оправдывающего потраченный труд.

Прежде всего, пришлось бы преодолеть огромную черновую работу - по первоисточникам. Ибо неизбежная подготовительная работа к такому исследованию едва затронута и в нужной мере не сделана. Мы не можем дать даже общую правильную схему внешнего хода проникновения их в научную мысль. Сторонники разных течений дают разные схемы, разобраться в правильности которых нельзя без новой огромной работы по первоисточникам.

Мы можем ограничиться следующим кратким выводом, для нашей цели достаточным. Ибо ясно и едва ли вызывает сомнение, что и материалистические и виталистические представления о жизни вошли в биологию в готовом виде, выросли в другой, чуждой ей области идей.

Отдельные биологические положения, которые связаны с этими представлениями, являются скорее иллюстрациями к ним, чем их доказательством или из них следствием. К тому же - насколько я могу судить - они главным образом связаны со строением отдельного организма, и тем самым выходят за пределы биогеохимии, которая занимается проявлением жизни, как целого - совокупностью организмов - в биосфере и в ноосфере, а также отражением этих последних - их строения - частью созданном жизнью, на совокупностях организмов.

Итак, в конце концов вековые философские искания философов и биологов об отличии живого и косного не дают нам научно важных указаний для признания существования сходства или отличия.

Корни их зиждятся глубоко в прошлом, в вековой культуре Запада - как теологической и философской мысли, так и бытового их отражения в науке последних столетий - главным образом наук о человеке - они проникают историков, медиков и социологов.

Это историческое прошлое - философское и религиозное - должно быть учтено и понято натуралистом, когда он подходит к этим представлениям.

Натуралист-ученый в своей научной работе должен это учитывать. Он не может относиться к этому прошлому безразлично, как это он сейчас часто делает. Ибо он не может без вреда для своей работы принимать готовые философские представления только тогда, когда они не стесняют его творческую мысль или когда они кажутся ему истекающими из наблюдаемой научной реальности.

Он, считаясь с ними, неизбежно вносит в свою научную работу следствия, которые он не сознает, не может предвидеть без углубленной критики, которая ему непосильна.

Правильным путем будет для натуралиста оставить эти философские представления о своей работе в стороне, с ними не считаться. От этого его научная работа только выиграет в четкости и ясности.

151. Но современное положение биологии и ее экскурсы в философию вредны и для философии.

Выжидательное отношение натуралиста к утверждениям философии создает среди философов впечатление, точно ученые, исходя из своих данных, признают основные положения философских течений материализма об отсутствии коренного различия между живым и косным. В общем ходе биологической мысли виталистические представления отошли так далеко в прошлое, что их реальное значение в массовой работе мало сказывается. В подавляющем большинстве натуралисты от них далеки.

Философы-натуралисты, значение которых в современной философской мысли, в мировом ее охвате, невелико, получают как будто твердую почву и успокаиваются в своих сомнениях. Это отражается на их творчестве, которое медленно замирает и вырождается в сухую формальную схоластику или в словесный талмудизм, особенно в таких случаях, как в нашей стране, где диалектический материализм является государственной философией и пользуется могучей поддержкой государственной власти, идейной и фактической невозможностью свободной его критики и свободного развития всех других философских представлений.

Но и сам официальный диалектический материализм, представляющий одну из многих форм этого течения философской мысли, такой свободой не обладает. А между тем он никогда не был систематически до конца философски выработан, полон неясностей и непродуманностей. В течение последних двадцати лет официальные его изложения не раз менялись, прежние признавались еретическими, создавались новые. Наши философы суровой дисциплиной, в которой они работают, должны были беспрекословно подчиняться под угрозой гонений и материальных невзгод этому новому, и публично отказываться от излагавшихся ими учений, признаваться в своих ошибках. Легко представить себе, какой получится результат, и как плодотворно можно было идейно работать в такой тяжелой реальной обстановке. В результате создалось положение, очень напоминающее положение православной церкви при самодержавии и постепенно упадок живой работы, работы в этой области философии, уход в безопасные области знания, издание классиков, предшественников; создалось новое развращение мысли.

152. Мне кажется, за эти 20 лет, кроме переиздания старых работ, вышедших в дореволюционный период, не вышло ни одной самостоятельной чисто философской работы и даже нет основанной на первоисточниках истории создания самого диалектического материализма.204 Такой упадок философской мысли в области диалектического материализма в нашей стране и, казалось бы, широких возможностей для ее проявления, является следствием своеобразного понимания задач философии и снижением углубленной философской работы, благодаря существованию веры среди наших философов, что достигнута философская истина, которая дальше не может измениться и подвергаться сомнению.

Это представление, по существу, чуждо и К. Марксу, и Ф. Энгельсу, не говоря уже о Фейербахе.

Оно создалось на русской почве, в среде эмиграции, и совершенно несознательно исторически выросло в государственное идейное явление, последствия которого были неожиданны и для ряда более крупных свободно мыслящих коммунистов.

Борьба кружков в конце концов незаметно и негаданно перешла в государственную философию победившего толкования диалектического материализма.

В последние 10 лет, благодаря усилению одного определенного течения, это проявляется все более и более ярко.

В результате мы видим или мы имеем вместо этого огромную литературу преходящего характера, выискивающую сознательные или бессознательные ошибки и ереси, уклонения от официально признанной государственной философии. При этом сама государственная философия в очень важных оттенках менялась в признанном за правильное толкование диалектического материализма. Такое печальное положение работы в нашей стране в области диалектического материализма при огромных материальных возможностях, небывалых никогда еще ни для одной из философий (разве для теологических - католических и мусульманских философий в средние века), неизбежно должно было произойти еще и другим путем, благодаря ряду особенностей в структуре государственной философии в нашей стране, с одной стороны - влияние кружковой эмиграции, на значение которой уже было указано, а, с другой - благодаря независящей от жизни нашей страны сложности среды, в которой создавался диалектический материализм.

153. Диалектический материализм, в той форме, в какой он проявляется реально в истории мысли, никогда не был изложен в связном виде его творцами - Марксом, Энгельсом и Ульяновым- Лениным. Это были крупные мыслители и не менее крупные политические деятели. Характерен для них широкий размах их научного знания и научных интересов, необычных для политических деятелей. Для своего времени они стояли на его уровне, и в то же время были волевыми личностями, организаторами народных масс. Они стояли активно враждебно и относились резко отрицательно к религиозным исканиям, исторически оценивая их, в конце концов, как силу, враждебную интересам народных масс и свободе научного творчества. Но в то же время они придавали огромное значение философскому мышлению, примат которого над научным не возбуждал у них никакого сомнения.

Их философская идеология теснейшим образом была связана с их политической деятельностью и накладывала печать на их научные искания и понимания. Это были прежде всего философы, выразители чаяний и организаторы действий народных масс, социальное благо которых - на реальной планетной основе - являлось целью и смыслом их жизни. Мы видим на примере этих людей - реальное, огромное влияние личности не только на ход человеческой истории, но и через нее на ноосферу.

В основу советской государственной философии были положены частью полемические сочинения, которые их авторами - Марксом, Энгельсом, Лениным, Сталиным никогда не предназначались для такой цели; их выступления по практическим и политическим вопросам жизни, в которых философия занимала иногда второстепенное место. Это были, во-вторых, черновые тетрадки, извлеченные из оставшихся после их смерти рукописей, нередко рефераты и конспекты связанные с чтением философов, которые никогда не были исторически, научно, критически изданы. Они были изданы с научным аппаратом и с пиететом верующих учеников и, как всегда бывает при этих условиях, полны противоречий, а в иных случаях, например как в "Диалектике Природы" Энгельса, принадлежность всех высказываний Энгельсу не может считаться доказанной. Немногие работы Маркса и отчасти Энгельса имеют другой характер, но они совершенно недостаточны для того, чтобы создать на них прочную постройку новой философии. Жизненная работа Маркса и Энгельса шла в другой плоскости. Маркс был крупнейшим ученым, который в "Капитале" получил свои результаты точным научным путем, но изложил их на языке гегельянской философии, самостоятельно им и Энгельсом переработанной, которая уже при их жизни не отвечала (в основном) научной методике и научным исканиям. Крупный ум мог позволить себе эту своеобразную форму изложения.

Еще при жизни Маркса - при издании последних томов его "Капитала", такое изложение было явным анахронизмом, и оно становится еще большим в наше время. По существу, конечно, важна не форма изложения научной работы, а важна реальная методика, с помощью которой изложенное получено. Форма изложения у Маркса вводит читателя в заблуждение, будто оно получено им философским путем. В действительности оно только так изложено, а в действительности добыто точным научным методом историка и экономиста-мыслителя, каким был в своей научной работе Маркс.

Оно сделалось совершенным анахронизмом, поскольку было перенесено из области политической экономии и истории в область естествознания и точных наук. Этот перенос, который уже наблюдается и в работах Маркса и Энгельса, получил совершенно особый характер при эпигонах, став государственной философией большого и сильного государства, теснейшим образом связанного с Интернационалом.

В-третьих, положение усложнялось тем, что авторами этих философских исканий были люди, или реально обладавшие диктаторской властью в небывалой раньше глубине и степени, и притом считавшие философскую идеологию диалектического материализма исходной основой своей политической и практической деятельности, или лица, как Маркс и Энгельс, свободной критике в нашей стране по той же причине не подлежащие. Фактически их выводы признаются непогрешимыми догмами, защищаются всем аппаратом государственной власти.

Застой философской мысли у нас и переход ее в бесплодную схоластику и талмудизм, пышно на этом фоне расцветающие, являются прямым следствием такого положения дел.

Это, по существу, большое историческое явление было подготовлено в нашей стране исконным подчинением - неизменном при всех изменениях государственных форм - религии государству. Официальное православие в княжеской и в царской России подготовило почву сменившей его официальной философии, приобретшей яркий облик официальной религии со всеми ее последствиями.

154. Но это исторически и по существу только бытовая сторона. Гораздо важнее лежащая в ее основе идеология и связанная с нею вера.

Диалектический материализм в резком отличии от современных форм философии исключительно далек от философского скепсиса, он убежден, что владеет универсальным методом - непогрешимым критерием философской и научной истины. В этом сказался темперамент его основоположников Маркса и Энгельса, сумевших, благодаря включению живой тогда гегельянской философии, придать своим научным достижениям жизненно действенную форму веры, а не только философской доктрины - создать политическую силу, могущую двигать массы и ярко проявившуюся в "Коммунистическом манифесте" 48-го года - в блестящем и глубоком произведении, отражающем эпоху середины прошлого столетия, когда примат философии над наукой идеологически господствовал в европейско-американской цивилизации.

В отличие от других форм материализма, с которыми он находится в коренном несогласии, диалектический материализм теснейшим образом связан в своем генезисе и в основе своих суждений с идеализмом в его гегельянской форме.

Далеко не ясно, возможно ли его считать свободным от влияния такой истории, относить его всецело к философским течениям материализма.

Насколько я знаю, этот вопрос исторически не выяснен, и в том его выявлении, какое он принял в нашей стране, идеалистические его основы сильно подчеркнуты, а материалистические являются внешним обликом.

Но это спорная область, далекая и от моих интересов, и от моих знаний, и я бы не касался этого, если бы не выяснилось у нас резкое различие философских течений материализма и диалектического материализма как раз в том их аспекте, который наиболее затрагивает натуралиста и резко сказывается на научной работе в нашей стране.

Материалистическая философия резко отличалась - и в этом была ее сила - от других философских течений нового времени тем, что она не входила в столкновение с наукой, основывалась на ее достижениях, по возможности, всецело. Она их обобщала и развивала. Продолжала, в сущности, то великое движение, которое выработалось в XVII-XVIII столетиях на основе новой науки, новой философии и новых быта и техники, которые в это время были созданы.

Материализм по существу пытался стать научной философией или философией науки. Реально это не удалось, так как в своих логических выводах он, являясь частью философии Просвещения конца XVIII столетия, когда он впервые ярко выступил на историческую арену, быстро отстал от науки того времени.

Но в аспекте этой книги важна не удача или неудача материализма в его историческом выявлении в эпоху его расцвета в конце XVIII столетия и в 1860-х годах, а основа его идеологии, которая всегда признавала примат науки над философией. Он принимал все, доказанное наукой, как обязательное для себя.

Диалектический материализм, созданный Марксом и Энгельсом, этого не принимал, и резко этим отличается от всех форм философского материализма, и с этой точки зрения ничем не отличается от идеалистического гегельянства.

Этим самым он резко отличается и от философского скептицизма, который принимает реалистическое миропредставление, как оно научно выявляется, как единственную возможность и не признает по сравнению с ним ни религиозных, ни философских представлений как ему равноценных. В отличие от философского материализма философский скептицизм не считает научное представление о реальности полным ее представлением, учитывая рост научного знания и несовершенство человеческого разума. Но для него, в данный исторический момент и в данной форме человеческого мозга, научные достижения имеют характер максимально точных достижений реальности. Диалектический материализм не исходит из данных науки, не ограничен их пределом, не основывается на них, но стремится их изменить и развить, приноравливая их к своим представлениям, исходными для которых являются законы гегельянской диалектики. Мне кажется, что эта диалектика так тесно связана со всей философией Гегеля, что через нее входят в духовную среду материализма чуждые ему построения, с точки зрения материализма - мистические, его искажающие, какой является, например, проявление диалектики в природе, в данном случае, говоря научным языком, в биосфере.

Введение диалектики природы в философский кругозор нашей страны, в ее официальную философию, в наше время огромного роста и значения науки - является удивительным историческим явлением.

Это была форма посмертного влияния работ Маркса и Энгельса, основанного на вере - официально, а не философски или научно и т. д. выраженного.

155. В нашей философской литературе резко подчеркивается и при посредстве государственной власти вводится в научную работу действенность, то есть равное значение методологической мысли и указаний философов-диалектиков для текущей научной работы.

Философы-диалектики убеждены, что они своим диалектическим методом могут помогать текущей научной работе.

Они верят в его значение для науки, но реальное проявление этой веры ей не отвечает.

Мне представляется это недоразумением. Никогда никакая философия такой роли в истории мысли не играла и не играет. В методике научной работы никакой философ не может указывать путь ученому, особенно в наше время. Он не в состоянии точно охватить сложные проблемы, разрешение которых стоит сейчас перед натуралистом в его текущей работе. Методы научной работы в области экспериментальных наук и описательного естествознания и методы философской работы, хотя бы в области диалектического мышления, резко различны. Мне кажется, они лежат в разных плоскостях мышления, поскольку дело идет о конкретных явлениях природы, то есть об эмпирически установленных фактах и построенных на научных фактах эмпирических обобщениях. Мне кажется, тут дело настолько ясное, что спорить об этом не приходится. Наши философы-диалектики на эту область научного знания не должны были бы посягать для своей же пользы. Ибо здесь их попытка заранее обречена на неудачу. Они здесь борются с наукой на ее исконной почве.

Наука пережила подобное вмешательство религиозной мысли и религиозных построений, в корне ошибочных, в эпоху Возрождения, в XVII-XIX веках. Хотя здесь борьба еще не кончена, но едва ли кто будет отрицать, что победа осталась на стороне науки, что большинство религиозных построений этого рода отошло в прошлое или по существу перестраивается, толкуется по-новому, отходит от реальности в область личной веры и толкований. Исторический опыт не был учтен официальными философами нашей страны, и они при своей прямолинейности и недостаточной научной грамотности вошли в резкое столкновение с научной мыслью и работой, которые в нашем государстве правильно поставлены идеологически высоко - наравне с диалектическим материализмом - в основу государственного строя.

Шаткость постановки на такую высоту "диалектического материализма" неизбежно отражается на реальной его силе в государственном строительстве, не отвечает реальности и неизбежно оказывается преходящей.

Начинаются столкновения с реальными требованиями жизни, которые неизбежно должны иметь те же следствия, какие произошли.. .. верховных ... 205 в старых христианских государствах.

156. В моей научной работе мне пришлось много раз сталкиваться с такого рода положением и вспоминать даже в публичных выступлениях борьбу моих предшественников научного знания прошлых столетий.

В 1934 г. малообразованные философы, ставшие во главе планировки научной работы бывшего Геологического комитета, ошибочно пытались доказать путем диалектического материализма, что определение геологического возраста радиоактивным путем основано на ошибочных положениях - диалектически недоказанных. Они считали, что факты и эмпирические обобщения, на которые опирались радиологи, диалектически невозможны. К ним присоединились некоторые геологи, занимавшиеся философией и стоявшие во главе научного руководства Комитетом. Они задержали мою работу года на два, так как Радиевый институт, во главе которого я стоял, никак не мог связаться с работой геологов Комитета и поставить исследования на прочную почву. Наконец после неосторожного выступления на публичном заседании Комитета заместителя директора по научной части профессора М. М. Тетяева, крупного геолога, указавшего публично на несовместимость диалектического материализма с выводами радиологов, можно было добиться публичной уже дискуссии по этому предмету. Это можно было сделать потому, что вся радиологическая работа Комитета его выступлением ставилась под удар. Я мог вмешаться в качестве и. о. председателя Комитета по геологическому времени, выбранному Всесоюзной Радиологической конференцией, и добиться публичного обсуждения этого вопроса. Оно состоялось под моим председательством в помещении Геологического комитета, причем я поставил условием, что мы, как недостаточно компетентные в диалектической философии, будем касаться только научной стороны явлений. На этом заседании, на котором присутствовало несколько сот геологов и философов, неопровержимо ясно для всех выяснилось поразительное незнание основных фактов и достижений в области радиогеологии всеми философами и многими геологами. Мы смогли свободно развивать нашу работу в значительной мере благодаря тому, что философские руководители Геологического комитета оказались вскоре еретиками в официальном толковании диалектического материализма и были удалены из Комитета, но они все же принесли вред - ослабили научную нашу работу на несколько лет.

Явление, которое здесь выявилось - ошибки в толковании диалектического материализма официальными представителями философии - есть обыденное и широко распространенное явление нашей жизни. Есть немногие философы, которым не пришлось отказываться от выставленных ими философских положений, объясняя это бессознательной ошибкой или сознательным, скрытым отходом от официальной философии, даже сознательным государственным вредительством. Факт широкого распространения этого явления, общего сотням наших философов-диалектиков, указывает на ясную для всякого ученого трудность приложения диалектического метода в современной научной обстановке. Ибо, как ясно из Sec. 153, по историческому ходу развития диалектического материализма, нет ни одного крупного мыслителя из его основоположников, который дал бы полную трактовку этой философии, продуманную до конца. Она создавалась ими в пылу борьбы и полемики, от случая к случаю.

Никто из них не дал цельного изложения, а сделанные такие попытки менее видными мыслителями неизменно оказывались эфемерными. В них находили ошибки, они изымались из обращения, на них нельзя было ссылаться. Так продолжалось десятки раз, и не осталось ни одного изложения, которое могло бы считаться устойчивым. Теперешнее официальное изложение как диалектического материализма, так и истории коммунистической партии, идеологией которой он является, относятся к 1936-1937 гг., и нет никакой уверенности, что через год - два они не потребуют новой переработки.

Мне пришлось встретиться и с другим проявлением этой научной обстановки. Непонятным образом Кант-Лапласовская гипотеза и признание возможности абиогенеза связались с диалектическим материализмом, и их отрицание считалось с диалектической точки зрения недопустимым. Изложение встречало цензурные затруднения. Еще в 1936 г. в моем докладе "О проблемах биогеохими" я столкнулся с возражениями этого рода на заседании Академии. А на следующий год в официальной речи на Международном геологическом конгрессе я мог установить современную ненаучность Кант-Лапласовской гипотезы и ее несовместимость с данными радиогеологии при молчаливом согласии наших геологов, в том числе и считающих себя диалектиками.

В этом случае вопрос не стоит о таком вмешательстве диалектического материализма в научную работу натуралиста, как указанное раньше.

Принципиально натуралист не может отрицать права и полезности в ряде случаев вмешательства философов в свою научную работу, когда дело идет о научных теориях, гипотезах, обобщениях не эмпирического характера, космогонических построениях. Здесь натуралист неизбежно вступает на философскую почву.

В нашей стране и здесь научная мысль находится в положении, которое мешает правильной ее научной работе. В этом случае наша научная мысль сталкивается с обязательной философской догмой, с определенной философией, которая, как мы видели, не имеет устойчивого изложения. Эта догма, при отсутствии в нашей стране свободного научного и философского искания, при исключительной централизации в руках государственной власти предварительной цензуры и всех способов распространения научного знания - путем ли печати, или слова - признается обязательной для всех и проводится в жизнь всей силой государственной власти.

1936-1938.


Сноски:

1 Именем В. И. Вернадского также названы: Государственный геологический музей, Всесоюзный народный университет биосферных знаний, Центральная научная библиотека АН УССР, Студенческий социологический центр "Ноосфера", пик в бассейне р. Подкаменная Тунгуска, кратер на обратной стороне Луны, полуостров в Восточной Антарктиде близ Моря космонавтов, гора на о-ве Парамушир (Курильские острова), подледные горы в Восточной Антарктиде, подводный вулкан в Атлантическом океане, рудник в районе озера Байкал, минерал "вернадит" [Mn4+, Fe3+, Ca, NaS(O,  OH)2n ·H2O], диатомовая водоросль, научно-исследовательское судно АН УССР "Академик Вернадский", пароход Камского речного пароходства "Геолог Вернадский", село Вернадовка близ Симферополя, станция Вернадовка Казанской железной дороги, станция метро "Проспект Вернадского" в Москве, Музей биосферы в Ленинградском отделе Института истории естествознания и техники АН СССР. Памятник В. И. Вернадскому установлен в Киеве, памятные доски на старом здании МГУ им. М. В. Ломоносова и на проспекте Вернадского в Москве, на здании Ленинградского государственного университета, а также на здании Киевского государственного университета им. Т. Г. Шевченко. За выдающиеся научные работы в области минералогии, геохимии и космохимии Академией наук СССР и Академией наук УССР присуждаются премии им. В. И. Вернадского. Золотая медаль его имени учреждена Академией наук СССР.

2 См. информацию в конце книги.

3 Schuchert С. and Dunbar С. A Text Book of Geology. N. Y., 1933. P. 80.

4 Павлов А. П. Ледниковые и межледниковые эпохи Европы в связи с историей ископаемого человека // Академическая речь, 1922. N 2.

5 Вернадский В. И. История природных вод // Избр. соч. М.: Изд-во АН СССР, 1960. Т. 4, кн. 2. С. 85.

6Там же. С. 87.

7 Микулинский С. Р., В. И. Вернадский как историк науки // В. И. Вернадский. Труды по всеобщей истории науки. М.: Наука, 1988. С. 21.

8 Деборин А. М. Проблемы времени в освещении акад. В. И. Вернадского // Изв. АН СССР. Сер. 7. Отд-ние мат. и естеств. наук, 1932. N 7. С. 543-569.

9 Вернадский В. И. По поводу критических замечаний акад. А. М. Деборина // Изв. АН СССР. Сер. 7. Отд-ние мат. и естеств. наук, 1933. N 3. С. 395-407.

10 Мы публикуем ее по изданию: Вернадский В. И. Труды по всеобщей истории науки. М.: Наука, 1988. С. 42-80.

11 Мочалов И. И. Владимир Иванович Вернадский. М.: Наука, 1982. С. 134.

12 Вернадский В. И. Несколько слов о ноосфере // Успехи современной биологии. 1944. N 18, вып. 2. С. 113-120.

13уточнить авторов

14 Я здесь и в дальнейшем буду говорить о реальности вместо природы, космоса. Понятие природы является, если взять его в историческом аспекте, понятием сложным. Оно охватывает очень часто только биосферу, и удобнее его употреблять именно в этом смысле или даже совсем не употреблять (Sec. 6). Исторически это будет отвечать огромному большинству употреблений этого понятия в естествознании и в литературе. Понятие "космос", может быть, удобнее приложить только к охваченной наукой части реальности, причем в таком случае возможно философски плюралистическое представление о реальности, где для космоса не будет единого критерия.

15 Институт Бозе в Калькутте основан индийским ученым Бозе Джегдиш Чандра (1858-1937) в 1917 г. Институт занимался исследованием проблем физики, биофизики, неорганической и органической химии, биохимии, физиологии растений, селекции, микробиологии и др. - Ред.

16 Донные живые организмы действительно обнаружены на всех глубинах Мирового океана, в том числе и превышающих 11 км. (см.: Г.М. Беляев, Фауна ультраабиссали Мирового океана, М.: Наука, 1966; он же, Глубоководные океанические желоба и их фауна, М.: Наука, 1989). - Ред.

17См., например, Лукреций Кар [О природе вещей, кн. 2, М., 1913, стр. 54].

18О декамириадах см.: В.И. Вернадский, О некоторых очередных проблемах радиогеологии, - Известия АН, 7 серия ОМЕН, 1935, 1, стр. 1-18. [См. также: В.И.Вернадский, Избранные сочинения, М., 1954, том 1, стр. 659].

19На эволюцию нервной ткани как непрерывно шедшую в течение всей геологической истории биосферы не раз указывалось, но, сколько знаю, она не была научно и философски проанализирована до конца. Так как здесь вопрос идет не о гипотезе и не о теории, то факт ее эволюции не может отрицаться - можно возражать лишь против объяснения. Признание принципа Реди ограничивает число объяснений.

20Персистенты... См.: В.И.Вернадский, Химическое строение биосферы Земли и ее окружения, М., 1965, стр. 269. - Ред.

21 Более точные стратиграфические исследования, проведенные в разных частях нашей планеты за послевоенное сорокапятилетие заставляют несколько изменить представление о "критических эпохах" в истории Земли. Орогенические явления, а также трансгрессии оказались весьма разновременными на разных материках и даже в отдельных частях крупных материков. [См.: Тектоника Евразии (М.: Наука, 1966), А.Л. Яншин, О так называемых мировых трансгрессиях и регрессиях (Бюл. МОИП, 1973, 2)]. Однако вспышки вулканической деятельности на территории современных континентов в истории Земли несомненно имели место. Судя по подсчетам масс вулканических продуктов, которые были произведены А.Б. Роновым, на протяжении последних 600 млн лет они имели место в среднем девоне, в конце карбона - начале перми, в конце триаса и менее значительное в середине мелового периода и в неогене. Каждая такая вспышка вулканизма приводила к общепланетным изменениям состава атмосферы - к увеличению содержания в ней CO2 и уменьшению содержания кислорода, что влекло за собой, с одной стороны, понижение температуры, доходившее до появления полярных ледниковых шапок, а с другой - бурное развитие растительности и возврат кислорода в атмосферу в результате процессов фотосинтеза. [См.: М.И. Будыко, Климат и жизнь (М., 1974)]. По-видимому, в эти эпохи создавались "важнейшие и крупнейшие изменения структуры живого вещества", т.е. они были "критическими" в том смысле, который придавал этому слову В.И. Вернадский. - Ред.

22 Многочисленные находки мелких млекопитающих известны теперь из отложений различных горизонтов верхнего и верхов нижнего мела, а наиболее древние остатки примитивных млекопитающих обнаружены даже в отложениях триаса. Однако бурное эволюционное развитие этого класса позвоночных началось после вымирания динозавров в палеоцене, чем в значительной мере и определяется граница мелового и палеогенового периодов истории Земли. - Ред.

23Принцип был сформулирован П. Кюри (1859-1906), но совершенно ясно интуитивно был сознан и выражен Л. Пастером (1822-1895). Я его выделил здесь как особый принцип (L. Pasteur, Oeuvres, v. 1, Paris, 1922; P. Curie, Oeuvres, Paris, 1908).

24Удивительно, что явление "правизны" и "левизны" осталось вне философской и математической мысли, хотя отдельные великие философы и математики, как Кант и Гаусс, к нему подходили. Пастер явился совершенным новатором мысли, и чрезвычайно важно, что он пришел к этому явлению и сознанию его значения исходя из опыта и наблюдения. Кюри исходил из идей Пастера, но развил их с точки зрения физической. О значении этих идей для жизни см.: В.И. Вернадский, Биогеохимические очерки (1922-1932), М.-Л., 1940; [Большая часть опубликована в кн.: В.И. Вернадский, Труды по биогеохимии и геохимии почв, М., 1992, с. 22-271]; он же, Проблемы биогеохимии, вып. 1, М.-Л., 1935; [В.И. Вернадский, Проблемы биогеохимии. - Труды Биогеохимической лаборатории, т. 16, М., 1980, стр. 10-54].

25Математическая мысль давно признала одинаковую допустимость в окружающей нас реальности искания проявлений неевклидовых геометрий. Вероятно, мысль об этом была ясна самому Евклиду, когда он отделил постулат параллельных линий от аксиом. Лобачевский (1793-1856) пытался для космических просторов доказать существование треугольников, выведенных им, исходя из неприятия этого постулата. Мне кажется, А. Пуанкаре (La science et l'hypothese, Paris, 1902, p. 3, 66) наиболее ярко подчеркнул возможность искания проявлений неевклидовой геометрии в нашей физической среде. Этот вопрос не возбуждал сомнений при брожении мысли, вызванной А. Эйнштейном (Ср.: A. Einstein, Geometrie und Erfahrung; erweiter'e Fassung des Festvortrages, Berlin, 1921). Можно возразить, что в этих случаях как будто допускалось, tacito consensu (молча принималось), что геометрия, та или иная, во всей реальности одна и та же, между тем как в данном случае дело идет о геометрической разнородности пространства в нашей реальности. Пространство жизни иное, чем пространство косной материи. Я не вижу никаких оснований считать такое допущение противоречащим основам нашего точного знания.

26 Земля в целом имеет также необратимое развитие, как показывают работы с радиоактивным определением возраста пород раннего докембрия. Биологическая эволюция отличается резко иным темпом развития (см.: А.Л. Яншин. Эволюция геологических процессов в истории Земли. Л.: Наука, 1988). - Ред.

27Быстрое изменение наших знаний благодаря археологическим раскопкам дозволяет надеяться на очень большие изменения в ближайшем будущем.

28 C. Schuchert and C.O. Dunbar, A Text Book of Geology (New York, 1933), p.80.

29 А.П. Павлов, Геологическая история европейских земель и море в связи с историей ископаемого человека (М.-Л., 1936) с.105 и сл.

30 Агассис высказал эту мысль в полемической работе, направленной против дарвинизма (L. Agassiz, An Essay of classification, London, 1859). Может быть, с этим связано то, что она не достигла того влияния, какое могла оказать, [несмотря на] многие важные соображения, в ней находящиеся.

31Философия Востока, главным образом Индии, в связи с происходящей в ней новой творческой работой под влиянием вхождения в индийскую культурную работу западной науки, представляет в науках о жизни значительно больший интерес, чем западная философия, глубоко проникнутая - даже в материалистических ее частях - глубокими отголосками еврейско-христианских религиозных исканий.

32 J. Ortega-y-Gasset, The Revolt of the Masses. London, 1932, p. 19, pass.

33Время максимума последнего оледенения определяется сейчас методами радиоуглеродной геохронологии в 18-20 тыс. лет. До Москвы оно не доходило, а только до Валдайской возвышенности; в окрестностях Ленинграда ледниковый покров растаял около 10-12 тыс. лет назад. - Ред.

34 Череп из пещеры Пильтдаун, собранный из фрагментарных остатков в 1912 г. Чарлзом Даусоном, подделан или им самим, или другим легкомысленным антропологом. Это - череп вполне современного человека с челюстями человекообразной обезьяны (F.C. Howell. Early man. New York. 1965, p. 24-25) - Ред.

35 Синантроп жил 350-400 тыс. лет назад, т.е. в среднем плейстоцене, несколько позднее, чем думал В.И. Вернадский. Однако его предположение о том, что род Homo существовал уже "несколько миллионов лет тому назад", оказалось правильным. Известные раскопки доктора Л. Лики в ущелье Олдовай на границе Кении и Танзании, широко освещавшиеся в научных и научно-популярных журналах, показали, что в Восточной Африке примитивный человек, отнесенный к особому виду Homo habilis (человек умелый), несомненно жил 1800-1900 тыс. лет назад. Более поздние находки Р. Лики на восточном берегу озера Рудольфа привели к широко распространившемуся мнению, что человек в Восточной Африке жил еще 3 млн. лет назад, однако последняя цифра не является достоверной, поскольку фрагментарные остатки черепа найдены в осыпи и точно не известно, из какого слоя они происходят. Современный вид Homo sapiens (человек разумный) появился 40-45 тыс. лет назад не в Африке, а в достаточно северных широтах Европы и Азии, вероятно не без влияния и приспособления к экстремальным условиям ледниковой эпохи [См.: И.К. Иванова. Геологический возраст ископаемого человека. (М., 1965); то же на немецком языке (Stutgart, 1972)] - Ред.

36H.F. Osborn. The Age of Mammals in Enrope, Asia and North America. New York, 1910.

37 В.И. Вернадский. Мысли о современном значении истории знаний. Доклад, прочитанный на Первом заседании Комиссии по истории знаний 14.X.1926 г. - Труды Комиссии по истории знаний. т. 1, Л., 1927, стр. 6.

38 Благо государства - высший закон. - Ред.

39G. Sarton. Introduction to the History of Science. V.1, Cambridge, 1927; V.2, 1931.

40 Это неизбежно должно привести к новым формам государственной жизни, так как сейчас создались государственные препятствия свободной научной мысли (Sec. 28) при одновременном чрезвычайном росте значения науки в государстве.

41 Во вводной лекции моей в Московском университете 33 года назад - в 1902/1903 академическом году, несколько раз перепечатанной ([Лекция "О научном мировоззрении"], "Вопросы философии и психологии", кн. 65 [V]. М., 1902, стр. 1410-1465; Сборник по философии естествознания. М., 1906, стр. 104-157; Очерки и речи, т. II, Пг., 1922, стр. 5-40), я пытался выяснить структуру науки. Многое теперь пришлось бы в ней изменять, но основа мне представляется правильной. Настоящая книга отчасти является последним результатом моих размышлений и изысканий, первым выражением которых послужила моя речь 1902 г.

42 Бессознательной в том смысле, что научный результат или явление жизни, которое создает научно важный или нужный факт (или обобщение), этой цели при своем создании или проявлении не имело.

43 Ch.A. Julien. Histoire de l'Afrique du Nord. Tunisie, Maroc, Algrie. Paris, 1931. p.178. О значении этого явления см.: S. Gsell. "Memoires de l'Acad. de Inter", 1926, 43; E.F.Gautier. Les Sieges Obscurs du Maghzeb. Paris, 1927. p.181.

44 Нельзя забывать, что книгопечатание было открыто в Корее за несколько столетий до Костера и Гутенберга и широко использовалось в китайском государстве. Там не было, однако, того фактора, который придал ему жизненную силу: в Корее и Китае в ту пору отсутствовала живая научная работа.

45 Сам Анри Беккерель считал, что он взял уран только потому, что этот элемент изучался его дедом и отцом (Sec. 55).

46 Эрстед открыл электромагнетизм в 1820 г. (H.C. Oersted. The Discovery of Electromagnetism made in the Year 1820. Copenhagen, 1920).

47 Явление, открытое Гальвани, было правильно объяснено Вольтом. Объяснение Гальвани было неверно, но "гальванизм" с неисчислимыми последствиями до учения об электричестве, открыт им (о нем см.: J.L. Alibert. Eloge Historique de Louis Galvani. Paris).

48Интересно, что значение этих открытий в приложении к жизни было признано десятки лет спустя после смерти Максвелла, Лавуазье, Фарадея, Менделеева, Ампера.

49Р. Аркрайт... [Arkwright, Richard (1732-1792) - английский механик, изобретатель шелкомотальной машины. - Ред.]; Грамм Зеноб Теофиль... [Gramme (1826-1901) - бельгийский электротехник, один из изобретателей динамомашины - Ред.].

50 A. Clark. The New Evolution. Zoogenesis. B., 1930.

51"Мыслящий тростник" - из стихотворения Ф.И. Тютчева - Ред.

52История геологических делений в связи с их характером развилась ощупью. Сказать, например, о длительности процессов вулканических извержений, застываний лакколитов и т.д. Оттенить, что человечество могло играть геологическую роль.

53Средняя длительность каждого из большинства геологических периодов 45-65 млн. лет, т.е. 450-650 декамириад - Ред.

54В.И. Вернадский. Проблемы биогеохимии, вып. 2. О коренном материально-энергетическом отличии живых и косных естественных тел биосферы. М.-Л., 1939, стр. 34. - Ред.

55См. статью "Правизна и левизна" (В.И. Вернадский. Философские мысли натуралиста. М.: Наука, 1988). - Ред.

56См.: J.D. Dana. Crystacea. With Atlas of Ninety-Six Plates, v.2. Philadelphia, 1855, p.1295; Ämerican Journal of Science and Arts". N.H., 1856, p.14.

57 В настоящее время история развития гоминид выяснена гораздо полнее. Наиболее древний (женский) скелет, относящийся к роду Homo, обнаружен в Эфиопии в слоях, имеющих возраст около 2.4 млн лет. Последний вид этого рода - Homo sapiens, к которому принадлежим и мы, появился 45-50 тыс. лет назад в позднем палеолите. - Ред.

58Mandibles of Peking Man. - Nature, 1937, v.139, N 3507, p.120-121; cp. F. Weidenreich. The Mandibles of Sinanthropus Pekinensis: a Comparative Study (Paleontologia Sinica, Series D, 7. Fasc., 3, Nanking and Peping: National Geological Survey).

59 G.E. Smith, Human History. N.Y., 1929.

60 Доклады Н.И. Вавилова заставляют очень углублять время создания земледелия. [См.: Н.И. Вавилов. Центры происхождения культурных растений. Л., 1926. Сейчас выяснено, что предок современного человека - синантроп, живший около 400 тыс. лет назад, уже знал употребление огня. Начатки земледелия также появились более 100 тыс. лет назад. - Ред.].

61Независимость древнеиндийской математической мысли от древнеэллинской очень сомнительна. Однако нельзя упускать из виду, что употребление нуля, чуждого эллинской математике, известно в древнеиндусском культурном мире уже в VII в. до Р.Х., может быть раньше. С этой точки зрения обращает на себя внимание знание нуля в Перу уже в VII в. до Р.Х. См.: F.N. Ludendorff.

62O. Neugebauer, Vorlesungen über Geschichte der antiken mathematischen Wissenschaften, Erster Band, "Vorgriechische Mathematik", Berlin, 1934. [См. также: О. Нейгебауэр. Точные науки в древности. М., 1968.]

63 Теория миграций в последнее время была выдвинута Г.Э. Смитом в ряде работ с 1915 г. (G.E. Smith. The Migrations of Early Culture, N.Y., 1915; cp.: G.E. Smith, Human History, N.Y., 1929; см. также работу его ученика W. Perry. Children of the Sun. A Study in the Early History of Civilization. With Sixteen Maps, London, 1923).

64Плювиальные, т.е. влажные, эпохи соответствовали более теплым межледниковым эпохам. Последняя из них была во время так называемого голоценового климатического оптимума, 8-10 тыс. лет назад. В это время на месте Сахары расстилалась саванна с богатым животным миром [См.: А. Лот. В поисках фресок Тассили. М.: Изд-во Восточ. лит-ры (1962) и более поздние работы того же автора (1973, 1984); Л.С. Берг. Избранные труды, т.II. Физическая география. М. (1958)] - Ред.

65Характер движения в связи с движением научной мысли хорошо выявляется для понимания основ у R. Rolland (La vie de Ramakrishna. Paris, 1929; он же. La vie de Vivekananda et l'Evangile universel, t. I-II. Paris, 1930; S. Radhakrishnan. Indian Philosophy, t. I-II. London, 1929-1931). Это движение связано с глубоким религиозным творчеством.

66См. работы O. Neugebauer.

67 См.: В.И. Вернадский. Проблемы биогеохимии, вып. II. М., 1939, с. 9-10. [Или: В.И. Вернадский. Проблемы биогеохимии. - Труды Биогеохимической лаборатории, т. 16, М., 1980, с. 55-84 - Ред.].

68 В.И. Вернадский. Проблема времени в современной науке. - Известия АН. 7 серия ОМЕН, 1932, 4, с. 511-541; на франц. яз.: Le probleme du temps dans la science contemporaine. Suite. - Revue generale des sciences pures et appliquees. Paris, v. 46, 7, p. 208-213, 10, p.308-312. [Или: В.И. Вернадский. Философские мысли натуралиста, М., 1988, с. 228-273 - Ред.].

69 См. отдел четвертый, Sec. 128. -Ред.

70 Это название, употребленное Леруа и другими, представляется мало удачным, так как аналогично этой области научно-познаваемого меняется не только физика, но и биология или химия. Правильно сохранить название "атомистика", учитывая и явления ядра атомов.

71 E. Rutherford. Zusammenfassende Vortäge zum Haupthema: "Radioactivität"; Lord Rutherford of Nelson - Cambridge; Erinnerungen an die Frühzeit der Radioactivität (Remeniscences of Early Days in Radioactivity). - Zeitschrift für Electrochemie und Angewandte Physikalische Chemie. 1932, Bd. 38, 8a, S. 476.

72 Об истории открытия Рентгена, которое не могло быть понято в своей сущности без открытия Беккереля и его последствий, см.: M. V. Laue. Ansprache bei Eröffnung der Physikertagung in Würzburg. - Physikalische Zeitschrift, Bd. 34. Leipzig, 1933, S. 889-890; O. Glasser. Wilhelm Conrad Röntgen und die Geschichte der Röntgenstrahlen. - Berlin, 1931, S. 162. Ср. новую литературу, связанную с политикой против свободомыслящего Рентгена: J. Stark. Zur Geschichte der Entdeckung der Röntgenstrahlen. - Physikalishe Zeitschrift, 1935, Bd. 36; А. Ф. Иоффе. Вильгельм Конрад Рентген. - Успехи физических наук, 1924, т. IV, вып. 1, стр. 1-18; M. Wein. Zur Geschichte der Entdeckung der Röntgenstrahlen. - Physikalische Zeitschrift, 1935, Bd. 36, S. 536; Г. Гариг. Юбилей Рентгена в "третьей империи". - Архив истории науки и техники. М.-Л., 1936, вып. VIII, стр. 301-308. Проф. Гудсопид (Goodspeed) имел рентгенограммы раньше Рентгена, но не возбудил вопроса о приоритете, так как он, как и многие другие раньше Рентгена, прошел мимо открытия.

73 H. Becquerel. "Comptes rendus hebdomadaires des seances de l'Acadmie des sciences. Paris, t. 122, 1896, p. 501-503, 559-564, 688-694, 762-767, 1086-1088.

74 Д. Д. Томсон. Кембридж. Работа об открытии электрона [The Corpuscular Theory of Matter. London. 1907. - Ред.]. (См.: блестящий исторический очерк открытия электрона: Compton. The Electron, its Intellectual and Social Significance, - Nature, 1937, v. 39, N 3510, p. 231). Крукс прошел мимо наблюдавшегося им электрона, близок к нему был О. Ричардсон, но Томсон работал в атмосфере [идей] радиоактивности.

75 Мне кажется, что само такое допущение случайности этого совпадения сейчас научно неправильно. Мы вышли уже из того времени, когда это было возможно. Оно связано с представлениями о случайности научных открытий. Но наука, в том числе и физика, есть проявление организованности ноосферы, ход ее развития есть научно выражаемый природный процесс. "Случайности" в нем быть не может, пока мы не выходим из рамок научного мышления.

76 Очень любопытна история семьи Беккерелей. Поколения занимались фосфоресценцией, явлениями свечения и электризации. Сам Беккерель считал, что если бы он не взял изучение солей урана, в семье наследственное, то открытие радиоактивности произошло бы, может быть, намного позже. Но практически к этому подходили. (В. И. Вернадский. Задача дня в области радия. - Известия АН, серия 6, СПб., 1911, 1, стр. 61-72). [Или: Избр. соч. в 5-ти тт., Т. 1, - М.-Л., 1954, стр. 620-628; Начало и вечность жизни. М., 1989, стр. 196-220. - Ред.].

77 H. Becquerel. Op. cit.

78 Еще во введении к курсу истории естествознания, читаемом в Московском университете в 1902 г., я пытался подчеркнуть основное значение этой черты научного знания, отсутствующей в других проявлениях духовной жизни человечества. Я в общем остаюсь в этом вопросе на той же точке зрения, которую я тогда высказал. [Имеется в виду лекция "О научном мировоззрении". - Ред.].

79 Роль Пуанкаре. Первая работа Эйнштейна. См. об Эйнштейне: D. Reichinstein. Albert Einstein, sein Lebensbild und seine Weltanschauung. Praga, 1935.

80 См. книгу "Наше общее будущее. Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию" (М.: Прогресс, 1989). В 1987 г. эта книга была издана в Копенгагене на шести языках. - Ред.

81 Это было написано в 1938 г. В последние десятилетия развитые государства, в том числе СССР, выделяют на развитие фундаментальных теоретических иссдедований крупные средства. - Ред.

82 Фраза не закончена. - Ред.

83 Со времени написания этой работы прошло более полувека. В последнее двадцатилетие логика научного знания получила значительное развитие в трудах Римского клуба, в работах многих ученых, в том числе советских. - Ред.

84 Слова из послания апостола Павла к галатянам (кельтам), символизирующие равенство последователей раннего христианства. - Ред.

85 Дать примеры... [В материалах к рукописи они не найдены - Ред.].

86 После второй мировой войны, которая закончилась применением ядерного оружия, это сознание ответственности за результаты своих научных исследований в мировой среде ученых еще более окрепло (организация Всемирной федерации научных работников и ее устав, "Хартия научных работников", Пагоушское движение и т.п.). Ученые всего мира выступили борцами против войн, за ядерное разоружение, за сокращение обычных видов вооружения до минимальных размеров. - Ред.

87 Странным образом, еще очень часто приходится слышать, что наука не знает ни добра, ни зла, - не знает, как не знает его природа. Как будет указано (Sec. 101), природа, когда дело идет о живом, совпадает с биосферой. "Добро" и "зло" есть также создание ноосферы, как и все другое. Возможна научная мораль, имеющая место в ноосфере, слабым выражением которой является утилитарианская мораль Брентама и его последователей. Развить в конце книги.

88 Задуманная В.И. Вернадским глава "О морали науки" написана не была. - Ред.

89 Об аксиомах см.: A. Eisler. Wörterbuch der philosophischen Begriffe Historisch-quellenmässig bearb. - Aufl. Hrsg. unter Mitwirkung der Kunstgesellschaft, Bd. 1. Berlin. 1927. S. 161.

90 Уваров очень определенно говорил об этом ректору Московского университета Двигубскому в 1832 г. Он говорил "о политической религии" с двумя непререкаемыми, подобно христианству, догматами: самодержавие и крепостное право (см.: Н. Барсуков. Жизнь и труды М. Н. Погодина, кн. 4, СПб., 1891, стр. 98; А. Ивановский. Иван Михайлович Снегирев. Биографический очерк. СПб., 1871, стр. 113-115).

91 Я не делаю здесь различия между метафизическими и философскими представлениями, которые одинаково отражаются на научных концепциях и с ними одинаково надо считаться.

92 Ср.: S. Radhakrishnan. Indian Philosophy, v. II. London, 1931, p. 778.

93 Очень ярко это сознавалось и неоднократно высказывалось и нередко так научно работал Г?те [1749-1832].

94 Археологические раскопки и успехи истории Древнего Востока и Египта меняют наши представления. Историческая критика древних греческих авторов и углубление в весь материал, ей доступный, заставляют отбрасывать скепсис, который из нужного и полезного нередко приводит к ошибкам и бесплодию знаний в этой области. История техники показывает нам огромную сумму научного знания, о котором еще 10-20 лет назад не решались и говорить. Цивилизация 5-4 тыс. лет до н.э. представляется нам сейчас несравнимо более значительной, чем мы это думали еще недавно. Но главное, конечно, - открытие древних научных записей. Расшифровка численных табличек халдеев, ясно указывающая на высокий уровень науки, открыла ряд совершенно неожиданных научных знаний в этой среде, о которых мы не подозревали. В отношении халдеев важно, что в течение веков была совместная работа (по этому поводу см.: R. Archibald. Babylonian Mathematics. - Ïsis", 1936, v. 26, p. 63-81; O. Neugebauer. Uber Vorgriehische Mathematik (Hamburger Mathematische Einzelschriften) Hf. 8. Leipzig. 1929; он же. Vorlesungenuber Geschichte der Antiken Mathematischen Wissenschaften. Erster Band. Vorgriechische Mathematik. Berlin. 1934. О значении работ О. Нейгебауэра см.: R. Archibald, Op. cit., p. 65-66. [См. также: О. Нейгебауэр. Точные науки в древности. М., 1968].

95 Возможно, что в логике атомистиков ( Демокрита?), мало обращавшей на себя внимание, мы находим начало того нового понимания логики, которое выявляется ходом развития новой науки ХХ столетия. См. для эпикурейской логики... [Так у автора - Ред.].

96 W. Jaeger. Aristotle. Fundamentals of the History of his Development. Transl. with Auther's Corr. and Addit. by R. Robinson. Oxford, 1934, p. 369-370.

97 Имеется в виду статья "О логике естествознания". - Ред.

98 Таковы "логики" философов, таких, как Гегель, психологическая логика. Нечего и говорить о логиках нереальных, как "логика ангелов", если бы они были, Каринского. См. М.И. Каринский. Журнал Министерства народного просвещения. [Ссылка не найдена - Ред.

99 Было и другое предание, указывающее, что полное собрание сочинений Аристотеля было в библиотеке в Александрии при Птолемее Филадельфе (309-246 гг. до Р.Х.). Состояние вопроса см.: Ueberwegs Grundriss der Geschichte der Philosophie etc. (Tl. 1. Die Philosophis des Altertums. Herausgegeben von Dr. K.Praechter). Berlin, 1926, S. 365-366. (Cp. Kl. Usuner. Schriften, II, S. 307 и сл.; III, S. 151 и сл.)

100 Я основываюсь на выводах В. Егера, учитывая и другие живые представления об этой замечательной эпохе в истории человеческой мысли. Ср.: W. Jaeger. Aristotle. Op. cit., p. 326, 330, 334, 336, 339.

101 W. Jaeger. Op. cip., p. 369-370.

102W. Jaeger. Ibid, p. 405.

103 См.: В.И. Вернадский. Биосфера. Л. 1926. [В кн.: В.И. Вернадский. Живое вещество и биосфера. М., Наука, 1994, с. 315-401]; он же. Проблемы биогеохимии, вып.1. М.-Л., 1935. [В.И. Вернадский. Проблемы биогеохимии - Труды Биогеохимической лаборатории, т.16. М., 1980, с.10-54]; он же. Биогеохимические очерки (1922-1932). М.-Л., 1940. [В.И. Вернадский. Труды по биогеохимии и геохимии почв. М., 1992, с.22-271]; Ср.: E. Le Roy. L'exigence idealiste et le fait de l'evolution. Paris, 1927. p. 102, 111, 155, 175.

104 См. В.И. Вернадский. Очерки геохимии. М., 1934, с.51-64. [В.И. Вернадский. Труды по геохимии. - М., 1994, с.203-236.]

105 Я вернусь к этому вопросу ниже. [см. Sec. 142. - Ред.]

106 Слово "ноосфера" и соответствующее понятие создано Э. Леруа. См.: E. Le Roy. Les origines humaines et l'evolution de l'intelligence. Paris, 1928, p. 46.

107 В области геологических (и биологических) наук можно оставить в стороне в научной работе представления о реальности, которые создаются теорией познания и которые сейчас так учитываются, например, в физике. В этих науках не существует таких дедуктивно выведенных из научной теории представлений, какие мы имеем в области многих физических явлений, позволяющих рассматривать их - с некоторой пользой - философскими методами. Но и для физики этот философский подход имеет по существу второстепенное значение.

108 Только на наших глазах - в ХХ столетии - достигнуто бурением и извлечено вещество с глубин, превышающих уровень геоида, реально раньше не достигавших [из-за] естественных отклонений этого уровня. Значительные углубления - в шахтах - начались в XVII столетии. Идея Парсонса (1935) - максимальные бурения - сейчас реальны.

109 Подобно биосфере, являющейся одной из оболочек земной коры, закоровые глубины указывают нам закономерные концентрические области - естественные тела. См.: В.И. Вернадский. Очерки геохимии. М., 1934, с. 51-64; [В.И. Вернадский. Труды по геохимии. М., 1994, с. 203-236.]

110 E. Le Roy. Les origines humaines et l'evolution de l'intelligence. 111. La noosphre et l'hominisation. Paris, 1928. p.37-57.

111 См. В. И. Вернадский. Химическое строение биосферы Земли и ее окружения. М., 1965; М., 1987, гл.XXI.

112 Я вернусь позже к этому процессу. Здесь же отмечу мысль Леруа (1928): Deux grands faits, devant l'esquels tous les autres samblent presque svanouir, dominent dans l'histoire passe de la Terre: la vitalisation de la matire, puis l'hominisation de la vie. - Op. cit., p.47. Два больших факта, перед которыми все другие кажутся почти сглаженными, преобладают в истории Земли: оживление материи и очеловечивание жизни. Первый - гипотетичен, но начало второго мы ясно видим.

113 Это "строение" очень своеобразно. Это не есть механизм и не есть что-нибудь неподвижное. Это - динамическое, вечно изменчивое, подвижное, в каждый момент меняющееся и никогда не возвращающееся к прежнему образу равновесие. Ближе всего к нему живой организм, отличающийся, однако, от него физико-геометрическим состоянием своего пространства. Пространство биосферы физико-геометрически неоднородно. Я думаю, что удобно определить это строение особым понятием организованность. См. 4. Ср.: В.И.Вернадский. Проблемы биогеохимии, вып. 1. Значение биогеохимии для изучения биосферы. Л., 1934. В.И.Вернадский. Проблемы биогеохимии. - Труды Биогеохимической лаборатории, т. 16, М., 1980, с.10-54.

114 Понятие биогеохимической энергии введено мною в 1925 г. в до сих пор ненапечатанном докладе фонду Р. Розенталя в Париже (фонд теперь не существует). Этот фонд дал мне возможность спокойно отдаться работе в течение двух лет. В печати оно дано мною в ряде статей и книг: Биосфера. Л., 1926, с.30-48; tudes biogochimiques. 1. Sur la vitesse de la transmission de la vie dans la biosphre. - Известия АН, 6 серия, т.20, 9, с.727-744; tudes biogochimiques. 2. La vitesse maximum de la transmission de la vie dans la biosphre. - Известия АН, 6 серия, 1927, т.21, 3-4, с.241-254; О размножении организмов и его значении в механизме биосферы. Ст.1-2. - Известия АН, 6 серия, 1926, т.20, 9, с.697-726, 12, с.1053-1060; Sur la multiplication des organismes et son rle dans la mecanisme de la biosphre, p.1-2. - "Revue gnrale des sciences pure et appliques. Paris, 1926, t.37, 23, p.661-698; p. 700-708; Бактериофаг и скорость передачи жизни в биосфере. - Природа, 1927, 6, с.433-446.

Отчет фонду Р. Розенталя "Живое вещество в биосфере" см.: В. И. Вернадский. Живое вещество и биосфера. М., 1994, с.555-602.

115 В. И. Вернадский. Биосфера, с.30-48. См.: В.И. Вернадский. Живое вещество и биосфера, М., 1994, с.330-341; О размножении организмов в механизме биосферы. - Op. cit., 9, p.697-726; 12, p.1053-1060. Опубл. под назв. "О размножении организмов и его значении в строении биосферы" в кн.: В.И.Вернадский. Труды по биогеохимии и геохимии почв. (М., 1992, с.75-101).

116 В.И.Вернадский. Химические элементы, их классификация. - Избр. соч. т.1. М., 1954, с.50.

117 О видовом признаке см.: В.И. Вернадский. Considrations gnrales sur ltude de la composition chimique de la matiere vivante. - Труды Биогеохимической лаборатории, т.1, 1930, с.5-32.

118 Полное отсутствие обмена для латентных форм жизни не может еще считаться доказанным. Он чрезвычайно замедлен - но, может быть, действительно, в некоторых случаях миграции атомов здесь нет - она становится заметной лишь в геологическое время.

119 См.: В.И.Вернадский. Биосфера, с.37-38. В кн.: В.И.Вернадский. Живое вещество и биосфера. (М., 1994, с.335; он же. Etudes biogochimiques. 1. Sur la vitesse de la transmission de la vie dans la biosphre. - Op. cit., 9, c.727-744. В кн. Живое вещество и биосфера, с.413-424; он же. Биогеохимические очерки. (1922-1932) М.-Л., 1940, с.59-83. В кн. В.И.Вернадский. Труды по биогеохимии и геохимии почв", М., 1992, с.75-101.

120 V.G. Childe. Man makes himself. London, 1937, p.78-79.

121 G.F.Nikolai. Die Biologie des Krieges. 1. Betrachtungen eines Naturforschers den Deutschen zur Besinnung. Band 1. Zrich. 1919, S.54.

122 G.F. Nikolai,, Op. cit., S.60.

123 Water - Power of the World (News and Views) - "Nature", 1938, v.141, 3557, p.31.

124 О скорости передачи жизни см. ниже. см.: В.И.Вернадский. tudes biogochimiques. 1. Sur la vitesse de la transmission de la vie dans la biosphre. - Op. cit., p.727-744. В кн. "Живое вещество и биосфера", с.413-424; он же. Биогеохимические очерки, с.118-125. В кн. В.И.Вернадский. Живое вещество и биосфера, М., 1994, с.437-444; он же. Химическое строение биосферы Земли и ее окружения, М., 1965; М., 1987, гл ХХ .

125 См. E. Le Roy. Авторское примечание не найдено.

126 Б.П. Вейнберг. К двухдесятитысячелетию начала работ по уничтожению океанов. Очерк истории человечества от первобытного состояния до 2230 г. (Научная фантазия). - Сибирская природа. Омск, 1922, 2, с.21 (допускает для начала нашей эры население в 80 млн.).

127 A. and E.Kulischer. Kriegs - und Wanderzge. Wetlgeschichte als Vlkerbewegung. Berlin-Leipzig. 1932, S.135.

128 A.Hettner. Der gang der Kultur ber die Erde. 2 umgearbeite und erw. Aufl., Leipzig-Berlin, 1929, S.196.

129 V.G.Childe. Man makes himself. London, 1937, p.56. Cр.: I.G.Fraser. Myths of the Origin of Fire, London, 1930.

130 См. о технике синантропа и об огне у него: Б.Л.Богаевский. Техника первобытно-коммунистического общества. - "История техники", т., ч.1. М.-Л., 1936, с.26-27. Огнем владел и питекантроп, живший раньше, в самом начале плейстоцена, едва ли больше 550 тыс. лет назад. Ср.: Б.Л.Богаевский. Указ. соч., с.11, 67. Использование огня для питекантропа еще не может считаться доказанным, но весьма вероятно.

131 Только в ХХ в. с помощью бурения в Лардерелло по инициативе Ле Конта, человек получил перегретый пар с температурой в 140 как источник энергии. Еще позже в Соффиони, в Новой Мексике, в Сономе этот прием получил большее развитие. Перед смертью Парсонс работал над доступным к исполнению проектом, с помощью глубокого бурения получить неисчерпаемый, с точки зрения человека, источник энергии из внутренней теплоты земной коры. Аналогичной этому можно считать попытку получить энергию из холодных глубин океана, которую французский академик Клод не осуществил, только благодаря преступному хулиганству в 1936 г. Несомненно мы имеем в этих явлениях в руках человека практически неиссякаемую силу.

132 Самовозгорание сухих трав в степях, в пампасах, в лесах иногда отрицается. В настоящее время источником пожара является почти всегда человек, но есть случаи, которые, мне кажется, указывают с несомненностью на возможность процесса самовозгорания в степях от прямого действия солнца. Причина явления не выяснена. О таких случаях см.: E.Popping. Reise in Chili, Peru und auf dem Amasonenstrom whrend der Jare 1827-1832 Bd.I, Leipzig, 1835, S.398. G.D.Hale Carpenter. A Naturalist on Lake Victoria. With an Account of Sleeping Sickness and Tse-tse Fly. London: 1920, p.76-77.

133 См.: М.А.Усов. Состав и тектоника месторождений южного района Кузнецкого каменноугольного бассейна. Новониколаевск, 1924, с.58; он же. Подземные пожары в Прокопьевском районе. - Вестник Западно-Сибирского геолого-разведочного треста, 1933, 4, с.34 и сл.; В.А.Обручев. Подземные пожары в Кузнецком бассейне - геологический процесс. - Природа, 1934, 3, с.83-85. уже И.Ф. Герман, открывший Кузнецкий каменноугольный бассейн, в 1796 г. указывает на эти явления. См.: J.F.Hermann. Notice sur les charbons de terre dans les environs de Kousnetzk on Sibria. - "Nova acta Academiae scientiarum Imperialis Petropolitanae". SPb., 1793, p.376-381. Cp. V.Jaworsky und L.K.Radugina. Die Erdbrnde in Kusnetzk Becken und die mit ihnen Verbrundenen Erscheinungen. - Geologische Rundschau, 1933, Hf.5. В.И.Яворский и Л.К.Радугина. Каменноугольные пожары в Кузнецком бассейне и связанные с ними явления. - Горный журнал, 1932, 10, с.55.

134 См.: Б.Л.Исаченко и Н.И.Мальчевская. Биогенное саморазогревание торфяной крошки. - Доклады АН, 1936, т.IV, 8. с.364.

135 См.: А.Брем. Жизнь животных. 4-е, совершенно переработанное и значительно расширенное издание профессора Отто Цур-Штрассена. Авторизованный перевод под редакцией профессора Психоневрологического института и С.-Петербургского женского медицинского института Н.М.Книповича, т.7. Птицы. СПб., 1912, с.15.

136 См.: I.G.Fraser. Op cit.

137 Мне кажется, что наблюдения Н.И. Вавилова над центрами создания культурных животных и растений заставят допустить значительно большую длительность, чем 20 тыс. лет назад до начала земледелия (см., например: Н.И.Вавилов. Проблема происхождения культурных растений. М.-Л., 1926).

138 H.Rew. Agriculturer statisties - Encyclopaedia Britannica, 1, London, 1929, p.388 (14,5 млн.км2, или 10% суши без Антарктиды.)

139 А.И.Мальцев. Новейшие достижения по изучению сорных растений в СССР. - Достижения и перспективы в области генетики и селекции. Л., 1929, с.381.

140 Н.И. Вавилов, Н.В Ковалев и Н.С.Переверзев. Растениеводство в связи с проблемами сельского хозяйства СССР. - Растениеводство, т.1, ч.1. Л.-М., 1933, стр.VI.

141 Л.И.Прасолов. Земельный фонд для растениеводства в СССР. - Растениеводство, т.1, ч.1. Л.-М., 1933, с.31.

142 Там же, с.37.

143 Возможность захвата океанов в той или иной форме выявлялась в научных утопиях не раз уже в то время, когда ясно было физическое ничтожество человека перед их мощностью. В любопытной утопии Б.П.Вейнберга ("К двухдесятитысячелетию начала работ по уничтожению океанов. Очерк истории человечества от первобытного состояния до 2230 г. (Научная фантазия). - Сибирская природа. Омск, 1922, 2, с.30) говорится о той стадии человечества, которая наступит, когда размножение человека захватит всю сушу - стадии уничтожения океанов. Б.П.Вейнберг допускает, что в ХХI столетии этот вопрос начнет серьезно обсуждаться. В известной мере эти вопросы, несомненно, являются для человеческого разума реальными. Пример Голландии из прошлого, конечно, по пропорции миниатюрной, и идея Фауста Г?те также миниатюрная для ХVIII - начала ХIХ в., уже являются реальными прообразами будущего. В наше время вопрос о постоянных, вне суши находящихся, среди морей и океанов, неподвижных плавучих баз - тоже только первые начатки будущего.

144 По-видимому, начало образования земледелия - земледельческих сообществ - много древнее той хронологии, которая приписывалась неолиту. Едва ли оно все же заходит за 100 000 лет - одну декамириаду.

145 F.Goodnow. China. An Analysis. Baltimore, 1926.

146 G.B.Kressy. Chinas Geographic Foundations; a Survey of the Land and its people. New-York - London, 1934, p. 101.

147 Ibid, p.1-2.

148 Я пользовался данными, приводимыми Г.Кресси, о количестве обрабатываемой земли по провинциям и площадям мелкого земледельческого хозяйства и сравнивал его с площадью территории Китая. Получаются числа 16,7-18,5 процентов. Эти данные относятся к 1928 и 1932 гг. В статистической сводке Кресси (с.395) для земледельческого Китая (т.е. за исключением Хинганских гор, Центрально-азиатских степей и пустынь и области, прилегающей к Тибету) дается для 379 миллионов кв.км для населения больше 477 миллионов - 22 процента площади. Таким образом, ясно, что население сгущено на небольшой площади, используемой до конца.

149 Конечно, вопрос идет не о триллионах, а о значительно большем числе населения, жившего на почве Китая, так как существование на нем людей рода Homo и его предшественника синантропа может считаться установленным в течение сотен тысяч лет. Зарождение нового вида или рода, могшего дать начало современным людям, могло произойти в одной семье или в одном стаде, но могло проявиться и на довольно большом ареале. Но даже и в первом случае число организмов, родившихся от одной пары, должно быть много большим, чем 1010 в длительности сотен тысяч лет (даже если внести) поправки на общих предков отдельного неделимого. Об этом см.: H.Rew. Op. cit.

150 Для древнего Китая см.: M.Granet. La civilisation Chinoise. Paris, 1926, p. 82 и сл.

151 H.Osborn. The Age of Mammals in Europe, Asia and North America. N.Y., 1910.

152 James Stevenson Hamilton. South African Eden; from Sabi Grame, Reserve to Kruger National Park. London, 1937.

153 M.Smith. Agricultural Graphies, United States and World Crops and Live Stock - "Bulletin of United States Departament of Agriculture". Washington, 1910, 10, p.67.

154 H.Rew. Ëncyclopedia Britannica", t.1, 1929, p.388.

155 [46] G.Dufrenoy. Revue gnrale des sciences pures et appliques. Paris, 1935, 46, p.72.

156 Сжатую сводку дал недавно Н. Нельсон в мировом масштабе: См.: N.Nelson. Prehistoric Archeology; Past, Present and Future. - "Science", 1937, v.85, 2195, p.87.

157 Может быть, выбор только между этой цифрой - 4236 лет и 2776 лет до Р.Х. Все то, что мы теперь знаем, учитывая ход роста исследований по истории и археологии, указывает, что верна первая цифра. См.: Н.Нельсон. История календаря. Л., 1925.

158 В действительности это, возможно, вторая сверху оболочка земной коры - стратисфера, захватываемая жизнью - главным образом, человеком (ноосфера), и она должна быть причислена к биосфере (см.: В.И.Вернадский. О пределах биосферы. - Известия АН, серия геологическая, 1938, (1, с.3-24) В кн.: В.И.Вернадский. Живое вещество и биосфера. (М., 1994, с.501-517. Надо думать, что вышележащие сферы 60-1000 км, не входят в земную кору, а должны считаться аналогичными земной коре делениями планеты, т.е. будут являться концентрической областью планеты. Земная кора будет второй областью, а биосфера - верхней ее оболочкой. Это, очевидно, скоро выясниться.

159 Во избежание недоразумений, я должен оговориться, что я имею здесь в виду не теософские искания, в своей основе далекие и от современной науки, и от современной философии. И в новой, и в старой индусской мысли есть философские течения, ничем не противоречащие нашей современной науке (меньше ей противоречащие, чем многие философские системы Запада), как, например, некоторые системы, связанные с Адвайтой-Ведантой, или даже религиозно-философские искания, сколько я их знаю, например, современного крупного религиозного мыслителя - Ауробиндо Гхоша (1872-[1950])

160Для Земли мы сейчас точно геологически не знаем отложений, которые были бы образованы в отсутствие жизни. Самый древний архей - в своих осадочных породах - явно выявляет существование жизни. Процессы выветривания, которым подвергались его породы, такие же биогеохимические процессы, как и современные. Азойные слои нигде с точностью не констатированы - осадочные метаморфизованные находятся в древнейших частях земной коры. Мы должны, однако, учитывать, что это результат не окончательный, так как архейские древнейшие слои еще недостаточно изучены. Вывод еще неокончательный.

161 См. для философских представлений Средиземноморья и западноевропейской культуры литературные указания R.Eisler. Wrterbuch der philosophischen Begriffe. Historisch - quellenmssing bearb. Aufl. Hrsg. unter Mitwirkung der Kunstgesellschaft. Bd. I-III. Berlin. 1927-1929. Еще ярче и живее эти идеи в философских системах индийской мысли. См.: S.Radhakrishnan. Indian Philosophy. London, 1929-1931.

162 См. экскурс "О логике естествознания" (1936).

163 Археологические раскопки и успехи истории Древнего Востока и Египта меняют наши представления. Историческая критика древних греческих авторов и углубление в весь материал, ей доступный, заставляют отбрасывать скепсис, который, будучи научным и полезным, нередко приводил к ошибкам и к бесплодию знания в этой области. История техники показывает нам огромную сумму научного знания, о которой еще 10-20 лет назад не решались и говорить. Цивилизация 5-4 тыс. лет до н.э. представляется нам сейчас несравненно более значительной, чем мы это думали еще недавно.

164 Ср.: В.И.Вернадский. Страница из истории почвоведения. (Памяти В.В.Докучаева) - Научное слово, 1904, No. 6, с.5-26. [В.И.Вернадский. Труды по истории науки в России. М., 1988, с.268-285].

165 См. важные работы почвоведа А.И.Набоких (например: К вопросу о почвенных классификациях. Варшава, 1900; Классификационная проблема в почвоведении, ч.I. СПб., 1902).

166 Надо сознавать, что живое вещество геохимии логически резко отлично от живого вещества натуралистов и многих философствующих натуралистов. Живое вещество геохимии есть естественное тело биосферы и представляет совокупность естественных же ее тел другого порядка - живых организмов. Оно всецело основано на научном наблюдении вполне точно и конкретно.

167 Начиная со статьи "Изучение явлений жизни и новая физика", В. И. Вернадский рассматривал пространство-время не только как математическое или физическое понятие, но и биологическое, как "единое всеобъемлющее естественное тело". Однако в системе понятий В. И. Вернадского пространство-время является признаком существования живых тел, и следовательно, таким же естественным телом, таким же проявлением природы, как любое другое, и значит, не универсальным, не философским понятием.

168 См. В.И.Вернадский. Проблема времени в современной науке. - Известия АН, 7 серия, ОМЕН, 1932, с.11-541; он же: Le probleme du temps dans la science contemporaine, Suite - Revue generale des sciences pures et appliques. Paris, 1935, v.48, No. 7, p.208-213; 10, p.308-313. Cм. В.И.Вернадский. Философские мысли натуралиста, М., 1988, с.228-254.

169В.И.Вернадский. Водное равновесие земной коры и химические элементы. - Природа, 1933, No. 8-9, с.22-27. Избранные сочинения. В 5-ти тт. М., Изд-во АН СССР, 1960, т.4, кн.2, с.630-636.

170 [Т.е. изотопов водорода и кислорода]

171 Очерк написан не был.

172L. Pasteur. Oeuvres, v. 1, Paris, 1922.

173 См. В. И. Вернадский. Биогеохимические очерки (1922-1932). М. -Л., 1940, с. 188-195. В кн. : В. И. Вернадский. Труды по биогеохимии и геохимии почв, - М., 1992, с. 186-193. Хотя Пастер был далеко впереди своего времени и в кристаллографии, ибо он хорошо знал работы Браве, который гораздо позже повлиял на научную мысль вне Франции.

174 Странным образом это слово было, главным образом, в немецкой литературе, записано словом асимметрия. Но асимметрия отвечает отсутствию симметрии (в однородных структурах она отвечает гемиэдрии триклинной системы). Эта номенклатура, которой, идя вслед за немцами, пользуются и у нас в научной литературе, очевидно, должна быть отменена, так как она вносит путаницу.

175 Пастер не связывает с "правизной" и "левизной" человека. См. : В. И. Вернадский. Проблемы биогеохимии, вып. 4. О правизне и левизне. - В. И. Вернадский. Проблемы биогеохимии. - Труды Биогеохимической лаборатории, т. 16. - М., 1980, с. 165-178.

176 См., например, В. И. Вернадский. Биогеохимические очерки, с. 91, 136 и др. В кн. : В. И. Вернадский. Труды по биогеохимии и геохимии почв, (М., 1992, с. 108, 135.

177 W. Jaeger. Lectures en Symmetry и его французские статьи.

178 По-видимому, оба проявления - "правизна" и "левизна" - должны существовать вопреки тому, что думал Пастер. Однако это не доказано - надо проверять. W. Ludwig. Das Rechts-Links Problem in Tierreich. Leipzig, 1932; В. И. Вернадский. Биогеохимические очерки, с. 186-193. В кн. В. И. Вернадский. Труды по биогеохимии и геохимии почв, М., 1980, с. 184-192.

179 См. : В. И. Вернадский. Проблемы биогеохимии, вып. 4, с. 16. В кн. "Труды Биогеохимической лаборатории", т. 16, М., 1980, стр. 177].

180 Учитывая, что состояния пространства (Кюри), выявляющие диссимметрию (т. е. нарушение симметрии), могут быть различные, например диссимметрия магнитного поля.

181 См. : В. И. Вернадский. Биогеохимические очерки. - Изучение явлений жизни и новая физика, с. 175-197. В кн. : В. И. Вернадский. Труды по биогеохимии и геохимии почв, М., 1992, с. 173-195.

182 P. Curie. Oeuvres. Paris, 1908. Кюри и в кристаллографии углубил ходячие представления. Некоторые его важные поправки к распространенным в этом время (1880) пониманиям кристаллографии были тогда открыты им вновь и введены в жизнь, хотя потом найдены и другие авторы, работы которых были забыты.

183 L. Pasteur. Recherches sur la dissimmtrie molculaire des produits organiques naturels (Leons professes a la Socite chimie de Paris le 20 janvier et le 3 fevrier 1860) - Leons de chimie professes en 1860 par M. M. Pasteur, Cahour, Wurts, Berthelot, Saint-Claire Deville, Barral et Dumas, Paris, 1861, p. 1-48; он же. Oeuvres, v. 1, Paris, 1922, p. 243. В. И. Вернадский. Биогеохимические очерки, с. 188-195. В кн. : В. И. Вернадский. Труды по биогеохимии и геохимии почв. М., 1992, с. 186-193.

184 Он был раздавлен ломовым извозчиком при переходе одной из улиц Парижа 19 апреля 1906 г.

185 Эта биография написана, по словам М. Кюри, главным образом его дочерью И. Жолио-Кюри. В ней говорится о диссимметрии как о состоянии пространства - определение, которое встречается и в выписке из дневника П. Кюри.

186 См. : В. И. Вернадский. Очерки геохимии. М., 1934, с. 209-210. Впервые введен мною как принцип Реди в 1924 г. : W. Vernadsky. La geochimie. Paris, 1924. В кн. : В. И. Вернадский. Труды по геохимии, М., 1994, с. 342-344.

187См. : В. И. Вернадский. Проблема времени в современной науке. - Известия АН, 7 серия ОМЭН, No. 4, с. 511-541 (по-французски: La problme du temps dans le science contemporain. Suite. - Revue gnrale des science pures et appliques, 1935, v. 46, 7, p. 208-217, p. 308-312. В кн. : В. И. Вернадский. Философские мысли натуралиста, М., 1988, с. 228-254.

188 Понятие, введенное мною в 1926-1927 гг. См. : В. И. Вернадский. О размножении организмов и его значении в механизме биосферы. - Известия АН, 6 серия, 1926, т. 20, 9, с. 697-726; 12, с. 1053-1060; он же. Биосфера. Л., 1926. В кн. : В. И. Вернадский. Живое вещество и биосфера. стр. 315-401.

189 Эктропия - термин, введенный немецким биологом Ф.Ауэрбахом, для обозначения понятия, противоположного энтропии, иначе, концентрации и накопления свободной энергии. Таким свойством обладают, по мнению ученого, только живые организмы. "Жизнь - это та организация, которую мир создал для борьбы против обесценения энергии". (Ф.Ауэрбах. Эктропизм, или физическая теория жизни. СПб, 1911, с.48).

190 J. Smith. Holism and evolution. 2 ed., L., 1927.

191 A. N. Whitehead. Process and reality. L., 1929.

192 Я помню беседы с крупным натуралистом академиком И. П. Бородиным, которые я вел после моих докладов в Обществе естествоиспытателей в Ленинграде, председателем которого он был. И. П. считал, что абиогенез все же, вероятно, происходит, может быть, непрерывно в мире невидимых глазу организмов, самых низших. Он не мог отказаться от такого понимания Мира. И. П. Бородин - крупный натуралист, философски и религиозно отнюдь не был материалистом. Для философских материалистов абиогенез является одним из догматов их веры.

193 L. Pasteur. Oeuvres. Paris, 1922. То, что Пастер допускал абиогенез и над ним экспериментально работал, обычно упускается из виду.

194 Станлей W. M. Stanley and H. Loring. Properties of purified viruses. Relazioni de IV Congresso Internazionale di patologia comparata. Roma, 15-20 maggio, Roma, 1939.

195 См. любопытную историческую сводку Грассе, сторонника абиогенеза. H. Grasset. Etude historique et critique sur les gnrations spontanes et lhtrognei. Paris, 1913.

196 F. C. Bauden N. W. Pirie, I. D. Bernall and F. Frankuchen. Liquid Crystalline Substances from virusinfected Plants. - "Nature", 1936, v. 138, No. 3503, p. 1051-1052.

197 J. D. Bernal and F. Frankuchen. Structure tipes of Protein "Cristal" from Virusinfected Plants. - "Nature", 1937, v. 197, No. 3526, p. 923-924.

198 О Бешаме (A. Bchamp) см. : В. И. Вернадский. Очерки геохимии. М., 1934, с. 329. Еще в год смерти Бешама началась попытка его реабилитации под влиянием американского врача Леверсона. См. : E. D. Hume. Lifes architects. (An Essay on the bacteriological work of Antoine Bchamp). Reprinted from "The Forum", London, 1915. Он же. Bchamp or Pasteur? A lost chapter in the history of biology. Founded on MS, by M. B. Leverson. London, 1932,

199 A. Bchamp. Les grands problms mdicaux. Paris, 1905.

200Общий обзор у E. Hume. Op. cit.

201 Может быть, в них входят металлические элементы, если верить анализам миграции, проводимым Бешамом. См. : A. Bchamp. Annales de chimie et de physiologie. [Ссылка не найдена]. Эти анализы должны быть выяснены.

202A. Bchamp Annales de chimie et physiologie. Эти воззрения получают сейчас известное наведение в нерешенном, но актуальном вопросе о возможности сохранения латентной жизни в течение неопределенного и геологически длительного времени.

203Пастер повторил опыт, который наблюдал в Эльтоне (Германия) Keorhopon в 1820-х годах, и обратил большое внимание на себя.

204 В подлиннике эта часть фразы автором вычеркнута.

205 В подлиннике неразборчиво.


File translated from TEX by TTH, version 2.79.
On 16 Oct 2001, 03:11.