Н.Османов. Руми (Предисловие к сборнику стихов, 1957г.)


В начале ХIII века на Среднюю Азию и Иран неумолимой лавиной надвигались орды Чингиз хана. Огромная империя хорезмшахов могла выставить зна- чительно больше войск, чем монгольские полчища, но государство хорезмшахов раздиралось внутренними противоречиями и междоусобицами. Слабовольный шах Мухаммед не смог собрать свои военные силы, чтобы дать решительное сражение. Правители отдельных частей государства были разбиты монголами поодиноч- ке, такие большие города, как Бухара, Самарканд, Ургенч и другие, были взяты штурмом. Попытки талант- ливого полководца, сына шаха Джалалуддина, объеди- нить силы и оказать сопротивление натолкнулись на противодействие влиятельных феодалов и придворных, не заинтересованных в возвышении и восшествии на престол сильной личности.
Предвидя надвигающуюся опасность, отец будущего поэта Руми Бахауддин в 1220 году покинул древний город Балх (ныне на территории Афганистана). Его сыну Джалалуддину тогда было четырнадцать лет Бахауддин намеревался совершить паломничество в Мекку, а затем поселиться где-либо в отдаленной стра- не, не подвергая себя и семейство жестоким гонениям монгольских завоевателей.
По отцу род Бахауддина возводили к первому ха- лифу Абу-Бекру (632-634). Существует предание, что мать Бахауддина была принцессой из дома хорезмша- хов и что шах Мухаммед покровительствовал Бахауд- дину как выдающемуся суфийскому проповеднику.
Биографы Руми утверждают, что по пути в Мекку Бахауддин остановился в городе Нишапуре у крупней- шего поэта и теоретика суфизма Фаридуддина Аттара и что престарелый поэт подарил мальчику рукопись поэмы "Асрар-наме". Однако источники не соообщают об этом факте достоверных сведений. По-видимому, эта легенда обязана своим происхождением тому факту, что Аттар и Бахауддин принадлежали к одному тече- нию суфизма.
Через Багдад Бахауддин отправился в Мекку и че- рез Сирию направился в Эрзинджан (в Малой Азии). Правитель этой области Бахрамшах * оказал ему свое покровительство. Бахауддин пробыл несколько лет в Ларенде. В этом городе Джалалуддин женился в воз- расте восемнадцати лет на Гоухархатун, дочери выход- ца из Самарканда. От этого брака впоследствии роди- лись сыновья Султан-велед (писавший стихи по-турецки) и Алауддин.

* Бахрамшаху была посвящена поэма Низами "Сокровищница тайн".

В 1229 году Бахауддин был приглашен в Конью султаном Алауддином Кей-Кубадом, при котором сель- джукское государство в Малой Азии достигло вершины своего могущества. Этот правитель вел успешные вой- ны с соседями (главным образом, с Византией и кресто- носцами) и расширил свои владения. При нем выросли города, строились большие здания, развивалась торгов- ля. Султан Алауддин покровительствовал ученым, по- там, суфиям, стараясь через их посредство завоевать симпатии широких кругов населения. В Конье Бахауд- дин стал официальным проповедником и преподавате- лем медресе. В 1231 году, после его смерти, Джалалуд- дин занял место отца.
В течение нескольких лет Руми совершенствовал свои знания в светских науках в различных городах Сирии. Вернувшись в Конью в 1238 году, Руми стал преподавать в медресе богословские дисциплины и чи- тать проповеди. Жизнь его в кругу семьи протекала спокойно, в достатке.
В 1239 году Руми подружился с прибывшим в Конью странствующим суфием Шамсом Табризи. Под влиянием бесед с Шамсом Руми бросил свои занятия и должность. Это вызвало недовольство его друзей, обвинявших странствующего суфия в колдовстве и не- верии, а его нового последователя - в умопомешатель- стве. Духовенство также было возмущено тем, что Руми превратился в монашествующего суфия и проводил большую часть времени в мистических радениях.
В 1242 году Шамс Табризи исчез во время улич- ных беспорядков, труп его не был обнаружен. Руми два года безуспешно искал своего друга. Отчаявшись найти потерянного наставника, Руми вернулся в Конью и целиком посвятил себя суфийским проповедям. Он не занимал официальной должности, но слава и почет его росли с каждым днем. Он пользовался большим авто- ритетом среди многоплеменного населения Коньи, к не- му стекались люди разных вероисповеданий. Руми имел влияние при дворе; всемогущий сельджукский везир Муинуддин Парвана считал себя его учеником. К этому времени относится основание им суфийского ордена моулави (хотя сам он не встал во главе его).
В этот второй период жизни были написаны фило- софские и поэтические произведения Руми. Свои газели он подписывал именем Шамса Табризи, и потому его лирический сборник называется "Дивани Шамси Таб- ризи".
По просьбе главы ордена Хусамуддина Руми взялся написать книгу, которая излагала бы основы суфизма наподобие "Хадика" известного суфийского поэта Санаи. Он назвал свой труд "Маснави"** (1273). "Маснави" состоит из шести книг и содержит около пятидесяти тысяч стихотворных строк.
Руми оставил также философские сочинения, из которых наиболее значительным является "Фихи ма фихи" ("О вещи в себе").
Руми называют соловьем созерцательной жизни. Его лирика - вершина суфийской поэзии, а "Мас- нави" - энциклопедия суфизма, хотя ей не хватает систематичности.


      * От арабского слова "моулана" (наш господин) - почетного титула Руми.
      ** "Маснави" (сдвоенный) называются поэмы с парной рифмой


Суфизм зародился в ремесленных городских кругах, недовольных богатством и роскошью феодаль- ной знати. Суфии порицали земные богатства, осуж- дали показное благочестие официального исламского духовенства, учили, что любовь к людям и добрые дела значат неизмеримо больше, нежели отправление внешних религиозных обрядов. Вместе "с тем они проповедовали, что личность может совершенство- ваться лишь путем отречения от земного, сосредото- ченностью в себе.
Первые суфии были аскетами, но в дальнейшем в суфийские ордена вступили и богатые феодалы и придворная знать, лишь на словах признававшие су- фийские положения о любви к людям.
Суфизм как философское течение не был про- грессивным явлением, поскольку он парализован активность человеческой личности. Вместе с тем вначале он не был и реакционным, так как в первые века своего существования еще не стал на защиту феодальных устоев, выступал против несправедли- вости.
Творчество таких больших поэтов-суфиев, как Санаи, Аттар, Руми, их историко-литературное значе- ние не следует ограничивать рамками суфизма. Они в своей поэзии страстно бичевали жестокость и тиранию правителей, осуждали алчность и корыстолюбие бога- гых, лицемерие и ханжество духовенства, призывали к дружбе и братству между людьми.
Основным мотивом суфийской поэзии была любовь к божеству, выступавшему под именем "истины", "возлюбленной", "друга". Была разработана мистиче- ская терминология, которая со временем утратила свое значение, и в иных стихотворениях даже трудно опре- делить, о мистических категориях идет речь или о зем- ных. Так обстоит дело и со многими газелями Руми
Сборник газелей Руми "Дивани Шамси Табри- зи" - зов сердца, голос души. Об источниках своего вдохновения он пишет:

      Я милостыни у людей не брал,
      То, что велело сердце, я сказал.

      (Перев. В. Державина)