпывающе заметил: "Все растаскивают". (См.: РГАНИ. Ф. 3. Оп. 12. Д. 1005. Л. 21--23 об. Цит. по: Президиум ЦК КПСС. 1954--1964. Черновые протокольные записи заседаний. Стенограммы. Постановления. 2-е изд. Т. 1. С. 160.) [6] Замечания к последнему варианту "Общей концепции развития хозяйственного механизма предприятий и объединений". 30 июля 1985 года. Директор Института экономики АН СССР Е. И. Капустин -- зампреду Госплана СССР академику Д. М. Гвишиани. [7] Плеханов Г. В. К вопросу о роли личности в истории // Избранные философские произведения. В 5 томах. Т. 2. М., 1956. [8] "Главное отличие состоит в том, что она опирается на принципиально новую экономическую доктрину. Движение к рынку прежде всего за счет государства, а не за счет простых людей. <...> Программа ставит задачу: все, что возможно, взять у государства и отдать людям. Есть серьезные основания считать, что возвращение народу значительной части собственности и ресурсов на различных условиях обеспечит их гораздо более эффективное хозяйское использование и позволит избежать многих негативных явлений в процессе перехода к рынку. Необходимо решительно сократить все государственные расходы, в том числе по скрытым от общества статьям. <...> Еще одна принципиальная особенность программы: люди должны не ждать чьих-то разрешений и указаний, а поступать в соответствии со своими интересами. Программа же показывает, как лучше и эффективнее действовать в этом направлении. Человек, заинтересованно читающий эту программу, может определиться, что выгодно для него лично, и заранее решить, когда и что следует делать, что, от кого, в каком объеме и на каких условиях требовать для реализации своих экономических прав и интересов. <...> Таким образом программу можно рассматривать как программу реализации прав граждан на лучшую, более достойную жизнь". "Главные цели реформы -- экономическая свобода граждан и создание на этой основе эффективной хозяйственной системы, способной обеспечить динамичное развитие народного хозяйства и достойный уровень благосостояния гражданам страны, преодолев отставания от других стран. <...> Важнейшей задачей государственной власти на всех уровнях и, в первую очередь, на республиканском и местном является обеспечение высокой степени социальной защищенности граждан, понимаемой, с одной стороны, как предоставление всем гражданам равных возможностей в том, чтобы своим трудом обеспечить себе достойную жизнь, а с другой стороны, как государственная поддержка нетрудоспособных и социально уязвимых членов общества. <...> Значительно (до 20%) сокращается финансирование Министерства обороны СССР и КГБ; в частности за счет резкого снижения закупок вооружения и военного строительства с сохранением на год средней зарплаты работникам предприятий-изготовителей. Сэкономленные материальные ресурсы направляются на свободную реализацию. Не менее 30% экономии от сокращения расходов на эти цели обращается на повышение зарплаты офицерского состава и строительство жилья для военнослужащих, в том числе передислоцируемых в СССР из других стран и уволенных в запас". (См.: Программа "500 дней". -- http://www.yabloko.ru/Publ/500/500-4.html) [9] "База расчетов -- план бюджета на IV квартал 1990 г., предоставленный Министерством финансов СССР: доходы -- 46,9 млрд руб., расходы -- 62,5 млрд руб., дефицит -- 15,6 млрд руб. 1. Сокращение расходов: а) целевое сокращение: капитальных вложений -- 20%; операционных расходов -- 30--50%; военных расходов (на закупку военной техники) -- 50--70%; расходы на внешнеэкономическую деятельность (помощь и кредиты другим странам заморозить на квартал на уровне 0 руб.); б) выделение "защищенных" статей: социально-культурные мероприятия; содержание правоохранительных органов; расходы по обслуживанию госдолга; расходы на проведение выборов народных депутатов СССР; в) сокращение всех незащищенных статей на 10--15%. Результат: сокращение расходов союзного бюджета на 10 млрд руб.". (См.: Переход к рынку. Программа "500 дней". М., 1990. С. 221.) [10] "На Верховном Совете СССР прозвучал запрос народного депутата С. Белозерцева относительно ...странных" передвижений воинских подразделений вблизи Москвы. 9--10 сентября были спешно приведены в боевую готовность, а затем пришли в движение Рязанский парашютно-десантный полк и части Тульской дивизии, Дивизия МВД им. Дзержинского, были переброшены части Псковской воздушно-десантной дивизии. Офицеры поначалу считали, что идет обычная подготовка, возможно, к параду или учениям. Но войска получили боеприпасы и технику. Хотя практика выдачи боевых припасов перед учениями практически не применяется: даже на учениях с боевой стрельбой боеприпасы, как правило, подвозятся на этап стрельбы. Сами солдаты были озабочены. Курсанты не верили, что переброшенная дивизия в бронежилетах, в касках, на боевой технике прилетела убирать картошку. Российское правительство оказалось не в курсе. Никто из депутатов, поехавших по частям, не был допущен до личного состава. Так развивались события, накануне объявленного на 16 сентября митинга в Москве. По данным народного депутата РСФСР В. Рюмина, и на самом митинге присутствовала переодетая в ...гражданку" рота десантников из Подмосковья. Министр обороны страны Д. Язов, выступая на сессии Верховного Совета СССР, назвал все приведенные факты вымышленными, однако подтвердил, что десантники действительно прибыли в Москву. Маршал вначале объяснил: рязанский и костромской полки прибыли для парада на Красной площади, а затем, не назвав больше ни одного соединения, заявил, что ...действительно были учения"". (См.: Панкратов А. А кто-то подумал -- учения идут... // Комсомольская правда. 26 сентября 1990 года; Панкратов А. А маршал ответил -- учения идут. Только ясности в истории с маршем десантников по-прежнему нет // Комсомольская правда. 4 октября 1990 года.) [11] Один из авторов программы "500 дней" так описывал в январе 1991 года сценарий предположительного развития событий: "Не станет исключением и наша страна. Общие контуры антиинфляционной программы прогнозировать нетрудно. Пойдут вниз расходы государства на дотации, в первую очередь, на продукты питания. Резко упадет зерновой импорт. На низком уровне стабилизируются государственные инвестиции, капиталовложения предприятий, производство инвестиционной продукции. С оборонными расходами сложнее: здесь все зависит от того, кто и как будет такую программу реализовывать. Удастся ли стабилизировать экономику, сохранив ростки демократических и рыночных институтов, открытую миру внешнюю политику, курс на интеграцию в мировое хозяйство, или разгул безответственности, демагогии и анархии вновь уготовит нам путь в тупик тоталитарного режима и автаркии -- борьба вокруг этой дилеммы станет главным содержанием экономической политики ближайшего будущего". (См: Коммунист. 1991. 2.) [12] Соколов М. Литва: Шеварднадзе, между прочим, предупреждал... // Коммерсант. 14 января 1991 года. 2. [13] Михайлов В. (зав. Отделом национальной политики ЦК КПСС) -- в ЦК КПСС. О событиях в Литве. 11.01.1991. РГАНИ. Ф. 89. Оп. 28. Д. 31. Л. 1. [14] Соколов М. Литовский кризис: теперь все зависит от России // Коммерсант. 21 января 1991 года. 3. [15] Щекочихин Ю. Неуправляемая армия? // Литературная газета. 16 января 1991 года. 2. [16] Докладная записка А. С. Черняева от 15 января 1991 года. Фонд Горбачева. Apx. 8780. [17] Известия. 26 августа -- 2 сентября 1991 года. 202--204, 207--209. [18] Известия. 29 августа 1991 года. 206. [19] "2 сентября от имени президента СССР и лидеров десяти союзных республик (Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России, Узбекистана, Украины, Таджикистана и Туркмении) президент Казахстана Назарбаев огласил заявление: распустить Союз и на паритетных началах сформировать структуры переходного периода. От съезда требовалось одно: конфирмовать конституционный акт, определяющий структуру переходных органов союзной власти -- и мирно самораспуститься". (См.: Соколов М. Союз развалился республик свободных... // Коммерсант. 9 сентября 1991 года. 36.) [20] Бывший заместитель председателя союзного правительства Л. Абалкин писал: "В начале октября (1991. -- Е. Г.), находясь в США, я встретился с господином Гринспеном -- руководителем Федеральной резервной системы США, одним из опытнейших финансовых специалистов современности. Мы знакомы давно, хорошо понимаем друг друга и практически говорили на одном языке. Он спросил меня: ...Понимаете ли вы, что остается всего несколько недель для того, чтобы предупредить финансовый крах?". Я ответил, что, по нашим оценкам, этот срок измеряется двумя месяцами. Собственно говоря, различался только способ выражения мысли: несколько недель или два месяца -- это практически одно и то же". (См.: Абалкин Л. И. К цели через кризис. Спустя год... М.: Луч, 1992. С. 176.) Из записей Г. Шахназарова о заседании Государственного совета 16 октября 1991 года: "На заседании Госсовета об экономическом союзе докладывает Григорий Явлинский. Называет цифры: спад производства в 1991 году на 15 процентов, в 1992 году ожидается 23--25 процентов. [...] Остановка производства и рост цен в 2--3 раза создадут тупиковую ситуацию". (См.: Шахназаров Г. С вождями и без них. М.: Вагриус, 2001. С. 482.) [21] Акулинин В. И. (первый заместитель председателя Комитета СССР по закупкам продовольственных ресурсов) -- тов. Силаеву И. С. в Комитет по оперативному управлению народным хозяйством страны. О закупках зерна на свободно конвертируемую валюту. 28.08.1991. ГАРФ. Ф. 5446. Оп. 163. Д. 1438. Л. 57. [22] Акулинин В. И. (первый заместитель председателя Комитета СССР по закупкам продовольственных ресурсов) -- руководителю Комитета по оперативному управлению народным хозяйством СССР тов. Силаеву И. С. Об объеме завоза в страну пшеницы и закупке соевого шрота. 27.09.1991. ГАРФ. Ф. 5446. Оп. 163. Д. 1439. Л. 75. [23] Из выступления Е. Гайдара на встрече глав правительств Содружества Независимых Государств: "Уважаемые коллеги! В качестве вступления несколько слово по механизму согласования нашей работы. Как мы договорились в Алма-Ате, особенно по предложению делегации Украины, наше Содружество не является ни государством, ни на государственном уровне. И если мы будем пытаться все вопросы, уровень координации по всем поводам вывести на единый уровень, приемлемый для всех республик, мы просто ни о чем никогда не договоримся, я этого очень боюсь. Поэтому мне кажется, что мы должны подходить к согласованию наших политик максимально гибко. Кто может пойти на более тесную интеграцию, более жесткую координацию экономической политики в разных сферах, мы можем подписать более обязывающие документы. Общая логика следующая. Мы сегодня не имеем возможность обеспечить устойчивость товаропотоков в рамках традиционной системы лимитов, фондов, нарядов и государственных заказов в силу ограниченной управляемости, по крайней мере, экономики на территории России. В республиках она частично более управляемая, в России в силу ее территорий мягкие методы управления, когда ты можешь, не доводя формально директивного госзаказа, тем не менее заставить предприятия делать то, что ты считаешь нужным, они работают очень плохо. Отсюда в России идут тенденции местной регионализации, формирования таможен на уровне территорий, на уровне областей, краев, которые очень опасны и могут парализовать вообще нашу способность проводить какую бы то ни было экономическую политику, и в том числе выполнять какие бы то ни было обязательства, которые мы заключаем перед вами". (См: Стенограмма рабочей встречи глав правительств Содружества Независимых Государств 24 декабря 1991 года. ГАРФ. Ф. А-259. Оп. 1. Д. 5386. 24.12.1991. Л. 1--79.) [24] Соглашение о совместных мерах в отношении ядерного оружия. (См.: Постановление Верховного Совета РСФСР "О ратификации соглашения о создании Содружества независимых государств" от 12 декабря 1991 года 2014-1.) О выводе тактического ядерного оружия к 1 июля 1992 года на центральные предзаводские базы для его разукомплектования под совместным контролем см.: Давыдов В. Ф. Распад СССР и нераспространение ядерного оружия // США: экономика, политика, идеология. 1992. 3(267). С. 25, 29; Рогов С. М. Поворотный пункт в ядерной конфронтации // США: экономика, политика, идеология. 1992. 1 (265). Об озабоченности западных аналитиков, порой переходящей в прямую панику, судьбой российского тактического ядерного оружия в случае краха Советского Союза см.: Милхоллин Г., Уайт Д. Развал советской ядерной мощи -- благо или угроза? // Международная жизнь. 1992. 1. С. 43--55. [25] 12 декабря 1991 года Россия вышла из состава СССР, денонсировав решением своего парламента Союзный договор 1922 года. Результаты голосования: за -- 161 (65,2%), против -- 3 (1,2%), воздержалось -- 9 (3,6%), голосовало -- 173 (70,0%). (См.: Бюллетень 21 совместного заседания Совета Республики и Совета Национальностей, IV сессия Верховного Совета РСФСР, 12 декабря 1991 года.) 26 декабря в Кремле прошло последнее заседание одной из палат Верховного Совета СССР -- Совета Республик, на котором приняли Декларацию, констатировавшую прекращение существования СССР как государства и субъекта международного права 142-Н. [26] "В стране в ближайшее время может сложиться чрезвычайная ситуация со снабжением населения хлебопродуктами, а животноводства -- концентрированными кормами. Ежемесячно на эти цели расходуется около 8 млн тонн продовольственного и фуражного зерна. По состоянию на 1 марта с.г. остатки его в государственных ресурсах (без учета семян) оцениваются по расчетам специалистов в количестве около 13 млн тонн, из них почти половина находится в Казахской ССР. Это означает, что запасы продовольственного зерна (кроме Казахстана, где его хватит до нового урожая) будут исчерпаны в конце марта. Уже сегодня крайне тревожное положение с обеспеченностью мукой. При необходимых нормативных ее запасах в 30 дней в Азербайджанской ССР и Армянской ССР они составляют 6 дней, Грузинской ССР -- 7, Таджикской ССР -- 8, ССР Молдова и Киргизской ССР -- 9 дней. Менее чем на 10 суток запасы муки в г. Москве, Ивановской, Тульской, Нижегородской, Тюменской, Свердловской, Читинской, Камчатской и некоторых других областях. Не решают хлебную проблему поступления зерна по импорту. В январе--марте с.г. завезено импортного зерна только 3,7 млн тонн при намечавшихся поставках 12,4 млн тонн. Неоднократные поручения руководства страны по усилению отгрузки товарного зерна из Казахской ССР, а также ускорению поставок его по импорту ощутимого влияния на изменение ситуации не оказали". (См.: Акулинин В. (Отдел агропромышленных отраслей) тов. Павлову B. C. О возможности чрезвычайной ситуации со снабжением населения хлебопродуктами, а животноводства -- концентрированными кормами. 18.03.1991. ГАРФ. Ф. 5446. Оп. 163. Д. 560. Л. 16.) [27] См.: Ленин В. И. Полн. собр. соч. Изд. 5-е. Т. 50. М.: Изд-во политической литературы, 1962. С. 85. [28] Из ответа В. Соловова, тогда заместителя председателя Центробанка РСФСР, Ф. Лукашову (народному депутату РФ): "В связи с Вашим запросом на имя Вице-премьера Правительства Российской Федерации Шумейко В. Ф. по просьбе последнего Центральный банк Российской Федерации сообщает, что со стороны компетентных органов Российской Федерации каких-либо разрешений на проведение Украиной широкомасштабной эмиссии рублей не давалось. После того, как Центральному банку Российской Федерации стало известно о кредитной эмиссии, проведенной национальным банком Украины, были предприняты соответствующие меры по защите интересов денежной системы России от последствий такой эмиссии, в частности, с 1 июля был введен режим межбанковских расчетов, не допускающий неограниченного выпуска рублей, эмитированных на Украине, на счета в банках Российской Федерации". (См.: Архив ЦБ. Д. 5136. 20.10.1992. Л. 40.) [29] Dornbusch R. Post-communist Monetary Problems: Lessons From The End of the Austro-Hungarian Empire. San Francisco, California: Press, Institute for Contemporary Studies, 1994. [30] Выступление Е. Т. Гайдара на заседании правительства РСФСР 15 ноября 1991 года. (См.: Стенограмма заседания Правительства РСФСР 15 ноября 1991 года. ГАРФ. Ф. А-259. Оп. 1. Д. 5383. 15.11.1991. Л. 6--13.) [31] Ю. Лужков в ноябре 1991 года докладывал: "Правительство Москвы доводит до Вашего сведения, что снабжение населения продовольственными товарами продолжает оставаться критическим... Из-за недостаточности ресурсов в объеме 40 тыс. тонн и прекращения отгрузки масла животного с Украины, Эстонии, Латвии и Молдовы торговля им осуществляется периодически, остатки масла животного отсутствуют. По союзному контракту закуплено по импорту 20 тыс. тонн масла животного. Необходимо весь закупленный объем направить в Москву. <...> В январе 1992 г. Москва может остаться без продовольствия". -- Лужков Ю. М. (премьер Правительства Москвы) -- Бурбулису Г. Э. (первый заместитель Председателя Правительства РСФСР). ГАРФ. Ф. 410 Оп. 1. Д. 4818. 22.11.1991. Л. 197--198; Информация из Читинской области: "Выделено муки по 260 гр. на человека. Это ниже нормы военного времени, ситуация с обеспечением хлебом критическая". -- Тихоньких В. (председатель Балейского районного Совета народных депутатов) Ельцину Б. Н. (Президент РСФСР) и Силаеву И. С. (Председатель Совета Министров РСФСР). ГАРФ. Ф. 527 Оп. 7. Д. 9134. 09.08.1991. Л. 320. [32] "Стационарный бандит" на пути к стабилизации // Сегодня. 22 апреля 1995 года. [33] "Мы обязаны действовать с ювелирной точностью" // Известия. 15 декабря 1995 года. [34] Съезд ассоциации российских банков // Коммерсант. 25 мая 1995 года. [35] К этому выводу подталкивал и польский опыт. Лех Валенса, без сомнения харизматичный политик, не взявший на себя при этом ответственность за самую тяжелую часть реформ в Польше в условиях, когда выборы 1994 года проходили на фоне уже очевидного динамичного роста польской экономики, победить не сумел. [36] Ясин Е. Г. Российская экономика. Истоки и панорама рыночных реформ. М.: ГУ -- ВШЭ, 2002. С. 437. [37] Treisman Daniel. "Loans for shares" revisited. national bureau of economic research working paper series, Working Paper 15819. -- http://www.nber.org/papers/w15819, March 2001. [38] Википедия. Президентские выборы в России. 1996. [39] Примечание редакции. Этот факт получил высокую оценку специалистов. В 1997 году журнал "Euromoney" на основе экспертного опроса ведущих финансистов мира признал А. Чубайса лучшим министром финансов года. -- http://www.euromoney.com:80/Article/1005909/Finance-Minister-of-the-Year-Chubais-forces-the-pace.html?p=2 [40] Kihwan Kim. The 1997--1998 Korean Financial Crisis: Causes, Policy Response, and Lessons. Singapore, July 10--11, 2006; Crafts N. East Asian Growth Before and After the Crisis. IMF Working Paper 98/137, September 1998; Kochhar K., Loungani P., Stone M. R. The East Asian Crisis: Macroeconomic Developments and Policy Lessons. IMF Working Paper 99/28, August 1998; Berg A. The Asia Crisis: Causes, Policy Responses, and Outcomes. IMF Working Paper 98/138, October 1999; Balino T. J.T., Ubide A. The Korean Financial Crisis of 1997 -- A Strategy Financial Sector Reform. IMF Working Paper 99/28, March 1999; Jong-Wha Lee, Borensztein E. Financial Crisis and Credit Crunch in Korea: Evidence from Firm Level Data. IMF Working Paper 00/25, February 2000. [41] P. Krugman. The Myth of Asia's Miracle. Foreign Affairs, 73:6, (November) December 1994. P. 62--78. [42] Энтов Р. М. Некоторые проблемы исследования деловых циклов // Финансовый кризис в России и в мире / Под ред. Е. Т. Гайдара. М.: Проспект, 2009. С. 6--39. [43] ЦБ РФ (www.cbr.ru); МВФ (IFS, CD-ROM ed., April 2009). [44] С. Кириенко отметил, что изначально пакет стабилизационных законопроектов предусматривал доход в размере 102,2 млрд рублей. Однако принятые Госдумой правительственные законопроекты могут принести, по словам премьера, только 37,8 млрд рублей. Чтобы сбалансировать и компенсировать потери от непринятых парламентом антикризисных законопроектов, правительство было вынуждено действовать путем принятия указов президента и постановлений кабинета. (См.: Известия. 22 июля 1998 года.) [45] Kim Kihwan The 1997--1998 Korean Financial Crisis: Causes, Policy Response, and Lessons. -- http://www.imf.org/external/np/seminars/eng/2006/cpem/pdf/kihwan.pdf; Balino T. J.T., Ubide A. The Korean Financial Crisis of 1997 -- A Strategy Financial Sector Reform. IMF Working Paper 99/28, March 1999; Jong-Wha Lee, Borensztein E. Financial Crisis and Credit Crunch in Korea: Evidence from Firm Level Data. IMF Working Paper 00/25, February 2000. [46] Златкис Б. Депозитариум // Приложение к журналу "Рынок ценных бумаг". 2006. 11. С. 33--34. [47] Все товары подорожают // Коммерсант. 18 августа 1998 года. 150; Каледина А. Магазинам плевать на Бориса Федорова // Коммерсант. 19 августа 1998 года. 151; Каледина А. Спрос на товары растет вместе с ценами // Коммерсант. 26 августа 1998 года. 156; Каледина А. Пенсионерам остался только хлеб // Коммерсант. 27 августа 1998 года. 157; Каледина А. Назад в будущее // Коммерсант. 28 августа 1998 года. 158; Каледина А. И снова уе // Коммерсант. 29 августа 1998 года. 159; Каледина А. Продуктов пока хватает // Коммерсант. 1 сентября 1998 года. 160; Есипов В., Смирнов А. Санкт-Петербург может остаться без хлеба // Коммерсант. 4 сентября 1998 года. 163; Каледина А. Дефицит // Коммерсант. 5 сентября 1998 года. 164. [48] Тимакова Н., Брутман С. Все идет как надо -- президент отдыхает // Коммерсант. 15 августа 1998 года. 149. [49] Камышев Д. Лицо импичмента // Коммерсант. 14 мая 1999 года. 80; Дума пойдет на поводу у президента // Коммерсант. 14 мая 1999 года. 80; Камышев Д. Эпидемия в Думе // Коммерсант. 15 мая 1999 года. 81; Репортаж из Государственной Думы // Завтра. 18 мая 1999 года. [50] Наиболее вероятным правительство и Центральный банк считают пессимистический вариант роста ВВП, денежной массы и доходов населения. (См.: Черкасов Д., Никольский А. Чисто арифметическое убийство // Известия. 6 октября 1999 года.); "Расчеты независимых экспертов и специалистов Минэкономики показывают, что при таких условиях по итогам 1999 года можно ждать роста на 7--8%, а в следующем -- не более чем на 1,5%. Причем весьма вероятен переход на отрицательную динамику уже с середины будущего года". (См.: Кириченко Н. Бюджет переходного периода // Известия. 13 октября 1999 года.) [51] "...Проблема 2003" года состоит из трех основных факторов -- внешний долг, износ основных производственных фондов и демографический спад. Именно в 2003 году Россия должна будет выплатить долги на общую сумму 17 млрд долларов. Также к 2003 году ожидается значительный износ основных производственных фондов. В первую очередь, речь идет об инфраструктуре. И третья основная угроза -- демографический спад, связанный с резким старением населения страны". (См.: Россия уже борется с "проблемой 2003 года". Lenta.ru: В России. -- http://lenta.ru/russia/2000/09/12/bug2003/) "Суть проблемы такова: уровень изношенности основных средств к 2003 году достигнет критической отметки, за которой страну ждет обвальная волна техногенных катастроф, сбоев энерго- и теплосетей, разрушения зданий и сооружений, аварий на транспорте... Надо отметить, что в 2003 году обещают разразиться сразу три грозы: к рассмотренному в этой статье амортизационному кризису добавляется прогнозируемое специалистами обострение демографической ситуации в России плюс приходящееся тоже на этот год наступление срока платежей по внешним государственным долгам". (См.: Жилкина М. Прогнили... // Русский полис. 2002. 8. С. 46--47.) [52] Платон Лебедев был арестован 2 июля 2003 года. (См.: Бутрин Д., Сапожников П., Герасимов А., Скоробогатько Д. Пришли за ЮКОСом // Коммерсант. 3 июля 2003 года. 114.) Михаил Ходорковский был арестован 25 октября 2003 года. (См.: Лепина М., Тополь С., Романов В., Воронов К. Сидеть // Коммерсант. 27 октября 2003 года. 196.) [53] http//www.newsru.com/Russia/25oct2003/rspp2.html [54] Энтов Р. М. Некоторые проблемы исследования деловых циклов / Финансовый кризис в России и в мире / Под ред. Е. Т. Гайдара. М.: Проспект, 2009. С. 6--39. [55] Норвежский государственный пенсионный (старое название -- нефтяной) фонд был создан в 1990 году. 1 января 2006 года он был преобразован в Норвежский государственный пенсионный фонд -- Глобальный (The Government Pension Fund -- Global (formerly The Government Petroleum Fund) и Норвежский государственный пенсионный фонд -- Норвегия (The Government Pension Fund -- Norway (formerly The National Insurance Scheme Fund). На 30 июня 2009 года его размер составил 395 млрд долларов (около 2,4 трлн норвежских крон), или порядка 90% ВВП (оценка); в 2008 году -- более 370 млрд долларов (примерно 2,1 трлн норвежских крон), или примерно 82% ВВП. (См.: Министерство финансов Норвегии. -- http://www.regjeringen.no/en/dep/fin/Selected-topics/The-Government-Pension-Fund.html?id=1441; Википедия. -- http://www.regjeringen.no/en/dep/fin/Selected-topics/The-Government-Pension-Fund.html?id=1441; Стат. служба Норвегии. -- http://www.ssb.no) 5654 См. например: Посткоммунистическая Россия в контексте мирового социально-экономического развития. Научные труды 26. М.: ИЭПП, 2001; Дробышевский С., Золотарева А., Кадочников П., Синельников С. Перспективы создания стабилизационного фонда в РФ. Научные труды 27Р. М.: ИЭПП, 2001; Короп Е. Стабилизационный фонд. Каким он должен быть? Стабилизационный фонд будет либо политическим, либо его не будет вообще. -- http://www.finiz.ru. 04.02.03 [57] См: Глазьев С. Выступление на заседании, посвященном поиску способов использования средств Стабфонда. 16.06.2006. -- http://www.rodina.ru/article/show/?id=532; Глазьев С. Стабилизационный фонд России во многом липовый. -- http://www.rusk.ru/newsdata.php?idar=170221; Николаева Е. Правительство и Минфин не поделили Стабфонд. 26.02.2006. -- http://www.finiz.ru/economic/article989698; Копейкин продолжил заочный спор с Кудриным о Стабфонде. 03.2006. -- http://www.finiz.ru/ournews/article991599; Стрельцов Е., Николаева Е. На что потратить Стабфонд. 10.03.2006. -- http://www.finiz.ru/economic/article992831 [58] "...рецессии в США нет и, весьма вероятно, в 2008 году уже не случится. Когда Гайдар заговорил о рецессии в январе 2008-го, ее вероятность рынком фьючерсов оценивалась в 80%. Тогда я рискнул высказать свое несогласие с прогнозом Гайдара и предположил, что рецессии, скорее всего, не будет. За прошедшие 6 месяцев рецессия не наступила. Более того, вероятность ее наступления сегодня оценивается куда более скромно -- всего в 19%, что в полтора раза ниже ее значения в августе прошлого года, когда начинался ипотечный кризис"; "...в июле прошлого года цены на нефть составляли 70 долларов за баррель, в июле нынешнего -- 140. Для России мировая конъюнктура стала неоспоримо благоприятнее, чем была год назад". (См.: Илларионов А. Как либерал нелибералу. 01.08.2008. -- http://www.izbrannoe.ru/43508.html) [59] http://www.rian.ru:80/us_news/20081124/155800218.html [60] Международные сопоставления ВВП в Европе в 1990 году. ЕЭК ООН, Женева. 1994; Lean Russia: Sustaining economic growth through improved productivity / McKinsey, April 2009. [61] Примечание редакции: этот текст был написан Е. Гайдаром в ноябре--декабре 2009 года. [62] http://postsov.rsux.ru/chronicl/1985/11_06.shtml [63] Кузминов Я. Рост экономики РФ в условиях кризиса зависит от инноваций // РИА Новости. 12 ноября 2008 года. -- http://www.rian.ru/crisis_news/20081112/154880151.html [64] World Economic Forum. The Global Competitiveness Report 2008--2009. P. 289. -- https://members.weforum.org/pdf/GCR08/GCR08.pdf