Товий Баевский. Записки нового репатрианта. Почему я уехал

 
  • Товий Баевский. Записки нового репатрианта. Почему я уехал
  • Записка номер 1: "Почему я уехал"


  •       From: Товий Баевский (tovy@iname.com)
          Origin: http://letters.synnegoria.com/

          Date: 7 Mar 1998
          Записки нового репатрианта

    Записка номер 1: "Почему я уехал"



          Я хотел бы, прежде всего, проанализировать, после 6,5 лет жизни здесь, чего я ждал от Израиля, и что из этого получилось. В целом могу сказать, что я никоим образом не жалею, что уехал. Более того -- мне несколько раз снились кошмары, в которых я приезжаю в Россию и там -- то теряю израильский паспорт, то происходит еще что то, что не дает мне вернуться обратно в Израиль -- в таких случаях я просыпался с сердцебиением и в холодном поту.
          Мы уехали по многим причинам -- трудно выделить одну из них. В общем, было желание жить в нормальной стране, где можно на одну зарплату прокормить семью, где растут здоровые дети, где хватает лекарственных препаратов в больницах и где никто не обзовет жидом и не даст в морду на улице просто так, из плохого расположения духа. Когда стала рушиться империя, всем показалось, что вот -- вот начнут "бить жидов", и это тоже подтолкнуло к отъезду.
          Хотелось чувствовать себя "среди своих", в свободной демократической стране, где все вокруг "такие же евреи", "братья по крови".
          Кроме того, хотелось завести детей в экологически чистых условиях, чтобы они росли здоровыми и свободными в своей стране. Так же я надеялся, что родители будут чувствовать здесь лучше из -- за хорошего здравоохранения и продуктов.
          Хотелось попутешествовать по миру, пообщаться с разными людьми из разных стран.
          Вот, пожалуй, основные соображения перед отъездом. И, пожалуй, все они в той или иной мере оправдались, хотя реальность, как наверно всегда и везде, не вполне соответствует представлениям. Что то оказалось лучше чем ожидалось, что то хуже, а что то просто неверным.
          Израиль по сравнению с Россией может и нормальная страна, но если сравнивать с какой ни будь Бельгией или Швецией -- просто сумасшедший дом. Это странная смесь западной демократии и высоких технологий -- с восточной необязательностью, крикливыми торговцами на базарах, засильем религиозных, пытающих диктовать мне, чем и как я должен питаться, можно ли мне ездить в шабат, необходимо ли носить ли кипу, делать ли обрезание себе и своим детям и т. д.
          Поскольку религия не отделена от государства -- нельзя считать страну полностью демократической. С другой стороны, тут есть все прочие элементы демократии, включая очень развитую юридическую систему -- хотя и без конституции -- и действительно неподкупный и независимый суд. На одну зарплату здесь действительно можно прокормить семью, но для этого нужно иметь или очень маленькую семью или очень большую зарплату. Когда жена не работала и сидела с ребенком -- мне приходилось пахать как папе Карло, и при этом хватало только на еду и жилье. Что касается детей -- далеко не все они тут растут здоровыми. Наши, к счастью, тьфу, тьфу -- пока в порядке, до сих пор ничего серьезней обычного бронхита не было. Хотя довольно много детей с астмой, аллергиями. Правда система здравоохранения тут на высоте -- у нас один из самых низких в мире показателей детской смертности. В больницах лекарств хватает -- а вот чего не хватает -- это человеческого отношения к больному. Условия таковы, что больничное отделение стало конвейером по быстрой и эффективной починке испорченных организмов, а то что организм принадлежит какому то человеку -- об этом часто забывают. Причем врач по натуре может быть добрым и гуманным, но он поставлен в такие условия, когда у него нет ни времени, ни возможности это проявить. Дай бог успеть сделать все что нужно для больного организма -- тут уж не до личности. Когда я работал здесь врачом в терапевтическом отделении -- очень от этого страдал, и в конце концов, во многом из -- за этого ушел в семейную медицину.
          Вообще одна здешняя писательница -- Дина Рубина -- написала очень правильно про израильскую медицину (цитирую по памяти): "Израильская медицина великолепна, она поражает своими достижениями, но у нее есть один недостаток -- она не интересуется обыкновенным человеком с обыкновенной болезнью. А вот дай им труп, желательно лежалый -- тут они на него набросятся и оживят к всеобщему почету и уважению".
          На улицах тут действительно жидами обзывают редко -- только сами выходцы из России таким образом костерят друг друга и местное население.
          В основном нас тут обзывают "русскими". Впрочем, мы от этого не страдаем, а в какой то мере даже гордимся -- наконец-то сподобились стать русскими.
          В морду на улице тут обычно не дают, вообще аборигены народ не злой, добродушный. При ссоре они могут орать как резаные, угрожать, показывать нож -- но до настоящей драки физически как правило дело не доходит. Правда, наши ребята поначалу не разобрались -- когда перед ними начинали размахивать ножом и кричать -- вламливали сразу, а получивший по морде абориген, вместо того чтобы ответить -- очень удивлялся, обижался и бежал жаловаться в полицию.
          Когда в автобусе сидит шумная толпа подростков, гогочет на весь автобус, ни у кого не возникнет мысль -- что не стоит к ним приближаться. Если захочешь сесть напротив -- они вежливо подвинутся, уберут ноги с сидения и еще его почистят. Общество не агрессивно, не жестоко, хотя и эгоистично.
          Вместо мордобития на улицах тут взрывают бомбы арабские террористы-камикадзе. Хотя я думаю, что риск быть прибитым каким ни будь пьяным хулиганом в России гораздо выше риска попасть под такой тер акт -- все же это весьма неприятно.
          Что касается еврейского единства -- его в обычное время и в помине нет. Никто так друг друга не стремится обдурить, как еврей еврея. Люди собрались в этой стране более чем из 100 стран мира -- все со своими особенностями, языком, ментальностью, культурой.
          Ну какая общность может быть у меня с неграмотным евреем из Эфиопии, который всю жизнь прожил в деревне и не вполне точно знает, как пользоваться унитазом. Или какая общность у меня с голландским евреем -- миллионером, чьи предки 7 поколений жили в Голландии и который вхож в сливки мировой элиты? Тем не менее, такая общность есть, и это в сущности только две вещи: еврейская религия и общий враг -- арабы. Если бы и этого не было -- Израиль взорвался бы изнутри.
          Наши родители чувствуют себя здесь физически неплохо, они бодры, мой отец в 75 лет продолжает чинить всем соседям все что угодно, ездит на велосипеде, плавает в бассейне. Пару лет назад ему сделали операцию -- удалили варикозные вены на ноге. До этого он годами страдал от воспалений вен -- сейчас и не вспоминает. Мама до сих пор немножко работала, пока не прогорел ее работодатель, теперь сидит дома. Кроме некоторых стариковских недомоганий, в основном здоровье них сносное. Я помню, в каком состоянии они уезжали из России 6 лет назад -- чувствовали себя гораздо хуже. Но они часто хандрят -- все еще не могут привыкнуть к чужому климату, к другому языку, к отсутствию рядом многих родных. Внуки поднимают им настроение на некоторое время, а потом снова они скатываются в депрессию и очень меня этим расстраивают.
          Что касается путешествий по миру -- мы успели съездить в Египет, в круиз по Средиземному морю, с заходом в Турцию, Грецию и на острова Крит, Родос и пока все. Сейчас пока младший ребенок маленький -- особенно никуда не выберешься. Да если честно -- не так уж и хочется. Когда это стало так доступно -- желание поехать сильно уменьшилось. Например, Греция по всему так напоминает Израиль, что практически никакого интереса для меня не представила, если исключить некоторые исторические развалины типа Парфенона.
          Что касается общения с людьми из разных стран -- я это делаю ежедневно, поскольку в Израиле половина населения откуда либо приехала, сохранив свои языки и ментальность. Например, в отделении, где я работал, зав. отделением родился в Польше, его заместитель из Турции, старшие врачи -- из Сирии, Марокко, Голландии, Румынии, медсестры из Эквадора, Аргентины, США. Ну и конечно полно нас -- выходцев из России -- повсюду и на всех должностях, пока, правда, кроме командных.
          Я думаю, что средний румын или американец или марокканец не так уж сильно отличается от еврея -- выходца из этих же стран. Общаемся мы все на иврите -- этом "языке межнационального общения". Поскольку оказалось как не странно, что люди в общем все похожи, несмотря на внешние различия -- есть добрые и злые, жадные и великодушные, приятные в общении и менее приятные -- то и "общение с иностранцами" потеряло для меня свою притягательность и интерес. Общаешься просто с человеком -- а не с "выходцем из... "
          В общем, Израиль это огромный салат, где намешано всего понемногу, это маленькая великая страна, это место, где при всех его недостатках мне нравится жить, где никогда не скучно -- постоянно что то случается. Это вам не скучная дисциплинированная Европа.
          Израильтяне относятся к своей стране со снисходительной насмешкой и одновременно с любовью. Я, как Вы поняли, тоже привязался к этой стране, хотя ее и критикую, как и все прочие израильтяне.
          А теперь одна из шуток местной команды КВН: "Как называли Израиль, когда он был маленький? Ответ: "Изя"

          На этом первую записку заканчиваю. Продолжение о "великом и могучем" языке иврите -- "языке межнационального общения" -- в следующем номере.