нентность Самого Божества материи (См., например: L'Avenir de l'homme, P. 105; Hyinne de l'Univers. P. 83). Кажется, что исчезает грань между Божественной и тварной энергиями, и это дает право Зеньковскому обвинять Тейяра в пантеизме или акосмизме (Зеньковский В. Цит. соч. С. 185). Однако для философов и богословов Тейяр оставляет полный простор осмыслить ту связь, которая существует между "внутренней" энергией мира и Божеством (тем более что ни те, ни другие не смогли еще прийти к единому мнению в понимании этой проблемы). Вторая неясность связана с тем, что у читателя легко создается впечатление, что радиальной энергии (присущей материи вообще) достаточно для того, чтобы обусловить всю эволюцию. Он даже решается поэтому называть стадию неживой материи "преджизнью" (ФЧ. С. 58). Эта точка зрения недостаточно подчеркивает качественное различие трех ступеней эволюции: неживой материи, жизни и человека. В этом отношении критика Зеньковского справедлива. Тейяр слишком глубоко проникнут чувством всеобщей одушевленности, и эти переходы от одной ступени к другой часто кажутся ему не столь существенными. Но тем не менее он, вопреки своей основной интуиции, указывает на значение скачков в развитии. Умалчивая о начале мира (а что можно сказать об этом с точки зрения "феноменальной"?), Тейяр все же склонен к принятию теории "взрыва" и "расширяющейся Вселенной". В момент "взрыва" из вещества путем внезапной трансформации образуются устойчивые единицы элементарной материи. "Преджизнь", скрытая "радиальная" энергия, ведет материальный мир по пути усложнения. Эволюция начинается еще задолго до появления живых организмов. Ткань универсума несет в себе координацию внутреннего ("психического") и внешнего, структурного ("тангенциального"). Она является одновременно живой системой взаимосвязей, органическим (а не механическим) взаимопроникновением элементов. Говоря об эволюции, Тейяр справедливо настаивает на том, что в настоящее время она перестала быть спорной гипотезой. "В мире, - пишет он, - еще встречаются люди, подозрительно и скептически настроенные в отношении эволюции. Зная природу и натуралистов лишь по книгам, они полагают, что борьба вокруг трансформизма все еще продолжается, как во времена Дарвина. А поскольку в биологии идут дискуссии относительно механизма видообразования, они воображают, что эта наука сомневается или еще могла бы сомневаться, не отрицая себя самой, насчет факта и реальности такого развития. Но положение дел совершенно иное" (ФЧ. С. 137, 140). "Черешки", или начала нового в эволюционном стволе, всегда ускользают от взора наблюдателя. Тейяр очень убедительно говорит об этом (ФЧ. С. 02). Ссылаясь на "глубокое структурное единство древа жизни" (ФЧ. С. 99), он допускает моноцентризм жизнетворения. "Взятое в целом живое вещество, расползшееся по Земле, с первых же стадий своей эволюции вырисовывает контуры одного гигантского организма" (ФЧ. С.113). Итак, жизнь возникла единожды в одном месте. Возникла она путем скачка. Тейяр прямо называет его "внутренней революцией" (ФЧ. С. 89). Он признает прерывность, вопреки обвинению Зеньковского. "Эта столь привлекательная идея непосредственного превращения одной энергии в другую должна быть отвергнута" (ФЧ. С. 64). Значит, взрыв, революция. В чем же коренится этот переворот? Источник его Тейяр видит в самой природе радиальной энергии, в том "психическом", что скрыто в "преджизни". Однако христианскому взгляду на миротворение более свойственно усматривать здесь особое творческое воздействие на материю. Для Тейяра же оно скорее заключено уже в самом факте существования "внутреннего" вещей. Впрочем, когда речь идет о жизни, этот вопрос не столь принципиален, как вопрос о человеке, к которому мы скоро перейдем. Говоря о самом процессе эволюции живых существ, Тейяр придает большое значение фактам, доказывающим направленность развития в сторону все менее и менее вероятных структур (ФЧ, С. 109). "Я считаю, - пишет он, - что существуют направление и линия прогресса жизни, столь отчетливые, что их реальность, как я убежден, будет общепризнана завтрашней наукой" (ФЧ. С. 142). Как мы видели (гл. 5), сам факт возрастания сложности и стремления организмов к совершенству есть свидетельство в пользу направленности эволюционного процесса. Тейяр указывает и на тупики эволюции (закон Долло), к которым приводит узкая специализация организма. А в центральном стволе, говорит он, "от одного зоологического пласта к другому что-то безостановочно рывками развивается и возрастает в одном и том же направлении. И это - наиболее физически существенное на нашей планете" (ФЧ. С. 147). Тенденцию усложнения, противоположную росту энтропии, ученый объясняет опять-таки действием "внутреннего", силой радиальной энергии. Но вот эволюция подходит к тем рубежам, где, по выражению Тейяра, "психическая температура повышается". Тихо и незаметно подготавливается новый планетарный переворот. "Я охотно представляю себе, - говорит Тейяр, - нового пришельца возникшим из автономной, долгое время скрытой, хотя и втайне активной, эволюционной линии, которая в один прекрасный день выступила победоносно среди всех других линий" (ФЧ. С. 198). Многие увидели в тейяровском понимании антропогенеза "чистую" эволюцию; переход от животного к человеку без скачка. Нужно признан", что кое-какие его выражения действительно дают повод к подобному толкованию. Но на самом деле ученый хорошо знал о пропасти, которая отделяет человека от всего остального мира. Он рассматривает человека как самое поразительное явление в универсуме. "Ничтожный морфологический скачок и вместе с чем невероятное потрясение сфер жизни - в этом весь парадокс человека" (ФЧ. С. 163). Здесь Тейяр уже прямо прибегает к термину "прерывность" (ФЧ. ('.171). Возникновение мысли - "порог, который должен быть перейден одним шагом". Это "индивидуальный мгновенный скачок от инстинкта к мысли" (ФЧ. С. 179). Итак, прерывность признана. И все же ученый склоняется к тому, чтобы считать эту революцию "скачком радиального в бесконечность" (ФЧ. С. 168), то есть к тому, чтобы выводить духовное начало человека из психики животного. С научной точки зрения это в высшей степени сомнительный тезис (см. гл. 5). Самые высокоразвитые животные, близкие телесно к человеку, проявляют не больше интеллектуальной силы, чем дельфины. Одного усложнения центральной нервной системы для появления духовной личности человека недостаточно. Тейяр видит эту трудность и оставляет за теологом право говорить здесь о "творческом акте" (ФЧ. С. 169). Именно на этом творческом акте настаивает христианство, которое признает возможным естественное происхождение психофизической природы человека. Об этом недвусмысленно было сказано и энциклике папы Пия XII "Humani Generis", опубликованной в 1950 году. Между прочим, в этой энциклике осуждается и теория полигенизма, выводящая человека из разных видов приматов. Тейяр не защищал полигенизма, но утверждал, что для науки обнаружение "черешка" вида почти невозможно. Начало всегда ускользает от нее. "В глубинах времен, - говорит он, - в которых происходила гоминизация, наличие и развитие единственной пары положительно неуловимы, их невозможно рассмотрен. непосредственно при любом увеличении. Таким образом, можно предположить, что в этом интервале имеется место для всего, что требует трансэкспериментальная точка зрения" (ФЧ. С. 185). Оставаясь на уровне "феномена", разумеется, невозможно обнаружить факт Грехопадения или духовного могущества Первочеловека. Многие считали, что в тейярдизме вообще нет места Первородному греху. При этом ссылались на энциклику Пия XII, который отрицает толкование "Адама" как "некоего множества праотцев". Но, во-первых, тейярдизм не отрицает единства корней человечества, а во-вторых, он не исключает понимания "Адама" как Всечеловека. Папа имел в виду коллектив, подменяющий единство "Адама". Если же "Адам" есть всеединство человека, то сама альтернатива "одного" и "множества" теряет значение. Грех поразил "Адама" как Всечеловека, и эта духовная рана не может подлежать рассмотрению антропологии. Однако, действительно, у Тейяра, если не по форме, то по существу, проблема искаженности человеческой природы и зла в мире как-то теряется. Она оказывается далека от его основной интуиции. Ученому приходится писать особое приложение к "Феномену человека", чтобы говорить о зле и страдании*. _____________________________________________ * Это приложение, как и глава "Феномен христианства" и в 1-м (1965) и во 2-ом (1987) изданиях русского перевода книги опущены (без оговорок и пояснений). Как же понимает Тейяр эту проблему с точки зрения "феномена"? Прежде всего для него зло -- естественный продукт "игры больших чисел". Это зло беспорядка и неудач, издержки, сопровождающие развитие жизни. Одним словом, оно оказывается чем-то естественным и неизбежным. С этим трудно согласиться, и поэтому Тейяр все же допускает "особый эффект какой-то катастрофы или первичного извращения". Таким образом, хотя зло и оказалось в "приложении", но оно нашло место в системе, формально не противоречащей христианскому его пониманию. И все же в целом Тейяр проходит мимо проблемы греховности человека, что ослабляет его учение, отрывая его от реальной действительности. Здесь тейярдизм нуждается не в "приложении", а в существенном дополнении. * * * С возникновением человека наряду с биосферой появляется ноосфера. По мнению Тейяра, она не может остановиться в своем развитии, ибо она есть часть эволюции. Ее шедевры - это мысль, личность, многоединство сознаний. Но этого мало. Выходя за рамки "феномена", Тейяр ожидает нового этапа эволюции, когда человечество сольется в единстве "точки Омег а"... Подобно тому как слияние одноклеточных животных в организм было началом дальнейшего прогресса, так и духовное объединение человечества ведет его к Сверхжизни и Сверхчеловечеству. Распространение мысли и силы человека по Земле, его "планетизация" - это залог будущего. Тейяр верит в то, что все развитие науки, техники, социальных систем ведет к этой высшей духовной точке. В век, когда столь многие проклинают технику и тяготятся цивилизацией, он усматривает в них "гоминизацию Земли и мира". Но Тейяр идет еще дальше. "Может ли, - говорит он, - универсум окончиться иначе, чем в безмерном?.. Человек никогда не сумеет превзойти человека, объединяясь с самим собой" (ФЧ. С. 247, 249). Нужно, чтобы нечто сверхчеловеческое реально существовало независимо от людей. Это и есть "точка Омега". Омега представляет собой, с одной стороны, то, что восточные богословы называли "соборностью" - единение без смешения, слияние без поглощения. С другой стороны. Омега это Нечто и в то же время "Некто, действовавший с самого начала эволюции. Эволюция - это поток, становление, гибель и рождение. То, что движет ее, должно быть "независимым" (ФЧ. С. 256). Оно не рождается в эволюции, а "наличествует всегда". Омега стоит вне времени. Это - Начало трансцендентное, надмирное. Именно поэтому Оно могло воздвигать Вселенную все выше и выше к "божественному очагу" (ФЧ. С. 266). Омега-это Бог, Который сокровенно пронизал мир Своей силой, вытянул его в гигантское Древо Жизни и приближает к Своему бытию. Все творческие усилия человека, вся его культура и цивилизация, его любовь, его энергия, его деяния и, наконец, все личные индивидуальности, которые бессмертны, - все это служит вселенской Божественной Цели. Бог проявляет Себя постоянно, и один из высочайших признаков Его проявления -- это христианство. Оно оказывается могущественной планетарной силой, единственно способной в настоящее время объединять человечество для достижения космической цели Бога. "Двигателем сознательной жизни, - говорит Тейяр, - может быть только Абсолютное, то есть Божественное. Религию можно было понимать как простое утешение, как "опиум". На самом же деле ее подлинной задачей является поддержка и пробуждение прогресса жизни" (L'Energie humaine. P. 221). Только бесконечные перспективы того, что восточные Отцы Церкви называли "теозисом" (обожением), могут быть подлинной путеводной звездой человечества в грядущем. Связь тейяровской "точки Омега" с идеей "теозиса" приближает его к православному мышлению, хотя лично он был мало знаком с восточнохристианским богословием. На эту родственность тейярдизма и православия указал прот. Г. Клингер (см. его статью о Тейяре в журнале "Zycie i mysl". 1968, W. 6-7). Сосредоточивая свое внимание на будущем человека и Вселенной, Тейяр отнюдь не был отвлеченным мыслителем. Его подлинно христианский оптимизм заражен неистощимой созидательной энергией. Его доверие к бытию, доверие к Богу вдохновляет и вселяет надежду. Все прекрасное, творческое, пронизанное любовью, что осуществляется на Земле, есть для Тейяра "знамение времени", предвестие грядущего преображения. Он пророк прогресса, но не ложного, чисто внешнего, а устремленного к Царству Божию. Он видит эволюцию и развитие человечества глазами веры. Для того чтобы получить сверходухотворение в Боге, пишет он, не должно ли человечество предварительно родиться и вырасти в соответствии со всей системой того, что мы называем "эволюцией"? Смысл Земли открывается и взрывается вверх, в смысл Бога. А смысл Бога укореняется и питается снизу в смысле Земли. Трансцендентный, личный Бог и эволюционирующий мир, не являющиеся больше противоположными центрами притяжения, но входящие в иерархическую связь, для того чтобы поднять всю человеческую массу в едином приливе, - такова должна быть та замечательная трансформация, которую теоретически можно предвидеть, но которая фактически уже проявляет себя во все растущем числе как свободомыслящих, так и верующих, в идее духовной эволюции универсума (cm.: Construire la lerre. P. 32-33). В этих словах выражено упование, на котором зиждется вера Библии, ибо для нее смысл истории заключен в движении к Царству, где Бог будет всем во всем. x x x Мы лишь очень кратко коснулись основных моментов тейярдизма. Из того, что было сказано, легко увидеть, что "пантеистический" внутренний опыт Тейяра наложил определенную печать на его систему. Но гораздо важнее отметить, что Тейяр очень близок к тем из православных мыслителей, которые рассматривали весь мир как Теофанию (Богоявление). Зеньковский имел основание упрекать его в недостаточном разграничении слоев бытия и в отсутствии четкой идеи творения. Слабостью Тейяра является и его понимание зла. Если оно "естественно", то Иван Карамазов был прав. Осталась в стороне от Тейяра и проблема антиномичности, для него во всем господствует номизм, законы однозначные и четкие. Правы и те католические критики, которые упрекали Тейяра в том, что ни дал повод для смешения Бога и мира, естественного и сверхъестественного. Однако мыслитель сознательно стремился к преодолению недостатков и пробелов своей системы. Кроме того, заявляя, что он ограничивается сферой "феноменальной", Тейяр оставляет простор для философской и богословской мысли. Думается, что, дополняя и развивая тейярдизм, можно сделать его важным составным элементом современного христианства. Это не будет посягательством на творчество Тейяра, а, напротив, продолжением его дела. x x x Что же дает учение Тейяра де Шардена современному христианскому сознанию? 1. Своим пониманием Церкви как творческого начала в современном обществе Тейяр способствует разработке положительного идеала для христиан наших дней. Он указывает на любовь к Богу как на ведущую силу эволюции ноосферы. Она неразрывно связана с любовью между людьми, с активным преодолением зла и разделений в мире. Тейяр учит нас любовному отношению к миру. Вместо враждебного неприятия, он предлагает идти к нему с проповедью Христа, но проповедью действенной. Его светлый взгляд на будущее обнаруживает в нем веру, которой нужно учиться всем. В противовес мрачной безнадежности, которая смирилась с обреченностью мира, Тейяр с упованием смотрит вперед, призывая людей к положительному деланью. Силы регресса не пугают его, не вызывают в нем покорного и пассивного отношения к действительности. Его личный религиозный опыт есть драгоценная жемчужина христианства. 2. Тейяр своим научным синтезом помогает возникающему диалогу между христианами и нехристианами. Для многих марксистов христианство понятно и даже приемлемо именно в форме тейярдизма. 3. Синтез Тейяра вносит свою лепту в построение целостного христианского миросозерцания. Те же его стороны, которые спорны и неясны, вполне можно раскрыть, развить, уточнить, дополнить. Таким образом, хотя система о. Пьера Тейяра де Шардена и имеет черты ограниченности (как и все, что делает человек), она тем не менее нужна нам, как нужна и сама личность этого инока-ученого и пророка-гуманиста. ИЗБРАННАЯ БИБЛИОГРАФИЯ Ниже приводится литература только на русском языке. Важнейшая же иностранная библиография по затронутым в книге вопросам дана в следующих обзорных трудах: Bilan de la theologie du XX-e siecle. V. 1-2. Tournai - Paris, 1970; Handbuch theologischer Grundbegriffe. B. 1-2. Munchen, 1962; The Pelican Guide to Modern Theology. V. 1-3. London, 1971-1972; F. L. Cross, E. A. Living-stone. The Oxford Dictionary of the Christian Church. Oxford. 1985. 1. РЕЛИГИЯ И КУЛЬТУРА 2. ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ, МИСТИКИ. ОСНОВНОЕ БОГОСЛОВИЕ 3. РЕЛИГИЯ И ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ 4. ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ ЗНАНИЯ 5. МОЗГ И ДУША. ПАРАПСИХОЛОГИЯ И БЕССМЕРТИЕ 6. ПРОБЛЕМЫ ЗЛА, СВОБОДЫ И ПЕРВОРОДНОГО ГРЕХА 7. СЛОВАРИ И СПРАВОЧНИКИ 1. РЕЛИГИЯ И КУЛЬТУРА Аггеев К., свящ. Христианство и его отношение к благоустроению земной жизни. Киев, 1909 (авт. - правосл. публицист и деятель). Алексеев Н. П. Религия, право и нравственность. Париж: YMCA, 1930 (авт. - правосл. философ права). Аскольдов А. С. Христианство и политика. Киев, 1906 (авт.- правосл. философ). Его же. Идея справедливости в христианстве. - В кн.: Философский сборник Л. М. Лопатину. М., 1912. Беккер Г. Современная теория священного и светского и ее развитие. - В кн.: Г. Беккер и А. Восков. Современная социологическая теория/Пер. с англ. М., 1961 (авт. - американ. социолог). Белла Р. Н. Социология религии. - В кн.: Американская социология/Пер. с англ. М., 1972 (авт.- социолог религии). Бердяев Н. Новое религиозное сознание и общественность. СПб., 1907 (авт. - русск, религиозн. мыслитель). Его же. Духовный кризис интеллигенции. СПб., 1910. Его же. Смысл творчества. М., 1916; 1989. Его же. Смысл истории. Берлин, 1923. Его же. Царство Духа и царство Кесаря. Париж; YMCA, 1951. Брентано Л. Христианско-социальное движение в Англии/Пер. с итал. М., 1906. Булгаков С. От марксизма к идеализму. СПб., 1903 (авт. - правосл. богослов, философ и экономист, впосл. священник). Его же. Церковь и социальный вопрос. - "Вопросы религии". В. 1. М., 1906. Его же. Церковь и государство. - "Вопросы религии". В. 1. М., 1906. Его же. Два Града: Исследования о природе общественных идеалов. Т. 1-2. М., 1911. Его же. Философия хозяйства. Т. 1. М., 1912. Его же. Христианство и социализм. М., 1917. Его же. Тихие думы. М., 1918. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма/Пер. с нем. - В кн.: Макс Вебер и методология истории. М.: ИНИОН, 1985. Его же. Хозяйственная этика мировых религий/Пер. с нем. (В сокращ.) - "Атеист". 1928. Ном. 25. Воинов Н. Христианство и культура. М., 1911 (авт. - правосл. духовный писатель). Вышеславцев Б. Христианство и социальный вопрос. Варшава, 1929 (авт. правосл. религ. мыслитель). Его же. Кризис индустриальной культуры. Нью-Йорк, 1952. Гизо П. Г. Размышления о сущности христианской веры/Пер. с фр. СПб., 1863 (авт. - историк и полит. деятель XIX века). Глок П. Г. Социология религии. - В кн.: Социология сегодня: Проблемы и перспективы/Пер. с англ. М., 1965 (авт. - америк. социолог). Гусев П. Религиозность как основа нравственности. Казань, 1894 (авт. - правосл. богослов). Джонсон X. Христиане и коммунизм/Пер. с англ. М., 1957 (авт. - англик. церк. деятель прокоммунистич. направления). Жилов И., свящ. Что говорят знаменитые люди о Библии? Юрьев, 1913 (авт. - правосл. духовн. писатель). Записки Петербургских религиозно-философских собраний (1902-1903). СПб, 1906 (Протоколы собеседований между представителями интеллигенции и богословами) . Зейпель И. Хозяйственно-этические взгляды Отцов Церкви/Пер. с нем. Предисл. С. Булгакова. М., 1913 (авт.-австрийск. католич. ученый и церк. деятель). Иванов Вяч. Родное и Вселенское. М., 1917 (авт. - поэт-символист и мыслитель) . Ильин Вл. Атеизм и гибель культуры. Париж: YMCA, 1929. (авт. - правосл. писатель). Ильин И. А. Основы христианской культуры. Женева, 1937 (авт. - русск. религ. мыслитель). Карсавин Л. Н. Восток, Запад и русская идея. Пг., 1922 (авт. - русский медиевист и философ). Кассиан (Безобразов), еп. Царство Кесаря перед судом Нового Завета. Париж, 1947 (авт. - правосл. специалист по Новому Завету). Ле Блон Ж. М. После христианства? - "Логос". Париж - Брюссель. 1971. Ном. 3 (авт. - католич. богослов). Лейтон И. П. Иисус Христос и современная цивилизация/Пер. с англ. СПб., 1909 (авт. - протестантский философ). Матьюс Ш. Социальное учение Христа. СПб., 1911. Мережковский Д. С. Было и будет. Пг., 1915 (авт. - русск. лит. критик и эссеист). Михаил (Семенов), архим. Христианство и свобода. В. 1-8. М.,1906 (авт. - правосл. публиц., впоследствии старообр. епископ). Навилль Э. Христос: Публичные чтения/Пер. с фр. СПб., 1901 (aвт. - швейц. протест. мыслитель). Освальд Шпенглер и Закат Европы (Статьи Н. Л. Бердяева, Я. М. Букшпана. Ф. А. Степуна, С. Л. Франка). М., 1922. Петров Г., свящ. Евангелие как основа жизни. М., 1903 (авт. - правосл. писат. радикального направления). Пибоди Ф. Иисус Христос и социальный вопрос/Пер. с нем. М., 1907 (авт. - либер. протестант). Пфеннигсдорф Е. Иисус Христос в современной духовной жизни/Пер. с нем. Харьков, 1907 (авт. - протест, богослов). Рейснер М. А. Государство и верующая личность. СПб., 1905 (авт. - либер. правовед). Руффини Ф. Религиозная свобода: История идеи. Ч. 1. СПб., 1914. Свенцицкий В. Христианское отношение к власти и насилию. - "Вопросы религии". В. 1, М., 1906 (авт. - правосл. писатель, впоследствии свящ.). Секретан Ш. Цивилизация и вера/Пер. с фр. М., 1900 (авт. - швейц. протест. философ). Соловьев Вл. Три силы. - В кн.: Собр. соч. Вл. Соловьева. Т. 1 (авт. - русск религ. философ). Его же. Мир Востока и Запада. - Собр. соч. Т. VII. Его же. Об упадке средневекового миросозерцания. - Собр. соч. Т. VI. Соловьев С. М. Богословские и критические очерки. М., 1916 (авт. - русск поэт и религ. мыслитель). Социальное значение религиозной личности. М., 1913 (Сб. произвед. правосл. авторов). Спасский А. Христианство и эллинизм. Серг. Пос., 1914 (авт. - правосл. истор. Церкви). Тихомиров А. Личность, общество и Церковь. М., 1904 (авт. - правосл. религ. писатель). Трольч Э. О возможностях христианства в будущем/Пер. с нем. - "Логос". Кн. 2. М., 1910 (авт. - либеральн. протест, богослов). Федотов Г. П. Социальное значение христианства. Париж: YMCA, 1934. Франк С. Л. Духовные основы общества. Париж: YMCA, 1930 (авт. - правосл. философ и социолог). Его же. Свет во тьме: Опыт христианской этики и социологии. Париж: YMCA, 1949. Фромм Э. Психоанализ и религия. - В кн.: Сумерки богов. М., 1989. Хонсгейм М. Социология религии. - В кн.: Г. Беккер и А. Восков. Современная социологическая теория. М., 1961 (авт. - америк. социолог). Чаадаев П. Я. Философские письма/Пер. с фр. - В кн.: Собрание сомнений и писем П. Я. Чаадаева. Т. 1-2. М., 1914, и в кн.: Литературное наследство. Т. 22 - 24. М., 1935 (авт. - русский религ. мыслитель). Швейцер А. Культура и этика/Пер. с нем. М., 1973 (авт. - нем. историк, моралист, музыкант и врач). Экземплярский В. Учение древней Церкви о собственности и милостыне. Киев, 1910 (авт. - правосл. богослов). Его же. Евангелие и общественная жизнь. Киев, 1913. Элит Т. С. К определению понятия культуры/Пер. с англ. Лондон, 1960 (авт. - поэт и мыслитель). Эллис Л. Л. (Кобылинский). Vigilemus! (авт. - поэт, переводчик, теоретик символизма). 2. ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ, МИСТИКИ. ОСНОВНОЕ БОГОСЛОВИЕ ("Основным" называется раздел богословия, который изучает взаимоотношения религии и культуры, веры и знания.) Августин (Гуляницкий), архиеп. Руководство к основному богословию. М. 1914 (авт. - правосл. богослов). Аверинцев С. С. Откровение. - В кн.: Философская энциклопедия. Т. 4. М., 1967 (авт. - русск. историк культуры). Его же. Теология. - В кн.: Философская энциклопедия. Т. 5. М., 1970. Альбов М. II. Очерк христианской апологетики. СПб., 1908 (авт. - правосл. богослов). Арсеньев Н. Жажда подлинного бытия. Берлин, 1922 (авт. - правосл. историк и богослов). Его же. Преображение мира и жизни. Нью-Йорк, 1959. Его же. О жизни преизбыточествующей. Брюссель: Жизнь с Богом, 1966. Его же. Единый поток жизни. Брюссель: Жизнь с Богом, 1973. Бажанов В. Б., прот. О религии. СПб., 1905 (авт. - правосл. богослов). Бильгизир Н. Философия Левенской школы. - Новые идеи в философии. В. 17. СПб., 1914 (авт. - католич. философ-неотомист). Бильфур А. Основания веры/Пер. с англ. М., 1900 (авт. - англиканск. религ. писатель и полит. деятель). Бекк Р. Космическое сознание/Пер. с англ. СПб., 1915 (авт. - канадск. психиатр, последователь У. Уитмена). Бердяев Н. Философия свободы. М., 1911. Его же. Наука о религии и христианская апологетика. - "Путь". Париж: YMCA, 1927. Ном. 6. Его же. Философия свободного духа. Ч. 1-2, Париж: YMCA. 1927-1928. Его же. Опыт эсхатологической метафизики: (Творчество и объективация). Париж: YMCA, 1947. Берсье Е. Беседы/Пер. с фр. Т. 1-5. М., 1890-1902 (авт.-протест. богослов и проповедник). Боголюбов Н., прот. Теизм и пантеизм. Нижний Новгород, 1899 (авт. - правосл. богослов). Его же. Философия религии. Ч. 1. Киев, 1918. Боголюбский Н., прот. Богословие в апологетических чтениях. М., 1915 (авт. - правосл. богослов). Булгаков С. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. М., 1917. Буткевич Т., прот. Религия, ее сущность и происхождение: (Обзор философских гипотез). Кн. 1-2. Харьков, 1902-1904 (авт.- правосл. богослов). Его же. Полувековая борьба христианского богословия на Западе. Харьков, 1884. Его же. Исторический очерк развития апологетического, или основного, бого словия. Харьков, 1899. Его же. Всеобщность и изначальность религии в роде человеческом. Харьков, 1898. Его же. Основное, или апологетическое, богословие и его задачи. Харьков 1897. Варлаам (Ряшенцев), архим. Вера и причины неверия. Полтава, 1912 (авт. - правосл. богослов, впоследств. епископ). Введенский А. Вера в Бога, ее происхождение и основания. СПб., 1891 (авт. - правосл. богослов и историк религии). Введенский А. Судьба веры в Бога в борьбе с атеизмом. - "Мысль". 1922. No 2. (авт. - русск. философ и психолог). Вундт В. Миф и религия/Пер. с нем. СПб., 1913 (авт. - нем. философ и психолог). Вышеславцев Б. Этика преображенного Эроса. Париж: YMCA, 1931. Галахов И., прот. О религии. Томск, 1915 (авт. - правосл. писатель). Гегель Г. Ф. Философия религии/Пер. с нем. М., 1975. Гессен И. Мистика и метафизика. - "Логос". Кн. 1. М., 1910 (авт. - католич. богослов). Геттингер Ф. Апология христианства/Пер. с нем. СПб., 1872 (авт. - католич. богослов). Геффдинг Г. Философия религии, 2-е изд. 1912 (авт. - датский фил.) Глаголев С. Сверхъестественное откровение и естественное богопознание вне истинной Церкви. Харьков, 1900 (авт. - правосл. богослов). Его же. Из чтений о религии. Серг. Пос., 1905. Его же. Пособие к изучению основного богословия. Серг. Пос., 1912. Грассери Дела Р. Психология религий/Пер. с фр. СПб., 1901. Данзас Ю. Католическое богопознание и марксистское безбожие. Рим, 1941 (авт. - католич. писательница). Джеймс У. Зависимость веры от воли и другие опыты популярной философии/Пер. с англ. СПб., 1904 (авт. - америк. философ-прагматист). Его же. Многообразие религиозного опыта/Пер. с англ. М., 1910. Его же. Вселенная с плюралистической точки зрения/Пер. с англ. М. 1911. Дондейн А. Современный материализм и вера в Бога/Пер. с фр. Брюссель: Жизнь с Богом, 1958 (авт. - католич. философ-неотомист). Его же. Христианская вера и современная мысль/Пер. с фр. Брюссель: Жизнь с Богом, 1974. Дюпрель К. Философия мистики/Пер. с нем. Киев, 1911 (авт. - философ оккультист). Елеонский Н., прот. Чтения по основному богословию. М., 1907 (авт. правосл. богослов). Желудков С., свящ. Почему и я христианин. 1973 (авт. - правосл. богослог радикального направления). Зеньковский В., прот. Апологетика. Париж: YMCA, 1957 (авт. - правосл философ и богослов). Его же. Основы христианской философии. Т. 1. Франкфурт, 1961; Т. 2 Париж: YMCA, 1964. Ильин И. А. Религиозный смысл философии. Париж, 1925. Его же. Аксиомы религиозного опыта. Т. 1 - II. Париж: YMCA, 1953. Его же. Путь духовного обновления. Мюнхен, 1962. Иннокентий (Борисов), архиеп. Херсонский. О религии откровенной. В кн.: Сочинения Иннокентия, архиепископа Херсонского. Т. XI. СПб., 1877. Иноземцев А. Единобожие как первоначальная форма религии. М., 1881. Иоанн (Шаховской), архиеп. Книга свидетельств: (Философия человеческой жизни). 1965 (авт. - правосл. религ. писатель). Кант И. Религия в пределах только разума/Пер. с нем. СПб., 1908. Карп Э. Идеи Бога и бессмертия души и их новейшие критики/Пер. с фр. М., 1898 (авт. - религ. писатель). Карсавин Л. П. Saligia. Пг., 1922. Его же. О началах. Берлин, 1925. Кимелев Ю. А. Современная западная философия религии. М., 1989. Киреевский И. О необходимости новых начал для философии. - В кн.: Сочинения И. Киреевского. Т. 1. М., 1910 (авт. - один из основоположн. славянофильства). Козлов А. Сознание Бога и знание о Боге. - "Вопросы философии и психологии". Кн. 29. 1895 (авт. - русск, философ-идеалист). Крылов А. Происхождение и сущность религии. СПб., 1901. Кудрявцев П. П. Абсолютизм или релятивизм? Киев, 1908, (авт. - правосл. историк философии). Кудрявцев-Платанов В. Д. Религия, ее сущность и происхождение. - В кн.: В. Д. Кудрявцев-Платонов. Сочинения. Т. II. В. 1. Серг. Пос., 1892 (авт. - правосл. философ и богослов). Кюнг Г. Существует ли Бог? 1982 (без м. изд.: автор - католич. неомодернист). Лейбниц Г. В. Избранные философские сочинения/Пер. с нем. М., 1908 (авт. - нем. философ и математик XVIII века). Леруа Э. Догмат и критика/Пер. с фр. Предисл. Н. Бердяева. М., 1915 (авт. - католич. философ-модернист). Линицкий П. И. Пособие по апологетическому богословию. Киев, 1904. Ладыженский М. Мистическая трилогия. Т. 1. Сверхсознание, 3-е изд. М., 1915 (авт. - правосл. религ. писатель). Лоратин Л. М. Положительные задачи философии, 2-е изд. СПб., 1911 (авт. - русск. философ-идеалист). Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви/Пер. с фр. - Богословские труды. Сб. 8. М., 1972 (авт. - правосл. богослов). Лосский Н. О. Мир как органическое целое. Пг., 1917 (авт. - русский философ-интуитивист) . Его же. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. Париж: YMCA, 1938. Лютард Хр. Апология христианства/Пер. с нем. СПб., 1915 (авт. - протес. богослов). Маккари Дж. Язык религии и язык аналитической философии. "Логос". Париж - Брюссель, 1971. Ном. 2 (авт. - англ. католич. философ). Маритен Ж. Метафизика и мистика/Пер. с фр. - "Путь". Париж: YMCA. 1925. Ном. 2. (авт. - католич. философ-неотомист). Марле Р. О так называемом "богословии смерти Бога"/Пер. с фр. - "Логос", Париж - Брюссель, 1971. Ном. 2. Марсель Г. Трансцендентное как метапроблематика/Пер. с фр. - "Логос". Париж - Брюссель, 1972. Ном. 5 (авт. - католич. философ-экзистенциалист). Метерлинк М. Сокровище смиренных/Пер. с фр. - В кн.: М. Метерлинк. Собр. соч. Т. 1, СПб., 1915 (авт. - бельгийск. драматург, поэт и эссеист). Михаил (Грибановский), еп. Истина бытия Божия. СПб., 1888 (авт. - правосл. богослов и проповедник). Мон В. Анимистическая теория происхождения религии. - "Странник". 1914. Ном. 12. Моравский М. Религиозно-философские вечера/Пер. с нем. 2-е изд. СПб., 1913 (авт. - польск. католич. богослов). Навилль Э. Небесный Отец: Беседы о Боге и Его отношении к миру и человеку/ Пер. с фр. СПб., 1868. Его же. Что такое философия?/Пер. с фр. СПб., 1896. Неплюев И. Н. Что такое истина? Лейпциг, 1893 (авт. - правосл. религ. писатель и деятель). Несмелов В. Наука о человеке. Т. 1 - 2. Казань, 1905 (авт. - правосл. богослов и философ). Новоселов М. А. Забытый путь опытного опознания, 3-е изд. М., 1912 (авт. - правосл. писатель и деятель). Остроумов М. А. История философии в отношении к откровению. Харьков, 1886 (авт. - правосл. богослов). Паскаль Б. Мысли о религии/Пер. с фр. М., 1902 (новый сокращ. перевод в "Библиотеке Всемирной Литературы". Т. 42. М., 1974). Пирогов И. Н. Вопросы жизни: Дневник старого врача. - В кн.: И. Пирогов. Собр. соч. Т. II. Киев, 1910 (авт. - русский хирург и педагог). Поварни и С. И. У истоков живой религии. Пг., 1918 (авт. - правосл. философ). Прозоров И., свящ. Чтения по основному богословию. Киев, 1900 (авт. - правосл. богослов). Пфлейдерер О. О религии и религиях/Пер. с нем. СПб., 1909 (авт. - философ и историк религии). Рождественский Н. Христианская апологетика. Г. 1-II. СПб., 1893 (авт. - правосл. богослов). Роллан Р. О мистической интроверсии. - В кн.: Р. Роллан. Собр. соч. Т. XX. М., 1928 (авт. - франц. писатель и публицист). Соловьев Вл. Соч. в 2 т. М., 1989. Его же. Духовные основы жизни. - Собр. соч. Т. III. СПб., 1911. Его же. Понятие о Боге. Собр. соч. Т. IX. СПб., 1914. Степун Ф. Трагедия мистического сознания. - "Логос". Кн. 2-3. М., 1911-1912 (авт. - русск. мыслитель). Тареев М. Христианское мировоззрение. Серг. Пос., 1908 (авт. - правое. богослов). Тихомиров Д. Апологетические беседы о религии. СПб., 1884 (авт. - правосл. писатель). Его же. Курс основного богословия. СПб., 1897. Троицкий С. Защита христианства на Западе. СПб., 1913 (авт. - правосл. богослов и канонист). Трубецкой С. Основания идеализма. - В кн.: С. Трубецкой. Собр. соч. Т. 2. М., 1906 (авт. - русск, философ-идеалист). Трубецкой Е. Смысл жизни. М., 1918 (авт. - правосл. религ. мыслитель). Туберовский А. Воскресение Христово: (Опыт мистической идеологии пасхального догмата). Серг. Пос., 1916 (авт. - правосл. богослов). Успенский П. Д. Tertium Organum: Ключ к загадкам мира. СПб., 1911 (авт. - математик и мыслитель теософского направления). Феофан (Туляков), еп. Чудо: Христианская вера в него и ее оправдание. Пг., 1915. Флоренский П., свящ. Вопросы религиозного самопознания. Серг. Пос., 1907 (авт. - правосл. философ и богослов). Его же. Столп и утверждение истины: Опыт православной Теодицеи. М., 1914. Флурнуа Т. Принципы религиозной психологии/Пер. с фр. М., 1914 (авт. - фр. психолог). Фотиев К., свящ. Беседы о религии. Франкфурт, 1956 (авт. - правосл. деятель) . Франк С. Л. Непостижимое: Онтологическое введение в философию религии. Париж, 1939. Его же. Реальность и человек: Метафизика человеческого бытия. Париж: YMCA, 1956. Его же. С нами Бог: Три размышления. Париж: YMCA, 1964. Его же. Онтологическое доказательство бытия Бога. - В кн.: С. Л. Франк. По сторону правого и левого. Париж: YMCA, 1972. Хебблетуэй Ж. Будущее апологетики. - "Логос". Париж - Брюссель. 1973. Ном. 9-10 (авт. - католич. богослов). Цельное знание: Современные течения религиозно-философской мысли во Франции. Пг., 1915 (Сб. статей). Чиж Вл. Психология наших праведников. - "Вопросы философии и психологии". Кн. 85. 1906. Шестов Л. Афины и Иерусалим. Париж: YMCA, 1951 (авт. - религиозн.философ-иррационалист). Его же. Умозрение и Откровение. Париж: YMCA, 1965. Его же. Sola Fide - Только верой. Париж: YMCA, 1967. Шлейермахер Ф. Речи о религии к образованным людям, ее презирающим. Пер. с нем. Предисловие С. Л. Франка. М., 1911 (авт. - основоположник либерального протестантизма). Шмитц И. Краткая апологетика/Пер. с нем. СПб., 1910. Шредер Л. Сущность и начало религии, ее корни и их развитие/Пер. с нем. Серг. Пос., 1909 (авт. - австрийск. историк культуры). Штейнер Р. Как достигнуть познания высших миров/Пер. с нем. М., 1918 (авт. - основатель гностич. секты антропософов). Его же. Мистика/Пер, с нем. М., 1917. Эбрард Г. Апологетика/Пер. с нем. СПб., 1880 (авт. - протест. богослов). Эйкен Р. Основные проблемы современной философии религии/Пер. с нем. СПб., 1910 (авт. - внеконфессиональн. философ религии). Эрн Вл. Борьба за Логос. М., 1911 (авт. - правосл. мыслитель-публицист) Его же. Основной характер русской философской мысли и метод ее изучения. - В кн.: Вл. Эрн, Г. С. Сковорода. Жизнь и учение. М., 1912. Ямпольский С. Опыт синтетической апологетики. Т. 1-5, М., 1969 (Рукопись: авт. - математик и богослов). 3. РЕЛИГИЯ И ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ Антамонов Ю. Г. Размышления об эволюции материи. М., 1970 (авт. - советский ученый). Баллярд Ф. Чудеса неверия/Пер. с англ. СПб., 1910 (авт. - методистск. пастор и богослов). Берг Л. С. Труды по теории эволюции. Л., 1977 (авт. - русск, биолог). Бергсон А. Творческая эволюция/Пер. с фр. М., 1914 (авт. - философ-интуитивист) . Бор Н. Атомная физика и человеческое познание/Пер. с англ. М., 1961 (авт. - датск. физик- ядерник). Борн М. Физика в жизни моего поколения/Пер. с англ., нем., фр. М., 1961 (авт. - нем. физик). Бутру Э. О случайности законов природы/Пер. с фр. СПб., 1900 (авт. - фр. философ). Его же. Наука и религия в современной философии/Пер. с фр. М., 1910. Васман Э. Неодарвинизм и христианство/Пер. с нем. 2-е изд. СПб., 1915 (авт. - австрийск. энтомолог). Его же. Христианство и теория развития/Пер. с нем. Пг., 1917. Вернадский В. И. Очерки и речи. Ч. 1-2. Пг., 1922 (авт. - русск. ученый-геофизик). Его же. Ноосфера. М., 1944. Его же. Философские мысли натуралиста. М., 1988. Винер Н. Кибернетика и общество/Пер. с англ. М., 1958 (авт. - америк. математик, основопол. кибернетики). Его же. Творец и робот: Обсуждение некоторых проблем, в которых кибернетика сталкивается с религией/Пер. с англ. М., 1966. Виньковецкий Я. А. Геология и общая теория эволюции природы. Л., 1971 (авт. - геолог и геофизик). Войцеховский М. Богословие и физика - "Символ". Париж, 1984. Ном. 12. Гейзенберг В. Философские проблемы атомной физики/Пер. с нем. М., 1953 (авт.- нем. физик). Его же. Физика и философия/Пер. с нем. М., 1963 Глаголев С. Материя и дух. СПб., 1906. Его же. О происхождении человека: (Разбор теорий Васмана). Серг. Пос., 1912. Его же. Естественнонаучные вопросы и их отношение к христианскому миропониманию. Серг. Пос., 1914. Годэ Ф. Шесть дней творения/Пер. с фр. - "Новый путь". СПб., 1903. Нoм. 8. Де Бройль Л. По тропам науки/Пер. с фр. М., 1962 (авт. - фр. физик). Де Клере Р. Математическое доказательство необходимости бытия Божия/ Пер. с фр. Под ред. свящ. П. Флоренского. Серг. Пос., 1915. Деннерт Е. Геккель и его "Мировые загадки" по суждениям специалистов/Пер. с нем. М., 1909 (авт. - голланд. ботаник и религ. писатель). Его же. Умер ли Бог?/Пер. с нем. Одесса, 1914. Его же. Бог! Можем ли мы верить в Бога?/Пер. с нем. Одесса, 1915. Дриш Г. Витализм, его история и система/Пер. с нем. М., 1915 (авт. - биолог и философ). Ильин В. Загадка жизни и происхождение живых существ. Париж: YMCA, 1929. Его же. Шесть дней творения: Библия и наука о творении и происхождении мира. Париж: YMCA, 1930. Карпов Вл. Основные черты органического понимания природы. М., 1913 (Авт. - русск. биолог и философ). Карсавин Л. П. О сомнении, науке и вере. Париж, 1925. Кернз Д. Разумность христианской веры. Париж: YMCA, 1924 (авт.протест. богослов). Кимелев Ю. А., Полякова Н. Л. Наука и религия: Историко-культурный очерк. М., 1988. Кожевников В. Современное научное неверие. М., 1912 (авт. - правосл. мыслитель и историк религии). Козубовский С., свящ. Религия и наука. М., 1910 (авт. - правосл. духовный писатель). Крейг У. Самое начало: Происхождение Вселенной и существование Бога. Чикаго, 1987. Кроль Дж. Философские основы эволюции/Пер. с нем. Харьков, 1899. Кропоткин П. А. Взаимная помощь среди животных и людей как двигатель прогресса. Пг.; М., 1922 (авт. - русск, общественный деятель и мыслитель). Куртуа А., иером. Что говорят о Боге современные ученые?/Пер. с фр. Брюссель: Жизнь с Богом, 1960 (авт. - католич. писатель). Лаппаран А. Наука и апологетика/Пер. с фр. Серг. Пос., 1911. Лодж О. Сущность веры в связи с наукой/Пер. с англ. СПб., 1907 (авт.англ. физик). Его же. Жизнь и материя: Критика "Мировых загадок" проф. Геккеля/Пер. с англ. М., 1914. Лосский Н. О. Материя в системе органического миросозерцания. Пг., 1922. Его же. Современный витализм. Берлин, 1922. Его же. Материя и жизнь. 1927. Его же. Что не может быть создано эволюцией? - "Современные записки". XXXIII. Париж, 1938. Маскалл Э. Научные перспективы и христианские заветы/Пер. с англ. - "Логос". Париж - Брюссель. 1971. Ном. 1. (авт. - католич. философ). Моретти Ж. М. Согласие или расхождение? - "Символ". Париж, 1984. Ном. 12. Мостепаненко А. М. Пространство и время в макро-, мега- и микромире. М., 1974 (авт. - советский философ). Мюрат Л. и П. Идея о Боге по современному состоянию естественных наук/ Пер. с фр. Т. 1-3. СПб., 1910-1911. Налимов В. Непрерывность и дискретность в языке и мышлении. Тбилиси, 1978 Несмелов В. Вера и знание с точки зрения гносеологии. - "Православный собеседник". Казань. 1912. Ном. 2-6 (авт. - православный богослов). Нечаев П. Теизм как проблема разума: Герман Ульрици. Серг. Пос., 1916. Нильсон О. Р. Свет и время (без м. и г. изд.). Обер Ж.-М. Происхождение мира. - "Символ". Париж. 1986. Ном. 15. Остроумов С. Суждения замечательнейших естествоведов XIX века в защиту христианской веры. - В кн.: Вера и разум. Харьков, 1901. Планк М. Единство физической картины мира: Сб. статей. М., 1966 (авт. - нем. физик, создатель квант, теории). Пуанкаре А. Наука и гипотеза/Пер. с фр. М., 1904 (авт. - математик, физик, философ). Соловьев Н. "Научный" атеизм. М., 1915 (авт. - правосл. богослов). Страхов П. Наука и религия. М., 1915 (авт. - правосл. богослов). Табрум Г. Религиозные верования современных ученых/Пер. с англ. М., 1915. Тayнс Ч. Слияние науки и религии. - В кн.: Диалоги. М., 1979. Тейяр де Шарден П. Феномен человека/Пер. с фр. М., 1965 (авт. - фр. палеонтолог, католич. мыслитель). Ульрици Г. Бог в природе/Пер. с нем. Т. 1-2. Казань 1867-1868 (авт. - религ. философ). Успенский П. Д. Четвертое измерение: Опыт исследования области неизмеримого. СПб., 1910. Фаусек В. А. Теория развития: Сб. статей. СПб., 1904. Франк С. Л. Религия и наука. Брюссель: Жизнь с Богом, 1953. Франк Ф. Философия науки/Пер. с англ. М., 1960 (авт. - физик и философ-неопозитивист) . Хвольсон О. Д. Знание и вера в физике. Пг., 1916. Чичерин Б. Наука и религия. М., 1901 (авт. - русск. философ-гегельянец). Шепли X. Звезды и люди/Пер. с англ. М., 1962 (авт. - америк. астроном). Шредер К. Наука - источник знаний и суеверий. - "Новый мир". 1969. Ном. 10. (авт. - математик и философ науки). Шредингер Э. Что такое жизнь с точки зрения физики?/Пер. с нем. М., 1947 (авт. - физик, создатель волновой механики). Эйнштейн А. Физика и реальность. М., 1965 (сокр. перевод). Его же. Собр. науч. трудов. Т. 4. М., 1967. Эрн Вл. Природа научной мысли. Серг. Пос., 1914. 4. ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ ЗНАНИЯ Алексеев С. А. (Аскольдов). Мысль и действительность. М., 1914. Его же. Гносеология. Пг., 1919. Его же. Основные проблемы теории познания и онтологии. СПб., 1919. Бергсон А. Непосредственные данные сознания: (Время и свобода в пер. с фр. - В кн.: А. Бергсон. Собр. соч. Т. 2. СПб., 1914. Его же. Введение в метафизику. Собр. соч. Т. 5. Его же. Философская интуиция. - В кн.: Новые идеи в философии. В. 1. СПб., 1912. Гуссерль Э. Логические исследования/Пер. с нем. Предисловие С. Л. Франка. СПб., 1909 (авт. - философ-феноменологист). Витгенштейн Л. Логико-философский трактат/Пер. с нем. М., 1958 (авт. - философ- неопозитивист). Левицкий С. А. Основы философии Всеединства. Франкфурт, 1948 (авт. - русск. философ-интуитивист). Лосский Н. О. Обоснование интуитивизма. СПб., 1906. Его же. Обзор современных теорий знания. СПб., 1908. Его же. Основные вопросы гносеологии. Пг., 1919. Его же. Интуитивная философия Бергсона. Пг., 1922. Его же. Интуитивизм и учение о транссубъективности чувственных качеств. -"Записки русского научного института в Белграде". В. V. 1931. Мах Э. Анализ ощущений и отношение физического к психическому/Пер. с нем. М., 1908 (авт. - австрийск. физик и философ). Его же. Познание и заблуждение/Пер. с нем. М., 1909. Пиульсен Ф. Введение в философию/Пер. с нем. М., 1914. Рассел Б. Человеческое познание, его сфера и границы/Пер. с англ. М., 1957 (авт. - англ. математик и философ-неопозитивист). Соловьев Вл. Философские начала цельного знания. Собр. соч. Т. 1. Флоренский П., свящ. Пределы гносеологии. - "Богословский вестник". 1913. Ном. 1. Франк С. Л. Предмет знания. Пг., 1915. Его же. Введение в философию. Пг., 1922. Хилл Т. Современные теории познания/Пер. с англ. М., 1965. Челпанов Г. В. Введение в философию. Киев, 1907 (авт. - русск. психолог и философ). Эйслер Р. Сознание и бытие. - В сб.: Новые идеи в философии. В.5, СПб., 1913. Эрн Вл. Критика кантовского понятия истины. - В кн.: Философский сборник Л. М. Лопатина. М., 1912. 5. МОЗГ И ДУША. ПАРАПСИХОЛОГИЯ И БЕССМЕРТИЕ Аскольдов С. Сознание как целое. М. 1918. Баррет У. Исследования в области человеческой психики/Пер. с англ. М., 1914 (авт. - физик, основопол. парапсихологии). Бергсон А. Материя и память. Собр. соч. Т. III. Пг., 1914. Битнер В. В область таинственного: Научные экскурсии в тайники человеческой природы. СПб., 1907. Быков В. Спиритизм перед судом науки, общества и религии. М., 1915 (авт. - правосл. писатель). Булгаков С., прот. Проблема условного бессмертия: Из введения в эсхатологию. - "Путь". 1937. Ном. 52, 53. Васман Э. Итоги сравнительной психологии/Пер. с нем. Киев, 1906. Виндельбанд В. О свободе воли/Пер. с нем. СПб., 1905 (авт. - философ неокантианец). Васильев Л. Внушение на расстоянии. М., 1962 (авт. - материалистически ориентированный ученый). Вержболович О. Мир таинственных явлений. СПб., 1904. Вундт В. Лекции о душе человека и душе животных/Пер. с нем. СПб., 1894. Герней Э., Майерс Ф., Подмор Ф. Прижизненные призраки и другие телепатические явяения/Пер. с англ. Вл. Соловьева. СПб., 1893. Глаголев С. Вопрос о бессмертии души. - ВФП, 1893. Ном. 19-20. Гурьянов В. Психическая жизнь животных и ее отличие от психической жизни человека по учению Эриха Васмана. - "Странник". 1914. Ном. 11, 12. Давыдов А. Научное доказательство личного бессмертия. М., 1912. Джеймс У. О человеческом бессмертии/Пер. с англ. М., 1901. Его же. Возможно ли сообщаться с умершими?: Из отчетов Лондонского общества для психических исследований/Пер. с англ. Вступ. статья О. Лоджа. М., 1911. Дьяченко Г., прот. Из области таинственного. СПб., 1900 (авт. - правосл. духовный писатель). Зеньковский В. Проблема психической причинности. Киев, 1914. Карсавин Л. П. О личности. Ровно, 1929. Котик Н. Непосредственная передача мыслей. М., 1907. Крукс У. Спиритуализм и наука/Пер. с англ. СПб., 1972 (авт. - англ. физик). Его же. Опытные исследования над психической силой/Пер. с англ. СПб., 1872. Кудрявцев В. Д. О бессмертии души. - В кн.: В. Д. Кудрявцев. Собр. соч. Т. III. М.. 1894. Лейбниц В. Доказательство бессмертия человеческой души посредством непрерывного сорита. - В кн.: В. Лейбниц. Избранные философские сочинения. М., 1908. Лосский Н. О. Идея бессмертия души как проблема теории знания. - В кн. Н. О. Лосский. Основные вопросы гносеологии. Пг., 1919. Его же. Учение Лейбница о перевоплощении как метаморфозе. - Ежегодник русского института в Праге. 1931. Его же. О воскресении во плоти. - "Путь". Париж, 1931. Ном. 26. Лука (Войно-Ясенецкий), архиеп. О духе, душе и теле. Брюссель. 1971 (авт. - хирург и церк. деятель). Лямин А. А. Теория таинственного. М., 1911. Михаил (Семенов), архим. Бессмертие души. СПб., 1906. Митрофан (Алексеев), монах. Как живут наши умершие и как будем мы по смерти. Т. 1-3, СПб., 1889 (авт. - правосл. писатель). Муди Р. Жизнь после жизни/Пер. с англ. М., 1978 (машинопись). Навиль Э. Вечная жизнь/Пер. с фр. СПб., 1865. Певницкий В. Ф. О загробной жизни. Киев, 1903 (авт. - правосл. писатель) Его же. О воскресении мертвых. Киев, 1904. Переселение душ: Проблемы бессмертия в оккультизме и христианстве: Сб. статей. Париж: YMCA, 1935. Подмор Ф. Спиритизм: Историческое исследование/Пер. с англ. СПб., 1904. Сибатье А. Бессмертие души с точки зрения эволюционного натурализма Пер. с фр. СПб., 1898 (авт. - биолог и философ). Светлов П. Я., прот. Христианская вера в бессмертие. СПб., 1898. Седлов М. Цезарь Ломброзо и спиритизм. М., 1916. Тейхмюллер Г. Бессмертие души/Пер. с нем. Юрьев. 1895. Тихомиров Е. Загробная жизнь, или Последняя участь человека. СПб., 1911 (авт. - правосл. писатель). Трубецкой С. Вера в бессмертие. - В кн.: Собр. соч. кн. С. Трубецкого. Т.2. М., 1906. Туане П. Воскресение и бессмертие луши - "Символ". Париж, 1981, Ном. 5. Челпанов Г. В. Мозг и душа. М., 1918. Его же. Спинозизм и марксизм. М., 1927. Фаворский Д., свящ. Христианские догматы о бессмертии души и воскресении мертвых в связи с философскими учениями о загробной жизни. СПб., 1900. Фехнер Г. Жизнь после смерти / Пеp. с нем. Пг., 1915 (авт. - нем. физик и психолог). Фишер К. О свободе человека. Пеp. с нем. СПб., 1899. Фламмарион К. Неведомое/Пер. с фр. СПб., 1901 (авт. - астроном и писатель) . Его же. Люмен: (Разговоры о бессмертии души). СПб., 1907. Франк С. Л. Душа человека. М., 1917; 2-е изд. Париж: YMCA, 1964. Его же. О природе душевной жизни. - В кн.: С. Л. Франк. По ту сторону правого и левого. Париж: YMCA, 1972. Шилтов А. О бессмертии души. М., 1898 (авт. - русск. медик и религ. писатель) . Эрдминн Б. Научные гипотезы о душе и теле/Пер. с нем. М., 1911. Ямпольский С. (Б. С. Бакулин). Эсхатология. 1972 (машинопись). 6. ПРОБЛЕМЫ ЗЛА, СВОБОДЫ И ПЕРВОРОДНОГО ГРЕХА Аверинцев С. С. Теодицея. - В кн.: Философская энциклопедия. Т. 5. М., 1970. А. И. Учение Лейбница о происхождении и сущности зла. - "Вера и Разум". 1905. Ном. 2. Бугров А. Православное учение о первородном грехе. Киев, 1904 (авт. - правосл. писатель). Буткевич Т., прот. Зло, его сущность и происхождение. Харьков, 1897. Введенский Д. Учение Ветхого Завета о грехе. Серг. Пос., 1901 (авт. - правосл. библеист и богослов). Велтистов В. Грех, его происхождение, сущность и следствия. М., 1885 (авт. - правосл. богослов). Волжский А. С. (Глинка). Проблема зла у Вл. Соловьева - "Вопросы религии", В. 1. 1906 (авт. - религ. публицист). Вышеславцев В. Миф о грехопадении. - "Путь". Париж, 1932. Ном. 36. Гутверлет К. Свобода воли и ее противники/Пер. с нем. М., 1906. Кремлевский А. Первородный грех по учению блаж. Августина Иппонийского. СПб., 1902. Левицкий С. А. Трагедия свободы. Франкфурт-на-Майне, 1958. Лейбниц Г. В. Теодицея/Пер. с нем. - В кн.: Вера и Разум. 1887-1888. Лосский Н. О. Свобода воли. Париж: YMCA, 1928. Навиль Э. Проблема зла/Пер. с фр. СПб., 1868. Покровский А. Библейское учение о первобытной религии. Серг. Пос., 1901 (авт. - правосл. богослов, библеист и историк Церкви). Соловьев И., прот. Учение православной Церкви о грехе, его сущности и происхождении. М., 1910. 7. СЛОВАРИ И СПРАВОЧНИКИ Полный православный богословский энциклопедический словарь Т. 1- 2, СПб., 1912. Православная богословская энциклопедия. Т. 1 - 12 (издание вышло до слова "Константинополь"). СПб., 1904-1912. Радлов Э. Философский словарь. М., 1913. Светлов П. Я. прот. Что читать по богословию? Систематический указатель апологетической литературы на русск., нем., фр. и англ. языках. Киев, 1907. Философская энциклопедия. Т. 1-5, М., 1960-1970. ПРИМЕЧАНИЕ: Библиография по первобытной религии дана в Томе 2 - "Магизм и Единобожие". СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ Антиномия - парадоксальное утверждение, выходящее за пределы формальной логики. Антропогенез - происхождение человека. В узком смысле слова - возникновение Homo Sapiens (человека разумного). Антропоиды - человекообразные обезьяны. Апофатическое богословие - учение о Боге, определяющее, что Он не есть. Биосфера - мир живых существ, населяющих Землю. Генофонд - набор генов - материальных носителей наследственности. Гносеология - наука о познании, его путях, возможностях и границах. Демиург - буквально: мастер, создатель; в греч. философии - обозначение Божества, которое созидает мир из предвечной Материи. Детерминизм - причинная обусловленность явлений. Дискурсивное познание - рассудочный путь познания. ДНК - дезоксирибонуклеиновая кислота, главный компонент генов. Информация - мера организованности. Конвергенция - схождение, объединение, сближение. Креационизм - учение о творении каждого вида Богом. Логос - греческий термин, означающий слово, мысль, космический Разум и Закон. В христианском богословии - Лик Триединого Бога, обращенный к миру, к творению. Монизм - учение о единстве всего сущего. Ноосфера - синоним человечества, введенный В. И. Вернадским. Онтогенез - индивидуальное биологическое развитие индивида. Реликт - остаток, пережиток. Сингулярное состояние материи - состояние материи, сконцентрированной некогда в единой точке, по теории "расширяющейся Вселенной". Телеология - учение о предустановленной целесообразности. Трансформизм - учение об изменениях организмов. Трансцендентное - запредельное бытию. Божественное. Филогенез - происхождение видов. Харизма - вдохновение свыше. Хилиазм - учение о Тысячелетнем Царстве Божием на Земле в конце истории. Язычество - (от слав. "языки", "народы", эквивалента евр. "гоим") - религии внебиблейского мира. Одной, из главных форм язычества (но не единственной) был политеизм, или многобожие. Ислам, как выросший на почве "веры Авраама", к язычеству не относится.