мился защитить Иисуса от "скрежетавших зубами" иудеев. Вот логический вывод, к которому приводило читателей Евангелие Никодима. Характерной чертой всех поздних сказаний типа Евангелия Никодима было отсутствие в них этических и догматических положений. Они одинаково далеки и от мистической философии гностиков, и от призывов помогать беднякам, столь ярко выраженных в апокрифах иудео-христиан. Эти произведения никого не утешают и ничего не обещают: ни царства божия на земле, ни слияния с логосом. Они представляют собой крайнюю вульгаризацию христианства. Их читателями были новообращенные, не слишком образованные люди из городских предместий и деревень, для которых Иисус был не спасителем несчастных, а грозным божеством, способным совершать любые чудеса и жестоко карать непослушных. Антииудейские настроения, выраженные в Евангелии Никодима, не были связаны с конкретной исторической обстановкой ни в империи, ни внутри христианства. Они были проявлением общего христианского фанатизма, того самого фанатизма, который приводил к уничтожению произведений античного искусства, преследованию науки, разрушению древних храмов. Усилившаяся, а затем и победившая церковь преследовала всех нехристиан. Разумеется, эти писания не могли быть признаны церковью боговдохновенными: они были созданы намного позже новозаветной литературы, расходились с древней традицией во многих деталях и, наконец, не содержали этических поучений, т. е. не определяли норм поведения людей, что было важно и для самих верующих, и для руководителей церкви. Но читать подобные произведения не запрещалось. После признания христианства государственной религией распространилось много сказаний, посвященных разным евангельским персонажам, где переплетались отзвуки древней христианской традиции с языческими мифами и сюжетами античной литературы. Апокрифы конца II - IV вв., хотя и не были объявлены священными, наложили свой отпечаток на христианскую догматику. Эти апокрифы наглядно показывают нам тот долгий и сложный путь, который прошло христианство от первых экклесий, малочисленных и гонимых, до могущественной организации, грозившей самым тяжким наказанием всем, кто ей не подчинялся. Они свидетельствуют о том, что евангелия продолжали создаваться на всем протяжении периода раннего христианства, вплоть до утверждения канона в V в., и что христианская традиция, отраженная в этих евангелиях, в IV в. была еще более разнообразной и противоречивой, чем традиция конца I-II вв. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Анализируя не признанные церковью христианские книги, мы убедились в том, что единого, стройного христианского учения никогда не существовало, что христиане непрерывно спорили друг с другом по вопросам догматики, этики, обрядности и даже по отдельным "фактам биографии" Иисуса. Подводя итоги, можно выделить несколько наиболее важных для христиан вопросов, по которым существовали серьезные расхождения. Прежде всего, это относится к образу самого основателя нового учения. Он почитался одними (и притом самыми ранними) группами христиан как пророк, другими - как богочеловек, третьими - как предвечно существующий логос. Знаменательны и расхождения между разными группами христиан по вопросу о сущности царства божия. У первых христиан, как это видно из речения об изобилии, приведенного у Папия, из папирусного логия о воскресении мертвых, из Откровения Иоанна, существовало убеждение в том, что второе пришествие близко и, когда оно свершится, на земле установится царство добра и справедливости. В наиболее раннем из новозаветных евангелий, Евангелии от Марка, представление о вознаграждении на земле еще сохраняется. Но затем "царство божие" заменяется "царствием небесным" (Евангелие от Матфея), появляются первые описания потустороннего рая и ада (Апокалипсис Петра). Гностики идут еще дальше: они вообще отвергают идею воздаяния. Царство божие для них "вне и внутри" человека, а единственно возможное спасение - слияние индивида с этим духовным царством. Подобные гностические идеи получили отражение и в Новом завете. В Евангелии от Иоанна содержится знаменательная фраза: "Царство мое не от мира сего" (18: 36). По-разному решали христиане I-IV вв. и проблему отношений с окружающим миром, вопросы этики. Здесь диапазон расхождений был особенно широк - от крайнего аскетизма ряда христианских групп (монтанисты, сторонники Маркиона и др.) до моральной распущенности некоторых последователей гностических учений. Частью христианской этики выступало отношение к бедности и богатству. Отрицательное отношение к богатству, выраженное в Евангелии евреев, Учении двенадцати апостолов (Дидахе), некоторых ранних речениях, дошедших до нас в хенобоскионском Евангелии Фомы, сменяется со временем требованием благотворительности, учением о взаимной необходимости бедных и богатых (четко обоснованным в "Пастыре" Гермы), а в произведениях более поздних церковных писателей (например, у Иринея) и прямым оправданием существования богатства. В произведениях Нового завета отношение к богатству различно, но самым существенным в них является то, что бедные - богатые всего лишь одна из антитез окружающего христиан общества наряду с благополучными - несчастными, здоровыми - калеками и т. п. Социальный аспект не выделяется большинством авторов новозаветных книг: нищие и больные для них равнозначны. Для гностиков бедность и богатство выступали как часть еще более общего мирового разделения на противоположности, включавшего и разделение на мужское и женское, левое и правое. Реальные социальные противоречия воспринимались гностиками сквозь призму их отвлеченных построений и вневременной сущности космоса и человека. Разумеется, расхождения между отдельными христианскими группами не исчерпывались вышеприведенными вопросами. Мы отметили только наиболее существенные линии этих расхождений. Для создания правильного представления о ранней истории христианства важно иметь в виду, что, хотя среди сторонников новой религии шла непрерывная борьба различных направлений, четкого разграничения между ними не было. Эти направления взаимопроникали и влияли друг на друга. Христиане имели возможность читать произведения, созданные в самых разных христианских общинах. Такое положение существовало вплоть до выработки победившей ортодоксальной церковью списка "отрешенных" книг. Именно поэтому в произведениях Нового завета можно увидеть и следы влияния иудео-христианства, и идеи - гностиков. Во II-III вв. защитники христианства, его идеологи и богословы использовали всю эту литературу в своих сочинениях, не только споря с ней, но и ссылаясь на ее авторитет. Достаточно вспомнить Юстина, причисленного церковью к лику святых, который ссылался на рассказ Петра о суде и казни Иисуса. Апокрифические писания содержат христианскую традицию, которая не переставала развиваться и меняться на протяжении трех первых веков существования новой религии. Эта традиция отражала взгляды, интересы, чаяния разных слоев общества, среди которых распространялось христианское учение. Она впитывала в себя самые различные, часто противоречивые, черты иудейского мессианизма, восточных, особенно египетских, культов, греко-римской идеалистической философии. Христианство создавалось людьми, которые стремились найти иллюзорный выход из того социально-психологического тупика, в который зашло античное общество и античная идеология. Обилие же направлений в раннем христианстве, острота споров между их приверженцами свидетельствуют о том, что ни одно из этих направлений не могло удовлетворить всех духовных потребностей населения Римской империи. Ортодоксальная церковь победила потому, что она сумела приспособиться к реальной жизни, принять существующий порядок (и даже оправдать его) и получить в конце концов поддержку государственной власти. Но эта победа не была полной: на протяжении всего средневековья в разнообразных религиозных движениях, которые церковь называла еретическими, продолжали развиваться идеи, высказанные отдельными христианскими группами во II-III вв. Изучение писаний, которые церковь называет тайными и подложными, но которые на самом деле почитались в начале нашей эры значительным числом верующих-христиан, позволяет восстановить подлинную историю раннего христианства, понять, как создавались его "священные" книги. УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН Август Гай Юлий Цезарь Октавиан - римский император (27 до н. э.- 14 н. э.) Авель - сын Адама (библейск.) Агапий - христианский епископ в Египте (X в.) Адам - первый человек (библейск.) Адриан - римский император (117-138) Александр Македонский - царь Македонии, крупнейший полководец древности (336-323 до н. э.) Амусин И. Д. - советский историк Ангра-Манью - божество в иранской мифологии Андрей - апостол Анна - по христианской легенде, мать девы Марии Антонин Пий - римский император (138-161) Антонины - династия римских императоров (98-192) Аполлон - бог в древнегреческой мифологии Артемида - богиня в древнегреческой мифологии Атум - бог в древнеегипетской мифологии Ахура-Мазда - божество в иранской мифологии Бар-Кохба (Симон бен Косеба) - предводитель антиримского восстания в Иудее (132-135) Валаам - христианский деятель, упоминаемый в Откровении упоминаемый в Откровении Иоанна Валак - христианский деятель, Иоанна Валентин - христианин-гностик (II в.) Варнава - спутник апостола Павла Варфоломей - апостол Василид - христианин-гностик (II в.) Виктор - римский епископ (II в.) Виппер Р. Ю. (1859-1954) - советский историк, академик Гавриил - архангел (библейск.) Гай - адресат Третьего послания Иоанна Геракл - герой древнегреческой мифологии Герма - автор христианского сочинения "Пастырь" (II в.) Гермес - божество в древнегреческой мифологии Гермес Трисмегист (Триждывеличайший) Геродот - древнегреческий историк (V в. до н. э.) Гракх Тиберий Семпроний - римский народный трибун (II в. до н. э.) Давид - иудейский царь (конец XI в.-первая половина X в. до н. э.) Деметра - богиня в древнегреческой мифологии Диатреф - христианин, упомянутый в Третьем послании Иоанна Дионис - божество в древнегреческой мифологии Дионисий - основатель религиозного союза в Филадельфии (I в. до н. э.) Домициан - римский император (81-96) Древс А. (1865-1935) - немецкий философ-идеалист, историк раннего христианства Ева - первая женщина (библейск.) Евгемер - греческий писатель (III в. до н. э.) Евсевий - епископ кесарийский, автор "Церковной истории" (IV в.) Евсевий - епископ никомедийский (IV в.) Елена - спутница Симона Мага Епифаний - христианский епископ и писатель (IV в.) Жебелев С. А. (1867-1941) - советский историк, академик Зевс - божество в древнегреческой мифологии Иаков - апостол Иаков - брат Иисуса Игнатий - христианский деятель II в. Иезавель - пророчица Иероним - христианский писатель, один из "отцов церкви" Иисус Христос Иисус - христианин, прозванный Юстом (упомянут в посланиях Павла) Иоахим - по христианской легенде, отец девы Марии Иоанн - апостол Иоанн Креститель Иосиф - согласно христианской легенде, муж девы Марии Иосия - брат Иисуса Иосия, прозванный Варнавой, упомянут в Деяниях апостолов Ириней - христианский епископ и писатель (II в.) Ирод Антипа - правитель (тетрарх) Галилеи (I в.) Исида - богиня в древнеегипетской мифологии Иуда - апостол Иуда - брат Иисуса Иуда Искариот Каин - сын Адама, убивший своего брата Авеля (библейск.) Карпократ - христианин-гностик (II в.) Кибела - малоазийское божество Клавдий - римский император (41-54) Климент Александрийский - христианский писатель (конец II в.- начало III в.) Климент Римский - легендарный римский епископ Ковалев С. И. (1886-1960) - советский историк Коммод - римский император (180-192) Константин - римский император (306-337) Косидовский 3. - польский писатель Крывелев И. А. - советский историк Кубланов М. М. - советский историк Ленин (Ульянов) Владимир Ильич (1870-1924) - великий основатель Коммунистической партии Советского Союза и Советского государства, гениальный мыслитель-материалист и атеист, продолжатель учения К. Маркса и Ф. Энгельса, вождь и учитель мирового пролетариата и международного коммунистического движения Ленцман Я. А. - советский историк Лука - евангелист Лукиан - писатель-сатирик (II в.) Максимилла - пророчица Мария - по христианской легенде, мать Иисуса Мария Магдалина Марк - евангелист Марк - племянник Варнавы, упомянутый в посланиях Павла Марк Аврелий - римский император (161-180) Маркион - христианский деятель (II в.) Матерн - предводитель восстания в Галлии во II в. Матфей - апостол Минуций Феликс - один из защитников христианства (конец II в.-начало III в.) Митра - божество в иранской мифологии Монтан - христианский проповедник (конец II в.) Муратори Лудовико - итальянский исследователь (1652-1750) Нерон - римский император (54-68) Никодим - евангельский персонаж Ориген - христианский писатель (II-III в.) Павел - апостол Пантера - римский солдат, упоминаемый Цельсом Папий - христианский писатель (первая половина II в.) Перегрин - философ-киник, описанный Лукианом Петр - апостол Пий - римский епископ (II в.) - 21, 108 Плиний Младший - римский государственный деятель и писатель (конец I в.-начало II в.) Плиний Старший - римский ученый (I в. н. э.) Плутарх - древнегреческий философ-моралист и писатель (ок. 46-ок. 126) Понтий Пилат - прокуратор Иудеи (I в.) Посейдон - божество древнегреческой мифологии Приап - божество в древнегреческой мифологии Присцилла - пророчица Пта - бог в древнеегипетской мифологии Ранович А. Б. (1885-1948) - советский историк Робертсон А. - английский историк Саллюстий - римский историк (I в. до н. э.) Саломея - по христианской легенде, последовательница Иисуса Светоний - римский историк (I-II в.) Сенека - римский философ-стоик (I в.) Серапион - христианский епископ в Сирии (ок. 200 г.) Сильван - божество в древнеримской мифологии Симон - брат Иисуса Симон - персонаж христианской легенды о распятии Иисуса Симон Маг - проповедник, основатель одной из гностических групп (I-II в.) Старкова К. Б. - советский историк Сотер - руководитель римских христиан (конец II в.) Татиан - христианский писатель (II в.) Тацит Публий Корнелий - римский историк (ок. 55-ок. 120) Тертуллиан - христианский писатель (ок. 160-ок. 222) Тиберий - римский император (14-37) Тимофей - адресат двух посланий Павла Тот - божество в древнеегипетской мифологии Траян - римский император (98-117) Трофимова М. К. - советский историк Февд - пророк в Иудее (I в. н. э.) Феодорит - христианский епископ (V в.) Феофил - христианин, упоминаемый в Евангелии от Луки Филимон - адресат послания Павла Филипп - апостол Филон Александрийский - иудейский философ (I в.) Флавий Иосиф - иудейский историк (I в. н. э.) Фома - апостол Цезарь Гай Юлий - римский политический деятель и полководец (I в. до и. э.) -36, 40 Цельс - писатель (II в.), противник христиан Штаерман Е. М. - советский историк Энгельс Фридрих (1820-1895) - великий вождь и учитель пролетариата, сподвижник и друг К. Маркса, один из основоположников марксизма Эпиктет - римский философ-стоик (II в.) Юлии-Клавдии - династия римских императоров (14-68) Юлия - христианка, упомянутая в посланиях Павла Юния - родственница апостола Павла Юпитер - божество в древнеримской мифологии Юстин - христианский писатель II в. Юстиниан - византийский император (527-565) Яхве - иудейский бог