го для всех закона, быть свободным. Что может быть серьезным для заключенного в тюрьме, который приговорен к смерти? Только одна вещь: как спасти себя, как бежать. Все остальное несерьезно. Г. И. Гурджиев Когда люди задумываются о поисках психологических и духовных истин, находящихся за пределами обыденной жизни, для них естественно предполагать, что существуют пути к знанию или что есть учителя, обладающие таким знанием, у которых могут быть ответы на многие наши вопросы. Мы надеемся, что сможем получить необходимую помощь от тех, кто вступил на этот путь до нас. Когда мы начинаем наши поиски, мы обнаруживаем, что вокруг множество учителей и путей, хотя многие из них кажутся противоречащими друг другу или вообще не имеющими смысла. Кто обладает истиной? Все ли они обладают всеми теми истинами, которые нам нужно знать? Быть может, некоторые пути содержат в себе лишь часть истины, и в них не хватает других ее важных частей? Быть может, знание некоторых учителей, наряду с какой-то частью истины, заключает в себе и опасные ошибки? Каково минимально приемлемое соотношение истины и ошибок, которое делает путь или учителя стоящими того, чтобы им следовать? Какой путь является наилучшим? Что еще важнее, какой путь лучше всего подходит для меня! В обыденной жизни мы нередко можем получать вполне надежные ответы на похожие обычные вопросы. Если мне, например, нужно воспользоваться услугами электрика, то я могу обратиться к любому электрику, который имеет государственную лицензию, и быть относительно уверенным, что он (или она) обладает определенным минимальным уровнем компетенции, вероятно, достаточным для того, чтобы выполнить нужную мне работу. Если я хочу научиться программированию на компьютере, я могу пройти курс обучения в государственном университете и быть относительно уверенным, что люди, которые там преподают, знают свое дело. Быть может, я не получу самую лучшую подготовку, но на некоторый базовый уровень компетенции я могу рассчитывать. Если я хочу купить новую стиральную машину, я могу прочитать журнал для потребителей и объективную информацию о достоинствах и недостатках различных моделей, соотнести их со своими потребностями и на основе этого принять разумное решение о том, какую модель мне лучше выбрать. Если бы дела обстояли так же и на "духовном рынке"! Где та комиссия по выдаче лицензий, которая бы гарантировала базовый уровень компетентности духовных учителей? Где журнал для потребителей "духовного товара", который после объективной проверки мог бы давать заключения такого, например, типа: Для духовных искателей с экстравертным складом характера и личностными чертами А, Б, К и Т дзэн-медитация обеспечивает быстрое продвижение к просветлению. Однако она определенно неприемлема, если вы обладаете личностными чертами С или Р. Искателям, у которых преобладает черта С, следует попробовать новый Гештальт-Суфизм. К сожалению, пока не обнаружено никакого удовлетворительного духовного пути для тех, у кого преобладает черта Р, которым в этой жизни лучше пробовать себя в искусстве. Я думаю, что одним из тех дел, которые более просвещенная наука могла бы сделать для духовных искателей, было бы создание чего-то наподобие такого "журнала для потребителей духовного товара". Это гигантский проект для нескольких поколений исследователей, но вполне можно было бы оценить личностные характеристики многих людей, позволить им попробовать различные духовные пути, а потом посмотреть, что из чего выходит у людей разного типа. Это, конечно, только частичный ответ, но он был бы, несомненно, полезен. ОСНОВЫ ДЛЯ ВЫБОРА ПУТИ Выбрать лучшее из многого, это действительно проблема, даже если речь идет лишь о чтении литературы о духовных вопросах. Еще более важной эта задача становится, когда вы готовы начать серьезную практику. Мы встречаемся со многими противоречивыми заявлениями, многие пути явно или неявно предполагают, что они лучше всех остальных, и не существует никаких объективных авторитетов, к которым можно было бы обратиться за советом. Что может сделать в этом случае разумный человек? Во-первых, мы должны осознавать, что выбор духовного пути - это не только задача для мыслящего словами интеллектуального разума; это также задача для наших чувств и инстинктов. Мы должны при этом использовать все те три типа нашего мозга. У большинства представителей нашей культуры интеллектуальный разум достаточно высоко развит, но в процессе этого развития инстинкты и чувства, как правило, оставались без внимания, и их функционирование нередко подавлялось и искажалось. Как мы уже видели, это искаженное функционирование инстинктов и чувств может, в свою очередь, искажать и наше интеллектуальное функционирование, так что большая часть того, что мы считаем более "разумным", в действительности является просто рационализацией. Поэтому наш подход к выбору духовного пути частично должен основываться на постоянном стремлении понять и развить нашу эмоциональную и телесно-инстинктивную природу. Чтобы проиллюстрировать проблему, с которой, как я думаю, столкнулся не я один, отмечу, что одной из причин, по которым меня в прошлом привлекали несколько духовных путей была незрелая потребность чувствовать свое превосходство над другими людьми, чтобы скрыть таким образом чувства собственной неполноценности. Это была моя проблема, которая не имела отношения к сущности всех этих различных путей. Тем не менее, вокруг нас есть учителя и системы, которые утратили контакт со своим первоначальным духовным импульсом и теперь порождают такого рода незрелые эмоции. Необходимо постоянное повышение уровня знания о себе. Почему я испытывают интерес к определенному пути или учителю? Во-вторых, разум требует от нас признавать наши собственные ограничения и практиковать смирение. Хотя мне хотелось бы верить, что я могу оценивать реальное качество различных духовный путей и учителей, я знаю, что это чересчур претенциозно, чтобы быть истиной. И я, и вы, в крайнем случае, безусловно, способны распознавать некоторых из шарлатанов, и порой можем угадывать (интеллектуально, эмоционально или инстинктивно) высшие идеи и поступки. Так что,совершая выбор, мы можем делать все, на что способны, но иногда все равно будем ошибаться. И если мы будем учиться на своих ошибках, у нас будет мало объективных причин для сожаления. В-третьих, выбор духовного пути будет, как можно надеяться, > зависеть от чего-то большего, чем просто "разумный" выбор, даже если он будет в такой же мере эмоциональным, как и интеллектуальным. В главе двадцатой мы отмечали, что Гурджиев говорил о неком, подобном компасу, "магнитном центре" внутри нас, который будет помогать нам в выборе пути. Эта аналогия относится к чему-то глубинному, связанному с нашей сущностью или с высшими аспектами нас самих, что позволяет распознавать истину, когда мы ее находим. Так что подлинные высшие учения будут обладать для нас некоторой особой привлекательностью, выходящей за рамки рациональных объяснений. Однако мысль о существовании такого магнитного центра может быть и опасной, так как она может легко превратиться в идею, что все таинственное и эмоционально привлекательное непременно должно быть высшим учением. Сверхрациональному следует уделять внимание, но его можно легко спутать с иррациональным и ошибочным. Поэтому столь велика важность самоисследования, чтобы в точности изучить механизм работы нашего ума, природу всех его иллюзий, и то, как отличать их от сверхрациональных, но ценных интуитивных прозрений, которые у нас могут возникать. Я ученый и прагматик в такой же мере, как и человек, заинтересованный в духовном росте, и я хотел бы знать, какой действительный результат могут давать те или иные вещи вне зависимости от легенд и теорий, которые окружают их. Когда я сталкиваюсь с той или иной духовной системой либо учителем, я пытаюсь "прислушиваться " и оценивать их с помощью своего ума, сердца и инстинктов, основываясь на том, что я по-моему знаю, и помня о том, что я уже совершал ошибки раньше и, вероятно, буду совершать их и в будущем. Если я решаю, что могу чему-то научиться от этой системы или учителя, или что мое участие в этом будет полезным для меня самого или для других людей, то я делаю это. УСТАРЕЛИ ЛИ ИДЕИ ГУРДЖИЕВА? Г. И. Гурджиев одним из первых предпринял систематические попытки передать те знания и мудрость, которые он приобрел от восточных учителей, в такой форме, которая была бы подходящей для его современников на Западе. Он отдавал себе отчет в том, что действенные формы изложения психологических и духовных знаний в одной культуре, могут не работать так, как нужно, в другой культуре, и потому он экспериментировал с различными формами учения, которые могли бы эффективно передать его знание. Сходным образом, то, что является вполне эффективным путем для одних людей в нашей культуре, может не быть таковым для других. Я с трудом переношу людей, которые считают, что их путь - единственный из всех возможных, относится ли это к гурджиевской группе или к любой другой форме пути. Очевидно, что я считаю идеи Гурджиева весьма полезными, иначе бы я не написал эту книгу. Но вы должны найти путь или пути, которые эффективны для вас. Мне приходилось слышать множество заявлений о том, что тот или иной путь превосходит все остальные. Последователи суфизма (в лице Идриса Шаха) заявляют, что идеи Гурджиева в свое время были полезными, но сейчас уже устарели. Но точно так же среди последователей Гурджиева существует мнение о том, что суфийские притчи Идриса Шаха хотя и полезны, но достаточно ограничены. Оскар Ичазо, основатель системы "Арика", якобы заявляет, что его "Арика-тренинг" основан на идеях тайной школы, которая стояла как за учением Гурджиева, так и за суфизмом, и которая заменяет их оба. Я с глубоким уважением отношусь к учениям Гурджиева, Шаха и Ичазо: все эти системы оказались чрезвычайно ценными для меня и моих друзей. Я всегда рекомендую книги Идриса Шаха, в особенности его "Сказки дервишей". Однако поскольку я не знаю, где находится "бюро духовных лицензий", то я не могу проверить, кто действительно имеет "верительные грамоты", подтверждающие "подлинность" учения, а кто нет. Нет у меня и духовного "Журнала для потребителей", где давались бы "объективная" оценка этих систем, и совет, какая из них является "лучшей покупкой". Будучи ограниченным человеческим существом, я могу лишь сделать вывод, что все эти системы (как и многие другие) могут кое-что дать по крайней мере, некоторым людям, и я надеюсь, что люди смогут найти для себя правильный путь. Хотя я изучал многие духовные традиции, эта книга сосредоточена на идеях Гурджиева. Почему именно Гурджиева? Потому что он гениально преобразовал восточные духовные идеи и практики в приемлемые для западного человека формы. Его влияние на западную культуру, хотя оно и не было явным, оказалось поистине огромным, поскольку оно помогло открыть современному человеку путь к духовным интересам. Его основные формулировки психологических и духовных идей все еще остаются одними из лучших на сегодняшний день, и охватывают многие важные области, нередко вовсе не затрагиваемые в других традициях. ПОДХОДЯТ ЛИ ИДЕИ ГУРДЖИЕВА ДЛЯ ВАС? Я думаю, что если вы дочитали мою книгу до этого места, это уже говорит о том, что вы нашли для себя кое-что интересное в моем понимании идей Гурджиева, и что вы, может быть, захотите пойти дальше. Данные выше рекомендации применимы по отношению к любым духовным группам, в том числе и группам Четвертого Пути, но давайте обсудим некоторые специфические особенности идей Гурджиева. Для начала, вспомните призыв в начале этой книги: не принимайте на веру идеи, которые здесь излагаются. Проверяйте их. Посмотрите, являются ли они реальными для вас. Конечно, это не так просто. Немногие из этих идей можно быть проверить без особого труда. Другие могут быть проверены только в результате продолжительной работы и наблюдения, и чтобы сделать это, вам придется набраться сосредоточенности и внимания. Некоторые из этих идей будут приниматься или отвергаться по чисто бессознательным причинам, другие вам придется, так сказать "принимать на веру в экспериментальном порядке". В том, чтобы принимать какие-то вещи на веру временно, в порядке эксперимента, нет ничего плохого, коль скоро вы не забываете их постепенно перепроверять, когда предоставляется такая возможность: не способны ли вы сейчас проверить то, что когда-то приняли на веру? Это приводит нас к важной проблеме: в какой мере вы можете самостоятельно проверять и использовать эти идеи и практики? Учитывая то, что говорилось в главе двадцать первой о важности групповой работы и работы с учителем, разве вам не нужно присоединиться к группе и найти учителя, если вы хотите заняться этими идеями достаточно серьезно? Я полагаю, что ответ должен быть положительным, хотя мне и не нравится это признавать. Мне нравится учиться с помощью книг и размышлений в одиночестве, и я не разрешил всех своих проблем в отношениях с другими людьми, так что во мне есть некоторое сопротивление идее необходимости работы в группе. Я могу теоретически вообразить индивида, в достаточной степени живого и наблюдательного для того, чтобы самостоятельно пройти весьма далеко в работе с этими идеями. Однако на практике, на нас столь сильно влияют наши взаимодействия с другими людьми, что мы нуждаемся в поддержке, поощрении, разочаровании и вызове, которые содержатся в работе с группой и с учителем. Мы получаем от этой работы значительную силу и преимущества. При этом мы подвергаем себя иного рода опасностям, чем те, что встречаются в повседневной жизни - мы уже говорили об этом в главе двадцать второй - но то, что мы получаем, вполне может стоить этого риска. ГРУППЫ ЧЕТВЕРТОГО ПУТИ Нет сомнения, что Гурджиев был гением и человеком в гораздо большей мере пробужденным, чем мы. Если бы он жил сейчас, то я бы попытался принять его как своего учителя (я знаю, что это стоило бы мне большой внутренней борьбы!) и хотел бы обучаться в группе под его руководством. Но когда гений, основавший свою традицию, умирает, начинаются неизбежные социальные процессы. Его ученики и последователи испытывают потребность продолжать начатую работу. Обычно между этими учениками некоторое время существуют гармония и согласие - иногда лишь несколько дней, иногда несколько лет, - а потом начинается раскол, особенно если основатель в явной форме не назначил своего преемника. Так возникают несколько ветвей первоначальной традиции. В качестве наилучшего варианта каждая из этих ветвей скромно и вполне объективно заявляет, что она специализируется на том или ином аспекте работы. Если реализуется наихудший вариант, представители каждой такой ветви провозглашают, что их школа является единственной подлинной версией Учения Основателя и что остальные группы - это, в лучшем случае, ничего не понимающие подражатели, а в худшем - безответственные шарлатаны. Различные ветви могут вести идеологические споры, игнорировать друг друга, мешать работе друг друга, преследовать друг друга и т.п. Когда Гурджиев умер в 1949 году, он не назвал своего преемника достаточно однозначно, так чтобы с этим согласились все его последователи. Сегодня те, кто интересуются его учениями, могут найти многие группы, провозглашающие, что они обладают этим учением во всей его подлинности. Некоторые будут указывать на то, что они являются прямыми продолжателями дела Гурджиева, так как некоторые из его старейших учеников были членами этих групп. Другие говорят о тайных полномочиях, якобы полученных ими от самого Гурджиева и заявляют, что эти старейшие ученики Гурджиева, конечно же, долгое время обучались у него, но в действительности не достигли такой степени понимания и развития, как основатель данной ветви. Некоторые лидеры таких групп не обучались ни у самого Гурджиева, ни у его старейших учеников, но претендуют на некое духовное вдохновение, полученное ими от Гурджиева - иногда они говорят об этом метафорически, а иногда и совершенно буквально. Ситуация осложняется еще и тем, что идеи Гурджиева легко поддаются авторитарным интерпретациям, которые превращают основанную на них работу в культ (в худшем смысле этого слова), давая харизматическому лидеру огромную власть. Некоторые из ранее обсуждавшихся проблем групповой работы, в особенности проблема переноса, также имеют к этому отношение. Некоторые из лидеров таких групп заблуждаются в отношении уровня своего развития, но способны весьма умело воздействовать на других людей. Некоторые другие являются обыкновенными мошенниками, которых привлекают услуги и деньги, которые готовы предложить им преданные ученики. Что же делать? В определенной степени небезопасно принимать участие в любой из групп, обучающих идеям и методам Гурджиева. Эти группы могут быть руководимы нечестными людьми, это могут быть просто социальные группировки, не обладающие никаким действительно эффективным учением, или же они могут быть пропитаны патологической групповой динамикой, которая травмирует членов этих групп. Это могут быть также и эффективные группы: техники, выходящие далеко за пределы тех, что описаны в этой книге, нередко являются очень мощными и могут вызывать изменения вопреки вашему сопротивлению. То есть они могут быть опасными именно потому, что они могут работать: вас будут принуждать к росту несмотря на все ваше сопротивление. Но опасно также и не принимать участия ни в каких формах духовного поиска, связанных с именем Гурджиева или нет. Обычная жизнь не безопасна. Цепляться за обыденное, пытаться не задавать никаких вопросов и ничего не изменять тоже небезопасно. Взгляните на гонку вооружений, статистику психических заболеваний, проблему перенаселения, загрязнение окружающей среды, увеличение количества самоубийств, на все большее количество людей, вынужденных постоянно употреблять транквилизаторы. Так что обычная жизнь совсем не безопасна. И после определенного момента эта жизнь не может содержать для нас достаточно смысла: мы должны делать выбор между самоактуализацией, духовным ростом и смертью заживо от опустошенности. В мире существует так же много групп гурджиевской ориентации, как и других групп духовного роста. Нет никаких внешних признаков и гарантий того, какие из этих групп являются хорошими, какие плохими, а какие - не теми и не другими. Некоторые из этих групп широко рекламируют себя и их легко найти; другие никогда не афишируют свою деятельность и вам нужно использовать все свои способности, чтобы их обнаружить. Я буду говорить подробнее о том, как найти такие группы, в Приложении Б. Имеет смысл сначала оглянуться вокруг и присмотреться к многим духовным путям. Почитайте литературу о тех или иных путях, которые вас заинтересуют, посетите семинар, посвященный какому-то одному из этих путей, позанимайтесь несколько месяцев воскресными медитациями, которые предлагают последователи другого пути, пообщайтесь с людьми, связанными с третьим путем, и посмотрите на то, какие ощущения у вас возникнут. Созвучен ли какой-нибудь из этих путей чему-то важному в вас? КАК СДЕЛАТЬ ВЫБОР Однако на некотором этапе смешивать всего понемногу становится не лучшим способом действия. Большинство из путей будут воздействовать на вас прямо пропорционально тому количеству энергии, которое вы в них вложите, поэтому вам придется сосредоточиться на каком-то одном пути и вложить в него как можно больше энергии. Если вы хотите пройти достаточно далеко, то вы не можете одновременно двигаться в разных направлениях. Поэтому выберите тот путь, к которому у вас больше лежит сердце - будь это гурджиевская группа, группа последователей Дзэн или что-то другое. Признайте, что вы принимаете ваше решение в состоянии относительного неведения и согласованного транса, но это естественно - вам приходится решать в той ситуации, в которой вы реально находитесь. Признайте, что вы делаете наилучший выбор, который вы способны сделать в своем теперешнем состоянии. Но признайте и то, что вы можете измениться, вам могут открыться новые факты, реальность переменчива, так что ваш искренний и наилучший выбор в данный момент может не быть лучшим в будущем. Верьте в тот выбор, который вы сделали, и вкладывайте в него энергию, но признавайте, что ваша вера в этой путь - просто часть эксперимента. Все подлинные эксперименты подлежат оцениванию, ведущему к новому уровню знания. Примите на себя обязательство уделять свои силы и время тому пути, который вы выбрали, но когда вы начнете идти по этому пути, я настоятельно рекомендовал бы вам заключить с самим собой договор о том, что ваш выбор является лишь экспериментом. Поскольку наша память имеет свойство со временем ослабевать, я предлагаю вам составить письменный договор по тому образцу, который я привожу. Это обяжет вас вложить в ваш выбор все свои лучшие силы, но ограничит ваши усилия определенным временем (шести месяцев может быть достаточно для вашего первого пути, а двух лет достаточно для того, чтобы оценить любой путь), с обязательной оценкой достигнутых результатов в конце этого периода. ДУХОВНЫЙ ДОГОВОР Я, ____________________, желаю вырасти за пределы своих сегодняшних ограничений по направлению к тому, что является моими высшими возможностями. В той степени, в которой я понимаю свои природу и свои возможности, те цели, над достижением которых я хочу работать, и те вещи, которые для меня наиболее ценны, представляются мне следующим образом: ( Перечислите свои наиболее важные цели и ценности) Я признаю, что хотя я должен изменить себя сам, я также полагаю, что могу получить пользу от учения и руководства со стороны того, кто является более продвинутым в достижении перечисленных выше целей, чем я сам, и что я смогу получить для себя пользу от участия в группе, которая будет обеспечивать социальную поддержку для достижения этих целей. Чтобы помочь самому себе в достижении этих целей, я беру на себя обязательство пройти обучение с _______ (имя учителя) и его/ее группой ______ (название группы) на протяжении ограниченного периода времени, составляющего ________ (длительность обучения). Во время периода действия этого соглашения я буду вкладывать как можно большую часть самого себя в того, чему меня учат, и в помощь другим людям, даже которые мне дают, будут казаться мне противоречащими моим ожиданиям или будут вызывать во мне сопротивление. Я той мере, в какой это не будет причинять сколько-либо существенного вреда мне самому или другим людям, так как понимаю, что то, что я получаю пропорционально тому, что я даю. Я также признаю, что мое несовершенное понимание в настоящий момент может означать, что путь, группа или избрал, на самом деле окажутся не лучшими для меня, или же что этот путь может быть полезным для меня лишь некоторое время и содержать в себе такие элементы, которые могут причинить вред мне самому и другим. Таким образом мое взятое от всего сердца обязательство является по своей сущности экспериментом. К каким бы последствиям ни привел этот эксперимент, я буду честно оценивать их и учиться всему, чему смогу. Я признаю, что погружение в этот путь может привести к тому, что я утрачу перспективу и забуду о своих первоначальных целях. Поэтому, чтобы иметь возможность оценить свой эксперимент, я обещаю себе, что в конце срока действия соглашения, оговоренного выше, я отойду от группы и учителя, вернусь к самостоятельной жизни по меньшей мере на два месяца, чтобы позволить уменьшиться непосредственному влиянию группы и привычного для нее образа мышления, а затем оценить свой опыт в свете целей и ценностей, перечисленных выше. Поскольку я могу позабыть об этом обязательстве, я даю копию этого договора в запечатанном конверте своему близкому другу __________, который обещал передать его мне в конце срока действия обязательства, даже если мы к тому времени уже не 6удем друзьями. Вероятно, что к концу срока действия обязательства я сильно изменюсь. Исходя из целей и ценностей, перечисленных выше, понравится ли мне это изменение? Помогают ли мне группа и учитель в достижении моих целей, или мешают? Вижу ли я, что некоторые из моих прежних целей и ценностей не являются важными или меня вводят в заблуждение относительно них? Является ли это подлинным восприятием моей глубочайшей сущности, или просто лишь отражением образа мыслей группы или учителя, с которыми я работал? Изменился ли я неожиданным образом? Хочу ли я усилить эти неожиданные изменения или нет? Стал ли я лучше в результате моей работы, или же я просто чувствую свое превосходство от того, что являюсь членом "особой" группы? Могу ли я получить полезную для себя обратную связь от старых друзей, которые не входят в группу, в отношении того, как именно я изменился? (Опасайтесь вынуждать их говорить, что вы стали лучше, просто для того, чтобы не обижать вас и оправдать затраченное вами время.) Появилось ли у меня больше возможностей помогать другим людям? Не отделяю ли я себя от своих товарищей, думая о них, как о существах более низких по сравнению с членами группы? После продолжительного размышления над этими и другими вопросами, хочу ли я продолжать работу с этим учителем и группой, или же мне хочется найти что-то другое? Если я продолжу работу, связанную с этим путем, или же выберу для себя другой путь, то я заключу с самим собой новый договор, подобный этому. Я прошу высшие силы вселенной помогать мне и руководить мной в этом моем странствии. Мы начали эту книгу с рассмотрения возможностей просветления, с широкого диапазона пониманий и возможностей, которые могут помочь нам сделать жизнь более значимой, эффективной, исполненной любви и умиротворения. Реальность нашей ситуации заставляла нас сосредоточиваться на препятствиях к осуществлению этой возможности просветления. Их много, но они не являются непреодолимыми. Пробуждение от согласованного транса - нелегкая задача, и с попытками достичь этого сопряжено немало опасностей, но награда, которую вы при этом можете получить для себя самого и других, очень велика. Я надеюсь, что вы сочтете, что цель стоит усилий и найдете Свет. Я желаю вам удачи в вашем путешествии самооткрытия! РЕАЛЬНОСТЬ и БОГ Нет Бога, кроме Реальности. Искать Его где-то еще - Деяние Грехопадения! -------------------------------------------------------------------------------- ПРИЛОЖЕНИЕ А: РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА О ПОЛЬЗЕ ЧТЕНИЯ КНИГ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ПРОБУЖДЕНИЯ КНИГИ ОБ УЧЕНИИ ГУРДЖИЕВА СОЧИНЕНИЯ ГУРДЖИЕВА ДРУГАЯ ЛИТЕРАТУРА, ОТНОСЯЩАЯСЯ К ЭТОЙ ТЕМЕ ОБЩИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, ПОСВЯЩЕННОЙ СОЗНАНИЮ И ТРАНСПЕРСОНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ ПРИЛОЖЕНИЕ Б: КАК ИСКАТЬ ГУРДЖИЕВСКИЕ ГРУППЫ ПРИМЕЧАНИЯ Глава первая. Состояния сознания и просветление Глава вторая. Бог и реальность Глава шестая. Жизнь в имитаторе мира Глава седьмая. Эмоции Глава девятая. Гипноз Глава десятая. Согласованный транс: сон повседневной жизни Глава одиннадцатая. Отождествление Глава двенадцатая. Состояния тождественности Глава тринадцатая. Механизмы защиты Глава четырнадцатая. Уравновешенность и неуравновешенность трехмозговых существ Глава пятнадцатая. Ложная личность и сущность Глава шестнадцатая. На пути к пробуждению Глава восемнадцатая. Самовспоминание Глава девятнадцатая. Высшие уровни сознания Глава двадцатая. Духовная реальность, работа и молитва Глава двадцать вторая. Проблемы с процессом групповой работы Глава двадцать третья. Сострадание Глава двадцать четвертая. Выбор духовного пути ССЫЛКИ -------------------------------------------------------------------------------- ПРИЛОЖЕНИЕ А: РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА О ПОЛЬЗЕ ЧТЕНИЯ КНИГ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ПРОБУЖДЕНИЯ В этом приложении перечислены некоторые из наиболее полезных книг, посвященных идеям Гурджиева, так же как и некоторые мои собственные работы более общего характера, которые дополняют и расширяют темы этой книги. Это лишь небольшая подборка из имеющейся литературы по данной тематике. Если вы заинтересуетесь такого рода материалами, по мере чтения вы сможете найти упоминания о многих других книгах. Однако я снова хочу подчеркнуть, что само по себе чтение является лишь незначительной частью процесса самопонимания и пробуждения. Действительно, полезно иметь определенный интеллектуальный каркас, но только если этот интеллектуальный каркас будет временно используемым инструментом для более глубокой работы с непосредственным опытом. Карта может быть полезным путеводителем по территории, но она не является самой территорией. На самом деле, иметь хорошую карту, когда вы находитесь слишком далеко от самой территории, даже опасно, так как мы легко очаровываемся понятными картами и думаем, что уже достаточно много знаем. Отметьте также и то, что учение Гурджиева предназначалось прежде всего для прямой передачи от учителя к ученику, так что книги часто являются намеренно неполными. Я уже несколько раз подчеркивал, что вы не должны принимать на веру идеи, изложенные в этой книге, лишь потому, что они кажутся достаточно понятными, умными или привлекательными, или по той причине, что они исходят от людей, которые считаются авторитетами в сфере исследования сознания. Проверьте для себя эти идеи, измените их по мере необходимости, и принимайте только то, что работает в вашем конкретном случае. Но даже тогда пусть это принятие будет лишь предварительным: если ваш дальнейший опыт не будет совпадать с этими идеями, их нужно будет просто пересмотреть. Будьте особенно осторожны, если оказывается, что вы страстно защищаете ту или иную идею, так как подобное действие нередко указывает на то, что на более глубоком уровне вы сами в ней не уверены и боитесь прямо взглянуть на это. Этот же совет относится и ко всем книгам, упомянутым здесь. КНИГИ ОБ УЧЕНИИ ГУРДЖИЕВА Для большинства из нас легче начинать с книг об идеях и методах Гурджиева, чем с его собственных сочинений. Однако среди последователей Гурджиева существуют очень разнообразные мнения в отношении достоверности и полезности таких книг. Некоторые из них основываются на таком критерии, как факт непосредственного обучения у Гурджиева, считая это необходимой предпосылкой для написания книги, достаточно точно передающей учение, и оценивают все позднее написанные книги по степени их согласованности с сочинениями таких непосредственных учеников Гурджиева и с его собственными произведениями. В этом действительно немало здравого смысла. Другие считают, что такое отношение имеет тенденцию становиться догматичным и является попыткой сохранения "идеологической чистоты", что приводит к тому, что живое учение становится некой ископаемой окаменелостью. В этом тоже есть свой смысл. Составляя подборку литературы, я предполагал, что почти любая книга любого автора (включая и меня и самого Гурджиева) будет смесью мудрости и ошибок, и что отличать одно от другого - дело самого читателя. Книги, которые я упомяну ниже, тоже являются такой смесью, но они, как я считаю, все же содержат гораздо больше мудрости чем ошибок. Кроме того, у меня есть определенная склонность к книгам, которые сосредоточены на психологических сторонах учения Гурджиева, а не на космологических, так как эти психологические аспекты мне более понятны. Книги, которые я перечислю, были полезны для меня, и я верю, что они могут быть полезными и для вас. Я упоминаю наиболее свежие издания этих книг. Книга П. Д. Успенского "В поисках чудесного: фрагменты неизвестного учения" (Ouspensky P.O. In Search of the Miraculous: Fragments of an Unknown Teaching New York: Harcourt Brace Jovanovich, 1977) считается одним из лучших и наиболее полных изложений большинства идей Гурджиева. Гурджиев одобрил книгу и признал, что в ней дается достаточно точное изложение идей, которые он излагал в то время, когда Успенский был его учеником. Я обращался к этой книге много раз для прояснения различных моментов учения Гурджиева. Эту книгу не назовешь легкой для чтения, но она вполне заслуживает того, чтобы попробовать ее осилить. В ней представлены космологические теории Гурджиева, о которых мне трудно сказать, являются ли они глубокими или же ошибочными. Читая эту книгу, помните, что Успенский все же прервал отношения с Гурджиевым и потому в его книге представлена не полная система, а лишь ее фрагменты, что автор честно отмечает в подзаголовке. Успенский был блестящим интеллектуалом, но, вероятно, не вполне уравновешенным в том смысле, о котором мы говорили в главе четырнадцатой, и я полагаю, что его разрыв с Гурджиевым произошел, когда Успенский не смог справиться с эмоциональными аспектами гурджиевской работы. Помня об этом, попытайтесь скомпенсировать общий чисто интеллектуальный тон этой книги. Успенский написал также и гораздо более короткое введение к работам Гурджиева, книгу под названием "Психология возможной эволюции человека" (The Psychology of Man's Possible Evolution. New York: Random House, 1981). Я бы порекомендовал прочесть сначала эту книгу, а потом уже начинать читать "В поисках чудесного". Когда вы познакомитесь с этими двумя работами, вы можете захотеть прочесть еще одну книгу Успенского - " Четвертый путь: записи бесед и ответов на вопросы, основанных на учении Г,И. Гурджиева" (The Fourth Way: A Record of Talks and Answers to Questions Based on the Teaching of G.I. Gurjieff, New York: Random House, 1971). Еще одним кратким введением в идеи Гурджиева является глава, написанная Кэтлин Райордэн (Спит) в моей книге "Трансперсональные психологии" (Katleen Riordan (Speeth), in Transpersonal Psychologies, El Cerrito, Calif., Psychological Processes, 1983). Позднее она расширила эту главу и издала небольшую книгу "Гурджиевская работа" (Gurjieff Work, Berkeley: And/Or Press, 1976). Джон Беннет провел некоторое время, работая с Гурджиевым, равно как и изучал другие источники психологических и духовных учений. Его книги произвели на меня впечатление своими здравомыслящими и честными попытками понять идеи Гурджиева, а не просто пересказать их. Его основная работа "Гурджиев: Создание Нового Мира" (John Bennett, Gurjieff: Making a New World, New York: Harper & Row, 1976) представляет собой сочетание изложения основных идей Гурджиева с описанием исторического фона, сопровождавшего эти идеи, а также с размышлениями об их значении. Книга Роберта де Роппа "Игра Мастера: Пути к высшему сознанию за пределами наркотического опыта" (Robert de Ropp The Master Game: Pathways to Higher Consciousness beyond the Drug Experience) является хорошим введением в идеи Гурджиева на фоне психоделической революции конца 1960-х - это создает более широкий контекст, чем другие книги о Гурджиеве. Через книги Роберта де Роппа проходит сильная струя негативного отношения к "обычным" людям, что нужно учитывать при чтении этой книги. Когда я читал автобиографию де Роппа, "Путь воина: игры жизни, бросающие вызов" (Robert de Ropp, Warrior's Way: The Challenging Life Games, New York:Delacorte, 1979) я понял корни этого отношения и был восхищен его личным триумфом над теми ужасами жизни, с которыми он сталкивался на своем пути. Морис Николл был психологом, обучавшимся у Карла Юнга, а потом увлекшимся идеями Гурджиева. Его пятитомный труд "Психологические комментарии к учениям Гурджиева и Успенского" (Maurice Nicoll, Psychological commentaries on the Teaching of Gurjieff and Ouspensky, Boston: Shambhala Publications, 1984) является очень ценным и воодушевляющим. Николла также интересовала тема отношения идей Гурджиева к раннему эзотерическому христианству, и он изложил некоторые оригинальные мысли по этому вопросу в своих книгах "Знак" (The Mark, Boston: Shambhala Publications, 1985) и НовыйЧеловек (TheNew Man.Boston: Shambhala Publications, 1984). Книга Майкла Валдберга "Гурджиев: введение в его идеи" (Michael Waldberg Gurjieff: An Approach to His Ideas, London: Routledge and Kegan Paul, 1981) является полезным кратким введением, так же как книга Кеннета Уокера "Исследование учения Гурджиева" (Kenneth Walker A Study of Gurjieff s Teaching, New York: Samuel Weiser, 1974) и книга Джин Вейсс "На пути к пробуждению: введение в учение, оставленное Гурджиевым" (Jean Vaysse, Toward Awakening: An Approach to the Teaching Left by Gurjieff, San Francisco: Harper & Row, 1979). Для тех читателей, которые бы Хотели изучить все, что написано о Гурджиеве, можно порекомендовать авторитетный справочник "Гурджиев: Аннотированная библиография" (Gurjieff: An Annotated Bibliography, by J.Walter Driscoll and the Gurjieff Foundation of California, New York, Garland Publishing, 1985). Там приводится перечень 1146 работ на английском языке, 581 на французском, а также публикации на других языках. Эту книгу можно считать наиболее полным библиографическим справочником по Гурджиеву. Во многих случаях в ней приводятся лишь упоминания о публикации, но тем не менее в этой книге собраны данные обо всех важнейших работах. В попытках автора справочника сохранять исследовательскую беспристрастность иногда все же проскальзывает его оценка некоторых из работ как достойных внимания либо вводящих в заблуждение. СОЧИНЕНИЯ ГУРДЖИЕВА Гурджиев дал всеобъемлющее название. "Все и Вся" (All and Everything) серии из трех книг, которые должны были излагать основные моменты его учения. Первая книга из этой серии была названа "Сказки Вельзевула своему внуку" (Beezebub's Tales to His Grandson, New York: Button, 1978). Написанная в форме аллегории, эта книга является сборником историй, которые высшее космическое существо, то ли "дьявол", то ли ангел, Вельзевул (он же Баалзебуб) рассказывает своему внуку, чтобы объяснить тому, как устроена вселенная, в особенности касаясь истории людей на планете Земля. Когда Гурджиев писал эту книгу, он предпринял эксперимент, основанный на идее, что чем больше вы работаете для чего-то, тем больше вы это цените. Он писал главу и читал ее своим ученикам. Если они понимали написанное, то Гурджиев снова переписывал текст, чтобы сделать его более непонятным. Полная многосложных слов и имен, специально изобретенных Гурджиевым, эта книга трудна для понимания. Я слышал, что позже Гурджиев пришел к выводу, что этот эксперимент не оправдал себя - намеренное усложнение не привело к росту понимания среди учеников. Я не уверен, стоит ли вам тратить силы на попытки понять эту книгу, хотя в некоторых ветвях гурджиевской традиции она считается чем-то вроде священного писания, в котором каждое слово является абсолютной истиной. Такое отношение может приводить к негативному эффекту, так как те люди, которые не вполне понимают эту книгу, испытывают чувство своей вины и неадекватности. Второй том этой серии, "Встречи с замечательными людьми" (Meetings with Remarkable Men, New York: Button, 1969) читается очень легко. Вы можете прочесть его, не отрываясь, как интересный роман, как аллегорическое повествование о некоторых из путешествий Гурджиева, однако на самом деле, эта книга имеет и более глубокие уровни. "Жизнь реальна только тогда, когда "Я есть" (Life is Real Only Them, When "I Am", New York: Dutton, 1982) - третий том этой серии, имеющий весьма провокационный характер. Я рекомендовал бы читать его после знакомства с практикой гурджиевской работы. "Вестник грядущего добра: первый призыв к современному человечеству" (The Herald of Coming Good: First Appeal to Contemporary Humanity, New York: Samuel Weiser, 1971) поражает меня как еще один из экспериментов Гурджиева, который, по мнению самого же Гурджиева, оказался неудачным. Сегодня книга представляет собой скорее сугубо исторический интерес. ДРУГАЯ ЛИТЕРАТУРА, ОТНОСЯЩАЯСЯ К ЭТОЙ ТЕМЕ Если вам понравился стиль изложения материала в этой книге, то я хочу сообщить вам, что намерен и вдальнейшем писать на эту тему, также как и на родственные темы парапсихологии и измененных состояний сознания. Мои работы будут опубликованы в Обзоре Института поэтических наук (Review of the Institute of Noetic Sciences) и в Бюллетене Института поэтических наук ( Bulletin of the Institute of Noetic Sciences). Членом этого института можно стать, заплатив годовой взнос в 35 долларов. В названных изданиях Института помещается информация о моих лекциях и семинарах. В Институте можно заказать прошлые выпуски ежеквартального вестника "Открытый ум" (The Open Mind), который я издаю на протяжении четырех лет, а также мои книги и аудиозаписи. Адрес Института - 475 Gate Five Road, Suite 300, Sausalito, CA 94965, U.S.A., tel. (415) 331-5650. Меня часто спрашивают, намереваюсь ли я организовать в Северной Калифорнии новую рабочую группу по пробуждению, подобную моему Тренингу Повышения Осознания, который я проводил несколько лет назад. Пока я еще не знаю, но если вы заинтересованы такой работой, пишите мне по адресу Института. О начале формирования рабочей группы будет объявлено в изданиях Института. Более формальное научное изложение моего понимания природы ума, в особенности того, как ум проявляет себя в различных измененных состояниях сознания, представлено в моей книге "Состояния сознания" (States of Consciousness New York: Dutton, 1975). Эта книга может представить особый интерес для психологов и исследователей. Моя книга "Измененные состояния сознания" (Altered States of Consciousness, New York: Doubleday, 1971) является сборником статей, посвященных исследованиям гипноза, сновидений, осознаваемых сновидений, медитации и эффектов психоделических препаратов. Книга "Трансперсональные психологии" (Transpersonal Psychologies, первое издание - Harper & Row) развивает тему парапсихологии, как необходимой основы для серьезного духовного развития, и включает в себя главы, написанные различными авторами и представляющие собой психологии различных духовных систем (буддизм, йога, Гурджиев, Арика-тренинг, суфизм, христианство и западная магическая традиция). Эти книги можно заказать в издательстве Psychological Processes, P.O.Box 37, El Cerrito, CA 94530, U.S.A., так же как и кассету с записью для упражнения "музыкальное тело", о котором я писал в главе двадцать третьей. Книга, с которой я сейчас напряженно работаю в моем собственном духовном поиске, - это трехтомник "Курс чудес" (A Course in Miracles, Tiburon, Calif., Foundation for Inner Peace, 1975)* . Гурджиев говорил, что когда-то мы все придем к религии своего детства, и мой путь подталкивает меня к тому же. Авторство этой книги приписывается Сознанию Христа, чему-то такому, что не может подлежать обычной оценке, и попытка определитьдействительное авторство этого текста встречает сильное сопротивление, но нет сомнения, что содержание книги получено с того уровня, который мы за неимением лучших терминов, могли бы назвать высшим эмоциональным центром. Она представляет собой чрезвычайно высокий уровень психологической сложности, в то же время, обращаясь непосредственно к сердцу. Например: Восприятие может создать любую картину, которую ум захочет увидеть. Помни об этом. В этом заключены или Небеса, или ад, по твоему выбору. Или еще один пример: Когда я прощаю себя и вспоминаю, кто я есть, я буду благословлять всех и все, что увижу. Я еще только приступаю к попыткам понять содержание этой книги и во мне есть сильное сопротивление по отношению к тому, чтобы его принять (это кое-что говорит о моих бессознательных убеждениях). Некоторые моменты "Курса чудес" совпадают с идеями настоящей книги и расширяют их, а некоторые пока находятся за пределами моего понимания. Если вы готовы бороться с наследством нашей иудео-христианской традиции, то я в высшей степени рекомендую вам эту книгу. ОБЩИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, ПОСВЯЩЕННОЙ СОЗНАНИЮ И ТРАНСПЕРСОНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ Когда я в 1969 году впервые опубликовал свою книгу "Измененные состояния сознания", трудно было найти достоверную и научно ориентированную информацию об этих радикальных, удивительных и принципиально важных способах изменения способа функционирования нашего ума. Я надеялся, что моя книга, будучи основным источником информации об измененных состояниях сознания, станет моим вкладом в дело признания темы измененных состояний как предмета научной психологии. С тех пор произошло очень значительное развитие исследований сознания, но прогресс не столь велик, как я надеялся. Я думал, что моя книга устареет уже лет через десять, но ее все так же продолжают цитировать в исследованиях, связанных с этой областью. Хотя мы сейчас знаем много нового, остается немало нерешенных вопросов. Обширную библиографию литературы, опубликованной в прежние годы и связанной с измененными состояниями сознания, трансличной психологией и другими близкими темами, можно найти в книге "Измененные состояния сознания", но эта библиография, естественно, доходит лишь до конца шестидесятых годов. Мне приятно признавать, что сейчас эта область настолько широка, что подготовка действительно всеобъемлющей библиографии заняла бы гораздо большее время, чем то, что у меня есть. Поэтому здесь я перечислю лишь основные книги, появившиеся после конца 1960-х и посвященные измененным состояниям сознания, трансличной психологии и другим смежным областям. Это те книги, которые я сам имею в своей библиотеке, и которые я считаю стоящими того, чтобы их прочесть. Они перечислены здесь в алфавитном порядке. Те книги, которые являются в большей мере техническими пособиями, я обозначил буквой (t). Ajaya, Swami Psychotherapy East and West: A Unifying Paradigm. Honesdale, Pa.: Himalayan Publishers, 1984. Barber, T. (ed.) Advances in Altered States of Consciousness and Human Potentialities, vol.1. New York: Psychological dimensions, 1976. Cade, C. and Coxhead, N. The Awakened Mind: Biofeedback and the Development of Higher States of Awareness. New York: Delacorte, 1979. Carrington, P. Freedom in Meditation. New York: Anchor, 1977. Castaneda, C. The Teaching of Don Juan: A Yaqui Way of Knowledge. Berkeley: University of California Press, 1968. _________. A Separate Reality: Further Conversations with Don Juan. New York: Simon & Schuster, 1971. _________. Journey to Ixtlan: The Lessons of Don Juan. New York: Simon & Schuster, 1972. _________. Tales of Power. New York: Simon & Schuster, 1974. _________. The Second Ring of Power. New York: Simon & Schuster, 1977. '" The Eagle's Gift. New York: Simon & Schuster, 1981. The Fire from Within. New York: Simon & Schuster, 1984. Davidson, J., and Davidson, R. ( eds.). The Psychology of Consciousness. New York: Plenum. 1980. Davidson, R.; Scwartz, G.; and Shapiro, D. (eds.) Consciousness and Self-Regulation: Advances in Research and Theory, vol.3. New York: Plenum, 1983. (t) Deikman, A. Personal Freedom: On Finding Your Way to the Real World. New York: Grossman, 1976. ________. The Observing Self: Mysticism and Psychotherapy. Boston: Beacon Press, 1982. Dixon, N. Subliminal Perception: The Nature of Controversy. New York: Macmillan, 1971. (t) Dychtwald, K. Bodymind. New York: Pantheon, 1977. Ellwood, R. Religious and Spiritual Groups in Modern America. Englewoog Cliff, N.J.: Prentice-Hall, 1973. Emmons, M. The Inner Source: A Guide to Meditative Therapy. San Luis Obispo, Calif.: Impact Publishers, 1978. Ferguson, M. The Aquarian Conspiracy: Personal and Social Transformation in the 1980s. Los Angeles: J.P.Tarcher, 1980. Furst, P. Hallucinogens and Culture. San Francisco: Chandler & Sharp, 1976. Garfield, P. Creative Dreaming. New York: Simon & Schuster, 1974. _______. Pathway to Ecstasy: The Way of the Dream Mandala. New York: Holt, Rinehart & Winston, 1979. Galyean, B. Mind Sight: Learning through Imaging. Long Beach, Calif.: Center for Integrative Learning (767 Gladys Ave.), 1983. Goleman, D. and Davidson, R. (eds.) Consciousness: Brain, States of Awareness, and Mysticism. New York: Harper & Row, 1979. Grinspoon, L. and Bakalar, J. Psychedelic Drugs Reconsidered. New York: Basic Books, 1979. ________. (eds.). Psychedelic Reflections. New York: Human Sciences Press, 1983. Grof, S. Realms of Human Unconscious: Observations from LSD Research. New York: Viking, 1975. ________, and Halifax, J. The Human Encounter with Death. New York: Dutton, 1977. ________. LSD Psychotherapy. Pomona, Calif.: Hunter House, 1980. ________, anf Grof, C. Beyond Death: The Gates of Consciousness. London: Thames & Hudson, 1980. Halifax, J. Shaman: The Wounded Healer. New York: Crossroad, 1982. Hampden-Turner, C. Maps of the Mind. New York: Macmillan, 1981. Harner, M. The Way of the Shaman: A Guide to Power and Healing. San Francisco: Harper & Row, 1980. ________. Hallucinogens and Shamanism. London: Oxford University Press, 1973. Hendricks, G., and Weinhold, B. Transpersonal Approaches to Counseling and Psychotherapy. Denver: Love Publishing, 1982. Hillman, J. Revisioning Psychology. New York: harper & Row, 1975. Hoffer, A., and Osmondm H. The Hallucinogens. New York: Academic Press, 1967. (t) Hoffman, E. The Way of Splendor: Jewish Mysticism and Modern Psychology. Boulder: Shambhala, 1981. Houston, J. The Possible Human. Los Angeles: J.P.Tarcher, 1982. John, Da Free. The Transmission of Doubt: Talks and Essays of the Transcendence of Scientific Materialism through Radical Understanding. Clearlake, Calif.: Dawn Horse Press, 1984. Johnson, D. Body. Boston: Beacon, 1983. Johnson, W. Riding the Ox Home: A History of Meditaton from Shamanism to Science. London: Rider, 1982. Larsen, S. The Shaman's Doorway: Opening the Mystic Imagination to Contemporary Consciousness. New York: Harper & Row, 1976. Lee, P.; Ornstein, R.; Galin, D.; and Tart, C. Symposium on Consciousness, New York: Viking, 1976. Leonard, G. The transformation: A Guide to the Inevitable Changes in Humankind. Los Angeles: J.P.Tarcher, 1972. Lilly, J. The Center of the Cyclone: The Autobiography of Inner Space. New York: Julian Press, 1972. Mann, R. The Light of Consciousness: Explorations in Transpersonal Psychology. Albany, New York: State University of New York Press, 1984. Master, R., and Houston, J. The Varietes of Psychedelic Experience. New York: Holt, Rinehart and Winston, 1966. Naranjo, C. The One Quest. New York: Viking, 1972. _______, and Ornstein, R. On the Psychology of Meditation. New York: Viking, 1971. ________. The Healing Journey: New Approaches to Consciousness. New York: Pantheon, 1973. Needleman, J. The New Religions. New York: Doubleday, 1970. ________, and Baker, G. (eds.) Understanding the New Religions. New York: Seabury Press, 1978. Ornstein, R. The Psychology of Consciousness. San Francisco: W,H.Freeman, 1972. ________. (ed.) The Nature of Human Consciousness: A Book of Readings. New York: Viking, 1973. Owens, C. Zen and the Lady. New York: Baraka Books, 1979. Parker, A. States of Mind: ESP and Altered States of Consciousness, New York: Taplinger, 1975. Pearce, L. The Crack in the Cosmic Egg. New York: Julian Press, 1971. ________. Magical Child: Rediscovering Nature's Plan for Our Children. New York: Dutton, 1977. De Riencourt, A. The Eye of Shiva: Eastern Mysticism and Science. New York: Morrow, 1981. Ring, K. Heading toward Omega: In Search of the Meaning of the Near-Death Experience. New York: Morrow, 1984. Savary, L.; Berne, P.; and Williams, S. Dreams and Spiritual Growth: A Christian Approach to Dreamwork. New York: Paulist Press, 1984. Scwartz, G., ang Shapiro, D. (eds.) Consciousness and Self-Regulation: Advance in Research, vol. 1, New York: Plenum, 1976. (t) Siegel, R., and West, L. (eds.) Hallucinations: Behavior, Experiecne, and Theory. New York: Wiley, 1975. Shapiro, D. Precision Nirvana. Englewod Cliffs, N.J.: Prentice Hall, 1978. ________. Meditation: Self-Regulation Strategy and Altered States of Consciousness. New York: Aldine, 1980. Sugarman, A. and Tarter, R. (eds.). Expanding Dimensions of Consciousness. New York: Springer, 1978. (t) Tart, C. On Being Stoned: A Psychological Study of Marijuana Intoxication. Palo Alto, Calif.: Science and Behavior Boks, 1971. _______. States of Consciousness. El Cerrito, Calif.; Psychological Processes, 1983. _______. (ed.). Altered States of Consciousness. New York: Doubleday, 1971. _______. (ed.). Transpersonal Psychologies. El Cerrito, Calif.: Psychological Processes, 1983. Taylor, J. Dream Work: Tecniques for Discovering the Creative Power in Dreams. New York: Paulist Press, 1983. Tulku, Tarthang (ed.). Reflections of Mind: Western Psychology Meets Tibetan Budhism. Emeryville, Calif.: Dharma Publishing, 1975. Valle, R., and von Eckartsberg, R. (eds.). The Metaphors of Consciousness. New York: Plenum, 1981. Vaughan, F, Awakening Intuition. New York: Anchor, 1979. Walsh, R., anf Vaughan, F. (eds.). Beyond Ego: Transpersonal Dimensions in Psychology. Los Angeles: J.P.Tarcher, 1980. Wavell, S.; Butt, A.; and Epton, N. Trances. New York: Dutton, 1967. Well, A. The Natural Mind: A New Way of Looking at Drugs and Higher Consciousness. Boston: Houghton Mifflin, 1972. White, J. (ed.). The Highest States og Consciousness. New York: Doubleday, 1972. _______. (ed.). Frontiers of Consciousness: The Meeting Ground between Inner and Outer Reaity. New York: Julian Press, 1974. Wither, K. The Spectrum of Consciousness. Wheaton, 111.: Quest, 1977. _______. (ed.). The Holographic Paradigm and Other Paradoxes: Exploring the Leading Edge of Science. Boulder: Shambhala, 1982. Zukav, G. The Dancing Wu Li Masters: An Overview of the New Physics. New York: Morrow, 1979. ПРИЛОЖЕНИЕ Б: КАК ИСКАТЬ ГУРДЖИЕВСКИЕ ГРУППЫ Это приложение адресовано тем, кто нашел идеи, изложенные в этой книге, приемлемыми для себя в такой степени, что захотел найти группу развития, в которой специально обучают гурджиевской работе, и принять в ней участие. Конечно же, я не считаю, что это единственный путь личностного и духовного развития, но это достаточно мощная система, которая может быть весьма полезной для некоторых из нас. Мне бы хотелось привести здесь длинный список адресов таких групп, чтобы облегчить вашу задачу, но я не могу этого сделать по нескольким причинам. Во-первых, включая в этот список те или иные группы, я бы в неявной форме одобрял их деятельность, предполагая что они обеспечивают точную и практически полезную передачу идей и методов Гурджиева. Однако поскольку мое собственное понимание всего спектра идей Гурджиева ограничено, с моей стороны было бы самонадеянно пытаться одобрять или не одобрять группы, в которых им обучают. Во-вторых, мне приходилось слышать убедительные доводы, что никто не может достаточно точно учить идеям Гурджиева, поскольку сам Гурджиев однозначно не назвал своего преемника, который выполнял бы роль учителя. Возможно, что все группы, претендующие на то, что они обучают методам Гурджиева, следует считать, в лучшем случае, лишь отчасти компетентными, или же просто подражателями, и ни одну из них не следует рекомендовать. С другой стороны, Гурджиев мастерски использовал всякого рода неопределенности и намеренное несоответствие ожиданиям, чтобы заставить людей пробудиться и думать и воспринимать самостоятельно, так что тот факт, что он никого официально не провозгласил своим преемником, может оказаться большим благом. Такое отсутствие прямой преемственности не является проблемой для тех групп, которые заявляют, что они просто вдохновляются некоторыми идеями Гурджиева и не претендуют на прямую передачу учения. Эти группы можно оценивать по их собственным реальным заслугам. В-третьих, любая развивающая группа, учитель которой умирает, подвержена риску догматизма и закостенения по причинам, которые мы обсуждали в главе двадцать первой. Отношения переноса, которые превращают учителя в идола и не допускают ни малейших изменений в том, что он делал; социальные потребности, которые должны удовлетворяться путем сохранения структуры группы, и тому подобные вещи создают тенденцию застревания группы на повторении прошлого вместо пробуждения к настоящему. Есть несколько групп, лидерами которых являются ученики Гурджиева либо ученики учеников Гурджиева. Обеспечивает ли это подлинность передачи, добавляя силу групповой работе, или же, наоборот, увеличивает вероятность омертвения метода? Является ли отсутствие новшеств признаком разумного сохранения сущности идей Гурджиева, или же, наоборот, признаком недостаточного их понимания для того, чтобы пытаться приспособить их к современным нуждам? Я не чувствую себя компетентным решать такие вещи за других. Есть группы, лидеры которых "вдохновлены" идеями Гурджиева, но не слишком много сами соприкасались с более традиционными группами этого направления: используя терминологию духовных систем, подчеркивающих важность непосредственного контакта, о них можно сказать, что они не являются частью " передачи по прямой линии ". Означает ли это, что такие группы свободны от омертвляющих эффектов догматизма и являются более динамичными и живыми, или же, наоборот, что предлагаемая ими "гурджиевская работа" связана в большей мере с игрой воображения и с неадекватным пониманием, чем с действительными идеями Гурджиева? Есть группы, существующие уже долгое время, и есть группы, возникшие совсем недавно, в отношении которых могут быть поставлены такие же вопросы. Есть группы, которые "ортодоксальны" и совершенно искренни в своих намерениях, но в отношении которых у меня возникают подозрения, что они в известной степени подвержены догматизму и закостене-нию. Тем не менее, вы можете научиться многим вещам, добросовестно работая с такими группами. Ни один из моих учителей, как в гурджиевской работе так и в других традициях, на мой взгляд, не был полностью пробужденным и совершенным существом - на самом деле, порой в их характере были явные недостатки, но тем не менее я научился у них чрезвычайно многому. Есть и такие группы, вероятно, руководимые шарлатанами, в которых идеи Гурджиева и его жесткий стиль работы используются в целях эксплуатации людей. В идеальном случае любую развивающую группу следует оценивать по реальным результатам ее работы. Так, например, университет может иметь впечатляющие здания и хорошо оборудованные лаборатории, величественного вида профессоров и многочисленные библиотеки, замечательные цели и планы. Но в конечном счете о нем судят по реальным исследовательским и практическим достижениям его сотрудников и выпускников, а не по его зданиям, его планам и его мнению о себе. У нас есть сообщество ученых, которых наше общество считает компетентными давать подобные оценки. Некоторые люди, сами себя провозгласившие духовно продвинутыми, берутся оценивать учение Гурджиева, причем одни считают его устаревшим, другие - живым, но поскольку наше общество не имеет общепринятых критериев для определения, кто компетентен в вопросах духовного развития, а кто нет, эти оценки не могут иметь для нас особой пользы. Мой собственный опыт общения с людьми, принадлежавшим к разным духовным традициям, говорит мне, что некоторые люди действительно являются более пробужденными и взрослыми, в то время как другие используют различные духовные пути лишь для самообмана. Как индивиды, пытающиеся пробудиться и расти, мы должны сами оценивать группу и решать на основе этой оценки, стоит ли нам вкладывать в нее свою энергию, даже с учетом того, что наше суждение может быть искаженным и неадекватным. Да, мы можем прислушиваться к мнению других, но конечное решение мы должны принимать сами. Если мы приняли правильное решение и достигли определенного успеха в собственном росте при работе с какой-то группой, - хорошо. Если мы приняли неправильное решение и не достигли успеха или даже причинили себе вред в результате работы с этой группой - тоже хорошо, так как мы делали лучшее из того, что могли, и теперь можем попытаться понять, почему наша оценка не оправдала себя, и извлечь из этого для себя урок. Для этого может быть полезен договор о духовном обязательстве, образец которого приводился в главе двадцать четвертой. По всем этим причинам я и не могу ни порекомендовать вам какие-либо одни группы последователей Гурджиева, ни предостеречь в отношении каких-либо других групп. Если вы хотите найти такие группы, используйте свой повседневный практический разум: напишите письма издателям и авторам заинтересовавших вас книг, общайтесь с людьми в магазинах духовной литературы, расспрашивайте своих друзей и знакомых. В большинстве крупных городов есть одна или несколько групп, имеющих хотя бы некоторое отношение к идеям Гурджиева. Когда вы найдете для себя потенциальную группу, используйте те советы, которые я предлагал в этой книге, чтобы определить, лежит ли у вас к ней сердце. Как мы уже обсуждали ранее, у групповой работы есть свои опасности. Поскольку мы являемся общественными животными, та власть, которую имеют над нами другие-люди, легко может углублять наш сон. В этом случае люди, имеющие над нами власть, будут действовать заодно с культурой, выступая в роли гипнотизеров, а не тех, кто способствует нашему пробуждению. Многим из нас соблазнительно идти по пути в одиночку и избежать опасности влияния других людей, но мы не можем так поступить. Влияние гипнотизирующей нас культуры и многих других групп уже запрограммировано в нас: психологически мы уже причастны ко многим "культам". Работа с любыми новыми группами действительно сопряжена с риском, но она также дает нам возможность осознать влияния группы так, что это позволит нам нейтрализовать отрицательные эффекты, которые на нас уже оказали другие группы. Помните и то, что если вы вообще не будете работать в развивающих группах, то это не означает, что вы будете в безопасности. Удачи вам в вашем путешествии самооткрытия! ПРИМЕЧАНИЯ Глава первая. Состояния сознания и просветление 1. C.Tart. States of Consciousness (El Cerrito, Calif.: Psychological Processes, 1983; впервые опубликовано в 1975). 2. Когда в этой книге я использую слова "его" или "он" (а иногда "ее" и "она") в различных примерах, я во всех случаях подразумеваю, что речь может идти как о мужчинах, так и о женщинах. 3. Tart, States of Consciousness, p.58. 4. Слабые эмоции могут возникать в различных состояниях, но когда их интенсивность переходит определенную критическую точку, происходит реорганизация сознания в дискретное эмоциональное состояние, которое отличается от того состояния, в котором эти эмоции появились. 5. Если вас интересует более техническое и точное определение состояний сознания, равно как и другие темы, затронутые в этой главе, вам будет полезно прочесть мою книгу "Состояния сознания". 6. Tart, States of Consciousness. 7. См. Tart, States of Consciousness, глава седьмая, где излагаются общие принципы вызывания любых измененных состояний сознания. Глава вторая. Бог и реальность 1. Устно передаваемое учение, приписываемое полумифическому Братству Сармуни. Глава шестая. Жизнь в имитаторе мира 1. Общепринятое современное научное воззрение состоит в том, что ум не является ничем иным, кроме активности мозга, моделирующего наш мир. Это то, что обычно называется гипотезой тождества психической и нервной деятельности. Эта теория полезна для наших целей понимания того, что мы спим, и того, как именно это происходит. Но я все же хотел бы отметить, что, по моему мнению, сведение сознания к одной лишь нервной деятельности ошибочно. Данные парапсихологических исследований убедительно демонстрируют, что ум является чем-то большим, чем просто нервной деятельностью. Прагматические соображения требуют от нас быть диалектичными и воспринимать ум как отчасти нервную деятельность, а отчасти что-то еще. Я развил эту мысль в своей работе "An Emergent-Interactionist Understanding of Human Consciousness", опубликованной в книге: В. Shapin & L. Coly (eds.), Brain/ Mind and Parapsychology (New York: Parapsychology Foundation, 1979), pp. 177-200. За исключением главы двадцатой я не буду касаться в этой книге парапсихологических тем, так как они могут вызывать сопротивление у некоторых читателей, мешая этим передаче полезной информации. Я могу заверить тех, кому не нравятся парапсихологические идеи, что большая часть полезной информации в этой книге будет иметь для вас смысл даже в том случае, если вы придерживаетесь гипотезы тождества психической и нервной деятельности. Глава седьмая. Эмоции 1. Tart, States of Consciousness, глава восьмая. Глава девятая. Гипноз 1. Tart, States of Consciousness. 2. R. Shor, "Hypnosis and the Concept of the Generalized Reality Orientation", American Journal of Psychotherapy 13: 582-602; R. Shor, "Three Dimensions of Hypnotic Depth", International Journal of Clinical and Experimental Hypnosis 10: 23-38; см. Также C.Tart, (ed.). Altered States of Consciousness: A Book of Readings (New York: Doubleday, 1971). 3. Я также избирательно выделяю некоторые моменты в целях подготовки к обсуждению проблемы согласованного транса в главе десятой. Читатели, заинтересованные в более полном обзоре темы гипноза, могут обратиться к моей книге States of Consciousness и к соответствующим главам в книге Altered States of Consciousness. Глава десятая. Согласованный транс: сон повседневной жизни 1. Видимо, процесс наведения согласованного транса начинается еще до рождения. Нейрохимические процессы в теле матери в некоторых случаях могут воздействовать на зародыш, отражая те или иные ее эмоциональные состояния. Недавние исследования также показали, что звуки речи очень хорошо слышны зародышем в утробе, так что структура языка, которым пользуется наша культура, равно как и те эмоциональные состояния, которые отражаются в крике, возбуждении и волнении, могут оказывать определенное воздействие на зародыш. 2. Иногда при обычном гипнозе испытуемый бессознательно проецирует свои детские отношения на гипнотизера. Такое явление переноса при гипнозе мы обсуждали в главе девятой. Это определенно увеличивает способность гипнотизера изменять реальность испытуемого и контролировать его поведение. 3. Читатель сможет заметить, что и в этом и в других примерах проявляется моя обусловленность как белого человека, представителя среднего класса. Для простоты я в данном случае игнорирую классовые, этнические, расовые и субкультурные различия, существующие в Соединенных Штатах. 4. В качестве интересного примера произвольного характера нашего моделирования реальности, я однажды обучил нескольких высокогипнабельных испытуемых моделировать свое личное пространство иным образом. Объяснив им основную идею под гипнозом, я внушил им, что они могут воспринимать или чувствовать ее таким образом, который является для них особенно значимым. Это чувство или восприятие должно было остаться у них при возвращении в состояние согласованного сознания, и они должны были провести свой обычный день, записывая в блокноте все наблюдения в отношении личного пространства. Результаты были весьма удивительными. Некоторые испытуемые переживали свое личное пространство как ощущение прикосновения, а другие - как окружающий их тусклый свет или туман. Неявное, автоматизированное и бессознательное стало "непосредственным чувственным" опытом. Конечно, в действительности это не был чувственный опыт, а он был лишь имитирован таким образом, который соответствовал его внутренней реальности. 5. Этот и предыдущий примеры бессознательного уравнивания являются, конечно же, упрощенными, но и сам бессознательный ум часто работает в упрощенной, "буквальной" манере. 6. Мы не говорим здесь о так называемых галлюцинациях, которые могут быть в определенной степени реальными, как, например те, что передают парапсихически либо интуитивно полученную информацию. 7. См. J. Lilly and J.Hart, "The Arica Training", in C. Tart (ed.)., Transpersonal Psychologies (El Cerrito, Calif.: Psychological Processes, 1983). 8. C.Tart, "The Hypnotic Dream: Methodological Problems and a Review of the Literature", Psychological Bulletin 63: 87-99. Глава одиннадцатая. Отождествление 1. Tart, States of Consciousness, p. 130. Глава двенадцатая. Состояния тождественности 1. P.D.Ouspensky, In Search of the Miraculous: Fragments of an Unknown Teaching (New York: Harcourt, Brace & World, 1949), p.59. 2. Ernest R. Hilgard, Divided Consciousness: Multiple Controls in Human Thoughts and Actions (New York: Wiley Interscience, 1977) and "The Problem of Divided Consciousness: A Neurodissociation Interpretation", Annals of the New York Academy of Sciences 296 (1977): 48-59. 3. Tart, States of Consciousness. Глава тринадцатая. Механизмы защиты 1. Lilly nd Hart in Tart, Transpersonal Psychologies. 2. Для многих людей ограниченная во времени практика намеренной и сознательной лжи может быть весьма полезной для роста. Но это и довольно сложная задача. В некоторых случаях я давал участникам моего Тренинга Повышения Осознавания "простое" задание рассказывать пять коротких и полностью выдуманных историй каждый день на протяжении двух недель. Я подчеркивал, что ложь в этом случае должна быть безвредной и не иметь реальных последствий ни для того, кто рассказывает эти истории, ни для окружающих людей. Однако люди обычно чувствовали большие затруднения и напряженность при попытках выполнить это упражнение, либо же их сопротивление состояло в том, что они постоянно забывали о необходимости делать это. 3. Lilly and Hart в кн. Tart, Transpersonal Psychologies. Глава четырнадцатая. Уравновешенность и неуравновешенность трехмозговых существ 1. Хотя и есть некоторые доказательства, полученные при современных нейрофизиологических исследованиях анатомических отличий этих трех типов мозга, здесь речь идет о функциональных, наблюдаемых качествах этих типов мозга. Я намеренно буду продолжать использовать слово мозг, говоря о трехмозговых существах, но не следует буквально соотносить это с физическим мозгом. Так, сам Гурджиев порой употреблял термин "центры", а не "мозг", говоря при этом также о других центрах и о более тонких подразделениях этих центров, но в данном случае это не имеет отношения к нашей теме. 2. См. Ouspensky, In Search of the Miraculous, p. 45. 3. У нас нет экспериментальных данных из области парапсихологии, которые показывали бы, что намеренное культивирование в себе интенсивных эмоций способствует парапсихическим способностям, но тем не менее драматические и спонтанные парапсихические проявления обычно связаны с трагическими событиями, которые порождают сильные эмоции. См. мою работу Psi: Scientific Studies of the Psychic Realm (New York: Dutton, 1977). Глава пятнадцатая. Ложная личность и сущность 1. S.Spender Selected Poems of Stephen Spender (New York: Random House, 1964). 2. Ouspensky, In Search of the Miraculous, p. 251-253. 3. C. Tart, On Being Stoned: A Psychological Study of Marijuana Intoxication (Palo Alto, Calif.: Science and behavior Books, 1971). Глава шестнадцатая. На пути к пробуждению 1. Это чересчур ограниченная точка зрения на психопатологию, но для целей этой книги она вполне подходит. Глава восемнадцатая. Самовспоминание 1. См. Tart, States of Consciousness, где приводится более подробное обсуждение процесса стабилизации. Глава девятнадцатая. Высшие уровни сознания 1. Tart, Transpersonal Psychologies. См. также С.Tart, "Скрытые оковы: предпосылки западной психологии" ("Hidden Shackles: The Assumptions of Western Psychology") - аудиокассета, которую можно заказать в издательстве Psychological Processes, Box 37, El Cerrito, CA 94530. 2. Некоторые формы работы с ночными сновидениями могут быть весьма полезными в процессе роста. Правильный анализ сновидений может, например, привести к пониманию механизмов и динамики ложной личности. Можно также культивировать особый тип осознанных ("прозрачных") сновидений, сходный с процессом самовспоминания в состоянии согласованного транса, который может вести к очень интересным достижениями. Здесь я не буду развивать эту идею, но ей посвящены некоторые главы в моей книге "Измененные состояния сознания"; подробнее я пишу об этом явлении в своих статьях, опубликованных в 1, 2 и 4 выпусках 1-го тома журнала "Открытый ум" (The Open Mind), а Стивен Лаберж недавно опубликовал замечательную книгу "Осознанные сновидения: способность быть пробужденным и осознающим себя в сновидениях" (Lucid Dreaming: The Power of Being Awake and Aware in Your Dreams, Los Angeles Jeremy Tarcher, 1985). 3. В нашей жизни довольно редко бывают моменты, когда объективное самосознание возникает у нас само по себе, даже если мы перед тем и не предпринимали попыток самовспоминания. Если эти состояния правильно использовать, то они могут быть поистине благословенными. Они могут быть очень вдохновляющими, а могут быстро забываться, в зависимости от того, что вы будете делать. Воспринимайте их с благодарностью по мере того, как они появляются, и пытайтесь научиться чему-то в этих состояниях, но не будьте зависимыми от их. Приятно найти на улице деньги, но согласитесь, что это трудно назвать надежным способом зарабатывать на жизнь. 4. См. мою работу "Состояния сознания и науки, обусловленные состоянием сознания" (Tart, "States of Consciousness and State-Specific Sciences", Science 176 (1972): 1203-1210; Tart, States of Consciousness; Tart, Transpersonal Psychologies. Глава двадцатая. Духовная реальность, работа и молитва 1. См. мою работу "О возможных "парапсихических" сновидениях, с некоторыми дополнительными рассуждениями о природе таких сновидений" (Tart, "A Possible 'Psychic' Dreams, with Some Speculations on the Nature of Such Dreams", Journal of the Society for Psychical Research 42 (1963): 283-298; C. Tart and J. Fadiman, "The Case of the Yellow Wheat Field: A Dream-State Explanation of a Broadcast Telepatic Dream", Psychoanalytic Review 61 (1974): 607-618. 2. R. Stanford, "An Experimentally Testable Model for Spontaneous Psi Effects: I. Extrasensory Events, II. Psychokinetic Events", Jounal of the Society for Psychical Research 68 (1974): 34-57, 321-356. 3. Дополнительная информация о пси-феноменах может быть найдена в моей работе: Tart, Psi: Scientific Studies of the Psychic Realm, или же в отличающейся полнотой книге Handbok of Parapsychology by Wolman etj. al. (New York: Van Nostrand Reinhold, 1977). 4. C. Tart, "States of Consciousness and State-Specific Sciences", Science 176: 1203-1210 5. Ouspensky, In Search of the Miraculous, pp. 300-301. Глава двадцать вторая. Проблемы с процессом групповой работы 1. Daniel Goleman, "Early Warning Signs for the Detection of Spiritual Blight", Newsletter, Association for Transpersonal Psychology, Summer 1985, p. 11. См. также Dick Anthony, Bruce Eckev, and Ken Wilber (eds.J. Spiritual Choices: Recognizing Authentic Paths to Inner Transformation (New York: Paragon House, 1986). Глава двадцать третья. Сострадание 1. Т. Gyatso (the Dalai Lama), Kindness, Clarity, and Insight (Ithaca, H.Y.: Snow Lior Publications, 1984). Глава двадцать четвертая. Выбор духовного пути 1. Цит. по Ouspensky, In Search of the Miraculous, p. 364. 2. I. Shah. The Sufis (New York: Doubleday, 1964) 3. Lilly and Hart в кн. Tart, Transpersonal Psychologies. ССЫЛКИ Crabtree.A.MultipleMan.New York: Praeger,1985. Gyasto, T.(the Dalai Lama). Kindness, Clarity and Insight. Ithaca, N.Y.: Snow Lion Publications, 1984. Hilgard.E.Divided Consciousness: Multiple Controls in Human Thoughts and Action. New York: Whiley Interscience, 1977. _______. "The problem of Divided Consciousness: A Neodissociation Interpretation". Annals of the New York Academy of Sciences 296 (1977): 48-59. Keyes, D. The Minds of Billy Milligan. New York: Random House, 1981. LaBerge, S. Lucid Dreaming: The Power of Being Awake and Aware in Your Dreams. Los Angeles: Jeremy Tarcher, 1985. Ouspensky, P.D. In Search of the Miraculous: Fragments of an Unknown Teaching. New York: Harcourt, Brace & World, 1949. Shah, I. The Sufis. New York: Doubleday, 1964. _______. Tales of the Dervishes. London: Jonathan Cape, 1967. Shor, R. "Hypnosis and the Concept of the Generalized Reality Orientation". American Journal of Psychotherapy 13 (1959): 582-602. _______. "Three Dimensions of Hypnotic Depth". International Journal of Clinical and Experimental Hypnosis 10 (1962): 23-38. Spender, S. Selected Poems of Stephen Spender. New York: Random House, 1964. Stanford, R. "An experimentally Testable Model for Spontaneous Psi Events. 1. Extrasensory events. Journal of the American Society for Psyhical Research 68 (1974): 321-356. Tart, C. "A Possible 'Psychic4 Dream, With Some Speculations on the Nature of Such Dreams". Journal of the Society for Psychical Research 42 (1963): 283-298. _______. "The Hypnotic Dream: Methodological Problems and a Review of the Literature". Psychological Bulletin 63 (1965): ): 87-99. _______. (ed.). Altered States of Consciusness: A Book of Readings. New York: Doubleday, 1971. (Первое издание в 1969). _______. On Being Stoned: A Psychological Study of Marijuana Intoxication. Palo : Alto, Calif.: Science & Behavior Books, 1971. . "States of Consciousness and State-Specific Sciences". Science 176 (1972): 1203-1210. _______. States of Consciousness. El Cerrito, Calif.: Psychological Processes, 1983. (Впервые опубликовано в 1975). _______. Psi: Scientific Studies of the Psychic Realm. New York: Dutton, 1977. _____. "An Emergent-Interactionist Understanding of Human Consciousness". In B.Shapin & L.Coly (eds.). Brain/Mind and Parapsychology. New York: Parapsychology Foundation, 1979, pp.177-200. _______. "Lucid Dreams: Entering the Inner World". Part 1. The Open Mind 1, No. 1 (1983): 1-4. _______. "Lucid Dreams: Entering the Inner World". Part 2. The Open Mind 1, No. 2 (1985): 1-5 "Lucid Dreams: Entering the Inner World". Part 3. The Open Mind 1, No. 4 _______. and J. Fadiman. "The Case of the Yellow Wheat Field: A Dream-State Explanation of a Broadcast Teleparhic Dream". Psychoanalytic Review 61 (1974): 607-618. Wolman, В., L. Dale, G. Scmeider, and M. Ullman. Handbook of Parasychology. New York: Van Nostrand Reinhold, 1977.