---------------------------------------------------------------
     © Copyright Олег Михайлович Блоцкий
     Date: 9 Jun 2004
     Оставить комментарий
---------------------------------------------------------------

     Что такое  война, умозрительно знает каждый. Ощутивших ее прикосновение
значительно  меньше.  Воевавших  по отношению  к  общему  населению  сначала
Советского Союза, а  затем  и Российской Федерации, не  так  и  много.  Но с
каждым  днем число  причастных к  убийству человека человеком растет.  Поток
солдат в горячие точки не иссякает.
     На словах об абстрактном "солдатике" пекутся многие. На деле - пацаны в
военной форме нужны государству на фронте лишь  как безымянная "живая сила".
Случись что-нибудь с  бойцом,  стань он, не дай Бог, калекой, и ухаживать за
ним будут лишь самые  близкие.  А  государство, откупаясь,  швырнет инвалиду
подачку, на которую и похороны не устроить, не то, чтобы прожить.
     Если  взглянуть в сторону противников  российских солдат,  то с  полной
ответственностью  можно  утверждать: там  произойдет  то  же самое  с  любым
бойцом.
     Если,  начав  воевать,  и  те,  и другие подсознательно догадываются  о
возможности подобного  финала, но никоим образом не  соотносят его  именно с
собой, считая, что пуля, осколок, мина достанет кого  угодно, но  только  не
их.  В ходе боевых действий потери и раны вызывают не только азарт войны, но
и глубокое отвращение к ней.
     Все  войны,  особенно  в  нынешнее время,  развязывают  люди, абсолютно
уверенные в своей безопасности и безнаказанности.  Они никогда  и  ничем  не
рискуют. Ни в Афгане, ни в одной горячей точке бывшего СССР никто из них еще
не погиб. Никого из них не посадили в тюрьму за развязанное безумие.
     Если  раньше  - триста,  пятьсот, тысячу лет  - предводители государств
лично водили своих  поданных в  атаки, рискуя  так  же, как и  рядовой боец,
получить  палицей  по  лбу,  то  за  последние  двести  лет  руководители  и
вдохновители войн  предпочитают все надежнее отсиживаться в тылу, прячась за
спины своих вассалов.
     Другое дело - рядовые бойцы.  Они, как и тысячу лет  назад, привычно на
передовой. Оказавшиеся там практически сразу осознают, что могут быть убиты.
Если  погибает кто-то  рядом,  то чувство  опасности перерастает  в  стойкое
желание  спастись любой ценой.  А  еще погодя приходит вполне справедливая и
закономерная  мысль,  что  здесь, на войне,  это  можно  сделать  лишь одним
способом: стрелять, стрелять и еще раз стрелять.
     Окружающий мир для врагов вполне логично сужается  до того района,  где
они находятся: дорога, по которой едут; дом к которому подходят; колодец, из
которого набирают  воду.  И всегда,  в любую  секунду,  в голове не  по дням
умнеющего извращенным умом  человека, который принялся воевать,  а, попросту
говоря, - убивать, суетливо встречается  лишь одна  мысль: успеть выстрелить
только первым! Ведь тот, кто стреляет вторым, погибает, конечно же, первым.
     Думы врагов, сидящих друг  против  друга  в  окопах, тоже  до удивления
схожи. Куда-то  далеко-далеко  уходит жизнь  прошлая, мирная, и на  смену ей
приходит  суровая и грубая действительность, которая и определяет ход мыслей
и страстей -  желание  вволю поесть;  мечты  о  долгом,  сладком и никем  не
потревоженным сне; постоянное сетование на погоду; неукротимая жажда мести.
     Таким образом, невидимые петли собственноручно наброшены на шеи солдат.
Боец,  оказавшись на войне и даже чувствуя себя столь необходимым винтиком в
этом сложном и жестоком механизме, понимает,  что ничего в этих  дьявольских
правилах он изменить не может. Но и бежать оттуда он  тоже не в состоянии по
многим причинам. Долг. Честь. Страх  перед неотвратимостью наказания. Боязнь
мести товарищей. Опасение упреков в трусости. И т.д. и т.п.
     Однако человек -  это  такое существо, которое просто  так, особенно на
первых порах, убивать не может.  Ему необходима мотивация подобных действий.
И если пропагандистская машина государства слаба, а лозунги достаточно вялые
и  хлипкие,  то  солдат  сам  выдумывает себе молитвы, которые  внешне очень
пристойны, но все-таки больше  напоминают  смягчающие обстоятельства и никак
не тянут на логичное оправдание собственных действий на войне.
     Зачастую  обе стороны,  изучив  за  время  боев  противника,  прекрасно
понимают всю  шаткость  своих философствований.  Но  подуманное - наполовину
сказанное, а вымолвленное - практически  уже исполненное. Так  набрасывается
еще  одна  удавка.  Окончательно  рушатся  мосты  в  прошлое.  Все застилает
ненависть, которую подпитывает доморощенная теория и  по-прежнему все тот же
страх  быть  убитым.  Именно  он  порождает  жестокость, которая,  по  мысли
совершающих ее, должна вызвать в противнике именно чувство страха.
     Жестокость - извечный спутник  любой войны. Обычно  отличаются этим обе
стороны.  Правда,  даже в  сугубо частных, под обильное  количество водки, в
разговорах  воюющие  скромно  умалчивают  о  своих  преступлениях  и   вовсю
подчеркивают  вражеские. Но на любой  войне  враждующие  стороны стоят  друг
друга. Просто не  все становится  достоянием общества. А точнее, лишь  малая
толика правды о войне доходит до людей, живущих вне ее.
     В боях обеими сторонами движет та  самая психология войны, которую  они
прилюдно  объясняют чем  угодно,  но только  не  своим  глубинным,  животным
страхом  и четким внутренним  осознанием  того,  что на любой войне  никаких
правил противостояния не существует, а главная цель любой стороны - в первую
очередь запутать противника,  сковав тем самым его ответные действия. И  вот
здесь уже каждая сторона использует те приемы, которые ей доступны.
     Война   по  правилам  -  понятие  странное  и  совершенно   нелогичное.
Получается, что по  каким-то одним законам человек человека убивать может, а
по другим - нет. Составители подобных правил, безусловно, были всегда далеки
от  войны.  Впрочем,  как и те, кто в наше время пытается применить подобные
законы на практике, вынося вердикты о военных преступниках.
     Можно на мгновение представить,  что на арене  Колизея встречаются  два
члена подобного суда - при условии, что их  схватка  обязательно  завершится
смертью  одного из  них. При этом они предварительно  определяют  честные  и
нечестные правила взаимного убийства.
     Буквально сразу после начала схватки  можно будет  легко убедиться, что
поединщики  весьма  вольно  - лично  для  себя -  начнут трактовать  заранее
оговоренные пункты. А  чем  ближе  к кровавому финалу, тем быстрее они о них
напрочь  забудут,  потому  что  каждый, до  конца  не  веря  в  благородство
противника, будет стремиться выжить любой ценой.
     Поэтому судить необходимо тех, кто принимает решение о  начале войны, а
не  тех, кто  ее осуществляет.  Ведь война, несмотря  на  то,  что  является
постоянным  спутником человеческого общества, сутью своей  противоречит всем
правилам и законам, которые выработало человечество за века своего развития.
     На  войне  свои,  непреложные  правила,  которые  напрочь  оторваны  от
представлений о ней в мирной жизни. Более  того, во многом  они противоречат
им.  Но воюющих  это  совершенно не  интересует,  потому что  они  находятся
совершенно  в  другом  измерении.  А  тот  аршин,  который  к  ним старается
приложить  общество,  совершенно  для этого неприменим. Это  все  равно, что
объем жидкости измерять в единицах, соответствующим мерам длины.
     Сегодня  общество по  отношению к воюющим  раскололось:  одни  называют
наших солдат "убийцами", другие - "героями".
     Заблуждаются  и  те, и  другие. Солдаты,  прошедшие через  войну, - это
люди, которым  не повезло в  жизни дважды. Во-первых,  потому, что попали на
фронт, а, во-вторых, потому, что вернулись обратно. О последнем, правда, они
не догадываются, потому  что  еще не понимают,  насколько  глубоко  поражены
вирусом войны. Долгое хождение по  канату между жизнью и смертью обязательно
даст о себе знать при возвращении в виде стрессов,  запоев,  отрицания  всех
норм  человеческого поведения  в  мирной  жизни.  Убийство  хотя  бы  одного
человека  на войне полностью  меняет внутренний мир убийцы.  Он превращается
или в циника, для которого совершить подобное еще  раз - что спичку сломать,
или в глубоко раскаивающуюся, спивающуюся личность.
     Подобное  поведение приходит не сразу. Но когда  оно все-таки настигает
бывших солдат,  то  они, пытаясь  от  подобного вируса  избавиться, начинают
мстить не только себе, но и окружающим.

Популярность: 11, Last-modified: Tue, 08 Jun 2004 20:22:21 GMT