С богатыми - толпой желают дружбы, Проедет свита - все кричат: Смотри! Все счастье богачей глядит наружу, А мудрые - счастливы изнутри. В богатстве - все для бедности загадки... Излишествами полон гордый Рим... Богатство - разновидность лихорадки, Всех треплет... Только вслух не говорим... Как мерить все естественным желаньем, Чтоб не платить излишествам оброк?! В пяти словах прими, как упованье: К желанью не подмешивай порок! Ты спросишь: как прислугу подбирают, Какой тарелке - выше всех цена? Не важно. Я одно сказать стараюсь: Природе - только пища и нужна! Гораций: 'Жажде - дела нет до чаши, Ей все равно: какой рукой налить.' Кто глину не возьмет, рукою машет - Воображает и не хочет пить. Из всех даров природы наилучший: Что нужно нам - не может надоесть! На хлеб вчерашний сноб глядит колюче... Кто голоден, тот предпочтет доесть. Создатель мира предписал законом: Здоровье, не излишеств баловство! Упрек Его с намоленной иконы Как голос: вы забыли Божество. Природе по заслугам воздадим мы За то, что алчем праведных даров: Ищи - не роскошь, а необходимость - Для жизни и здоровья. Будь здоров. ====================================== Письмо СХХ (О происхождении блага) Луцилия приветствует Сенека! Откуда честность, благо входят в нас? Из книг, что мы прочли в библиотеках? Из опыта души, что дал ей глаз? В чем честности и блага сердцевина? Полезно благо: значит приложить Его названье к лошадям, и к винам, И к обуви? - Нет, низость - хуже лжи. В чем честность?- В пониманьи чувства долга?- В заботе о стареющих отцах, В готовности покинуть дом надолго И биться за победу до конца? Скажу одно: что благом называют - Негодно к злу! Как этого не знать: Ты замечал, как злоупотребляет Богатствами и властью наша знать? Вернусь к вопросу: В чем источник блага И честности? - Природа не могла Нам знанье дать, чей плод для многих лаком: Но, семена познания дала. Я не могу поверить, чтоб случайно, Вдруг... добродетель встала в полный рост! Лишь 'ищущий обрящет' эту тайну, Пусть, он и 'не хватает с неба звезд'. Как наши полагали, добродетель - Посредством 'аналогии' дана. (Как слово появилось - не свидетель, Теперь же - общепринято, признай.) Я поясню (не делая уступки потомкам - мы беседуем одни): Чем поражают смелые поступки? - Знак совершенства видят люди в них. Мы преклонили перед ними главы, Не замечая спрятанный порок: Закон природы - всякий видит славу, Где блеск поступка он заметить смог. Не взял Фабриций золота от Пирра: Он царские богатства презирал. Затем, предупредил отраву пира, И совести своей не замарал. Не давший победить себя богатствам, И ядом не умевший побеждать - Вот в чем величье духа, образ братства, Что сквозь лохмотья светит, как звезда! Сказал: Живи - моим благодеяньем И верностью, печалившей тебя! Не в золоте мне славы изваянье, В том, что Пирра пожалел, любя!' Гораций (тезка знатного поэта) Один с врагом сражался на мосту, Разрушив сзади мост. (Не видев это, Возможно, не поверите мне тут...) И крикнув, когда брусья затрещали: 'Кто хочет, пусть идет моим путем!' Он прыгнул в реку... стрелы вслед пищали, Он вышел цел, с мечом, и со щитом. Такие, и подобные деянья Нам образ добродетели дают. На фоне зла - прекрасней изваянье Отважного и честного в бою. Пороки - маскируются под благо: Ленивый - порицает честный труд, Себя считая смелым... Это - наглость! Хоть глупому и кажется: Он - крут: Пусть щедрым притворится расточитель: 'Дарить' и 'не беречь' - мне не равны! Он - собственных пороков обличитель, Что на прогулке потерял штаны. Труслив перед собраньем храбрый воин: Он не врагов боится - площадей... Кто в бедности и весел, и спокоен - Боится поношения людей: Такое сходство нас и заставляет: Не внешнее, а суть всего взирать! Как часто мы поступок прославляем, А, человека - стоит презирать! Представь себе другого человека: Терпим к врагам, и добр к своим друзьям, Что сделает - то сделано навеки: И в мелочах не сыщется изъян, Хорош не 'по намеренью' - 'по делу', Мудр, терпелив, разумен, смел и щедр, В нем дух - всегда царит над слабым телом, Порок - не нанесет ему ущерб, Он постоянен в мыслях и поступках, Что начал - все доводит до конца: (Нарисовал я образ недоступный?- Но... шевельнулись слабые сердца?!) Увидев добродетели сиянье, Частями примеряем на себя: Нам следует обуздывать желанья И относиться к ближнему - любя! Забыть про страх, спокойно делать дело, Раздать долги, поменьше людям врать, Учиться жить: полжизни просвистело - Готовься - не готовься: умирать! Так мы поймем: что значит жить блаженно, Не требуя от жизни ничего... Кто выбрал Сам - Голгофы униженье, Тому не страшен крик: Распни Его! Пожертвовав Собой, других заставил Узреть Свое сияние во тьме. Он кротостью на путь добра наставил, Хотя, и чудеса творить умел. Когда душа настолько совершенна, Мы говорим: в нем виден Божий дух. Кто видит смерть - в спокойном отрешенье, Тот видит жизнь - как нимба ясный круг. В душе есть признак появленья свыше: Ей тесно в теле, и не страшно - вон. Мы от знакомых ежечасно слышим Их жалобы: болит со всех сторон! Желудок, печень, сердце, голова и Так далее... Все плачут и скорбят: Нас донимают, гонят... Так бывает Со всеми, кто живет не у себя! Мы рождены... в таком тщедушном теле, Что не понять: В чем держится душа? А жить в нем больше века захотели, Не думая о смерти и греша... Подходим к смерти, с каждым днем - все ближе, Чем ближе - тем сильнее жизни страсть, И, каждый час, доволен ты, обижен, Влечет туда, где суждено упасть... Как слеп наш ум! Не зная, что осталось, О смертном часе горько голосим! Все дни пути - добавили усталость, В последний день - лишь падаем без сил. И если мы увидим в ком-то стойкость, Что подлинным величием полна, Его душе приписываем свойства, Которым не известна нам цена. Все истинное - строго неизменно, А в ложном - краткосрочного налет. Есть люди, что всю жизнь попеременно, Срываются то в лужу, то в полет: То им Фабриций кажется не бедным, То Туберон - не скромен и не строг... Потом - затмят Апиция обедом, И - Мецената превзойдут порок... В больной душе заметны даже детям - Как волны, колебания ее: То, напоказ - нужна ей добродетель, То, по любви - к порокам пристает. И - все мы таковы... Желаний смена Нам, видно, уготована судьбой: То - тянет на жену, то - на измену, То - быть царем, то - хуже, чем рабом, То раздуваться в жалком самомненье, И ненависть от ближнего снискать... То рвать одежды, исторгая пени... И деньги - то транжирить, то искать... Тем - безрассудство душ изобличают, Позорнее не знаю ничего... Одною ролью - мудрого венчают, А прочим - сто ролей на одного. Каким ты был - таким и оставайся, Не будь, как флюгер - в воле всех ветров, В разумной похвале - не зазнавайся, Всегда будь узнаваем. Будь здоров. ====================================== 07.11.03 Письмо CXXI (О человеке и животных) Луцилия приветствует Сенека! Вопрос непрост, ты скажешь: я не прав: Представлю Архидема - мой коллега, Он тоже понимал, что значит - 'нрав'! Не все, что к нравам многие относят, Воспитывает души добротой! Одно - в одежде, что сегодня носят, Другое - в соблюдении постов: Седьмое - что дается обученьем, Восьмое - в красоте волос и тел: Там - изучают их происхожденье, Здесь - исправляют... те, кто захотел. Исследуя природу человека, И предпочтенье, что ему дано, От нравов не отходит твой Сенека: Кто ищет свет - пусть выглянет в окно! Увидишь там поля и огороды, Сиянье солнца, колыханье трав: Не зная, своей роли от природы - Откуда ты узнаешь верный нрав? 'А я хочу уйти от предрассудков, Забыть: как мне везло, как не везло! Мечтой о "счастье" не терзать рассудка - К словам легко добавить лишний слог:' - Исполню, пусть твердят: не зная меры, Он бичевал злонравие, порок: Увидит зло - высот добра примеры, Поймет - бессильно преступить порог! Готов прервать молитвы - ради Бога! Не отвлекайте Бога ерундой: Мы "не о Том" молили слишком много, Исполнилось - и стало нам бедой: Завидуем животного движеньям: В них, от природы - красота начал. Вот - стрекоза: летит без напряженья - Ее летать никто не обучал. Для нас полет - страшнее приключенья: Пусть плясуны - в движениях легки: Их легкость - это годы обученья, А здесь - по мановению руки: Дано природой им - бежать быстрее, Лететь, ползти, взбираться вверх и плыть! Но, я об этом сильно не жалею: Наш разум - много выше, чем их прыть! Встает ребенок: падает и, плача, Опять встает, не замечая боль: Кто хочет встать - не молит об удаче, Подняться хочешь - овладей собой! Положим кверху брюхом черепаху - Ей непривычно, тяжело дышать: И тянется, и крутится, и махом Перевернется, если не мешать. Раз нет животных, скованных в движеньях, Едва рожденных, взрослых, все равно - Им состоянье тела в ощущеньях Природой от рождения дано. 'Но, состоянье - это отношенье Души и тела:' - Ну, и что мне в том? Животные находят здесь решенье Не на словах - естественным путем. Ребенка от рожденья обучают: А кто нам скажет: Как учить его? Он 'состоянья' своего не знает, Но чувствует: живое существо! В нас есть душа, но: Что она такое?! Взялась откуда? Где она живет? Порой она сильнее беспокоит, Чем сердце, голова или живот. Затихла днем, а ночью зазвучала: То шепчет: Жди! А то, кричит: Спеши! В нас есть руководящее начало, Что называем обликом души. Живое - приспособиться умеет К тому, что происходит вне его, А разум - это средство стать сильнее, И выше, чем природы естество. Пока живем - меняем состоянья, Младенец, мальчик, юноша, старик: А что потом?- Немногим - изваянье: Но всем, без исключенья - смертный миг. Меняемся и разумом, и ликом, Но всякий - остается сам собой. Приспособленье - также многолико, В нем ежечасный и незримый бой. Я жажду наслаждений, а не боли, Ищу защиты, плачу о судьбе: Что это? - Все желания, не боле (В том - наша суть), - заботы о себе. Забота о себе - важнейший принцип, Заложенный природою в любом. Цыпленок - избегает хищной птицы, Как будто знает - это смерть и боль. Не спрашивай: Откуда это знают, Не испытав ни разу на себе? Собака для цыпленка - как родная, А кошка - верный признак страшных бед. Что не грозит - того и не боятся, От смерти одинаково бегут. От возраста не может страх меняться - Он не растет, пока они растут. Мы от природы любим - безопасность, Как рыба: слышит шум, и - шмыг на дно: Наш опыт - учит поздно и неясно, Что от природы - сразу, всем - одно! Живое - сохранить себя стремится: Бежит от наносящего ущерб, А, что на пользу - ищет и томится: В согласии с природою вещей. Взгляни на пчел - прекрасные жилища, Согласье в разделении работ! Кто с пауком сравнится? Ловит пищу? - Но, как изящен паутины свод: Прямые нити, далее - по кругу, Посередине - чаще, чем с краев, И все углы, заметь, равны друг другу! А прочность?! - Кто сумел порвать ее? Природа учит самосохраненью, Всем - поровну. Иначе - не прожить! В науках не найти себе спасенья, Тем, кто собой не может дорожить! Скоты, что к примененью бесполезны, Умеют приспособиться хитро: Ты не успел - они уже пролезли На самые вершины. Будь здоров. ====================================== Письмо CXXII (Об антиподах) Луцилия приветствует Сенека! На шаг короче стал сентябрьский день, И стыдно тем, кто поднимает веко Лишь в полдень, отгоняя свою лень. Но, в дне еще достаточно простора Для тех, кто ловит солнца первый луч: Им помогают птиц прилежных хоры, И Бог дает к открытью мира ключ. Но, есть у нас такие антиподы, Что 'Не смогли увидеть за всю жизнь Не только дня - заката и восхода' (Наш Марк Катон: как скажет, так - держись!) Они зловещи, как ночные птицы: С полночной чашей, полною вином, Себя хоронят. Им бы устыдиться: И мертвецов оплакивают днем. В заботах дел - день не бывает долог, Ведь смысл и признак жизни - жизнь менять! Дня не хватает? - Отодвинем полог Ночей, хоть на немного - в пользу дня. Птиц в темноте откармливают к пиру, Им легче в неподвижности жиреть - У антиподов тело пухнет жиром: Днем - сладко спят, а ночь - живут на треть. Плоть мертвецов, расслаблены и бледны, Но, это - наименьшее из зол: Здоровью наших тел потемки вредны, Потемки душ - злонравия позор! Порок во всем сражается с природой, Чтоб сделать ей назло - наоборот: Иные, от рождения уроды, Идут из чрева - задом наперед. Пьют натощак, приняв в пустые жилы В предбаннике крепленое вино: Юнцы, что часто ищут в этом силы, Потом, быстрее всех идут на дно. С бутылкой, после ужина, сиденье - Отцы семейства любят в деревнях: Тем, кто не знает в жизни наслажденья - Одна мечта: забыть о трудных днях. Иной - рядится в женские одежды, И продлевает отрочества срок: В мужских утехах - все его надежды: Скорее, это гнусность, чем порок: Для наслаждений бани строят в море: Не правда ли, изысканный уют? - В бассейне лежа: как бы, с бурей спорят, Когда об стенку бани волны бьют! В тепле оранжереи - запах розы, И лилии, хотя давно зима. В попытках низвержения природы Мне видится излишеств кутерьма. Сперва свернув, затем - совсем уходят С природою им данного пути. Ложатся спать - как только солнце всходит, Зато всю ночь - смеяться и кутить! 'Не жить, как все!' - они считают мудрым - Мы - выше, чем толпа и весь народ! 'У нас - свое, особенное утро, Свой график жизни, прихотливый рот!' Атилий Бута ночью обманулся: Растратил состояние отцов Сказал Тиберий: 'Поздно ж ты проснулся!', Увидев его бледное лицо. Монтан известен неплохим поэтом, Любил поэмы публике читать: (Любил слова: 'закаты' и 'рассветы' Совать везде - теперь не сосчитать:) Гремели его голоса раскаты, А слушатель - подсчитывал ущерб: Сказал Пинарий: 'Буду до заката Я слушать, демонстрируя - я щедр!' Читал Монтан: 'Восход едва подъемлет:' А злоязычный Вар кричит: 'Постой! Прошу потише - Бута сладко дремлет: Он так устал в пирушке холостой:' Монтан читал: 'Пастух сгоняет стадо, И тишиной окутана земля:' Вар говорит: 'Прости, уйти мне надо, У Буты за обедом трюфеля:' Пороки с общепринятым не ладят, Раз совесть нечиста - глаз режет свет, О них молчат? - Они уже внакладе: А сплетня им - как ласковый привет: Чтоб имя их могло не затеряться Среди транжир, распутников, воров, Они должны: ни в чем не повторяться, И выходить на свет прожекторов! В начале ночи - бич ведет расчеты, В шестом часу - разминка голосов, Перед рассветом - поварам заботы: Из бани вышли - ужинать и сон: У всех людей, кто следует природе, Покладист и свободен скромный нрав. Всем счастье одинаково приходит, К несчастью - каждый ключ свой подобрал. Кому дурная слава - как награда, Обычному греху - не смотрят в рот: Чем больше извращений - больше рады, У них вся жизнь - идет наоборот. Закончу на сегодня поученья О тех, кто свою жизнь ведет, как крот: Они всю жизнь "гребут против теченья", И, многие - 'приплыли'. Будь здоров. ============================== Письмо CXXIII (О дурных наставлениях) Луцилия приветствует Сенека! Что принимаешь - то не тяжело: Приехал я в усадьбу для ночлега - Нет ужина: Есть хлеб, но очень плох: Я подожду - он станет мне хорошим: Мой голод - это лучший кулинар! Кто хочет есть - тот соберет и крошки: Кто хочет спать - доволен скрипу нар: Желудка скромность - даст свободу телу: Позавтракал? - Зачем тебе обед? Имел ли кто-то все, что захотел он?! - Все властны - не хотеть того, что нет! Мне, чтоб уснуть, не нужно притираний, Лекарства, бани: Я - трудом здоров! Так скромный ужин, после поля брани, Приятнее пресыщенных пиров. Тот стоек, кто, без всякой подготовки, Препятствия спокойно одолел. В его душе, привычной к тренировке, Нет места гневу, не прижилась лень. Взгляни на вещи: нужно их так много? Зачем ты их хотел приобрести?! Не разум освещает нам дорогу - Дурной пример сбивает нас с пути! Никто б не стал служить рабом корысти, Попробуй нас один глупец призвать: Но, заблужденья - выше всяких истин, Когда за ними - голос большинства! Когда перекрываются дороги, Всем ясно: едет важный господин! Вам стыдно, если вы - один из многих? А, вам не стыдно то, что вы - один?! С такими - избегайте разговоров: Пускай не сразу, их слова - гнетут. Пороков семена - страшнее вора: Душевною болезнью прорастут. Как, после музыкального урока - Мы слышим звуков громкое туше, Слова льстецов, хвалителей порока Надолго поселяются в душе. Ты не успел закрыть руками уши, Когда соблазн пытается сказать? - Он начал говорить - ты склонен слушать, И он наглеет, прямо на глазах! В конце концов он убеждает смело: 'Добро и справедливость - ерунда! Кто хочет жить - тот 'вертится' умело! Нет больше счастья: К бабам! И поддать! Имущество - наследникам оставить? Таких врагов приобретешь - держись! Не думай о душе, о доброй славе - Подумай, как безбедно можно жить!' Припомни путешествие Улисса: Он связанным прослушал песнь сирен. Нам злато затмевает свет отчизны, И опрокинет судно слабый крен. Нас почести, богатство - привлекают: Отпугивают - голод, боль и труд: Блаженны, кто о первом не мечтают, Познав, что наши страхи часто врут. Идущий в гору - клонится к вершине, Идущий вниз - откинется назад: В делах у глупых - помощи души нет, И в наслажденьях - некому сдержать. Нам пагубны - и те, кто наслажденье Расхвалит, и пугает, видя боль: И те, кто под предлогом наставленья, Твердит: Грешите: властвуя собой! Что в Греции - обычаем печальным, В Италии - дай Бог, нам прекратить: К нам добродетель не придет случайно, Лишь жаждущим дано ее найти! Ничтожность наслажденья - тянет в землю! Непостоянна слава: и пуста! И бедность - зло для тех, кто не приемлет! И смерть - не зло, а равенства черта! Что суеверья? - Глупость заблужденья: Боимся тех, кого должны любить! Нет разницы: что вера в привиденья, Что Бога - отрицать, что оскорбить! Надежды нет на близость исцеленья С врачом, готовым оправдать порок. Философ - будь смелее в наставленьях, И говори - лишь правду! Будь здоров. ====================================== Письмо СXXIV (О сути блага) Луцилия приветствует Сенека! 'Я расскажу преданья старины, Что предками завещаны от века. Но, слух и разум вы напрячь должны.' Твой разум тонок, слухом не обижен, Ты все привык на пользу примерять: В письме последнем говорю: нет ближе Мне никого - ход мыслей доверять! Вопрос таков: чем благо постигаем? Рассудком или чувством? - Дав ответ, Поймем: в животном - истина другая, Чем в человеке? - Благо - это Свет! Кто выше ценит в жизни наслажденье - Считают благо чувственным. А мы - Признаем: чувства вводят в заблужденье К порокам устремленные умы. Для чувства наслаждения приятны, А, в некоторых - просто видим рай: Зачем же убеждаю я в обратном: Забудь обжорство, боли презирай?! В них - нет греха, когда решает чувство: Но, разум свой выносит приговор! (Тупое, близорукое искусство Твердит нам: 'В чувстве благо!': До - сих пор) Кто различает мелочи на ошупь? - Слепцы, кому Господь закрыл глаза! Увидев раз, понять намного проще, Чем не видавшим - пальцем осязать. 'Но, всякое искусство и науки - Берут начала из конкретных чувств!' Здесь я согласен: чувства нам - как руки: Но, не руками благу я учусь. 'Блаженна жизнь, согласная с природой?' - Ее зовем 'началом всяких благ', Что мудрым обретается за годы - Никто не в силах сразу взять в кулак! Скажи, что плод, скрываемый в утробе - Причастен благу: Всем понятно: Бред! Новорожденный - всем ему подобен? - Понятно: и в младенце блага нет, И - в дереве, в животном бессловесном: (Сурова аналогия? - Весьма:) В чем разница? - В развитии телесном, Младенец: набирается ума! Есть - те, что неразумны от рожденья: Есть - те, что неразумны до поры: Есть - с разумом, привычным к заблужденьям: Во всех нет блага: Разные миры: Нет блага там, где не хозяин разум! Кто неразумен - блага не постичь! Кто 'до поры', о том - не скажешь сразу: В ком есть зачатки - пробуй, обрети! Не всякий возраст, не любое тело Условия для блага создают: Вот бабочка-капустница взлетела: Но птицы - полетать ей не дают. Ты говоришь: 'Есть благо и в посевах!'- Но, не в ростках, пробившихся на свет, А в стеблях, что зерном качают спелым! Есть - в результате, но, в процессе - нет! Оно - в душе возвышенной, свободной, Не подчиненной в мире никому! Сама же - подчинит кого угодно, Благодаря Добру, Любви, Уму! Младенчеству - такое недоступно, И юности - надеяться нельзя: Ценой страданий, доблестных поступков - Откроется великая стезя! 'Ты сам учил: все благо от природы! А, значит - и в младенце может быть.'- В согласии с природой - жизни всходы, А благо - в том, чтоб разум возлюбить! Животные, деревья, люди, боги - Четыре рода всех живых существ: Последних два - разумны, лишь в немногих Есть разум, в остальных - обмен веществ. В разумности природы - совершенство Высокое и яркое, как свет. И чувственность являет вид блаженства, Но, в неразумных чувствах - блага нет. Животным не известно слово Бога, Прошедшего им знать не суждено. Так лошадь - вспомнит верную дорогу, Но, в стойле - забывает все равно. Нет блага в том, кто, прошлого не помня, Не думает о будущем вотще. У них вся жизнь - лишь кратким мигом полна: 'Из праха - в прах' - цикл жизни овощей. И у животных - может быть влеченье К согласному с природой, но: порыв Их сносит беспорядочным теченьем Реки, что ударяется в обрыв. Я - не судья, но, истины свидетель, Вам заявляю с твердостью стиха: Порок - где вытесняют добродетель, Где ей нет места - места нет грехам. Ослаблю повод: Можно, и к животным, Понятье совершенства применять: Но тем, кому дарован разум: 'Вот вам!': Безумие - на чувства ум менять! 'К чему ведут все эти рассужденья? Что здесь полезно для моей души?' - Держись - за благородство побужденья! В обитель зла - хотя бы, не спеши! Твоя природа - выше бессловесных: Ты можешь благо в жизни обрести! Будь благодарен Богу беззаветно: Он нас - с Собою рядом поместил! Зачем ты в упражненьях копишь силы? - Бог дал нам сил - не больше, чем скотам! У зеркала лелеешь облик милый? - Животного - не хуже красота! На голове разглаживаешь локон? - Взгляни на гривы львов и лошадей! Мы от природы бегаем так плохо - Зачем нам тренировки каждый день? Теперь вопрос: Не хочешь все оставить: В чем непременно будешь побежден?! И, к собственному благу путь направить, Припомнив, для чего ты был рожден?! В чем благо? - Исправляй, очисти душу! Преодолей порок своим умом! Скажи: Господь, узрев Тебя - не трушу! Любовь к Тебе - храню в себе самом! Твой высший дар - душа моя и разум! И, для меня, превыше цели нет - Их совершенство! Знаю, что не сразу Они придут, но, мне не жалко лет: Блажен, кто обретет в себе источник Всех радостей! Что все готовы красть - Тебе не нужно даром! Вот что точно Дает понять, что 'разум - наша власть': Ищи в душе причины веселиться: Что ей во благо - выше всех даров! Несчастней всех - по прозвищу - 'счастливцы': Пора идти: Кто Благ - Всегда Здоров! ============================ Послесловие Благое дело - нрав исправить! Сенеки мудрость возлюбя, "Хотел бы я тебе представить Залог достойнее тебя". Не жду похвал... а, поношенье - Не повлияет на решенье: Увидев в зеркале свой нрав, Пусть всякий знает, в чем неправ. Даст Бог - воскреснет добродетель! - Распятье честности, любви. Прошу: мой стих благослови, Сенека, подлинный свидетель! Кто, прочитав, принять не смог: Я не сужу - суди вас Бог... ================================ апрель-декабрь 2003 г.