который первым из переговоров и передач немцев в эфире узнал о начавшейся войне. Около десяти часов капитан получил радиограмму с указанием о вскрытии "экстренного" пакета. В пакете указание--"следовать в порт Архангельск". Заканчиваем траление, поднимаем трал с уловом, все орудия промысла крепятся по-походному. В 11.40 форсированным ходом-следуем в Архангельск. В 12 часов по радио выступил В. М. Молотов, который сообщил, что-фашистская Германия вероломно напала на нашу Родину. 24 июня прибыли в порт, рыбу начали выгружать прямо на пристань, так как причал у Рыбокомбината был занят. В Архангельск прибыли, кроме нашего траулера, еще РТ-82, 83, 84, 85, 94, 312 и 410, а остальные--РТ-86, 89, 308„ 309, 411 и 412 сосредоточились в Мурманске. К 25 июня 1941 года все архангельские траулеры прибыли в родной порт с промысла. Идет выгрузка рыбы, разоружение промыслового оборудования, а затем РТ передаются на завод "Красная Кузница" для установки на них вооружения. Первомайский райвоенкомат призывает военнообязанных рыбаков с 18 до 50 лет и направляет их в Соломбалу во флотский полуэкипаж для формирования военных команд, которые направляются на свои траулеры, ставшие боевыми кораблями Беломорской военной флотилии. На рыбацких траулерах устанавливают 45- и 85-миллиметровые орудия, по одному, в кормовой и носовой частях судна. Монтируются крупнокалиберные зенитные пулеметы типа ДШК, а также зенитные пулеметы винтовочного калибра. В кормовой части располагаются 10--12 глубинных бомб или минно-тральное вооружение. Так, в течение 10--12 дней мирные суда превратились в боевые корабли--ТЩ и СКР, приписанные к Иокангской военно-морской базе. Дивизион тральщиков составляли ТЩ-40 (РТ-83), ТЩ-41 (РТ-84), ТЩ-42 (РТ-308), ТЩ-43 (РТ-309), ТЩ-44 (РТ-411) и ТЩ-45 (РТ-412). Было сформировано три дивизиона СКР, куда вошли и архангельские траулеры. Первый дивизион СКР-- No 70, 71, 72, 73 (РТ-86), второй дивизион--No 74 (РТ-85), 75, 76 (РТ-410), 77, третий дивизион--No 78, 79, 80 (РТ-88), 81 и 25. На Архангельск базировались ТЩ-57 (РТ-89), ТЩ-58 (РТ-94). ... Неожиданно, 28 июня наше судно получило приказ "Вывезти из становища Индига всю рыбную продукцию, в том числе и рыбные консервы". Рейс проходил по Белому и Баренцеву морям, где уже действовали самолеты и подводные лодки противника. В становище Индига за три дня погрузили всю продукцию рыбокомбината, приняли 29 человек мобилизованных для доставки их в Архангельск. По выходу из Индиги предупредили, что в районе мыса Канин Нос замечена подлодка немцев и участились полеты авиации над Белым и Баренцевым морями. На нашем РТ-88 пока еще не успели установить вооружение, поэтому переход в Индигу и обратно прошел на "удачу". По приходу в Архангельск встали на переоборудование и вооружение. После проведения всех работ на .РТ-88 подняли военно-морской флаг и он стал СКР-80. 143 Третьи сутки утюжил СКР-80 холодные воды на границе Белого и 'Баренцева морей, неся дозорную службу. Штормило. Северный ветер •обжигал своим ледяным дыханием лица вахтенных матросов. Снежные заряды сокращали видимость до нескольких метров, свинцово-зеленые волны с гулом разбивались о стальные борта сторожевика. Наконец горизонт прояснило. Командир корабля Павел Константинович Молчанов приказал усилить наблюдение за морем и воздухом. Лейтенант Н. С. Коряковский обнаружил за кормой низко летящий немецкий самолет. Боевая тревога. В считанные секунды артиллерийские расчеты и пулеметчики заняли свои места. Самолет облетел корабль, поднялся на высоту 200 метров и пошел в атаку на СКР-80. Сбросил бомбу, которая разорвалась в 40--50 метрах от борта корабля. Новый заход--самолет обстрелял сторожевик из пулеметов и сбросил еще одну бомбу, от взрыва которой лопнули паровые трубы от котла к главной машине. Аварийная группа во главе с командиром БЧ-V быстро устранила повреждения и корабль вновь получил ход. Немецкий самолет еще несколько раз атаковал сторожевик, пока не израсходовал весь боезапас. Было ранено несколько моряков--В. В. Бурков, П. Н. Замараев, В. М. Зубакин, А. С. Явтушенко, кочегары Мосеев и Агафонов, машинисты Соколов и Малышев, погибли--Мехреньгин и Васильев. Во время очередного дозора на линии мыс Святой--мыс Канин Нос командир СКР-80 получил шифровку, что обнаружены в этом районе подлодки противника. Корабль идет противолодочным зигзагом. Темно, на море легкое волнение. Получили радиограмму с СКР-25 о том, что корабль атакует немецкую подводную лодку, просит помочь. СКР-80 меняет курс и форсированным ходом идет к СКР-25. Через час подошли в район бомбометения. Командир СКР-25 В. А. Киреев просит пробомбить квадрат моря пятьсот метров на пятьсот с глубиной взрыва глубинных бомб 25 и 50 метров, сброс бомб через сто метров. Выполнив бомбометание данного квадрата, получили приказ от командира СКР-25 В. А. Киреева вернуться в район дозора. Во время очередного траления, сигнальщик ТЩ-41 Проскуряков обнаружил прямо по курсу семь бомбардировщиков "Юнкерс-88". Командир корабля приказал: "Отдать трал", чтобы тральщик имел возможность маневрировать, ведя бой с воздушным противником. "Юнкерсы" один за другим пикировали на ТЩ-41. Огонь орудий и пулеметов не давал фашистским летчикам возможность точной бомбардировки. Сбросив на корабль 14 бомб и не добившись результатов, четыре самолета ушли на запад, а оставшиеся три атаковали корабль, ведя огонь из пулеметов. ТЩ-41 отбил и эти атаки, а после того, как авиация противника покинула район траления, тральщик вновь приступил к тралению фарватера. Через час по протраленному фарватеру пошел караван транспортов, на который волна за волной совершали налеты самолеты немцев. Однако корабли охранения отбили все атаки противника. Сопровождая очередной караван в составе трех транспортов и кораблей охранения--два ТЩ союзников и двух морских охотников, ТЩ-41, под командованием лейтенанта Александра Алексеевича Соснина, атаковал подлодку противника, но в это время конвой подвергся атаке авиации немцев. В ходе боя один "Юнкере" был сбит, а транспорты без потерь пришли в порт назначения. Особенно запомнился экипажу ТЩ-41 бой 4 апреля 1942 года, когда тральщик проходил перемычку плотного плавающего льда, чтобы выйти на чистую воду. Два бомбардировщика атаковали корабль, который находился во льду, почти без хода, с трудом форсируя лед. Однако бомбы в цель не попали, но взорвались в непосредственной близости от корабля. Внутри корабля часть механизмов вышла из строя, а часть была сорвана взрывами со своих штатных мест. Неудачно отбомбившись, самолеты атаковали ТЩ-41 пулеметным огнем. Были ранены боцман Легатов, матрос Анциферов и комиссар Старцев. Тральщик ожесточенно вел огонь 144 из всех орудий и пулеметов по самолетам, не давая прицельно обстреливать корабль. Израсходовав боезапас, бомбардировщики покинули место боя Из мирного рыболовного траулера РТ-20 превратился в ТЩ-55. Командиром корабля был назначен капитан-лейтенант Леонид Титыч Май-стренко. ТЩ-55 приходилось тралить мины, конвоировать транспорты с различными грузами, выходить в дозор. Однажды, в июле 1943 года ТЩ-55 и ТЩ-65 сопровождали транспорт "Рошаль" в Белушью губу на Новой Земле. Время было тревожное, разведка сообщала о том, что по курсу конвоя могут быть подводные лодки противника, которые замечены у берегов Новой Земли. 30 июля 1943 года на подходах к губе Белушьей был замечен перископ вражеской подлодки. Командир ТЩ-65 атаковал ее, но не добился успеха, лодка не была уничтожена. Командир подлодки вышел в новую атаку, но не на транспорт, а на ТЩ-65. Торпеда попала в кормовую часть ТЩ-65 и корабль быстро затонул. Маневрируя, ТЩ-55 вылавливал плававших в холодной воде погибающих моряков с ТЩ-65, прикрывал транспорт "Рошаль" от атаки подлодки и бомбил глубинными бомбами квадрат, где находилась вражеская подлодка. Благодаря смелым и умелым действиям командира ТЩ-55 Л. Т. Майстренко, лодка противника была уничтожена, транспорт "Рошаль" доставил груз по назначению, и быстро спасено семнадцать человек с ТЩ-65. После переоборудования на заводе "Красная Кузница" на гафеле РТ-85 взвился военно-морской флаг и траулер стал называться СКР-74. Командиром корабля назначен старший лейтенант Михаил Иванович Но-виков. 18 октября 1941 года СКР-74 вышел в первый поход, сопровождая шесть транспортов из Архангельска" в Мурманск. Первый боевой поход прошел благополучно. В октябре 1941 года, находясь в дозоре на линии мыс Святой--мыс Канин, корабль подвергся налету шести вражеских бомбардировщиков "Юнкерс-88". Комендоры и пулеметчики отразили все атаки воздушного противника, а умелое маневрирование командира корабля позволило избежать каких-либо повреждений СКР-74. В середине февраля 1942 года сторожевик находился в дозоре в Баренцевом море. Ожидался очередной конвой транспортных судов и неоднократно над СРК-74 появлялись немецкие разведчики, но корабль не атаковали, ожидая конвой, на который они наводили подводные лодки, приближавшийся к горлу Белого моря. Быстро темнело. Неожиданно появились три бомбардировщика, и последний самолет атаковал СКР-74. Однако орудийным и пулеметным огнем атака была отбита. Во время очередного дозора в горле Белого моря сторожевик подвергся налету шестерки "Юнкерсов>, которые сбросили на корабль девять бомб. СКР-74 получил повреждения магистральных трубопроводов, которые были ликвидированы аварийной группой машинной команды. Отмечая первую годовщину подъема военно-морского флага на СКР-74, экипаж подвел итоги--отконвоировано 52 транспорта, пройдено более 14 тыс. миль, отражено 38 атак вражеской авиации. Так воевали в северных водах рыбаки на своих "мирных" судах, которые волею судьбы стали боевыми кораблями. 10 з. 5556 145 А. В. СМЕТАНИН "ДАВАЙ ПОЖМЕМ ДРУГ ДРУГУ РУКИ..." Эти слова из популярнейшего романса Вадима Козина звучали в сердце, видимо, каждого, кто присутствовал на встрече народных дипломатов из Архангельска с общественностью Портленда (штат Мэн США) в июне 1990 года. Особое настроение выражению чувств дружбы придавало то обстоятельство, что в составе "команды" архангелогород-ских миротворцев присутствовал Лев Иванович Девиченский--участник плавания в союзных конвоях. С американской стороны тоже нашлись очевидцы тех событий. Некоторые из них ходили в конвоях, другие--строили суда типа "Либерти", в которых и привозилась для россиян, изнемогавших в борьбе с фашизмом, основная масса военных грузов, продовольствия. Участники той памятной встречи не раз возвращались к мысли о неизменности чувств дружбы, возникшей еще полвека назад, о важности ее укрепления и что хорошо бы пройти вновь маршрутами союзных конвоев. Носившаяся, как говорится, в воздухе в разных частях света идея пройти огненными милями братства союзников и тем самым на уровне народной дипломатии еще раз (и теперь уже навсегда) похоронить "холодную" войну, обрела свою плоть. Международный неправительственный фонд "Вечная память солдатам", возглавил работу по проведению международной акции "Северный конвой "Цервиш-91". Архангельское областное отделение Российского фонда мира вместе с другими организациями и движениями участвует в подготовке 43-го союзного конвоя "Цервиш-91", прибытие которого в Архангельск намечено на 31 августа. С символами мира и дружбы при миротворческой организационной и материальной поддержке будет осуществлен переход яхты "Архангельск" со смешанным советско-американским экипажем по морским дорогам боевого содружества союзников. Нашли свое место в этой работе учащиеся, студенты, члены клубов интернациональной дружбы. Они ведут поиск, переписку с участниками конвоев. Летом предполагается провести на северной земле международный лагерь школьников Архангельска и Портленда. Одним из основных направлений в деятельности Фонда мира стало оказание помощи ветеранам, участникам войны, малоимущим гражданам. Часть поступивших от населения средств пойдет участникам северных конвоев, на строительство в Архангельске госпиталя. Использованы будут и возможности Центра социальной помощи "Забота" областного отделения Советского фонда мира. Мирный Архангельск ждет своих давних друзей. Тепло, улыбки, дружеские рукопожатия--гарантируются! No 1 График движения конвоев в северные порты СССР (PQ-SW) 1941--1945 гг.
Прибыло судов Порт отправления Дата отправления Кол-во судов в конвое Вернувшиеся суда Потеряно судов Порт прибытия Дата прибытия Примечание
Дервиш Хва ль фьорд 21.8.41 7 _ 7 Архангельск 31.8.41 Пробный конвой
PQ-1 " 29.9.41 10 -- -- 10 Архангельск 11.10.41
PQ-2 Скапа-Флоу 17.10.41 6 -- -- 6 30.10.41
PQ-3 Хвальфьорд 9.11.41 8 1 -- 7 28.11.41 1 судно вернулось:
повреждено во льдах
PQ-4 " 17.11.41 8 -- -- 8 " 28.11.41
PQ-5 27.11.41 7 -- -- 7 12.12.41
PQ-6 " 8.12.41 7 . 5 Мурманск 20.12.41
2 Молотовск 23.12.11
PQ-7 " 26.12.41 2 1 1 Мурманск 12.1.42 1 судно потоплено
подлодкой
PQ-7B " 31.12.41 9 -- -- 9 " 11.1.42
PQ-8 " 8.1.42 8 --. 8 " 17.1.42 Англ. эсминец "Ма-
labele" потоплен
подлодкой
PQ-9 " 1.2.42 7 -- 7 " 10.2.42 Конвои были объ-
PQ-10 9 о единены в Рейкья-
О о вике и плыли вместе
Продолжение
Конвой Порт отправления Дата отправления Кол-во судов в конвое Вернувшиеся суда Потеряно судов Прибыло судов Порт прибытия Дата прибытия Примечание
PQ-11 Лох-Ю 6.2.42 13 . 13 Мурманск 23.2.42
PQ-12 Рейкьявик 1.3.42 16 -- 16 " 12.3.42 Англ. судно поддержки "Shera" опрокинулось
PQ-13 20.3.42 19 5 14 " 31.3.42 Потоплены 2--авиацией; 2--подлодками; 1--надводными германскими кораблями. Англ. крейсер "Trinidad" поврежден
PQ-14 8.4.42 24 16 1 7 > 19.4.42 1 судно потоплено подлодкой; 16--вернулись из-за ледовых условий и непогоды
PQ-15 26.4.42 25 3 22 5.5.42 3 судна потоплены авиацией; англ. эсминец "Punsabi" потоплен
PQ-16 Рейкьявик 21.5.42 35 1 7 27 Мурманск Архангельск 30.5.42 1.6.42 1--вернулся из-за повреждения; 6-- потоплены авиацией; 1--под лодкой
PQ-17 PQ-18 SW-51A SW-51B SW-52 SW-53 SW-54A SW-54B SW-55A Лох-Ю 27.6.42 Т 37 40 2.9.42 16 15.12.42 14 22.12.42
17.1.43 14
15.2.43 28
15.11.43 18
22.11.43 14
12.12.43 19
24 13 11 27 16 14 13 22 18 14 19 4 Мурманск 6 Архангельск 1 Моло- Архан-гельск Кольский залив Белое море Кольский залив Кольский залив Белое море 11.7.42 25.7.42 28.7.42 17.9.42 25.12.42 27.12.42 3.1.43 6.1.43 27.1.43 27.2.43 2.3.43 24.11.43 28.11.43 2.12.43 20.12.43 22.12.43 1--сел на мель; 1-- вернулся из-за ле довых условий; 24--потоплены; 10-- подлодками, 14-- авиацией (не вклю чены 3 спасатель ных судна--3 потоп лено) Потоплены: 3--подлодками, 10--авиацией После прибытия в Кольский залив 5 судов потоплены авиацией и минами Потоплены англ. военные суда "Achates" и "Bramblee" 1 судно вернулось из-за потери хода 6 судов вернулись из-за шторма Продолжение
Конвой Порт отправления Дата отправления Кол-во судов в конвое Вернувшиеся суда Потеряно судов Прибыло судов Порт прибытия Дата при-бытия Примечание
SW-55B Лох-Ю 20.12.43 19 19 Кольский 2J.12.43 26.12.43 г. потоплен
залив герм. линкор
Белое море 31.12.43 "Шарнгхорст"
SW-56A " 12.1.44 20 5 3 12 Кольский 28.1.44 5 судов вернулись;
залив 3 потоплено под-
лодками
SW-56B " 22 144 16 , 16 " 1.2 44 Англ. эсминец
"Hardy" потоплен
SW-57 >:> 20.2.44 42 _ 42 " 28.2.44 Англ. эсминец
"Mahratta" потоп-
лен
SW-58 " 27.3.44 49 1 48 " 5.4.44 1 судно вернулось
из-за повреждений
SW-59 " 15.8.44 33 33 Кольский 25.8.44 Англ. эсминец "Ki-
залив ti" потоплен
Белое море 27.8.44
SW-60 " 15 9.44 30 -- 30 " 23.9.44
" 25 9.44
SW-61 " 20.10.44 29 29 " 28.10.44
" 30.10.44
SW-62 29.11.44 30 _ 30 " 7.12.44
" 9.12.44
SW-63 " 30.12.44 35 35 8.1.45 1
SW-64 Клайд 3 2.45 26 26 Кольский 13.2.45
залив
Белое море 15.2.45
SW-65 11.3.45 24 -- 2 22 Кольский 26.3.45 2 торговых судна
залив и англ. эсминец
"Lapuring" потоп-
лены подлодками
SW-66 " 16 4.45 22 22 Кольский 25 4 45
залив
Белое море 28 4.15
SW-67 12.5.45 23 23 Кольский 20 5.45
залив
Белое море 22 5.45
40 811 33 58 720
No 2 График движения конвоев из северных портов СССР (QP-RA) 1941--1945 гг.
Конвой Порт отправления Дата отправления Кол-во судов в конвое Вернувшихся судов Потеряно судов Прибыло судов Порт прибытия Дата прибытия Примечание
QP-l Архан- 28.9.41 14 14 Скапа- 10.41
гельск Флоу
QP-2 > 2.11.41 12 -- -- 12 Керкуолл 17.1141
QP-3 27.11.41 10 2 8 Сейдис- 7.12.41 2 судна вернулись
фьорд из-за погодных ус-
ловий
QP-4 20.12.41 13 2 11 " 16.1.42 2 судна вернулись
в Мурманск
QP-5 Мурманск 13.1.42 4 -- -- 4 Рейкьявик 24.1.42
QP-6 24.1.42 6 6 Велико- 2.2.42
британия
QP-7 12 2 42 8 . 8 Сейдис- 22.2.42
фьорд
QP-8 1.3.42 15 -- 1 14 Рейкьявик 11.3.42 1 отставшее судно
потоплено подлод-
кой
QP-9 21.3.42 19 -- -- 19 " 3.4 42
QP-10 10.4 42 16 1 4 11 21.4.42 1 судно вернулось;
потоплены: 2--авиа-
цией, 2--подлод-
ками
QP-11 QP-12 QP-13 QP-14 QP-15 RA-51 RA-52 RA-53 RA-54A RA-54B Архангельск Мурманск Архангельск Кольский залив Архангельск 28.4.42 21.5.42 26.6.42 27.6.42 13.9.42 17.11.42 30.12.42 29.1.43 1.3.43 1 11.43 26.11.43 13 15 12 23 15 28 14 11 30 13 9
-- 1 12
1 14
-- 5 16
14
-- 3 12
-- 2 26
--. -- 14
-- 1 10
-- 4 26
-- -- 13
-- -- 9
Лох-Ю Рейкьявик Лох-Ю Лох-Ю 7.5.42 29.5.42 7.7.42 26.9.42 30.11.42 3.12.42 11.1.43 8.2.43 14.3.43 14.11.43 9.12.43 1 судно потоплено подлодкой. Англ. крейсер "Edinburgh" подлодкой 1 судно вернулось 4 торг. судна и англ. эсминец "Niger" потоплены в брит. мин. полях; 1--повреждено и село на мель Подлодки потопили 3 торг. судна; брит, эсминцы "Somali" и "Leda", флотский танкер Разбросан штормом; 2 судна потоплены подлодками 1 судно потоплено подлодкой 3 судна потопили подлодки, 1 затонуло из-за шторма
Продолжение
Конвой Порт отправления Дата отправления Кол-во судов в конвое Вернувшихся судов Потеряно судов Прибыло судов Порт прибытия Дата прибытия Примечание
RA-55A Кольский залив 23.12.43 22 1 -- 21 Лох-Ю 1.1.41 1 судно вернулось
RA-55B " 31.12.43 8 _ 8 "
RA-56 " 3.2.44 37 . -- ?,7 " 11.2.4!
RA-57 " 2.3.44 31 . 1 30 " 10.3.41 Потоплено подлод-
кой 1 торговое
судно
RA-58 " 7.4.44 36 -- 36 " 114. И
RA-59 " 28.4.44 45 1 44 " 6.5.44 Потоплено подлод-
кой одно торговое
судно
RA-59A " 28.8.44 9 . -- 9 " 6.9.44
RA-60 " 28.9.44 30 2 28 " 5.10.44 П( топлено подлод-
кой два торгсудна
RA-61 Белое море 30.10.44 33 - 33 Лох-Ю 9.11.44
Кольский 2.11.44 Клайд 10.11.44
залив
RA-62 Кольский 10.12.44 28 28 Лох-Ю 19.12.44
залив Клайд 20.12.44
RA-63 11.1.45 30 _ 30 Лох-Ю 21.1.45
Клайд 23.1.45
RA-64 17.2.45 34 1
RA-65 " 23.3.45 25 --
RA-66 " 29.4.45 24 --
" 23.5.45 23 --
35 715 8
4 31 > 28.2.45 2 торг. судна потоплены в Кольском заливе
" 1.3.45 до включения в кон-
вой; 1--вернулось, 1--
потоплено авиацией,
1--подлодк. Потоплен
англ. эсминец "Bluo-
ball"
25 Керкуолл 31.3.45
Клайд 1.4.45
Белфаст
-- 24 Клайд 8.5.45 Потоплен англ. эсминец "Goodall"
-- 23 Клайд 31.5.45
29 680
ел ел Источник: Campbell I., Macintyre D. The Kola Run. A Record of Arctic Convoys 1941--1945. London, 1958. P. 232--239; Roskill S. W. The War at See 1939--1945. Vol. 1--3. London, 1954--1961. Vol. 3. Part II. P. 432--435. СЛ No 3 Поставки, направленные в СССР в период с июня 1941 г. по сентябрь 1945 г. (по маршрутам доставки)
Год и месяц По всем маршрутам (количество в тоннах) Персидск залив кол-во (в т) ий Дальний Восток КОЛ-ВО {в т) Север СССР Черное кол-во (в т) море % к общ. кол Арктика кол-во
Всего 17499861 4159117 23,8 8243397 47,1 3964231 22,7 680723 3,9 452393 2,5
1941 360778 13502 3,7 193299 53,6 153977 42,7 0 0 0 0
Июнь 2988 0 0 2988 100 0 0 0 0 0 0
Июль 27567 0 0 27567 100 0 0 0 0 0 0
Август 97483 0 0 93113 95,5 4370 4,5 0 0 0 0
Сентябрь 98161 0 0 27629 72,4 10532 27,6 0 0 0 0
Октябрь 65513 0 0 17161 26,2 48352 73,8 0 0 0 0
Ноябрь 57604 2972 5,2 13559 23,5 41079 71,3 0 0 0 0
Декабрь 71462 10530 14,7 11282 15,8 49650 69,5 0 0 0 0
1942 2453097 705259 28,8 734020 29,9 949711 38,7 0 0 64107 2,6
Январь 88597 34 3,1 26047 29,4 62516 70,6 0 0 0 0
Февраль 92670 5282 5,7 22206 24,0 65182 70,3 0 0 0 0
Март 213999 17751 8,3 25555 11,9 170690 79,8 0 0 0 0
Апрель 441968 2173 4,8 38441 8,7 382354 86,5 0 0 0 0
Май 194747 86978 44,7 33035 17,0 74734 38,3 0 0 0 0
Июнь 193695 91012 47,0 30288 15,6 54720 28,3 -- -- 17675 9,1
Июль 183362 62492 34,1 63313 34,5 13351 7,3 0 0 44206 24,1
Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь 1943 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь 1944 Январь Февраль Март Апрель 215453 179430 229331 176911 242934 4794545 258055 342055 263209 337572 349259 275622 336094 449961 511365 439655 568620 643078 6217622 599239 341158 351751 408870 65598 72057 121272 70430 91177 1606979 86836 40071 131277 143808 121002 28786 126184 177153 197886 192744 194775 166457 1788864 201713 114161 150500 274791
30,4 78616 36,5 69013 32,0 0 0 2826 1,1
40,2 79604 44,4 27769 15,4 0 0 0 0
52,9 108059 47,1 0 0 0 0 0 0
39,8 106481 60,2 0 0 0 0 0 0
37,5 122375 50,4 29382 12,1 0 0 0 0
33,5 2388577 49,8 681043 14,2 0 0 117946 2,5
33,7 97671 37,8 73548 28 0 0 0 0
11,8 129004 37,7 172980 50,5 0 0 0 0
49,9 122646 46,6 9286 3,5 0 0 0 0
42,6 193764 57,4 0 0 0 0 0 0
34,6 216380 62,0 0 0 0 0 11877 3,4
10,4 230183 83,5 0 0 0 0 16653 6,1
37,5 152215 45,3 0 0 0 0 57695 17,2
37,7 261087 55,6 0 0 0 0 31721 6,7
38,7 313479 61,3 0 0 0 0 0 0
43,8 180872 41,1 66039 15,1 0 0 0 0
34,2 228964 40,3 144881 25,5 0 0 0 0
25,9 262312 40,8 214309 33,3 0 0
28,8 2848181 45,8 1452775 23,4 0 0 127802 2,0
33,7 176170 29,4 221356 36,9 0 0 0 0
33,5 100017 29,3 126980 37,2 0 0 0 0
42,8 91299 26,0 109952 31,2 0 0 0 0
67,2 134079 32,8 0 0 0 0 0 0
ел Продолжение
По всем маршрутам (количество в тоннах) Персидский залив Дальний Восток Север СССР Черное море Арктика
Год и месяц кол-во (в т) % к общ. кол. кол-во (в т) % к общ. кол. кол-во (в т) % к общ. кол. кол-во (в т) % к общ. кол. кол-во (в т) % к общ. кол
Май 553376 289070 52,2 264306 47,8 0 0 0 0 0 0
Июнь 552556 187349 35,9 307224 58,8 0 0 0 0 27983 5,3
Июль 624578 127393 20,4 275761 44,2 15760 24,9 0 0 65664 10,5
Август 561533 36437 6,5 308614 55,0 185562 33,0 0 0 30920 5,5
Сентябрь 579860 87861 15,2 298208 51,4 190556 30,9 0 0 3235 0,5
Октябрь 545414 156228 28,6 309441 56,8 79745 14,6 0 0 0 0
Ноябрь 564628 95864 17,0 313916 55,6 154848 0 0 0 0 0
Декабрь 569659 67497 12,0 269146 47,7 228016 40,3 0 0 0 0
1945 3673819 44513 1,2 2079320 56,6 72675 19,8 680723 18,5 142538 3,9
Январь 405762 31454 7,8 194914 48,0 118869 29,3 60525 14,9 0 0
Февраль 450588 4497 1,0 181741 40,3 153278 34,0 111072 24,7 0 0
Март 487030 4409 0,9 161786 33,2 148731 30,5 172104 35,4 0 0
Апрель 540278 1232 0,2 193709 35,9 167180 30,9 178157 33,0 0 0
Май 768295 2921 0,4 518212 67,4 138667 18,1 108495 14,1 0 0
Июнь 0 0 275018 83,5 0 0 21638 6,6 32535 9,9
Июль 408554 0 0 313360 76,7 0 0 1268 0,3 93926 23,0
Август 234606 0 0 200369 85,4 0 0 18160 7,7 16077 6,9
Сентябрь 49515 0 0 40211 81,2 0 0 9304 18,8 0 0
Источник: Т. Н. Vail Motter. The Persian Corridor and Aid to Russia. BBSS W., 1952 , р. 480--483.
No 4 ПРИКАЗ No 23/8 ПО ПОРТУ ДИКСОН ГЛАВСЕВМОРПУТИ ОБ ОТКОМАНДИРОВАНИИ РАБОТНИКОВ ПОРТА НА м. МОЛОТОВА* 23 августа 1942 г. Для производства строительных работ на м. Молотова (заказчик. УПС) приказываю откомандировать с 23 августа 1942 г. работников ОКСа порта Диксон в составе: Трифонов М.** Копытов И. Ф., плотник Аверьянов М. Т., десятник Карнов И. В., плотник-пе' печник Румянцев С. А., печник Барабанов Ф. С, плотник Бобров В. А., плотник Герега С. И., бригадир плотников Кашников И. П., плотник-Смирнов Н. Н., плотник Седунов Ф. В., плотник Сухотин Н. Л., плотник Кочетков С. П., плотник Старшим и ответственным за производство работ назначается десятник тов. Аверьянов М. Т. Нач-к порта Диксон КУЛИК ГААО, ф. 2323. оп. 1, д. 211, л. 256. Машинопись. Заверенная копия. * Отправлены на ледокольном пароходе "А. Сибиряков". ** Дописан карандашом. No 5 СПИСОК РАБОТНИКОВ УПС, ВЫБЫВШИХ НА ЛЕДОКОЛЬНОМ ПАРОХОДЕ "СИБИРЯКОВ" 23 августа 1942 г.. Золотов А. Н. --полярная станция м. Молотова Будылин М. П. -- " Кальянов И. -- " Абакумов -- " Шаршавин А. --полярная станция о. Домашний Синицин В. И. -- " Карасев -- " Грачев В. И. --полярная станция м. Оловянный Чуркин С. --аэрол. " Колкунов --механик " Колкунова --повар " ГААО, ф. 2323, оп. 1, д. 211, л. 257. Рукопись. Копия. * Дата сопроводительной записки--см. ГААО, ф. 2323; оп. 1, д. 211, л. 254'. 159 No 6 ГРУЗОВОЙ СПИСОК НА ГРУЗЫ, ОТПРАВЛЯЕМЫЕ НА ЛЕДОКОЛЬНОМ ПАРОХОДЕ "А. СИБИРЯКОВ" ВТОРЫМ РЕЙСОМ В НАВИГАЦИЮ 1942 г. 15 августа 1942 г. РОТАЦИЯ: м. Оловянный, м. Домашний, м. Молотова Наименование груза Количество мест Вес в кг Род упаковки Кубатура м. Молотова. Полярная станция Отправитель: Архангельское отделение Арктикснаба Двигатель Л-3-2 с РТ 5 к нему щит магн. СК 2 Двигатель Л-3 ап. генерат. РИС 750 и оборуд. 'Кузнечный и слесарный инструмент Капканы и цепи Литература Мясо евин. сол. Сухоовощи Сухофрукты Сахарный песок Чай, молоко сухое Сухоовощи Вермишель Консервы Мука, крупа Электрооборудование Медикаменты Валенки •Свитера, перчатки пар. Рукавицы меховые Спецовка Охоттовары (не огнеопасные) Хозпосуда (сапож. инв.) Дрова Кислота соляная Консервы говяжьи Консервы разные
2 605
2 340
4 139
1 21
1 13
3 300
10 312
3 146
4 360
1 24
4 94
1 33
10 438
51 3350
2 60
4 39
1 17
1 22
1 4
1 29
2 86
5 139
нав 24000
1 8
2 85
41 1233
ящ. ящ. боч. 1,2 0,7 0,2 пал.
ящ. 0,6
меш. 0,3
-- 0,6
ящ. --
0,2
-- 0,2
-- 0,6
меш. 4,2
ящ. 0,1
-- пал.
куль. 0,1
ящ. 0,1
0,1
ящ. 0,2
-- 0,3
иав. 48,0
бут. пал.
ящ. ОД
1,4
Продолжение
Наименование груза Количество мест Вес в кг Род упаковки Кубатура
Чай 1 и 2 с. 1 31 0,1
Джем айва 1 23 --
Дрожжи 1 16 --
Драже шиповника 1 19 -- 0,4
Спирт, вино 2 120 --
Табак разный 1 35 ящ. 0,2
Мыло туалетное 5 252 -- 0,3
Свечи парафиновые 1 49 -- 0,1
Спички 3 52 -- 0,2
Соль столовая 3 160 ящ. 0,2
Шоколад, какао, кофе 1 25 -- 0,1
Рис шлифован. 3 224 меш. 0,2
Сахар-рафинад 2 102 -- 0,1
Кондитерские, сухоовощи 12 293 ящ. 0,6
Клюква свежая 1 90 боч. пал.
Масло подсол., слив., сыр 8 400 разн. 0,8
гол., томат-паста, корейка,
сало
Трубки газов, краен, медн., 4 185 б/уп. 0,2
железо оцинк., болты сталь-
ные
Аккумуляторы 3 300 ящ. 0,4
Белье 1 28 __ 0,1
Свиньи 1 200 гол. пал.
Приемник ПК-4 РПКУ
Шнур питательн. 2 62 ящ. 0,1
Проволока катанка 3 730 б/уп. 0,7
Кабель, канатик 1 75 ящ. 0,2
Электролампы 1 2 -- __
Капканы 1 52 -- 0,1
Готов, одежда, обувь, культ- 8 395 -- 1,2
товары
Ампулы No 1 и 2 2 65 -- пал.
Хозпосуда, метизы, мебель 9 208 -- 0,5
Одежда готовая 1 12 куль --
Горючее 34 7980 боч. пал.
Хозпосуда жест. 1 35 ящ. 0,2
11 з 5556 161 Продолжение
Наименование груза Количество мест Вес в кг Род упаковки Кубатура
Охотбоеприпасы огнеопасные Каменный уголь 1 нав. 25 60000 ящ. нав. пал. 75,0
Итого по Арктикснабу 277 104142 -- 237,3
Отправитель: Управление полярных станций, Архангельское отделение
Радиомачта вые. 25 м Круглый лес 8--9 4--5 нав. 5800 5200 нав. 11,6 10,4
Скобяные изд. 1 76 ящ. 0,1
Поковки 8 300 -- 0,4
Мебель 3 171 -- 1,0
Палатки 1 64 -- 0,2
Научное оборудован. 12 465 -- 1,5
Метизы 2 77 -- 0,1
Радиооборудование 2 153 -- 0,3
Шлюпка и весла 2 260 б/уп. пал.
Сруб, сарая лес. кр. нав. 9500 нав. 19,0
Пиломатериал -- 11900 -- 23,8
Дверные приборы, гвозди и проч. 4 200 ящ. 0,2
Итого 30 34156 -- 68,6
Отправитель: Архангельское отделение Управления полярной авиации Толь кровельн. 360 рул. Отправитель: Управление полярных станций
Вспомогательный груз 1300 2,0
Пакля 500 1,5
Оконное стекло 50 0,1
Замазка, олифа, краска, 160 пал.
известь
Кирпич нав. 38000 нав. 33,0
Сруб жилого дома и бани --. 100000 200,0
Пиломатериал -- 45000 -- 90,0
Книги и оборуд. 8 100 ящ. 0,2
Капуста квашеная 1 40 боч. пал.
Свиньи 1 200 -- --
И то г о по УПС 5 180020 -- 326,8
Итого по м. Молотова 321 318838 -- 632,7
162 Продолжение Наименование груза Количество мест Вес в кг Род упаковки Кубатура о. Домашний. Полярная станция Отправитель: Архангельское отделение Арктикснаба
Картофель сухой 6 118 ящ. 0,4
Ампулы, кор. к ним 1 31 -- пал.
Толь, мел, стекло 11 420 разн. 0,8
Готовая одежда, канц., спорт. 3 75 ящ. 0,2
принадл.
Электро- и радиооборуд. 3 69 -- 0,1
Медикаменты 3 32 -- пал.
Свитера и перчатки 1 4 -- --
Сено прессован. 5 150 кип. 0,5
Свиньи 4 800 гол. пал.
Солености, копчености, жир 7 400 боч. --
Макароны 2 59 ящ. 0,2
Мука, отруби 11 484 меш. 0,8
Глина огнеупорная 2 320 боч. 0,6
Лента изол., перчатки
Кастрюли, фитиль 1 8 ящ. --
Краски 3 71 -- пал.
Ткань полотен. 1 4 ящ. --
Овес, отруби, жмыхи 13 678 куль. палуба
Огнетушители 1 27 ящ. 0,1
Ячмень, жмыхи 28 1847 куль. 3,6
Кирпич красный нав. 3500 нав. 3,5
Кирпич огнеупорный 1000 -- 1,0
Доски 4--5 и 2--5 -- 8400 -- 16,8
Лес круглый -- 4800 -- 9,6
Инструменты слесари. 1 54 ящ. 0,1
Автобензин керосин 5 1080 боч. пал.
Патроны м/к 1 5 ящ.
Итого 113 24429 37,5
Отправитель: Архангельское отделение полярной авиации
Промтовары и научное обор. 2 138 ящ. 0,2
Итого по о. Домашний 115 1 24567 -- 37,7
11* 163 Продолжение Наименование груза Количество мест Вес в кг Род упаковки Кубатура м. Оловянный. Полярная станция Отправитель: Красноярское отделение Арктикснаба
Мука, крупа, овес 57 3170 мел. 5,0
Олифа натур. 3 80 бан. од
Масло хлопк. 2 21 бан. --
Спички 1 30 ящ. 0,1
Сахар 3 247 кул. 0,5
Мука картоф. 1 22 -- --
Консервы 21 487 ящ. 0,7
Сухофрукты 5 117 -- 0,4
Специи, чай, кофе 2 105 -- 0,2
Колбаса полукоп. минская 1 120 боч. 0,2
Табак 1 50 ящ. 0,1
Ягода брусника 1 117 боч. пал.
Спирт, водка, стекл. 2 84 ящ. 0,2
Масло топлен, слив, сыр 3 207 -- 0,4
Кровати с сеткой 3 68 б/уп. 0,1
Техстройматериалы 1 19 ящ. --
Белила, краски 1 16 -- пал.
Посуда фарфоровая 1 18 -- --
Готовые швейн. изделия 1 52 -- 0,1
Сухоовощн 1 18 ящ. --
Соль молотая 1 176 боч. 0,3
Мыло хозяйственное 2 128 ящ. 0,2
Итого по м. Оловянному 114 5302 -- 36,6
Всего по грузовому списку 550 348707 -- 679,0
Начальник отдела эксплуатации Архангельского арктического пароходства СТОЯНОВ ГААО, ф. 2323, оп 1, д. 211, л. 259--260. Машинопись Подлинник. 164 No 7 ВЫПИСКА ИЗ РАДИОЖУРНАЛА П/Х "БЕЛОМОРКАНАЛ" С 19/VIII--42 г.
19 августа : 942 г. Вахты только на длинных волнах
Время qmt Куда позывной Откуда позывной Текст
09.30 ozkx 546 OZKX 546/ Дает непрерывно
без согласия на 630 mtu. Очень
близко.
09.45 Несу непрерывное слуховое на-блюд.
10.55 NUR mq OR
11.00 OZKX 546 (продолжает).
12.25 без/по- 447 OZKX 4 "
зывн.
16.30 Непрерывное слух, наблюдение.
25 августа с/г.
02.00 Слуховое наблюдение.
02.37 SOS URA Много пожара, обстреливаемся.
(URA м. Желания).
02.41 UPV URA Много пожара, следите. (UPV--
Диксон).
03.22 UPV URA Все горит, обстоятельства, ничего
не можем, лодка уходит под во-
ду, ждите.
04.00 UPV URA Пока бегу растаскивать, вызову,
ждите.
04.01 URA UPV Дорогой товарищ, станция горит?? Нет, нет. (ответил м. Желания).
UPV URA
04.11 UiL URA Срочно отвечайте к.
04.16 UiL URA Срочно являйтесь. (UiL--Русская
гавань).
04.24 UiL URA Записка: В вашу сторону напра-
вилась подводная лодка, будьте
начеку=уа.
08.00 Непрерывное наблюдение.
09.09 Веду слуховое наблюдение на
длинных.
10.45 cq SOS UPV1 я UVtA= Началась канона-
да, ждите.
cqSOS SOS SOS я UVtA. Нас обстреливают
(название станции UVtA не знаю,
давал на 661 mtR).
10.49 SOS UVtA Нас обстреливают (смолк, не яв-
ляется) .
165 Продолжение
Бремя qmt Куда позывной Откуда позывной Текст
11.07 всем UPV Прекратить передачу.
12.45 cq UPV Из Диксона No 1490 • 18. О нали-
чии вспомогательного неприятель-
ского крейсера в Карском море.
Довожу до сведения мореплава-
телей=63.
14.05 Непрерывное набл. за работой
наших самолетов, на длинных.
Работают открытым.
26 августа.
21.55 0099 0013 Сообщите командиру, к нам идет
военное судно=уа. (0013 пола-
гаю по тону, что Диксон).
22.08 0099 0013 К нам идет военное судно, va.
22.14 0099 0013 Сообщите командиру, к нам вхо-
дит военное судно, Сибиряков
обстреливается, входит Мед-
вежьим створам, ец.
26/VIII 42.
22.18 0099 UPV К нам в бухту входит немецкий
крейсер. Немецкое военное судно,
предупредите капитана. (0013 и
UPV--о. Диксон).
22.20 0099 0013 ОМ на 600 mtR, он забивает,
можно на 705 mtR.
22.35 RVqS UPV Ждите. (RVqS--портовая маломощная) . 111. (1--значит тревога, о. Диксон). Случае пропадания работы, мож-
22.44 LLL LLL
23.07 всем UPV
но следи на 935, наш рейдо-
вый ец.
23.25 RVqS UPV (о. Диксон уже работаем на рейдовом). ОМ=Обстреливаемся крейсером,
23.37'/2 RVqS UPm--
UPV работаем на рейдовом. Дорогие
товарищи, следите.
23.52 UiX UPV ОМ=Пристреливает по порту.
(UiX--Челюскин и здесь, на
935 mtR крейсер забивает).
27 августа с/г.
00.05 UPm UPV Экватор, расшифровать немедлен-
но МО ГСМП = шифр (забивает
крейсер, UPm--Амдерма, с одно-
го разу не смог взять).
00.19 UPV Повторяет.
04.00 Непрерывное наблюдение.
09.30 UiX UPV Да, переквартировываемся, в лю-
бую минуту может обнаружить
мой ец.
166
Продолжение
Время qmt Куда позывной Откуда позывной Текст
11.35 Наблюдение на 935 rntR.
29/VIII 42 г.
14.50 UiX 1530 msg срочная (дал No I--26 29/8
Челюскин).
1530 UiX Принял 1.
UiX Давайте без согласия, слежу, va
03.00 1530 UiX Даю No 1706--15 30/8 va.
Челюскин взял, но не ответил
ему.
Примечание. Выписано самое необходимое. Все подслушанное и пере-яваченное немедленно докладывалось на мостик капитану судна. Рэднст Дегтярев. ГААО, ф 2323. оп. 1, д. 215, л. 78--78 об. Рукописная копия. No 8 РЕЙСОВОЕ ДОНЕСЕНИЕ КАПИТАНА ПАРОХОДА "СТАЛИНГРАД" О РЕЙСЕ С 8 ДЕКАБРЯ 1941 г. ПО 13 СЕНТЯБРЯ 1942 г. 24 октября 1942 г. Снабдившись всем необходимым и погрузив около 500 т разного груза для военного пункта Иоканьга, а также посадив 700 человек военных пассажиров, 8 декабря 1941 г. в 3 час 00 мин. отдали швартовы и пошли в Англию с заходом в Иоканьгу. Шли под проводкой ледокола "Ленин" до Зимнегорского маяка, где он был вынужден нас бросить из-за недостатка угля. Отсюда пробивались сами и, околов своего конвоира, повели его до чистой воды. 14 декабря пришли в Иоканьгу, где стояли в ожидании парохода "Кузбасс", с которого обязаны были взять груз леса и смолы до 8 февраля 1942 г. 8 февраля 1942 г., перегрузив с парохода "Кузбасс" 617 стандартов пиленого леса и около 250 т смолы, пошли в Мурманск бункероваться, т. к. в Иоканьге были вынуждены отдать из своих запасов около 150 т угля военным тральщикам. Из Мурманска, взяв 190 т угля и 6 пассажиров (в Америку) от Внешторга, вышли 12 февраля под охраной британских военных корветов. 14 февраля отстали от конвоя (по причине скверного качества угля) и шли самостоятельно. 25 февраля пришли благополучно в Saides Fiord (Исландия), где примкнули к своему каравану. 27 февраля, пополнив запас угля--150 т--пошли к берегам Великобритании, но 28 февраля вынуждены отстать от конвоя и спуститься по волне по причине жестокого шторма и потери управления (отвалилась лопасть, которая была поставлена в Иоканьге, и заедало руль в подводной части). 4 марта благополучно прибыли в Loch Wyo (Шотландия), откуда пошли в Метилу для постановки временного дигаузена (приспособление для магнитных мин), из него в Лиж, где поставили чугунную .лопасть (как временная мера), частично вооружились, обучили орудийный 167 расчет, выгрузились (с оформлением морского протеста и прочее), дополнительно взяли угля 300 т (не столько из-за недостатка, сколько для балласта на переход) и пошли в Нью-Кэстл для настоящего ремонта (пассажиры были сданы в Loch Wyo). 5 апреля пришли благополучно в Нью-Кастл и в этот же день получили док. Отремонтировавшись на 70% по объему и 100% по качеству, а также вооружившись и обучив орудийный расчет, готовились к отходу в СССР и грузились. Ремонт обошелся в 25000 долларов не считая вооружения. На вооружении имели. 4 орликэна, 3 спаренных пулемета, 1 двадцатифунтовую пушку, 2 станка сноуфокс, 2 станка противосамолетных парашютов, 2 бэлуна. Были забронированы мостик, рулевая, радиорубка, орликоны. Погрузив 18 танков, 300 т олова, 400 т пороха, 300 т угля, боеприпасы, запчасти, продукты и др. и взяв 900 т бункера, а также около 6 мес. продовольствия, вышли в СССР (не помню какого числа). Заходили в Wethel и Loch Wyo (для формирования каравана) откуда пошли в Rejkiavik (Исландия). В Исландии ожидали сформирования каравана и более темного времени. За это время было взято угля 280 т. 7 сентября 1942 г., пополнив запасы угля, воды и продовольствия и погрузив 60 т продуктов (как груз), вышли в Архангельск, имея пере груз 720 т (2 фута). Шли в составе каравана из 40 кораблей (английских, американских, греческих, русских), имея охрану из 27 кораблей (крейсе ра, миноносца, корветы, тральщики, подводные лодки и авиаматка). Из Исландии были взяты 26 пассажиров. Всего на борту находилось 87 чел., включая и военную охрану с комендантом, взятых в Мурманске. 13 сентября 1942 г. в 9 час 00 мин был торпедирован германской подводной лодкой в сч. широте* и сч. долготе* RVNV от острова Медвежий. Пароход держался на воде не более 5 минут. Из 87 человек спаслось 66. 1 человек--III помощник скончался на английском корвете "j-72" (не могли отводиться) и был похоронен по морскому обычаю в присутствии нашей части спасенной команды и британских моряков. Все погибшие погибли на посту по наблюдению. Почтим их память! Они отдали все, что могли. 8 тот день только с 9 час до 16 час погибло 10 судов, из них 2 рус ских. 14 сентября погибло еще 2 парохода и 19 [сентября]--1 пароход. 21 сентября 1942 г. спасенная команда и пассажиры прибыли в Архангельск на судах: "Kanland" и "j-72". Денег на нужды судна было получено: В Лиже (Шотландия) 750 долларов. В Нью-Кэстле 1150 долларов. В Rejkiavik (Исландия) 16000 крон исландских. Выдано команде (спасенной) парохода "Родина" 3000 исландских крон, военной охране 350 дол. Летчику Петрову П. В. и его переводчику Тэннову Ю. П.--10000 исландских крон, морскому инспектору СМП--Сергиевскому Д. Н.--500 крон исландских. Погибло 80 долларов, сдано в Архангельский банк--123 доллара. Продовольствия и товарноматериальных ценностей было приобретено: В Лиже--на 725 долл. Уголь брали. В Нью-Кэстле--на 2000 долл. В Архангельске--591 т. В Исландии--не помню. В Иоканьге--300 т. Остаток на 13 сентября 1942 г. В Мурманске--190 т. 1500 долларов. В Saids Fiord (Исландия) --150 т. Материалов: В Loch Wyo (Шотландия) --100 т. В Лиже--на 260 долларов. В Лиже (Шотландия)--300 т. В Нью-Кэстле--на 890 долларов. В Нью-Кэстле (Англия) --1200 т. Остаток на 13 сентября 1942 г.В Rejkiavik (Исландия)--280 т. 650 долларов. Остаток на 13 сентября 1942 г. 1000 т. * Не проставлены. 168 Сдали военным тральщикам в Иоканьге 150 т. В заключение считаю необходимым сказать, что ни я лично, ни пароход и его экипаж ничем себя ни в какой мере не скомпроментировали в заграничных портах, и если что-нибудь и было за такой длительный? рейс, то было все в пределах нормы и внутри корабля (а корабль, как известно, представляет собой часть той территории, флаг которой он носит). Прошу иметь ввиду, что все документы погибли одновременно с кораблем, а потому настоящее рейсовое донесение писал на память. Архангельск. Капитан парохода "Сталинград" САХАРОВ Ф. 2323, оп 1, д. 211, л. 18--19. Рукопись. Подлинно No 9 ПРИКАЗ No Р-158 НАЧАЛЬНИКА ГЛАВСЕВМОРПУТИ И. Д. ПАПАНИНА ОБ ИСКЛЮЧЕНИИ ИЗ СОСТАВА ФЛОТА ГЛАВСЕВМОРПУТИ ПАРОХОДА "СТАЛИНГРАД", ЛЕДОКОЛА "А. СИБИРЯКОВ" И БУКСИРА "МЕДВЕЖОНОК" г. Москва 22 ноября 1942 г.  1. Исключить из состава флота Архангельского пароходства Главсевмор-пути пароход "Сталинград", ледокол "А. Сибиряков" и из состава флота порта Тикси буксир "Медвежонок".  2. Стоимость перечисленных судов списать с баланса уставного фонда, а находившиеся на судах ценности и другие оборотные средства в убыток. Начальник Главсевморпути при СНК СССР--И. ПАПАНИН ГААО, ф 2323, оп. 1, д. 7, л. 22. Мшинопись. Заверенная копия. No 10 ПРИКАЗ No 255 ПО АРХАНГЕЛЬСКОМУ МОРСКОМУ АРКТИЧЕСКОМУ ПАРОХОДСТВУ ГУСМП ОБ ИСКЛЮЧЕНИИ ИЗ СПИСКОВ ПАРОХОДСТВА ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖА ЛЕДОКОЛЬНЫХ ПАРОХОДОВ "А. СИБИРЯКОВ", "СТАЛИНГРАД" И БУКСИРА "МЕДВЕЖОНОК", КАК ПРОПАВШИХ БЕЗ ВЕСТИ 30 декабря 1942 г. Исключить из списков Архангельского арктического морского пароходства ГУСМП нижеследующих членов экипажа ледокола "А. Сибиряков", парохода "Сталинград" и буксира "Медвежонок" как без вести пропавших. 169 170 Ледокольный пароход "А. Сибиряков" Кочараву Анатолия Алексеевича--капитана Сулакова Георгия Федоровича--ст. пом. капитана Бурых Самуила Федоровича--II пом. капитана Иванова Павла Дмитриевича--III пом. капитана Башлыкова Николая Георгиевича--сперриста Черноус Валентину Ниловну--врача Гайдо Петра Эдуардовича--ст. радиста Бочурко Николая Георгиевича--ст. механика Паромова Валериана Васильевича--II механика Гижко Николая Яковлевича--III механика Колтакова Александра Васильевича--IV механика Павловского Андрея Тихоновича--боцмана Замятина Ивана Михайловича--плотника Бородина Константина Николаевича--матроса I кл. Котлова Ивана Кириковича--матроса I кл. Малыгина Михаила Степановича--матроса I кл. Жеребцова Петра Максимовича--машиниста II кл. Малыгина Ивана Григорьевича--машиниста II кл. Зоина Леонида Константиновича--машиниста II кл. Шарапова Дмитрия Андреевича--машиниста I кл. Алферова Александра Степановича--машиниста I кл. Копытова Константина Дмитриевича--машиниста I кл. Прошина Юрия Константиновича--учен, машиниста Петрова Михаила Ивановича--токаря Вешнякова Германа Павловича--электрика Матвеева Николая Ивановича--кочегара I кл. Викторова Сергея Федоровича--кочегара I кл. Гуц Александра Михайловича--кочегара I кл. Шевякова Семена Егоровича--кочегара I кл. Гусева Николая Ивановича--кочегара I кл. Воробьева Ивана Ивановича--кочегара I кл. Чечулина Николая Федоровича--кочегара II кл. Софронова Александра Михайловича--кочегара II кл. Зайцевского Сергея Михайловича--повара Ушакова Александра Михайловича--кок-повара Ринкис Наталию Петровну--буфетчицу Котлову Анну Васильевну--уборщицу Десневу Варвару Алексеевну--уборщицу Курамова Владимира Федоровича--матроса II кл. Эллимелаха Зелика Абрамовича--помполита Параход "Сталинград" Стрелкова Андрея Матвеевича--II пом. капитана Щетинина Виталия Константиновича--III пом. капитана Акулова Георгия Петровича--II механика Рослякова Степана Ивановича--IV механика Федорова Александра Степановича--Дуб. ст. пом. капитана Матвеева Поликарпа Степановича--матроса I кл. Михайловского Ивана Васильевича--электрика Петухова Павла Александровича--токаря Забалотного Алексея Андреевича--машиниста I кл. Ядовина Ивана Васильевича--кочегара II кл. Вдовина Павла Павловича--кочегара II кл. Московского Григория Митрофановича--кочегара II кл. Малыгина Ивана Кузьмича--пекаря Шабашкина Алексея Ивановича--ст. повара Корнееву Елизавету Никитичну--буфетчицу Понкратьевскую Валентину Ивановну--уборщицу Буксирный пароход "Медвежонок" Гагарина Андрея Васильевича--капитана Фадеева Петра Михайловича--II пом. капитана Метелкина Ивана Георгиевича--ст. пом. капитана Пенькова Василия Васильевича--ст. механика Комракова Николая Александровича--II механика Нечаева Ивана Александровича--III механика Макарова Александра--кочегара I кл. Шалаганова Семена Васильевича--боцмана Тарантакова Якова Ефимовича--матроса I кл. Любаева Петра Ефимовича--матроса II кл. Чистова Петра Ефимовича--матроса I кл. Савочкина Андрея Петровича--кочегара I кл. Краснобаева Ивана Лаврентьевича--кочегара I кл. Пронкина Федора Петровича--кочегара I кл. Романовскую Юлию Андреевну--повар-уборщицу Герасимова Василия Николаевича--матроса II кл. • Начальник Архангельского морского арктического пароходства ГУСМП А. БОНДАРЕНКО ГААО, ф. 2323, оп. 1, д. 9, л. ЗЗб-об. Машинопись. Подлинник. No 11 РЕЙСОВОЕ ДОНЕСЕНИЕ КАПИТАНА ПАРОХОДА "РЕВОЛЮЦИОНЕР" О РЕЙСЕ С 22 ИЮЛЯ ПО 28 НОЯБРЯ 1942 г. 8 декабря 1942 г. Настоящим сообщаю, что в арктический рейс снялся из порта Архангельск 22 июля с. г. в балласте. Пять суток ожидал конвоя у о-ва Мудьюг. 27 июля в составе конвоя снялся по назначению. В Югорский Шар прибыл 31 июля для приема пассажиров. После оборудования нар в трюмах, принял 1511 человек пассажиров для доставки в порт Дудинка. 5 августа снялся из ст. Хабарове, прибыл в Дудинку 9 августа, где произвел высадку пассажиров и очистку и разборку нар в трюмах. 10 августа вверенный мне пароход был передан в чартер Арктическому морскому пароходству ГУСМП. Того же числа снялся из Дудинки в порт Игарка, куда прибыл 11 августа, стал под груз пиломатериала назначением о. Кожевникова. 20 августа закончил погрузку, принял груза 5150 м3, или 3535 т, больше против плана на 140 м3. Того же числа снялся по назначению. 21 августа остановился в порту Дудинка для пополнения бункера. 22 августа закончил бункеровку, принял 15 голов лошадей, лихтер No 16 с грузом угля 2800 т на буксир, снялся в Диксон, куда прибыл 26 августа в 18 час. 27 августа в 1 час. производил грузовые операции на рейде Диксон, подошел вражеский рейдер, открыл огонь. Два зажигательных снаряда попало в среднюю надстройку, т. е. навигационную рубку и в каюту капитана, возник пожар. Также снарядом был пробит фальшборт л/б у полубака. 171 Вследствие зажигательных снарядов в указанном месте пожар возник большой, но силами экипажа был затушен. Таким образом, были уничтожены огнем: навигационная рубка, рулевая, лоцманская каюта и каюта капитана. Выведено центральное управление из строя. При действии береговых батарей, СКР-19 и пушки нашего вооружения враг был отбит. После ликвидации пожара, приведя судно в управляемое состояние, 27 августа снялся обратно в Игарку для восстановления повреждений, необходимых для совершения рейса. 31 августа возвратился в Игарку. Произвел необходимый ремонт, т. е. рулевое управление. 10 сентября снова вы