аки высокой интенсивности. При этом желательно сохранять неподвижность и не изменять позу. Следует отметить, что концентрация внимания на болевых ощущениях показала свою пригодность при проведении ВМ квалифицированными кикбоксерами. Как правило такое интенсивное ощущение достаточно быстро отступает, и появляется возможность вновь переключить внимание на дыхание. Иногда сознание спортсмена может начать предаваться дискурсивному или ассоциативному мышлению, что вполне естественно, но и, в то же время, может представлять определенную опасность особенно непосредственно перед соревнованиями. Как говорится, спортсмен может "перегореть". Иногда мыслительный процесс начинает уводить сознание в область планирования предстоящего боя или анализа прошедшей тренировки, или уровня своей подготовленности, выстраиваясь в "стройные" концепции и заключения. В любом случае, как только вы это осознали, следует сделать отметку "думанье", "планирование", "блуждание". Иногда присутствие таких мыслей осознается в самый момент их возникновения, иногда -- уже в полном их развитии. Порой сознание спохватывается, когда мысль полностью исчерпала себя. В любом случае нет никакой необходимости в борьбе или конфликте с мыслительным процессом, просто необходимо отметить его, в какой бы момент не произошло осознавание. Иногда сознание оказывается в затруднении перед избытком появляющихся ментальных объектов и не может определить доминанту. В таком случае отмечается данный тип затруднения или неопределенности и происходит возвращение к дыханию, которое всегда присутствует и поэтому является основной доминантой. Возникающие мысли, как правило, тесно связаны с другой функцией сознания, называемой отношение -- это эмоции и чувства. В этой связи очень важно запомнить одно из правил ВМ -- отношение к приятным жизненным моментам должно быть без привязанности, к неприятным -- без отвращения, к нейтральным -- без апатии. В случае выхода на передний план беспокойства, волнения, интереса, досады, гнева, страха, грусти, счастья и пр., сделайте их тоже объектами осознавания. В противном случае, если отсутствует осознание, они могут стать подсознательными фильтрами личностного уровня управления, когда восприятие, а следовательно и деятельность попадают в зависимость от эмоциональных и чувственных искажений. В руководствах по ВМ упоминается о необходимости быть бдительным по отношению к возникающим пяти препятствиям: желанию, сомнению, беспокойству, отвращению и сонливости. Предлагается также схема осознавания, что и с другими помехами, то есть делается ментальная отметка "желание", "сомнение", "беспокойство" и пр. Но, если эти чувства окажутся достаточно сильными, возможно само отождествление с ними и тогда они становятся хозяевами. Чтобы не допустить такого развития событий, следует полностью переключиться на этот объект и пристально, но отстраненно его исследовать. Тогда существует возможность увидеть, что чувства и эмоции ни что иное, как мысль и сопровождающее ее отношение, которые преходящи и бессущностны. Иногда, при более внимательном исследовании мы можем также увидеть, что за кулисами желания, сомнения, беспокойства, гнева и пр. действуют либо бессознательный уровень управления в лице безусловных рефлексов: влечение к сохранению вида, влечение к сохранению индивида, стремление к деятельности, стремление к общению или подсознательный уровень управления в виде ошибочных психологических установок. Как правило, понимания всей цепочки сложного психического процесса бывает достаточно для того, чтобы выйти из под его влияния и вернуться к осознаванию процесса дыхания. Весьма важным фактором медитационной практики является один из компонентов саморегуляции и регуляции -- импульс волевого усилия или интенции (намерения) к какому-либо действию. Осознавание интенций -- это достаточно высокий уровень медитативной практики. При ВМ в положении сидя перед изменением положения тела или какой-либо его части, при сглатывании, открывании глаз возникает намерение, которое не всегда имеет форму мыслей или слов. Поэтому нет необходимости подыскивать соответствующие обозначения, просто необходимо осознать волевой импульс сделать что-то. Констатируя интенцию мы начинаем понимать закон причинно-следственных отношений между психикой и телом на более тонком уровне, что может способствовать более эффективному их (психики и тела) управлению в любых жизненных ситуациях. В заключение описания метода ВМ можно привести инструкцию одного из мастеров медитации Джозефа Голдстейна "Утопающий ум" (1994): "Когда концентрация достигает большой интенсивности, появляется вероятность того, что ум войдет в приятное мечтательное состояние... Не поддавайтесь этому. Бдительно сохраняйте трезвое, бодрое состояние, не допускайте того, чтобы состояние осознанности теряло фокус... Добивайтесь непрерывности ясного внимания". Результат ВМ проявляется в том, что, благодаря очищению и нормализации таких процессов сознания, как отражение и отношение, достигнутых благодаря взвешенному волевому усилию и констатирующему вниманию, происходит очищение подсознания и нормализация бессознательного уровня управления, что адекватно восстановлению психических функций организма. Опыт работы со спортсменами высокой квалификации показывает, что ВМ способствует формированию характера (особенно смелость, мужество), направленности личности. ВМ способствует проявлению как общих способностей, связанных с духовными проявлениями личности (живопись, поэзия, музыка), так и специальных способностей или качеств, которые наиболее трудно поддаются развитию обычными методами -- быстроты, координации движений, скорости релаксации и пр. Особенностью ВМ является то, что медитация в статическом положении является только первым шагом в процессе самосовершенствования психофизической культуры личности. В дальнейшем, по мере развития внимательности, наблюдательности, концентрации и осознанности, происходит постепенное включение метода ВМ в различные виды двигательной деятельности, начиная с "прогулочной" ВМ и далее, на основании принципа "от простого к сложному через еще более сложное", выполнение специальных комплексов психофизических упражнений по программе, реализация которой осуществляется в течение всей жизни человека (табл. ) Метод. приемы Возраст Медитация в статич. положен. Формальные комплексы Поединок с огранич. контакт. Поединок с полным контакт. Детство(4 -12 лет) + + + Юношество(13-18) + + + Зрелость(19-35) + + + + Сред.возр.(36-60) + + + Прекл.возр.(61-80) + + + Старость(от 81) + + + Пояснения к таблице: 1. В детском возрасте ВМ осуществляется в основном в статических положениях и при обучении комплексам различных видов СБЕ, из которых наиболее предпочтительными можно считать ката в каратэ-до или таолу в чанцюань ушу, рекомендованным видом деятельности можно определить обучение таким видам борьбы как дзюдо и айкидо. 2. В юношеском возрасте наряду с методическими приемами ВМ в статических позах и комплексами психофизических боевых упражнений можно рекомендовать как методический прием деятельности в экстремальных условиях спарринги со строго ограниченным контактом по правилам семи-контакт (WUKO) или лайт-контакт (кикбоксинг), а также такие виды борьбы как айкидо и дзюдо. 3. В зрелом возрасте к перечисленным выше методическим приемам ВМ можно рекомендовать поединки в полный контакт или различные виды борьбы. Так как поединки в полный контакт требуют значительных затрат времени на подготовку и сопряжены с некоторым риском для здоровья, то такие виды единоборств требуют профессионального подхода. 4. В преклонном и старческом возрасте в значительной степени возрастает процент ВМ в статических положениях и при выполнении комплексов тайцзицюань. В качестве спаррингов рекомендовано тайцзитуйшоу ("толкающие руки"). В Китае этот вид единоборств чрезвычайно популярен среди пожилых людей. На Всемирном фестивале ушу 1992 года в Шанхае с показательными выступлениями по комплексам тайцзицюань и туйшоу выступала группа спортсменов мужчин и женщин в возрасте от 70 до 94 лет. Принцип " от простого сложного через более сложное" заключается в том, что достижение медитативного состояния во время выполнения комплекса или тем более во время спарринга гораздо сложнее, чем в повседневной жизни. Поэтому переход от ВМ во время двигательных действий СБЕ к двигательным действиям, сопряженным с трудовой деятельностью или в быту, не составляет особого труда. Постепенно деятельность в состоянии полного осознавания входит в привычку и приводит к значительному повышению ее (деятельности) эффективности. Высокие успехи, достигнутые Японией, Кореей, Тайванем, Гонконгом и др. буквально во всех сферах жизни, во многом объясняются тем, что медитация в этих странах является национальной традицией. У занимающегося ВМ гораздо больше шансов к преодолению различных стрессовых экстремальных ситуаций, чем не у занимающегося. Заключение по разделу 2 Обобщая вышесказанное, можно констатировать, что основополагающими факторами философско-религиозного и психологического характера боевых искусств Дальнего Востока являлись их морально-этические нормы. При этом, общекультурные принципы воспитания единоборцев, сформулированные на основах конфуцианской морали (дао дэ), отражали взаимосвязь с военной и трудовой практикой и стимулировали их нравственное, умственное и физическое развитие а также способствовали внедрению в культуру общества принципов боевой добродетели, сыновней почтительности, подчинения младших старшим, абсолютной верности и преданности отцу, наставнику. Данный комплекс принципов в сочетании с даосскими и буддийскими морально-этическими принципами, соблюдением этикета и ритуала, принципами оздоровительной направленности и духовного очищения являлся основой физического воспитания в боевых искусствах Востока. Как было отмечено выше, в основу общекультурных принципов физического воспитания заложены специфические принципы, обусловленные философскими концепциями конфуцианства, даосизма и буддизма: принцип боевой добродетели (удэ) принцип благопристойности (ли), принцип целостности (дао)и принцип единства и гармонии противоположностей (тайцзи). Помимо общекультурных и специфических принципов в системе физического воспитания БИВ, наряду с общедидактическими принципами, существуют и оригинальные дидактические принципы: концентрации и осознанности. К оригинальным принципам физического воспитания можно отнести принцип воспитывающего выполнения упражнения. Основными средством и методом физического воспитания в БИВ служило специальное физическое упражнение, используемое также в рекреативно-реабилитационных, спортивных и прикладных целях для физического и духовного совершенствования различных слоев населения и разных возрастных групп. Весьма широко применялись различные методы саморегуляции, статической и дыхательной гимнастики, методы замедленного выполнения упражнений, выполнение упражнений в составе строго регламентированных и самосоставленных комплексов. Значительное место в комплексе методов физического воспитания занимали спарринги, проводимые с различной степенью обусловленности. ВЫВОДЫ На основании анализа и синтеза специальной литературы более чем 150 видов единоборств Европы, Азии и Америки, а также длительного (15 лет) педагогического эксперимента можно утверждать, что: 1. Современные спортивно-боевые единоборства образовались в результате синтеза культурных традиций боевых искусств Восточной и Юго-Восточной Азии и спортивных единоборств Европы. При этом, синтез проходил по трем основным направлениям: а) Введение правил и регламента соревнований в восточные боевые искусства - дзюдо, каратэ, различные виды ушу, а также исключение из спортивного поединка наиболее опасных элементов и приемов, ограничения степени контакта и введения защитной экипировки, то есть внедрение в спортивную практику спаррингов различной степени условности. б) Реконструкция национальных боевых искусств Востока и создание новых стилей единоборств спортивно-боевой направленности - корейское тхэквондо (таэквондо), китайское спортивное ушу, японское бушидо и пр. в) Создание новых стилей на основе взаимной интеграции западных спортивных единоборств и боевых искусств Востока. Такие спортивно-боевые единоборства не имеют выраженного национального характера - кикбоксинг, рукопашный бой. 2. Выявлено, что спортивно-боевые единоборства играют значительную роль в отечественной физической культуре, хотя развитие и функционирование системы СБЕ в России происходило, главным образом, естественным путем и в достаточной мере спонтанно, так как практически отсутствовала весьма важная группа системонаполняющих факторов - система подготовки научно-педагогических кадров и как следствие система эффективного контроля за деятельностью субъектов и объектов спортивно-боевых единоборств, что является не только нежелательным, но и в значительной степени вредным, в связи с тем, что недостаток квалифицированных педагогов-воспитателей может способствовать подготовке в организациях спортивно-боевых единоборств элементов социально опасных для общества. В настоящее время имеется насущная необходимость в расширении образовательных структур, готовящих специалистов по данному виду единоборств. 3. Определено многообразие функций, которые имели боевые искусства Востока: а) общекультурные функции - образовательные, социально-психологические, религиозные, эстетические, этические, экологические; б) специфические функции - обеспечения физической безопасности, профессионально-прикладные, физической направленности, развивающей и оздоровительной направленности, образовательные, рекреативно-реабилитационные и спортивные. Данные функции могут представлять значительный потенциал в обогащении отечественной физической культуры. 4. Установлено, что коренным отличием боевых искусств Востока от аналогичных европоцентристких систем являлось представление о них как о средстве и методе совершенствования человека в его духовной, интеллектуальной и телесной целостности и единстве с природой. Выполнение боевых приемов, то есть, являлось своеобразной динамической медитацией, что адекватно внутреннему проявлению отрицания их внешней агрессивности. Такой подход приемлем и может составить методологическую основу дальнейшего развития теории и практики современных спортивно-боевых единоборств. 5. Результаты лабораторного эксперимента свидетельствуют, что разработанная нами методика общеразвивающих упражнений, включающая традиционные для физического воспитания в боевых искусствах Востока элементы: релаксационную психорегулирующую тренировку и самомассаж, статическую гимнастику даоинь и медленные упражнения тайцзицюань в комплексе с упражнениями силовой направленности, массажем и гидро-термо процедурами, показала свою высокую эффективность по оптимизации процессов восстановления функционального состояния опорно-двигательного аппарата как спортсменов разных специализаций (легкоатлеты, борцы, штангисты, велосипедисты, кикбоксеры, каратэисты, ушуисты) и квалификаций (от 1-го спортивного разряда до заслуженного мастера спорта), так и занимающихся в группах оздоровительной направленности. 6. Опытно-экспериментальным путем выявлено, что включение в учебно-тренировочный процесс спортсменов высокой квалификации, специализирующихся в различных видах СБЕ (ушу, каратэ, кикбоксинг) рекреативно-реабилитационных занятий, проводимых на основе принципов боевых искусств Востока (концентрации и осознанности, замедления, единства и гармонии противоположностей) способствовало улучшению функционального состояния основных систем организма: а) Со стороны центральной нервной и нервномышечных систем в экспериментальной группе зарегистрировано статистически достоверное повышение скорости развития и силы тормозных процессов на 6,9 %, сдвиг баланса нервных процессов в сторону торможения на 8,3 %, повышения функциональной активности тормозных систем на 9,8 %, увеличение долевого участия альфа-ритма в суммарной электроэнцефалограмме на 15,8 %, повышение уровня адаптивности на 14,8 % и улучшение общего функционального состояния центральной нервной системы на 2,7 % . Значительный прирост обнаружен в максимальной силе мышц - на 8,1% скорости произвольного расслабления мышц - на 10,6 % и общем функциональном состоянии мышц -на 8,4 %. Достоверно снизилась (на 7,2 %) вероятность перенапряжений и травм опорно-двигательного аппарата, повысился уровень адаптированности или тренированности к физическим нагрузкам (на 9,1 %) и существенно улучшился (на 4,6%) прогноза успешности спортивной деятельности. б) Столь существенные позитивные изменения функционального состояния ЦНС и НМС не могли не отразиться на показателях физической работоспособности и ее энергетической стоимости. в) О более высокой экономичности и эффективности деятельности организма спортсменов экспериментальной группы свидетельствуют также результаты терапевтических и электоркардиографических обследований. Под влиянием рекреативного занятия в экспериментальной группе произошло достоверное снижение артериального давления диастолического д) на 7,3 % и некоторое (не достоверно) уменьшение артериального давления систолического ), увеличение длительности R-R интервалов (на 10,6%)свидетельствующее о замедлении частоты сердечных сокращений, снижение величины систолического показателя на 7,6%, повышение показателя работы сердца на 11 % и, соответственно, интегрального показателя сердца на 18,7 %. 9. Опытно-экспериментальным путем установлено, что организация учебно-тренировочного процесса в спортивных командах кафедры спортивно-боевых единоборств на основе разработанной нами спортограмме кикбоксинга, принципах целостности, этики и морали, единства и гармонии противоположностей, концентрации и осознанности, воспитывающего выполнения движения, реализованных методами випассаны - медитации, статической суставной гимнастики (даоинь) и медленной плавной гимнастики (тайцзицюань) способствовало оптимизации социально-психологического климата и увеличению эффективности и экономичности деятельности организма спортсменов, что способствовало подготовке Чемпиона Европы и трех первых призеров Кубка Европы по спортивному ушу, а также трехкратного Чемпиона Мира по кикбоксингу. Послесловие Мы надеемся, что уважаемый читатель извинит нас за то, что в завершении нашего путешествия в страну боевых искусств и спортивно-боевых единоборств мы "загрузили" его интеллект некоторыми специальными терминами и цифрами, подтверждающими положительное влияние принципов, средств и методов, пришедших из глубины веков, на физическое и психическое здоровье наших соотечественников разного возраста и пола. Очевидно, что наилучшим подтверждением нашего практического и теоретического опыта являются высокие спортивные результаты, достигнутые студентами Академии имени Петра Францевича Лесгафта, который подтверждает наиболее эффективной психотехникой рукопашного боя остается буддийская випассана-медитация, реализуемая в статических положениях, при выполнении комплекса медленных упражнений тайцзицюань, а также во время тренировочных спаррингов с различной степенью условности.