го проверке документов и обыску, причем давалось право и на обыск помещений. В случае преследования подозреваемого в нарушении границы аресты, обыски и выемки разрешалось производить и за пределами 22-километровой полосы. Пограничники имели также право высылать в административном порядке из семи с половиной километровой полосы тех, кто поселился там, по их мнению, без надлежащих разрешений14 А для "поддержания революционного порядка в пограничной полосе", т. е. для подавления антиправительственных выступлений, согласно правилам, установленным ОГПУ и НКВД, погранохрана вызывала для усмирения регулярные войска Красной армии. Надзору пограничной охраны подлежали и все суда, находящиеся в советских территориальных водах, причем преследование подозреваемых нарушителей могло продолжаться и в нейтральных водах и приостанавливалось только в территориальных водах другой страны, если судно было иностранным. Советское же судно, пытающееся нелегально покинуть пределы СССР, могло быть атаковано советской пограничной охраной на всем пути, до момента вхождения его в иностранный порт. При обнаружении на судне лиц, пытающихся покинуть Советский Союз без должных документов, задержанию подлежало все судно, если оно было советским. Иностранное же судно не арестовывалось (уводились с него лишь нелегальные эмигранты). Пограничная охрана имела право и на применение оружия, с тем единственным условием, чтобы пули не ложились на территорию иностранного государства. В 1934 году ОГПУ было включено в состав НКВД. Главное управление пограничной и внутренней охраны (ВОХР) стало входить теперь непосредственно в наркомат внутренних дел15 . На следующий год была отменена семи с половиной километровая полоса, и для въезда и выезда из 22-километровой полосы вводились новые, куда более жесткие правила16 . Например, за проживание в пограничной полосе без специального разрешения органов НКВД предусматривалось по постановлению Особого совещания заключение в лагерь на срок от года до трех лет. Такому же наказанию подлежали председатели колхозов и совхозов, коменданты предприятий и все прочие должностные лица, допустившие проживание в находившихся под их наблюдением домах незаконновъехавших. Так была оформлена система охраны границ СССР, самая дорогостоящая в мире. ПРИМЕЧАНИЯ См. С.У.РСФСР, 1917-18, ст. 539. Постановление СТО "Об учреждении пограничной охраны", от 28 мая 1918 года. См. СУ. УССР, 1919, ст. 349. Декрет СНК УССР "О частях пограничной охраны", опубл. в "Вiстях", 21 марта 1919 г. Там же, 1922, ст. 677. Про вiльний переiзд вcix громадян по теренi УССР, 22 октября 1922 г. "Право въезда в пограничную полосу и выезда из нее без разрешения органов НКВД" предоставлялось "членам ЦИК УССР, ВЦИК, наркомам и членам коллегий наркоматов, а также лицам, командируемым в пограничные зоны неко торыми наркоматами и ведомствами, на что должны бы ли указывать соответствующие документы командируе мых. См. там же, СУ. УССР, 1922, ст. 794, от 19 де кабря 1922 г. Ленин, ПСС, т. 45, стр. 337. Упомянуто в СУ. РСФСР, 1923, ст. 118. См. там же, Постановление СТО "Об улучшении материального положения пограничных войск", от 31 января 1923 г., за подписью А. Рыкова. Оклады погра ничников были разными, в зависимости от "разряда" (каковых было двадцать шесть). Первые десять разрядов считались низкими. Данное постановление распространялось и на по граничные пункты контрразведывательного отдела, в размере не свыше 500 человек. 8. В случае смерти добровольца при исполнении служебных обязанностей его семье выплачивалось еди новременное пособие в размере годового заработка по гибшего. 9. См. С.У.РСФСР, 1923, ст. 293 от 16 марта 1923 г. "Положение о наборе и службе добровольцев-красноар мейцев отдельного пограничного корпуса войск ГПУ". 10. См. там же, ст. 422. Постановление СТО, от 4 мая 1923 г., за подписью Цюрупы, "О вырубке леса в погра ничной полосе". Заготовленная таким образом древеси на, очень ценная в 1923 году, предоставлялась в рас поряжение пограничных войск для постройки кордонов и топлива. Избыток древесины получал наркомат земле делия. См. С.З.СССР, 1927, ст. 624--625. Постановление ЦИК и СНК "Об охране государственных границ СССР", от 15 июня 1927 г. См. С.У.РСФСР, 1928, ст. 40. За некоторыми исключениями это постановление не относилось к приморским курортам. См. С.З.СССР, 1929, ст. 547. См. там же, 1934, ст. 283. Постановление ЦИК, от 10 июля 1934 г. См. там же, 1935, ст. 377. Постановление ЦИК и СНК СССР "О въезде и проживании в пограничных поло сах", от 17 июля 1935 г. Приложение II ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ АМНИСТИЯХ Амнистирование советским правительством тех или иных категорий иностранцев, эмигрантов и людей, пусть и не являвшихся эмигрантами, но находившихся вне досягаемости советской власти - происходило по целому ряду причин. Иностранцев амнистировали прежде всего согласно подписанным советским правительством с иностранными государствами договорам, на условиях взаимности. В 1921 году была даже создана специальная "междуведомственная комиссия по проведению амнистии согласно международных договоров, заключенных РСФСР". В комиссию входили представители ВЧК, НКВД, НКЮ и НКИД. Председательствовал в комиссии представитель наркомата внутренних дел1. За редчайшим исключением, как например, во время войны с Польшей , под эти амнистии подпали все иностранцы (либо лица, оптировавшие иностранное подданство), являвшиеся гражданами Германии, Австрии, Венгрии, Латвии, Эстонии, Литвы, Финляндии, Турции и ряда других государств3. Амнистии тех лет были вызваны и желанием советской власти переманить на свою сторону членов антисоветских организаций и военнослужащих Белых армий и этим ослабить сопротивление большевизму как на фронтах Гражданской войны, так и в тылу. Первый опыт подобной амнистии советское правительство провело 12 июля 1919 года, когда обратилось "к лицам, случайно оказавшимся в рядах белогвардейских организаций, с призывом явиться в ВЧК с повинной". Но здесь речь шла прежде всего об антисоветских организациях, действующих на территориях, контролируемых советской властью. В надежде ослабить Белую армию ВЦИК дважды на протяжении 1920 года, в июле и сентябре, заявлял, что амнистирует офицеров, перешедших на сторону большевиков5. А в марте 1921 года украинское советское правительство амнистировало "виновных в бандитизме" в случае, если они явятся в распоряжение местных властей до 15 апреля 1921 года, сдадут оружие и дадут обещание не принимать участия в борьбе против советской власти. Кроме того, амнистированы были украинские граждане, эмигрировавшие за границу во время Гражданской войны или в связи с нею, если они возвращались на Украину и давали обещание лояльно относиться к советской власти, причем этот пункт амнистии относился как к гражданским, так и к военным лицам6. Изданная чуть позже инструкция по проведению ам- нистии указывала, что явиться с повинной эмигранты могут в любые сроки, вплоть до отмены настоящего постановления. Право устанавливать искренность раскаяния эмигрантов и "бандитов" принадлежало комитетам незаможных крестьян, но в отношении эмигрантов иструкция рекомендовала "руководствоваться не общими, а специальными... правилами, содержащимися в амнистии, причем эти правила, как ограничительные", не подлежали "распространительному толкованию". Выражение "в связи с гражданской войной" инструкция НКЮ трактовала как относящееся к лицам, "виновным как в уклонении от участия в гражданской войне на стороне трудящихся, так и участие в ней на стороне врагов рабоче-крестьянского правительства". Инструкция разъясняла, что амнистия распространяется и на приговоренных к высылке. Такие лица освобождались от ответственности. "Объявление вне закона" приравнивалось теперь к наказанию "свыше пяти лет", а, следовательно, по инструкции, заменялось, в случае добровольной явки и истинного раскаяния, пятилетним сроком заключения. Распространялась амнистия на осужденных гражданскими и военными судами, в том числе и на лиц, отбывающих сроки в РСФСР7. В ноябре 1921 года правительство РСФСР объявило об амнистии рядовых членов антисоветских организаций и Белых армий, эмигрировавших за рубеж8. Сделано это было для разрушения Белого движения изнутри, но кроме того -- из выгод пропагандистских. Амнистия, в частности, распространялась на рядовых солдат армий Колчака, Деникина, Врангеля, Петлюры, Булак-Ба-лаховича, Перемыкина, Юденича, а также на рядовых членов организации Савинкова. Все эти люди находились в приграничных советским республикам странах -- Польше, Румынии, Эстонии, Литве и Латвии и представляли для советской власти реальную угрозу". Аналогичный закон об амнистии приняла 30 ноября 1921 года советская Украина, разрешив "заблудившимся соотечественникам, томящимся на чужбине в тяжелой обстановке всеобщего отчуждения и презрения", вернуться в УССР, если они были рядовыми военнослужащими Белых армий. В дополнение к этой амнистии в апреле 1922 года правительство советской Украины разрешило вернуться на родину "всем находящимся за границей лицам украинского гражданства, кои принимали участие в военных организациях Скоропадского, Петлюры, Деникина, Врангеля и других". Они могли вернуться на Украину на общих основаниях с военнопленными. Одновременно с этим, однако, были объявлены вне закона Павло Скоропадский, Симон Петлюра, Юрко Тю-тюник, Нестор Махно, Петр Врангель, Александр Куте-пов и Борис Савинков - т. е. почти все видные руководители антисоветского движения, про которых и так было ясно, что на родину они не вернутся. Въезд на территорию УССР бывших генералов или командующих Белых армий, а также членов несоветских правительств Украины и центральных комитетов политических партий разрешался только по индивидуальным ходатайствам10. 4 ноября 1921 года, по случаю четвертой годовщины октябрьского переворота, ВЦИК постановлением за подписью Калинина амнистировал "участников Кронштадтского мятежа, рабочих и крестьян, вовлеченных в движение по малосознательности"11. А годом позже в аналогичной амнистии подчеркнул, что под нее подпадают и рядовые кронштадтские восставшие, эмигрировавшие за границу, прежде всего в Финляндию12. В мае 1923 года срок амнистии восставшим кронштадт-цам был продлен до 15 июля 1923 года под тем предлогом, что "значительная часть рабочих и крестьян, подлежащих амнистии", проживавшая "в отдаленных местностях Финляндии, не имела возможности своевре-менно заявить о желании воспользоваться названной амнистией"13. Но такой аргумент, кажется, звучал не слишком убедительно, так как территория Финляндии была крохотной. Тем не менее советское правительство продолжало заманивать к себе эмигрантов путем амнистий. И июля 1923 года была объявлена амнистия в Белоруссии, "по случаю третьей годовщины освобождения Минска". Амнистия распространялась, в частности, на "бессознательно вовлеченных" в борьбу против советской власти белорусских крестьян, ушедших за границу14. А указом от 9 июня 1924 года ноябрьская амнистия 1924 года была распространена еще и на рядовых солдат армий, ушедших в Западный Китай и Монголию15. 30 апреля 1923 года декретом ВЦИК амнистировали "карельских беженцев" и участников "карельской авантюры", т. е. население Карелии, ушедших от большевиков в Финляндию в 1921-22 годах. Как обычно, амнистированы были только рядовые граждане, а руководители "карельской авантюры", продолжавшие свою антисоветскую деятельность "за пределами Карельской трудовой коммуны", под амнистию не попали. Воспользоваться амнистией карельские беженцы могли до 1 января 1924 года, причем непременно на условиях возврата, вместе с семьями, в РСФСР16. Несколько позже срок явки с повинной был продлен до 1 мая 1924 года17, а затем до 1 января 1926 года18. Амнистии 1920-х годов не ограничены приведенным выше списком: здесь указаны лишь наиболее важные амнистии, касавшиеся ушедших за рубеж участников антисоветских движений. ПРИМЕЧАНИЯ См. СУ. РСФСР, 1921, ст. 74, от 10 февраля 1921 г., за подписями Калинина и Енукидзе. См. также СУ. УССР, 1921, ст. 583, от 12 октября 1921 г., об образовании при НКЮ междуведомственной комиссии по проведению амнистии согласно международным догово рам УССР. Окончательно упразднены эти комиссии были в 1923 г., после того как основная масса иностранцев или лиц, оптирующих иностранное подданство, покинули пределы советских республик (см., в частности, С. У. УССР, 1923, ст. 116, от 24 февраля 1923 г.). Так, под амнистию 1 мая 1920 года не подпали поляки, "как подданные государства, поднявшего[ся] на вооруженную борьбу против советской России" (см. Декреты советской власти, т. 8. Москва, 1976, стр. 143). Типичным в этом отношении был декрет ВУЦИК УССР от 11 мая 1921 года об объявлении амнистии польским гражданам (СУ.УССР, 1921, ст. 239, за под писью Петровского). Во исполнение статьи 10-й мирно го договора с Польшей, подписанного в Риге 18 марта 1921 г. и ратифицированного 17 апреля, президиум ВУЦИК, заслушав доклады наркомов юстиции и ино странных дел, даровал польским гражданам амнистию по всем преступлениям, совершенным до ратификации договора. По амнистии освобождались лица, совершившие преступления против государственного строя или без опасности Украины или в интересах Польши, а также все прочие поляки или оптанты польского гражданства, осужденные в административном порядке или за дис циплинарные проступки. Уголовные преступники подле жали выдаче польскому правительству вместе с дело производством, причем вынесенные по таким преступле ниям смертные приговоры приостанавливались. (В слу чае отказа польского правительства затребовать осужденного на казнь польского гражданина вопрос о приведении в исполнение смертной казни решался ВУЦИКом.) Сношения с польским правительством по делам, касавшимся амнистии польских граждан, могли производиться только через НКИД, и ни одно лицо или учреждение не имели права самостоятельно осуществлять выдачи или высылки поляков. Инструкции и распоря-жения, изданные ранее по делам о преследовании преступлений и проступков польских граждан -- беженцев, пленных, заложников, интернированных и других категорий - с момента публикации декрета об амнистии утрачивали свою силу. 3 июня 1921 года украинским правительством была утверждена специальная инструкция НКИД и НКЮ "О порядке применения амнистии польским гражданам" (см. СУ.УССР, 1921, ст. 240, за подписями Раковского и Буздалина). Правда, 12 июля 1919 г. No 151. См. Декреты советской власти, т. 9. Москва, 1978, стр. 7-8; там же, т. 10, Москва, 1980, стр. 156-158. См. СУ. УССР, 1921, ст. 91. Постановление Пятого Всеукраинского съезда Советов. Опубл. в газете "Bic- ти" 5 марта 1921 г. См. там же, ст. 92, за подписью наркомюста Ка нарского, от 10 марта 1921 г., Харьков. Опубл. в газе те "Bicти" 15 марта 1921 г. "Бандиты", однако, не торопились сдаваться. И 19 апреля 1921 года советское правительство Украины опубликовало постановление о продлении сроков добровольной явки "бандитов" в распоряжение местных властей до 15 мая 1921 г. (см. СУ.УССР, 1921, ст. 186, опубл, в "Вiстях"). Согласно постановлению сроки добровольной явки продлялись из- за того, что "население УССР вследствие растройства транспорта и средств сообщения не было оповещено до статочно широко об этой амнистии, в силу чего неко торые элементы, вовлеченные в бандитизм и состоящие в бандитских шайках, укрывающихся вдали от населения, будучи неосведомлены, не могли в установленный срок явиться добровольно". 8. См. СУ. РСФСР, 1921, ст. 611. Декрет ВЦИК от 3 ноября 1921 г. 9. Амнистированным предоставлялась возможность вернуться на общих основаниях с военнопленными. 10. См. СУ.УССР, 1922, ст. 287, постановление ВУЦИК от 12 апреля 1922 г. Правда, 2 января 1924 г. ВУЦИК постановил помиловать Юрка Тютюника и отменить постановление об объявлении его вне закона (см. там же, 1924, ст. 5). СУ. РСФСР, 1921, ст. 614. См. там же, 1922, ст. 820, от 2 ноября 1922 г. Там же, 1923, ст. 473, декрет ВЦИК от 22 мая 1923 г. Амнистированные участники Кронштадтского восстания получили даже право, если они того желали, оставаться за границей, зарегистрировавшись в со ветском полпредстве и запросив заграничный вид на жительство для советских граждан (см. там же, ст. 584, постановление НКИД "Правила выдачи загранич ными органами НКИД заграничных видов на жительство российским гражданам", от 5 июня 1923 г., за под писью Литвинова). См. СУ. РСФСР, 1923, ст. 795. См. там же, 1924, ст. 508, "О распространении амнистии, объявленной 3-го ноября 1921 года на всех находящихся на Дальнем Востоке, в Монголии и Запад ном Китае рядовых солдат Белых армий". Утверждено 9 июня 1924 г. См. там же, 1923, ст. 405, "Об амнистии ка рельским беженцам", от 30 апреля 1923 г. См. там же, 1924, ст. 20, "О сроке подачи за явлений о желании воспользоваться амнистией для ка рельских беженцев", от 24 декабря 1923 г. 18. См. там же, 1925, ст. 131, о предоставлении ЦИК Автономной Карельской ССР "права персональной амнистии карельских беженцев, не успевших зареги стрироваться до 1-го мая 1925 года", от 16 марта 1925 г.