среди этих вербовщиков была страшная текучка - около 50%. Каждого нанятого человека надо было обучить, и очень часто его посылали в другой город или на отдаленную военную базу. Если этот человек не удерживался на работе, к которой был предназначен, деньги, потраченные на его подготовку, пропадали. Чтобы быть более точным, каждый случай неудачного найма обходился примерно в 30,000 долларов. И конечно, следует учитывать, чего это стоило семье - и морально, и материально. Подполковник Рич Хэндли, руководитель отдела по набору, пригласил нас и попросил провести через тест EQ-i Бар-Она более чем тысячу агентов на базах, расположенных по всему миру, чтобы посмотреть, сможем ли мы связать результаты теста с качеством их работы. Чтобы точно оценить это качество, мы хотели узнать, во-первых, как они сами рассматривают свое исполнение, и во-вторых, насколько хорошо они соответствуют нормам, установленным для их конкретной области. Много раз проводя EQ-i и другие тесты, мы прекрасно понимаем, что самооценка имеет свои пределы. Человек может сказать, что он работает прекрасно, и это может быть, а может и не быть истинной правдой. С другой стороны, если человек говорит, что он не так уж хорошо справляется с работой, обычно оказывается, что это так и есть. Получив результаты теста, а также субъективные и объективные оценки работы, мы внесли все данные в наши компьютеры, и обнаружили следующее: в 45% случаев, когда тестируемые заявляли, что работают успешно, у них были высокие баллы по тесту; это гораздо более сильная зависимость, чем найденная в других исследованиях, которые определяли только одни лишь когнитивные способности. Затем мы обратили внимание на их реальное исполнение (объективную оценку), и нашли, что тут играют роль многие из тех же самых компонент. Пять факторов, которые больше всех способствуют успеху, могут вас удивить. По порядку, это самоутверждение (ассертивность), эмпатия, счастье, самоанализ и умение решать проблемы. Те, кто обладали высокими оценками в этих категориях, имели в 2.7 раза больше шансов на успех, и из 262, получивших наивысшие оценки, 95% выполняли или превышали установленные нормы работы. Наши исследования также продолжают проливать новый свет на несколько возможных факторов, которые, по мнению Военно-воздушных сил, могут влиять на текучесть кадров. Место службы не имеет прямого отношения к успеху. Не имеет также отношения пол, этническая принадлежность, образование, возраст, семейное положение (хотя удовлетворенность семейными отношениями связана с успешностью работы) или количеством часов работы. Более того, те, кто признались, что тратят на работу меньше времени, чем другие, были наиболее успешны. Все эти результаты имели для нас смысл. Во-первых, ассертивность весьма желательна в коммерции, а задача агентов по найму (в данном случае) - это по существу продажа гражданским лицам военной перспективы. Военные были удивлены, когда узнали, что эмпатия тоже важна (их интересовало улучшение искусства межличностных отношений у агентов, а не эмпатия сама по себе). Но эмпатия, как мы уже видели, это способность воспринимать эмоции других людей и умение отзываться на эти эмоции. Успешные вербовщики были способны пользоваться эмпатией, строя свои выступления и не тратя времени на неподходящих кандидатов, и поэтому они могли выполнять свою работу быстрее. Роль счастья достаточно очевидна, как и самоанализа. Высокое искусство решать проблемы было совершенно необходимо, потому что они часто работали в одиночку, далеко от своих руководителей и коллег. Что происходило дальше? Военно-воздушные силы быстро реорганизовали программу подготовки агентов, руководясь знанием тех определяющих успех факторов, которые были выявлены тестом EQ-i. Далее, они заказали компьютерную версию вопросника, которая с тех пор использовалась как часть процесса отбора нового персонала. Ответы кандидатов сравнивались с базой данных, которая содержала результаты первоначального тестирования 1,171 агентов, и опираясь на это тестирование, мы включили в подробное интервью, которое мы разработали, выявление тех сильных и слабых сторон, на которые указали признания тестируемых. Далее, на нашу работу ссылались в докладе подкомитета Конгресса США, который сравнивал процесс отбора агентов, принятый различными родами войск, и установил, что "только в военно-воздушных силах существует такая методика набора будущих агентов, которая пользуется количественной оценкой искусства межличностного общения будущих агентов". В докладе также было отмечено (к нашему огорчению), что воздушные силы купили компьютеризованный тест EQ-i дешевле, чем стоит подготовка одного агента", и что "агенты в воздушных силах работают вдвое успешнее, чем в других родах войск." А что было дальше? Следующее исследование - также представленное подкомитету Конгресса - нашло, что после года применения теста EQ-i и специально разработанного интервью EQ-i для отбора новых агентов время их пребывания на этой должности возросло по всему миру на 92%, а сэкономленные средства в авиации составили 2,700,000 долларов. А мы начали работать с армией и морским флотом над такими же проектами, подгоняя их с специфическим нуждам заказчиков. Одна из самых тяжелых "продаж", которые у нас когда-нибудь были, происходила на борту Джорджа Вашингтона, самого технологически совершенного авианосца в мире. Напрягите свое воображение: большой салон, где боевые летчики собрались для интервью. Старший врач представляет смиренного психолога по имени Стивен Стайн чрезвычайно скептической аудиенции мужчин, многие из которых участвовали в войне в Персидском заливе, но слова "эмоциональная культура" навряд ли слышали. Эмпатия не выглядела одной из их сильных сторон, и психолог вынужден был собрать все свои запасы оптимизма до последней крохи. К счастью, один из штурманов что-то смутное слышал об эмоциональных способностях и хотел услышать еще. Психолог начал с того, что нечаянно наступил на эмблему боевого экипажа, нарисованную на полу (и должен был заплатить 2 доллара штрафа), но оправился от смущения и начал свою презентацию с объяснения, почему важны эмоциональные способности, особенно в ситуациях, когда дело идет о жизни и смерти. К концу дня, вопреки всем сомнениям и опасениям, вся команда выполнила тест EQ-i, и несколько человек задержалось, чтобы поговорить о эмоциональных вопросах, связанных с их опытом. На нас произвели впечатление не только их великолепные технические навыки, но и широкий круг их интересов и общей культуры. Все обладали высшим образованием, от истории до математики, технического образования и английской литературы. Фактически никто из них не знал в точности, как они были отобраны, чтобы занять столь элитное положение, и некоторые из них заметили, что имеют вполне достаточную квалификацию для работы на гражданке, где они зарабатывали бы гораздо больше, чем сейчас. С другой стороны, там нельзя водить F-14. Стивен полагал, что он заранее знает, какие оценки по тесту получит большинство пилотов. К своему удивлению, он немного промахнулся. Во-первых, они были среди групп с самыми высокими оценками, которые мы когда-нибудь тестировали. Мы ожидали, что они (вместе с предпринимателями, врачами и другими людьми "элитного" рода занятий) получат высокие оценки в самоуважении, и так оно и было. Но их ответы в этой категории (и в самоанализе) показали, что они лишены высокомерия, излишней самоуверенности и слепой веры в свои способности. Другими словами, поскольку они хорошо знали свой высокий уровень, у них совершенно не было склонности к бахвальству. У них были также прекрасные баллы по оценке действительности (еще бы - им требовалось за доли секунды решать, скажем, открывать ли огонь в сторону того, что могло быть, а могло и не быть приближающимся врагом) и по владению собой (опять же, решающее свойство, когда нажатие не на ту кнопку может повлечь смерть - свою и других). Они также отличались высокой переносимостью стресса, и одновременно не побоялись признаться, что может вызвать у них самый большой страх. Стивен спросил их (не забывайте, большинство участвовало в войне), что пугало их больше всего. Они отвечали, что с большим самообладанием справлялись с задачей бомбометания и со встречей вражеского самолета или ракеты; самым главным их беспокойством был "возвращение домой" - ночная посадка на качающуюся палубу авианосца. Перейдя с театра военных действий на политическую сцену, давайте посмотрим, как эмоциональная культура влияет на наших избираемых лидеров. Неосмотрительность (просто легкомыслие) президента Билла Клинтона, казалось бы, выветривается из памяти, но это клеймо еще долго будет отмечать его пребывание на посту, отодвинув многие из его достижений. Мы все время задавали себе вопрос, почему (какого черта!) Клинтон так себя вел? Был ли он подвержен саморазрушительным порывам, которые постоянно толкали его на безответственные поступки? Нам, конечно, очень хотелось бы провести с ним EQ-i тест или с его женой, Хиллари, которая так сильно его поддерживала. Но не имея такой возможности, мы можем сделать одно-два предположения об уровне эмоциональных способностей президента. Мы можем ожидать, что подобно большинству успешных политиков, Билл Клинтон получил бы высокие оценки по многим категориям, особенно по искусству межличностного общения. Он также наверняка обладает высоким уровнем переносимости стресса, эмпатии и социальной ответственности. Его стиль указывает, что он является сильной публичной личностью, которая проложила себе дорогу через множество политических и личных минных полей. Его способность к эмпатии очевидна; когда он говорит, слушатели чувствуют, что он обращается как будто прямо к каждому из них. Ахиллесова пята Клинтона тоже очевидна: в своей частной жизни он никогда не был способен к контролю над своими импульсами. В конце концов его недостаток привел к тому, что весь народ был травмирован. Каковы бы ни были его чувства к Монике Левински и многочисленным другим женщинам, совершенно очевидно, что было бы гораздо умнее держать свои импульсы в узде, как он сам неоднократно признавал в своих извинениях перед американским народом. Но все-таки - благодаря его харизме и таланту к общению - он пережил эти инциденты. Даже после того, как отчет Старр был опубликован, когда унижение Клинтона выставлялось напоказ по всем новостям вечер за вечером, его поддерживало, согласно опросам, не менее 60% избирателей. Клинтон, конечно, не первый политик (и не последний), который попадается на горячем из-за отказавшего контроля над импульсами - свидетели тому сообщения со всего света, которые описывают лидеров, запутавшихся в любовных историях, в то время как они призывают к возвращению семейных ценностей, или запустивших руку в казенную кассу, в то время как они победили на выборах, обещая бороться со всяческой коррупцией. Наверное из чувства самосохранения (это не компонент эмоциональных способностей, а длительный политический императив) очень мало кто из избираемых официальных лиц стремится пройти тест EQ-i - или, если и соглашается, то по крайней мере не разрешает огласить результаты. Один из тех, кто на это отважился, был Билл Вандер Залм, бывший премьер Британской Колумбии (Канада). Он не только охотно выполнил этот тест, но согласился обсудить свои оценки в телевизионной программе о нашей работе и дал нам разрешение опубликовать эти оценки. Вандер Залм был, и остается, очень яркой личностью. Он был вынужден уйти в отставку вследствие скандала, вызванного столкновением интересов. Когда мы его тестировали, он сказал, что ему нечего больше скрывать, и его заинтересовало, что может обнаружить (если вообще может) тест EQ-i. И что же обнаружилось? Вандер Залм получил самые высокие баллы во внутриличностных и межличностных сферах. Его средняя оценка была 100; в некоторых категориях он получил очень высокие баллы: 126 по независимости (в соответствии со своей репутацией лидера, который всегда занимал твердую позицию, брал на себя ответственность и привел свою партию к победе), и по 123 в самоуважении и счастье. Было явно, что поражение (о котором он отпускал шутки, заполняя вопросник) не уменьшило его способность радоваться жизни - он продолжает до сегодняшнего дня демонстрировать бодрость, по крайней мере как публичный человек. Самые низкие оценки Вандер Залма тоже говорят о многом. Например, он не является (мягко говоря) выдающимся мастером в решении проблем - недостаток, который мешал его правлению и привел к тому, что он получил ярлык человека, который чешет левое ухо правой рукой, протянув ее поверх головы. Другой категорией с низкой оценкой - как и ожидалось, был контроль над импульсами. 86 баллов. Мы не знаем, соперничает ли Вандер Залм с Клинтоном в его легендарной устойчивости, и возродится ли он, подобно фениксу, к политической жизни. Как мы писали, он сказал, что подумывает попробовать еще разок, и он еще может одержать победу. Если он надеется снова получить официальный выборный пост, то мы бы ему посоветовали поработать над двумя его наиболее слабыми областями эмоциональных способностей. Ему было бы полезно уметь приостановиться и подумать прежде, чем что-то сказать, воздержаться от ответа на вопросы, если он не уверен в его обоснованности, и опираться на солидные консультации, чтобы определить тактику подхода к сложным вопросам, а не спешить с собственными решениями. Если он на это пойдет, у него будут хорошие шансы оставить прошлое позади и восстановить положительный публичный образ. Хоккейная команда Maple Leafs из Торонто, некогда гордость национальной хоккейной лиги (НХЛ), пережила несколько неудачных лет, не только не сумев завоевать кубок Стэнли, но и проиграв ряд плей-офф. Внезапно, в сезоне 1998-99 гг., они вернулись в хорошую форму, перейдя с 25-го на 5-е место и обеспечив себе место в плей-офф. Но они заплатили за это большую цену - команда страдала от многочисленных травм, несколько лучших игроков вынуждены были взять отпуск по болезни. Эта ситуация стала критической к третьей игре второго круга плей-офф против прославленных своей силой Pittsburgh Penguins, и Leafs, оценив своих запасных игроков, предприняли смелый и необычный шаг. Они пригласили новичка по имени Адам Мэйр, который никогда в жизни не участвовал в играх НХЛ, играя в провинциальной команде на востоке Канады. И вот Мэйр вышел на лед городской арены Иглу в Питтсбурге. Никто на заполненных до отказа трибунах его не заметил - иначе он был бы сразу освистан вместе с остальной командой Торонто. Но телекомментаторы были поражены его почти беспрецедентным появлением, обсудили его вероятную судьбу в руках Penguins, и решили в перерыве пригласить на интервью то, что от него останется после первого тайма. Вместо этого он сразу прославился. Мэйр забил гол, став всего вторым игроком в истории Maple Leafs, который в своем дебюте послал шайбу в ворота. (Первый случай был в 1948 г.) Мы не хотели бы показаться хвастунами по этому поводу, но мы совсем не были удивлены игрой Мэйра. Почему? Потому что мы определяли его EQ, наряду с еще 28 другими кандитатами в команду, в тренировочном лагере перед сезоном. Его оценки резко выделялись из оценок остальных, характеризуя его как человека, который будет преуспевать во всем, за что бы ни взялся. Его общая оценка была очень высока, указывая на великолепную общую пригодность к любой деятельности. Тогда ему было всего 19 лет, но самый высокий балл он получил по умению оценить действительность; это указывало, что он обладает острым чувством ситуации, что помогло закрыть глаза на его статус игрока провинциального клуба. Если вы внезапно отобраны в команду высшей лиги, очень легко предаться нереалистичным фантазиям: на следующей неделе ты станешь ведущим форвардом, обожаемым всеми и оплачиваемым соответственно своему положению. Мысль, что ты должен еще многому научиться, отходит на задний план, тормозя необходимое вам совершенствование. Но это не произошло с Мэйром. Он правильно использовал свое время, много работал, шлифуя свое мастерство и готовясь к счастливой возможности. Следующая высокая оценка - в решении проблем - для спортсмена это важная предпосылка и предсказание успеха. Умение думать, носясь по льду в непрерывно меняющихся обстоятельствах, решать, не отпасовать ли шайбу или все-таки пробить по воротам под очень неудобным углом, и в то же время увертываясь от стаи защитников - это может определить успех игры. Лучшие игроки оттачивают эти реакции с помощью зрительного воображения, мысленно представляя себе, как преодолевать возникающие препятствия. Снова мы возвращаемся к важности эмоциональных способностей в определенной частной области. Каждый хоккейный игрок, который воспринимается тренером команды из НХЛ как серьезный кандидат, находится на определенной ступени, обладая достаточным уровнем спортивных талантов и искусства (которые, разумеется, намного превосходят то, чем большинство из нас может надеяться овладеть). Он обладает силой и выносливостью; он хорошо играет. Но что может сделать его великим игроком? Различные компоненты эмоциональных способностей. Продолжая тестировать новобранцев Maple Leafs на протяжении двух лет, мы определили несколько компонент, которые прямо связаны с успехом в профессиональном спорте. Многие скажут, что это - переносимость стресса, и это действительно не последнее дело, но гораздо более решающим фактором является оптимизм. Когда команда проигрывает с маленьким разрывом в счете, игрок, который приходит в ярость, обвиняет в поражении всех остальных или "уходит в штопор", из которого оправляется только через три игры - это не кандидат в профессионалы. В таком положении лучшая установка: "Если бы у нас было еще несколько минут, мы бы победили. И вот что нам следует сделать в следующий раз." Способность учиться на ошибках и неудачах отличает звезд от остальных. Другой неожиданный фактор - счастье. Мы думали, когда начали тестировать кандидатов в НХЛ, что это наверняка будет самое счастливое время в их жизни. Мечта войти в НХЛ стала достижимой; они были отобраны из сотен, если не тысяч своих ровесников по всей Северной Америке, Европе и бывшему СССР. Но для многих из них счастье осталось труднодостижимым (как и место в команде), в то время как те, кто были неподдельно рады, получив свой шанс, стремились к игре на еще более высоком уровне. А кстати, мы также определили один компонент эмоциональных способностей, который имел обратное влияние на успех в спорте. Это независимость. Игроки, которые склонны к самостоятельности, достигают меньших успехов; на этой ранней стадии своей карьеры им лучше учиться особенностям командной игры и точно следовать указаниям тренера. Другой атлет, которого мы тестировали - Ширли Диртши, выдающаяся лыжница из Орегона. Она и три ее брата выросли на склонах гор, и Ширли достигла больших успехов в скоростном спуске и в слаломе на соревнованиях юниоров - до того несчастного случая на горе Худ, где ее сбил другой лыжник (инструктор по фристайлу, который выполнял сальто в воздухе и слишком поздно заметил ее и ее сотоварища). Она получила сотрясение мозга и вывих бедра. Через шесть часов, терпя сильнейшие боли, пока ее вывозили с гор на санях, она была доставлена в больницу, где ей немедленно дали общий наркоз. Едва очнувшись, она попросила разрешения встать с кровати, чтобы потренироваться перед соревнованиями, которые состоятся в следующий уикэнд - план, который врач строго запретил. Он объяснил ей, что она едва не лишилась ноги, и ей предстоит долгая и мучительная реабилитация. Она вспоминает, что каждый вечер она молилась, чтобы пошел дождь, и тогда ее братья не смогут встать на лыжи. Чтобы прогнать эти недостойные мысли, она связалась со своим учителем из портлэндского художественного музея и попросила задание, которое она бы могла выполнять в больнице - упражнения в калиграфии ("каждую букву выписывать по миллиону раз"), развивая таким образом способность сосредоточиться на чем-то совершенно другом. В первый же день после выписки она на костылях направилась в местный центр еврейской общины и нашла там лечебный бассейн. Вскоре она стала плавать как рыба и заняла должность инструктора и спасателя. Затем она перешла на свою старую работу помощника учителя в школе, преодолевая дорогу туда и обратно на костылях (пятимильная прогулка). Еще позднее, когда она уже могла ходить без костылей, она начала бегать ( "Я и не подозревала, что у меня такие могучие гены выносливости"), вернулась на склоны гор, на этот раз как инструктор, и поехала в Новую Зеландию, куда друзья пригласили ее присоединиться к ним, чтобы бежать марафон. Ее немедленный ответ: "Конечно, а какая это дистанция?" Чтобы дать ей понятие о трудности этой дистанции, ее так называемые друзья отвезли ее на 14 миль от города и предложили вернуться домой своими силами. Через неделю, на настоящем соревновании, она финишировала раньше ожидаемого победителя, так что организаторы посоветовали ей вернуться домой и попытать там счастья в Бостонском забеге. Первый раз, когда она участвовала в знаменитом городском марафоне, она пришла пятнадцатой. В следующем году она лидировала среди всех американских женщин и установила личный рекорд - 2 часа, 39 минут и 17 секунд. Она заключает свое письмо к нам следующим: "Я не переставала бегать тогда и бегаю до сих пор, не считая того, что сейчас учу других раскрывать свой потенциал. Мой опыт побуждает меня получить дальнейшее образование в области, где я могу способствовать совершенствованию других спортсменов, и поэтому я хочу поступить в аспирантуру, чтобы получить докторскую степень по спортивной психологии. Я не думала, что смогу так далеко продвинуться, используя развитые мной качества - решимость, преданность делу, дисциплину и готовность много и упорно работать, пока не достигну цели. Сейчас я изучаю психологию упражнений и оздоровительной гимнастики и тренирую команду ... . Меня переполняет энергия, и я стараюсь направить ее в полезное русло, воодушевляя других мечтать и бороться за осуществление своей мечты." Ширли также является психологом-консультантом американской делегации на зимней Олимпиаде. Для вас совершенно не будет неожиданностью, что результаты EQ-i теста у Ширли свидетельствуют о высоких оценках в самоанализе, оптимизме, самореализации, переносимости стресса и межличностных отношениях. А теперь заглянем в некоторые другие области, в которых эмоциональные способности играют немаловажную роль. Мы собрали данные по столь многим группам, что трудно выбирать, но мы остановимся на нескольких наиболее ярких примерах. Многочисленные исследования показали, что эмоциональные способности нсомненно связаны с успехом в работе. Первое из таких исследований было предпринято в 1997 г. в Маниле, Филлипины, и его провел Джозеф Хи-Ву Джей, тогда - аспирант в местном университете. Он предложил тест EQ-i ста лучшим работникам банка Плантер, пятого по величине финансового учреждения страны. Они также прошли стандартный IQ тест, и их руководители дали им независимую рабочую характеристику. Когда все результаты были сведены в одну таблицу, результаты теста IQ объяснили только 1% оценок их работы, в то время как баллы EQ можно было связать с 27% их успеха. Другое доказательство, что связь между эмоциональными способностями и успехами в работе существует, следует из нашей работы с канадским коммерческим банком, одним из самых больших финансовых учреждений Канады, и касается элитного отделения международной торговли, возглавляемого Брайаном Туи. (Twohey). Сам Брайан считает, что эмоциональные умения являются главным качеством его команды. Его служащие отвечают за ведение счетов богатых клиентов, инвестиции которых выходят за пределы национальных границ. Поэтому они должны быть хорошо знакомы и с канадским, и с международным налоговым законодательством и (хотя бы вкратце) с довольно запутанными правилами и нормативами. Но каждый член отдела является по существу продавцом и должен добиваться определенной цели. Их продажи распадаются на две категории: те, которые уже были выполнены (или заказаны) и те (известные как каналы продаж), которые дожидаются определенных событий, чтобы они могли состояться. Брайан крайне заинтересовался, когда мы предложили ему провести EQ-i тест в его команде, чтобы посмотреть, как результаты теста могут быть использованы для предсказания успеха продаж. Как оказалось, да, они совершенно определенно могут. Короче, индивидуальные оценки объясняют 37% успеха предусмотренных (запланированных) продаж и 71% "канальных". Всегда интересно сравнивать эти результаты с предварительным мнением руководителя. Например, большинство предполагает, что успешный продавец будет выделяться в сфере межличностных взаимоотношений. На самом деле качество работы в этом отделе банка зависит как от межличностных отношений, так и от самореализации. Те, кто действительно получает удовольствие от своей работы, ставит себе личные цели и прилагает для этого особые усилия, вырывается вперед. Третье из наиболее важных умений (общее с профессиональными продавцами в других областях - эмпатия, способность вообразить себя на месте другого человека. За ними близко следует гибкость, переносимость стресса и оценка действительности. Соединив эти факторы в единую формулу, наподобие той, которую мы создали для военно-воздушных сил, мы предложили Брайану мощный инструмент как для отбора новых сотрудников, так и для совершенствования и так высоких умений уже действующего штата. Другой вполне документированный пример методов, как могут быть усовершенствованы эмоциональные умения в области работы, приведены Кейт Кэннон в American Express Financial Services. Кэйт для этого разработала очень эффективную программу, причем использовала EQ-i тест для оценки ее эффективности, сравнивая результаты теста, полученные у 52 консультантов по продаже, с их последующей работой. Улучшилось не только качество их работы; многие также заявили, что и в личной жизни они успешнее справляются с возникающими проблемами. В группе Кейт больше всего изменились следующие компоненты (особенно у тех, у кого первоначально они были на низком уровне): ассертивность, эмпатия, оценка действительности, самореализация и самоуважение, а также оптимизм. Это все логично. Когда вы стараетесь продать что-то или (в случае сборщика задолженностей, что мы далее опишем) получить что-то от кого-то, самоутверждение очень даже может пригодиться. Соединенное с эмпатией (способностью понимать других) и оценкой действительности (способностью определить, действительно ли вы имеете дело с потенциальным клиентом или он только морочит вам голову), самоутверждение далеко продвигает вас по дороге к успеху. Мы понимаем, что вы умираете от желания услышать про агентов по взиманию долгов, но потерпите еще секунду. Сначала мы хотим упомянуть продажу страховых полисов, область, которая привлекла нас из-за классического исследования, проведенного психологом Мартином Зелигманом в Нью-Йорке, Metropolitan Life. Он убедил эту фирму предоставить ему доступ к их новым служащим, и провел не только тесты личности и IQ, но и новый тест, который он сам разработал и, который, как он надеялся, измерит степень оптимизма. Он также договорился, что сможет проследить за прогрессом этих сотрудников в течение первого года, чтобы оценить эффективность процедуры их обучения. К концу этого времени он обнаружил, что традиционные тесты не в состоянии предсказать успеха, но те продавцы, которые получили высокую оценку оптимизма, продали на 33% больше страховок, чем малооптимистичные сотрудники. Он также обнаружил, что после двух лет группа оптимистов более чем на 50% чувствовала себя привязанной к фирме, чем остальные. Таким образом оптимизм может быть надежным указателем не только на успех в продажах, но и на склонность оставаться на этой работе. Естественно, когда мы начали применять тест EQ-i к работникам разных сфер, продавцы интересовали нас в первую очередь. Мы обнаружили, что оптимизм все еще является предсказателем успеха, но он был не на самом первом месте. В нашем первом исследовании мы проверили 90 страховых агентов, разбитых на две группы - одна из тех, которые преуспевают, а другая из тех, которые плохо справляются. Их оценки значительно различались - в среднем 108 и 97 соответственно. Факторы, которые больше всех различались у двух групп, по порядку, были: ассертивность, счастье, самоуважение, самореализация, переносимость стресса и оптимизм. Мы могли ожидать, что ассертивность будет способствовать успеху продаж. Чем лучше вы можете выразить свои мысли, чувства и убеждения тактичным образом, тем больше ваши клиенты будут видеть в вас людей искренних, с которыми стоит иметь дело. Это также совершает чудеса, когда вы приходите окончательно завершить сделку. С первого взгляда, роль счастья кажется более неясной. Но спросите себя: кто захочет покупать страховку жизни у человека, который хандрит и ведет себя как владелец похоронного бюро? Жизнерадостный характер позволяет страховому агенту придавать своему товару (который как-никак связан со смертью) более позитивную окраску. Что же касается самоуважения, оно передает чувство доверия и уверенности, чувство, что продавец знает продаваемый продукт вдоль и поперек, но не впадает в самонадеянность. Иметь дело со стрессом - это тоже важная часть описания работы; но сколько страховых компаний активно ищут людей, которые обладают этими способностями? Основываясь на неформальных опросах участников наших семинаров, похоже, что, очень мало фирм пользуется преимуществами такого предварительного отбора. А теперь, как мы обещали, EQ и агенты по взиманию долгов. В этой области психолог Джон Бахман провел несколько исследований. Работая в качестве психолога в Commercial Financial Services, большом агенстве по сбору задолженностей, он протестировал на EQ-i его штат. Как вы думаете, что требуется, чтобы быть специалистом в этой малоприятной работе? Представляя себе вымогателей всех сортов, вы в первую очередь думаете об агрессивности, жесткости и готовности быть законченным грубияном. Все не так. Согласно Бахману, секрет успеха в возврате денег клиента - это избегать пагубных стычек. Он выдвинул теорию, что две пары факторов эмоциональных способностей должны быть критическими в этой мягкосердечной, осторожной стратегии. Он полагает, что эмоциональный самоанализ и эмпатия позволит сборщикам долгов следить за своими собственными эмоциями, наблюдая за должниками и не давая ситуации выйти из-под контроля. Он также считает, что контроль за импульсами и гибкость позволят сборщикам вести переговоры, не попадая под влияние уклончивых, беспомощных, полных отчаяния или грубых высказываний должников. Чтобы проверить эти теории, Бахман протестировал на EQ-i группу лучших работников (согласно характеристикам их руководителей) и группу менее успешных. Он с удовлетворением обнаружил, что средние оценки по группам были 110 и 102 соответственно, и что более эффективные сборщики особенно хорошо выполнили тесты на независимость, переносимость стресса, самоанализ, самореализацию и оптимизм. При более подробной проверке Бахман нашел, что успехи более эффективной группы объясняются не двумя, а тремя парами факторов эмоциональной культуры. Первая - ассертивность и независимость, которые дают возможность агентам работать самостоятельно, будучи уверенными в своей способности выражаться неагрессивно, но высоко эффективно. Вторая пара - самореализация и решение проблем, которые дают им возможность разумно распределять время, эффективно использовать информацию и уметь вести переговоры. Третья пара - оптимизм и счастье, которые обеспечивают устойчивость настроения, необходимую для преодоления присущих работе стрессов, отказов, огорчений и разочарований. И наконец, успешная группа сочетает достаточную (но не чрезмерную) эмпатию с острым чувством контроля над импульсами. Правильная степень эмпатии позволяет этим сборщикам вести переговоры в деловом, но гуманном стиле, не перехлестывая в излишнем сочувствии ни к положению должника, ни к справедливым требованиям клиента. Контроль над импульсами чуть ниже среднего, повидимому, позволяет им сохранять настойчивость - поддерживать стимул и удерживаться от бесконечных отсрочек. Результаты были двойными. Через шесть месяцев было обнаружено, что лучшие сборщики выцарапали у несчастных должников 100% своей нормы, в то время как их менее успешные коллеги - всего 47%. После того, как Бахман создал статистическую формулу, чтобы помочь фирме отбирать новобранцев, опираясь на свои открытия, еще одно исследование проследило за их работой в течение первых трех месяцев. Замечательно, что те, которые были наняты благодаря своим высоким оценкам (и другие, прошедшие специальную тренировку), собрали 163% нормы, в то время как те, кто получил низкие оценки, сумели достичь вполне приличных 80%. (Очевидно, после тренировки.) Было множество дискуссий об эмоциональных способностях и лидерстве. К сожалению, большинство из тех, что нам знакомы, основаны на умозрительных рассуждениях или на такой же критике. Выдвигались безосновательные оценки - например, что эмоциональные способности определяют 80% качеств лидерства. Мы полагаем, что эти оценки, основанные на шатких данных, могут быть просто вредны для настоящих исследований и понимания роли эмоциональной культуры. Они рискуют разрушить доверие к серьезным исследователям в этой области. Просматривать интервью, взятые много лет назад у руководителей тогдашних компаний, может быть интересно, но это не прольет так уж много света на то, что обеспечивает успех сегодняшним лидерам. А также следует помнить, что без стандартизованных тестов надежность информации находится под подозрением. Интервью и оценки руководителей и подчиненных часто небеспристрастны. Многие из сегодняшних измерений сделаны под большим влиянием желания доставить удовольствие боссу, или, наоборот, сместить его. Кроме того, трудно в точности судить о внутренних эмоциях того, с кем вы работаете. Наше тестирование в Организации Молодых Президентов - это первое надежное исследование, которое изучало связь эмоциональных способностей с лидерством. Эта избранная группа самых успешных бизнесменов имеет строгие правила членства: в возрасте не более 39 лет быть президентом или главным администратором компании, где работают 60 или больше сотрудников, и которая имеет не менее 5 миллионов долларов годового дохода. Мы были приглашены представить свою методику на региональном собрании организации, которая тщательно отбирает выступающих, чтобы избежать назойливости пустых рекламщиков и обеспечить своим членам действительно полезную информацию. Это приглашение предоставило нам уникальную возможность получить некоторые весьма интересные данные. Как-никак, не так легко получить доступ к группам с такими строгими критериями успеха. Присутствующие согласились на то, чтоб мы сначала протестировали добровольцев по EQ-i Бар-Она. Это помогло сделать нашу презентацию более интересной для них и предоставило нам полезный исследовательский материал. Каждый получит свои личные оценки, и мы включим "профиль группы" как часть презентации. Еще интереснее будет сравнение трех естественно определившихся подгрупп, характеристики которых обеспечивают им членство в данной организации.. Это сравнение дает нам возможность исследования еще одного аспекта. Первая подгруппа состоит из "Учредителей". Это те, которые сами основали руководимую ими компанию. Начав свою деятельность в малом бизнесе, эти инициативные молодые предприниматели убедились, что их планы не только воплощаются, но результаты часто превосходят самые смелые первоначальные ожидания. Вторую подгруппу мы назвали "Семейный Бизнес". Это те, кто по той или иной причине взял на себя заботу о предприятии, которое было основано родителем, дядей или другим близким родственником. Третью подгруппу мы отнесли к "Профессиональным менеджерам", или попроще - "Наемная артиллерия". Это те, кто уже лет в 25 продемонстрировал незаурядную компетентность в управлении. В некоторых случаях они доходят до поста главы компании с годовым доходом более 50-ти миллионов долларов. Другой вопрос, который представлял большой интерес для многих участников собрания - возможные различия в связи с полом, которые мы бы могли обнаружить. Каковы будут оценки по тесту у успешных мужчин-предпринимателей по сравнению с оценками таких же успешных женщин? Хотя мужчин там было значительно больше, мы все-таки считали, что сравнение их с женщинами будет иметь большую ценность. Что могло бы нам дать изучение набора эмоциональных умений этих преуспевающих деловых женщин? Вначале мы понятия не имели, сколько из этих очень занятых молодых руководителей смогут уделить время, чтобы заполнить наш вопросник, и захотят ли они снова с нами встретиться. Соперничая с крайне напряженным темпом руководства компаниями, оборот которых может в некоторых случаях достигать сотен миллионов долларов, мы не ожидали, что о нас вспомнит так уж много человек. В большинстве опросов бизнесменов получить ответы от 33% считалось большим успехом. Поэтому мы были поражены, когда к нам стали прибывать ответы: возврат был 92%! И результаты были впечатляющими. Члены клуба получили оценки значительно более высокие, чем наш большой набор стандартов. Фактически они были среди самых высоких из всех групповых оценок, которые нам случалось обрабатывать до сих пор. Каковы специфические эмоциональные умения, которые выделяли эту группу успешных предпринимателей? Первое - это их высокий уровень гибкости. Им свойственна способность чутко улавливать возможности и быстро ухватываться за них. Они готовы и способны при необходимости действовать быстро, чтобы воспользоваться подвернувшимися возможностями. (Предприимчивость!) Вторая черта, которая выделяет молодых успешных предпринимателей - это их независимость, решающая компонента эффективного принятия решений. Мы увидели двадцатидвухлетних молодых людей, которые основали и продолжают руководить кампаниями с оборотом более 20 миллионов долларов. В некоторых случаях они далеко обогнали по доходу любого из своей семьи или из друзей. У них не было образцов для подражания, которым они могли бы следовать и с которыми они могли бы обсуждать различные проблемы. Но одна из полезных вещей в этой организации-клубе - "обучающая" программа, которая дает этим двадцатидвухлетним миллионерам возможность учиться у старших, более опытных предпринимателей, которые руководят 100-миллионными кампаниями. Один молодой миллионер рассказал нам, как он приходит к своему наставнику, чтобы обсудить с ним кое-какие деловые темы, затруднения и решения. Пока ментор щедро дарит ему свои советы, ученик очень придирчиво выбирает, каким советам стоит последовать. В этом существо независимости: выслушивать других, взвешивать советы, а затем пойти и принять свои собствнные решения. Что дает сравнение Основателей с Профессиональными Менеджерами и Семейным Бизнесом? Их различает только один фактор. Основатели значительно более ассертивны, чем две другие группы. А что насчет молодых женщин-президентов? Интересно, что они во всех областях выполнили тест так же прекрасно, как их коллеги-мужчины, за исключением двух: они были гораздо лучше в эмпатии и межличностных отношениях. Имеется ли некоторая связь между эмоциональными способностями и тем, сколько мы зарабатываем? Наши коллеги д-ра Ян Дерксен и Теодор Богельс из Голландии недавно провели первое в мире исследование связи между доходом и EQ. Они протестировали большую, тщательно отобранную выборку населения Голландии по EQ-i и связали данные с доходом. Они обнаружили явную связь: люди с более высоким EQ зарабатывают больше денег. Мы имели возможность протестировать другую группу людей, которые влияют (иногда хорошо, иногда плохо) на нашу жизнь - журналистов, работающих в печати и эфире. Мы обнаружили, что у них очень высокие оценки по самоуважению и оптимизму, но неважные по контролю за импульсами и (что звучит очень плохо, потому что их дело - раскапывать истину) в оценке действительности. Удивительно, но они получают также весьма средние оценки по эмпатии и социальной ответственности. (Удивительно, что авторы этому удивляются. -Р.М.) Это последнее замечание озадачило нашего приятеля, который сам журналист; он полагал, что большинство его коллег обладают более развитым чувством гражданского долга. Его единственное объяснение: работники средств массовой информации выражают свою социальную ответственность в своей работе и не решаются участвовать в жизни общественных организаций из опасения, что их объективность может пострадать, если им придется освещать деятельность этих организаций. (Довольно интересно, что работники радио и телевидения склонны быть более независимыми и оптимистичными, чем их коллеги в органах печати. Они также обнаружили способность быть более целеустремленными и более владеющими собой.) Еще одна группа, которую мы имели возможность детально изучить - это юристы. Мы тестировали по EQ-i более 130 адвокатов, занимающихся уголовными делами, и юристов в области законодательства о корпорациях, а также судей. В общем большинство из них получали средние оценки, но некоторые - звезды - выделялись среди остальных. Среди последних мы хотели бы упомянуть двух: Алана Гольда и Дона Джека. Алан, как и подобало экс-президенту ассоциации адвокатов по уголовным делам, сначала был очень насторожен. Он множество раз в суде критиковал психологические тесты и ставил в затруднительное положение экспертов в психологии, выступавших в качестве свидетелей. Несмотря на это, мы настаивали, и он наконец согласился выполнить тест EQ-i. Однако когда мы встретились, чтобы обсудить результаты, Алан начал оспаривать всю концепцию эмоциональной культуры. Он хотел бы быть славным парнем (не хотел бы нас обижать), сказал он. Но он сомневается, что любое заключение, которые мы бы сделали из его ответов, может выдержать критику. Тогда мы изменили тактику. Мы начали с того, что попросили его забыть о тесте, о вопросах, о терминологии, которая употребляется в этой области, и обратиться к тому, что он знает лучше других. Мы спросили его, какие качества делают адвоката первоклассным. Например, если бы он был обвинен в преступлении, пригласил бы он в защитники человека, который лучше всех учился в университете? "Самого умного в выпуске?" ответил он. "Вы смеетесь. Ни в коем случае." Разумеется, мы спросили его - почему. Ведь такой человек наверняка знает законы вдоль и поперек. Но Алан тут же все поставил на место. Он сказал, что знать законы - не самое главное. Скорее дело в том, чтобы знать, где и как найти то, что вам необходимо узнать - получить ответы на жизненно важные вопросы, когда они возникают. Он также говорил о важности искусства общения, умения изложить свои мысли четко и понятно, не тратя лишних слов и не отвлекаясь от темы, и о необходимости излучать уверенность и компетентность. Далее он заметил, что в 80% всех случаев искусство адвоката, вероятно, не имеет значения - дело решается на основании статей закона. В оставшихся 20% адвокат может повлиять на исход дела, но не всегда положительно. Другими словами, выступление адвоката может способствовать поражению. Даже несмотря на то, что Алан начал с нападения, на нас произвело большое впечатление, что в его словах совершенно отсутствовало высокомерие. Он высочайший профессионал, и он постоянно является мишенью для нападок своих противников, которые очень часто делают ошибку, впадая в откровенно атакующий тон. Но он берет себе за правило никогда не отвечать тем же. В зале суда он вежлив, любезен и деловит, даже если он питает отвращение к противной стороне. Это дает ему возможность набирать очки; если противник не в состоянии владеть своими эмоциями, Алан может обратить это на пользу своему клиенту. Он сохраняет невозмутимость, он всегда владеет собой и редко возмущается - только для нужного эффекта. Воображение тоже является важной чертой арсенала юриста. Алан мысленно видит развертывание дела до того, как входит в зал суда (точно так как спортсмен перед матчем), обдумывая возможные кризисы до того, как они возникают, и стараясь предвидеть, какие возражения может представить его противник. Неудивительно, что оценки Алана были значительно выше, чем у среднего адвоката. Его оценки по отдельным компонентам тоже были показательны - самые высокие в независимости (как и подобает старшему партнеру в его собственной фирме), затем следуют самоанализ и межличностные отношения, ассертивность и решение проблем. Когда мы изложили Алану наши соображения, мы его спросили, не видит ли он связи между умением хорошо понимать других людей, ясно выражать свои мысли, быть спокойным, учтивым, владеть собой и быть уверенным - а все это компоненты эмоциональной культуры - и своим успехом, и он признал, что несмотря на свое недоверие, он, в конце концов, видит немало смысла в нашей работе. Вторая наша юридическая звезда - Дон Джек, представляющий в суде корпорации, который как раз тогда, когда проходил EQ-i тест, участвовал в коллективном иске против Bre-Ex (это был процесс по одному из самых запутанных биржевых мошенничеств 1990-х годов.) Одно из первых впечатлений о нем - он настоящий джентльмен. Мы были поражены его мягкими манерами и деликатностью, но наш общий приятель нас поправил. "Не обманывайтесь", сказал он. "Это человек, которого лучше иметь на своей стороне." (С которым лучше не ссориться.) Позднее мы узнали, что в зале суда обычная любезность Дона сочетается с бульдожьей хваткой, и его допросы, изматывающие душу, часто доводят свидетелей до слез. У него также были высокие оценки по тесту EQ-i, особенно в самоуважении, самореализации и переносимости стресса. И он тоже, хотя и учился в Оксфорде, скажет вам, что для того, чтобы выделиться, мало академических успехов. Один из факторов его успеха - способность разобраться в самой сложной картине, определить самые существенные детали и найти самое уязвимое место противника. Он тоже понимает необходимость контролировать свои эмоции и иметь план игры, и в то же самое время улавливать эмоции судьи и свидетелей, дающих показания перед судом. Мы бы сравнили его работу в суде с дирижированием оркестром или с игрой шахматного мастера, который всегда рассчитывает вперед на десятки ходов. Не все из нас участвуют в судебных процессах, но многие из нас имеют детей, и один из наиболее часто задаваемых вопросов на наших лекциях - "Что нужно для того, чтоб стать прекрасным учителем?" Теперешние потребители образования (родители и ученики) стали гораздо более требовательными в своих ожиданиях. Для того, чтобы ответить на этот вопрос, мы провели EQ-i тест среди тысяч учителей, и нас часто просили устраивать презентации и семинары для групп учителей и для школ, включая их в программу профессионального совершенствования. Например, нам представилась возможность ежегодно тестировать весь штат частной школы средней величины, и мы должны были устраивать презентацию (включая конкретное исследование выдающегося ученика) для административного комитета, кратко изложив, чего их классы добились за школьный год. Школа указала нам пять лучших учителей, и когда наше тестирование было завершено, мы сравнили их показатели с показателями их коллег. Мы обнаружили, что лучшие учителя имели значительно более высокие оценки, чем их коллеги, по нескольким категориям, но - надо еще раз сказать, что мы были слегка удивлены, в каких именно. Часто мы спрашивали учителей определить, что, по их мнению, является самыми важными факторами в их работе; может быть, им легче это сделать, описывая лучших и наиболее эффективных учителей, которые были у них самих, когда они были молодыми. Но фактор, который по нашим исследованиям оказался самым важным, никогда не был на первом месте в их списках. Это был самоанализ. Почему он выделяется? Потому что, как мы уже видели, быть в курсе своих эмоций - это первый шаг к эффективному управлению ими. Это также способ создавать себе мотивацию совершенствоваться, делать все как можно лучше, неделя за неделей, лицом к лицу с целым классом учеников с очень различными потребностями и способностями, разными уровнями интереса и объемом внимания. Мало кто из нас, можно смело утверждать, встречается изо дня в день с такой устрашающей задачей. В другом исследовании мы тестировали 257 учителей начальных школ и 157 - средних школ. Мы тоже попросили их оценить качество своей работы. 13% оценили ее как среднюю или еще ниже, 60% - как среднюю, а 27% заявили, что она выше средней. Какие EQ факторы различали эти группы? Самое большое различие было в оптимизме: те учителя, которые заявили, что они выше среднего, были значительно более оптимистичны, чем другие. Они также были гораздо выше других в решении проблем и самореализации, переносимости стресса и счастье. Когда мы повторили эту процедуру с учителями средней школы, мы обнаружили, что фактор, который выделял наиболее успешных (по их заявлению) преподавателей - в первую очередь самореализация, способность в полной степени выполнять свои обязанности, участвовать в факультативной деятельности и постоянно стремиться к совершенству - а за этим идут умение решать проблемы, самоанализ и счастье. Ну а что насчет плохих учителей? На уровне начальной школы, как вы наверное подозреваете, им нехватает оптимизма, но вы ошибаетесь. Фактор, который ограничивает их успех - это отсутствие контроля над импульсами, что приводит к проблемам поведения на уроке, недостатку терпения и организационных способностей. На уровне средней школы учителя, которые были недовольны качеством своей работы, отличались низкими оценками в гибкости. Излишняя строгость - не лучший путь к сердцу подростка, а верный признак, что вы подспудно стремитесь следовать правилам любой ценой, не сгибаясь, укрепляя дисциплину и поддерживая свой авторитет. Для некоторых учителей гибкость - это самое трудно достижимое качество, но она совершенно необходима. В длительной перспективе победа в борьбе за сердца учеников продвинет учителя намного дальше, чем ежедневные сражения с ними под лозунгом: "Зарубите себе на носу, что я здесь хозяин!" Мы подозреваем, что в классе и вне его жестко регламентированный режим все более уходит в прошлое. Мы также смогли протестировать целый ряд врачей, чьи оценки оказались, увы, ниже среднего. Самые высокие оценки у них были в переносимости стресса, гибкости и оценке действительности; самые низкие - в эмпатии, следом идут счастье и социальная ответственность. Однажды мы оказались на национальном радиошоу вместе с руководителем кафедры семейной практики большого медицинского ф-та, и с некоторым трепетом упомянули о наших данных, боясь, что она тут же накинется на нас или на нашу методику. Но она сказала, что это ее совсем не удивляет. По ее мнению, медицинские ф-ты ежегодно набирают массу интеллигентных и внимательных к другим молодых людей, и вскоре успешно выбивают из них эти качества. Неудивительно, что холистическая медицина (рассматривающая любую болезнь как нарушение функционирования всего организма) пользуется все большим успехом за счет более традиционных дисциплин, и что количество исков против медиков резко увеличилось за последние 20 лет - в значительной степени из-за отсутствия контакта между врачом и пациентом. И еще по этому поводу мы можем добавить, что мы опросили 3,829 человек, которые проходили тест EQ-i, о их способности справляться с делами, касающимися здоровья. 2,715 полагают, что они успешно с ними справляются, а 1,114 сказали, что следовало бы лучше. Как вы можете себе представить, их оценки значительно различались - первые в среднем получили на 10 баллов больше по всем аспектам. Умения и подходы, которые больше всего различались у этих двух групп, были: переносимость стресса, оптимизм, гибкость, самоуважение и счастье - в этом порядке. В этом, опять же, нет ничего удивительного. Болезнь вызывает стресс, и наша реакция на этот стресс сама по себе физиологична и может осложнить наше состояние (усугубить наш дискомфорт). Мы не только чувствуем себя больными и действуем как больные, но наши реакции на болезнь тормозят естественные усилия тела справиться с болезнью. Достаточно плохо просто болеть, но если при этом еще мучить себя мрачными мыслями, это может только осложнить наши проблемы. Оптимизм помогает нам преодолеть эту беду, точно так, как он помогает нам преодолеть другие несчастья. Если наши мысли сфокусировать в одну - как хорошо мы сумеем справиться с болезнью, и будем верить, что она со временем отступит, это действительно поможет нам справиться с ней. И то же самое с гибкостью: упрямо отказываясь делать то, что может нам помочь, мы только удлиняем наши страдания. В 1996 г. Дженни Данкли, аспирантка-психолог из Южной Африки, провела такое исследование: она сравнила оценки в EQ-i тесте у 58 пациентов, которые незадолго до этого перенесли сердечный приступ, с контрольной группой, у которых было здоровое сердце. Как она и думала, выздоравливающие пациенты имели намного меньшие оценки, особенно в переносимости стресса, гибкости и самореализации. Но, к ее удивлению, они получили больше очков в социальной ответственности. Может быть прикосновение смерти заставило их перенести внимание на одну из наиболее важных и ценных вещей в жизни - великодушие, благожелательность по отношению к ближнему. Но Данкли не остановилась на этом. Ей было известно, что 22 пациента участвовали в программе, помогающей справиться со стрессом, в то время как 16 - нет. Она сравнила их оценки и обнаружила значительные различия и в общих оценках, и в каждой составляющей, за исключением межличностных отношений и самоуважения. Те, кто прошли антистрессовую программу, были снова тестированы после пяти недель занятий и увеличили свои оценки в среднем на 9 баллов, наибольшее улучшение было в переносимости стресса, самоуважении, гибкости, счастье, самореализации, решении проблем и контроле над импульсами. А что с безработными? С помощью Роз-Мари Нигли из Молодежной Женской Христианской Организации YWCA в Торонто мы собрали данные по EQ-i в большой выборке хронически безработных в возрасте от 18 до 50 лет. В целом эта группа получила оценки ниже среднего в межличностной и адаптивной областях. Самые низкие оценки были в самоутверждении, оценке действительности и счастье. В самоуважении и независимости оценки тоже были ниже среднего. Эти результаты могут объяснить, почему им не удается найти работу или удержаться на ней. Постоянные неудачи ослабляют эти, возможно изначально недоразвитые эмоциональные навыки, создавая хроническую ситуацию. Однако примечательно, что люди в этой группе имеют оценки выше среднего в эмпатии и социальной ответственности. Может быть, поддержка со стороны государства усиливает понимание и внимание к другим, которым повезло еще меньше. Около 50 из них участвовали в шестинедельных занятиях, направленных на развитие самоутверждения, реалистичности в поиске работы и усовершенствовании общих жизненных навыков (умении справляться с трудностями и быть более оптимистичными). У группы был инструктаж в классе, обучение жизненным навыкам и техническим умениям. Более 90% участников после этого нашли работу. Когда они снова прошли тест EQ-i, их оценки значительно повысились; больше всего - в ассертивности, оценке действительности и эмоциональном самоанализе. И наконец, какова связь между эмоциональными способностями и удовлетворением семейной жизнью? Чтобы ответить на этот вопрос, мы протестировали более 1,100 человек и предложили им самим оценить себя в этом отношении. Как и ожидалось, те, кто были удовлетворены, имели в целом на 5 баллов выше недовольных. Разница обнаружилась во всех пяти сферах эмоциональных способностей, а также по всем их 15 компонентам, но что, как вы думаете, играет наибольшую определяющую роль в том, счастлив ли человек в браке? Многие из нас назвали бы межличностные отношения, эмпатию или гибкость. Но список возглавляет счастье, за ним следует самоуважение, самоанализ, ассертивность и оценка действительности. И только затем в силу входят межличностные отношения. Поскольку счастье, как оказывается, играет значительную роль в одном из наших исследований, многие спрашивают, не получается ли так (в этом частном случае), что удачный брак приводит к более высоким оценкам в счастье - или наоборот. Мы думаем, что первичное - это счастье, потому что люди с высоким уровнем этого компонента имеют тенденцию быть счастливыми в широком разнообразии ситуаций, в хорошие и плохие времена (как говорится в брачном обещании, в радости и в горе). Мы надеемся, вы поняли из этой книги, что счастье возникает изнутри человека. Очевидно, что в браке, где ярко проявляются и ваши достоинства, и ваши слабости, самоуважение чрезвычайно важно. Умение видеть себя поможет вам быть менее обидчивым и склонным к самозащите во что бы то ни стало. (В конце концов, не считая вашей мамы, скорее всего ваш(а) супруг(а) будет вас больше всех критиковать. Если вы подготовлены, это поможет вам конструктивно справляться с критикой, честно глядя ей в лицо, и, если она обоснована, что-то предпринять по этому поводу, а не подымать крик.) Что же касается самоанализа, он дает вам возможность следить за своей внутренней температурой и контролировать ее; самореализация, придавая вкус каждому элементу нашей жизни, особенно важна, кагда дело доходит до интимных отношений. Мы надеемся, что идеи и упражнения из этой книги помогли вам развить свои эмоциональные способности. Мы полагаем, что достаточно полно показали, что нет ни одного человека, кто не извлек бы пользы от повышения их уровня. Будь это на работе, в развлечениях, в игре или во взаимоотношениях с близкими и не очень людьми, когда ваша эмоциональная культура на высоте, вы лучше подготовлены к успеху в жизни. Помните - никогда не слишком поздно совершить перемену к лучшему. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 EQ-i Бар-Она В последнее время, в стремлении примазаться к победителям, ряд авторов распространяет множество вопросников и процедур тестирования, которые, как уверяется, могут измерить эмоциональные способности. На самом деле требуется по крайней мере пять лет, чтобы разработать такой сложнейший тест, основанный на надежных исследованиях, который заслуживал бы доверия на рабочем месте, в школе и в терапии. Насколько нам известно, тест EQ-i Бар-Она, который точно определяет и оценивает 15 компонентов эмоциональных способностей, является единственным тестом, основанным на самостоятельных (письменных) ответах тестируемого, который, как было научно показано, является и надежным, и достоверным - это два критерия, которым должны удовлетворять все психологические, психотерапевтические и профессиональные тесты, чтобы на них можно было опираться. Обоснованность и достоверность легко определить. Чтобы тест можно было считать надежным, он должен давать сходные результаты, когда его применяют к одному и тому же человеку, по крайней мере через короткие промежутки времени. (С течением времени, как мы увидим, можно ожидать некоторых перемен.) Например, если ваши весы в ванной показывают один и тот же вес три раза в течение получаса, вы можете считать их надежными. Если они отмечают разный вес, то они не в порядке. Однако предположим, что они показывают каждый раз один и тот же вес, но вам известно - потому что вы только что были у врача - что эти показания неверны. В этом случае их показания, хотя и постоянные, недостоверны, потому что весы не удовлетворяют своему назначению - точно измерять ваш вес. EQ-i удовлетворяет обоим требованиям. Он дает устойчивые показатели, и эти показатели достоверны, поскольку они, как доказано, измеряют именно то, что должны измерять - эмоциональные способности. Мы знаем, что EQ-i надежен, потому что он был разработан согласно нормативам Американской Ассоциации Психологов. Чтобы удовлетворять этим нормативам, тест должен соответствовать трем главным стандартам: 1. Во время разработки он должен был применен к широкой выборке, которая представляет достаточно разнообразные социоэкономические группы и включает ряд различных регионов. Обычно эта процедура происходит в пределах Соединенных Штатов, но в данном случае были использованы также данные из Канады, Израиля, Германии, Южной Африки, Нигерии, Швеции, Нидерландов, Индии и Аргентины. В то время как большинство стандартных тестов обычно публиковались после проверки на 1,000 человек, тест EQ-i был опубликован после проверки на 4, 000. 2. Чтобы показать его достоверность, исследователи должны повторить тестирование выбранной группы. Обычно это делается один раз, через шесть недель или меньше, но EQ-i был повторен дважды - один раз через месяц, и снова через четыре месяца. 3. Стандартный тест должен продемонстрировать несколько разных видов достоверности, которые изложены ниже. Для ясности мы привяжем эти критерии к специфическому формату EQ-i. Достоверность содержания (content validity) требует, чтобы каждый вопрос должен относиться к сути той из 15-ти способностей, которую он предназначен измерять. Таким образом первой задачей было установить точную градуировку каждой шкалы для каждой из эмоциональных способностей, от Эмоционального Самоанализа до Счастья. Были предложены и обсуждены сотни возможных вопросов - самим Бар-Оном, группой интернациональных исследователей и комиссией из пяти экспертов-психологов и психиатров. В итоге первоначальные более чем 1,000 вопросов были сведены к 133. Это было сделано в результате изучения каждого вопроса, чтобы убедиться, что он лучше других представляет одну и только одну определенную шкалу. Затем эти вопросы были проверены на большой группе, что помогло их дальнейшему уточнению и исключению перекрытий и излишеств. Адекватность) (face validity) касается степени, в которой каждый вопрос позволяет измерить именно то, для чего предназначен тест. Например, мы создаем тест для определения, насколько вы годитесь в автомеханики. Если я буду задавать вам вопросы, в каких вы отношениях с вашей матерью или какое мороженое вы предпочитаете, вы совершенно справедливо придете к заключению, что зря теряете время. И вы навряд ли серьезно и искренне захотите выполнить тест, который не имеет никакого отношения к существу дела. В процессе разработки EQ-i несколько раз проходил исследование на адекватность, в котором проверялось все, что касается грамматики, синтаксиса и соответствия определенной способности. Остались только те, которые непосредственно и недвусмысленно относились к данной шкале. Далее EQ-i был подвергнут факторному анализу, серии статистических процедур, которые оценивают, насколько вся структура списка вопросов имеет смысл - то-есть, насколько все шкалы "поддерживают друг друга и связываются в единое целое". Во время этого процесса компьютер перемолол ответы более чем 1,000 человек. Только те вопросы, которые подходили определенной шкале, были оставлены на месте. Конструктивная достоверность (construct validity) (оценка степени соответствия структуры системы тестирования ее конечным целям) относится к тому, насколько тест как целое измеряет то, что он предназначен измерять. Было бы бесполезно разрабатывать вопросы, которые хорошо читаются, хорошо сгруппированы и хорошо подходят к специфическому определению, если они не помогают в определении эмоциональных способностей. Например, мы предлагаем тест, разработанный для измерения успешности футбольного защитника. Далее, предположим, что мы тестируем группу защитников и не находим абсолютно никакой связи между результатами теста и качеством их игры. Тест можно спокойно выбросить в мусор. Поэтому EQ-i уже на ранних стадиях разработки был сравнен с десятью другими широко применяемыми и давно установившимися тестами, которые измеряли свойства личности и состояние духа. Эти исследования, которые происходили в шести различных странах, обнаружили, что EQ-i действительно (и достоверно) измеряет ряд характеристик, которые уже охвачены существующими тестами. Но эти перекрытия не были слишком многочисленными, и это значило, что EQ-i не дублирует уже имеющиеся в наличии материалы. Сходимость достоверности (divergent validity) обращает внимание, в каких пределах тест приводит к той же оценке как со стороны проводящего тест, как и со стороны объективного внешнего наблюдателя. В этой стадии разработки люди, которые прошли EQ-i, затем проходили интервью с опытным психологом. Эти интервью включали все области, измеренные тестом. Далее три клинических психолога прослушивали магнитофонную запись интервью, и, основываясь только на ней, выставляли оценки по всем шкалам EQ-i. Затем их оценки усредняли, чтобы получить по единой оценке в каждой шкале для каждого их протестированных. Средние оценки очень близко соответствовали результатам теста, особенно для ассертивности, решения проблем и оценки действительности. Социальная ответственность оказалась самой трудной для судей. Кроме того, те люди, которых тестировали, сами ставили себе оценки по каждой их шкал EQ-i, читая их определение и выбирая число между 1 и 7, которое лучше всего отражало, как они сами видят это свое качество. Эти результаты также показали большое соответствие с их фактическими оценками. Отклонение достоверности (divergent validity) просто означает, что когда вы работаете над новым тестом, вы должны удостовериться, что он случайно не измеряет нечто совершенно другое. Например, предположим, что мы вдруг обнаружили, что всякий, кто (по нашему тесту) обладает высоким EQ, обладает также и высоким IQ, а всякий человек с низким EQ обладает также низким IQ. Если это так, значит мы просто создали еще один тест для измерения IQ. Чтобы принять меры предосторожности против этого, большому числу людей был предложен тест EQ-i одновременно с тестом IQ и личностными тестами, чтобы найти области, где они перекрываются. Например, предполагалось, что такая составляющая EQ, как решение проблем, может быть близка к "абстрактному мышлению", измеряемому тестом IQ. Однако при ближайшем рассмотрении они оказались отчетливо различимыми. Более социально ориентированные и будничные решения, которые являются частью эмоциональных способностей, только отдаленно связаны с академическими и (это слово является обобщающим) абстрактными ментальными процессами. Были также изучены другие шкалы, и было обнаружено, что самоутверждение (ассертивность) не имеет ничего общего с враждебностью; социальная ответственность не переводится как подчинение, послушание или чрезмерный конформизм; гибкость не является неустойчивостью; контроль над импульсами отличается от отсутствия непосредственности и от скованности; и счастье (ко всеобщему облегчению) не означает легкомыслия или маниакального состояния. Критерий групповой достоверности (criterion group validity) означает, что каждый пригодный к употреблению тест должен быть способен выявить различие между группами людей, имеющих некоторые общие характеристики, которые тест предназначен измерять, но во многом другом различаются.. Например, мы начали применять гипотетический тест, который должен измерять успешность футбольных защитников. Если мы обнаружим, что игроки из старших классов школы и из национальной футбольной лиги (все они играют в футбол, но в остальном совершенно непохожи) получают одни и те же оценки по всем шкалам, тест надо вернуть на доработку. Поэтому были приложены большие усилия, чтобы EQ-i можно было применять к самым разнообразным группам, но чтобы он мог также указать на их различия, хотя все они имеют примерно общую степень эмоциональных способностей. И вот поэтому, в течение последних трех лет, один единственный тест позволил нам построить различные и поддающиеся интерпретации профили для таких несопоставимых групп, как хронические безработные; душевнобольные и люди с наркотической или алкогольной зависимостью; мужья, избивающие жен; финансовые директора лотерейных компаний; слушатели престижной военной академии; закоренелые преступники; высооплачиваемые профессиональные спортсмены; выздоравливающие после сердечных приступов пациенты; вербовщики военно-воздушных сил Соединенных Штатов; и иммигранты, которые успешно интегрировались в новую культуру. Все они - и еще многие другие - были охвачены и точно измерены тестом EQ-i. Предсказательная достоверность (predictive validity) - это во многих случаях можно проверить только временем и практикой. Дает ли нам EQ-i возможность предвидеть будущее и верно определять чьи-то шансы на успех в данной частной области? Можем ли мы пользоваться им, чтобы определить, какого нового игрока выбрать, чтобы взбодрить НХЛ; кого из служащих сделать старшим менеджером; для каких пациентов новая методика лечения будет полезной; какой продавец перекроет все предыдущие нормы; какой родитель окажется наиболее заботливым или какой(ая) супруг(а) - наиболее склонным(ой) к сопереживанию. Хотя EQ-i все еще почти в пеленках, он уже имеет на своем счет впечатляющий рекорд по предсказаниям, что, как мы полагаем, показано в предыдущей главе. Итак, выслушав все это, хотите ли вы подумать о прохождении теста? Наверно, остается некоторая степень сомнений и скептицизма. В частности, вас наверно интересует достоверность самостоятельно проведенной процедуры. С первого взгляда мысль о том, что нужно ответить на 133 вопроса, чтобы измерить ваши эмоциональные способности, может показаться излишне трудоемкой. Если мы хотим узнать, насколько эмоционально развит кто-то, почему бы не предложить ему чашку кофе и удобное кресло и просто задать ему этот вопрос? Мы этого не сделаем, потому что это бесполезно: ответы будут чрезвычайно субъективны, и проверить их обоснованность невозможно. А вот самостоятельные и правдивые ответы на 133 вопросы EQ-i дают нужный результат. Мы уверены, что этот тест вообще хорошо работает, потому что такая точно процедура является обычной (общепринятой) уже почти 100 лет в области психологического тестирования. Мы уверены в EQ-i, поскольку он прошел описанные выше процедуры обоснования, и потому что тот, кто проходит тест, не выставляет сам оценок и не интерпретирует их. Чтобы понять, почему попытка самостоятельной интерпретации собственного теста чревата ошибкой, рассмотрим специфический пример. Все, кто знаком с журналисткой Джоди, считают ее эмпатическим и социально ответственным человеком. Однако когда она выполнила тест EQ-i, ее оценки по этим шкалам оказались более или менее средними. Она была удивлена, однако, как показали другие ее ответы, она склонна к крайней самокритике и ставит себе недоступно высокие стандарты. Она отвечала на вопросы совершенно правдиво, но в своих мыслях она сравнивала себя с людьми, которыми она восхищается и считает идеальным воплощением эмпатии и ответственности. (Т.е. ее совершенно искренние ответы отражали подсознательную заниженную самооценку по сравнению с воображаемым идеалом.) В тот же самый день Гарри, фабричный рабочий, тоже выполнял этот тест. У него не было таких ролевых моделей-образцов, когда дело дошло до этих двух шкал. Он терпеливо выслушивает рассказы своих товарищей об их проблемах, дает деньги на благотворительность и оставляет сдачу бездомным (в кружке у кассы), участвует в церковной группе, но он, конечно, не идеал. Большинство его приятелей вероятно согласны, что он славный парень, который старается как лучше, но в нем нет ничего особенного. Однако Гарри считает себя очень эмпатическим и социально ответственным, особенно по сравнению с некоторыми из своих знакомых. И в результате его ответы - совершенно искренние - приводят к более высоким отметкам, чем у Джоди. Значит ли это, что Гарри на самом деле обладает большей эмпатией и социальной ответственностью, чем Джоди? Не обязательно. Эти результаты говорят о том, как они воспринимают себя. И когда речь идет об эмоциональных способностях, это восприятие может быть более важным, чем объективная реальность. Вспомним, что EQ - это система способов, которыми мы взаимодействуем с нашим окружением, система убеждений о мире и нашем месте в этом мире. Джоди считает, что работает ниже своих возможностей - ей хотелось бы сделать гораздо больше. Гарри думает, что он прекрасный парень, лучше большинства. Их субъективные взгляды влияют на то, как они строят свои личные связи, справляются с проблемами здоровья, относятся к своим коллегам и ведут себя в ситуациях соперничества. И действительно, заурядный парень Гарри может быть более успешен в своей сфере деятельности в достижении целей, которые он себе ставит, и в жизни, к которой он стремится, хотя по оценке кого-нибудь другого, Джоди может быть более полно живущим и успешно функционирующим человеком. Теперь представим себе, что бы могло случиться, если бы Джоди сама оценивала свой EQ-i. Два средних (но, в ее глазах, безнадежно низких) результата в областях, которые она ценит, оправдали бы ее самые мрачные опасения. Может быть, она бы попыталась исправить этот мнимый дефект амортизацией в неверном направлении. К счастью, помещая эти оценки в контекст и интерпретируя результаты теста как целое, мы (профессионалы) можем помочь ей лучше разобраться в себе и следовать более полезной линии поведения. И надо упомянуть напоследок еще кое-что. Нас часто спрашивают, как со временем изменяются оценки EQ-i. Они на самом деле будут меняться - меньше, чем результаты тестов настроения или состояния духа (которые могут меняться со дня на день, если не с часу на час), но больше, чем результаты личностных тестов, измеряющих характеристики или особенности - такие как искренность или интровертность, которые склонны оставаться относительно устойчивыми в течение жизни. Так как эмоциональные способности меняются с возрастом и опытом, следует ожидать, что оценки EQ-I тоже могут меняться - даже без обучения, тренировки или даже без сознательных усилий с нашей стороны. Периодическое повторное тестирование целого ряда групп это подтвердило. Вообще говоря, разница в оценках через месяц очень мала. Через четыре месяца определенные шкалы показывают больше изменений, чем другие - особенно переносимость стресса, оценка действительности и ассертивность. Самые постоянные шкалы - это гибкость, самореализация и решение проблем. И последний (хотя и очень распространенный) вопрос, который задается от имени преступника, затаившегося в каждом из нас: можно ли обмануть EQ-I, если лгать в ответ на его вопросы. Краткий ответ - нет, нельзя. Или, более точно, это будет труднее, чем вы думаете, и вас, скорее всего, разоблачат. В тест встроен ряд "сторожей", которые включают сигнал тревоги, если вы пытаетесь представить себя более (или менее) эмоционально способным. Указатель имитации положительного образа ловит тех, кто пытается изобразить себя в розовых красках; указатель имитации черного образа - тех, кто хотел бы получить оценки пониже. (А зачем это нужно? Тем, кто заинтересован в получении страховки или компенсации за увечье на работе. Может быть, преступнику для самооправдания.) Имеется также указатель противоречий и несколько сигналов раннего предупреждения, что у вас нет намерения быть искренним, в случае если кто-нибудь решает принять вызов и попытается спутать карты. Наш совет - быть как можно более искренним, когда вы проходите EQ-I или любой другой тест. Попробуйте смошенничать, и вы введете в заблуждение - не говоря уже о простом обмане - самого себя. EQ-I, правильно выполненный и интерпретированный, поможет вам развить свои сильные стороны и преодолеть слабые. Если он используется как часть процесса отбора на определенную работу, попытка получить поддельную оценку может сработать только против вас. Даже если вам удастся обвести вокруг пальца тестирующих и вы будете приняты на основе подделанных результатов, есть большая вероятность, что работа не будет соответствовать вашим настоящим способностям - и в этом случае победителей не будет. ПРИЛОЖЕНИЕ 2 EQ и успех в работе Что требуется для успеха в работе? Перед вами краткий итог первой в мире работы, в которой использовались достоверные измерения эмоциональных способностей, чтобы исследовать этот вопрос. Хотя на него нет легкого ответа, наши исследования обнаружили, что EQ может быть причиной примерно от 15% до 45% процентов успеха в работе. Мы протестировали 4,888 работников в самых различных областях деятельности и попросили их сообщить, насколько, по их мнению, они успешны. Хотя мы не можем гарантировать, что все они абсолютно точны в своих оценках успеха, мы полагаем, что такой самоотчет является полезным указателем. Пожалуйста, помните, проглядывая это список, что это примерные соображения. Эти данные были собраны Multi-Health Systems в Северной Америке. Всем участникам предложили пройти тест EQ-I и оценить свою успешность в работе. Некоторые группы были меньше других. Принимались только те данные, которые имели статистическую значимость. Это значит, что только тогда, когда преуспевающие люди имели гораздо более высокие оценки в своем EQ, чем неуспешные, тогда включались данные по этой группе. В каждой группе мы представили по пять факторов, занимающих высшие места, в порядке их важности. Эти факторы отличают высокоэффективных работников от отстающих. В некоторых группах, с первого взгляда, отмечены как важные как будто не те факторы, которые можно было ожидать. Например, можно было предполагать, что хорошие инженеры должны отличаться от плохих высоким уровнем оценки реальности. Однако оказалось, что все инженеры обладают сравнительно высоким уровнем оценки реальности, так что она не связана с их успешностью. Как показано ниже, хороших от плохих инженеров различают другие качества. Можете представить себе наши рекомендации как рецепты пирога. Мы пытаемся дать рецепты (или комбинации факторов) для самых вкусных пирогов. В наших более усовершенствованных исследованиях мы вывели формулу, которая действительно указывает значение каждого фактора, заслуживающего внимания. С помощью процесса, называемого логистической регрессией (термин из математической логики), мы определили идеальные комбинации факторов EQ для многих профессиональных групп. Это принесло большую выгоду и для нанимателей, и для нанимаемых на работу, которые хотят найти наилучшее и приносящее наибольшее удовлетворение соответствие между человеком и делом, которым он занимается. Люди, наиболее удовлетворенные своей работой - это обычно те, чьи эмоциональные способности более всего подходят к этой работе. Мы приводим список пяти самых важных факторов (если по крайней мере пять являются существенными) для каждого рода деятельности. Цифры в скобках указывают на размер выборки для каждой группы. Общий успех в работе (4,888) 1. Самореализация 2. Счастье 3. Оптимизм 4. Самоуважение 5. Ассертивность Оптовая торговля (524) 1. Самореализация 2. Ассертивность 3. Счастье 4. Оптимизм 5. Самоуважение Страховые агенты (97) 1. Ассертивность 2. Самоуважение 3. Счастье 4. Переносимость стресса 5. Самореализация Деловые услуги (53) 1. Самоуважение 2. Оценка действительности 3. Ассертивность 4. Переносимость стресса 5. Оптимизм Маркетинг (99) 1. Оптимизм 2. Оценка действительности 3. Независимость 4. Контроль над импульсами 5. Социальная ответственность Розничная торговля (109) 1. Самореализация 2. Ассертивность 3. Счастье 4. Эмоциональный самоанализ 5. Межличностные связи Другая торговля (100) 1. Самоуважение 2. Самореализация 3. Счастье 4. Оптимизм 5. Ассертивность Кассир\ банковский кассир 1. Переносимость стресса 2. Оптимизм 3. Самоуважение 4. Самореализация 5. Оценка реальности Финансист (40) 1. Ассертивность 2. Межличностные связи 3. Решение проблем 4. Счастье 5. Эмпатия Служба выполнения заявок клиентов (72) 1. Переносимость стресса 2. Ассертивность 3. Счастье 4. Межперсональные связи 5. Самореализация Консультанты по найму на работу (94) 1. Самореализация 2. Оценка действительности 3. Переносимость стресса 4. Оптимизм 5. Межличностные связи Руководители отдела кадров (104) 1. Счастье 2. Самореализация 3. Оптимизм 4. Ассертивность 5. Переносимость стресса Консультанты по менеджменту (252) 1. Ассертивность 2. Счастье 3. Эмоциональный самоанализ 4. Оценка действительности 5. Самореализация Старшие менеджеры (260) 1. Самоуважение 2.Счастье 3. Межличностные связи 4. Оценка действительности 5. Самореализация Менеджеры-плановики (75) 1. Гибкость 2. Решение проблем 3. Независимость 4. Контроль над импульсами 5. Самореализация Директор предприятия (145) 1. Межличностные связи 2. Ассертивность 3. Счастье 4. Самоуважение 5. Эмоциональный самоанализ Бухгалтер 1. Решение проблем 2. Межличностные отношения 3. Счастье 4. Самоуважение 5.Эмоциональный самоанализ Медсестра (126) 1. Самореализация 2. Независимость Медтехник (78) 1. Самоуважение 2. Оптимизм 3. Оценка действительности 4. Самореализация 5. Независимость Художник-плакатист, художник-дизайнер 1. Гибкость 2. Самореализация Школьный администратор 1. Межличностные связи 2. Оценка действительности 3. Оптимизм 4. Счастье 5. Самоуважение Учитель средней школы (200) 1. Эмпатия 2. Самореализация 3. Переносимость стресса Учитель начальной школы (347) 1. Оптимизм 2. Самоуважение 3. Независимость 4. Переносимость стресса 5. Счастье Государственный служащий (141) 1. Оптимизм 2. Самореализация 3. Самоуважение 4. Независимость 5. Ассертивность Служители религии (79) 1. Самореализация 2. Межличностные связи 3. Ассертивность 4. Переносимость стресса 5. Самоуважение Социальные работники (52) 1. Независимость 2. Переносимость стресса 3. Самоутверждение 4. Контроль над импульсами 5. Оптимизм Работники государственного социального обеспечения (91) Эмоциональный самоанализ 2. Межличностные связи 3. Эмпатия 4. Переносимость стресса 5. Счастье Врачи/хирурги (19) 1. Независимость 2. Переносимость стресса 3. Эмпатия 4. Контроль над импульспми 5. Гибкость Адвокаты (26) 1. Самореализация 2. Счастье 3. Переносимость стресса 4. Ассертивность 5. Социальная ответственность Инженеры (86) 1. Самореализация 2. Счастье 3. Оптимизм 4. Эмпатия 5. Межличностные связи Психологи/клинические психиатры (52) 1. Оценка действительности 2. Независимость 3. Счастье 4. Переносимость стресса 5. Гибкость Конец Об авторах Стивен Дж. Стайн (Steven J. Stein, Ph/D) - психолог-клиницист, а также основатель и президент Multi-Health Systems Inc. (MHS), ведущего издательства психологических тестов. Он был президентом общества психиатров провинции Онтарио и доцентом кафедры психиатрии университета г. Торонто. Говард Е. Бук (Howard E. Book, M.D., D.Psych., F.R.P.C), член-основатель общества консультантов по психологии рабочего коллектива (Associates in Workplace Consultation); был членом правления Международного Общества Психоаналитических Исследований организаций (International Society for the Psychoanalytic for Organisations); член Института Крепкой Семьи (Family Firm Institute). Более десяти лет был инструктором главных администраторов и старших менеджеров по повышению их эмоциональной культуры, чтобы они смогли улучшить моральную и рабочую атмосферу и производительность в своих организациях.