юще", - фран.) И рассказывает, мне что многие из членов Собора мирно похрапывали пока митрополит Алексий громил империализм. А один провинциальный батюшка заметил: - " А какое нам дело до всех этих войн в Индокитае... и еще не знаю где? Ну, жалко конечно, что людей убивают.. вот мы и молимся" Господи даруй им мир". Наше дело молиться, а не лезть в чужие дела и политику". В конце своего выступления митр. Алексий сообщил, что завтрашний день будет посвящен выступлениям членов Собора. Все желающие выступить должны записаться сегодня в секретариате. На этом заседание закрылось. Было около 21часа, я пошел и записался в список выступающих. Уже на выходе из трапезного храма, ко мне подошли и сказали, что митрополит Никодим просит меня ужинать вместе с ним вечером. Я сразу подумал, что это как- то связано с моим выступлением на следующий день на Соборе. Очевидно, митрополит Никодим хочет как-то на меня повлиять. Или настаивать, чтобы я не выступал на Соборе? Словом, я был скорее недоволен, что меня приглашают на частный ужин к Никодиму. Как бы то ни было я направился в ту часть Духовной Академии, где намечался ужин и занял место у столика, где митрополит Никодим обычно обедал. Через несколько минут он пришел и мы пересели за другой, большой стол в глубине зала.. Сначала мы беседовали одни, но через некоторое время к нам присоединился епископ Филарет, потом епископ Ювеналий, еще позже митрополит Антоний. Я был убежден, что они пришли не случайно, а нарочно не к началу нашей беседы... особенно митрополит Антоний. Сначала Никодим, как он обыкновенно поступает в подобных случаях, хотя и спросил "Мимоходом", записался ли я выступать завтра, долго говорил на всевозможные темы, но не относящиеся прямо к делу. Наконец он вдруг меня прямо спросил, о чем я собираюсь выступать на Соборе завтра. Я так же прямо ответил, что исключительно о постановлениях 1961 года, так как это единственный действительно важный и серьезный вопрос, с которым у меня разногласия в предлагаемых решениях на Соборе. Более того, я уточнил, что буду говорить исключительно о канонической стороне, о нарушении принципа единства церковного управления, сосредоточенного в лице епископа. Это единство нарушается постановлениями 1961 года. - " Вы конечно свободны, выступать, как Вам угодно, - произнес митрополит Никодим,- Но мой Вам совет этого не делать. Вы вызовите только против Вас раздражение епископов. Каноны мы и сами хорошо знаем, скажут, чего Вы приехали учить нас канонам. Вы принесете вред Церкви". - " А как же Вы говорили, - возразил я, - что никакого вреда для Церкви от моего выступления не будет? Или, может быть, лично Вам мое выступление повредит?" - " Мне? Нисколько! Наоборот, если Вы выступите, я в ответ выступлю против Вас с филиппикой, и это будет там где нужно, вменено мне только в заслугу. И я скажу, что Вы требуете от нас строгого использования канонов, а сами их не соблюдаете, когда это для Вас удобнее. Из этого выйдет спор, не полезный для Церкви... вот и выйдет, что Вы повредите Церкви". Мне показалось, что это было скорее похоже на своеобразное "передергивание", со стороны митр.Никодима, "смысла пользы и вреда" для Церкви. - " Вы так считаете, что это вред? А ряд архиереев, здешних архиереев, считает, что постановления 1961 года вредны для Церкви, и советует мне выступать". - А кто же эти архиереи?" - спросил митрополит Никодим. - " Я этого не могу Вам сказать". - " Да и не надо, я и так их знаю. Я обо всех архиереях знаю, кто что думает... они у меня все как на ладони ",- с улыбкой сказал Митр. Никодим. -" Может быть, Вы их всех и знаете, они все здешние, но имен я Вам все равно не назову ",- ответил я. - " Не называйте! - продолжал митр. Никодим, - Я Вам сам скажу. Один из дальней окраины, другой тоже, но несколько ближе, а третий из центральной России". Я, конечно, догадался, что митрополит Никодим имеет в виду архиепископов Вениамина и Павла, а кого он имел в виду под словами " из центральной России", я не мог тогда догадаться, а узнал значительно позже. Во всяком случае, я не назвал ни одного имени и никак не реагировал на намеки митрополита Никодима. Тот продолжал настаивать, что мое выступление принесет вред Церкви. Конечно, я был поставлен в трудное положение и наносить вреда не хотел никому, а поэтому обратился с вопросом к митрополиту Антонию Сурожскому, который присутствовал при разговоре, но все время молчал. - " Владыко, какое Ваше мнение?" - " Я думаю, - ответил митрополит Антоний, - что если мы одни, заграничные, выступим против постановлений 1961 года, а все остальные будут молчать, то это будет воспринято в определенном смысле: вот мы, мол, какие герои, а здешние все трусы и предатели Церкви. Мы нашим выступление можем бросить такое обвинение всем нашим собратьям, которые находятся в несравненно более трудных условиях, а себя выставим героями". Эта странная аргументация митрополита Антония меня психологически более обезоружила, чем все доводы митрополита Никодима. Лезть в герои я не хотел, и само подозрение, будто я хочу "быть героем" и ради этой только цели хочу выступить - было для меня нравственно тяжким ударом. ( Уже сейчас я вижу, что аргументация митрополита Антония, была неправильна. Время многое определило). -" Героем быть я не намерен, - ответил я, - а если как вы оба считаете, мое выступление на Соборе будет вредно для Церкви, я готов отказаться и говорить не буду. Более того, я откажусь от слова, но подам письменное заявление, что по- прежнему считаю, постановления 1961 года противоречащими канонам и по совести не могу их принять". - " Пожалуйста, - ответил митрополит Никодим, - Вы можете сделать такое заявление". Разговор наш окончился. Было уже поздно. Возвращался я к себе в гостиницу со смешанным чувством, грустным и вместе с тем облегченно- спокойным. Грустным потому, что я уступил, отказался быть последовательным до конца, попался, говоря по-человечески, на уловку - дать немедленный ответ в тот же вечер. Ведь сумел я это сделать с митрополитом Филаретом, когда ответил ему " сейчас уже поздно, не могу дать ответа, дайте подумать до утра...". Но с другой стороны, у меня возникло чувство облегчения, как будто гора свалилась с плеч. Отчасти потому, что я устал бороться один против всех и ведь не нашлось ни одного человека, который был готов поддержать меня открыто на Соборе. Мне было грустно еще и потому, что я обратился к нашему Экзарху с духовным вопрошанием как к старцу, и он дал мне ответ. Может быть, по человеческому разумению слабый и неправильный, но в котором, верилось мне, выразилась воля Божия о мне и о моем участии на Соборе. Словом, я грустно успокоился, но потерял интерес к дальнейшему ходу дел на Соборе. И если все же мне пришлось еще раз выступить, и даже очень остро, то это было совершенно неожиданно для меня самого,... то есть, как я смею думать, по воле Божией. А поступил ли я правильно, решив не выступать на Соборе о постановлениях 1961 года, до сих пор не знаю, но полагаю, что да. 1 июня Четвертое заседание Собора началось во вторник 1 июня в 10 часов утра. Так как оно должно было быть всецело посвящено прениям по докладам, и могли, несмотря на все предосторожности, возникнуть неожиданные инциденты, то все иностранные гости были накануне вечером благоразумно увезены в Москву, осматривать ее достопримечательности и кататься на катерах по "московскому морю", пока мы заседаем на Соборе. Вернулись они только на следующий день к моменту выбора Патриарха. Перед началом выступлений ораторов на заседании Собора председатель митрополит Никодим сказал, что записалось 52 оратора, и потому время выступления каждого будет строго ограничено десятью минутами. По истечении этого срока он даст знак звонком, сначала тихо, а если оратор не остановиться, то и более энергично. И вот начались выступления! В них я согласно моему вчерашнему решению не принял участия, и когда дошла очередь до меня и митрополит Никодим назвал мое имя, я встал со своего места и громко сказал: " Я отказываюсь от слова!" Митрополит Никодим, совершенно не прореагировал на это и назвал имя следующего оратора. Конечно, я мог бы построить мое выступление несколько иначе, мог бы не говорить о постановлениях 1961 года, а сказать, например о карловчанах или о " миротворчестве", но я считал в принципе неправильным умолчать о самом главном и говорить о второстепенных вопросах. Именно поэтому, я решил прямо отказаться от выступления, и смысл этого решения, был понят членами Собора. Относительно же самих выступлений я скажу, что, в отличие от прений на Архиерейском совещании, они были лишены подлинного интереса, ибо в них отсутствовала основа всякого настоящего диалога: различие во мнениях и возможность это различие высказать. Со второстепенными вариациями все, в сущности, говорили одно и то же, и это было убийственно скучно. Некоторое исключение составило выступление митрополита Антония Сурожского и еще двух- трех ораторов. Но все это было исключением скорее по тону и форме, чем по содержанию. Все выступления строились на следующих трафаретах: " ....мы с глубоким вниманием выслушали содержательные всеобъемлющие исчерпывающие доклады(подхалимы добавляли" блестящие, талантливые, глубокомысленные" прим. Арх.В.) Высокопреосвященнейшего митрополита Пимена и Высокопреосвященнейших митрополитов Никодима и Алексия. И мы заявляем, что всецело и безоговорочно одобряем все в них высказанное, добавить к ним ничего не возможно..... Мы также всецело и безоговорочно одобряем и поддерживаем деятельность Московской Патриархии и Священного Синода за все время патриаршества Святейшего Патриарха Алексия и местоблюстителя митрополита Пимена... Мы выдвигаем его кандидатуру как достойнейшего и любимого всем православным народом... Мы особенно поддерживаем миротворческую деятельность Патриархии и, как патриоты нашего Великого Отечества, щедро жертвуем в Фонд Мира (а подхалимы опять добавляли .." благодаря Великой Октябрьской Революции Церковь наша пользуется полной свободой" прим .Арх. В.) Меня поразило, что не было ни малейшей критики каких-либо решений Синода, ни малейшего указания на какие-либо трудности в отношениях с государством, никаких фактов о подлинной, не "лакированной жизни" Церкви в СССР, как она протекает на самом деле. Слушать в продолжение всего дня подобные выступления было тягостно, и неудивительно, что митрополит Алма-Атинский Иосиф сказал мне во время обеденного перерыва: " Весь день еще нас будет тошнить от этих выступлений на Соборе". * * * После обеда председательствующий митрополит Никодим заявил, что из 68 записавшихся ораторов высказались 36 человек, а остается еще 32. Хотите ли Вы их выслушать всех? Тогда нам придется совершать здесь всенощное соборное бдение. А если у вас на это нет сил, то можно прекратить прения и предложить остальным, не высказавшимся еще ораторам подать свои выступления в секретариат в письменном виде для включения в соборные деяния. С места стали раздаваться голоса о прекращении прений. Я был поставлен в трудное положение, все это переливание из пустого в порожнее было тяжким занятием и главное бессмысленным время провождением, но с другой стороны, некоторые члены нашего Экзархата еще не выступили( Драшусов, Лосский), и в их выступлениях можно было ожидать и нового и интересного. Драшусов, как он мне сам говорил, очень хотел выступить и был огорчен, что ему не дают говорить, поэтому я сказал: " Выслушивать всех оставшихся ораторов действительно утомительно и нецелесообразно. Но получилось некоторое нарушение равновесия.. мы слушали много мирян из Церкви в пределах Советского Союза, но ни одного из зарубежья. Поэтому прошу выслушать еще нашего представителя от Бельгийской епархии, В.Е. Драшусова". На что митрополит Никодим сразу отреагировал словами: - " Если мы дадим слово Драшусову, то должны будем дать слово и представителям от американских патриарших приходов, и от благочиния в Венгрии, и от Иерусалимской Миссии, и от Закарпатской Руси т.д. Они ведь все записаны". Из этого можно было сделать вывод, что выступления Драшусова было не желательным, а может быть и опасным. Как бы то ни было, предложение мое было отклонено, и прения на Соборе закончились. Выйдя из церкви, где происходил Собор, я встретился с Драшусовым и Лосским, и мы стали вместе обсуждать результаты закончившегося заседания. Все мы были не согласны по многим с принятым "Решением", что нам не дали слова, высказаться при голосовании и вообще постарались сделать все, что бы "заглушить наши голоса"(известные методы). Я сказал Лосскому и Драшусову, что хочу написать свои соображения на бумаге и высказать свои возражения. Пошел в номер гостиницы их набросал их на бумаге. Вот точный текст: Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Никодиму, митрополиту Ленинградскому и Новгородскому, заместителю Председателя Поместного Собора Русской Православной Церкви. Ваше Высокопреосвященство! Не желая вносить обострения в ход заседаний Собора, я воздержался от выступлений на IV и V заседаниях его. Заявляю, однако, что я продолжаю оставаться на точке зрения, высказанной мною на Архиерейском Совещании 28 мая 1971г, то есть не могу одобрить решения Архиерейского Собора от 18 июля 1961 года в части его относящейся к устройству приходов, как несогласной с каноническим строем Православной Церкви. Мне было невозможно высказать свое мнение при голосовании, так как не было спрошено, кто против или кто воздерживается. Проще отметить в Деяниях Собора, что решение Собора не было принято единогласно, а лишь большинством голосов, а так же отметить в них и мое вышеуказанное мнение о решениях Архиерейского Собора 1961 года о приходах, иначе мне будет невозможно без оговорок подписать Деяния Собора . Члены делегации Бельгийско-Брюссельской епархии очень обеспокоены как бельгийские граждане, что в Деяниях Собора недостаточно оттенено, что часть их, имеющая политический оттенок, не относится к несоветским гражданам. Кроме того, вызывает недовольство, что проект резолюции не был предварительно, до голосования роздан членам Поместного Собора, дабы они могли внимательно ознакомиться с текстом и обдумать его. Василий, Архиепископ Брюссельский и Бельгийский. Троице-Сергиева Лавра, 1 июня 1971года" В этом тексте, который я считал необходимым зафиксировать письменно, была важна его первая часть, о постановлениях 1961 года. Остальное, я написал скорее по желанию членов нашей делегации и Лосского. Я показал свой текст Драшусову, Лосскому, а также диакону Сергию. Они его всячески одобрили и благодарили за написание такой бумаги. Теперь нужно было вручить это послание митрополиту Никодиму. Я нашел его в покоях ректора Академии епископа Филарета. Келейник доложил о моем визите и митрополит сразу меня принял. Он пил чай и любезно предложил мне присоединиться. Во время чаепития, с сладкой вкуснейшей булкой, я подал ему мое заявление. Он внимательно его прочитал про себя и положил среди других бумаг. - " Вы не возражаете против подачи моего заявления?" - спросил я его. - " Нет, почему же я буду возражать? У каждого есть право иметь свое мнение и высказывать его". - " Значит, я могу надеяться, что оно будет приобщено к делам Собора?" Митрополит Никодим ответил утвердительно. Через пятнадцать минут я вышел от него. Нужно было спешить в Успенский собор на всенощное бдение. Был канун праздника обретения мощей святителя Алексия, митрополита Московского. 2 июня На следующий день в Успенском соборе в 10 часов утра была отслужена торжественная литургия. Служили митрополиты Пимен, Никодим и Алексий, постоянные члены Синода. Служил также с ними по случаю дня своего ангела архиепископ Дюссельдорфский Алексий. Собственно говоря, он только выразил желание приобщаться, но ему по недоразумению приготовили полное облачение и он понял это как приглашение служить. Облачился и присоединился к служащим митрополитам во время малого входа. Его сначала не поминали, диаконы не были предупреждены, но потом стали поминать. После литургии был отслужен молебен Святителю Алексию и Преподобному Сергию. По окончании церковной службы, за чаем, я сидел вместе с архиепископом Иовом Уфимским за одним столиком. -" Владыко, почему, Вы вчера отказались от слова?" - спросил он меня. - " Меня отговорили митрополиты Никодим и Антоний, - ответил я .- Они сказали, что я нанесу вред Церкви, если выступлю на Соборе о постановлениях 1961 года. А, кроме того, со слов митрополита Антония, буду изображать из себя героя, а все остальные окажутся трусами. Вот и не знаю, теперь, правильно ли я поступил, отказавшись от слова на Соборе. Но потом я все- таки подал письменное заявление, о моем не согласии, митр. Никодиму". -" Вы правильно поступили, - сказал архиепископ Иов. - Очень хорошо, что Вы подали это письмо, а особенно хорошо, что Вы говорили на Архиерейском совещании...что может быть лучше!" К половине второго дня, мы должны были вновь собраться в Успенском храме, чтобы оттуда, облачившись в мантии, торжественно шествовать для выборов Патриарха в Трапезную церковь. Здесь также должны были собраться иностранные гости, представители автокефальных Церквей и т.д. Я уже был готов идти из моего гостиничного номера в Успенский собор, когда мне сообщили, что митрополит Никодим просит меня придти к нему. Конечно, я сразу пошел к нему и застал его в ректорских покоях. Оказалось, что митрополит Никодим, хотел попросить меня помочь уладить ему очень деликатное дело, которое заключалось в следующем: на Собор пребывали представители Константинопольского Патриархата, митрополиты Иаков Германский и Дамаскин Транупольский, которые не желали сослуживать вместе с представителями Американской Церкви (они ее не признают!) А так как по константинопольской Церкви будут руководствоваться все другие греческие иерархи, начиная с Александрийского Патриарха, то дело грозило серьезными последствиями. Более того, так как всеправославное сослужение при интронизации Патриарха должно было произойти на следующий день, все могло перерасти в скандал и быть просто сорвано из-за отказа греков сослуживать с "американцами. Отстранить "американцев" тоже было неудобно и даже несправедливо... вот митрополит Никодим и попросил меня пойти с ним до начала выборов Патриарха, поговорить с константинопольскими митрополитами и постараться уладить дело. Мы выходили вместе с митр.Никодимом из ректорских покоев, когда он спросил у обслуживающего его иеромонаха, где сейчас находятся константинопольские митрополиты. Тот ответил, что он провел их на второй этаж гостиницы. - " Дурак- закричал на него митрополит Никодим, - Такого дурака, как ты, я от роду не встречал! Беги, скажи им, чтобы шли на первый этаж, там с ними встречусь". Иеромонах весь, дрожа от страха, бросился бежать, а митрополит Никодим объяснил мне, что на втором этаже помещается также александрийская делегация и другие греки. Как только они нас увидят, то захотят присоединиться, а нам нужно успеть переговорить с константинопольцами наедине. Итак, в гостинице мы встретились с митрополитами Иаковым и Дамаскином. Они сказали, что отказываются служить, если будут служить представители Американской Церкви. " Такое сослужение было бы равносильно признанию нами Американской Митрополии", - говорили греки. Митрополит Никодим это начал оспаривать, но греки упорно отвечали, что " Американцев", будут поминать как представителей Американской автокефальной Церкви, а это не приемлемо..." Митрополит Никодим возражал и уверял, что их будут поминать без титулов. - " Но " В первых помяни, Господи...", это когда поминается диптих, - отвечали греки, - митрополита Иринея будут поминать как главу Американской Церкви!" - " Да нет же! Ручаюсь вам, - возражал митрополит Никодим, - поминать бут лишь Патриархов". (Хочу пояснить, что "диптих", здесь "помянник", это поминание на Патриаршей литургии всех предстоятелей Поместных Церквей и всех архиереев сослужащих на данной литургии). Спор продолжался, причем митрополит Иаков склонялся уступкам и готов был искать примирительного решения, а митрополит Дамаскин, наоборот, проявлял нетерпимость и раздражительность. - " Мы не имеем права делать никаких уступок!" - кричал он не только на нас, но и на митрополита Иакова. -" Ну, смотрите, - решительно сказал ему митрополит Никодим, - если из-за Вас не состоится общеправославное богослужение при интронизации, это будет иметь самые серьезные последствия для отношений между нашими Церквами и вообще для православного единства!" Нам нужно было спешить на выборы Патриарха, и потому мы решили отложить разговор до вечера. * * * Я поспешил в Успенский храм, там все уже были в сборе, меня ждали и беспокоились моим запозданием. Быстро надели на меня мантию, не успев даже застегнуть крючков, и мы процессией и в порядке старшинства вошли в помещение Собора, Трапезную церковь Преподобного Сергия, и заняли свои обычные места. Иностранные гости в полном составе также разместились, а я успел заметить, что Куроедова или кого ни будь из представителей гражданской власти тоже не было. Заседание началось около двух часов дня. Митрополит Пимен предложил обсудить процедуру избрания Патриарха. Встал митрополит Никодим и сказал: - " Процедура избрания была предметом глубокого и всестороннего обсуждения на Архиерейском совещании. Было решено, что избрание будет происходить открытым голосованием, а, следовательно, прошу и предлагаю Собору утвердить эту процедуру". Хочу здесь подчеркнуть одну деталь, что каждый, теоретически, (по крайней мере), мог голосовать за какого угодно кандидата. Имя митрополита Пимена ни разу не было названо митрополитом Никодимом, когда он говорил о процедуре голосования и о решениях Архиерейского совещания. Да и Архиерейское совещание формально не утвердило митрополита Пимена как единого кандидата, хотя все выступающие говорили в его пользу. Конечно, нравственно и морально это имело решающее влияние на мнение архиереев, этакий мягкий нажим, но юридически каждый на Соборе имел свой голос и почти свободный. В прениях на Соборе, заранее в сильной степени предопределенных, мало говорилось о самом митрополите Пимене, как кандидате. Но более того, все как бы подразумевалось, что вопрос решенный, не подлежит сомнению, а потому не стоит открыто обсуждать. Процесс голосования продолжался долго, около сорока минут. Никто из нас не ожидал сюрпризов и неожиданностей, все были уверены, что единогласно пройдет митрополит Пимен, а наблюдать за голосованием было не скучно. Чувствовалась духовная напряженность и историческая значительность момента. Голосование началось от младшего по хиротонии, епископа Самаркандского Платона (Лобанкова). Когда дошла очередь до меня, я встал и за мною поднялись диакон Сергий и В.Е.Драшусов, я проголосовал за митрополита Пимена. Для облегчения процедуры голосования, каждому архиерею были выданы листки с напечатанной на машинке формулой голосования , в них было оставлено пустое место для написания имени избираемого кандидата. В последнюю минуту я куда-то затерял этот листок, так что пришлось " импровизировать" текст голосования. Написал: " Я клир и паства Брюссельской епархии и Роттердамского викариатства избираем Патриархом Московским и всея Руси( такого-то - пустое место)" Епископ Дионисий, как викарный, не имел права голоса. Меня интересовало, что будет, когда очередь голосования дойдет до архиепископов Новосибирского Павла и Омского Андрея. Первый отсутствовал по болезни, второй был не вполне нормальным. Вместо архиепископа Павла встал клирик его епархии протоиерей Алексий Курлюта и огласил подписанное архиепископом Павлом письмо, из которого было ясно, что он голосует за митрополита Пимена. Я опасался, что архиепископ Андрей не сможет проголосовать, но он довольно внятно прочитал положенную формулу. Когда дошла очередь до митрополита Алексия, то вопрос, кого он избирает, был задан ему митрополитом Никодимом. А в свой черед, уже митрополит Алексий стал спрашивать митрополита Никодима и главу японской автономной Церкви, митрополита Владимира. Для меня это было полной неожиданностью, что глава автономной Церкви принимает участие в выборах Патриарха Русской Церкви. Конечно все, без исключения проголосовали за митрополита Пимена. Оставалось, только дело за малым... спросить самого Патриаршего местоблюстителя, митрополита Пимена. Я с любопытством ожидал, что будет. Встал митрополит Никодим и сказал: -" Еще не проголосовала Московская епархия. От ее имени должен бы выступить ее правящий в межпатриаршестве архиерей, митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен. Но, поскольку он единогласно выбран Патриархом, предлагаю освободить его от голосования и предоставить слово первому викарию его епархии епископу Волоколамскому Питириму". Предложение было принято, и епископ Питирим по обычной формуле высказался от лица клира и мирян за митрополита Пимена. После этого митрополит Никодим провозгласил: -" Едиными устами и единым сердцем весь епископат от лица клира и паствы назвал имя митрополита Пимена как нашего избранника на Патриарший престол. Наше единогласие, наше единодушие свидетельствуют о братской любви, связующей всех нас. Это действие Божественного Утешителя Духа, а потому восстанем все сейчас от своих мест и пропоем гимн Святому Духу..." Днесь благодать Святого Духа на собравших...". После окончания пения молитвы митрополит Никодим спросил новоизбранного Патриарха, принимает ли он свое избрание. Митрополит Пимен ответил: " Избрание меня Освященным Собором Русской Православной Церкви Патриархом Московским и всея Руси приемлю, благодарю и ничто же вопреки глаголю!" Вслед за тем, после возглашения многолетия "избранному и нареченному" Патриарху, митрополит Никодим читает грамоту об избрании Патриарха, а уж затем эта грамота, переплетенная,(как выражается автор статьи в ЖМП), в "тонкий изящный фолиант", обносится всем архиереям Собора на подпись. Пописываю ее и я, предварительно убедившись, что кроме акта об избрании Патриарха она никаких других решений Собора не содержит. Должен отметить, что это был единственный соборный документ, который нужно было подписывать. Вслед за тем митрополит Филарет зачитал проект другого послания Собора "Обращение Поместного Собора Русской Православной Церкви к христианам всего мира и людям доброй воли".(См. ЖМП, No6,1971г.сс.10-12. Надо сказать, что в напечатанном виде этот текст был несколько смягчен и исчезли слова " и людям доброй воли.") Начиналось это "обращение" вполне благочестиво и по-христиански. Но далее, после переходных слов, что "Церковь не чуждается человеческих нужд... и проявляет о них свое материнское попечение, это Обращение приобретает характер ярого политического документа в духе обычной коммунистической тематики и фразеологии. Тут наличествует и призыв к христианам стать" обличителями жестокости", и " возникшие в различных районах мира военные конфликты и очаги международной напряженности", и конечно "борьба за Мир во всем Мире". Со все возрастающим возмущением я слушал все эти лозунги, которые буквально повторяли решения XXIV съезда Коммунистической Партии СССР. С трудом мне удавалось сохранять самообладание и внутреннее спокойствие, пока дело не дошло до перечисления всех этих конференций " по Европейской безопасности и ядерному разоружению". Тут меня буквально взорвало. "Как! - подумал я. - Я приехал сюда на Собор, чтобы обсуждать созыв каких-то политических конференций?" И я сразу решил выступить с протестом! Как только митрополит Филарет кончил свое чтение, я встал и попросил слова. Одновременно, а может быть и немного раньше меня, встал мой сосед слева, архиепископ Дюссельдорфский Алексий, чего я сразу не заметил. Он тоже хотел говорить. Митрополит Никодим, увидев меня, с какой-то смущенной улыбкой стал мне делать отрицательные знаки, кивая головой в сторону архиепископа Алексия. Очевидно, он хотел дать мне понять, что другой оратор попросил слова раньше. А может быть, он просто под этим предлогом хотел помешать мне выступить. Я понимал, что архиепископ Алексий будет говорить через переводчика, его выступление будет скомкано, потеряет силу, а мне потом не дадут слова. Очень уж мне хотелось выступить. Я оглянулся и обратился к архиепископу Алексию по-французски, со словами: -" Вы хотите говорить по поводу политической части прочитанного Обращения?" -" Да", - ответил он. - " Я тоже". - " Ну, в таком случае выступайте Вы. Вам будет это лучше сказать по-русски" , - ответил архиепископ Алексий. Он отказался от слова, сел на место и в результате я смог выступить. Внешне спокойно и по возможности четко и громко я сказал следующее:" От клира и мирян Брюссельско-Бельгийской епархии и Нидерландского викарства, да и от себя лично, я хочу заявить, что совершенно не согласен с той частью Обращения, которая носит политическую окраску. Здесь было заявлено, про разного рода места неприемлемые для иностранца, членов нашей Церкви. Это так. Но я не иностранец и не советский гражданин, а русский живущий за границей и для меня совершенно не устраивают подобные политические заявления и тексты, которые прозвучали в Обращении. Скажу прямо, этот документ тенденциозен и односторонен! А главное, я приехал сюда на Собор, не для того чтобы заниматься политической деятельностью и принимать политические резолюции. Я не могу и не хочу вырабатывать политические программы и "платформы". Не могу решать, нужно или не нужно созывать ту или иную политическую конференцию о разоружении. Кто мы такие и кто нас уполномочил решать такие чисто политические и государственные вопросы? По крайней мере, я не считаю, себя в них компетентным и не ради них я сюда приехал. Я здесь, чтобы обсуждать церковные дела, заниматься насущными вопросами Церкви. У нас этих вопросов нерешенных тысячи- положение приходов, религиозное образование... и мы все это должны оставить в стороне, чтобы обсуждать и утверждать подобное Обращение? Я с этим не могу согласиться и прошу письменно отметить в протоколе заседания мое личное мнение". Пока я говорил, я невольно смотрел на стоящего посередине напротив меня, у своего пюпитра митрополита Филарета. В руках его еще был текст Обращения. С первых же моих слов лицо его изобразило изумление. Точно кто-то устроил ему неприятный сюрприз, изумление перешло в ужас, он побледнел, позеленел, казалось, что он вот-вот упадет в обморок. Признаюсь, что я смотрел на него с внутренним удовлетворением, почти со злорадством. В моем подсознании ощущалась мысль: " Вот ты меня запугивал, а теперь сам трусишь и я тебя пугаю". Митрополит Никодим не замедлил мне ответить: " Политические вопросы, о которых Вы говорили, - произнес он, обращаясь ко мне, каким-то особенно ровным голосом, - постоянно обсуждаются на заседаниях Всемирного совета Церквей. На Ватиканском Соборе они были предметом многочисленных баталий. Да и на всехристианских конференциях о них постоянно говорят. Поэтому нет причин, чтобы и мы ими не занимались. Более того, мы будем и впредь их обсуждать. Ваше мнение и мнение Ваших клириков, и мирян, мы отметим и учтем... Оно будет принято во внимание". Конечно, я бы мог ответить и уточнить митрополиту Никодиму, что во Всемирном Совете Церквей и на Ватиканском Соборе тем более, эти вопросы рассматриваются в совсем другом духе и не идеологическом аспекте. А главное, что митрополит Никодим ничего мне не ответил относительно тенденциозности и односторонности данного Обращения. Вообще я ожидал более резкой реакции с его стороны, но был рад, что мне удалось высказать свое мнение, довести до ушей многих наше не согласие, с подобной практикой идеологического нажима. Рядом со мной сидел диакон Сергей Рейнгардт, он обратился ко мне со словами: -" Благодарю Вас Владыко, за то, что Вы так сказали. Своим выступлением Вы облегчили наше положение, сняли тяжесть с сердца. Именно так мы хотели сказать, но нам это трудно, особенно через переводчиков". Вслед за тем не замедлил попросить слово наш присяжный оппонент епископ Баденский Ириней (Сюземиль). -" Я тоже не чуждый иностранец, русский, но не советский гражданин, живу за границей...Однако я полностью, в отличие от предыдущего заявления, со спокойной совестью поддерживаю предлагаемое нам на одобрение Обращение. Даже в тех его местах, которые характеризуются как политические. И вообще... я всецело поддерживаю миротворческую деятельность нашей Церкви и всегда защищаю ее. Раз действия Советского Правительства направлены на укрепления Мира во всем Мире, то я как христианин их приветствую т считаю это своим долгом. Не понимаю, почему мы как христиане должны этим смущаться и стыдиться". Я увидел, как сразу вслед за этим заявлением, попросил слова Н.В.Лосский: -" Текст этого Обращения для меня неприемлем из-за своей политической односторонности. Обсуждается одна сторона, а о действиях другой стороны умалчивается". Я плохо расслышал, что ответил Лосскому митрополит Никодим, но помню, что он прекратил прения, хотя собирался выступать еще Драшусов. -" Все ли члены Собора согласны с текстом Обращения к христианам всего Мира?" - спросил митрополит Никодим. Раздались дружные голоса: " Согласны! Согласны!" -" Принято подавляющим большинством голосов", - сказал митрополит Никодим. После чего новоизбранный Патриарх произнес заключительное слово: - " Собор Русской Православной Церкви ныне приблизился к своему завершению... Он обсудил и вынес свои определения по вопросам внутренней церковной жизни, по экуменической и миротворческой деятельности нашей Церкви. Избран Патриарх Московской и всея Руси! Вы, преосвященные пастыри, возложили на меня, вашего собрата, нелегкое бремя патриаршего служения... Прошу вас не оставлять меня вашими святыми молитвами. Исповедаю немощь свою пред высотой патриаршего звания, но уповаю на всесильную десницу Божию, приведшую меня от иноческой кельи к |Патриаршему престолу, и на вашу действенную братскую помощь. Поместный Собор Русской Православной Церкви объявляю закрытым. Возблагодарим Господа Бога за Его милости и благодатную помощь, дарованную нам в деяниях соборных". Подобное (достаточно резкое) окончание Собора вызвало негодование у В.Е.Драшусова. Ему хотелось высказаться, да как оказалось потом не только ему. Позднее, в пресс -бюллетене было сказано, что "решения Собора были приняты единодушно", а не подавляющим большинством, как было на самом деле. Драшусову хотелось сказать в своем выступлении, что причиною его воздержания было также то, что текст решений не был роздан заблаговременно и потому нельзя было составить о них мнения. Возмутило его и то, что в уже принятый текст внесли потом изменения. Он негодовал: - " Разбойничий Собор! - восклицал он. - Так и войдет в историю, как разбойничий Собор!" Я постарался его успокоить, говоря, что главное мне удалось высказать. - " Да, но в печати будет написано и всему свету сообщено, что решения были приняты единогласно!" - кричал он.(так оно и случилось потом, -Прим. Арх. В.) -" Если это так будет, Вы сможете подать Ваши возражения письменно митрополиту Никодиму, он их примет. Но только делайте это сами, я уже достаточно наговорил на Соборе",- ответил я ему. - " Хорошо, мы это сделаем. Нас ведь целая группа несогласных. Напишем и покажем Вам текст для одобрения". Я дал свое согласие, и Драшусов, видимо успокоился. Когда я выходил из помещения Трапезного храма, из толпы соборных членов ко мне подошел мирянин лет сорока, как потом выяснилось - член Собора от Крымской епархии. -" Ну, Владыко, Вы молодец!" - сказал он, обращаясь ко мне. - " Почему?" - удивился я. - Я сказал правду. Нужно говорить правду". - " Но Вы один ее говорите. Все боятся. Молчат", - ответил мне мирянин. Когда я уже готов был спускаться по ступенькам по выходе из храма, ко мне подлетел священник средних лет, тоже член Собора. Волнуясь, взял у меня благословение и сказал: -" Благодарю Вас за ревность. Она у Вас, как у Иоанна Златоуста". Уже направляясь ужинать, в академическом саду, я встретился с преподавателем Академии, игуменом Марком (Лозинским). -" Владыко! Очень мы Вас благодарим за Ваши выступления. За все, что Вы делаете для Русской Церкви, - сказал он мне растроганно. - Но мы за Вас беспокоимся. Как бы с Вами чего- нибудь не случилось". Я поблагодарил его и постарался успокоить: -" Они мне ничего не смогут сделать. Я приехал из-за границы". Нечего и говорить, что я был тронут и обрадован всеми этими выражениями сочувствия и поддержки. Мне было важно сознавать и чувствовать, что я не одинок, что меня понимают и поддерживают, хотя и не открыто. И характерно, что как раз мое выступление против "идеологии и политики" было понято и одобрено. Поужинав, мы поспешили, как и другие члены Собора, отбыть на машинах в Москву. Мне передали от митрополита Никодима, что он просит меня вечером остаться в номере гостиницы, так как он мне позвонит. Нам предстояло с ним еще встретиться с двумя константинопольскими митрополитами, закончить с ними разговор о завтрашнем сослужении при интронизации. Митрополит Никодим хотел, чтобы я участвовал в этом разговоре, в основном, в качестве переводчика. Он должен был меня известить, где и когда состоится встреча. 3 июня На следующий день, в четверг 21 мая/ 3 июня, был день празднования иконы Владимирской Божией Матери. К восьми часам утра члены Собора стали прибывать на машинах в Елоховский Богоявленский Патриарший Собор. В храм пускали народ только по билетам, выданным Патриархией. Народ толпился около Собора, люди входили или скорее пытались пробиться в храм, даже не имея билетов. Милиция действовала решительно, оттесняла народ, который также настойчиво пытался пробиться сквозь кордоны. Иногда те у кого не было билетов, пытались подстроиться к приглашенным, некоторым удавалось проскочить. Члены Собора были помещены в передней части храма в левой стороне против алтаря. В правой части находились почетные гости. Прибывший некоторое время спустя Кардинал Виллебранс занял было самое почетное место в первом ряду кресел, но когда позднее прибыл армянский Патриарх Вазген, Кардинала попросили уступить ему свое место и пересесть на одно место правее. Мы же, члены Собора, находились в левой части храма, огражденные перилами от центра собора. Надо сказать, что вся эта иерархическая расстановка, всегда была важна, а тут она соблюдалась с еще большей скрупулезностью. Для архиереев был расставлен ряд стульев, священники и миряне по большей части стояли. Для зарубежных батюшек и мирян старались найти места сидения. Пока мы усаживались, ко мне опять подошел один священник, член Собора от Винницкой епархии и стал выражать свое сочувствие и благодарность за мое выступление на Соборе. Храм быстро наполнялся народом, несколько отличным от обычного в русских церквах. Было больше молодых и интеллигентных людей, чем обычно. Особенно на хорах, которые были заполнены сплошь. Видимо такого рода люди легче могли достать билеты, чем простые и немолодые. В начале десятого начали пребывать главы автокефальных Церквей. Опускаю здесь, все подробности встречи гостей. Последним должен был быть встреченным Патриарх Александрийский Николай, как старший по диптиху, но на самом деле он был предпоследним, а последним встречали архиепископа Кипрского Макария, значительно младше по положению своей Церкви. Но с ним как-то особенно носились, очевидно, потому, что он был главою государства и гостем Советского Правительства. Это раздражало меня и огорчало, тем, что одно появление архиепископа Макария в храме произвело сенсацию среди собравшегося народа. Произошло движение, нестройный гул голосов, все заколебалось, чего не было, когда встречали других первоиерархов, более того... даже Патриарха Пимена. При встречи их верующие кланялись, крестились, но не шумели, а выражали скорее благоговейные чувства. Самым последним, и с наибольшим почетом и торжеством, прибыл Патриарх Пимен. Началась служба. Грандиозная, потрясающая и вместе с тем глубоко молитвенная. Продолжалась она от 10 утра до половины третьего, вместе с молебном и приветствиями. Отметим момент настолования после малого входа, когда Патриарха трижды сажают на патриарший трон на горем месте. Не новой хиротонии, а именно настолования, хотя формула этого акта несколько схожа с хиротонией: " Божественная Благодать, немощная врачующи, оскудевающая восполняющи и промышление всегда творящи о Святых Своих Православных Церквах, посаждает на престоле Святых Первосвятителей Российских Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена отца нашего Пимена, Святейшего Патриарха великого града Москвы и всея Руси, во имя Отца. Аминь. И Святого Духа. Аминь". При каждом произнесении слова "Аминь" митрополиты посаждали Патриарха на горнее седалище и снова поднимали его руки, в то время как духовенство, певчие и народ пели "Аксиос". Оно пелось сотни раз, пятью хорами в разных местах храма, и это нескончаемое пение было одним из самых незабываемых моментов всего чина интронизации. На литургии, в отличие от встречи, строго соблюдался иерархический порядок Церквей. Возглавлял служение Патриарх Александрийский Николай, за ним следовал Патриарх Пимен, далее Патриарх Грузинский Ефрем и т.д. После окончания литургии Патриарх Пимен выходит из алтаря на солею, где его обычно облачают в патриаршую зеленую мантию. Митрополит Филарет вручает ему куколь. - " Мне,- говорит он при этом, - как митрополиту древнейшей Киевской кафедры, выпала высокая честь вручить тебе внешний знак патриаршего сана - куколь... Велико и ответственно патриаршее служение, и без помощи Божией невозможно его понести. Как опору на этом благословенном и многотрудном пути приими верность тебе епископата нашей Церкви и готовность быть твоими соратниками на ниве церковной. Архипастыри и пастыри, иноки и благочестивые миряне хотят видеть в тебе, прежде всего Святейшего Отца... Да дарует тебе Господь, вести корабль церковный по избранному Святейшими Патриархами Сергием и Алексием пути во славу Божию и на благо нашего Отчества". Эти хорошие слова митрополита Филарета были для меня испорчены тем фактом, что он совершенно опустил имя Патриарха Тихона при перечислении предшественников Патриарха. Он ограничился только Патриархами Сергием и Алексием. Эта тенденция совершенно "забывать" и игнорировать Святейшего и многострадального Патриарха Тихона проводилась, к сожалению, многими на Соборе. Затем митрополит Никодим вручил Патриарху жезл, сказав вкратце следующее: " Тебя знала Церковь наша ревностным делателем на ниве Господней в течение многих лет твоего священнослужения. Таким желает видеть тебя вся полнота нашей Святой Поместной Русской Церкви как в пределах нашего Отечества, так и во всем мире, где рассеяна она и куда простирается каноническая власть Московского и всея Руси Патриарха". После этого митрополит Алексий вручает Патриарху икону Владимирской Божией Матери и говорит: " От лица Поместного Собора, приими сердечное поздравление с великим событием единогласного избрания Вашей святыни и наш общий низкий поклон. Не с твоим ли именем связаны все надежды на дальнейшее укрепление жизни церковной и на объединение всех православных русских людей, в рассеянии сущих, в ограде нашей Матери-Церкви? Тебе предстоит быть не только хранителем апостольских преданий, столпом непоколебимым и Православия наставником, но и постоянным молитвенником за нашу великую Родину и ее народ. Быть его христианской совестью и правилом веры для наших пастырей и пасомых. На это мы твердо надеемся потому, что с высоты Патриаршего престола ты будешь управлять Церковью, " не господствуя над наследием Божиим"... Молясь пред этой святой иконой, пребывай в единении духа с твоими великими предшественниками Святейшими Патриархами Сергием и Алексием". Совершается молебен, и Патриарха приветствуют представители автокефальных Церквей - Виллебрандс, Блэйк и др. Многие из них говорят неразборчиво... все устали и никто почти не слушает. Место, где стояли или сидели архиереи, а также другие члены Собора, быстро пустеет. Ухожу и я посреди читаемых приветствий. Уже половина третьего дня, в церкви я провел шесть с половиной часов. Почти афонское бдение! * * * Возвращаясь на машине в гостиницу, усталый и голодный, я был всецело под впечатлением богослужения и патриаршей интронизации. Все было, в общем, хорошо, даже чудесно, кроме некоторых отмеченных и неотмеченных промахов в приветствиях. Меня раздражило бесконечное шмыганье фотографов и журналистов во время службы, а также частое надоедливое зажигание и потухание юпитеров. Это действовало на нервы. Вокруг собора и на тротуарах близлежащих улиц толпилось множество народа. Не расходились, ожидая появления новоизбранного Патриарха. Даже отъехав на машине несколько сот метров, я видел улицы заполненные людьми. Мне нужно было спешить на прием, устраиваемый Св.Синодом по случаю избрания и интронизации Патриарха. Он происходил в той же гостинице "Россия", в громадном зале, вернее ряде зал, которые объединялись в один, когда устраивались торжества подобные этому. Я зашел к себе в номер, привел себя в порядок и направился через всю бесконечную гостиницу в приемный зал. Там было полно народу, стоял гул голосов, присутствовало около 850 человек (так писалось в газетах). Кроме членов Собора, зарубежных гостей, было приглашено все московское духовенство, служащие Патриархии и ее "иностранного" Отдела. Были заметно оживлены Куроедов и Макарцев, мелькали и другие "деятели" Совета по делам религий. В зале предваряющий главный, за отдельным столом сели представители московской церковной "оппозиции" - протоиерей В.Шпиллер, протоиерей А.Сергиенко и др. Они пригласили меня к себе, но я предпочел пройти в главный зал, где мне было уготовано место. И потом мне было интересно побыть в гуще соборных членов и послушать интересные разговоры, особенно с теми, кого я редко видел. С милейшим о.В.Шпиллером я виделся часто и подумал, что успею с ним обменяться мнениями позже. Кроме всего, я был голоден, с утра ничего не ел, а, посмотрев на стол " оппозиционеров" я кроме сладких блюд, тортов и фруктов ничего не заметил. Войдя в главный зал, я стал пробираться к Патриарху, вокруг которого толпилось много народу, чтобы его приветствовать. Куроедов был тоже окружен толпицей; я подумал к нему подойти чтобы поздороваться, но потом решил, что не стоит тратить для этого время, ждать в хвосте. Для "почетных" лиц - Патриарха, Куроедова, иже с ними, митрополитов и зарубежных гостей был накрыт отдельный стол с потрясающими яствами и с именными местами. А все мы остальные, должны были закусывать, стоя перед столами(а ля фуршет), во множестве расставленными рядами и ломящимися от множества блюд. Никто не начинал есть, ожидали, когда Патриарх кончит здороваться и сядет за стол. Наконец закончились поздравления Патриарха, была прочитана молитва, Патриарх благословил трапезу, "почетные" сели, а остальные стоя начали поедать обильные блюда. Все были невероятно голодны и некоторое время в зале было тихо, раздавался только звук вилок и ножей. После этого начались тосты и приветствия, которые мало кто слушал, да и трудно их было расслышать, кроме двух первых, Патриарха и Куроедова... Уже гораздо позже вспоминаю об одном разговоре. Среди приглашенных на банкет встречаю работника "иностранного" отдела Г.Н. Скобея. Он кончил Духовную Академию, брат его протоиерей, они из священнической семьи из Белоруссии. Был послан в Грецию на богословский факультет, пробыл там два года и вполне прилично изучил греческий язык. Работает сейчас как греческий переводчик при Патриархии, в этом качестве участвовал, во Всеправославных совещаниях. Человек неглупый, побывавший за границей, но очень сдержанный, типичный ученик митрополита Никодима. Разговорились с ним по-гречески. -" Скажите, - говорит он мне, - что Вы имели в виду, когда сказали вчера на Соборе, что Обращение ко всем христианам- тенденциозный и односторонний документ? Мне это неясно". -" Я имел в виду, - отвечаю я, - что в нем подвергаются критике действия американского правительства во Вьетнаме, например, а о подобного рода действиях советского правительства умалчивается". -" А какие это такие действия советского правительства?" - спрашивает он. - " Например, советская интервенция в Чехословакии!" - " Да ведь в Чехословакии происходила борьба двух партий". -" Как и во Вьетнаме! Только в Чехословакии, 95% по крайней мере, стояли за Дубчека и были против советского вмешательства", - отвечаю я. - " Неужели так много? Я этого не знал...но ведь нужно было защищать социалистический строй, "наш дружественный лагерь"... он был под угрозой", - растерянно пробормотал Г.Скобей. -" А на что он нужен, этот социалистический лагерь, раз громадное большинство чехов его не хотело? Ведь это только обозлило людей и вызвало анти - русские чувства и надолго. Во всяком случае, интервенция советских войск и введение танков, нанесла тяжкий удар престижу СССР в мировом мнении". - Со своей стороны я решил отвечать как думаю и не лукавить. - " Да, это так, - соглашался Скобей, - я это знаю. Но многие боятся обсуждать это вслух..." Банкет закончился в шестом часу вечера. В гостинице встречаю члена константинопольской делегации митрополита Транупольского Дамаскина. Он выражает полный восторг моему выступлению на Соборе: " Среди общей мертвечины и казенщины вдруг раздался Ваш свободный голос. Как бы повеяло благодатью Духа Святого. Вы спасли Собор. Я сидел и думал, неужто так и не найдется человека, который бы сказал правду об этом Обращении. А Вы смогли точно все определить!" Я поблагодарил, конечно владыку Дамаскина, но подумал про себя" Суть же грецы льстивы даже до сего дне". Но все- таки хорошо, что сказанная мною правда была услышана "зарубежными гостями" и станет известна за границей, а это "важно и на пользу Церкви", невольно вспомнил я слова митрополита Никодима. Вечер был свободным, и я поехал в гости к своему брату Игорю. Там я рассказал подробности про Собор, прием и передал два билета на завтрашний концерт. 4 июня В это утро я звонил в "иностранный Отдел". Меня беспокоил вопрос о продлении моего паспорта, который кончался во вторник 8 июня. Мне хотелось остаться еще на неделю, поехать в Ригу, куда меня приглашал архиепископ Рижский Леонид. Мне очень хотелось побывать в тамошних женских монастырях, в самой Риге и так называемой " пустыньке", в 60 километрах от Риги. Как сказал сам архиепископ Леонид" единственные настоящие русские монастыри, существуют сейчас только там". Да и от других я слышал об этих монастырях много хорошего. Очень мне хотелось побывать в Крыму, Ялте и Никитском Саду, где я провел детство вместе со всей нашей большой семьей, со всеми пятью братьями Кривошеиными. Меня туда очень приглашал в 1969 году епископ Крымский Антоний, но сейчас, когда я заговорил с ним об этом, он смутился и стал как-то отнекиваться. Могу предположить, что он испугался моего выступления на Соборе, а может быть ему самому надо было куда-то ехать по окончанию Собора. Во всяком случае, я решил просить в "иностранном Отделе" о разрешении поехать в Крым. Паспорт мой отобрали у меня в "иностранном Отделе" с самого начала, под предлогом, чтобы хлопотать о продлении и разрешении на визу. Уверяли, что все это пустяки, не стоит и беспокоиться, одна формальность. Да и сейчас Кудинкин, с которым я разговаривал по телефону, меня успокаивал: " Все будет сделано. В понедельник получите паспорт с продлением визы. Поверьте нам, мы в этих делах имеем опыт". Утро пятницы 4 июня, я провел в гостинице, а к трем часам я поехал в гостиницу "Украина", где устраивался прием в честь Патриарха. Прием устраивал Куроедов и злые языки говорили, что он это делал за счет Патриархии. Надо отметить, деликатности ради, что по своим масштабам и обилию блюд, этот прием был скромнее, чем устроенный накануне Патриархом. Впрочем, и "куроедовский" был достаточно многолюдным и изобильным. Гостей встречал П.В. Макарцев, помощник Куроедова. -" Владыко Василий, добро пожаловать! - вскричал он приветственно, искусственно-дружеским тоном. -Как Ваше здоровье?" -" Хорошо, слава Богу! - отвечаю ему в том же духе. - Ни на что не могу жаловаться". - " Это самое главное", - отвечает Макарцев. На этом разговор наш прекращается. Наблюдаю, как все подходят здороваться к Куроедову, опять выстраивается длинная шеренга людей, пытаюсь и я пристроиться в конце. Понимаю, что придется долго ожидать и решаю, что не стоит, достаточно, что поздоровался с Макарцевым. Вскоре начинаются приветственные речи.... Вечер, 4 июня В Большой зал Государственной Консерватории, мы едем вечером к 20 часам. Ожидается большой концерт. Беру программу и сразу вижу, что Фурцева действительно запретила монашескому хору игумена Матфея участвовать в концерте. В первоначальной программе, которая была нам роздана до начала концерта хор значился, а теперь его нет. В первом варианте программы стояло: 1. Смешанный хор Матвеева; 2. Мужской(=монашеский) хор игумена Матфея; 3. Симфонический оркестр дирижера Светланова. Более того, почему- то "пострадал" и был заменен "Китеж"- Римского -Корсакова, на Чайковского "1812год". Между тем, как стало известно, с регентом Матвеевым произошел несчастный случай. Когда он возвращался из Лавры, после избрания Патриарха, его машина столкнулась с другой, в результате Матвеев получил небольшое сотрясение мозга и регентовать не смог. Его заменил Комаров, бывший регент Елоховского Патриаршего Собора. На качестве программы исполнения это не отразилось, говорят, что Комаров как регент выше Матвеева. Перед началом концерта, я шел по коридорам Консерватории, когда ко мне подошел священник, он предложил мне программу со словами: " Не хотите ли программу на духовный концерт?" - "Духовный? - удивился я. - А что же в нем духовного? Просто- торжественный концерт". Лицо священника, иеромонаха из Лавры, выразило недоумение. Но в следующий момент, он догадался, что я имею в виду, улыбнулся и сказал мне: " Ах, Вы уже знаете? Действительно, не духовный. Но не огорчайтесь, хор игумена Матфея Вы услышите в Лавре в воскресенье в трапезе". Войдя в зал, я встретился с А.Л.Казен-Беком. - " А Вы знаете, почему программа концерта переменилась? - спросил я его, - хора игумена Матфея сегодня не будет". - " Почему?" - удивился он. - " Да потому что Фурцева запретила! "- сказал я. Лицо Казен- Бека исказилось гримасой, и он полушепотом, но весьма энергично выругался по ее адресу. Усевшийся рядом со мной митрополит Аксумский Мефодий, Александрийской Патриархии, тоже возмущался отсутствием монашеского хора.... и ругал Фурцеву. Я видел, как вошел в зал Куроедов и занял место в первом ряду налево от прохода. Концерт можно было начинать. Мы вернулись в гостиницу уже поздно. Было уже около двенадцати часов ночи, когда, поужинав, я стал направляться к выходу из зала. За столиком у самого выхода из зала, сидела компания служащих "иностранного Отдела" - Кудинкин, Казен-Бек, Буевский, Игнатьев ( прибывший на Собор из Болгарии). Я подошел к ним. Казан- Бек вскочил и начал нервно - возбужденно говорить. Видно было, что он слегка подвыпил, что с ним, как говорят, случается редко. Он начал мне горько жаловаться, что его никуда не выпускают за границу:" Знаете, Владыко, не только в "настоящую заграницу", во Францию или Америку, но и в "братские" страны. Подал прошение поехать в Югославию. Отказали! А между тем мне нужно туда поехать для одной церковной исторической работы, которую я хочу написать. С трудом пустили только раз в Болгарию, да и то потому, что Патриарх Болгарский потребовал. А другие то постоянно ездят!" Он весь кипел от возмущения, а Игнатьев пытался его остановить: " Успокойся, не говори так много". Этот Игнатьев, уже пожилой человек, старый эмигрант, живущий в Болгарии. В прошлом он состоял в партии младороссов, во Франции. Как я потом узнал, он, пишет в ЖМП церковные статьи, преимущественно о жизни Болгарской Церкви. Пишет не плохо, но вполне в "лояльном" духе. Сейчас воспользовавшись моментом, он прошептал мне: " Не думайте, что я Вам не сочувствую... я вполне согласен с Вашим заявлением на Соборе. Но мы не можем говорить, а Вы можете! Вот вся разница... и, пожалуйста, продолжайте говорить и писать". Кудинкин перебил его и опять, в который раз задал мне вопрос. Он задавал его мне почти каждый день на протяжении всех этих дней в Москве и Лавре: " Как Вам нравиться Собор? Какие Ваши впечатления?" По началу я ему отвечал: " Подождите, Собор еще не начался ",- а потом... " неплохо, удовлетворительно, ничего... ". Ему очень хотелось, чтобы я всецело восхвалял все происходящее на Соборе. Но этого по совести я не мог делать, а раскрыть ему все, что я думаю, считал не возможным. Сейчас я ему сказал: " В общем, хорошо...". В ответ на это Кудинкин разразился патриотической тирадой: " Мы русские, очень скромны, слишком скромны! Мы спасли Европу от татар, потом спасли ее от Наполеона, в последнюю войну от Гитлера. Все другие народы трубили бы об этом по всему миру, хвастались бы,... а мы замалчиваем или говорим.." удовлетворительно", " неплохо", " в общем, хорошо". А надо говорить- "прекрасно"!" Я позавидовал его патриотическому оптимизму. А относительно Казен-Бека я вспомнил его реплику на Соборе. Он был переводчиком у Виллебрандса, подходит ко мне и говорит: " Владыко, вот если посмотреть на собравшийся здесь епископат Русской Церкви, на их лица, то скажу Вам, слава Богу, благоприятное впечатление. А вот посмотреть на лица батюшек... уже хуже". 7 июня С утра этого дня я отправился один на машине в церковь Воскресения в Филипповском переулке(теперь ул. Аксакова) на Арбате. Я никогда раньше не бывал в этой церкви, и мне хотелось там побывать. Это бывшее Иерусалимское подворье. Водитель машины не знал этой церкви, им мы долго блуждали по улицам Арбата, прежде чем нашли ее. -" А почему Вы хотите сегодня в церковь? - спросил он меня. - Разве сегодня праздник?" И тут сам вспомнил: " Ах да! Сегодня ведь Духов День!"Церковь была старинная, очень красивая, но маленькая. Народу полно. Девятнадцать причастников. Время прошло быстро и после службы я вернулся в гостиницу. Я решил позвонить в "иностранный Отдел" и узнать, дано ли мне продление визы для пребывания на территории СССР. Хоть они и уверяли меня, что все будет сделано и, что они сами пришлют мне паспорт с продлением в гостиницу, я был не спокоен. К телефону подошел Б.С. Кудинкин. -" Ну, как? - спросил я его. - Продлили паспорт?" - " Плохо, Владыко, - отвечал он, - неудача. Отказали". -" Как? Почему отказали? - спрашиваю я. - Вы же сами уверяли, что все будет сделано и будет полный порядок". - " Не знаю, не могу понять... но это не только Вам. Всем отказали" - сказал Кудинкин. - " Неужели и Владыке Антонию Блюму, отказали? - настаиваю я - " Сначала да.. И ему, и Патриарху Александрийскому, который хотел ехать в Одессу, где у него подворье. И Владыке Петру и Алексею тоже. Но потом в дело вмешался митрополит Никодим, нажал по телефону через Куроедова на кого-то... В результате Владыке Антонию и Патриарху Александрийскому продлили. Но спутнику митрополита Антония протоиерею Сергию Гаккелю отказали". - " А епископу Иринею Баденскому?" - допытывался я. - " Ему не надо было продлевать разрешения, он имел его еще из Германии. А двум его спутникам, тоже отказали". - Кудинкин отчитался мне полностью, но я был возмущен. В конце разговора, Кудинкин добавил, что митрополит Никодим хочет меня повидать перед отъездом и просит быть у него в Отделе в половине шестого вечера. Безусловно, что отказ в продлении мне визы на неделю, с правом поездки в Ригу и Крым, я воспринял как санкцию за мое выступление на Соборе. В общем, это можно было предвидеть. Но прежде чем увидеться с митрополитом Никодимом, мне хотелось удостовериться в правоте аргументов и фактов Кудинкина, с продлением виз для других. Я позвонил митрополиту Антонию Сурожскому, он мне сказал, что у него с продлением все в порядке и более того, что у о. С. Гаккеля тоже не будет проблем(так обещали!) А о трудностях никто ему не говорил. Епископ Петр сказал, что у него еще не исчерпалось время пребывания на территории СССР, он тоже просил немного продлить и ему сказали, что продлят. У меня же кончалась виза завтра 8 июня! Что касается членов бельгийской делегации, диакона С.Рейнгардта и Драшусова, то они сами, торопясь вернуться на работу, уехали уже сегодня утром. По тем же причинам улетел одновременно с ними и Лосский. То, что касается епископа Дионисия, у которого виза еще не кончилась, оставался больным в Лавре, где к нему вызывали местного доктора. Так что, в сущности только мне или, во всяком случае, почти только мне отказали в продлении срока пребывания в СССР. Я расценил результат разговора с Кудинкиным, как санкции по отношению ко мне. Впрочем, всем кому я об этом рассказал, оценивали эту ситуацию также. Позвонил своему брату Игорю, о. Шпиллеру. Брат жалел о моем внезапном отъезде и что мы с ним больше не увидимся. В назначенное время я был в кабинете митрополита Никодима. Он сразу начал мне объяснять, почему мне отказали в продлении визы: " Владыко, в пятницу и субботу ОВИР закрыт, а Ваша виза кончается во вторник. Когда наши люди пошли хлопотать о продлении, им сказали, что уже поздно, потому что виза кончается на следующий день... нужно уезжать". Тут возникает первая неточность, подумал я - ОВИР по пятницам открыт по утрам. - " Да ведь я дал свой паспорт для продления визы еще до начала Собора, да еще несколько раз напоминал.." - возразил я. - " Во время Собора все были так заняты, что не могли заниматься паспортами", - ответил митрополит Никодим. - " А почему же другим продлили?" - " Ну, потому что у других виза не кончалась на следующий день... было время хлопотать". То что говорил митрополит Никодим не соответствовало действительности и было внешне искусно подстроено. А главное находилось в противоречии с тем, что утром мне говорил по телефону Кудинкин. Ведь говорил же он, что " митрополиту Никодиму пришлось для кое-кого "вмешаться, нажать и пробить" продление виз". Я не сослался на свой разговор с Кудинкиным и вообще ничего не стал говорить митрополиту Никодиму. Он был крайне утомлен от Собора. Вечер я провел у о. Всеволода Шпиллера. Конечно, много говорили о Соборе, обсуждали, кто может быть теперь назначен митрополитом Крутицким. Я сказал о. Шпиллеру, что слышал о двух кандидатах - архиепископ Антоний Минский или архиепископ Сергий Одесский. Первое хорошо, а второе очень плохо, решили мы оба. У о. Всеволода были свои сведения на сей счет. -" Я слыхал, - сказал он, - что Патриарх хочет, чтобы Крутицким был епископ Самаркандский Платон". - " Этого не может быть! - страшно удивился я. - Епископ Платон младше всех по хиротонии, да к тому же он малограмотный, примитивный человек". - " Ну, вот поэтому его и хочет Патриарх Пимен! Ему такого и надо на этом месте. Владыка Платон в прошлом тракторист, из малообразованной семьи, то что называется "от земли" близкий "к народу". Так его и будут называть " Платон, иже во трактористах". Он действительно очень примитивный человек и не потому что из села, а как- то не развит, но зато предан по сыновнему уже много лет Пимену. Всецело его человек. Патриарх Пимен сможет на него уверенно опираться". - " Я не думаю все же, что его назначат, - сказал я. - Слишком уж невероятно". В результате, не был назначен ни один из перечисленных выше кандидатов. Эту должность занял архиепископ Курский Серафим, довольно бесцветная личность, заведующий хозяйственным отделом Патриархии. Закончился наш вечер с о. Всеволодом его рассказом, что против митрополита Никодима составлена записка в 50 страниц небезызвестным Феликсом Карелиным, весьма спорной личностью. Он обвиняет митр. Никодима в ереси модернизма и в извращении Православия. Записка эта, как я впоследствии узнал, предназначалась для Собора, но по неизвестным причинам до нас не дошла и осталась неизвестной. Собором о. Всеволод был, в общем, доволен, что с ним бывает редко. Уже поздно вечером я вернулся в гостиницу. Ко мне пришел о. Сергий Гаккель и стал рассказывать о своем посещении Макарцева, совместно с митрополитом Антонием. - " Макарцев недоволен Вами, - сказал о. Гаккель, - и выражался о Вас невежливо. Он говорил, что Вас считали серьезным человеком, но Вы их разочаровали своими действиями". Больших подробностей мне от о. С. Гаккеля не удалось выяснить, но впоследствии митрополит Антоний мне рассказал, что Макарцев был недоволен не только моим выступлением на Соборе, но и разговорами, а также письмами архиереям. Макарцев, оказывается, спросил митрополита Антония, доволен ли он ходом дел на Соборе, на что митр.Антоний ответил, что не особенно. -" Почему?" - спросил Макарцев. -" Потому что все было заранее предрешено", - ответил Антоний. -" Откуда же это видно?" На что митрополит Антоний очень хорошо ответил: - " Да хотя бы из того, что заключительное слово Патриарха сразу после окончания прений, было прочитано им по заранее заготовленному тексту". - " Я Вам хочу напомнить, что у нас в Советском Союзе все заранее глубоко обдумывается и случайностей быть не должно!" - резко ответил Макарцев. На следующий день в 7 часов утра я выезжал в аэропорт Шереметьево, откуда вылетел в Брюссель, через Стокгольм и Копенгаген. При проходе через таможню меня не осматривали, и весь полет прошел без инцидентов. До аэропорта меня провожал мой сопутствующий о. Владимир Есипенко и мой племянник Никита. Брюссель, 11 февраля 1972 года. Архиепископ Брюссельский и Бельгийский Василий ПОСЛЕСЛОВИЕ Летом 1972 года мне пришлось вновь побывать в России, на этот раз в качестве " туриста". Во время этой поездки мне удалось получить дополнительные сведения об участниках и обстоятельствах Собора и исправить некоторые неточности. Так, например, я писал, что мне было известно, по крайней мере, о четырех архиереях (участников Собора) сидевших в лагерях - митрополит Иосиф, архиепископ Вениамин, архиепископ Иов, архиепископ Андрей. Как мне стало теперь известно, их было больше. Из архиереев, по крайней мере, двое: будущий Патриарх Пимен,(ныне избранный) проведший в лагерях пять лет (1939- 1941) в сане иеромонаха и мобилизованный оттуда в 1941 году непосредственно в армию(об этом я узнал от моей двоюродной сестры О.А.Кавелина.) А так же митрополит Палладий Орловский, просидевший на Воркуте десять лет(об этом мне стало известно от архиепископа Рижского Леонида). Митрополит Палладий, как один из старейших по хиротонии, долгое время после кончины митрополита Николая(Ярушевича) считался главным кандидатом в Патриархи, в случае кончины Патриарха Алексия. Его к этому готовили, даже со стороны Советского Правительства было дано согласие. Но в феврале 1970 года, он был послан в Варшаву вместе с епископом Ювеналием. Они должны были представлять Русскую Православную Церковь на торжествах интронизации митрополита Варшавского Василия. Здесь в Польше, у митрополита Палладия "развязался язык" и он начал рассказывать, как он сидел десять лет в лагере на Воркуте.... Об этом довольно быстро стало известно в Москве и кандидатура митрополита Палладия была сразу и окончательно отброшена - " А каким образом это стало известно в Москве?" - спросил я владыку Леонида Рижского. -" Так об этом сообщил епископ Ювеналий, в присутствии которого митрополит Палладий рассказывал польским иерархам о своем аресте и лагере". Кроме того, Вера Александровна Рещикова, рассказала мне в Москве, в то лето 72 года, что из присутствующих тогда на Соборе старых архимандритов, некоторые просидели в советских лагерях по 20 лет. Мне пришлось тогда же в Москве услышать любопытную версию о причинах отсутствия на Соборе архиепископа Новосибирского Павла. Как известно, официальная версия, которая мне была преподнесена митрополитом Никодимом, будто бы владыка Павел обварился кипятком. То ли сам обварил себе руки или ноги и поэтому не смог приехать на Собор, то ли его обварили. Он прислал письмо, официально оглашенное на Соборе, что голосует за кандидатуру митрополита Пимена. Мы сидели на знаменитой " колокольне" у о. Всеволода Шпиллера в Москве, удалившись отдельно от других, чтобы побеседовать т вот что он мне сказал:- " Все гораздо хуже и серьезнее с Владыкой Павлом. Он сам был у меня и рассказал как было дело на самом деле".  Рассказ архиепископа Павла " Я должен был садиться в этот день на самолет, все было готово, билет взят, вещи уложены, когда мне позвонил оперуполномоченный и попросил незамедлительно зайти к нему по срочному делу. Я ответил ему, что очень тороплюсь, так как улетаю на Собор и тороплюсь как бы мне не опоздать на самолет. Оперуполномоченный продолжал настаивать, что дело очень важное, неотложное и что это касается именно моей поездки на Собор... пришлось поехать. Ввели меня к нему в кабинет, он сажает меня в кресло, начинает говорить о всяких пустяках и ничего существенного, ничего серьезного. Так проходит полчаса, я удивлен, смущен, ничего не понимаю, потом опер со мной прощается, и я ухожу в полном недоумении. Только вернулся домой, опять телефонный звонок и на этот раз из Горсовета. Просят приехать незамедлительно. Опять начинаю возражать, говорю, что окончательно опоздаю на самолет. Вынужден был подчиниться и поехать! Картина повторяется- сажают в кресло, начинают говорить о ерунде, не относящейся к делу, после получаса опять отпускают... Спрашиваю себя, а зачем два раза вызывали и ничего не сказали? По возвращении домой, не успел я уехать в аэропорт, у меня начались сильнейшие ожоги и боли в задних частях тела и на спине, как раз там, где я сидел и соприкасался с креслами. Пришлось вызвать врача, он вызвал еще двух других, из лучших медицинских учреждений города. Они констатировали, что у меня сильнейшие ожоги по всему телу, вызванные химическими веществами, употребляемыми во время войны. Это вещество не видимо простому глазу и действует через одежду.(Таким же образом в СССР была попытка отравить А.И.Солженицына и профессора литературы Жоржа Нива.- Прим. Арх. В)Я попросил составить протокол, врачи его составили и подписали. По моей просьбе дали мне официальную копию. Впоследствии, как мне стало известно, главный врач, выдавший мне эту копию, был уволен со службы. Боли у меня были такие сильные, что несколько дней я не мог двигаться. Конечно, о поездке на Собор не могло быть и речи". Этот рассказ Владыки Павла, переданный мне о. Всеволодом Шпиллером, показалась мне маловероятным в своих фантастических подробностях и ненужной сложности. Неужто у чекистов не было более простого и менее "пинкертоновского" способа не пустить владыку Павла на Собор? И зачем весь этот шизофренический детектив? Неужто владыка Павел представлял такую опасность для избрания Патриарха Пимена? Обо всем этом я рассказал через несколько дней А.В.Ведерникову, добавив, что я сомневаюсь в достоверности рассказа. На что он мне ответил, что " вполне вероятно это правда и такие случаи у нас могут быть". Мои попытки встретиться с архиепископом Павлом во время моего пребывания в Москве в июле 1972 года оказались не удачными. Я послал ему заранее письмо, извещая, что буду на праздник преподобного Сергия в Лавре. Но он на мое письмо не ответил и на праздник не приехал. Вскоре я встретился в Ленинграде в Духовной Академии с архиепископом Антонием Минским и передал ему рассказ о "креслах". Владыка Антоний решительно высказался против вероятности версии об отравлении. - " Если бы власти действительно захотели не допустить владыку Павла на Собор, они могли бы сделать это гораздо проще. Например, вызвать его свидетелем по делу его секретаря, который был под следствием по обвинению в хозяйственных злоупотреблениях. Или придумать какой-нибудь другой административный предлог и просто не разрешить ему поехать в Москву. Не было никакой необходимости сажать его в "кресла". Тем более, что им был известен характер владыки Павла, что он не успокоится, будет кричать на весь свет, что его усадили в кресла и обожгли. Произошел бы громадный скандал, а это властям не желательно". - " Да, Вы рассуждаете логично. Именно зная характер владыки Павла, его бесстрашие, со стороны властей не нужно было этого делать, но с другой им было страшно выступление его на Соборе. И потом, ожоги были! Об этом на Соборе официально говорил сам митрополит Никодим",- возразил я. - " Я думаю, - продолжал архиепископ Антоний, - что многое объясняется тем, что архиепископ Павел давно страдает тяжелыми головными болями. Для лечения он пользуется очень сильными лекарствами. От болей это помогает, но он ими злоупотребляет, и это вредно отражается на организме. Вызывает нарывы на теле, подобные ожогам... вероятно, так было в данном случае". - " Но почему же именно накануне отъезда на Собор, где его присутствие было для многих нежелательно? - спросил я. - И почему на Соборе говорили об ожогах кипятком?" Искренне скажу, что вся эта история с "креслами" и ожогами мне оставалась долгое время не ясной и скорее даже комичной. Более того, даже маловероятной!