---------------------------------------------------------------
 Sender: Roman Kotelnikov. Взято из fido7.ru.jump
 См. также  http://www.homepage.techno.ru/riak/d10.htm
---------------------------------------------------------------



                                             Начальникам региональных
                                             управлений ФАС России
                                             Начальникам учебных
                                             заведений ФАС России

                    Анализ парашютных происшествий
                             за 1997 год.

В Федеральную авиационную службу России поступил "Анализ парашют-
ных происшествий в 1997 году" Федерального  управления  авиацион-
но-космического поиска и спасения при МО РФ. (приложение 1)

Учитывая важность вопроса безопасности при проведении  парашютных
прыжков, предлагаю Вам:

1. Довести "Анализ..." до всех предприятий, организаций и учебных
заведений ГА, связанных с выполнением парашютных прыжков.

2. Рекомендовать руководителям этих  предприятий,  организаций  и
учебных заведений провести:

а) занятия с личным составом, участвующим в проведении парашютных
прыжков, по особым случаям выполнения прыжков с последующей  сда-
чей зачетов;

б) методические занятия, с последующей сдачей зачетов,  с  личным
составом, допущенным к работе в качестве выпускающего при  выпол-
нении полетов на выброску парашютистов;

в) технический осмотр парашютной техники с проведением  необходи-
мого ремонта (регламентных работ) с последующей записью в  форму-
ляре парашюта.

3. Возложить контроль за выполнением данных работ на  руководите-
лей авиационных организаций и учебных заведений.


Первый заместитель директора                И.И. Валов.

Исп. Тимонин Э.Л.
т 155-56-06

(приложение 1)



В 1997 году в  Российской  федерации  произошло  семь  парашютных
происшествий в результате которых погибло семь человек.


25 января в СВ на аэродроме Бердск при выполнении 303-ого  прыжка
с парашютом погиб заместитель командира батальона  по  ВДП  майор
Игнатович Е.А.
     Прыжок выполнялся из вертолета Ми-8 с высоты 1100м (выполнял
всего 302-ой прыжок, в 1997 году 2-й).  Метеоусловия: ПМУ, темпе-
ратура - минус 13 градусов, ветер у  земли  2-3  м/с.  Парашютная
система "Талка-З".
     Основной парашют майор Игнатович ввел в действий  на  высоте
800м. После раскрытия обнаружил глубокую закрутку строп. Приняты-
ми мерами раскрутить стропы не удалось. На высоте 400м парашютист
отцепил основной купол. Запасной парашют ввел в действие на высо-
те мение 100м, который из-за  недостатка  высоты  не  наполнился.
Парашютист при ударе о землю погиб.
     Причина происшествия: недостаточная подготовка парашютиста к
действиям в особых случаях, что привело к потере контроля за  вы-
сотой и позднему вводу в действие ПЗ.




     25 марта в авиации ПВ на аэродроме Данилово  при  выполнении
2687-го прыжка погиб начальник склада, старший укладчик парашютов
роты материально-технического обеспечения БАТО в/ч  2095  старший
прапорщик Парманов В.В. Основная парашютная система По-9 серии 2,
срок эксплуатации которой истек в  1995  году.  Запасной  парашют
З-5.
     Прыжок выполнялся из вертолета Ми-8 с высоты 1200м, на  ско-
рости 120км/ч (всего 2087-ой прыжок, в 1997 году - 14-й, в летную
смену - третий.
     В одном заходе со старшим прапорщиком Пармановым В.В. выпол-
нял прыжок с парашютом По-16 инженер-синоптик  в/ч  2095  старший
лейтенант Михайленко С.В. (МС  СССР,3056-прыжок  с  парашютом,  в
1997 году - 13-Й, в летную смену - четвертый).
     В результате неудовлетворительной осмотрительности на высоте
около 500м произошло непреднамеренное столкновение парашютистов в
воздухе.  Купол старшего прапорщика Парманова погас и стал  обжи-
мать левую половину купола парашюта старшего лейтенанта Михайлен-
ко.  Началось сильное вращение влево и снижение с большой  верти-
кальной скоростью.  На высоте 80-90м старший прапорщик  Парманова
отцепился от основного купола и ввел в действие запасной, который
наполнится не успел.
     Старшим лейтенантом Михайленко была проведена попытка отцеп-
ки купола основного парашюта, но левый свободный конец не не  от-
соединился из-за неправильного монтажа гибкого шланга КЗУ  и  от-
сутствия бандажной прошивки его на правом плечевом  обхвате  под-
весной системы. После этого старший лейтенант Михайленко применил
запасной парашют 3-5, который спутался с частично работающим  ку-
полом парашюта ПО-16.
     Старший старший прапорщик Парманов В.В. при  ударе  о  землю
погиб. Старший лейтенант Михайленко получил травмы средней тяжес-
ти.
     Причина происшествия: потеря осмотрительности и столкновение
парашютистов в воздухе.


     27 марта в ВТА на аэродроме Иваново  при  выполнении  931-го
прыжка с парашютом погиб бортовой техник по ДО в/ч 48231  старший
прапорщик Новиков В.М..
     Прыжок выполнялся из самолета АН-2 с высоты 1100м на скорос-
ти 155км/ч.
     После отделения от самолета старший прапорщик  Новиков  В.М.
выполнил задержку раскрытия ранца 10 секунд и ввел в действие ос-
новной парашют на высоте 900м. После раскрытия купола, вследствии
закрутки строп на 1-2 оборота, началось вращение парашюта в левую
сторону с прогрессирующей интенсивностью. Опросом очевидцем уста-
новленно, что во время снижения и при приземлении парашютист  на-
ходился в неработоспособном  состоянии.  При  проведении  патало-
гоанатомической экспертизы установлено, что смерть старшего  пра-
порщика Новикова В.М. наступила в воздухе в результате  поврежде-
ния спинного мозга в районе 5-6 позвонков шейного отдела и обрыва
аорты.
     Причина проишествия: сильный динамический удар при раскрытии
парашюта По-16, приведший к повреждению спинного мозга  и  обрыву
аорты.


     8 июня в МЧС России, на аэродроме Добрынское при  выполнении
182-го прыжка с парашютом погиб начальник отдела десантинков-спа-
сателей майор Агеев А.А.
     Прыжок выполнялся из вертолета Ми-8 с высоты 1200м  на  ско-
рости 120км/ч. Основная парашютная система Д-1-5у.
     После отделения от вертолета майор Агеев  выполнил  задержку
раскрытия ранца 10 секунд и ввел в действие основной парашют. При
раскрытии парашюта Д-1-5у произошел обрыв тринадцати строп. Пара-
шютиста ударило пряжкой свободного конца по виску. Запасным пара-
шютом майор Агеев не воспользовался. При ударе о землю парашютист
погиб.
     Причины происшествия:
1. Нарушение правил хранения парашютно-десантной техники.
2. Предположительно: потеря сознания  парашютистом  в  воздухе  в
следствие удара металлической пряжкой свободного конца до виску.


     21 августа в Детско-молодежном центре г. Самары, на аэродро-
ме Рождествено при выполнении 15-го прыжка  с  парашютом  погибла
парашютистка Малышева П.Н. Прыжок выполнялся из вертолета Ми-8м с
высоты 1200м на скорости 120км/ч с парашютом Д-1-5у.
     После отделения от вертолета и выполнения задержки 10 секунд
произошел отказ основного купола.  Запасным парашютом спортсменка
не воспользовалась, при ударе о  землю  погибла.  Причины  проис-
шествия:
1. Грубейшие нарушения РПС и  ДП-71,  выразившиеся  в  допуске  к
прыжкам лиц, не указанных в ст. 14 данного Руководства.
2. Допуск к прыжкам с задержкой раскрытия неподготовленной  пара-
шютистки.
3. Неподготовленность парашютистки к действиям в особых случаях.


     11 ноября в авиации ВВ МВД РФ, на аэродроме Иркутск при  вы-
полнении первого прыжка с парашютом погиб бортовой техник  верто-
лета лейтенант Шилов А.В.
     Прыжок выполнялся с парашютом Д-1-5у из вертолета Ми-8 с вы-
соты 1000м. После отделения от вертолета ранец парашюта не расче-
ковался.  Запасным парашютом лейтенант Шилов  не  воспользовался.
При ударе о землю погиб.
     Причины происшествия:
1. Не зацепление карабина вытяжного фала парашюта за трос  ПРП  в
вертолете.
2. Необученность лейтенанта Шилова А.В. в действиях в особых слу-
чаях.


     14 декабря в 3-м Московском городском  аэроклубе  РОСТО   на
аэродроме Волосово при выполнении 35-го прыжка с парашютом  погиб
парашютист Пантелеев А.Ю.
     Прыжок выполнялся из вертолета Ми-8 с высот 1200м на скорос-
ти 120км/ч с комбинированной парашютной системой (купол  парашюта
По-17м смонтирован в ранце парашюта По-16,  вытяжной  парашют  от
По-9 серии 2, петли строп управления самодельные). Запасной пара-
шют З-5 серии 4.
     После отделения парашютиста от вертолета  за  ним  никто  не
наблюдал. Дежурный по плошадке приземления увидел раскрытый пара-
шют на высоте 400-500м.
     Осмотром парашютной системы установлено, что купол основного
парашюта был открыт страхующим прибором ППК-У (высота  срабатыва-
ния была установлена 700м).  После открытия купол основного пара-
шюта принял неправильную форму. Снижение происходило по спирали с
вращением вправо, на повышенной вертикальной скорости.  На высоте
примерно 100-120м произошла отцепка основиого купола, и спортсмен
ввел в действие запасной парашют.  Из-за недостаточной высоты за-
пасной парашют наполниться не успел. При ударе о землю парашютист
погиб.
   Причины происшествия:
1. Допуск к выполнению прыжков на парашютной  системе  типа  крыло
неподготовленного парашютиста.
2. Неподготовленность парашютиста к действиям в особых случаях.
3. Неудовлетворительная организация в аэроклубе методической рабо-
ты с инструкторским составом ПДП.
4. Неудовлетворительный контроль за техническим состоянием ПДИ.



     Анализ вышеизложенных происшествий показывает, что основными
причинами гибели людей явились:

-  нарушение  требований  руководящих    документов    и    своих
функциональных обязанностей лицами, ответственными за организацию
и проведение парашютной подготовки;
- отказы парашютно-десантной техники:
- допуск к прыжкам парашютистов, не готовых к действиям в нештат-
ных ситуациях.

     Обращают на себя внимание участившиеся случаи гибели парашю-
тистов с таким надежным типом парашютной системы, как Д-1-5у. Это
свидетельствует о безответственном отношении к  выполнению  своих
функциональных обязанностей начальников парашютно-десантных служб
авиационных частей и организаций и ведомств в вопросах правильной
эксплуатации, хранения, проведения регламентных работ  и  укладки
парашютно-десантной техники.















http://forum.dz-volosovo.ru/showthread.php?t=36


     Всестороннее  соблюдение  мер  безопасности  при проведении  прыжков  с
парашютом,  к  сожалению,  не  всегда  осуществляется  в должной  мере,  что
приводит к повышенному травматизму, а иногда и к гибели парашютистов.
     Так,  начиная  с  1990  года  по  2004  год включительно  в  Российской
Федерации при выполнении прыжков с парашютом  погибло 148 человек. Прошедший
год не стал этому исключением.

     В  2005 году произошло 15 парашютных происшествий, в результате которых
погибло 11человек, из них в ВВС - 1, в ВДВ - 1, в ФСБ - 1, в  РОСТО (ДОСААФ)
- 6,  в других организациях - 2 и получили тяжелые травмы 4 человека (ВВС-1,
ВДВ - 1, РОСТО-2).

     5  февраля 2005  г.  на  аэродроме  "Дягилево"  (г.  Рязань)  во  время
проведения учебно-тренировочных прыжков с парашютом в  войсковой части 41450
(ВДВ)  при  выполнении 2  прыжка  с парашютом, 2 в текущем году,  1 в летную
смену погиб рядовой Титовский Александр Владимирович, 1983 г.р.
     Прыжок выполнялся в ПМУ из самолета Ан-2 на скорости 160 км/ч  с высоты
600  метров с парашютной системой  Д-6 серии 4, запасная парашютная  система
3-5, страхующий парашютный прибор АД-ЗУ-Д-165.
     Перед  отделением   от  самолета  удлинитель,  пристегнутый  к   камере
стабилизирующего парашюта, был захвачен левым предплечьем парашютиста. После
отделения  парашютиста   удлинитель  натянулся   и  камера  стабилизирующего
парашюта  с перьями стабилизатора продернулись за удлинителем.  В результате
чего,  часть стабилизирующей  системы  (стабилизатор  со  звеном)  оказалась
захваченной и зажатой левым предплечьем парашютиста. Это привело к нарушению
каскадной схемы  ввода  в  работу  парашютной  системы Д-6  сер.4,  а  также
послужило  причиной  не  включения страхующего парашютного прибора и полного
отказа парашютной системы. Попыток к освобождению  от захвата Титовский B.C.
не предпринимал, запасной парашютной системой не воспользовался. При ударе о
землю погиб.
     Причины происшествия:
     захват и зажатие парашютистом удлинителя предплечьем;
     потеря  контроля, со стороны выпускающего, за отделением парашютиста от
самолета;
     неудовлетворительная  подготовка  парашютиста  к прыжку с  парашютом, в
т.ч.  к действиям  в  особых случаях  и  к  применению  запасной  парашютной
системы.

     6 марта  2005  г. на аэродроме "Новонежино" Владивостокского АТСК РОСТО
(ДОСААФ)  при выполнении  первого  прыжка  с  парашютом погибла парашютистка
Больгуна Екатерина Сергеевна, 1985 г.р.
     Прыжок  выполнялся  в  ПМУ  из  самолета Ан-2  с  высоты  800 метров  с
парашютной системой Д-6 сер.4, запасная парашютная система З-5.
     Открытие   парашютной  системы  происходило  штатно,  процесс  снижения
парашютистки  под  куполом  шел  нормально.  На высоте,  приблизительно  200
метров, произошла отцепка правой  пары свободных  концов подвесной  системы,
после чего купол парашютной системы вошел "во флаг", что  привело к  резкому
увеличению  скорости снижения.  Попыток ввода в действие запасной парашютной
системы Больгуна Е.С. не предпринимала. При ударе о землю погибла.
     Акт расследования парашютного происшествия в ФПСУ не представлен.
     Вероятными причинами парашютного происшествия явились:
     неправильные действия парашютистки  в воздухе, приведшие к отсоединению
правой пары свободных концов от подвесной системы при помощи  расчековочного
устройства, предназначенного для  гашения  купола  при  протаскивании  после
приземления;
     неудовлетворительная подготовка парашютистки к прыжку с парашютом.

     8 марта 2005 г. на аэродроме "Коробчеево" в Коломенском АТСК "Аэроград"
РОСТО (ДОСААФ) при выполнении 734 прыжка с парашютом, 64 в текущем году, 1 в
летную смену получила тяжелые травмы спортсменка-парашютистка Голосова Софья
Андреевна, 1981 г.р.
     Прыжок  выполнялся в ПМУ из  вертолета  Ми-8  с  высоты  3900  метров с
парашютной  системой "Crossfire2-139", запасная  парашютная  система  "Смарт
160", страхующий парашютный  прибор "Сайпрес" в составе группы по упражнению
27 КПП-2003.
     Раскрытие основной парашютной происходило на  высоте 1300-1200  метров.
После  чего, приблизительно  на  высоте 1000 метров, началось непроизвольное
вращение купола. Предпринятые спортсменкой-парашютисткой  попытки остановить
вращение -  результатов  не дали.  На высоте 250-200  метров  Голосова  С.А.
произвела отцепку купола  основной парашютной системы,  затем, в течение 2-3
сек пыталась  восстановить  стабильное падение  и только  после этого  (чуть
раньше, чем сработал страхующий прибор "Сайпрес")  ввела в действие запасную
парашютную систему, которая успела наполниться приблизительно на 70 %.
     Приземление   спортсменки-парашютистки   произошло  на   не   полностью
наполненном  куполе  запасной  парашютной  системы  с  большой  вертикальной
скоростью в  10  метрах  от  автодороги Москва-Рязань  в  кювет, наполненный
снегом. При приземлении Голосова С.А. вошла  в снег на глубину более 1 метра
и получила  тяжелую травму. На месте ей  была оказана первая  помощь,  после
чего вертолетом она была эвакуирована в лечебное учреждение.
     Причины происшествия:
     потеря контроля  за высотой  при частичном отказе  основной  парашютной
системы,  отцепка  основного купола и ввод  запасной  парашютной системы  на
недопустимо малой высоте;
     низкий уровень подготовки спортсменки-парашютистки к действиям в особых
случаях.
     Кроме  того,  данная  парашютная  система  скомплектована из  отдельных
частей разных типов парашютных систем (основная парашютная система
     "Crossfire2-139" производства США,  запасная "Смарт  160"  производства
ЮАР,  ранец  с  подвесной  системой "Комфорт"  производства ОАО "Полет"), на
которую  в  целом  конструкторской  документации  не существует.  Парашютная
система  в  данной комплектации соответствующие  испытания не проходила и не
может находиться в эксплуатации.

     2  апреля  2005  г.  на аэродроме  "Борки"  Нижегородского  АТСК  РОСТО
(ДОСААФ)  при выполнении 122  прыжка,  19  в текущем году,  2 в летную смену
получила тяжелые  травмы  спортсменка-парашютистка  Бажутина Ульяна Юрьевна,
1974 г.р.
     Прыжок выполнялся в ПМУ при силе  ветра у  земли 3-4 м/сек  из самолета
Ан-2  на  скорости  140  км/час с высоты 2400 метров  с парашютной  системой
По-16, запасная парашютная система 3-5, по упражнению 28 КПП-2003.
     После раскрытия основной парашютной системы, приблизительно  на  высоте
1000 метров,  купол наполнился  не полностью (из 7 секций две правые  и одна
левая не наполнились) и началось слабое вращение в правую сторону.
     Не  выполнив действий, направленных  на  полное  наполнение  купола, на
высоте приблизительно 700 метров, спортсменка-парашютистка произвела отцепку
купола  основной парашютной системы и  ввела в  действие запасную парашютную
систему.  На  высоте 40-35  метров купол запасной  парашютной  системы начал
раскачиваться.  Приземление  произошло  в  центре  площадки  приземления  на
мерзлый грунт со снежно-ледовым покрытием  спиной по ветру, без подготовки к
приземлению  и  без  группировки.  В результате  чего Бажутина У.Ю. получила
тяжелую черепно-мозговую травму и была эвакуирована в лечебное учреждение.
     Причины происшествия:
     низкий уровень подготовки спортсменки-парашютистки к действиям в особых
случаях;
     неграмотные действия спортсменки-парашютистки на этапе приземления.
     Кроме  этого,  не   выполнены  рекомендации  ФПСУ   от  1994  года,  об
использовании с парашютной системой По-16 запасной парашютной системы ПЗ-81.

     9  апреля 2005  г.  на аэродроме  "Труфаново"  Вологодского  АСК  РОСТО
(ДОСААФ) при выполнении  первого  прыжка  с  парашютом  погибла парашютистка
Обвалиничева Виктория Сергеевна, 1988 г.р.
     Прыжок выполнялся в ПМУ при ветре у земли  3-5 м/сек из самолета Ан-2 с
высоты  800  метров  с  парашютной  системой Д-6  сер.4, запасная парашютная
система 3-6п, по упражнению 3 КПП-2003.
     Раскрытие  основной  парашютной  системы  происходило  штатно.  Процесс
снижения  парашютистки  под  куполом  парашюта  шел  нормально.  На  высоте,
приблизительно  400  метров,  из-за  неразблокировки  страхующего   прибора,
установленного на запасной парашютной системе, произошло  его срабатывание и
открытие запасного  парашюта. В дальнейшем снижение парашютистки происходило
под  двумя  наполненными куполами. Под воздействием ветра  Обвалиничеву B.C.
отнесло  от расчетного  места  приземления. Парашютистка приземлилась  в 240
метрах от ЛЭП,  погасить  купола основного и запасного  парашюта не  смогла.
Расчековочным устройством для отсоединения правой  пары свободных  концов от
подвесной  системы не  воспользовалась.  В результате  протаскивания  купола
основной  и  запасной  парашютных  систем  запутались   в  проводах  ЛЭП,  и
парашютистка зависла  на  высоте 5-6 метров над  землей. Прибывшие  к  месту
происшествия парашютисты и  стартовый  наряд обнаружили Обвалиничеву  B.C. в
бессознательном состоянии.
     После  снятия  парашютистки с  проводов  и оказания  ей на месте первой
медицинской помощи было принято решение на эвакуацию пострадавшей в лечебное
учреждение вертолетом Ми-2. При выполнении посадки на ограниченную площадку,
расположенную  неподалеку  от  лечебного  учреждения,   вертолет  столкнулся
хвостовым  винтом  с  препятствием,  упал  на  землю  и  разрушился.  Экипаж
вертолета получил травмы различной степени тяжести, парашютистка погибла.
     Причины происшествия:
     неудовлетворительный  анализ  метеообстановки при принятии  решения  на
проведение прыжков с парашютистами первоначального обучения;
     при  подборе   площадки   приземления   не   были  учтены   требования,
обязательного  наличия за ее  пределами  250 метровой зоны безопасности,  не
имеющей препятствий, опасных для приземления парашютистов;
     ошибка в расчете выброски;
     неудовлетворительная подготовка парашютистки к прыжку с парашютом;
     неотсоединение правой пары  свободных концов от подвесной  системы  при
протаскивании.

     14 мая 2005 г. на аэродроме "Фролово" в Пермском АСК РОСТО (ДОСААФ) при
выполнении первого прыжка с  парашютом получила тяжелую травму, от которой в
последствии скончалась, парашютистка Шурупова Карина Юрьевна, 1986 г.р.
     Прыжок выполнялся в ПМУ при среднем ветре по высотам 3-4 м/сек, у земли
3-5 м/сек,  из самолета АН-2 с  высоты 900 метров с парашютной системой  Д-6
серии 4, запасная парашютная система З-5 серии 3, по упражнению 57 программы
8-1 (утверждена приказом РОСТО (ДОСААФ) от 18 июня 2004 г. 65).
     Раскрытие  основной   парашютной  системы  произошло  сразу  же   после
отделения парашютистки от самолета. Процесс ее снижения под куполом парашюта
проходил   нормально.   На  высоте,   приблизительно   400   метров,   из-за
неразблокировки  страхующего прибора, установленного на  запасной парашютной
системе,  произошло  его  срабатывание  и  открытие  запасного  парашюта.  В
дальнейшем  снижение  Шуруповой  К.Ю.  происходило  под  двумя  наполненными
куполами. Ветром парашютистку  отнесло за пределы  площадки  приземления  на
ЛЭП. В  результате короткого замыкания проводов стропами парашютов, Шурупова
К.Ю. была поражена электрическим током и в тяж?лом  состоянии эвакуирована в
лечебное учреждение, где 6 июня от полученной электротравмы скончалась.
     Причины происшествия:
     неудовлетворительный  анализ метеообстановки при  принятии  решения  на
проведение прыжков с парашютистами первоначального обучения;
     при   подборе  площадки   приземления   не  были   учтены   требования,
обязательного наличия за ее  пределами 250  метровой зоны  безопасности,  не
имеющей препятствий, опасных для приземления парашютистов;
     ошибка в расчете выброски;
     преждевременное выдергивание парашютисткой звена ручного раскрытия;
     неудовлетворительная подготовка парашютистки к прыжку с парашютом;

     21  мая 2005 г. на  аэродроме "Корбчеево" (г. Коломна) в 6 СПК ВВС  при
выполнении  1706  прыжка с парашютом, 61 в текущем году,  3  в  летную смену
получил тяжелые травмы прапорщик Турков Вячеслав Васильевич, 1970 г.р.
     Прыжок выполнялся в ПМУ  при ветре у земли  7-8 м/сек из вертолета Ми-8
на скорости  120 км/ч с высоты 1200  метров с парашютной  системой  "Квант",
запасная парашютная система "Резерв".
     Раскрытие  основной  парашютной  системы  происходило  штатно. На этапе
снижения,  перед приземлением  парашютиста,  изменилось направление  ветра у
земли, скорость  его составляла  7-8 м/сек.  Турков В.В. не проконтролировал
изменение  направления  ветра и  произвел  приземление  по  ветру с  большой
вертикальной и  горизонтальной скоростью, в результате чего  получил тяжелые
травмы и был эвакуирован в лечебное учреждение.
     Причины происшествия:
     невнимательность парашютиста на этапе снижения  и построения  захода на
приземление;
     несоблюдение   парашютистом   мер   безопасности  и   переоценка  своих
возможностей;
     Кроме того,  парашютная система "Квант" производства  ОАО  "Полет"  (г.
Иваново),  государственные испытания  не проходила и не  может  находиться в
эксплуатации.
     Акт расследования парашютного происшествия в ФПСУ не представлен.

     21 июня  2005 г.  в отдельном  Арктическом авиационном полку ФСБ России
(г. Воркута) при выполнении первого прыжка с парашютом погиб бортовой техник
самолета Ан-26 прапорщик Андреев Константин Петрович, 1977 г.р.
     Прыжок  выполнялся в  ПМУ  из  вертолета  Ми-8  с  высоты  600 метров с
парашютной  системой  Д-10, запасная парашютная система З-5, по упражнению 3
КПП-2003.
     Прыжок  выполнялся в  боковую дверь вертолета, с применением в качестве
удлинителя для  зацепления камеры стабилизирующего парашюта вытяжной веревки
от парашютной  системы Д-1-5У.  Предположительно  при отделении от вертолета
произошло  заваливание  парашютиста  на  спину   через  левую  сторону.  При
натяжении вытяжной веревки  (удлинителя), камера стабилизирующего парашюта с
перьями стабилизатора продернулись за  вытяжной веревкой, в  результате чего
часть стабилизирующей системы (стабилизатор со звеном) оказалась захваченной
и  зажатой левым  предплечьем парашютиста. Это привело к нарушению каскадной
схемы ввода в работу парашютной системы Д-10 и послужило причиной полного ее
отказа. Попыток к  освобождению  от  захвата Андреев  К.П.  не предпринимал,
запасной парашютной системой не воспользовался. При ударе о землю погиб.
     Причины происшествия:
     грубое нарушение должностными лицами инструкции по  летной эксплуатации
вертолета  Ми-8 в  части,  касающейся  десантирования  парашютистов  (допуск
парашютиста к выполнению прыжка с парашютом со стабилизацией в боковую дверь
вертолета);
     нарушение указаний по выполнению упражнения 3 КПП-2003;
     неудовлетворительная подготовка  парашютиста к  прыжку  с парашютом,  в
т.ч. к  действиям в  особых  случаях  и  к  применению  запасной  парашютной
системы.

     26 июня 2005 г. на аэродроме "Киржач" в АТСК "Стриж" РОСТО (ДОСААФ) при
выполнении  47 прыжка с  парашютом, 17  в  текущем  году, 1 в  летную  смену
получила тяжелые травмы, от которых  в  дальнейшем  скончалась, парашютистка
Новичкова Марина Сергеевна, 1985 г.р.
     Прыжок выполнялся в ПМУ из самолета Ан-28 с высоты 2700 метров
     с парашютной системой "Sentry-190", запасная парашютная система  ПЗ-81,
по упражнению 43 КПП-2003.
     Раскрытие парашютной системы происходило штатно, на высоте 1000 метров.
Процесс снижения парашютистки под куполом проходил нормально.
     Перед  приземлением, примерно  на высоте 30-25  метров, Новичкова  М.С.
попыталась  выполнить  разворот на  360  градусов.  В результате приземление
произошло  в  процессе разворота с повышенной  вертикальной  скоростью.  При
ударе  о  землю  парашютистка  получила  тяжелые  травмы,  после  чего  была
доставлена в  лечебное учреждение г. Киржач, где в  дальнейшем от полученных
травм скончалась.
     Причины происшествия:
     нарушение методики подготовки парашютистки (КПП-2003);
     допуск парашютистки с низким уровнем подготовки к выполнению прыжков  с
парашютной системой типа "Крыло";
     выполнение  парашютисткой разворота  на  недопустимо  малой высоте, что
привело к приземлению с большой вертикальной скоростью.
     Кроме того парашютная система скомплектована из отдельных частей разных
типов   парашютных   систем   (основная   парашютная  система   "Sentry-190"
производства США,  запасная  парашютная  система ПЗ-81,  ранец  с  подвесной
системой  из  комплекта  парашютной  системы  "Альянс"  производства ОНР  ПА
"Аэродинамика"),   на  которую  в   целом  конструкторской  документации  не
существует.   Парашютная  система   в  данной  комплектации  соответствующие
испытания не проходила и не может находиться в эксплуатации.
     ОНР ПА  "Аэродинамика" лицензии на разработку и производство парашютных
систем не имеет. Ранец с  подвесной системой  от парашютной системы "Альянс"
испытания не проходил.
     В  результате расследования  данного происшествия были вскрыты и другие
грубые нарушения в организации полетов и прыжков с парашютом, систематически
допускаемые  должностными  лицами  АТСК  "Стриж"  РОСТО  (ДОСААФ),  косвенно
повлиявшие  на это  происшествие.  В настоящее время по  данному парашютному
происшествию возбуждено уголовное дело, ведется следствие.

     26 июня 2005 г. на аэродроме "Сокол" в Нижегородском областном АК РОСТО
(ДОСААФ)  при выполнении 155  прыжка,  57 в текущем  году, 2 в  летную смену
погиб парашютист Герасимов Михаил Вениаминович, 1965 г.р.
     Прыжок выполнялся в ПМУ при  ветре  у земли  8  м/сек, с порывами до 11
м/сек,  из  вертолета  Ми-8  с  высоты  3900 метров  с  парашютной  системой
"Stiletto-150" (55  прыжок  с  данным  типом парашютной  системы),  запасная
парашютная система "Smart", по упражнению 19 КПП-2003 в составе группы из 11
человек.
     Раскрытие  основной  парашютной системы происходило штатно,  на  высоте
1000-900 метров. На этапе снижения,  перед приземлением, парашютист перестал
вести  осмотрительность,  при  этом  заход на  приземление  строился  против
солнца. На высоте 20-15  метров купол парашютиста Герасимова М.В. столкнулся
с куполом  рядом  снижающегося парашютиста.  В результате столкновения купол
Герасимова М.В. сложился.  Приземление  парашютиста произошло  с  повышенной
вертикальной скоростью в положении плашмя, в результате чего  Герасимов М.В.
получил тяжелые травмы, от которых скончался на месте.
     Купол  второго   парашютиста  после  столкновения  в  воздухе  частично
сложился и развернулся на 180 градусов. Приземление произошло благополучно.
     Причины происшествия:
     неудовлетворительная подготовка парашютистов к групповому прыжку;
     потеря парашютистами осмотрительности на этапе снижения;
     Кроме  того,  парашютная  система  скомплектована из  отдельных  частей
разных типов парашютных систем (основная парашютная система "Stiletto-150" и
запасная "Smart"  производства США,  ранец  с подвесной  системой  "Элемент"
производства   ЗАО   "ПарААвис"),   на  которую   в   целом  конструкторской
документации  не   существует.  Парашютная  система  в  данной  комплектации
соответствующие испытания не проходила и не может находиться в эксплуатации.

     2 августа 2005  г. на аэродроме "Мясново" в Тульском АСК РОСТО (ДОСААФ)
при выполнении 478 прыжка с парашютом, 14 в текущем году,
     1 в прыжковую смену погиб парашютист  Гармаев Александр Сангаевич, 1955
г.р.
     Прыжок выполнялся в ПМУ при  ветре у земли 4-6 м/сек из самолета Ан-2 с
высоты 1400  метров  с  парашютной системой "Safire-2", запасная  парашютная
система "PD-126R",  по упражнению  12  КПП-2003 в  группе из восьми человек,
четвертым в заходе.
     Раскрытие парашютной системы "Safire-2"  происходило штатно. В процессе
снижения, управляя куполом, Гармаев А.С. допустил значительные отклонения от
расчетной  траектории  снижения  и  не  смог  выйти  в  заданную  точку  для
построения захода на приземление на заданной высоте.
     При попытке исправить допущенную ошибку в расчете захода и приземлиться
в  пределах площадки, Гармаев А.С. произвел доворот на 90 градусов на  малой
высоте, над территорией склада ГСМ. В результате этого, парашютист зацепился
ногами за ворота склада  ГСМ  высотой  2,3 метра.  Приземление  произошло  с
повышенной вертикальной  и горизонтальной  скоростью.  При  этом  парашютист
получил  тяжелые  травмы  и  был  доставлен  в лечебное  учреждение,  где  в
дальнейшем от полученных травм скончался.
     Причины происшествия:
     низкий уровень личной парашютной подготовки Гармаева А.С.;
     допуск к  выполнению  прыжка с парашютной  системой  не соответствующей
уровню подготовки парашютиста;
     переоценка своих возможностей парашютистом;
     разворот  на  малой высоте  над препятствиями  при построении захода на
приземление.
     Кроме  того,  данная  парашютная  система  скомплектована  из отдельных
частей   разных  типов   парашютных  систем  (основная  парашютная   система
"Safire-2" и запасная парашютная система "PD-126R" производства США, ранец с
подвесной системой  "Status IV" производства ООО "Паразона"),  на  которую в
целом  конструкторской  документации  не  существует. Парашютная  система  в
данной  комплектации  соответствующие  испытания  не  проходила  и не  может
находиться в эксплуатации.
     ООО  "Паразона" лицензии на разработку и производство парашютных систем
не  имеет.  Ранец с подвесной системой  от  парашютной  системы "Status  IV"
испытания не проходил.

     10 сентября  2005  г. на  аэродроме "Репъевка"  Сызранского  ВВАУЛ  при
выполнении 64 учебно-тренировочного прыжка с парашютом, 54 в текущем году, 2
в прыжковую смену погиб курсант Михайлов Кирилл Евгеньевич, 1984 г.р.
     Прыжок выполнялся в ПМУ  из  вертолета МИ-8 на скорости  140  км/час  с
высоты 3000 метров  с парашютной системой По-16, запасная парашютная система
Пз-81, по упражнению 6 КПП-2003.
     После ввода в действие основной парашютной системы, на высоте 1200-1000
метров,  купол  парашюта наполнился не полностью из-за  не схода  устройства
рифления,  по причине закрутки  строп в  1,5-2 оборота. Снижение парашютиста
происходило с  повышенной  вертикальной скоростью и незначительным вращением
вправо. Устраняя закрутку строп, Михайлов К. Е. потерял контроль за высотой.
Отцепку  купола основной  парашютной  системы произвел на недопустимо  малой
высоте (200-150 метров), после чего пытался восстановить стабильное падение.
Запасную парашютную  систему ввел  в  действие на высоте 70-50 метров. Из-за
недостаточной высоты купол запасной парашютной системы наполниться не успел.
При ударе о землю погиб.
     Причины происшествия:
     допуск  к  прыжку  с  парашютной  системой  типа  "Крыло"  недостаточно
подготовленного парашютиста;
     неграмотные  действия   парашютиста   при  частичном  отказе   основной
парашютной системы;
     потеря контроля за высотой;
     отцепка  и ввод  в действие запасной парашютной системы  на недопустимо
малой высоте.

     12  сентября  2005  г.  на  аэродроме  "Дубровицы"  (г.  Подольск)  при
выполнении 2 учебно-тренировочного прыжка с парашютом, 2 в текущем году, 1 в
прыжковую  смену получил тяжелые травмы рядовой  Спесивцев  П.В.,  войсковая
часть 93723 (ВДВ).
     Прыжок  выполнялся  в  ПМУ  из  самолета Ан-2 на скорости 160  км/час с
высоты  600 метров с  парашютной  системой  Д-6  сер.4,  запасная парашютная
система З-5 по задаче 2 программы боевой подготовки ВДВ.
     После    отделения   парашютиста    от   самолета,   произошел   захват
стабилизирующей системы парашюта правым предплечьем парашютиста, что привело
к нарушению каскадной схемы ввода в работу парашютной системы
     Д-6  сер.4 и послужило  причиной ее полного отказа. Запасную парашютную
систему  Спесивцев П.В. ввел в  действие ниже предельно  допустимой  высоты.
Приземление  парашютиста  произошло  в  момент  наполнения  купола  запасной
парашютной  системы с  большой  вертикальной  скоростью.  При ударе о  землю
Спесивцев  П.В.  получил  тяжелые  травмы   и  был  эвакуирован  в  лечебное
учреждение.
     Причины происшествия:
     неудовлетворительная подготовка парашютиста к прыжку с парашютом;
     неправильные действия парашютиста при отделении от самолета;
     ввод в действие  запасной парашютной системы ниже  предельно допустимой
высоты.

     Кроме  того,   в  2005  году  имели  место  факты  сокрытия  парашютных
происшествий.
     Так  была скрыта  информация  о  двух случаях  гибели  парашютистов при
выполнении  прыжков  с   парашютом   во  вневедомственных  организациях:   в
авиационном  клубе  "Флайн  СпН"  (аэродром  "Борки", Тверская область)  и в
парашютном  клубе  "ФриФлайн  Камчатка"  (аэродром   "Елизово",   Камчатская
область).
     В первом случае  3 октября 2005  г. при выполнении  прыжка  с парашютом
погиб   парашютист  Юрий  Жилов.  Парашютист  получил  тяжелые   травмы   на
приземлении, от которых в последствии скончался в лечебном учреждении.
     Во  втором случае,  29 декабря  2005  г.  при выполнении  56  прыжка  с
парашютом получила тяжелые  травмы, от которых в  последствии  скончалась  в
лечебном учреждении Цирюльникова Нина Александровна, 1984 г.р.
     Цирюльникова Н.А. выполняла прыжок с парашютной системой
     "Арбалет-1". При отказе основной парашютной системы она воспользовалась
запасной, ниже  предельно  допустимой  высоты, в результате чего приземление
парашютистки  произошло с большой вертикальной скоростью. При ударе  о землю
Цирюльникова Н.А. получила травмы, не совместимые с жизнью.

     Анализируя  и сравнивая  ситуацию с  2004 годом (в котором в результате
парашютных  происшествий  погибли  12  парашютистов)  наблюдается  следующая
тенденция
     - из 11 парашютистов, погибших в 2005 году:
     5 человек (45%) - это начинающие парашютисты (выполнившие до 25 прыжков
с  парашютом). В 2004 году  по этой причине  погибли  -  2  парашютиста, что
составило 16% от общего числа погибших;
     5 человек (45%) - малоопытные  парашютисты (25  - 250 прыжков).  В 2004
году по этой причине погибли - 5 парашютистов;
     1 человек (9%) -  достаточно опытные парашютисты (250 и более прыжков).
В 2004 году  по этой причине погибли - 5 парашютистов, что составило  42% от
общего числа погибших.
     Основными причинами  гибели и  травмирования парашютистов  явились:  не
введение   в  действие  запасной  парашютной  системы   -  3  случая   (ВДВ,
Владивостокский АТСК, Арктический АП ФСБ России);
     введение в действие запасной  парашютной системы  на  недопустимо малой
высоте -  4  случая  (Коломенский АТСК  "Аэроград",  Сызранское  ВВАУЛ, ВДВ,
парашютный клуб "Фрифлайн Камчатка");
     столкновение парашютистов в воздухе - 1 случай (Нижегородский областной
АК);
     грубое приземление на  скоростных куполах -  4 случая (6 СПК  ВВС, АТСК
"Стриж",  Тульский  АСК,  авиационный клуб "Флайн  СпН"),  из них  1  случай
приземления за пределами площадки с задеванием ограждения (Тульский АСК);
     попадание на препятствие (ЛЭП) - 2 случая (Вологодский и Пермский АСК).

     В большинстве рассматриваемых случаях доминирует человеческий фактор,
     5 погибших парашютистов могли бы спастись, если бы при отказе основного
парашюта  своевременно   применили  запасную   парашютную  систему,   а  два
парашютиста могли бы избежать тяжелых травм по этой же причине.
     Из 15 парашютных происшествий текущего года:
     6 произошли с начинающими парашютистами (4 парашютиста выполняли первый
прыжок и 2 парашютиста выполняли второй прыжок с парашютом). В пяти  случаях
из данных происшествий прыжки выполнялись с парашютной системой Д-6 серии 4;
     в  6  случаях парашютисты  выполняли прыжки с парашютными системами, не
имеющими российского сертификата соответствия и не принятыми на снабжение (к
эксплуатации):   Crossfire2-139",  "Квант",   "Sentry-190",  "Stilleto-150",
"Safire-2".  Кроме  того,  почти все они  были скомплектованы  из  отдельных
частей  разных типов  парашютных  систем,  на  которые в целом не существует
конструкторской   документации   и   нет   официального  разрешения  на   их
использование.
     Таким образом, проведенный  анализ парашютных происшествий за 2005  год
показывает, что  основными недостатками при организации и проведении прыжков
с парашютом являются:
     нарушение  руководящим  составом   ПС   и  ПДС  требований   документов
регламентирующих организацию  и проведение прыжков  с  парашютом  и методики
подготовки парашютистов - 9 случаев (60%);
     допуск к прыжкам с парашютом неподготовленных парашютистов, в том числе
с  низкой  психологической подготовкой  к  действиям в  особых  случаях - 12
случаев (80%);
     личная  недисциплинированность   парашютистов,  переоценка  ими   своих
возможностей, нарушение мер безопасности и слабая психологическая подготовка
к действиям в экстремальных ситуациях - 5 случаев (33%);
     продолжение  практики  использования   парашютных  систем  не   имеющих
сертификата соответствия, не принятых на  снабжение (к эксплуатации),  в том
числе  парашютных систем  скомплектованных из отдельных частей разных  типов
парашютных систем  (ранец, купол основного  и  запасного парашютов, вытяжной
парашют,  страхующий  прибор  и др.),  на  которые  в  целом  не  существует
конструкторской документации - 6 случаев (40%);
     продолжают иметь  место случаи не  представления  или  несвоевременного
представления  информации  и актов  расследования парашютных  происшествий в
адрес ФПСУ,  что  является  невыполнением требования  Положения  П 1.1.94-92
"Организация и порядок  проведения  расследования  парашютных происшествий и
инцидентов"  и  препятствует  своевременному доведению данной  информации до
федеральных органов  исполнительной  власти,  проведению анализа  парашютных
происшествий и разработки общих рекомендаций и мероприятий,  направленных на
их  предупреждение.  Не  своевременно  доводилась   информация  до  ФПСУ   о
парашютных происшествиях  (ФСБ  - 1,  ВВС  -  1,  РОСТО  (ДОСААФ) -  2).  Не
представлены акты расследования парашютных происшествий в адрес  ФПСУ (ВВС -
1, РОСТО (ДОСААФ) - 1);
     имеют  место факты сокрытия парашютных происшествий  (авиационный  клуб
"Флайн-СпН" и парашютный клуб  "Фрифлайн Камчатка"), по которым, в настоящее
время проводятся расследования.

     В  связи с  тем, что случаи незаконной эксплуатации  парашютных людских
систем (ЕКПС 1670) продолжают иметь место, еще раз разъясняю:
     парашютные  системы   относятся  к  авиационной   технике,  порядок  их
разработки  и  постановки  на  производство  регламентируется  Положением  о
порядке создания  авиационной  техники  военного  назначения,  утвержденного
решением  Комиссии  по   военно-промышленным  вопросам   при   Правительстве
Российской Федерации от 14 июня 2000 г.;
     парашютные   системы  должны  проходить  контроль  со  стороны  военных
представительств Минобороны  России  (распоряжение Правительства  Российской
Федерации 1994 г. 1300-р), о чем делается соответствующая отметка в паспорте
парашютной системы;
     разработка,  испытание  и производство парашютных систем  лицензируется
Министерством    промышленности   и    энергетики    Российской    Федерации
(Минпромэнерго России);
     приобретение   продукции  иностранного   производства  регламентируется
Федеральным законом "О поставках  продукции для федеральных  государственных
нужд" 1994 г. 60-ФЗ.

     Предложения и рекомендации.
     1.  Руководителям  авиационных  служб  поиска  и  спасания  федеральных
органов исполнительной власти Российской  Федерации,  авиации видов и  родов
войск  Вооруженных Сил,  проанализировать  состояние парашютной подготовки и
привести  выполнение  мероприятий  по  организации парашютной  подготовки  в
строгое соответствие с требованиями руководящих документов,  принять меры по
устранению выявленных недостатков.
     2.  Исключить  практику  применения  парашютных  систем,  не  прошедших
государственные  испытания, а также  скомплектованных  из  отдельных  частей
разных типов парашютных систем.
     3. Исключить применение парашютных систем иностранного производства без
наличия  сертификата  соответствия,  либо  закупленных в  нарушение  порядка
установленного в соответствующих федеральных органах исполнительной власти.
     4.  Учитывая,  что деятельность вневедомственных организаций  в области
парашютизма  (проведение прыжков  с  парашютом) незаконна и  неподконтрольна
из-за  отсутствия  соответствующей  нормативной  правовой  базы,  необходимо
прекратить практику предоставления им в аренду воздушных судов и аэродромов.
     5.   Центральному   совету   РОСТО    (ДОСААФ)   через    руководителей
республиканских, краевых и областных советов инициировать обращение в органы
прокуратуры   по   пресечению   незаконной   деятельности   вневедомственных
организаций по проведению прыжков с парашютом.
     6.  При проведении расследований парашютных происшествий и  инцидентов,
их учете и анализе строго руководствоваться Положением
     П 1.1.94-92 "Организация и порядок проведения расследования  парашютных
происшествий и инцидентов". Провести занятия с руководящим составом ПС и ПДС
по его повторному изучению.
     7. Доклады  о парашютных происшествиях представлять немедленно на ГКЦПС
(круглосуточно)  по телефонам: 941-01-81,  251-46-18, 195-61-50,  195-61-88,
"Богатырь-99", "Богатырь-97", "Комета" 109, ЗАС:  "Кромка-27" или  дежурному
по ФПСУ по телефонам: 941-35-27, "Богатырь-130" (в рабочее время).

     Начальник Федерального управления
     генерал-майор В.Попов



http://forum.dz-volosovo.ru/showthread.php?t=503


     Анализ парашютных происшествий  в авиации  РОСТО (ДОСААФ) за  3 года (с
2003 по 2005 год) и 2006 год
     За три года (с 2003 по 2005 год) в авиации РОСТО  (ДОСААФ) произошло 27
парашютных  происшествий,  в  результате   которых  погибло  20  человек,  7
парашютистов получили тяжелые травмы.

     Происшествия по годам распределились следующим образом:

     в 2003 году произошло 8 происшествий, в которых погибли 8 человек;
     в 2004 году произошло 11 происшествий, в которых погибли 7 человек;
     в 2005 году произошло 8 происшествий, в которых погибли 5 человек.

     По человеческому фактору произошло 67% (18) парашютных  происшествий, в
которых погибли 15 человек.  Из-за отказов парашютной техники  произошло 33%
(9) парашютных происшествий, в которых погибли 5 человек.

     Основными  причинами   парашютных  происшествий  из-за  отказа  техники
явились:
     отцепка  свободных  концов  парашютной системы  -  2  случая. Указанный
недостаток  отмечен   только  на   парашютах  Д-6  серии  4.   Данный   факт
свидетельствует  о том, что блокировочная резинка, устанавливаемая  на замок
отсоединения купола парашюта не была установлена или имела повреждения;
     вращение  купола парашюта  - 1 случай. Причина вращения установлена  не
была;
     не полное наполнение купола парашюта - 1  случай.  Причиной парашютного
происшествия явилось несоблюдение сроков переукладки парашюта;
     не сход слайдера парашюта - 2 случая. Основной  причиной отказа явилась
неправильная укладка парашюта;
     зацепление вытяжного  парашюта за  ранец  парашюта - 1 случай. Причиной
отказа явилась неправильная укладка парашюта;
     обрыв  втулки вытяжного парашюта  - 1  случай.  Причиной отказа явилось
большая  изношенность  парашютной  системы   и  плохой  контроль   состояния
парашютной техники со стороны должностных лиц;
     полный  отказ  парашютной системы скомплектованной  из разных куполов и
ранца, не допущенного к эксплуатации - 1 случай.
     Во  всех  парашютных происшествиях,  причинами которых  определен отказ
парашютной   техники,   присутствует   человеческий   фактор,  обусловленный
упущениями и  недостатками  в  выполнении  обязанностей  должностными лицами
авиационных организаций.

     Парашютные происшествий по человеческому фактору произошли:

     из-за  столкновения парашютистов  в воздухе  - 5  случаев  (3  человека
погибли);
     в результате ошибок парашютиста при приземлении -  2 случая  (1 человек
погиб);
     из-за нарушения порядка  захода на  приземление, выполнение эволюций на
недопустимо малой высоте - 2 парашютных происшествия с гибелью парашютистов;
     из-за столкновения  с  препятствиями  на  земле 4  случая  (3  человека
погибли);
     при протаскивании парашютиста после  приземления - 1 случай (парашютист
погиб).  Приземление  парашютиста  было  выполнено   за  пределами  площадки
выброски при силе ветра, превышающей максимально допустимую величину.
     В  двух  случаях  парашютисты  в  процессе  снижения  попали  в сложное
положение, не воспользовались парашютами и погибли.
     В  одном случае открытие парашюта было произведено на недопустимо малой
высоте, что не обеспечило его наполнение.
     В одном случае парашютистка попала в реку и утонула.
     В  2006  учебном  году произошло  8  парашютных происшествий, погибли 3
человека, пять парашютистов, получили серьезные травмы.

     8  января  2006 года  в  ЦАК  Республики  Татарстан  РОСТО  (ДОСААФ) на
аэродроме Мензелинск при выполнении 549 прыжка с парашютом на этапе снижения
при выполнении разворота на  площадку приземления на высоте 150 - 200 метров
спортсмен Лузин  И.А. столкнулся с парашютистом  Назимовым А.И., выполнявшим
159 прыжок с парашютом.
     В  результате столкновения  произошло  складывание  основного  парашюта
Назимова  А.И. с  вращением  обоих  куполов.  Назимов А.И.  ввел в  действие
запасной  парашют не  отцепляя основного.  В процессе  наполнения  запасного
парашюта на  высоте  30-20 метров  произошло  высвобождение парашюта  Лузина
И.А., который  на  неуправляемом куполе с повышенной вертикальной  скоростью
приземлился на колени и получил травму перелом бедер обоих ног. Назимов А.И.
выполнил приземление на запасном парашюте без последствий.
     Причиной происшествия явились  непрофессиональные  действия парашютиста
Лузина  И.А. на этапе  снижения и захода  на приземление на высокоскоростной
парашютной системе и его плохая осмотрительность в воздухе.


     23 марта 2006 года в Ишимском АСК РОСТО (ДОСААФ) при выполнении первого
парашютного прыжка  из самолета Ан-2  с высоты 1200 м.,  на парашюте Д-6 при
приземлении получила тяжелую травму  -  сотрясение головного мозга и перелом
бедра Лысенко М.П.
     Приземление парашютистки произошло за пределами площадки десантирования
в  10  метрах от ее границы,  на дорогу  перед линией  электропередач. Купол
основного парашюта лег  на  провода  и  под  воздействием  ветра,  произошло
наполнение купола  и парашютистка была переброшена через  ЛЭП, с последующим
ударом об землю.
     Причиной  происшествия  явилась  ошибка  командира воздушного  судна  в
расчете  точки начала выброски парашютистов и отсутствие контроля со стороны
руководителя  прыжков с  парашютом за выходом воздушного судна  в  расчетную
точку   выброски  парашютистов  и  за  изменением  метеоусловий  в  процессе
выполнения прыжков с парашютом (усиление скорости ветра более 5 м/с).


     10 июня 2006 года  в Ногинском АТСЦ РОСТО (ДОСААФ) на аэродроме  Киржач
при выполнении 73  прыжка  с  парашютом  Т-4 серии 4МП погибла  парашютистка
Ванеева М.А.. Прыжок выполнялся из самолета Ан-2 с высоты 1200 м.
     После отделения  от  самолета  Ан-2 парашютистка Ванеева М.А. стабильно
пропадала до высоты 700-600 м., далее перешла в беспорядочное падение. Из-за
ввода основного парашюта  Т-4 на недопустимо малой  высоте, парашют не успел
наполниться.  Произошло столкновение  парашютистки с земной  поверхностью  с
большой вертикальной скоростью, приведшее к ее гибели.
     Страхующий прибор  ППК-У основного парашюта Т-4  сери 4МП на высоте 700
метров не сработал.
     Наиболее вероятной  причиной  происшествия  послужило выдувание потоком
воздуха вытяжного кольца раскрытия  основного парашюта из  кармана подвесной
системы  во  время  свободного падения.  Это  привело  к  нестандартной  для
Ванеевой  М.А.  ситуации, вызвавшее  испуг,  нескоординированные действия, и
дальнейшее беспорядочное падение, приведшее к введению  в действие основного
парашюта на недопустимо малой высоте.
     Ситуация была осложнена не  срабатыванием страхующего  прибора ППК-У на
высоте 700 метров для ввода в действие основного парашюта Т-4 сери 4МП из-за
истекшего срока эксплуатации и не выполнения необходимых регламентных работ.

     25 июня 2006 года в Гвардейском АТСК  РОСТО на  аэродроме "Борское" при
совершении 1965  прыжка с парашютом "Velocity-103" из самолета  Ан-2 получил
тяжелую травму  перелом  шейного  отдела  позвоночника  спортсмен-парашютист
Квитко А.В.
     При  заходе на  посадку  парашютист на высокой горизонтальной скорости,
произвел разворот на малой высоте, столкнулся с землей и получил травму  ног
и головы.
     Причина происшествия являются не профессиональные  действия парашютиста
на  этапе  снижения  при  построении  захода  и  приземления  на  скоростной
парашютной системе.

     27  июля 2006  года  в Кумертауском АТСК  РОСТО  (ДОСААФ)  на аэродроме
"Воротыновка" при выполнении  2716 прыжка  с парашютом  Crossfire-2  получил
тяжелую травму чемпион России по классическому парашютизму Барсуков А.В.
     При заходе  на посадку  парашютист  на  высоте  20-30  метров  произвел
разворот, который привел к увеличению вертикальной и горизонтальной скорости
на  приземлении.  В  момент  приземления  это  привело  к   проскальзыванию,
"разъезжанию" ног на шпагат и получению травмы (прелому бедра  правой ноги и
костей таза).
     Причиной  происшествия   явилась   ошибка  парашютиста   в  расчете  на
приземление при изменении направления и скорости ветра у земли.

     1 октября 2006 года в Вологодском АСК РОСТО (ДОСААФ) при выполнении  49
прыжка с парашютом ПО-16 из самолета Ан-2 погиб парашютист Сажин А.А.
     Парашютист на  высоте 1200 метров ввел  в действие  парашютную  систему
ручным способом. После открытия  парашюта происходило снижение парашютиста с
нормальной вертикальной  скоростью с небольшим  вращением  купола.  Вероятно
Сажин А.А. принял  вращение купола парашюта за его  отказ На  высоте 250-300
метров  парашютист  выполнил  отцепку  основного  и  через 2 секунды ввел  в
действие запасной парашют. Купол  запасного  парашюта к  моменту приземления
наполниться   не   успел.   Приземление  парашютиста   произошло  с  большой
вертикальной скоростью.
     Причиной  происшествия  явилась  неправильная  оценка работоспособности
парашютной системы По-16 и позднее  принятие решения парашютистом на отцепку
основного купола и введение в действие запасного парашюта.

     1  октября  2006  года  в  Костромском  аэроклубе  РОСТО  (ДОСААФ)  при
выполнении 213  прыжка с  парашютом  По-16 из  самолета  Ан-2 получил травму
(перелом таза) спортсмен-парашютист Борисов А.В.
     При  заходе на посадку  на  высоте 30 метров парашютист произвел резкий
разворот, привело к увеличению вертикальной скорости и грубому приземлению.
     Причиной   происшествия    явилась   переоценка   парашютистом    своих
возможностей, умения и опыта, а также его личная недисциплинированность.

     8 октября  2006 года в Иркутском АСК РОСТО (ДОСААФ) при  выполнении 176
прыжка с  парашютом, первого прыжка с парашютной  системой  Мальва-24  (2003
года  выпуска) из  самолета Ан-2  погиб  парашютист спасатель-инструктор ФГУ
Иркутский РПСБ ГА "Аэропорт Иркутск" Сукасян А.Е.
     Прыжок  выполнялся  с  высоты  1300  метров.  Через 3-4  секунды  после
отделения  от самолета парашютист ввел в действие вытяжной парашют основного
купола.  Раскрытие клапана  ранца  предположительно  из-за глубокой  посадки
шпильки  в  мягкую  петлю  и  недостаточного усилия  на  шпильке-чеке  звена
вытяжного парашюта не произошло.
     Продолжая падать  на  наполненном вытяжном  парашюте, парашютист данную
ситуацию воспринял как  отказ основного купола, произвел  его отцепку, после
чего  сразу ввел в действие  правой рукой  запасной парашют,  оставив  ее  в
потоке. Воздушный поток развернул парашютиста на  спину через левую сторону.
Одновременно с  раскрытием запасного парашюта  произошло  раскрытие клапанов
ранца основного  парашюта,  что  привело  к  перехлестыванию  соединительных
звеньев запасного и основного парашютов.
     Произошел   полный  отказ  парашютной  системы.  Парашютист  с  большой
вертикальной скоростью столкнулся с земной поверхностью и погиб.
     Причиной   происшествия   явились   отказ  парашютной   системы   из-за
конструктивно-производственных   недостатков.  Происшествию   способствовало
необоснованное принятие решения на применение  парашютной системы  Мальва-24
выпуска 2003 года, не допущенной к эксплуатации в авиации РОСТО (ДОСААФ).



     Шесть  парашютных происшествий  2006 года (75% от их общего количества)
произошли по человеческому фактору и явились следствием:

     плохой подготовки парашютистов к выполнению прыжков (2 случая);
     нарушений  порядка  захода  на  приземление,  выполнения   эволюций  на
недопустимо малой высоте (3 случая);
     ошибочного  расчета   экипажа   и  руководителя  прыжков   на  выброску
парашютистов при изменении метеорологических условий;
     В одном парашютном происшествии (10  июня  2006 г.)  ошибочные действия
парашютистки  в сочетании с отказом страхующего прибора ППК-У привели  к  ее
гибели;
     В  одном  случае  причиной  гибели  парашютиста  стал отказ  парашютной
системы.

     Парашютные  происшествия  2006  года  произошли  по  ранее  выявленным,
повторяющимся причинам и в большинстве  случаев явились  следствием упущений
должностных лиц при организации, подготовке и проведении парашютных прыжков.
     В общем,  за анализируемый период произошло 35 парашютных происшествий,
из которых 25 (71%) произошли по человеческому фактору.
     Участниками парашютных происшествий были:

     начинающие парашютисты (до 25 прыжков) - 9 человек;
     малоопытные парашютисты (до 250 прыжков) - 19 человек;
     опытные парашютисты - 7 человек.
     Анализ  показывает,  что  с  ростом  количества  прыжков,  особенно   с
появлением  у  парашютистов  2  и  1   спортивного   разрядов  растет  и  их
самоуверенность, которая при ослаблении контроля со стороны должностных  лиц
приводит к возникновению особых ситуаций.

     Основными причинами  парашютных  происшествий по человеческому  фактору
являются:

     нарушения (упущения)  начальниками авиационных организаций, руководящим
составом  ПС  и ПДС  требований  документов,  регламентирующих  организацию,
подготовку и выполнение прыжков с парашютом;
     допуск к прыжкам с парашютом неподготовленных парашютистов, в том числе
с низкой психологической подготовкой к действиям в особых случаях (нештатных
ситуациях);
     переоценка   своих  возможностей  спортсменами-парашютистами,  имеющими
достаточный опыт выполнения парашютных прыжков;
     пренебрежение      опасностью,      личная       недисциплинированность
спортсменов-парашютистов в выполнении разворотов на недопустимо малой высоте
с использованием  скоростных  парашютных систем  для  исправления  ошибок  в
заходе на приземление;
     применение парашютных систем,  не  прошедших испытания, не допущенных к
применению в  РОСТО (ДОСААФ) и не имеющих сертификата соответствия,  а также
применение парашютных систем скомплектованных  из  отдельных  частей  разных
типов парашютных систем;
     недостаточная оснащенность рабочих мест группы руководства  парашютными
прыжками;
     бесконтрольность  со  стороны  советов  РОСТО   (ДОСААФ)  в   субъектах
Российской Федерации за деятельность авиационных клубов.
     Как   показывает  статистика,  принимаемыми  мерами,  к  числу  которых
относится ежегодное  проведение  сбора  со  специалистами ПС  и ПДС  с целью
проверки   их   уровня   знаний  и   практических   навыков,   расследование
представителями    Авиационного    департамента     происшествий,    удалось
стабилизировать  ежегодное  количество  парашютных  происшествий,  несколько
снизилась  тяжесть  их последствий.  Вместе  с  тем  следует  отметить,  что
организация  профилактической  работы  по  выявлению  и  исключению  опасных
факторов,  нашедших проявление в  том или ином аэроклубе на сегодняшний день
находится на низком уровне.
     Сокрытие происшедших парашютных  инцидентов,  к числу которых относятся
введение в действие запасной парашютной системы, приземление парашютистов за
пределами площадки приземления стало  обычным явлением. Как правило, причины
данных событий  не  анализируются,  что  при  влиянии  других, сопутствующих
причин может привести к тяжелым последствиям.
     В 8 парашютных происшествиях (23% от общего количества)  использовались
парашютные  системы, не прошедшие испытаний и не допущенные к эксплуатации в
РОСТО (ДОСААФ). Все происшествия закончились гибелью парашютистов.



Популярность: 35, Last-modified: Sun, 19 Aug 2007 16:57:50 GMT