Оригинал лежит здесь


     Роберт Энсон Хайнлайн родился 7 июля 1907 в городе Батлер,
округ Бэйтс, Mиссури. Третий сын Рекса Ивара  Хайнлайна  и  Бэм
Лайл  Хайнлайн,  он  имел  двух  старших  братьев,  Рекса Ивара
Хайнлайна и Лавренс Лайл Хайнлайна,  и  младшую  сестру,  Луизу
Хайнлайн.  Когда  он  был  юношей,  его  семейство  переехало в
Канзас-Сити, Mиссури, США. Роберт вырос там, но лето проводил с
родственниками в Батлере.

       Он  закончил среднюю школу в Канзас-Сити в 1924 и учился
год в колледже. Его брат Рекс пошел в военно-морскую Академию в
Аннаполисе,  и  Хайнлайн  избрал  то  же  будующее для себя. Он
собрал множество рекомендаций и послал их его сенатору, Джеймсу
Риду.  Рассказывали,  что  Рид  получил  сто  писем с просьбами
назначения в Annapolis... Пятьдесят  -  по  одному  на  каждого
кандидата, и пятьдесят от Роберта Хайнлайна.  Роберт поступил в
академию в 1925 годы.

     Хайнлайн  закончил  академию  в  1929  и  служил на разных
судах, включая и Лексингтон ( первый американский авианосец  ),
корабли  "Юта" и "Ропер" Из-за постоянной качки Хаийнлайн много
страдал от морской болезни, и в 1934 он  заболел  туберкулезом.
Его вылечили, и он ушел в отставку как непригодный для службы и
получил небольшую пенсию.

     В начале 1930-го, вскоре после его отставки, он женился на
Леслин  МакДональд.   Хайнлайн  никогда  не  рассказывал  ни  о
Леслин, ни о более позднем разводе.

     Между  1934 и в 1939 Хайнлайн занимался разными работами в
Лос Анджелесе  и  в  Колорадо  Спрингс.   Он  был  совладельцом
серебряной  шахты,  но дела пошли совсем насмарку, когда другой
совладелец застрелился.

     Он  изучал  математику, архитектуру и учился на инженера в
UCLA ( имея степень бакалавра  ,  полученную  в  военно-морской
академии  ).   Он  также  работает  маклером,  и, возможно, как
художник, фотограф и скульптор, хотя детали  этих  его  занятий
полностью не известны.

     К 1938 Хайнлайн работал как редактор и штатный автор в Up-
ton Sinclair's EPIC News, органе торговой фирмы EPIC.

     В ноябре 1938 он баллотировался в Калифорнийскую ассамблею
от республиканской партии, но был побежден, сломался, женился и
продолжил жить на свою маленькую морскую пенсию.

     В  конце  1938  журнал "Thrilling Wonder Stories " объявил
конкурс на лучший  рассказ.  Они  предложили  полные  ставки  (
половина  цента  за  слово,  до  $50  )  любому  предварительно
неиздававшемуся автору,  чья  история  отбиралась  для  печати.
Хайнлайн  написал  в  апреле 1939 за четыре дня рассказ "Линиия
жизни" и представил на рассмотрение не в TWS, который,  как  он
думал,  будет  завален  рукописями,  а к Джоны Кемпбеллу в "As-
tounding Science Fiction".  Кемпбелл быстро  купил  рассказ  по
одному  центу  за  слово, за $70.  За исключением его службы во
время  второй  мировой  войны,  Хайнлайн  никогда   больше   не
зарабатывал ничем другим, кроме книг.

     [Пока пропущенно ]

     Хайнлайн мирно умер утром 8 мая 1988, от отека легких
(emphy- sema) и сердечной болезни которая  мучала  его  в  течение
последних нескольких лет его жизни.




 From: Eugeny Rafienko 

  При жизни Хайнлайн опубликовал 32 книги и  множество повестей и рассказов,
большинство которых включено в десяток его сборников.
  И хотя творчество его  является предметом  противоречивых  оценок критики,
общее значение влияния  Хайнлайна в области научно-фантастической литературы
полностью еще не раскрыто, и совсем уж невозможно предугадать, какое влияние
его произведения окажут на советского читателя. В свое время Хайнлайн оказал-
ся не просто новатором, который ввел в фантастику новые темы (например, путе-
шествия на звездолетах, на которых за время полета сменяется несколько поко-
лений обитателей, как в "Пасынках Вселенной"; тему, которую под разным углом
зрения  развивали многие  писатели - "Неприкаянный звездолет"   Ван   Вогта,
"Звездный корабль" Брайана Олдисса, "Баллада о Бете-2" Сэмюэля  Дилэни). Что
более важно, он наполнил фантастику повседневным  человеческим  содержанием,
превратил в сознании многих читателей абстрактное, чужеродное  будущее в обы-
денную картину действительности. Для раннего периода его творчества характер-
на подобная идейная заданность. Даже  была  предпринята, оставшаяся все-таки
недописанной, попытка создать серию истории будущего, к которой можно отнести
рассказы, вошедшие в сборники "Человек, который продал Луну", "Зеленые холмы
Земли", "Восстание в 2100 году", романы "Дети Мафусаила" и "Пасынки Вселенной"
  Роберт Хайнлайн вырос в маленьком городке Батлер (штат Миссури). После кол-
леджа поступил с помощью местного политика в Морскую академию США в Аннаполи-
се, успешно закончил ее в 1929 (в первой двадцатке из курса в 243 человека).
Затем служил на Лексингтоне, одном из первых авианосцев, артиллерийским офи-
цером, но был в 1934 году демобилизован  по  состоянию  здоровья, после того,
как у него обнаружили туберкулез.
  После демобилизации он поступает на  физический  факультет  Калифорнийского
университета, меняет несколько профессий и даже выставляет  свою  кандидатуру
на выборный пост от штата Калифорния (по числу отданных за него голосов Хайн-
лайн оказался на втором месте).
  В  1939 году его внимание привлекает объявление о конкурсе в журнале "Трил-
линг уондер сториз" с наградой в пятьдесят долларов. Роберт  Хайнлайн  пишет
рассказ "Трос жизни", но отсылает его Кэмпбедлу в журнал "Эстаундинг", и тот
незамедлительно рассказ публикует. Так началось содружество этих  двух людей,
много сделавших для возрождения американской фантастики.
  Во вторую мировую войну Роберт Хайнлайн призван из резерва на военную служ-
бу, как и Спрэг Де Камп, Айзек Азимов. После - по заказу издательства  Скриб-
нер - он начинает писать фантастику для подростков. Этот период считается са-
мым плодотворным. С 1947 года  им  были  написаны  одиннадцать романов только
этого цикла - "Ракетный корабль Галилео", "Космический кадет", "Красная пла-
нета" (о приключениях школьников на Марсе), "Фермер в небе", "Между планетами",
"Космическая семья Стоунов", "Звездный матрос Джонc" (сирота  всеми  правдами
и неправдами вербуется матросом  на звездолет  и  благодаря  настойчивости  и
таланту становится навигатором), "Туннель в небе", "Звездный зверь"  (в семье
бывшего  звездолетчика  по наследству передается многотонная зверушка, верный
друг подростка, героя книги), "Время для звезд", "Будет скафандр -  будут  и
путешествия" (в лотерею разыгран старый скафандр, и совершенно неожиданно для
себя герой оказывается в далеком космосе и принужден вершить  судьбу  Земли).
Сюда же можно отнести и  "Марсианку Подкейн" - своеобразный иронический днев-
ник девочки, путешествующей с дядей по Солнечной системе.
  В  этом  цикле особенно ярко проявляются размышления Хайнлайна о  человеке,
как яркой индивидуальности, выделяющейся из безликой толпы  посредственностей
благодаря воле, терпению и таланту. Так, например, название "Гражданин Галак-
тики" (о парне, который непосредственно  столкнулся  с работорговлей)  звучит
характерно для Хайнлайна этой поры. С неизбежной логикой развития хайнлайновс-
кого мироощущения, к этому примыкают произведения, показывающие необходимость
существования элиты ( "За этим горизонтом", "Дети Мафусаила" ). Наиболее ярко
эта  тенденция  отразилась в повести "Пропасть" (пропасть между поколениями),
где тайное общество телепатов и сверхлюдей в целях защиты своего будущего вы-
нуждено  прибегать к  самым крайним мерам. Данная тема возникает в творчестве
Хайнлайна отнюдь не случайно, ведь он является активным сторонником  социаль-
ного дарвинизма и, может быть, наиболее эмоционально это выражено в его рома-
не "Дорога славы", где герой - бывший джи ай во Вьетнаме - призван быть рыца-
рем прекрасной дамы в одном из параллельных измерений. А полемичные "Звездные
рейнджеры", за которые его обозвали чуть ли не фашистом, - всего лишь  попытка
нащупать новые пути своего мировоззрения.
  Надо отметить, что в душе Хайнлайна постоянно живет политик, каким он стре-
мился стать в тридцатые годы (помните? Америка шла к Новому курсу Рузвельта).
Отсюда "Двойная звезда" (об актере, который вынужден подменять президента, а
со смертью последнего и сам оказывается вовлеченным в  клубок интриг и борьбы
за власть). В  подобном  ощущении  пульса  времени  кроется  и возникновение
"Странника в чужой земле", совершенно  неожиданно  для  Хайнлайна ставшего
бестселлером во время студенческих волнений шестидесятых годов, а  выдуманный
термин  "грoк", обозначавший более чем дружественные отношения между людьми,
даже вошел в словарь американского сленга. Герой романа, как и Малыш Стругац-
ких, воспитан инопланетной цивилизацией. При возвращении на Землю он пытается
следовать меркам жизни своих воспитателей, и это приобретает религиозную фор-
му среди его последователей.
  Темы  любви, секса, религии, затронутые  в этом произведении, неожиданно
приобрели  дальнейшее развитие в попытке философского осмысления мироощущения
тысячелетнего Лазаря (знакомого нам по "Детям Мафусаила") в романе конца шес-
тидесятых "Времени достаточно для любви".
  В этом и последующих романах герои-личности, первопроходцы вселенной  начи-
нают  замыкаться на своей индивидуальности, погружаясь именно в мир собствен-
ного я ( "Число зверя", "Кошка, которая проходит сквозь стены" ).
  Симптоматично одно из последних произведений Хайнлайна  "Отплыть  в сторону
заката, о героине, молоденькой девушке, которая только начинает жить, и о  ее
эмоциональном настроении и помыслах, вращающихся вокруг темы секса.
  Наследие Роберта Хайнлайна многообразно и значительно. За ним  стоит  целая
эпоха. Здесь была затронута только часть тех проблем, которые поднял в  своем
творчестве Хайнлайн. А его волновали не только социальные проблемы  и вопросы
государственного обустройства, но и проблемы других измерений, путешествий во
времени (классическое "За шнурки своих ботинок"  или "Дверь в лето"), смысл
человеческого существования ("Неприятная профессия Джонатана Хоуга") и т. д.
Советскому читателю еще только предстоит открыть для  себя  все  многообразие
Роберта Хайнлайна, и это счастливые открытия.


Популярность: 15, Last-modified: Thu, 26 Nov 1998 19:25:19 GMT