р. Еф 5, 14]. Так пели христиане с первых дней существования Церкви. Этот призыв обращен и к нам, потому что душа наша спит глубоким тяжким сном: сном лености, косности, греха. И говорит нам Церковь: "Да воскресит тебя Христос!" Значит, не своей силой встань, а силой Христовой. Великий Пост есть то самое время, когда нужно услышать это слово, проснуться наконец. Может быть, целый год мы спали - день за днем идут так быстро[...], и мы не замечаем проходящего времени. Почему не замечаем? Потому что дремлем, плывем по течению, потому что мы ослабели. Но Церковь говорит нам: "Восстань, спящий, и воскресни из мертвых!" И душа наша, изъеденная грехами, мертвая, должна воскреснуть. Бывает, идешь по полю, видишь - стоит человек и машет руками. Подходишь ближе - а это, оказывается, пугало: его поставили, чтобы отгонять птиц от посева. Мертвая вещь - шапка, рубаха и палка. Вот и наша душа, кажется, вроде живет, а присмотришься поближе - жизни нет: ни мыслей ясных, ни веры живой, ни чувств добрых - все оцепенело, все покрылось льдом. Чудесно, что Великий Пост совпадает со временем весны, когда как бы мертвые деревья начинают оживать, земля, покрытая снегом, вот-вот откроется, и слово Церкви звучит нам: "Встань, спящий, и воскресни из мертвых, и воскресит тебя Христос". И вот тут-то мы постигаем самое главное о вере нашей. Я спросил как-то одну женщину: "Ты верующая? Православная?" "Да, - она говорит, - я хожу поминать своих покойников". Так разве в этом наша вера? Конечно, надо поминать усопших. Но ведь их поминают и язычники, и даже совсем неверующие люди. Когда наступает воскресный или субботний день, часто на кладбище приходят толпы. Но все ли они пришли туда помолиться? Значит, не это главное в нашей вере. А что же главное? У кого спросить? Кто даст нам ответ? А ответ ясный, единственный, исходящий из уст Христовых, другого ответа нет, все остальное - ложь, человеческие заблуждения, человеческие предания. Что же говорит нам Господь? В чем суть веры нашей, которая может нас поднять, пробудить и воскресить? Когда книжник по имени Никодим захотел узнать, в чем суть веры Христовой, он пришел к Самому Господу. Никодим стеснялся товарищей, боялся людских пересудов и потому пришел к Нему ночью и спросил: "Как же жить?" И Господь ему ответил: "Чтобы войти в Царство Божие, надо родиться свыше - вновь родиться". Никодим сказал: "Как же я могу родиться? Я старый человек". Тогда Господь ему ответил, что родиться нужно от воды и Духа. Вода - это крещение, вступление в Церковь, а Дух - это вера наша, которая принимает силу Господа [см. Ин 3, 3-8]. Каждый из нас должен молиться о том, чтобы Господь дал нам этот Дух, чтобы дал нам это рождение. "Кто не родится свыше, - говорит Господь, - тот не войдет в Царство Божие" [ср. Ин 3, 3]. Кто не почувствует на себе Его руку, так и будет мертвым стоять в храме до конца своих дней и не услышит голоса Божия: "Встань, пробудись, восстань, спящий!" Значит, дать нам жизнь может только один наш Господь Спаситель - силой Своего Духа. Но кому же Он эту силу пошлет? Тем, кто хочет, тем, кто просит, тем, кто молится, тем, кто взывает. Поэтому всех вас Церковь призывает: "Молитесь, просите" [см. Мф 7, 7; Мк 11, 24; Лк 11, 13; Ин 15, 7; 1 Ин 5, 15]. Мы повторяем каждый день: "Прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны". Это мы просим, чтобы Господь к нам пришел, и в нас вошел, и очистил нас от зла. Вот это и есть жизнь христианская, о которой говорит преподобный Серафим: "Цель нашей жизни - обрести силу Духа Божия в сердце". Мы слабые? Да. Плохие? Да. Немощные? Да. Косные, спящие, мертвые? Да! Но придет Господь, пробудит спящего и воскресит умершего. Аминь. Из проповеди "Восстань, спящий...". Пасхальный цикл Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Пасхальные дни кончились, но ничего не изменилось, и если бы мы с вами оказались в то время около дома, в котором собирались ученики Христовы, что бы мы увидели? Мы увидели бы запертые двери и людей, которые за ними скрылись. Они еще не избавились от страха, и о них еще никто не слышал. Между собой они делят радости веры. Внутри их дома как бы горит огонек, а снаружи свет его не виден. К людям, к ученикам Его пришло радостное известие. [...] Для нас с вами и их слабость - тоже утешение, потому что мы видим, как Господь из этой глины, из этого праха сделал Своих служителей. Коснувшись, как волшебным жезлом, Он превратил их в апостолов в день Святой Пятидесятницы, который мы ныне празднуем. Закрыты двери, спрятались ученики. Вдруг шум, подобный шуму грома, бури, грозы, распахивает окна, и все падают на колени, и видение огненных языков разверзается над ними. И над каждым в отдельности пламя почило. И вот эти слабые, испуганные люди, упав на землю, встают апостолами Христовыми [см. Деян 2, 1-4]. И в этот день, когда множество народа собралось в Иерусалиме, они поднимаются на кровлю и начинают оттуда бесстрашно возвещать Слово Божие. [...] Забыто все: и страх, и немощь. Мало того, такая сила была в их словах, что тысячи людей поверили этому свидетельству [см. Деян 2, 41]. Такая сила была, что она пошла дальше и дошла до нас с вами. Ведь вы подумайте: если бы не был тогда послан Дух Христов, Дух Божий, Дух, исходящий от Отца, если бы Он не был послан в эту комнату, в которой собрались ученики, то они бы не пошли и не понесли нам Слово Божие и Слово Евангельское - мы были бы во тьме. [...] Но Господь посылает и нам Свой Дух, и, если мы захотим Его принять, мы увидим, какими были мы раньше и что делали в жизни. Тогда в сердце должен произойти переворот. Надо оставить сон духовный. Дух Божий касается нас, но мы этого не чувствуем. Толстые стены нашего дома не пускают этот свет, толстые стены нашего сердца не пропускают лучи благодати, и мы ковыляем вновь, как и раньше, как будто бы Дух Божий нас не касался, и тащим в Царство Божие вереницу своих грехов, целый ворох своих страстей, повозки своих немощей. И ничего в нас нет такого, что было бы рождено Духом Божиим. Вот как надо проверять себя, есть ли в нас этот Дух. Но если в нас Его нет, то мы не настоящие христиане. Апостол Павел рассказывает, как он приходил в общины верующих и говорил: "Вы знаете, что такое Дух Божий?" Они говорили: "Не знаем, мы и не слыхали" [ср. Деян 19, 2]. А мы с вами можем сказать, что мы слыхали, но мы не знаем, мы читали, но мы не знаем. Может быть, мы умом знаем, но на самом деле Он нас не коснулся, потому что мы сами того не захотели. Надо сделать шаг навстречу, и тогда Господь скажет то, что Он сказал ученикам [...]: "Я посылаю вас, посылаю вас всех - всех верующих, как Отец послал Меня; Я посылаю двенадцать, Я посылаю семьдесят учеников, Я посылаю пятьсот, и тысячи, и всех. Я посылаю вас - свидетельствуйте о правде Моей во всем мире, потому что Я хочу, чтобы каждый человек спасся" [ср. Мф 10, 5-7; Мк 3, 14; Лк 9, 2; 10, 1; Ин 20, 21]. А мы говорим: "Господи, как можешь Ты нас послать, годимся ли мы свидетельствовать о Тебе? Ведь мы можем только позорить Твое учение и имя христианина". Но Господь говорит: "Да, Я это знаю и вижу, но тем не менее Я посылаю вас, чтобы вы не думали, что все совершается вашей силой. Через немощные и скудельные сосуды, через ваше недостоинство скажется Дух Мой" [см. Рим 8, 26; 2 Кор 12, 9; Гал 4, 13-14]. Будьте готовы принять Его. Неустанно, денно и нощно старайтесь очищать свое сердце, потому что оно должно быть храмом Духа. Храм должен быть украшен. Мы с вами сегодня украшали храм зелеными ветвями в честь праздника. Надо украсить и сердце, чтобы туда сошел огонь Духа Божия. Если будет не готов храм, не придет Господь; если он не будет украшен, не придет Дух, а если Он не придет, то будет наш дом оставлен пуст. Поэтому в день Святой Пятидесятницы мы будем говорить не только: "Душе Святый, прииди и вселися в ны, прииди к нам", мы будем говорить также: "Мы хотим быть готовыми принять Тебя, мы хотим, чтобы храм нашей души был к этому готов. Мы не знаем, не можем, но мы хотим. Научи нас и дай нам силу встретить Тебя и быть готовыми к Твоему огненному крещению, которого мы еще не сподобились". Аминь. Из проповеди на Пятидесятницу. День Святой Троицы [...] Те из вас, кто ходит в храм, кто знает молитвы, должен помнить то молитвословие, которое мы все повторяем каждое утро, то молитвословие, которое поется в день Пятидесятницы: "Царю Небесный, Утешителю, Душе истины..." Почему Он называется Утешителем? Потому что Христос сказал: когда Меня не будет с вами - видимо, зримо, на земле, - Я дам вам иного Заступника - Параклетос [ср. Ин 14, 26]. Это слово можно переводить как Утешитель, Тот, Кто будет ходатайствовать за Церковь, Тот, Кто будет укреплять ее. По существу, Дух Божий становится вместе с Христом присутствием - священным божественным присутствием в Церкви и в мире. [...] Он Животворящий... В псалме 103-м говорится, что всякое создание, если Бог отнимает у него Дух, приходит в смятение и превращается в прах, то есть в ничто [см. Пс 104 (103), 29]. Оказывается, Бог творит мир и сегодня, и каждую минуту, и Дух Божий присутствует в мироздании. Он присутствует в каждой травинке, в каждой капле воды, в каждой звезде и, конечно, в человеке. [...] Как узнать нам о том, коснулся ли нас Дух Божий? Об этом есть слово апостола Павла, который говорит, что Дух познается по плоду [см. Гал 5, 22-23]. Проверьте каждый сам себя, найдите это место сами, я не хочу вам его зачитывать, повторять, сами для себя найдите эти слова - надо к Библии относиться активно. Плод же духа: любовь, верность, кротость, долготерпение, воздержание... Апостол Павел говорит, что если человек не имеет любви, то он "медь звенящая" [см. 1 Кор 13, 1]. Эта любовь дается Духом Божиим. [...] Когда совершается Божественная литургия, священник повторяет слова от лица всех молящихся. В самый важный момент литургии мы говорим такие слова: "Господи, иже Пресвятого Духа Твоего в третий час апостолам Твоим ниспославый, Того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас, молящихся Ти". Это значит: "Господи, Ты, Который послал Твоего Святого Духа в третий час апостолам (третий час - час молитвы), не отыми Его от нас, молящихся Тебе". И призыванием Духа Божия совершается тайна Божественной литургии. Можно прийти в храм, стоять уныло и рассеянно, стоять, как гость, как случайно забредший чужак; можно стоять, как эстет, с удовольствием слушая хорошую музыку или с удовольствием глядя на красивые архитектурные формы или на старинные иконы, - но это все вторично. Первично иное: когда совершается литургия, каждый, кто считает себя христианином, должен совершать ее в своем сердце, потому что мы призываем Духа Божия от лица всех верующих. Вот ответ вам на вопрос, который мучил людей еще в эпоху средних веков: совершается ли литургия, если совершает ее человек недостойный? И Церковь отвечала: "Совершается". Потому что совершает литургию весь народ. Дух Божий, Который приходит, - Он приходит к народу, и призывает Его народ Божий; священник - только уста, уста этого народа Божия, а не какой-то волшебник, который совершает своей силой это таинство. Но важно для нас, чтобы мы действительно в этом участвовали. И те из вас, кто еще не крещен или кто еще не воцерковлен, кто еще не вошел в жизнь Церкви достаточно глубоко, должны сейчас это понять и хорошо знать каждое слово освящения Святых Даров - Евхаристии, чтобы в это время быть не наблюдателем посторонним, а соучастником: мы все совершаем призывание Духа Божия в Его приходе. [...] Значит, в литургии - Дух Божий, в Библии - Дух Божий, в жизни, окружающей нас, - Дух Божий и, наконец, в Церкви самой - Дух Божий, Его торжествующая, поющая сила, огонь, который когда-то гремел с Синая, огонь, который превращает нашу жизнь из жалкого прозябания, из угасания наших сил [...] в гимн восхождения. Духом Божиим укрепляется и животворится человек, и Духом Божиим созидается Церковь [...] Из беседы четвертой на "Символ веры", проведенной 14 ноября 1989 г. в Доме культуры фабрики "Дукат" Молитва Богородице Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Праздник Сретения считается праздником Христовым и одновременно праздником Девы Марии, Пречистой Матери Божией. Потому что в этот день Младенец Иисус как бы встречается с Ветхим Заветом - со старцем, который, уходя из этой жизни, прощается с ней, благодарит Бога и говорит: "Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром" [ср. Лк 2, 29]. Древность уходит, начинается новое. И в то же время Матерь Господа слышит странные слова, которые ни Она, ни Иосиф сначала не поняли, даже как бы смутились. Старец взял на руки Младенца и сказал: "Вот лежит Это Дитя на падение и на восстание многих в Израиле (то есть через Него многие люди споткнутся и упадут, а многие восстанут, поднимутся, оживут), а Тебе Самой оружие пройдет душу" [ср. Лк 2, 34-35]. Значит, и в сердце Матери Божией будут испытания через Ее Сына. Этим он предрек Ее страдания с первых дней. [...] Поэтому многие и говорят, что вместе с Господом как бы сердцем была распята и Его Мать. Вся Ее жизнь с того момента, когда Она была призвана стать Матерью Господа, была Крестным Путем. Вот почему сегодня, когда мы вспоминаем пророчество старца Симеона, мы преклоняемся перед Ее ранами сердечными, перед Ее ранами душевными, перед Ее Крестным Путем и взываем: Матерь Божия! Молись о нас, скорбящих, удрученных, грешных, у которых также выбор стоит: или будет нам Господь для падения, или для восстания. Да будет так! Чтобы молитва Ее нас поднимала; и через все искушения и жестокие испытания чтобы мы сохранили веру, как сохранила ее Она на Голгофе и у могилы Своего Сына. Мы часто стоим у могилы не только своих родных и близких, но и у могилы своих надежд, своих упований, своих земных человеческих расчетов. Многое приходится нам хоронить, и тогда наступает час уныния, маловерия и отчаяния. Но если мы вспомним о Кресте Богоматери, то снова голос Божий услышим, снова поднимемся, распрямимся и скажем: Господи! Как Матерь Твоя, идя за Тобой в твердости и уповании, слагала в сердце Своем священные слова, так и мы эти слова будем слагать, чтобы они нас в темной ночи жизни укрепили и дали нам силы. Аминь. Из проповеди на Сретение Господне. Цикл "Двунадесятые праздники" Молитвы святым О подражании Христу [...] Когда начались первые гонения на веру Христову, отряд римских воинов вез в столицу человека, обреченного на казнь. Этого человека звали Игнатий, и был он одним из первых епископов Антиохии, города в Сирии. Ученик апостолов, он лично знал Иоанна Богослова, апостола Петра и других первых учеников Христовых. [...] Мы с вами как бы не удивляемся [...] порыву и светлому мужеству этого человека. Ведь он был святой! Однако давайте подумаем, что он был не только святой, но и человек, с немощами и слабостями человеческими. И что его ожидало? Позорная смерть, смерть на арене цирка! [...] Конечно, нелегко ему было [...] в те томительные дни и недели. Откуда же бралась в нем сила? Сила объясняется одним только словом - тем прозвищем, которое он имел: Богоносец. Он носил в сердце Христа. И сегодня, в день его памяти [...] он призывает и нас с вами - каждого из нас - стать в подражание ему Богоносцем. Мы с вами, во Христа крестившись, во Христа облеклись. Мы с вами можем принять Его образ и, подражая Господу, идти по Его стопам. Идти по стопам молитвы и примирения, идти по стопам мужества и терпения, идти по стопам добротворения и воздержания, идти по стопам любви к Богу и к людям. Только тогда, когда будет у нас полностью Христос в сердце, только тогда мы сможем сказать, что мы Его ученики. Смотрите, вот святитель Игнатий, обреченный уже стать мучеником, говорит: "Я только сейчас становлюсь учеником, я еще не настоящий христианин, только сейчас учусь этому. И молюсь о том, чтобы мне быть достойным этого звания"40. Тем более нам с вами надо просить Господа, чтобы Он нам помог стать Его истинными учениками. Не просто людьми, которые приходят отстоять в храме раз в неделю и идут домой, оставаясь такими же язычниками, а действительными носителями Христа, Богоносцами - в жизни своей, в мыслях своих, в чувствах своих, в делах своих, в вере своей! И будем молиться священномученику Игнатию, чтобы он своим примером нас укрепил и своей молитвой поддержал на пути следования за Христом. Аминь. Из проповеди на Перенесение мощей священномученика Игнатия Богоносца. Цикл "Праздники в честь святых и памятные дни" О жизни для других [...] Есть такие святые, которые, не прославив себя при жизни, продолжают молиться за своих братьев, продолжают творить в этом мире дела милосердия. Почему же это так? Причина заключается в том, какие дела человек делал при жизни, на что уходили его силы, во что он вкладывал всю свою душу. Вот мы с вами [...] живем для себя, каждый своими заботами... Проходит наша очень короткая жизнь, уносят нас на кладбище, и через одно-два поколения все про нас забывают. И надпись не всегда можно прочесть на могиле: все зарастает... И вот давайте подумаем: пройдет сто лет, двести лет, кладбище это, может быть, будет стоять, но кто через двести лет вспомнит наши могилы? Уходим из этой жизни бесследно. И только молим Господа, чтобы Он нашу жалкую и слабую душу в Своих селениях упокоил. Мы ждем будущего воздействия Его Святого Духа, чтобы Он нас, спящих во гробах, поднял и оживотворил. Так с нами, но не так с великими святыми. Мы живем для себя, а они жили для других. И настолько жили для других, что, когда кончилось их земное странствие, Господь как бы дал им власть продолжать оставаться на земле, как бы еще до всеобщего воскресения воскресил их. И именно поэтому память о святых для нас - это не просто воспоминание об их деяниях, подвигах, святости, а их живое воздействие на нас. Когда мы с вами просим Николая Чудотворца о помощи, об исцелении, мы к нему обращаемся так, как будто бы он был живым, среди нас. Такова благодать святых, отдававших себя людям. И нам с вами остается выбор в этой жизни: если мы хотим идти по пути человеческому, по пути себялюбия и греха, то наш удел - сон, забвение, беспамятная молитва; и только потом Господь нас оживотворит. Если же мы хотим, чтобы с первого мгновения, как мы умерли, Господь дал нам силы продолжать делать что-то в жизни, мы должны уже сейчас постараться жить по-другому - по-христиански. Что Николай угодник? Он всем известен! Но мы знаем очень многих людей нашего времени, которые умерли, но их жизнь была такова, что Господь и им дал, как и святому Николаю, эту чудесную власть - быть как бы бессмертными еще до всеобщего воскресения. И такие люди молятся за нас, являют массу знамений и чудес, не меньше, чем это было в древние времена. Итак, еще раз, если мы с вами сейчас просим о молитвах и о помощи Николая Чудотворца, мы должны подумать и о том, чтобы не только просить, но и что-то давать - что-то человеческое, Божие, христианское в своей жизни делать. Тогда мы хотя бы в малой, тысячной, ничтожной степени уподобимся нашим великим братьям - святым, просиявшим и при жизни, и после их телесной кончины. Аминь. Из проповеди на день памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца. Цикл "Праздники в честь святых и памятные дни" Об исполнении своего долга [...] В истории нашего отечества есть две таких точки, когда тирания, то есть господство безумного и жестокого человека над массами людей, достигала своего предела: это было при царе Иване, которого народ прозвал Грозным, и при Сталине, который любил Ивана Грозного и им восхищался. Он через столетия чувствовал в этом палаче народов родственную себе душу. [...] Когда Филипп* прибыл в Москву, царь принял его приветливо и ласково, но он [Филипп] прежде всего сказал: "Если ты хочешь, чтобы я потрудился здесь, в Москве, для Церкви, то дай мне право печалования" (печалованием в старину называлось ходатайство о репрессированных). Царь поколебался, но согласился, и только на этом условии Филипп принял белый куколь Московского митрополита. И началось его служение. ----------------------------------------------------------------------- - * О. Александр особо любил и почитал этого святого - не только потому, что день памяти свт. Филиппа совпадал с днем рождения о. Александра. В свт. Филиппе он видел пример высокого подвига священнослужителя, отважившегося вступить в единоборство с властью. - Прим. издателя. [...] Когда Филипп стал главой Церкви, он тем самым принял на себя долг свидетельствовать. Собрал митрополит высшее духовенство - Собор - и стал с ними советоваться, как обуздать царские беззакония. Но никто не поддержал Филиппа, ибо все были запуганы, все молчали и боялись. [...] Есть у нас в Загорске, в Академии, картина художника прошлого века, которая изображает святителя митрополита, стоящего на коленях перед иконой. Поседевший, худой, измученный, он обращается к образу с единой надеждой на Божию правду, а тем временем дверь отворяется, и в своем черном колпаке вваливается в келью Малюта Скуратов: "Благослови на неправое дело!" Но нет! Нельзя было поколебать Филиппа. И тогда Малюта бросился на него и задушил подушкой [...] Так вот закончилась жизнь митрополита Филиппа, а вскоре умер и Иван Грозный. Умер сравнительно молодым, ему не было 60 лет, умер, убив нечаянно одного из своих сыновей, потеряв многих близких, проиграв войну, находясь в тяжелом одиночестве и горьком отчаянии. И память о нем осталась черной, какой она всегда остается о народных мучителях. А святитель Филипп был прославлен Церковью как святой. Для нас он и теперь, спустя многие столетия, остается великим образцом и примером твердого исполнения своего долга при любых обстоятельствах, ибо жизнь коротка. Если не выполнять свой долг в этой жизни, стоит ли жить тогда? Мы все хорошо знаем, что человек слаб, что часто он не чувствует в себе достаточно сил, чтобы выполнить свой долг до конца. Но мы помним о святых и просим их о том, чтобы они молились за нас, - молились, чтобы Единый наш Ходатай, Единый Спаситель Господь поднял нас из праха и не нашей силой, но силой Свой любви и благодати сделал нас служителями Его правды, Его истины. Аминь. Из проповеди на день памяти святителя Филиппа, митрополита Московского. Цикл "Праздники в честь святых и памятные дни" О духовном просвещении Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня Святая Церковь празднует память великого святителя российского Тихона Задонского. Все те люди, которые любят и ценят духовные книги, книги о христианской жизни, - все они знают имя святителя Тихона Задонского, который оставил нам после себя великие сокровища своих писаний. В день его памяти полагается читать то место из Евангелия, где Господь призывает всех нас светить миру. Мало того, что Господь Сам сказал о Себе: "Я свет миру" [Ин 8, 12]; Он еще и нам, людям, идущим по Его пути, людям, принявшим Его Крест и уверовавшим в Его Евангелие, говорит: "Вы свет мира" [Мф 5, 14]! Какая великая ответственность, какое великое призвание каждому из нас! Оказывается, Господь хотел, чтобы мы светили этому миру. Светили добротой и правдой, светили мужеством и служением. Во мраке жизни, в темноте человеческого горя, греха и заблуждений мы, верующие люди, должны сиять, как свеча, стоящая на подсвечнике. Вот таким светильником был Тихон Задонский. [...] Старший брат сделал все для того, чтобы юный Тимофей [мирское имя свт. Тихона] встал на ноги, обучился и поступил в семинарию. И там неожиданно он проявил удивительные способности - такие, которые поражали людей, получивших образование с детских лет. Но не только мудрость, не только образование, не только знание множества языков поражали их, а именно свет, который исходил от этого молодого человека, ставшего преподавателем латинского языка и философии. Только на тридцать четвертом году жизни он постригся в иночество и через некоторое время стал иеромонахом, а потом и епископом. Человек необычайно слабого здоровья, немощный, такой, что ему иногда трудно было даже передвигаться без посторонней помощи, он прослужил на архиерейской кафедре всего четыре года. Остальное время ему пришлось прожить дома, на покое, почти в затворе. И чтобы не оставлять своего служения, он писал книги. [...] Все четыре года своего архиерейского служения святитель Тихон Задонский старался искоренять язычество. Он ставил себе это главной задачей. Это может показаться странным: ведь он жил всего двести с лишним лет назад, в восемнадцатом веке. Казалось бы, какое уж там язычество в Задонске, где он был епископом? Все люди крещеные, все, естественно, ходят по воскресеньям и по праздникам в храмы. Однако пристальный глаз святителя Тихона видел, что все это была только оболочка, все это было только внешнее. Он быстро разобрался, что его священники не знают Слова Божия и службу совершают, часто даже не понимая, что делают. Тем более миряне пребывали в страшном и темном невежестве. И вот Тихон Задонский поставил своей задачей заново проповедовать Евангелие этим людям до тех пор, пока у него хватит сил. Уйдя в затвор, он продолжал это делать с пером в руках. Одна из главных его книг называется "Об истинном христианстве". Смотрите, какие показательные, какие знаменательные слова - "Об истинном христианстве"! Ибо бывает и ложное, бывает поверхностное, бывает внешнее христианство, внешнее благочестие, которое Господь сравнивал с красивой, покрашенной гробницей, внутри которой лежат сгнившие кости [см. Мф 23, 27]. Вот это внешнее благочестие и было обличаемо Тихоном Задонским. Вслед за пророками Священного Писания, вслед за Самим Господом он призывал своих соотечественников и современников, а также и нас с вами сделать свою веру, свое христианство внутренним, сердечным [...] [...] И в день его памяти мы все должны просить его (ибо святые продолжают молиться за тех, кого они покинули в этой жизни) о том, чтобы он, ставший в мире светочем, светом, святителем, и нас наставил, укрепил и научил каждого исполнить волю Христа Спасителя, Который сказал: "Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего небесного!" [Мф 5, 16]. Аминь. Из проповеди на день памяти святителя Тихона, епископа Воронежского, Задонского чудотворца. Цикл "Праздники в честь святых и памятные дни" О ближних [...] Ежедневная молитва друг за друга не должна быть просто перечислением имен - это мы в церкви перечисляем имена ваши, мы ведь не знаем, за кого вы здесь молитесь. А когда вы молитесь сами за своих близких, друзей, родных, за тех, кто нуждается, - молитесь по-настоящему, с такой же настойчивостью, с какой стремились вот те родственники или друзья расслабленного попасть в дом к Господу [см. Мк 2, 3-5; Лк 5, 18-20]. [...] Только стремление к Господу, желание прикоснуться к исцелителю Христу может победить. Вот сейчас пост, мы стараемся больше молиться, больше воздерживаться. Малое воздержание в пище - это крошечная, микроскопическая жертва Богу. Постараемся собраться с духом и принести Господу молитву, на сей раз - друг за друга: не о себе, не о своем здоровье, успехе, благополучии, спасении, а о своих сестрах и братьях, о тех, кто дорог вашему сердцу, - о них сегодня принесите Господу молитву, как учит нас Евангелие. О них помолитесь, чтобы их путь был благословен, чтобы Господь их поддержал и встретил, - и тогда все мы, как бы держась за руки этой молитвой и любовью, будем подниматься все выше и выше к Господу. Вот главное (а все остальное приложится), вот самое существенное в нашей жизни. И тогда Иисус, видя веру нашу, скажет нам всем - и тем, за которых мы молились, и нам, за которых они молились, - скажет нам всем: "Чадо, пробудись от своего сна и болезни, от расслабленности, от духовного паралича, встань, тебе прощаются твои грехи". Аминь. Из проповеди на неделю святителя Григория Паламы. Пасхальный цикл О неравнодушии [...] Господь говорит нам: "Мало произносить слова "любовь", "доброта", "доброжелательство". Любовь должна быть действенной, в чем-то проявляться в жизни". Так и апостол Павел говорит, что самое главное в нашей жизни - это вера, движимая любовью [см. Гал 5, 6], вера действующая, неспящая, неравнодушная. Наверное, тот священник и тот левит, церковнослужитель, которые в притче о добром Самарянине шли по дороге и видели лежащего раненого, считали, что верят в Бога, но они были черствыми и немилосердными: посмотрели на человека, который взывал о помощи, и, не повернувшись к нему, прошли мимо [см. Лк 10, 31-32]. И это равнодушие Господь сурово осуждает. А благословляет Он отзывчивость сердца - вот и весь закон Евангелия. Поэтому будем просить у Господа, чтобы Он дал нам сил, чтобы Он дал нам Свою печать Божественную в сердце, чтобы мы не оставались равнодушными, как вода, как камень, чтобы мы были живыми людьми, отзывающимися на страдания и на нужду тех, кто нас окружает. И еще одно. В притче люди делятся на "черных" и "белых", а чаще всего бывает так, что в нас живет и "черный", и "белый", и равнодушный, и отзывчивый, поэтому иногда разделение и борьба происходят в одном сердце человеческом. Так пусть же победит в нас вот это "белое", светлое, доброе, любовное начало, чтобы мы услышали глас нашего Господа: "Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира" [Мф 25, 34]. Аминь. Из проповеди о Страшном суде. Пасхальный цикл Из молитвенного опыта отца Александра Утренняя молитва Господи, благослови молитву мою. Помоги мне всей душой и телом предстать без рассеяния пред Тобою. Научи меня молиться Тебе. Утверди меня в вере. Даруй мне пламенную любовь к Тебе. Освяти, Господи, все помышления мои, чувства и дела мои. Научи меня в каждом событии распознавать волю Твою и дай мне силы исполнять ее. Замкни уста мои для слова злого и пустого и удержи руку мою от дурного дела. Если случится беда, дай силы принять ее с твердостью и превратить в жертву Тебе. Источником добра сделай меня, Господи, для всех, с кем встречусь сегодня. Прими молитву мою за тех, кто не знает Тебя, и избавь их от неверия. Благодарю, Господи, за душу, за все, что окружает меня: за близких и дальних, за небо и землю и превыше всего за животворящую любовь Твою. Дай мне, Господи, весь день помнить и благодарить Тебя. Аминь. Молитва о единении Господи Иисусе Христе! Ты сказал нам: где двое или трое собраны во имя Мое, Я там среди них. Ты не хотел, чтобы люди шли одиноко по жизни, Ты собрал нас, чтобы мы были единой семьей. Дай нам исполнить Твою новую заповедь, чтобы мы любили друг друга, как Ты возлюбил нас. Дай нам терпение, снисхождение и власть над собой, да будем едины мы, как Ты един со Отцом и Духом, по Твоей молитве и заповеди. Чтобы в этом темном мире просветился наш свет, от Тебя идущий, и люди познали любовь Твою в любви Отца, в спасении Сына и в причастии Святого Духа. Аминь. Молитва о даре мудрости и любви Из проповеди в день памяти преп. Андрея Критского Господи! Сколько в нас безумия, глупости и ограниченности, а мудрость и любовь у Тебя! Дай нам хоть искру Твоей мудрости и любви, в слове Твоем запечатленных. Молитва учеников Христовых Иисусе Христе, Сыне Божий, явивший нам Отца Небесного, да будем мы учениками Твоими. Ты обещал даровать мир душам нашим. Но Ты не хочешь рабов нерадивых. Дай нам силы стоять на страже и бодрствовать. Да будем мы верны Тебе и только Тебе. Научи нас делать все перед лицом Твоим. Сделай нас детьми Твоими. Даруй нам силы исполнять волю Твою и завет Твой. Научи нас делать добро. Огради нас от закваски фарисейской. Научи нас видеть главное в жизни, единое на потребу. Помоги нам избавиться от греха, от праздности, от дряблости духа. Пусть все доброе и прекрасное в мире напоминает нам о Тебе. Пусть зло мира служит нам предостережением. Да видим мы в грешниках зеркало наших прегрешений. Научи нас видеть братьев в тех, кто мыслит иначе, чем мы, в иноверцах и неверующих. Дай нам помнить о краткости жизни, чтобы память смертная была для нас силой трудолюбия и служения. Вложи в нас умение прощать, любить и отдавать. Научи нас жить в молитве. Дай нам ныне быть причастниками Царства Твоего. Научи нас ненавидеть грех, а не грешника. Даруй нам силу свидетельствовать о Тебе. Не дай нам быть суетными, мелочными, пустыми. Да будешь Ты нам альфой и омегой в этой жизни и в вечности. Да будем мы учениками Твоими. Аминь. "Люблю Тебя, Господи..." Люблю Тебя, Господи, люблю больше всего на свете, ибо Ты истинная радость, душа моя. Ради Тебя люблю ближнего, как самого себя. Аминь. Библиографический указатель 1 Василий Великий, свт. Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской. В 3-х т. Т. 3. - Спб., 1911. С. 118. Текст Максима Исповедника найти не удалось. 2 Выходные данные книги найти не удалось. 3 Марк Подвижник, св. Наставления о духовной жизни. - В кн.: Добротолюбие. В 5-ти т. Т. 1. Изд. 4-е. - М., 1905. С. 506. 4 Каффарель А. Уроки умной молитвы. - Выходные данные книги найти не удалось. 5 Ельчанинов А., свящ. Записи. - Изд. 4-е. - Paris, YMCA-PRESS, 1978. С. 74. 6 Никодим Святогорец. Невидимая брань блаженной памяти старца Никодима Святогорца. - Изд. 5-е. - М., 1912. С. 198. 7 Тихон Задонский, свт. Плоть и дух. - В кн.: Творения иже во святых отца нашего Тихона Задонского, епископа Воронежского. Книга 4-я. - Спб., 1907. С. 89. 8 Феофан Затворник, свт. Письма к разным лицам. С. 392. - Выходные данные книги найти не удалось. 9 Никодим Святогорец. Невидимая брань... С. 200. 10 Феофан Затворник, свт. Письма... С. 289. 11 Брянчанинов И., еп. О молитве. - В кн.: Сочинения епископа Игнатия Брянчанинова. В 4-х т. Т. 1. - Спб., 1905. С. 149-150. 12 Толстой А.К. Полное собр. соч. В 4-х т. Т. 4. - Спб., 1908. С. 40-41. 13 Никодим Святогорец. Невидимая брань... С. 200. 14 Феофан Затворник, свт. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться? - В кн.: Письма епископа Феофана. Изд. 6-е. - М., 1914. С. 15. 15 Антоний (Блюм), митр. Сурожский. - Цитируется без укания на источник. 16 Авва Исаия, преп. Слова к своим ему ученикам. - В кн.: Добротолюбие. Т. 1. С. 290. 17 Филарет (Дроздов?), митр. - Цитируется без укания на источник. 18 См., напр.: Каллист и Игнатий, ин. Наставление для безмолвствующих. - В кн.: Добротолюбие. Т. 5. Изд. 2-е. - М., 1900. С. 335-336. 19 Мень А.В., прот. Православное богослужение. Таинство, Слово и Образ. - М., 1991. С. 168-169. 20 Марк Подвижник, св. Наставления о духовной жизни. С. 514. 21 Варсануфий и Иоанн, свв. Подвижнические наставления. - В кн.: Добротолюбие. Т. 2. Изд. 3-е. - М., 1913. С. 582. 22 Антоний (Блюм), митр. Сурожский. Первая беседа о молитве. - Выходные данные книги найти не удалось. 23 Феодор Эдесский, св. Деятельные главы. - В кн.: Добротолюбие. Т. 3. Изд. 2-е. - М., 1900. С. 336. 24 Симеон Новый Богослов, преп. Слова. - М., 1890. С. 185. 25 См., напр., в кн.: Софроний, иером. Старец Силуан. - Париж, 1952. С. 117, 118 и др. 26 Макарий Оптинский, старец. Письма. С. 396. - Выходные данные книги найти не удалось. 27 Феофан Затворник, свт. Письма... С. 128. 28 Франциск Сальский, св. Руководство к благочестивой жизни. - Брюссель, 1967. С. 138. 29 Мень А.В., прот. Православное богослужение. Таинство, Слово и Образ. С. 140-142. 30 Путятин Р., прот. Собрание поучений. - 1893. С. 99. - Выходные данные книги найти не удалось. 31 Ельчанинов А., свящ. - Цитируется без указания на источник. 32 Иоанн Карпафский, преп. Увещательные главы. - В кн.: Добротолюбие. Т. 3. С. 100-101. 33 Антоний (Блюм), митр. Сурожский. Молитва и жизнь, VIII. - Выходные данные книги найти не удалось. 34 Там же, VI. 35 Величковский П. Об умной или внутренней молитве. - Изд. 4-е. - М., 1912. С. 38. 36 Диадох, бл. Подвижническое слово. - В кн.: Добротолюбие. Т. 3. С. 38. 37 Никодим Святогорец. Невидимая брань... С. 209-210. 38 Там же. С. 211-212. 39 Антоний (Блюм), митр. Сурожский. - Цитируется без укания на источник. 40 Пастырь Ерма. О святом Игнатии Антиохийском и его посланиях. - В кн.: Писания мужей апостольских. - Спб., 1895. С. 257.