Энциклопедическая статья из "Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия 2001"

     ФЕЙХТВАНГЕР (Feuchtwanger)  Лион [2 (по другим  данным  7)  июля  1884,
Мюнхен - 21 декабря 1958, Лос-Анджелес), немецкий писатель.
     Родился в зажиточной, религиозной еврейской семье. Получил гуманитарное
образование  в  гимназии,  затем в  Мюнхенском и  Берлинском  университетах.
Изучал германскую  филологию,  философию,  санскрит.  На исходе  1900-х  гг.
Фкйхтвангер  выступил  как  театральный  критик,   переводил  и  обрабатывал
трагедии Эсхила, К. Марло, комедии Аристофана.
     Начало  литературной деятельности Фейхтвангера относится к 1901:  книга
"Одинокие",   содержащая    два   рассказа,   филологические   исследования,
театральные  рецензии.  В  1905-1907  гг.   Фейхтвангер   написал  два  тома
"Маленьких драм" и  роман  "Глиняный бог" (1910). В 1908 Фейхтвангер основал
литературный  журнал  "Шпигель",  который   служил  "развитию  революционных
тенденций"  в Германии. В  1914 Фейхтвангер был  призван на фронт, но вскоре
его  демобилизовали  по  состоянию  здоровья. Антивоенные  взгляды  писатель
выразил  в стихотворении  "Песнь  павших"  (1915),  в  пьесе "Военнопленные"
(1915) и в пьесе "Мир" (1918). В годы войны много работал над пьесой "Уоррен
Гастингс" (1916)  и  набросками  романа  "Еврей Зюсс" (1918). В ноябре  1918
писатель стал  свидетелем революции  в Баварии. Все пережитое и увиденное им
нашло  отражение в драматическом романе "Тысяча девятьсот восемнадцатый год"
(1920).  В 1922  Фейхтвангер в  соавторстве  с Б. Брехтом опубликовал  пьесу
"Эдуард II".
     Второй  роман Фейхтвангера -  "Еврей  Зюсс"  (написан  между  1920/22).
События, описанные  в романе, происходят  в первой половине 18  века. Автора
привлекало  прежде всего наличие в  людях движения,  стремления к переходу в
иное  состояние.  Такими  качествами  обладает   главный   герой   романа  -
преуспевающий финансист Йозеф Зюсс Оппенгеймер. "Еврей Зюсс" - любимый роман
писателя,  однако долгое  время для него  не находилось  издателя, и поэтому
третий   роман  Фейхтвангера  -  "Безобразная  герцогиня"  (1923),  действие
которого относится к 14 в.,  вышел раньше,  был хорошо  принят  критиками  и
открыл путь "Еврею Зюссу".
     2  ноября 1927  в  газете "Берлинер Тагеблатт" Фейхтвангер  опубликовал
статью  "Положение  дел  в литературе", в  которой  шла речь о  послевоенной
немецкой литературе. Эта статья - своеобразный манифест писателя - реалиста,
и лишь во вторую очередь литературный анализ.
     Фейхтвангер  был  и  талантливым  новеллистом.  В  1930 в  Берлине  был
опубликован первый  сборник рассказов  писателя  "Синяя  рубашка из  Итаки".
Позднее  многие  его  рассказы  ("Рассказ о физиологе  докторе  Б."  (1934),
"Верный Петер"  (1946),  "Пари"  (1946)  и  др.)  печатались в  периодике  и
выходили отдельными книгами.
     Романы,  составляющие  трилогию "Зал  ожидания" ("Успех",  1930; "Семья
Оппенгейм", 1933; "Изгнание",  1939) объединены антифашистской тематикой:  в
"Успехе" описаны первые  шаги  фашистов, "Семья  Оппенгейм" повествует об их
приходе  к власти, "Изгнание" рассказывает о  судьбе немецких  эмигрантов. В
1930-е    гг.    окончательно   сложилась    концепция   "фейхтвангеровского
исторического романа" - прежде всего романа о современности.
     Роман  "Семья  Опперман",  написанный  в  1933,  вышел в  Амстердаме  в
издательстве "Кверидо".  В  нем использован характерный прием  литературы 20
века  -  раскрытие  трагедии общества через  описание трагедии  одной семьи.
Роман "Изгнание"  вышел в свет в  1938 в журнале "Интернационале Литератур",
полностью книга была издана в 1940 г. издательством "Кверидо". Тема романа -
жизнь  немецких  эмигрантов  в Париже.  В основу  сюжета  положены  реальные
события, связанные с похищением нацистами журналиста - эмигранта Якоба.
     После прихода к власти фашистов (1933) Фейхтвангер, как и многие другие
деятели культури  и  искусства, был  лишен гражданства,  его имущество  было
конфисковано,  библиотека сожжена, а  голову  писателя  оценили в  10  тысяч
марок.  Писатель  бежал  во  Францию, где в Париже был  создан Союз немецких
писателей  под   председательством  Л.  Франка.  Фейхтвангер  был  одним  из
инициаторов  Парижского  конгресса,  вошел  в  секретариат  постоянного бюро
Международной ассоциации писателей для защиты культуры.
     В  1932-1942 гг.  выходит в свет  трилогия Фейхтвангера "Иосиф": романы
"Иудейская война" (1932), "Сыновья" (1935) и "Настанет день" (1942), главный
герой  которой  древнеримский   историк   и  писатель  Иосиф  Флавий.  Роман
"Лже-Нерон" (1936), о событиях близкой эпохи  представляет собой исторически
костюмированную современность.
     Второй   центр  немецкой  эмиграции  был  создан  в  Москве.  О  России
Фейхтвангер впервые  узнал  из книг русских писателей,  причем  неоднократно
подчеркивал, что читая произведения Л. Толстого и А.  Чехова, получил больше
знаний о  стране и  ее людях, чем из многочисленных исторических  трудов.  В
1916  он  написал статью о "Вишневом саде"  Чехова и  перевел  эту пьесу  на
немецкий язык.  Особое влияние,  по  признанию самого  Фейхтвангер, на  него
оказал  М.  Горький.  В  1917 на  мюнхенской  сцене  Фейхтвангер в  качестве
режиссера  с   успехом  поставил  пьесу   Горького  "На   дне".   Стремление
Фейхтвангера  приехать  в СССР во  многом  можно объяснить желанием  увидеть
Горького.  Первый раз  писатель приехал в  СССР в  1929,  затем  в 1936.  Он
выступал на заводах, в редакциях, в Политехническом музее,  перед артистами,
писателями,  совместно  с  В.  Бределем  и  И.  Бехером  являлся  редактором
издаваемых  немецких  журналов  "Дас  Ворт"  и  "Интернационале  Литератур".
Пребыванию  в  СССР  Фейхтвангер  посвятил очерк  "Москва,  1937", в котором
описывалась советская действительность, мнение о ней на  Западе и собственно
мысли автора. Книга вышла в 1937  в Амстердаме и  тут же по личному указанию
Сталина  была  переведена и издана  в  СССР. В  1938 Фейхтвангер опубликовал
обращение "К моим советским  читателям".  По роману "Семья Оппенгейм" в 1938
Г.  Рошаль  поставил  одноименный   кинофильм.   Пьеса  "Сны  Симоны  Машар"
(1941-42),  написанная  Фейхтвангером  в  соавторстве  с  Б.  Брехтом,  была
поставлена в 1942 в Московском театре им. Ермоловой (реж. А. Эфрос ).
     С  1939 Фейхтвангер  жил в городе Санари-сюр-мер (Франция), а в 1940 он
поселился в США, в предместье Лос-Анджелеса Пасифик-Полисадес.
     В 1943 писатель принял участие в конгрессе писателей в Лос-Анджелесе, в
том же году вышел в свет роман "Братья Лаутензак" (в рукописи "Чудотворец"),
который продолжил серию антифашистских романов. Роман "Симона",  посвященный
Второй мировой войне, вышел в свет год  спустя, в 1944, на английском языке,
в 1945 он был издан в Амстердаме на немецком языке.
     После  войны  писатель  обращался исключительно  к историческому жанру.
Основным  объектом изображения в его новых романах стала Великая Французская
революция (1789-1794).  Основой  первого  романа "Лисы  в винограднике,  или
Оружие  для Америки"  (1947) послужила идея неодолимости прогресса,  которую
несла с собой  эпоха  революции.  Незаконченное  эссе  "Дом  Дездемоны,  или
Величие   и   границы   исторического   повествования"   посвящено   природе
исторического жанра. В 1948 появилась пьеса Фейхтвангера,  "Помрачение умов,
или  Дьявол в Бостоне", в которой писатель выступил против "холодной войны";
она вызвала международный резонанс.
     К   125-летию  со  дня  смерти  испанского  художника   Франсиско  Гойи
Фейхтвангер   написал  роман  "Гойя,  или  тяжкий   путь  познания"  (1951).
Особенностью  построения  произведения  является  то,   что   каждая   глава
заканчивается белыми стихами, в строках которых содержится идея данной главы
и своеобразный вывод из нее. В 1953 в свет вышел роман "Мудрость чудака, или
смерть и преображение Жан-Жака Руссо".
     Роман "Испанская  баллада" (или "Еврейка  из  Толедо") (1955)  посвящен
событиям 12 века, времени крестовых походов, Реконкисте.
     В  1953 Фейхтвангеру была присуждена  Национальная премия правительства
ГДР.
     А. В. Маркин


Популярность: 22, Last-modified: Tue, 21 Aug 2001 10:37:34 GMT