ов, но невыносимое, например, для зэчек, страдающих без унитазов уже свыше полусуток... Но уж очень велики в этой точке зэчьи грузопотоки. Говорят, что в Свердловск прибывает до тысячи зэков в сутки. Считанными фургонами их предстоит перевезти, обработать, рассортировать по категориям, разместить по камерам - каждый день, и годами, и десятилетиями... Свердловск - аорта, ведущая из населенной людьми России на рудники, прииски, лесоповалы и оборонные объекты Сибири, Казахстана, Якутии, ДВК... Наконец, усадили меня в положенный "стакан". Конвой проводит перекличку, и мою фамилию так переврали, что я взял и поправил. В ответ слышу злобный мат. Держу марку "политика" - и "выступаю": - Прошу вас не материться. - Е....й в рот... - Прошу вас говорить мне "вы", согласно Уставу караульной службы. Я-то ведь обращаюсь к вам на "вы". За стеной "стакана" кто-то накалился до истерики. - -Сейчас я ему врежу. Постой, где его дело? И - тишина. Видимо, залезли в сопроводительный лист. Наконец, слышу - отпирают камеру. Понимаю, что хотят бить, но как-то не боюсь, - может, от неопытности, от излишней уверенности, что этого таки не будет! Дверь распахивается со скрежетом - хочется добавить, зубовным. Боже мой, какое личико предстало. Симпатичнейший, простодушнейший деревенский парняга, рыжеватый, курносый, веснушчатый - вылитый Иванушка с иллюстраций к "Сказке о Коньке-Горбунке". На лице вовсе не злость, а то любопытство, с каким Иванушка смотрел на жар-птицыно перо. Я невольно улыбаюсь, он совсем сбит с толку.. - Слушай, что за статья такая - семидесятая? - Пропаганда! - говорю значительно. - Так ты кто? - Политический. - Врешь! - и после паузы. - А по нации кто? - Еврей. - Врешь!! - Почему? - весело изумляюсь. Вижу: смотреть на живого еврея ему - все равно что на живого слона. Вдруг его активно оттирает в бок помощник - чернявый худой армянин, явно из какого-то горного села. - Где еврей? Хочу посмотреть на еврея! По-моему, оба не догадываются, что евреи живут в СССР - думают, что меня этапируют прямо из Израиля. Насмотревшись на чудо, заперли дверь. Слышу иванушкино: - А ведь я его чуть не отп....л. - Нет, подумай, настоящий еврей, - все еще восхищается армянин. - Кого только ни встретишь, - с заметной гордостью ответствует Иванушка. - Служба такая. Когда прибыли в тюрьму, они сами вынесли мои вещи из автозака. Гитлер жил, Гитлер жив, Гитлер будет жить Стены приемного блока Свердловской пересылки исписаны сверху до низу: "Здесь сидели Гитлер и Гиммлер" ... "Мюллер ушел на этап" - дата..."Привет нашим от Геринга"плюс свастика... "Бормана увозят в Кузбасс".... Малолетки играют в фюрера и его команду. Этот бум начался с "Семнадцати мгновений весны". На экране нельзя было не заметить, с каким удовольствием носят актеры черную элегантную форму, как нравится им щеголять римским приветствием, с каким шиком выговаривали загадочно-манящее - "Герр штандартенфюрер!" Умели коллеги доктора Геббельса находить мастеров, адекватно точно чарующих деталями формы, жеста, фразы массовидное сознание на пяти континентах. Двойные молнии на петлицах, черепа на рукавах, факелы, гусиный шаг, названия - "Мертвая голова", "Викинг"... Три года назад мой сосед по 17-й зоне рабочий Петр Сартаков рассказывал впервые про гитлеровцев: он с какой-то их группой просидел часа четыре в Лефортово. Гитлеру, по словам Петра: не исполнилось и восемнадцати лет, в его кодле все остальные были того младше. Они, по словам Петра, были детьми довольно высокопоставленных родителей и развлекались убийствами коммунистов. Но, естественно, на "политической платформе" не удержались и "замочили своего школьного учителя физкультуры, который их чем-то достал". Я тогда не поверил Сартакову, думал, что он пересказывает какую-то странную тюремную байку... Но через год получил независимое подтверждение: вернулся на зону Говик Копоян, агент-связник ЦРУ, и пересказал разговор, свидетелем которого стал он сам. При нем надзиратель открыл кормушку камеры и сказал соседу-зэку: - Это ты трепался, что "малолеток" по закону не могут расстрелять? - Почему трепался? Так и есть. Такой закон... - А гитлеровцев всех расстреляли. - Малолеток? - Всех под метелку. Когда кормушка закрылась, Говик расспросил соседа, что за "гитлеровцы" такие. "Сидела тут компания малолеток. На допросах давали показания только в присутствии своего фюрера. Им вопрос, а они к "Гитлеру": "Мне позволено ответить на это следователю, мой фюрер?". Как же это малолеток расстреляли?" Только через два этапа, в Целинограде, я узнал в камере от совсем недавних "малолеток", как юридически такой расстрел можно оформить. Оказывается, если "малолетка" участвует в особо тяжком преступлении, суд имеет право, вопреки закону, "лишать малолетства", т. е. выносить приговор несовершеннолетнему как совершеннолетнему. Видимо, московских гитлеровцев действительно расстреляли, а через Свердловск шла какая-то другая группа несовершеннолетних игроков в гестапо и "Орднунг". Кот, что гуляет сам по себе Зарегистрировав меня в приемной, отшлюзовали в "бокс" для сидения. Через четверть часа туда ввели нового соседа - пожилого, грузного, явно уставшего с дороги зэка, со смуглой кожей и лиловыми, как сливы, глазами. Фамилию его не помню, национальность он назвал сам: "Румын". Сидит за веру. "За какую?" - "За обычную, христианскую".- "ИПЦ?"- "Не понял вас." - "Истинно православная церковь?"- "Нет".- "Баптист-инициативник?" - "Нет." Так и не хотел мне сказать... Лишь когда я упомянул имена зэков с нашей зоны - Руссу и Скрипчука - он поверил мне и признался: "Свидетель Иеговы". - Срок? - Пять зоны и пять ссылки. (Его этапировали, как меня, из зоны на ссылку - но в Томскую область.) - Досрочно не удалось? На "химию"? - Нас не освобождают. Говорят - отрекись от Бога, тогда выпустим. - Прямо так вот и требуют - "отрекись от Бога"? - Нет, не так. Говорят: прими другую веру. В Бога верь, на это запрета нет, но не по-своему, а как у нас разрешается... Завязался разговор, и, как обычно бывает со всеми встречавшимися в зонах религиозниками, он начинает миссионерствовать: "Вы людына умная, Писание читали, "Башню стражи" читали... Зачем вам эта политика? Почему не приняли веру" и пр. ...В тот раз, общаясь с "религиозником", я, помню, хотел разобраться в истоках той активной неприязни, которую мои предшественники, интеллигенты полутора последних веков, испытывали к его предшественникам, к служителям веры всех культов. - Я не принял веру, - отвечаю, - потому что не приемлю без оговорок истинность тех догматов, что в ней заложены. - Но то не человеческое, то Божественное установление. - Принято! Но то, что составляет не догмат веры в Бога вообще, а вот именно вашей, особенной веры - у нас, евреев, его называют Устной Торой - это плод человеческого размышления над текстами. А он подвержен критике и размышлениям... Он пытался возразить, и я внес уточнение: - ...уверен, пером Отцов веры - любых культов! - двигало самое лучшее побуждение. Желание одухотворить мир, сделать его более похожим на Божественный проект. И потому они находили самое верное, самое нужное, что в их мире, их современникам надо было сказать о Боге , к вящей славе Божией. Но и самые мудрые и самые святые из них были всего только люди. А человеку свойственно ошибаться, и я не могу некритически принимать его умозаключения или догадки, только потому, что они высказаны были достойными и умными людьми. Так я устроен Богом! Человек не может говорить за Бога. И даже самый святой человек. - Людына может ошибаться, - соглашается он. - Но в чем наша ошибка? - Хотя бы в вычислении даты Армагеддона. (Этим термином иеговисты называют день конца нашего света, последнего сражения Божьего воинства с аггелами тьмы.) - Но про все даты написано в Библии. О, теперь я точно знаю, что воспоследует: длинная вереница цитат, с указанием всех ссылок (книга, глава, стих). Религиозники, при всей моей личной симпатии ко многим из них, психологически напоминают знакомых знатоков марксизма-ленинизма: та же любовь к цитатам из классиков, то же преклонение перед авторитетами, та же слепая и интуитивная неприязнь ко всем сомневающимся, те же сноски и ссылки, а, главное, то же стремление представить даже действительно интересную догадку, даже очень глубокое прозрение одного из их кумиров в виде бесспорной аксиомы. Мне видится, что интеллигенты прошлых поколений испытывали к богословам те же чувства, какие у нашего поколения возникают при общении с идейными марксистами. - Да, - возражаю, - цитаты взяты из писания. Но откуда, например, известно, что библейски "год" есть ваш год? - Не понял. - Разве Бог адекватно... Заметил его взгляд и поправился: -...точно выражает свои предначертания на человеческом несовершенном языке? У евреев, с которыми он говорил, год вообще лунно-солнечный - сейчас, а какой был тогда, кто знает? Почему ваши наставники считают годом срок оборота Земли вокруг Солнца? - Год есть год. Но ему уже неинтересно со мной: религиознику всегда неинтересно говорить с человеком, который рассуждает сам - без опоры на цитаты из классиков. Он ведь может походя разрушить с такими усилиями воздвигнутый бастион Веры. Помню, он попытался отговорить меня от занятий "политикой", ибо нужно спасть лишь душу, услышав Благую весть. Ссылался на поучения Иисуса. - Но ведь Иисус не велел этого ни вам, ни мне - он приказал это делать Матфею, или Андрею, или Симону... Откуда вам известно, что это - наказ каждому человеку, а не повеление именно этим, его избранным? ...Кстати, слабость его позиции заключалась в том, что, проповедуя уход в Чистый Дух, он лицемерил, причем перед самим собой - т. е. совершал первый грех именно против Духа! - Зачем вы уверяете власти, что вам нет дела до их грехов, до их политики, что вы заняты только верой? Это неправда - и они это знают! Вы не можете быть равнодушными к воинственно атеистическому государству. Государство ведет захват человеческих душ, увлекает в безбожие всеми методами, доступными административной и идеологической машине. А вы пробуете внушить: "Мы же не против вас..." Не верят они вам - и справедливо не верят. Вот я им в лицо говорю: я враг вашей политики, вашей морали, вашей философии...И они меня уважают за правду и даже задумываются над грешной своей жизнью... Тоже ведь люди! И потому мне положили срок в шесть лет, а вас, который только раздражает их мнимым невмешательством в политику, оформили на червонец. Сказали бы прямо: "Будьте вы прокляты именем Бога!" - все равно червонец - это предельный срок по статье. В это время его увели. Но я заметил. Что он не был на меня обижен: нравилось и ему, что кто-то делает то, что делаю я. Немало религиозников встречал я на зонах. На словах они все признавали, что пути Господни неисповедимы и Воля Божья непознаваема. Но практически были убеждены, что именно им - их авторитетам, святым, соборам - она открылась. Именно поползновение смертного ума (пусть великого, нравственного, святого) выдавать свою продукцию за Божественную вызывает в других такой же естественный протест, как претензия открыть все тайны мироздания ключами-отмычками Научного коммунизма - Пролетарского интернационализма. Помню, однажды осенним вечером, гуляя возле старого барака, я был внезапно поражен мыслью Кальвина относительно Божественного предопределения. Богослов ведь разработал целостное учение о правилах жизни, согласно Воле Божьей, и внезапно догадался - это недоступно все равно познать человеку. Бог может сокрушить самого правоверного, соблюдающего все "мицвот" еврея, и ревностнейшего католика, и безупречного протестанта, и фанатичного до неистовства мусульманина - как сокрушил он Иова. Просто так - потому что ему (и даже не ему, а Сатане!) захотелось поставить опыт - сокрушить для себя, вне связи с поведением или виной данного человека. И он же может возвысить самого жуткого святотатца - Аттилу или Сталина, если тот - бич в Его деснице. Как мог богослов, всю жизнь работавший над "системой", вдруг осознать полное бессилие своих знаний, да еще и признаться в этом миру - непонятно. Это акт величия. Обычные знатоки веры живут по принципу: "Бог знает все, но мы знаем больше". Это и отводит меня - думаю, навсегда - от любой организованной конфессии. Неожиданный "сеанс" В "боксе" меня забыли. Проходили часы, а я сидел и ждал, ждал, ждал... Уже исчезли все зэки, всех, видать, развели по камерам. А когда же меня? И вдруг в коридоре, за которым я наблюдал в выбитый "глазок, появились девушки из хозобслуги. Ида Нудель, активистка сионистского Сопротивления, писала мне в Ермак: "Девки-уголовницы - чистые обезьяны с двумя инстинктами: пожрать и поспать с мужиком." Наверно, Ида права, она-то узнала их в этапных камерах, но тогда я любовался ими. Как в кино, подглядывал жизнь: вот тихая девичья беседа, вот прошли парни, и они принимают позы - каждая на свой манер... Вот парни ушли, и начинается поправка локонов и воротничков. Билет на этот неожиданный сеанс помог мне спокойно, без звука: ждать очереди на вывод из "бокса" часов десять подряд. Помни про партер Уже стало совсем темно, когда я напомнил о себе стуком в дверь. "Мы про вас забыли! Где же мы сейчас вам камеру найдем!" Пока распорядились отвести в баню, чтобы выиграть время для своих размышлений... Поглядеть на меня в предбаннике собрался целый пост хозобслуги. Парни работают в тюрьме не по десять часов в день, как мы в зоне, а сколько прикажут. Живут не под открытом небом, а в камерах. Зато освобождаются по "пол-срока" - это и есть расплата с ними "за камеру". Мужики сообщили последние информашки "Агентства новостей ГУЛАГ": недавно тут проходил новый "политик" - на Пермь; в городе готовят большой процесс - бытовики сожгли свою зону. Из Москвы новость: вроде Щаранскому меняют 64-ю на 190-прим... (Увы - параша!) - А сколько вас, политиков, в зоне? - В нашей было человек двести. Смех: тоже мне зона. "В нашей тюрьме одной хозобслуги человек двести..." Наконец, главный вопрос: "Что вы знаете о свободном профсоюзе?" ...Недавно по радио передавали интервью одного из видных правозащитников, в прошлом ученого секретаря Всесоюзного общества астрофизиков Кронида Любарского. На вопрос журналиста, почему так мало диссидентов в СССР, он ответил: "Диссиденты - это актеры на сцене, за каждым действием которых следят миллионы глаз". Я чувствовал, что ему не поверили - но Любарский был прав. Позволю себе здесь малое отступление в лагерное прошлое. В награду за "хорошее поведение" на внутрилагерном следствии (я покорно признал на допросе, что сжег рукопись своей книги "Место и время" - как раз в те дни она и миновала лагерный "забор", отправляясь в город Париж) капитан КГБ Мартынов дал мне в камеру почитать британскую коммунистическую "Морнинг стар". В ней члены Британской компартии, еврокоммунисты, советовали руководству КПСС не сажать в тюрьмы диссидентов-одиночек: что могут они сделать без своего "искусственного нимба страдальцев" против великой сверхдержавы мира сего?! Я поразился: неужели наивные британцы полагали, что обитатели Кремля без них неспособны соорудить такую несложную мыслишку! Уж свои-то интересы они знают куда лучше лондонцев и имеют обширную информацию. Они знают, что за горсточкой советских диссидентов, физически совершенно ничтожной, скрывается сила, разрушавшая империи покрепче советской - сила правды о "реальном социализме". Если не помешать этой ничтожной горсточке рассуждать вслух, завтра эти мысли захватят миллионы зрителей в партере - армейских офицеров, даже гебистов, а, в первую очередь, собственный партаппарат. Кто знает, вдруг среди зрителей найдется рота- аналог "декабристов", и еще неизвестно, найдутся ли полки, готовые защищать Кремль ценой жизни... Выгодно мне поддержать британцев, но со вздохом вынужден признать: политически правы как раз советские руководители. Уж если хозобслуга свердловской тюрьмы так интересуется "свободным профсоюзом..." x x x Но пока - вокруг быт ГУЛАГа. Запишу-ка некие штришки на память... Вот пришла новая партия с этапа. Выстроились мужики (примерно 18-22 года) в колонну по одному перед женщиной врачом (лет 30), быстро расстегивают штаны, показывают ей член, делают им перед ее носом круговое движение, и так по конвейеру... Видел бы это автор "Воскресения", Лев Николаевич Толстой! - Запомнил? - спросил меня понимающе юнец из хозобслуги. - Запиши. Не забудь. Сколько раз я слышал это на зонах - с первого моего этапа: "Не забудь". Потом в эту же баню привели партию женщин... Ночью за мной пришел прапорщик. "Придется до утра посидеть в карцере. Завтра утром для вас что-то найдем". Господи, тоже мне проблема: за спиной 93 суток в карцере, что мне одна лишняя ночь. Длинными-длинными переходами удаляемся в карцерный корпус. Бычки в загоне Карцерная камера. Стены, согласно лагерной конституции - "приказу номер сто двадцать", сделаны "под шубу" - оштукатурены с острыми или просто выпуклыми бугорками по всей их плоскости. Ни написать что-либо, ни прислониться к стене нельзя - в том и суть замысла... Испачканная и дурно пахнущая дыра в углу камеры - здешний туалет. Я человек, ко многому привычный и вообще от природы не слишком брезгливый, но в Свердловске подошел к нему с немалым внутренним усилием. Присел на карцерное сиденье - малый пенек в противоположном углу. Вдруг откуда-то зовут: "Земеля...". Сосед через дыру спрашивает о чем-то непонятном - с трудом соображаю, что его интересует, нет ли при мне водки или наркотиков. "А как передадим?" - "Мент пронесет." Но у меня нет ничего, кроме хлеба, и интерес ко мне у соседей угасает. Карцер забит подследственными по громкому делу о поджоге зоны. Спросил - неделикатно - подробности, ответили скупо "Козлы слишком много воли взяли". ("Козлы" на "фене" - это лагерные активисты из зэков; судя по тому, что я знаю, кличка взялась от тех козлов-вожаков на бойне, которые приводят стада овец и коз под ножи мясников, а сами удаляются к следующему стаду - на ту же роль). Потом между соседями завязался их разговор: судя по голосам - это все мальчишки лет по 18-20 (я так ведь их никого и не увидел...) Естественно, о женщинах (о чем еще говорят мальчишки в своей компании?). Некий юноша прочитал поэму, да-да, настоящую поэму о своей возлюбленной по кличке "Атомная бомба". И в его стихах звучала настоящая лирическая нежность и настоящая вера в будущее счастье с ней... Тут последовал серьезный мужской разбор. Обсуждались женские стати и моральный облик "Атомной бомбы", хорошо знакомые всем собравшимся товарищам. Трудно припомнить мерзость, которую бы они миновали - более остального их занимало ее женоложство. Поклонник защищал любимую: только сегодня по дороге в суд она сумела передать ему что-то очень важное! Как главное доказательство чистоты своей девушки, выкрикивал: - Валюха, знаете, какая? Она, если кого заразит, повесится! Но под клещами напора сверстников его голос слабел, и уже петухом пустил он рыдающее: - Какие мы несчастные! Если и полюбишь кого, так "Атомную бомбу"... Потом свою поэму зачитал другой трубадур. Очень складно описал автор в рифму все мыслимые позы, какими он за один раз ухитрился совокупиться со своей подругой. Друзья уверенно осудили и это сочинение: за один-то раз и столько поз? Ложь и неправда жизни! Я по призванию - школьный учитель. Господи, каких скотов выпустят на волю в Россию из этого "воспитательного учреждения"! Наконец, надзирателю надоело, и он скомандовал:"Отбой!". Спать хотелось просто зверски. Спасаю свою кровь Нар нет - вместо них три сколоченные доски на трехсантиметровых подставках. Стелю под голову бушлат (его не отобрали, поскольку я не карцерник), падаю на настил и тут... По стене стремительно катится откуда-то с потолка вал багровых клопов. Даже представить себе не мог такого клопиного прилива. Они двигались непобедимыми колоннами, как гвардейцы Наполеона в исторических фильмах. Давить? На стенах под "шубу? Вскочил. Они отошли наверх. Насекомые явно знали (опыт, наверно, большой), что зэк никуда не денется. Равно или поздно он рухнет на настил и угостит их своей кровью. Сел на пенек. Клопы перебрались поближе. Стал ходить из угла в угол. Всю ночь ходил. ...Через две недели Миша Нефедов (зэк-самоубийца, о нем пойдет речь впереди) рассказывал: - Подумаешь, клопы! Вот в Рязани - там такие вши!! Прибываешь в тюрьму. Тебе врач голову осматривает - нет ли вшей, заходишь в камеру, а они кучами по углам сидят. Уезжаешь из тюрьмы - опять смотрят голову: боятся, что мы их вшей увезем куда-то из Рязани... Так я и прошагал праздничную ночь с 8 на 9 мая. Сорванная голодовка На утро караул отказался отвести меня в другую камеру. - Мне же обещали, что карцер - на одну ночь... - Вас обманули. Простенько... В День победы вроде бы ничего сделать нельзя - начальства-то нет в тюрьме, все пьют-гуляют. Но у меня имелись свои лагерные наблюдения... Не знаю почему, но любая тюремная администрация весьма болезненно относится к акциям протеста в "дни Красного календаря". А у меня есть чистый листок из "Англо-русского словаря" и припрятанный стержень от авторучки. Итак, на День победы я вооружен до зубов: пишу заявление об объявлении голодовки протеста. Конечно, если б меня посадили в карцер с санкции КГБ, заявление не имело б никакого реального смысла... Но я-то протестую против водворения в карцер без предъявления постановления администрации и против антисанитарного состояния места заключения... Это - чистый брак в работе администрации. Почему-то заявление о голодовке в "день Красного календаря" они не могут попросту выкинуть вон, а обязательно предъявляют прокурору. Почему - не знаю, у них какие-то свои повадки и обычаи. Главное - вручить заявление. Чтоб его приняли... Пока надзиратель открывает кормушку, чтоб передать завтрак, я быстро, рывком, выбрасываю листок в коридор. Старик в ужасе отшатнулся, вздымая худые ладони - такая неприятность в его дежурство! Теперь осталось только ждать. Через полчаса - спокойно-размеренный голос дежурного офицера (по моим наблюдениям, хорошего воспитателя - он очень толково обращался с молодежной кодлой). Меня переводят в другую камеру: там нет клопов, зато есть... Боже мой, кровать с одеялом. И у окна - радиорепродуктор! У надзирателя все еще дрожат руки: "Пусть сначала возьмет еду". Конечно, возьму, с удовольствием отпраздную свою микропобеду - баландой! Как, братцы, хорошо лежать на кровати! Свердловское чудо Свердловское чудо - так я обозначаю туалет в камерах тамошней тюрьмы. Это - большая дыра в полу, перекрытая крест-накрест двумя металлическими полосами. ...Утром 10 мая, после праздника, пришел в карцер грузный начальник режима, подполковник (в карцер начальство обычно часто заходит, в том его преимущество перед обычными камерами). Лениво полюбопытствовал: "Претензии есть?" - "Я не знаю, как пользоваться этим агрегатом," - указал на дыру. "Ах, это... Когда сходите по-тяжелому, зовите надзирателя, он пустит воду". Так и делается. На металлическом кресте задерживаются экскременты, тогда зовешь надзирателя, он где-то за стеной откручивает кран, и тонкая, как из рукомойника, струя минут пять-семь все это уносит вниз. А ты лежишь напротив и созерцаешь, и обоняешь. А канализационная труба идет под полом под всеми камерами сразу, так что отходы одной из камер обязательно пройдут под соседними, ароматизируя их через ничем не закрытые отверстия. И камер - много: целый ряд. Интересно, кто конструировал хозяйство этой тюрьмы? Обрывки массовой идеологии Как у всего на свете, у "свердловского чуда", наряду с перечисленными неудобствами, есть великое достоинство: если умеешь превозмогать свое обоняние, то через эту дыру в полу можно свободно переговариваться со всеми соседними камерами. Со мной, правда, говорили немного - не о чем. Я - как бы существо с иной планеты. Уже после представления друг другу хлопцы с почтением спросили: "У тебя, может, и высшее образование есть?" Вот уж чего я в себе никогда не ценил - своих "корочек", твердой обложки со вкладышем с оценками, дающей право на занятие определенных должностей. Самые пустые, пропавшие годы моей жизни - студенческие, когда курс лекций всегда начинался со "значения трудов т. Сталина по языкознанию (потом - "по экономике") для..." (грамматики русского языка, введения в языкознание, методики преподавания литературы, иностранной литературы, ПВХО - остальное впишите сами, и не ошибетесь. Собственно сами курсы, естественно, тоже подгонялись под это "покрывало"). Впервые в свердловской камере я натолкнулся на слой людей, которые всерьез эти "корочки" уважали и считали их для себя чем-то недостижимым (потом много повстречал таких же в Ермаке). Но вот что любопытно с позиции традиционной для России пенитенциарной системы. Ребят умышленно изолировали на время судебного следствия в карцера, чтоб они не могли сговориться перед судом - и снабдили их этим идиотским туалетом, через который они постоянно обсуждали ход судебных заседаний. Конечно, я, историк народничества, не мог не вспомнить, как сто лет назад в Санкт-Петербургский дом предварительного заключения ( ныне следизолятор Лен УКГБ) привезли со всей империи около двух тысяч участников "хождения в народ" и... снабдили их точно таким же туалетом. Большей частью незнакомых друг с другом, почти не организованных юношей и девушек связали, наконец, это пахнущей сероводородом и аммиаком трубой, продержали возле нее по два -по три года, нескольких уморили до смерти, нескольких довели до сумасшествия - и в конце концов из мирных поклонников "народной мудрости" сами себе и сплотили-сколотили кружки будущих цареубийц. ...Запомнились шутки юных блатарей. Вот возбужденный пацан возвращается из зала суда с известием: "Китайцы пришли"" Громовое "ура!" всего карцера. Другой провозгласил: "Да здравствует наша советская родина, е...ь она в ж..у!" - и снова гремит "ура" под тупое молчание надзирателей. Теперь я стал лучше понимать товарища Сталина, который приказывал в 1941 году убивать зэков, которых не успевали эвакуировать. Старики рассказывали, что если не успевали их расстреливать, то просто бросали в закрытое пространство камеры связку ручных гранат. Общественный педсовет После прогулки слушал радио и записывал для памяти цитаты из передач о местной свердловской жизни. Я ведь от их "вольного быта" давно отстал, сейчас знакомлюсь, как они, советские люди, без меня на воле эти четыре года прожили...Например, сообщают о новом виде преступления. Конокрадство. Такого, по-моему, со времен Горького в России не слыхивали. Преступники - почему-то малолетки. Лошадей крадут на мясо?.. Вот спортивные новости: прошел в области конкурс на звание лучшего водителя грузовика по грязной и ухабистой из дорог. В подробностях смаковалось, как грузовики натужно буксуют в грязи по самую ось и тонут в воде по кузов. Но все ж герой-победитель довел свой самосвал до финиша! Хорошо сделана передача - "Общественный педсовет" (я тут же записал несколько цитат). Учителя: "У 70% наших учеников один или оба родителя пьют регулярно..." "С третьеклассниками приходится выдерживать настоящий бой, они твердят - взрослые все пьют, почему же нам нельзя..." "Дети начинают регулярно пить с 14-16 лет, а ведь это - неизлечимо". А вот мысли другой стороны "педсовета" - учеников: "Чего мы хотим? Я, например, хочу, чтобы мама принимал моих товарищей как гостей. А еще больше я хочу уйти из дому". Самое запомнившееся - это финал: слова какого-то учителя: "Наша цель в том, чтобы дети полюбили отца, не говоря уже о матери..." Лирическое отступление: о воле к истине и фельетонной лжи Пока писал про "Общественный педсовет", западное радио передало новости - мировые отклики на Гарвардскую речь Солженицына. Что ж, миру избыточной информации действительно чуждо пуританское отношение к слову россиян - как некогда пышной и цветущей Италии эпохи Ренессанса казался дик и враждебен Савонарола в сердце мира, в прекрасной Флоренции... В России существует культ общественно сказанного слова ( может быть потому, что за него людей преследуют? "Поэт - не тот, кто рифмует, поэт - это совесть народа" (Евтушенко). Да, в конце концов, и Сталин, большой негодяй, но и великий политик определил: "Писатели - инженеры человеческих душ"). Я поминаю к тому, что здесь, в СССР, даже какой-нибудь борзописец, подонок, сочиняя заведомо лживую статейку или заметку, исполнен сознания своей общественной незаурядности. Не просто за деньги гадости делает, не просто за славу... Он - творец общества. Я не раз своими глазами наблюдал в пишущей братии этот фантастический по гротескности, но вполне реальный в этой стране феномен психологии журналиста. На Западе отношение к общественному слову сформулировал Г. Гессе как "фельетонистическое". Там это просто одна из игр, которыми одаренный специалист может развлекаться... Гессе посчитал принципиальным свойством такой игры - отказ от воли к истине. Подчеркиваю, не от истины (она как раз вполне могла встречаться - и нередко встречается - в общественно сказанных речах или статьях), но, прежде всего, от воли к ней, от желания ее познать, от видения в этом познании профессионального смысла и выигрыша в самой игре! Таково, во всяком случае, ощущение здешнего слушателя западных радиопередач, причем слушателя, предельно благожелательно к ним настроенного. ...Вот сегодняшняя генеральная тема всех "голосов": это страдания вьетнамских беженцев на плотах. Ей, Богу, мне проще слушать простую, как мычание, ложь советских журналистов, якобы беженцы есть "капиталисты китайской национальности"... Разве не нынешние "сочувственники" положили всю силу, чтоб начался процесс гибели вьетнамцев, лаотян и кхмеров? Разве по счету Бога и совести на руках у каждого из нынешних "ахальщиков" нет сотенки трупов аборигенов юго-восточной Азии? Пусть те не говорят, что они "не ведали, что творили". Ведали. Я понимаю, что чего-то могла не понимать артистка Джейн Фонда - ей дали роль, она вжилась в нее и не хотела верить, что за кулисами театра неизвестный режиссер на самом деле пытает пленных американцев, чтоб они исполняли при ней роль хора... Или что за стенами театра на самом деле убивают живых людей палачи, вдохновленные ее приездом в Ханой. К ней у меня нет претензий. Но профессиональные политики и журналисты-обозреватели знали, не сомневаюсь, про сотни тысяч трупов в будущих лагерях и тюрьмах и заранее решили сбросить эту карту партнеру по игре. Азиаты же - ну что считать эти желтые головы... Все знали о пятидесяти тысячах вьетнамцах, погибших в концлагерях Северного Вьетнама до начала войны - разве возможны для них были бы симпатии к любому европейскому правительству, повинному в подобных деяниях? А массовые могильники в Гуэ, где трупы пленных южновьетнамских офицеров нашли с отрубленными головами - разве они не предупредили всех, кто не хотел намеренно ослепнуть, о будущем геноциде в Кампучии, о лодках и плотах в Южно-Вьетнамском море? Зачем же теперь стонать, как Урия Гипп в тюрьме, когда сделано все возможное самими, чтоб это случилось? Можно ведь сказать правду - мы устали воевать за чужой народ, который сам не хочет себя защищать... Это как раз было бы понятно. Но тогда надо предоставить его своей судьбе и не мешать ему защищать себя так, как он только умеет и может. Я - не против американского ухода из Вьетнама, я - против лицемерной (и высокомерной) лжи, которую нам "вешают на уши", полагаясь на отсутствие у нас всякой памяти и соображения... Солженицын, как мне видится, потому так болезненно относится к "фельетонности" евро-американской прессы, что знает: она предшествовала и Октябрю 1917 г. в России и - по Г. Гессе - январю 1933 г. в Германии. ...Я не люблю царскую Россию с ее культом империальности, шовинизмом, чертой оседлости и цензом для моего народа и прочим набором отвратительных для меня государственных прелестей. Но вынужден признать: противостоящая царскому режиму либеральная пресса, насколько удалось с ней познакомиться, систематически обманывала российских людей. (Например, в 1916-17 гг. доказывала передовицами и карикатурами, что нехватка хлеба в столицах есть следствие нерасторопности, едва ли не злонамеренной, царских бюрократов - это на третьем-то году войны, расшатавшей хозяйство всех стран Европы. В Германии, например, от болезней, вызванных голодом, умер тогда миллион подданных кайзера). Конечно, это была "ложь с целью спасения страны", "для воспитания в народе духа святого недовольства" против действительно омерзительной и порочной общественной и политической жизни страны. А еще чаще - просто плавание за модой, тогда антивоенной и направленной против одного из самых преступных человекоубийств в истории человечества: сегодня - провьетконговской, в глубинных инстинктах которой скрывается расовое презрение к "этим азиатам" и еще желание показать себя более умными, чем действительно недалекие политики эпохи Линдона Джонсона... Как мне видится отсюда., Солженицын видит опасность "фельетонной лжи" в том, что она неизбежно порождает в нормальных людях подсознательную тягу к иной форме восприятия жизни - к идеологии. Как это смотрится мной? В 1905 году В, Ленин издевался над европейской прессой с ее фактическим принципом: "Писатель пописывает, читатель почитывает". Взамен был предложен иной вариант: от профессиональной литераторской "воли к истине" отсекалась "истина", но Воля - в противоположность "пописыванью" все ж оставалась. "Литература должна стать колесиком, винтиком общепролетарского дела, литература должна стать партийной" - это я помню наизусть со школы. Воля - дарованная литератору именем партии! Партия освобождает его от ответственности за истинность сочиненного и произносимого, она принимает ее на себя. И тогда сочиненное литератором произведение обретает стройность, логичность, убедительность... Ведь исчезают сомнения в себе, терзающие подлинного сочинителя! И соблазняют нас, авторов, великим соблазном - нам предлагают роль Учителя жизни для "малых сих", для слабой и сомневающейся, как ты прежде, массы, ты, неуверенный в себе до общения с партией, становишься пророком... На Западе, по-моему, недооценивают силу такой литературы, несвободной из принципа, из желания существовать несвободной! Наверно, из естественного для свободных людей презрения к невеждам и наглым плутам...Я сужу по отзывам тамошних государственных людей в адрес СССР: Союзу они так легко и бесстыдно льстят потому, что абсолютно естественно его презирают. Так капитана Кука или Миклухо-Маклая не унижала необходимость называть какого-нибудь деревенского старосту с кольцом в носу и татуировкой на голом пузе "Сыном Неба" или "Великим Орлом"... А в СССР всерьез полагают, что их держат за великую державу, как тому старосте в голову не приходило, как на него на самом деле смотрели европейские гости... Но люди на Западе не правы. Можно презирать страну, у которой самые большие в мире леса, а бумаги не хватает даже на главную партийную газету. Это как раз бросится в глаза любому поверхностному болтуну. Меньше бросается в глаза, что население бедной и варварской страны жаждет читать газеты, даже партийные, - жаждет информации. У народа "голодное сердце" как выразился когда-то З. Жаботинский, и, по его же мнению, "нация с голодным сердцем" и есть нация, у которой есть будущее. Легко презирать страну, у которой самые большие в мире поля и самый большой дефицит сельхозпродуктов. Первую нефте- и газодобывающую державу планету, которая остается безнадежным должником западных банкиров... Это просматривается любым дешевым фельетонистом. Но в этой стране живет население, которое привыкло поголовно работать, для которой труд стал таким же естественным элементом быта, как ислам для мусульманина. Страна, воспитавшая сто наций в духе постоянного труда и жадного поглощения знаний (необходимых власти, конечно) - может нанести мощный удар тому, кто ее потенциальную силу недооценит - от излишнего к себе, любимому, уважения.... Когда американские сионисты беседовали в Вене с евреями, покинувшими СССР, они с изумлением осознали, что эти люди, несомненно, стихийные диссиденты, раз уж решили покинуть Союз, - безусловно доверяли фальшивкам советской пропаганды. Ибо фальшивки логично и правдоподобно были построены, и "фельетоном" (анекдотом) почерпнутым в приемной посла западной державы, с ними не справиться. Снова повторяю - так это смотрится отсюда, из Казахстана. У меня тут нет возможности проверить, правильно ли я понимаю ситуацию и все ли обстоятельства учитываю Последний виток галопирующей мысли - и я обещаю вам больше не отвлекаться, вернуться к плавному, по датам, ходу основного повествования. Уязвимым местом этой логичной и в своей логике неопровержимой партийной литературе (волевым образом составленной схемы) является необходимость иногда менять концепцию. Ведь сила партийности в логичности, в неопровержимости, а новая концепция неизбежно в чем-то противоречит старой партийной схеме. Чтобы человеческая память чрезмерно не страдала от противоречий, комплекты старых советских газет (в мое время - с 1917 г. до 1953г.) выдавались только в центральных библиотеках страны и - по специальному разрешению. Моя жена считала, что тайна моего ареста крылась в том, что как историк я имел такое разрешение и, более того, запоминал то, что прочитывал в пожухлых от времени номерах "Правды". "Тебя арестовали, - написала она мне в зону, - потому что ты слишком многое успел узнать и не мог этого скрыть". "Начальник со знаком минус" 12 мая лежу, читаю англо-русский словарь. Все спокойно - с утра меня предупредили, что сегодня этапа не будет. - Хейфец - на выход. Как хватило ума спросить у надзирателя: "В другую камеру или на этап?" - На этап. Везучий я человек: в моей камере есть туалет, хотя, как описывалось выше, довольно диковинный. Это главное, что требуется зэку перед внезапным этапом. - До свиданья, - кричу в коридоре, ухожу на этап! - До свиданья! - дружески бухает изо всех камер. Пришедший за мной надзиратель, парень лет двадцати, в какой-то полуштатской одежде, совершенно непонятно ощеривается: - Я тебе покажу - "до свиданья", Снюхался с бандитами, сволочь антисоветская. Вот дам два раза по морде. Это первый случай со дня ареста, когда ко мне открыто декларируется идеологическая советская неприязнь. Даже гебисты все затронуты скепсисом по отношению к родной Советской власти, а уж сотрудники МВД все подряд мучаются от тех же бед, от которых сатанеют простые советские люди - от нехваток продуктов, от дурно поставленного быта, от произвола начальства и скрытой, но вполне весомой инфляции, обесценивающей их зарплату... В МВД нас считают не врагами, а дураками, которые с голыми ладонями полезли разваливать Вавилонскую башню. И вдруг какой-то молодой мент нападает - на кого?! - за что?! На меня и во имя идеологии? Взорвался я совершенно искренно. - Это что тут за патриот объявился? Это не вы, молодой человек, ехали на БАМ и вдруг задержались в Свердловске подработать на дорогу - тюремщиком? - Вот врежу... - Да ничего ты мне не посмеешь сделать! Полковники КГБ со мной беседы вели и ничего не добились.. Это выгляит как фантастический сюжет, но из парня действительно будто в один миг выпустили воздух. Упоминание моих бесед с полковниками Комитета сразу вознесло меня на некий недосягаемый уровень, куда дураку рядовому на приступочку входа нет. Я стал тоже большим начальником, хотя и со знаком минус... По инерции он проворчал: "Вот сейчас посажу в плохую камеру" - но посадил в самую лучшую, уж я их проглядел все по прибытии. Минут через 20 ее дверь отворилась. Конвой прибыл... - Это ты! - восторженно приветствовал Иванушка. - Смотри, опять еврей! - восхитился армянин. Прощай, Европа - привет, Сибирь На вокзале в Свердловске нас принял новый этапный конвой. Начальник - молодой прапор-украинец, кареглазый и светловолосый. Помощник - сержант, молодой, резко выраженного монголоидного типа. С молодыми конвоирами идти по этапам плохо: они службы не знают, всего боятся и на всякий случай все запрещают. Сначала долго держали на земле на корточках, хотя нужды в этом не было - ночью вокзал был пуст (на корточки сажают, чтоб уменьшить риск побегов в вокзальной толпе). Потом до утра держали в вагонзаке на путях и соответственно не водили в туалет. Мне-то что, у меня приспособление находилось в карцере, а бедные бытовички грозились разнести вдребезги вагон. Кто-то в соседнем купе жалобно постанывал: "Гражданин начальник... Поглядите мою спину... Видите, в самом низу шрам...У меня удалена почка - мне нельзя без туалета...". Видимо, зэк спустил штаны до пяток и повернулся к начальнику задом - и это явно разжигало страсти остальных... Когда прапор понял, что вагон в самом деле могут разнести и придется отвечать - сдался: "По-легкому - в туалет, а по-тяжелому терпите до утра!" Солдаты всматривались в прорезь в дверях туалета: в какой именно позе находится там зэк? 12 мая- 14 мая 1978 г. Этап Свердловск - Петропавловск-в Казахстане Новелла о свидетеле обвинения Ночь на Свердловском вокзале стал как бы камертоном для всего этапного перегона: конвой постоянно угрожал зэкам избиениями. Сосед, старый шофер, стыдил солдата: "Ну, выведешь пацана, изобьешь, знаю, что можешь, а зачем? Самому потом скверно на душе будет". Скоро "химики" - соседи навалились целым купе на прапора: - Мы едем освобождаться, сам знаешь - "химики". Ты молодой парень, выйдешь в город, шкуру эту зеленую, поганую стащишь, пойдешь выпить - а у кабака мы как раз стоим. Как нам на воле в глаза посмотришь? - Да ведь служба такая! - вдруг надломился молодой украинец. - А мы что, не служили? Кому лапшу вешаешь? - Видишь моего помощника? Ну, этого, желтого? - Ну? - Больше тебе ничего не скажу, но если, правда, служил, сам все поймешь... Однако после этого разговора прапор засел в купе начальства и более к зэкам оттуда не выходил. Зато без него расхозяйничался сержант. Постоянно суетится: то кому-то запрещает лежать, то напротив орет, чтоб кто-то лег, то "встань", то "подвинься"... Обыскал - по своей охоте - еще раз мои вещи, изъял книжные закладки, сделанные Борисом Пэнсоном: на каждой схема какой-то местности в Израиле, которой был посвящен тот или иной раздел его коллекции открыток: "Заключенным запрещается иметь карты местности. Вдруг убежишь?" Не выдержал кто-то из соседей. "Слушай, я жил среди вашего брата, среди узбеков. Почему так: в жизни вы люди хорошие, а как нацепите эти гнусные погоны, в свиней сразу превращаетесь. И вдруг сержант, как гиена, оскалился.: - А вы, русские, в каких скотов превращаетесь, надевая свои погоны? Эге, стукнуло мне в голову, а с ним имеет смысл поговорить. Если бы узнать национальность, это будет верный ключ. Нет, он не узбек. Слишком желтая кожа, не тот разрез глаз. Но кто же? И тут в соседнем купе, вовсе не в связи с сержантом, почему-то произнесли слово "калмык". Я вспомнил лицо бывшего солагерника и понял: "десятка"! А он как раз подваливает к моей камере, ухмыляется, стервец. - Расскажи, политик, что тебе не нравится в политике нашей партии? - А есть время? Быстро не рассказать. - Есть. Все равно дежурить. Со скуки какой х...и не послушаешь. - Хорошо, расскажу, только не теорию, а случай, а вы сами решите, что мне не нравится в политике вашей партии. - Валяй, трепись. Пацан, мальчишка, а как разговаривает со взрослым... - Привезли к нам на семнадцатую "а" зону в Мордовии в семьдесят пятом году, числа не помню, было это осенью... Умышленно, конечно, наворачиваю документальные подробности. -...калмыка Дорджи Эббеева, осужденного за измену Родине во время войны. Лицо у моего слушателя неподвижное - как терракотовая маска. -... Он шахтер в Воркуте, тридцать последних лет рубал уголь в Заполярье. Имел два ордена "Шахтерская слава". История его преступления такая: Дорджи был племянником какого-то знаменитого революционера из калмыков, наркома просвещения в калмыцком коммунистическом правительстве, по словам Дорджи - национального героя своего народа. Дядя, конечно, был расстрелян в 37-м, а через несколько лет в Калмыкию вошла Шестая армия вермахта... Ни складочки не шевельнется на сержантском лице. -...немцы провели среди местного населения мобилизацию во вспомогательные части. Молодежи не хватало ( Советы тоже ведь до этого проводили мобилизацию призывников), и немцы забрали Дорджи, хотя ему исполнилось всего 17 лет. Узнав про его род, назначили офицером - командиром эскадрона. Три года он воевал с ними вместе и попал в плен. Получил срок - десять лет, отсидел от звонка до звонка, кончил в 55 году и работа л там же на Воркуте - шахтером. Прошло 20 лет - и его снова арестовывают. Два года длится следствие. Открывают новые эпизоды, и его по ним приговаривают к смертной казни. Полгода держат в камере смертников. Ты знаешь, что такое - сидеть в камере смертников? -- Да. Первые его слова. Сглотнул. И неожиданно - целая фраза: - Я и сам калмык, между прочим. - Дорджи не слишком переживал - знал, что нет за ним дел, что тянут на смертный приговор, не делал он такого, за что у нас казнят. И - неосторожно похвастался перед следователями: все равно ваш "вышак" мне заменят на 15 лет, десять из них я уже отсидел по первому заходу, два с половиной года отсидел под следствием по второму, остается сидеть все равно лишь два с половиной года. Как-нибудь пересижу. И вот вызывают его к начальнику тюрьмы и объявили, что, действительно, заменили высшую меру пятнадцатью годами. Привозят к нам в зону. И тут он узнает, что ему не собираются брать в зачет те десять лет, что он отсидел уже один раз за то же преступление. То есть хотя закон предусматривает, что предельный срок отсидки - 15 лет, ему фактически определили - двадцать пять! А вот теперь уже я спрошу вас: вы поняли, чем мы, правозащитники, недовольны в политике партии? Не будем спорить о законах, которые уже есть в СССР, не поставим под вопрос ни вину Дорджи, ни то, как велось его следствие - все примем как данность. Так оно есть, и ничего не изменишь. Но почему даже советские законы, которые вы вот сейчас охраняете, нарушаются самой властью самым циничным и наглым образом?! Сержант замотал головой, будто вокруг нее жужжит надоедливая муха. - Я и сам думаю, как вы... Кажется, испугался сказанного и на полусогнутых ногах умчался в служебное купе. До самого конца этапа, до Петропавловска, он не появлялся более в коридоре. И теперь, без него и прапорщика, зэки отдохнули спокойно. ...А ведь всей правды о деле Дорджи Эббева я этому парню не рассказал. Всю правду на свете знают только судьи, гебисты, сам Дорджи и я, потому что мне он доверил написать свою надзорную жалобу в Верховный суд. Началось все в сорок пятом году, когда Эббев сидел в фильтрационном лагере для военнопленных: двадцатилетнему узнику следователь с самого начала обещал смертную казнь - и сломил его. Дорджи согласился сыграть роль в советской пьесе: его переодели в форму красного командира, он ходил по зоне в сопровождении следователя и указывал ему на своих бывших командиров в калмыцком полку вермахта. Вот так создавались легенды о всесилии и всезнании МГБ, "у них во всех немецких штабах сидели свои люди", вот и Эббеев оказался на поверку абакумовским соколом, засланным бериевскими орлами в тыл врага. Так ломалось сопротивление обвиняемых на допросах, а Эббеев в "гонорар" получил минимальное наказание по статье закона - десять лет лагерей. Окончив срок, он время от времени вызвался свидетелем на процессы земляков-калмыков, что не мешало вести добропорядочный образ жизни ударника-шахтера, обладателя льгот и автомобиля (в СССР тогда - признак особой зажиточности) и слыть щедрым покровителем многих земляков, прибывавших в Воркуту. Однажды он зашел в гости к землячке, которой помогал материально (ее муж все еще отбывал срок). Хозяйки не было дома, и Дорджи увидел на столе распечатанный "зонный" конверт. Он, естественно, сунул в него свой нос и к ужасу прочитал: "Скоро кончится срок , встречусь с ...- далее следовал перечень фамилий бывших сослуживцев Эббеева, - и рассчитаемся с Дорджи за его штучки". Он помчался в местное УКГБ и передал этот листок под расписку дежурному офицеру. А потом расплата за содеянное: против него самого дали показания калмыки, на которых он свидетельствовал, и он был арестован, осужден на смерть и доставлен к нам в зону... Я вовсе не считаю, что они дали против него ложные показания - этого я просто не знаю. Причем то, что они показали, вполне могло быть в жизни: основным пунктом обвинения стало описание разгрома польского партизанского отряда, и после боя пленные поляки были, по словам свидетелей, расстреляны по приказу командира эскадрона, т. е. Дорджи. Излишне объяснять, что все мои политические, общественные, человеческие и прочие симпатии и сочувствие - на стороне польских партизан. И я вдобавок вполне допускаю, что он сделал то, в чем его обвиняют. И все-таки он - не зверь в моих глазах, которого необходимо на долгие годы удалить от общества. Шла жестокая, кровавая схватка народов. Все понятия морали были извращены у людей. Я точно знаю, что польские партизаны, попади к ним в плен калмык, расстреляли бы его с той же естественностью, с какой он сам мог приказать "вывести их в расход". Но это лирика. А что касается юриспруденции, о которой я писал в его надзорной жалобе, то Дорджи Эббеев просто отрицал, что "такой факт вообще имел место". Он просил суд поверить, что свидетели заранее сговорились его оклеветать в отместку за показания против них и просил приобщить к делу документ, письмо из зоны, переданный им в УКГБ. А вот тут начались странные штуки нашего Кота-Бегемота: это письмо не нашли зарегистрированным в делах Комитета. Правда, Эббеев запомнил фамилию офицера, которому он передал это письмо, но он, по справке из органов, уволился со службы и отыскать его не имелось никакой возможности. Тогда Эббеев попросил разыскать того следователя, которому он помогал в 45-м году, но и того наши доблестные органы ну никак не могли разыскать... Запомнились пикантные эпизоды. Например, на суде Эббеев в качестве аргумента защиты указал, что спас жизнь одному партизану, и просил вызвать того свидетелем. Судья дал свидетелю отвод: "Вы его спасли не потому, что он был партизаном, а потому, что он родственник вашей жены".- "А что, партизана не надо спасать, если он родственник жены?" - спросил Эббеев, явно не добавляя этой репликой симпатий в глазах судьи. Наконец, подсудимый напомнил про свои ордена "за труд под землей", на воспитанных детей и внуков ("у всех образование") и даже на... активную работу в родительском комитете школы. - Хитрый и опасный враг Эббеев,- подвел черту судья. - Сколько лет и как хитро маскировался! Вскоре после подачи жалобы его куда-то увезли от нас... А через два года я услышал о калмыке от Петра Саранчука, прибывшего к нам со "спеца" - лагеря особого режима. Там обычно держат помилованных смертников. - Эббеев на спецу". Гебисты его вербовали в стукачи: мол, мы тебя от спеца спасли, так поработай на нас... Он скинул черный бушлат, попросил - дайте мне полосатую робу, положенную по закону. Да его потому и взяли по второму заходу: думали, прошлое подходящее, снова на них поработает. А он ничего, держится честно, - закончил рассказ о "свидетеле ГБ" Саранчук. "Я - украинская художница Стефания Шабатура" За окном вагона вывеска на остановке: "Станция Макушино". Вводят зэчку удивительного обаяния. Одета в гражданское платье - значит, только что из-под следствия. - За что? - спрашивает солдат. Она называет номер статьи. - Хату держала? "Хатой" или "блатхатой" называют блатной притон. Кивнула. - Замужем? - Да. - Муж будет ждать? - Будет. Он у меня замечательный парень. Потому ее и запомнил: неожиданно прозвучала высокая лирика в проституированной блатной команде, странным - сам набор слов. Весь этап солдаты относились к ней с подчеркнутым уважением - на них тоже произвело впечатление. А я смотрю на макушинский перрон, где стоит наш вагон довольно долго, и мечтаю: а вдруг произойдет чудо! Вдруг случайно на перрон почему -либо выйдет сосланная на эту станцию Стефа Шабатура. Я видел ее один раз в жизни - 24 марта 1976 года. Возвращался в зону из Саранской тюрьмы, со своего первого "внутрилагерного" следствия. Выгрузили меня из "столыпина", а автозак-"раковая шейка" из-за оттепели и сопровождавшей ее жуткой грязи остановился вдалеке от подножки вагона. И я пошел туда один -конвой поленился сопровождать меня до машины. Никуда не денусь, сам дойду. Посреди пути, на изгибе дороги, стоит толпа зэков, ожидающих погрузки в поезд. Впереди и отдельно от всех - двое: женщина, с исхудалым лицом, светлыми глазами, на вид молодая, но с седой прядью, пересекающей голову; рядом - молодой парень, пламенно восточного типа, черноглазый и черноволосый, будто его нарочно наваксили до блеска маршальских сапог! Худой, череп будто обтянут кожей, и выделяется орлиный нос. Через год с лишним он станет моим близким другом - Размик Маркосян из Национальной объединенной партии Армении. А тогда он знал уже обо мне - из посланий по зонам Паруйра Айрикяна -, а я его - нет. Он наклоняется к женщине, она окликает меня: - Вы - Хейфец? Я встал, будто отдыхаю по дороге, меняю руку, державшую фанерный мой чемодан... - Да. - Стус на семнадцатой? - Да. - Как он после больницы? - Неплохо. Мы приняли его, как брата. - Передайте Василю: у меня отобрали все рисунки, все сделанное. Я - украинская художница Стефания Шабатура. Сегодня девятый день моей голодовки протеста. Меня наказали - на шесть месяцев везут в ПКТ... В этот момент солдаты закричали, краем глаза я заметил, что они бегут ко мне... Кивнул Стефе на прощанье, поднял чемодан, якобы с трудом, - и потащился к автозаку. Когда появился на зоне, надзиратель Чекмарев, похожий на голодную уличную кошку, начал обыскивать меня с неслыханным сладострастием. Например, разломал пополам календарик-стереоткрытку (на них мы выменивали продукты у "сучни") - не спрятал ли я что-то внутри? - Чекмарев, что вы делаете? - обычно я никогда не спорю с "ментовней", не унижаю себя до этого, но тут он явно вышел за пределы принятых норм. - Что вы ищете? Я приехал в зону из следственной тюрьмы КГБ, что я мог оттуда привезти запрещенного в зону? - Мало ли какие контакты были в дороге, - промурлыкала кошка в ответ. - Сами знаете, какой вы человек. Эта лесть так меня купила, что я заткнулся и позволил ему доводить шмон до лакового покрытия. А информация о Стефе Шабатуре уже через десять дней ушла из зоны в Москву. * * * Вот и Россия, наконец, позади. Начинается край моей ссылки - Казахстан. Первая тюрьма по дороге в Петропавловске-Казахстанском. Что ж, посмотрим, каковы республиканские тюрьмы. ...Ночью меня вводят в какую-то трубообразную камеру без окна - высотой она метра три с половиной- четыре, в ширину два с половиной на два. Все нормально - грязно и вонюче, стены под "шубу". Но клопов не вижу. Голоса соседей: - Кто? - Политический, статья семидесятая. Чей-то хохот из-за стены: "Разве вы не знаете, что в СССР нет политических заключенных". - Как слышите, есть. - Да я и сам такой, - поясняет хохочущий. - Три года в Душанбе по сто девяностой прим. (Это сама мягкая из наших статей - "за клеветнические измышления" до трех лет общего режима). - Что сделали? - Листовки по городу распространили. Пять человек. - Куда этапируют? - В Коми. ... Начинает расспрашивать про моей дело. - Мужики, я с этапа, здорово устал. Обговорим утром, ладно? - Ништяк! - так впервые услышал я это слово, означающее на блатном жаргоне "ничего, сойдет". - Этапа не будет до двадцатого мая. За неделю-то про все потолкуем. Я тут же быстро соображаю в уме: если продержат здесь до двадцатого мая, я уеду со ссылки уже не в марте, а в феврале 1980 года. Хорошо! Утро. Подъем. - Политический? - окликаю вчерашнего собеседника. - Убыл в шесть утра на этап, - это отозвалась соседняя камера мелодичным баритоном. Потом из той же камеры доносится песенка о неверной возлюбленной: "Ты назвала меня своим ласковы мальчиком, Ну, а себя непоседливым солнечным зайчиком"... - Новенький, а как тебя зовут? - Михаилом. - Михаил, ты знаешь, кто рядом с тобой сидит? - Ну? - Смертник. Михаил. Сме-е-ертник! Г. Ермак, Павлодарской области, Казахстан, лето 1978 года. Конец первой части.