аже если оставить в стороне утверждение суфиев, что их самые великие деятели почти всегда остаются неизвестными. Во время периодов преимущественно монархического правления за последнее тысячелетие на Востоке, суфии были царями или находились рядом с ними в качестве советников. В то же самое время, при других обстоятельствах, суфии выступали против самого установления монархической власти или труди-лись, чтобы смягчить ее злоупотребления. Имена многих из этих мужчин и женщин известны. Могол Дера Шико из Индии стремился создать эзотерический мост между индусами, мусульманами и другими своими подданными. Суфии-патриоты боролись против чужеземных тиранов, точно так же, как суфии-солдаты сражались, защищая существующий режим -- иногда в самом крупном масштабе: вспомним янычаров Турции, вдохновляемых суфиями, или вождя сопротивления Шамиля на Кавказе, или Сенусси в Ливии, или дервишей Судана. Почти вся литература Персии классического периода является суфийской, и таковы же бесчисленные научные, психологические и исторические работы. Только что приведенные ссылки -- это исторически засвидетельствованные факты, и они могут быть многократно умножены как по широте охвата, так и количественно. Хотя фрагментарные исследования ученых, посвятивших себя этому делу, которые я часто упоминал в этой статье, имеют неоценимое значение в смысле сохранения фактов, но чтобы собрать воедино и сопоставить масштабы и значение суфийской деятельности в человеческом обществе необходим совершенно новый дух в области познания. Таким путем мы можем сохранить достижения и уменьшить потери. Таким изучающим -- и здесь перед нами еще одна проблема -- помимо меньшей предрасположенности к навязыванию идей, чем у их предшественников, придется учитывать и точку зрения самих суфиев, которые говорят: "изучение суфизма требует определенного настроя ума, определенных условий, определенного метода". Многие люди, слишком часто и необдуманно, восставали против этой формулы. Но разве она, в конце концов, так уж сильно отличается от такой формулировки: "Изучение экономики требует определенного настроя ума (желания понять), определенных условий (схоластического обучения и надлежащей литературы), определенного метода (следования курсу обучения, составленному людьми, сведущими в этом предмете)"? Приблизиться к изучению суфизма невозможно, например, если опираться исключительно на ту точку зрения, что это мистическая система, предназначенная для достижения экстаза и основанная на богословских догмах. Как гласит суфийское стихотворение Омара Хайама: В келье и монастыре, в церкви и синагоге -- Одни страшатся ада, другие грезят раем. Но человек, действительно познавший тайны своего Бога, Никогда не посеет такие семена в своем сердце. Непохоже, что возможен какой-либо прогресс в направлении более широкого понимания суфийских идей, пока большее число ученых не начнет применять суфийские методы толкования. Если этого не произойдет, они будут продолжать растрачивать свои усилия на второстепенные явления. Это, в свою очередь, создает особую проблему для самого суфия. Как выразился ибн аль-Араби: "Суфий должен действовать и говорить, учитывая понимание, ограничения и господствующие скрытые предубеждения своих слушателей". Правильное изучение суфийских идей зависит от наличия литературы и правильного пользования ею, а также от контакта с суфийским наставником. Что касается наличия литературы, то со временем здесь все может прийти в должный порядок, хотя два недавних случая указывают, что и здесь возможны серьезные потери. Некий известный ученый и специалист по вопросам суфизма Ближнего Востока подверг критике одну из моих книг на том основании, что герой многочисленных анекдотов Мулла Насреддин, дескать, вовсе не является персонажем, используемым суфиями в учебных целях. Тогда он не знал, да и теперь вряд ли знает, что именно в то самое время один европеец-исследователь действительно жил в дервишской общине в Пакистане, в которой именно Мулла Насреддин, и никто иной, использовался в качестве учебного материала. Отчет об этих исследованиях был недавно напечатан в английском журнале, посвященном вопросам религии. Но простого накопления информации по вопросам суфизма еще недостаточно. Не так давно, когда я, ничего не подозревая, спросил одного западного интеллектуала, с которым столкнулся на греческом острове, о его планах на время отпуска, он опрокинул на мою голову целый ушат оскорблений. Размахивая экземпляром одной из моих книг, он кричал: "Вы сами бессмысленно тратите свое время, размышляя о каком-то пустяке, и еще пытаетесь отнять время у человека, который читает эту книгу, что куда важней всех ваших отпусков!" Мы не должны смешивать тех, кто считает, что интересуется суфизмом или является суфиями, с теми, кто действительно способен изучать суфизм и извлечь из этого пользу. Суфизм всегда представлял собой нечто такое, о чем нельзя судить по тем, кто провозглашает себя его друзьями. Для действительного изучения суфизма в наши дни, и в первую очередь на Западе, где интерес к нему столь заметно вырос, от начинающего требуется: 1. Понимание того, что большая часть доступных переводов непригодна -- и в первую очередь потому, что первоначально книги эти предназначались для конкретных общин и культурной среды, которые более не существуют в прежней форме. 2. Поиск заслуживающих доверия письменных и устных материалов и практических действий, предназначенных суфиями для приложения изучающим в его собственной культуре, в данное время и данных условиях. 3. Осознание того, что все объединения, за исключением подлинно суфийских организаций, всегда являются условными инструментами, осознается это или нет. 4. Быть готовым отказаться от заранее составленных представлений о том, что такое "изучение". Готовность изучать предметы и материалы, которые могут казаться не "эзотерическими". 5. Ясное распознавание того, не является ли его искание скрытым поиском социального общения, проявлением чистого любопытства, стремлением к источнику эмоционального возбуждения или удовлетворения. 6. Допущение, хотя бы в качестве рабочей гипотезы, возможности того, что существует сознательный, действенный и планомерный источник законного суфийского учения на Западе. ОБ АВТОPЕ Идрис Шаха называют "самым выдающимся современным летописцем человеческих верований". Его работы охватывают ритуалы и практику египетской, вавилонской, тибетской, индийской, персидской, китайской и японской традиций. Он встречался и беседовал с дервишскими учителями, с махади Судана, правителем Саудовской Аравии, факиром Ипи, королем Иордании, суданскими чародеями, сирийским колдуном, с самозванным имамом мусульман. Основная его работа по суфизму -- "Суфии", в которой показана связь между средневековым христианством, мистическим направлением иудаизма, дервишами и классической персидской литературой, стала сейчас программным пособием для студентов Оксфорда. Ему принадлежит книга "Тайное наследие магии", представляющая собой солидную коллекцию текстов, переведенных с древнееврейского, арабского, латинского, французского и других языков. Она считается превосходным документом и часто цитируется в академических исследованиях.  * ПРИЛОЖЕНИЕ *  ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ СПИСОК АВТОРОВ И УЧИТЕЛЕЙ, УПОМИНАЕМЫХ В КНИГЕ (приводятся даты смерти согласно христианского летоисчисления) VII век 634 г. Абу Бакр аль-Шадик, спутник пророка и первый халиф. 657 г. Хадрат Увайс аль-Карни, глава суфийского братства Увайсийа, современник Мухаммада. 680 г. Сейид Хуссейн, сын Хадрата Али, погиб мученической смертью. VIII век 728 г. Хасан из Басры, родился в Медине, оратор и суфийский старец. 790 г. Джабир, сын аль-Хайана, ученик Джафара, "Гебер-алхимик" в европейской литературе. IX век 803 г. Фудайл, сын Айада, "разбойник", умер в Мекке. Обучал халифа Гарун аль-Рашида. 828 г. Абу аль-Атахийя из Аниза, основатель братства бражников, поэт. 860 г. Дун-Нун Египетский, "Повелитель Рыб", применял египетские иероглифы. 885 г. Байазид (Абу Йазид) из Бистама, "глава ученых". 875 г. Абу Али из Синда, учитель Байазида, фор мального познания ислама не имел, но передавал ученикам суфийский опыт. Х век 922 г. Мансур аль-Халадж, "Чесальщик шерсти", казнен как еретик. 934 г. Абу Али, сын аль-Касима аль-Рудбари. Около 965 г. Аль-Мутанаби, классический арабский поэт. . . . Абу Исхак из Туркестана. XI век. 1038 г. Ибн Сина (Авиценна на Западе), философ. 1072 г. Али аль-Худжвири, святой, автор книги "Раскрытие скрытого за завесой". 1078 г. Ходжа Али Фармади, десятый шейх и обу- чающий мастер братства Хаджаганийа ("Мастера"). 1089 г. Ходжа Абдуллах Ансар, классический поэт и мистик, погребен в Газаргахе, восточный Афганистан. XII век 1111 г. Имам аль-Газали из Персии ("Столп Ислама"), учитель и автор классических работ на арабском и персидском языках. 1140 г. Мастер Юсуф Хамадани. 1150 г. Хаким Санаи из Ганзы, Афганистан. Автор многих классических произведений, включая и "Окру- женный стеной сад истины" (1130 год) 1166 г. Хадрат Абдул Кадир из Гилана, основатель ордена Кадирийа. Его гробница находится в Багдаде. . . . Зийа ад-дин Джахим Сухраварди, последователь Джунайда. Основал орден Сухра вардийа. 1174 г. Ахмед аль-Рифаи, основатель дервишского братства Рифаийа ("Завывающие"). XIII век 1221 г. Хаджи ад-дин Кубра (получил на ученых дебатах прозвище "Величайший Бич). Основатель ордена Кубравийа ("Величайшее братство"), погиб в сражении. 1230 г. Шейх Фарид ад-дин Аттар, вдохновитель Руми, автор суфийских классических произведений. 1234 г. Шейх Шахаб ад-дин Омар Сухраварди, ученик  Абдул Кадира из Гилана, автор работы "Дары глубокого знания". 1273 г. Мауляна Джалалуддин "Руми" из Балха (Афганистан) Обучался в Руме (Кония). Автор "Месневи" и других произведений. 1276 г. Шейх Ахмед аль-Бедави, основатель ордена Бедавийа в Египте. 1294 г. Меджнун Каландар ("Безумный странник"). Учил, как говорят, только телепатически. . . . Юсуф Каландар из Андалузии, глава стран ствующих дервишей. XIV век 1306 г. Ходжа Али Рафитани из Туркестана, учитель ордена Хаджаганийа ("Мастера"). 1311 г. Тимур-ага из Турции. 1325 г. Низами ад-дин Авлиа, великий святой из Индии. 1337 г. Бахтияр Баба. Около Мауляна Хадрат Бахааддин Накшбанд 1339 г. ("Шах"), учитель братства Хаджаганийа ("Мастера") позднее ставшего орденом Накшбан- дийа. Захоронен неподалеку от Бухары в местности Касир-и-Ариф (Крепость познавших"). 1354 г. Ходжа Мухаммад Баба Самаси, учитель ордена Хаджаганийа. 1371 г. Ходжа Амир-сейид Кулал Сокхари, учитель ордена Накшбандийа. 1397 г. Хадрат Омар Килвати, основатель братства Килватийа ("Затворники"). XV век 1429 г. Амир Султан, шейх из Бухары. 1492 г. Хаким Нара ад-дин Абдурахман Джами, классический персидский автор. XVI век 1553 г. Шах Мухаммад Гватх Шатари, основатель ордена Шатарийа ("Быстрые). 1563 г. Искандер Шах из ордена Кадирийа. 1563 г. Шах Мухаммад Гватх Шатари. Гробница находится в Гвалиоре -- важнейшем месте суфийского паломничества. 1575 г. Шейх Хамза Маламати Мактул. Казнен по обвинению в христианстве. XVII век 1605 г. Амил-Баба ("Рабочий"). 1615 г. Шейх Ахмед Фарики из Афганистана. 1623 г. Шейх Пир Шатари. Умер в Индии. Гробница расположена в Меруте. 1670 г. Юнус, сын Адама. XVIII век 1719 г. Мурад Шами, руководитель Мурадисов. 1750 г. Шейх Мухаммад Джамал ад-дин из Андрианополя, основатель ордена Джамалийа ("Прекрасный"). 1765 г. Сейлим Абдали. 1790 г. Пир-и-Ду-Сара из Сармунского братства. Захоронен в Мирза-и-Шариф в Туркестане. XIX век 1809 г. Хасид рабби Элимелех. 1813 г. Шейх Мухаммад Асгар. Его гробница на ходится в Дели. 1818 г. Сейид Сабир Али Шах, святой из ордена Чиштийа. 1832 г. Шейх Каландар Шах из ордена Сухравардийа. Захоронен в Лахоре на территории Пакистана. 1846 г. Шейх Насир аль-дин Шах("Светоч Дели"). Его гробница расположена в Дели. 1854 г. Сейид Шах из ордена Кадирийа. 1860 г. Сейид Имам Али Шах. 1864 г. Саид Мухаммад Шах (Джан-Фишан Хан). 1870 г. Авад Афифи Тунисский. 1881 г. Сейид Кхаус Али Шах, святой из ордена Кадирийа. Захоронен в Панипате. XX век 1965 г. Шейх Дауд из Кандагара. Хидаят Инаят Хан