е значит, что он должен печататься. У нас очень многие люди печатаются по недоразумению или по слабости редакторов..." [2] 11. С другой стороны, как бы ни были вы известны читателю, вы живете как газетчик до тех пор, пока публикуетесь. Только последняя, сегодняшняя публикация - визитная карточка журналиста. Долгие перерывы опасны, они лишают уверенности, тупят перо и снижают уважение коллег. Ничто не способно оправдать и компенсировать ваше молчание: ни бурная организаторская деятельность на глазах коллег, ни частые выступления на внутригазетных совещаниях, ни даже ваша болезнь или физическое отсутствие. Только печатное слово может восстановить уважение коллектива, зато восстановить мгновенно, безоговорочно, без единого темного пятнышка. У коллег, как и у школьных учителей, короткая память. Но сильная. 12. В газете не любят функционеров, не владеющих пером или пишущих плохо. Какой бы пост вы ни занимали, помните: должность не освобождает вас от обязанности писать, причем писать хорошо. 13. Журналисту, работая в газете, очень трудно поменять свое профессиональное и человеческое амплуа: как проявил себя в первые дни и недели работы, так и примут до конца дней. Начал с фельетона - "фельетонист". Не дал взаймы пять рублей в получку - скряга, и никакие сотни, данные потом, не помогут: "А наш скряга, представьте, раскошелился!!" Встал на первой летучке, откровенно высказал свое мнение, всегда потом простят любую степень остроты. Берегите свое будущее с первого дня работы в редакции! И не только берегите - создавайте его, создавая себя. 14. Остерегайтесь амплуа "бойкого" журналиста с "бойким" пером, таких в газете презирают. Напомню слова М. Горького: "В понятие "бойкость" вместе с быстротой соображения и поступков всегда включается легкомысленное, поверхностное, непродуманное отношение к людям, к различным явлениям жизни". И дальше у него же: "Молодым литераторам нашим вообще свойственны "бойкость" и торопливость на пути к славе, этим и объясняется крайняя небрежность их работы" [3]. Пожалуйста, не торопитесь к славе, а то в спешке легко разминуться с нею! 15. Учитесь газетному мышлению: придумывайте подачу материала, делайте предложения, связанные с реализацией планов, стремитесь войти в "мозговой трест" редакции, членство в котором, пожалуй, одно из самых почетных в газете. Однако не забывайте, что, выдвинув идею, вы и будете назначены ее исполнителем. Инициатива всегда наказывалась исполнением, так что будьте осторожны. 16. Никогда никому из коллег не отказывайте в творческой помощи и совете. Легко и без жалости отдавайте свои мысли, "перлы" и перо другим. Помните: истинный талант - щедр! 17. Не становитесь штатным оратором. Много и часто говорящий журналист рискует девальвировать свое слово, коллеги будут идти на пари: выступит или не выступит? Чем будет говорить и что, уже никого не тронет. Надо высказываться коротко и только по делу, при этом только в том случае, когда есть мысль. Оратор без мысли евнухоподобен. 18. Не бойтесь писать от первого лица. Хотя "я" в материале и ограничивает поле зрения журналиста, сужает его, зато работает на убедительность, создает "эффект присутствия", дает возможность высказать собственные мысли и повышает за них ответственность. Можно писать и от третьего лица, но уж "мы" сегодня - совершеннейший анахронизм. "Мы пахали!" - хвастала муха, сидя на роге вола. 19. Пишите только то, что не противоречит вашим убеждениям и принципам, если, конечно, они есть. Беспринципный журналист теряет способность думать самостоятельно, а неспособность думать ведет к беспринципности, - ситуация обоюдотупая. Никогда не забывайте, что вы писали прежде; смена позиции, без убедительного объяснения причин, самоубийственна и для журналиста, и для газеты, которую он представляет. 20. Читатель феноменально зорок. Он непременно заметит и фактическую ошибку, и орфографическую, и прочитает между строк, и домыслит за вас то, что не имелось в виду. Читатель у нас разный, один - доброжелателен, зол, спокоен, ехиден, вспыльчив, вдумчив, другой - рассеян, благороден, злопамятен, мелочен, щедр и прочее, - а журналист один! Чтобы угодить всем вкусам, чтобы потрафить каждому читателю, ни в коем случае не приноравливайтесь к нему. Оставаясь самим собой, вы легче получите общественное признание, нежели будете раздваиваться и растраиваться. Уважение к самому себе и есть уважение к читателю. 21. Внимательно просматривайте почту, вашу "кормилицу", если хотите быть в курсе событий. Какую бы должность ни занимал журналист в газете, он должен считать себя работником отдела писем в первую очередь. 22. По первым откликам вы можете смело судить о характере всей почты, которая придет на вашу публикацию: в массе своей читатель однороден, хоть и многолик. В переписке с ним решительно избегайте так называемых "трафареток" - стереотипа. Хоть несколько слов, но напишите от себя. Это важно не столько для читателя, который не всегда разберется, где "трафаретка", а где личное письмо журналиста, сколько для вас: непосредственный контакт с читателем рождает ощущение реальной поддержки, в которой вы часто будете нуждаться. 23. "Если мы возьмем всемирную литературу в ее мощном целом - мы должны будем признать, что во все эпохи в литературе преобладало... критическое, обличительное и отрицательное отношение к действительности, соглашались с нею, хвалили ее только пошляки, литераторы некрупных талантов, чьи книжки уже забыты. Та художественная литература, которой справедливо присвоено имя "великой", никогда не пела хвалебных песен явлениям социальной жизни. Боккаччо, Рабле, Свифт, Сервантес, Лопе де Вега, Кальдерон, Вольтер, Гёте, Байрон, Шелли, Пушкин, Л. Толстой, Флобер и другие люди этого роста и значения... - никто из них не сказал действительности утверждающее и благородное "да"! [4] Вы хоть и молодые журналисты, но, полагаю, взрослые люди, способные понять: процитированные выше слова М. Горького нам и сегодня не следует забывать, потому что литератор во все времена имеет достаточно оснований для того, чтобы петь не тенором, но басом. Нам (классиками) завещано смело и решительно выкорчевывать из реальной действительности все мерзости и недостатки, не мириться с подлостью, коррупцией, предательством, равнодушием, цинизмом. Нам никогда нельзя становиться людьми, спокойно и холодно относящимися к судьбе своей Родины. 24. Учитесь всю свою жизнь и учитесь всему! (Еще раз процитирую М. Горького: "Лично меня всю жизнь учили и продолжают учить. Учили Шекспир и Сервантес, Август Бебель и Бисмарк, Лев Толстой и Владимир Ленин, Шопенгауэр и Мечников, Флобер и Дарвин, Стендаль и Геккель, учил Маркс и также Библия, учили анархисты Кропоткин и Штирнер, и "отцы церк-ви", фольклор и плотники, пастухи, рабочие фабрики и тысячи других людей..." [5] Надеюсь, молодым журналистам в этой тотальной учебе, в этом поиске принесут какую-то пользу и мои скромные беседы о мастерстве. Однако, овладев секретами, приемами и методами работы, вы не закрепите все это навечно за собой, если останетесь "теоретиками". Нет лучшего учителя, чем практика. 25. Профессия журналиста такова, что, каким бы опытом вы ни обладали, с каждым новым редакционным заданием начинается ваша работа с нуля. Ну и что, с нуля так с нуля! И потому последний мой совет: д е л а й т е д е л о. Вы только начните, и реальная жизнь подскажет вам много больше и ценнее того, что вы услышите от других. Кто ищет... * * * Осмысливая и ревизуя в этой книге свой собственный журналистский опыт, я, кажется, понял, как должен был сам работать и каким должен был быть. 1976, 1987, 1999 Школа Валерия Аграновского Прошло 22 года после первого издания этой книги. Она была вызовом безвременью застойных десятилетий в 1977 году. Она появилась вновь на книжных прилавках в перестроечном 1987 как катализатор гласности. И в 1999 Валерий Аграновский преподносит пресыщенной свободой и вседозволенностью сегодняшней журналистике уроки человечности, порядочности, рассудительности, раздумчивости. Наша журналистика теряется в суетливости политиканства, реальных и надуманных сенсаций, острой конкуренции Нравственные начала подвергаются жесткому испытанию давлением владельцев и коммерции. Аналитичность уступает позиции информационной торопливости и дешевому компромату. Журналистика утрачивает уважение читателей - самые почтенные газеты теряют лицо и падают тиражи. Конечно, нельзя не видеть успехов новой российской журналистики, ее открытости, откровенности, раскрепощенности, но слишком часто правдоподобие побеждает правду, информационные эрзацы искажают информационную картину жизни. Журналистика за эти тридцать три года стала динамичнее, она оснастилась новейшей техникой - компьютерами, сотовыми телефонами, пейджерами, сканерами, электронными фотокамерами, и виртуальные эксперименты подменяют реальности человеческой жизни. И тем значительнее уроки Валерия Аграновского, помогающие журналистам сохранить непосредственность восприятия мира, доброту, свободолюбие и чувство сострадания - способность сопереживать и сочувствовать, преодолевать черствость и равнодушие. Уроки великого профессионала помогают восстановить связь времен в журналистике - традиции Герцена, Короленко, Горького и вместе с тем содержат те двадцать пять практических советов, которые необходимы для владения журналистским мастерством, начиная с первого совета - внимательно вычитывать свой текст и кончая двадцать пятым - делайте дело, вы только начните, и реальная жизнь подскажет вам много больше и ценнее того, что вы услышите от других. Это не ремесло, это уроки мастерства, журналист-ского искусства. Валерий Аграновский призывает внимательно вычитывать материал с машинки, молодые журналисты пользуются сегодня компьютером, который может помочь не очень грамотным и даже подчеркнуть грамматические ошибки, но это не меняет сути дела - гениальный Пушкин писал гусиным пером, Валерий Аграновский на пишущей машинке изложил уроки человечной журналистики, которые помогут умельцам бойкой компьютерной скорописи оторваться от усиленных новыми информационными и коммуникационными технологиями штампов, вернуться в лоно журналистики, обратиться к искусству публицистики. В канун своего семидесятилетнего юбилея маэстро открывает нестареющие секреты журналистского мастерства, посвящает в таинства и тайны искусства общения с читателем. Я.Н.Засурский Декан факультета журналистики МГУ СНОСКИ НА ЦИТИРУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ Дело, которым мы занимаемся 1. Стендаль. Собр. соч.: В 15 т. Т. 7. М., 1959. С. 286. 2. Гинзбург Л. Вопросы литературы. 1966. ? 9. С. 21. 3. Толстой Л.Н. Полн. собр. соч., Т.13. С. 55. 4. Шкловский В.Б. Заметки о прозе русских классиков. М., 1953. С. 12. 5. Цит. по: Вопросы литературы. 1966. ? 9. С. 29. 6. Цит. по: Комсомольская правда. 1968. 17 ноября. 7. Добролюбов Н. Цит. по памяти. 8. Галлай М. Цит. по памяти. 9. Горький Н. Собр. соч.: В 30 т. Т. 25. М., 1953. С. 86. 10. Сенека. Письма. М., 1977. 11. Горький М. Литературно-критические статьи. М., 1937. С. 587-589. 12. Чернышевский Н. Полн. собр. соч.: В 16 т. Т. 11. М., 1949. С. 277. 13. Аристотель. Поэтика. М., 1958. ? 4. С. 67. 14. Аграновский А.Д. Очерки разных лет. М., 1960. С. 107. 15. Аграновский А. Журналист. 1967. С. 15. 16. Пушкин А. Цит. по памяти. 17. Маяковский В. Цит. по памяти. 18. Толстой Л.Н. Полн. собр. соч.: В 90 т. Т. 34. М., 1952. 19. Богат Е. Чувства и вещи. М., 1975. С. 73. 20. Олеша Ю. Повести и рассказы. М., 1965. С. 502. 21. Паскаль Б.// Вопросы литературы. 1966. ? 9. С. 47. Замысел, факт, тема 1. Энциклопедический словарь. Т.2. М., 1964. С. 491. 2. Горький М. Литературно-критические статьи. С. 588. 3. См.: Известия. 1929. 17 ноября. 4. Тиберий. Цит. по памяти. 5. Мейерхольд В. Цит. по памяти. 6. Вольтер. Философские повести. М., 1978. С. 21. 7. Монтень М. Опыты. В 2 т. Т. 1. М; Л., 1958. С. 189. 8. Верховская А. Письма в редакцию и читатель. М., 1972. С. 30. 9. Монтень М. Указ. соч. С. 67. Трио в одной лодке... Сноски на источники цитат находятся в ткани повествования. Мотив и мелодии современной журналистики 1. Пушкин А.С. Элегия. 2. Советский энциклопедический словарь. М., 1980. С. 661. 3. Монтень М. Указ. соч. С. 196. Создание концепции 1. См.: Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. Т. 1. М., 1955. С. XXIV. 2. Там же. С. 282. 3. Аграновский В. Вольские аномалии//Комсомольская правда. 1972. Август. 4. Монтень М. Опыты. Т. 1. М; Л., 1972. С. 106. Перед дорогой 1. Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 30. С. 351. 2. Комсомольская правда. 1967. 3 марта. 3. Белинский В. Полн. собр. соч. Т. 6. М., 1955. С. 59-60. 4. Пушкин А.С. Полн. собр. соч.: В 10 т. М., 1964. Т 5. С. 191. Сбор материала 1. См.: Комсомольская правда. 1974. 23-29 июня. 2. Горький М. Собр. соч.: В 30 т. Т. 30. М., 1956. С. 308. 3. См.: Шкловский В. Заметки о прозе русских классиков. С. 8. 4. Эренбург И. Цит. по памяти. Искусство беседы 1. См.: Юность. 1967. ? 12. 2. Аграновский В. Взятие сто четвертого. М., 1967. С. 15. Обработка материала 1. Монтень М. Опыты. Т. 1. С. 218. 2. Горький М. Собр. соч.: В 30 т. Т. 26. М., 1953. С. 65. 3. См.: Шкловский В. Заметки о прозе русских классиков. С. 13. 4. См.: Вопросы литературы. 1966. ? 9. С. 22. 5. Цит. по: Шкловский В. Указ. соч. С. 11. 6. Горький М. Указ. соч. М., 1955. С. 226. 7. Там же. Т. 26. С. 59. 8. Там же. С. 88. 9. Там же. С. 88. 10. Цит. по: Монтень М. Указ. соч. С. 523. Процесс письма 1. Монтень М. Опыты. Т. 1. С. 200. 2. Горький М. Собр. соч.: В 30 т. Т. 26. С. 225. 3. Там же. С. 87. 4. Там же. С. 59-60. 5. Цицерон. Тускуланские беседы. 11, 15. С. 1, 21, 496. 6. Горький М. Там же. Т. 25. С. 258. 7. Там же. Т. 26. С. 68. 8. Монтень М. Указ. соч. С. 524. 9. Горький М. Указ. соч. С. 148. 10. Там же. Т. 26. С. 67. 11. Там же. С. 68. 12. Там же. С. 89. 13. Горький М. Цит. по памяти. 14. Горький М. Там же. Т. 26. С. 62. 15. Чехов А.П. Полн. собр. соч. Т. 7. М., 1944. С. 60-61. 16. Л.Н. Толстой о литературе. М., 1955. С. 8. 17. Серафимович А. Собр. соч.: В 10 т. М., 1960. Т. 7. С. 15. 18. Горький М. Цит. по памяти. 19. Пушкин А.С. Полн. собр. соч.: В 10 т. М., 1964. Т. 7. С. 15. 20. Монтень М. Указ. соч. С. 301. 21. Л.Н.Толстой. Дневники. Цит. по памяти. 22. Горький М. Указ. соч. Т. 25. С. 117. Под занавес 1. Горький М. Собр. соч.: В 30 т. Т. 25. С. 125. 2. Там же. Т. 26. С. 61. 3. Там же. Т. 27. С. 156, 160. 4. Там же. Цит. по памяти. 5. Там же. Цит. по памяти.