о. Неровности, складки, пещеры -- это следы силовых воздействий, следы вибраций, сохраняющиеся на границе. Фуллер, исчезающая в колебаниях тканей, предлагает эстетизированный вариант такой телесной метаморфозы в качестве своего "открытия", эстетической революции, превращающей диаграмму в основное содержание нового зрелища. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Тело движется в лабиринте, в пространстве, расчерченном маршрутами. Тело вписывается в некое место, трансформируется от обживания этого места. Оно деформируется, становится непохожим на самого себя и как бы удваивается "собой прошлым", двойником, демоном. Тело исчезает в лабиринте, умножается им и оставляет вместо себя свое миметическое подобие, двойника, демона. Такого рода ситуации часто встречаются в разного рода текстах. Кто же этот демон деформаций и диаграмм, возникающий в текстовом лабиринте? Иногда мы можем дать ему имя персонажа или даже "столкнуться" с ним лицом к лицу, как это случилось с героем джеймсовского "Веселого уголка" (см. главу 4). Порой персонаж как будто удваивается и обнаруживает своего двойника в зеркале (Чичиков, Голядкин). Иногда этим двойником оказывается сам повествователь, как в романе Рильке. И хотя Рильке пытается представить в качестве "демона" странного больного субъекта, которого он преследует, демоном оказывается он сам, его alter ego, ведущее рассказ. Именно рассказчик подвержен мании миметического копирования. Но чаще всего демон лабиринта не возникает на страницах повествования, на экране или на сцене. Этим невидимым демоном является сам читатель или зритель. Именно он должен так войти в пространство текста, так превратить его в "место" своего пребывания, чтобы начать миметически испытывать игру сил на своем собственном теле. Именно читатель или зритель связан с персонажем или повествователем связью "бесперспективного видения". Именно он бредет за Жаном Вальжаном в парижских катакомбах, именно он загипнотизированно следит за движением складок, скрывающих исчезающее тело Фуллер, именно он проецирует "гримасы" с тела на лицо у Кулешова. Диаграмма в таком контексте оказывается не просто следом деформации, она оказывается прописью деформации, миметически переживаемой читателем или зрителем. Читатель оказывается в положении двойника, демона, "преследователя" и тем самым вписывает в свое тело текст как лабиринт собственной памяти. Память текстов вписывается в опыт читательского тела как диаграмма. Диаграмматическое переживание текста первично, оно предшествует любому акту понимания и преобразует текст в опыт телесности, который не может быть стерт. Когда рильковский "субъект" выполняет непредсказуемые конвульсивные антраша, он навязывает идущему за ним автору и читателю такое же конвульсивное поведе- 307 ние, смысл которого именно в непредсказуемости и амплитуде телесных деформаций. Эти чисто энергетические, силовые характеристики существенны потому, что, в отличие от плавного и автоматизированного поведения, они нарушают привычную схему тела, а потому вписывают различие в телесную диаграмму, делают ее неповторимой, индивидуальной, незабываемой. Опыт чтения тем интенсивней вписывается в тело зрителя, чем меньше он нагружен интеллектуально и обращается к рассудку. Знаки, тропы только присоединяются к диаграмме, организующей чтение. Эмблематически ситуация взаимоотношений персонажей, автора и читателя выражена в "Голоде" Гамсуна, некоторые фрагменты которого как будто предвосхищают рильковские "Записки Мальте Лауридса Бригге". Гамсун был особенно чувствителен к ситуациям странных, непредвидимых встреч. В "Голоде" он описал злоключения неудачливого молодого литератора, как и в романе Рильке, двойника самого автора. Гамсун уделил большое место блужданиям героя по улицам Христиании, часто строя эти блуждания по модели невротического двойничества. В самом начале романа герой (он же рассказчик, он же писатель) бредет по улице за старым калекой, постоянно преграждающим ему путь: "Но старый калека все так же шел впереди меня, уродливо напрягаясь на ходу. В конце концов меня стало раздражать, что старик все время идет передо мною. <... > Я так разволновался, что мне казалось, будто на каждом перекрестке он замедляет шаг и как бы ждет, куда я поверну, а потом он вскидывал свой узел повыше и прибавлял шагу, чтобы опередить меня. Я иду, всматриваюсь в этого несчастного калеку и проникаюсь все большим и большим ожесточением против него. <...> Он был похож на огромное искалеченное насекомое, которое упорно и настойчиво стремится куда-то и занимает собой весь тротуар" (Гамсун 1991: 23). Естественный ритм движения героя нарушается от встречи с калекой, который навязывает рассказчику невротический ритм своего больного и старого тела. Эта встреча меняет все поведение рассказчика, который через короткое время встречает молодую даму в сопровождении спутницы. Он называет ее про себя несуществующим именем Илаяли и начинает ее преследовать. Прежде всего он резко подходит к ней и говорит: "Вы потеряете книгу, фрекен". За этой странной репликой (в руках женщины нет никакой книги) следует непредсказуемая хореография преследования дамы: "Но злобное упорство не покидало меня, и я пошел за ней. Конечно, в тот миг я вполне сознавал, что совершаю безумство, но был не в силах преодолеть его; волнение влекло меня вперед, заставляло делать нелепые движения, 308 и я уже не владел собою. Сколько ни твердил я себе, что поступаю как идиот, ничто не помогало, и я корчил за спиной дамы преглупые рожи, а обогнав ее, громко кашлянул. Теперь я медленно шел впереди, держась в нескольких шагах от нее, чувствовал ее взгляд у себя на спине и невольно потупил голову от стыда, что так отвратительно веду себя с нею. Мало-помалу мною овладевает странное ощущение, что я где-то далеко отсюда, во мне рождается смутное чувство, что не я, а кто-то другой идет по этим каменным плитам, потупив голову. Через несколько минут, когда дама подошла к книжному магазину Паши, я уже стоял у первой витрины, шагнул ей навстречу и повторил: -- Вы потеряете книгу, фрекен. -- Но какую книгу? -- спрашивает она в испуге. -- О какой он книге говорит? И она останавливается. <...> Ей не понять той отчаянности, которая движет мною; у нее нет решительно никакой книги, ни единого листка, но она все-таки ищет в карманах своего платья, смотрит себе на руки, вертит головой, оглядывается назад, напрягает свои нежные мозги, пытаясь понять, о какой книге я говорю. Она то краснеет, то бледнеет, на лице одно выражение сменяется другим, я слышу, как тяжело она дышит <...>. Как ни был я в тот миг далек от самого себя, совершенно подчиненный странным незримым силам, все же ничто вокруг не могло ускользнуть от моего внимания. <...> У обеих дам, стоявших предо мною, были синие перья на шляпах и шотландские шелковые шарфы на шее. Мне показалось, что они сестры" (Гамсун 1991: 26--27). Деформированность телесной пластики, спровоцированная калекой, порождает немотивированные ужимки и гримасы рассказчика, которые как бы дистанцируют повествователя от него самого, вызывают у него ощущение, что он находится где-то далеко, что по улице вместо него идет кто-то другой, а сам он подчиняется действию неконтролируемых внешних сил. Этот другой -- уже трансформированная, демоническая ипостась автора, это уже читательская тень его. Читательская тень окончательно материализуется возле книжного магазина и в связи со странным мотивом падающей книги. Теперь в игру двойников вовлекается прохожая, которой передается конвульсивность тела рассказчика. Органика поведения Илаяли также миметически нарушается, она нервно ищет несуществующую книгу, "смотрит себе на руки, вертит головой, оглядывается назад", "то краснеет, то бледнеет, на лице одно выражение сменяется другим" и т. д. Сквозь тело ее явно идут токи чужого тела, она в свою очередь подвергается деформации и обретает собственного двойника -- спутницу, неожиданно обнаруживающую с ней сходство. 309 Мотив несуществующей книги в руках Илаяли представляется мне эмблематичным во всей этой цепочке мимикрий и деформаций. Женщина, конечно, не может найти книги, потому что ее физически нет. Но одновременно она сама попадает в книгу, становится и ее персонажем и ее читателем. И эта трансформация, этот удивительный опыт чтения связан с той пантомимой, которую навязывает ей рассказчик. Илаяли не имеет книги, но безнадежно ищет ее, вписывая ее отсутствие в моторику своего тела в качестве жестов, исследующих пустоту. Несуществующая книга вписана в тело Илаяли в виде невидимой диаграммы. Не имея книги, женщина как будто читает ее. Позже, когда герой вновь встречается с Илаяли и пытается сблизиться с ней, закономерным образом отсутствие всяких жестов кажется ему непременным условием их отношений. Он как будто боится пробудить фальшивую литературность той моторики, которую он уже вписал в Илаяли в качестве нестираемой диаграммы: "Я даже не показываю пальцем, право, даже не показываю, не делаю этого, чтобы не испугать вас, я только киваю и устремляю туда взгляд, вот так!" (Гамсун 1991: 126). Лабиринт рассматривался на страницах этой книги как мнемонический образ, как экстериоризированная память другого, в которую погружается идущий по нему. Деформация телесного образа, жестикуляция могут быть такими мнемоническими лабиринтами. Лабиринт -- это прежде всего диаграмма, "каллиграмма" текста. Но и человек (автор, читатель, персонаж) может быть вписан в текст на правах каллиграммы (ср. с каллиграммой чеховского тела в фильме Сокурова). В рассказе Борхеса "Сад расходящихся тропинок" есть образ лабиринта-книги, созданной китайским каллиграфом Цюй Пэном. Я хочу кончить свою книгу цитатой из Борхеса, относящейся к созданию Цюй Пэна: "...Однажды Цюй Пэн сказал: "Я ухожу, чтобы написать книгу", а в другой раз: "Я ухожу, чтобы построить лабиринт". Всем представлялись две разные вещи; никому не пришло в голову, что книга и лабиринт -- одно и то же" (Борхес 1984:90). ПРИЛОЖЕНИЕ* 1. Антонен Арто "СТРАДАНИЯ "DUBBING'A" Звуковое кино оказалось свидетелем рождения странных профессий, странных должностей и странных видов деятельности. К их числу относится некая гибридизированная процедура, не признаваемая хорошим вкусом, не удовлетворяющая ни глаз, ни слух, но тем не менее насаждаемая Америкой и признаваемая широкой французской публикой, -- это то, что называют на киножаргоне "dubbing'ом" и что соответствует французскому слову "дубляж", правда с оттенком чего-то более совершенного и более ученого, нежели простой дубляж. Хронологически "dubbing" появляется вслед за обыкновенной синхронизацией. Звуковому кино кажется, что оно добилось абсолютной синхронизации звука и изображения, но очень часто в момент их совместного представления они отделяются друг от друга, дело не ладится, и в кино чаще, чем об этом думают, обращаются к обычному дубляжу, звуки накладывают на изображение после съемок, а актеров просят у микрофонов и без камер повторять те сцены, которые требуют абсолютной одновременности. Простой дубляж, обыкновенную синхронизацию использовали в хвост и в гриву. В звуковые фильмы на всех языках, в том числе и на языках с тоническим ударением, требующих от актеров удивительной гимнастики лицевых мышц, постарались внедрить определенное произношение, единообразное французское произношение, монотонное и ничем не нарушаемое, производящее такое же впечатление, как если бы великолепная гроза попискивала каким-то "пи-пи". Это было время, когда французские фирмы-однодневки, бывшие акробаты, в одночасье ставшие торговцами фильмами и все еще колесящие со своим кинематографическим хламом, оптом покупали на ярмарках и рынках скота немые ленты и дублировали их с помощью какой-нибудь звезды провинциальной сцены. Впрочем, фильмы эти так никогда и не вышли за пределы провинции. Там, где на экране немецкая или американская звезда вскрикивала и закрывала рот, в динамиках слышался рокот раскатистого ругательства. Там, где звезда, покусывая губы, издавала что-то вроде присвиста, слышался гулкий бас, шепот или бог знает что. Если _________ * Переводы М. Ямпольского. 311 случайно дублированный подобным образом фильм показывался в кинотеатре на бульварах или в ином месте, зрители с полным на то основанием поднимали ор. В начале звукового кино в залах переломали немало мебели. Но, совершая глупость за глупостью, кино в конце концов ощутило себя изобретательным. За редким исключением, никому не приходило в голову делать хорошие фильмы во Франции. К тому же у нас нет своей манеры. Иными словами, традиции. В Америке были и традиция и техника. Не будешь же в конце концов отказываться от звуковых американских фильмов под тем предлогом, что они сделаны на языке, непонятном во Франции. С другой стороны, было уже невозможно предлагать зрителям эти приблизительные дубляжи, ограничивавшиеся переложением текста с одного языка на другой. И тогда в Америке родилась новая изобретательная идея: Америка придумала "dubbing". "Dubbing" означает дубляж, но с соответствием звука и произношения. Это было просто! Мы все об этом думали. Но нужно было это осуществить, и Америка это сделала. Отныне в тонстудиях стали думать о лицевых мышцах актеров. Определенному открытию рта на языке оригинала, на котором снимался фильм, должно было соответствовать такое же открытие рта, аналогичный трепет лица в языке синхронизатора. И именно тогда-то и началась комедия. Не экранная, но жизненная. Комедия актеров всех мастей, которые жаждут синхронизировать просто потому, что отныне повсюду синхронизируют, комедия бессилия, страданий и нелепостей "dubbing'a". Прежде всего, есть трагикомедии "Метро-Голдвина", "Юниверсал" или "Фоке", нанимающих французских актеров и актрис за ничтожные деньги в сто двадцать -- сто пятьдесят долларов в неделю, а затем увольняющих их по истечении трех месяцев. Кто эти актеры? Бездари? Вроде бы нет. Неудачники? Возможно! Авантюристы? Кое-кто. Известные актрисы, но уже не созвучные ни эпохе, ни репертуару, чей буйный темперамент не может приладиться к нашему театру провинциальных вуаеров или вышедших в отставку и лишенных воображения садистов. Эти актрисы отправляются в Америку в каютах второго класса, увозя с собой гардероб, чьи цвета не осмелится выжечь никакое солнце. Они вложат свои французские голоса в тяжелый рот Марлен Дитрих, в мясистый и твердый-- Джоан Кроуфорд, в лошадиный рот Греты Гарбо. Для женщины, привыкшей играть всем своим телом, для актрисы, думающей и чувствующей всей своей внешностью в той же мере, что и головой и голосом, для актрисы, вкладывающей все во внешность, привлекательность и знаменитый "sex-appeal", подобная жертва очень тяжела. Но она еще сносна по сравнению с тем ужасом, с моей точки зрения, совершенно дьявольским, который уготован настоящим актерам директорами американских фирм и, в частности, г-ном Аленом 312 Биром из парижского "Метро-Голдвин-Майер" (я расспрашивал его по этому поводу), ужасом, которого они не намерены признавать. Речь идет о личности и, я бы сказал, о душе, существование которых столь развитая американская цивилизация считает полезным для себя отрицать. Или, вернее, она отрицает их, когда это выгодно для ее бизнеса. Тогда же, когда речь идет о более или менее сфабрикованной личности звезды, обожаемой толпами, Америка готова сжечь любые иные соображения на алтаре этой личности. Она считает правильным и совершенно оправданным, чтобы эта личность, новый Молох, поглотила все остальное. (Арто 1978: 85-87) 2. Хорхе Луис Борхес ПО ПОВОДУ ДУБЛЯЖА Комбинаторные возможности искусства не бесконечны, но часто они пугающи. Греки породили химеру, чудовище с головами льва, дракона и козы; теологи II века -- Троицу, в которой неразделимо сочленены Отец, Сын и Дух; китайские зоологи -- Цзы-ян, сверхъестественную пурпурную птицу с шестью лапами и четырьмя крыльями, но без лица и глаз; геометры XIX века -- гиперкуб, четырехмерную фигуру, содержащую бесконечное количество кубов и ограниченную восемью кубами и двадцатью четырьмя плоскостями. Голливуд обогатил этот бесплодный тератологический музей; благодаря хитрости, называемой "дубляжом", он предлагает нам чудовищ, сочетающих знаменитые черты Греты Гарбо с голосом Альдонсы Лоренсо. Как же не обнародовать того изумления, которое мы испытываем перед лицом этого удручающего чуда, перед этими хитроумными фонетико-визуальными аномалиями? Сторонники дубляжа (возможно) приведут тот довод, что возражения, которые он вызывает, могут быть в равной мере приложимы к любому случаю перевода. Этот довод игнорирует или обходит стороной главный недостаток дубляжа: произвольную пересадку иного голоса и чужой речи. Голос Хепберн иди Гарбо не является чем-то несущественным: для мира он один из атрибутов, их определяющих. Следует также напомнить, что мимика английского языка отличается от мимики испанского1. Говорят, в провинции дубляж пришелся по вкусу. Но это не более чем довод силы; что же касается меня, то до тех пор, покуда соб- ___________ 1 Многие зрители задаются вопросом: коли существует узурпация голоса, почему бы не быть узурпации внешности? Когда же эта система будет доведена до совершенства? Когда же мы непосредственно увидим Хуану Гонсалес в роли Греты Гарбо в роли шведской королевы Кристины? 313 ственные умозаключения connaisseurs из Чилечито или Чивилькоя не опубликованы, я не отступлюсь от своего. Говорят, что дубляж кажется изумительным или хотя бы терпимым тем, кто не знает английского. Мое знание английского менее совершенно, чем незнание русского; но несмотря на это я соглашусь пересмотреть "Александра Невского" только на том языке, на котором он был снят, и я с энтузиазмом посмотрю его в девятый или в десятый раз, если он будет идти на языке оригинала или на том языке, который я сочту за язык оригинала. Это последнее замечание существенно: общее сознание подмены, обмана хуже дубляжа, хуже той подмены, которую дубляж в себе заключает. Нет такого сторонника дубляжа, который бы в конце концов не вспомнил о предначертанности и предопределенности. Они клянутся, что это средство -- плод неумолимой эволюции и что скоро мы окажемся перед выбором: либо смотреть дублированные фильмы, либо не смотреть фильмов вовсе. Принимая во внимание упадок мирового кино (которому едва ли в состоянии противостоять одинокие исключения вроде "Маски Димитрия"2), второй вариант -- не особенно болезненный. Ахинея последнего времени -- я имею в виду "Дневник нациста"3 из Москвы и "Историю доктора Васселя"4 из Голливуда -- делает второй вариант чем-то вроде негативного рая. Sight-seeing is the art of disappointment5, -- заметил Стивенсон; это определение подходит кинематографу, а также -- удручающе часто--и тому непрерывному упражнению, которое нельзя перенести на потом и которое называется "жизнь". (Борхес 1979: 87-89) ____________ 2 Фильм режиссера Ж. Негулеско, США, 1944. (Прим. пер.) 3 Испанское прокатное название "Боевого киносборника" No 9, реж. М. Донской и И. Савченко, 1942. (Прим. пер.) 4 Фильм реж. С. Де Миля, США, 1944. (Прим. пер.) 5 Осмотр достопримечательностей -- это искусство разочарования (англ.). ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА Абраам--Торок 1987: Nicolas Abraham, Maria Torok. L'ecorce et le noyau. Paris, Flammarion. Абрамс 1973: M. H. Abrams. Natural Supernaturalism. Tradition and Revolution in Romantic Literature. New York, Norton. Августин 1963: The Confessions of St. Augustine. New York-- Scarborough, New American Library. Агамбен 1993: Giorgio Agamben. Stanzas: Word and Phantasm in Western Culture. Minneapolis -- London, University of Minnesota Press. Адорно 1990: Theodor W. Adorno. The Curves of the Needle. -- October, n 55, Winter 1990, p. 49--55. Аксаков И. С. 1981: Несколько слов о Гоголе. -- В кн.: К. С. Аксаков, И. С. Аксаков. Литературная критика. M., Современник, 1981, с. 250--252. Аллен 1983: -- Suzanne Allen. Petit traite du noeud. -- In: Figures du baroque. Paris, PUF, p. 183-251. Анарина H. Г. 1984: Японский театр Но. M., Наука. Анненков П. В. 1952: H. В. Гоголь в Риме летом 1841 года. -- В кн.: Гоголь в воспоминаниях современников. M., Гослитиздат, с. 230--315. Ариес 1981: Philippe Aries. The Hour of our Death. New York, Vintage. Аристотель 1975: Метафизика. Пер. А. В. Кубицкого. -- В кн.: Аристотель. Сочинения, т. 1. M., Мысль, с. 63--368. Аристотель 1981: Физика. Пер. В. П. Карпова. -- В кн.: Аристотель. Соч. в 4-х томах, т. 3. M., Мысль, с. 59--262. Арнхейм 1966: Rudolf Arnheim. Toward a Psychology of Art. Berkeley-- Los Angeles, University of California Press. Арнхейм 1988: Rudolf Arnheim. The Power of the Center. Berkeley-- Los Angeles-London, University of California Press. Арто 1971: Antonin Artaud. Les Tarahumaras. Paris, Gallimard. Арто 1977: Antonin Artaud. Nouveaux ecrits de Rodez. Paris, Gallimard. Арто 1978: Antonin Artaud. Oeuvres completes, t. 3. Paris, Gallimard. Арто 1979: Antonin Artaud. He1iogabale ou 1'Anarchiste соuronne. Paris, Gallimard. Архипов H. И., Раскин А. Г. 1964: Бартоломео Карло Растрелли. Л.-М., Искусство. Бак-Морсс 1989: Susan Buck-Morss. The Dialectics of Seeing. Walter Benjamin and the Arcades Project. Cambridge, Mass. -- London, The MIT Press. Бак-Морсс 1992: Susan Buck-Morss. Aesthetics and Anaesthetics: Walter Benjamin's Artwork Essay reconsidered. -- October, n° 62, Fall 1992, p. 3--42. 315 Балаш 1982: Bela Balazs. Schriften zum Film. Bd. 1. Berlin, Henschelverlag. Балтрушайтис 1957: Jurgis Baltrusaitis. Aberrations: quatre essais sur la legende des formes. Paris, Olivier Perrin. Балтрушайтис 1967: Jurgis Baltrusaitis. La quete d'lsis. Essai sur la legende d'un mythe. Introduction a 1'Egyptomanie. Paris, O. Perrin. Балтрушайтис 1984: Jurgis Baltrusaitis. Anamorphoses ou Thaumaturgus opticus. Paris, Flammarion. Балтрушайтис 1986: Jurgis Baltrusaitis. Formations, deformations. Paris, Flammarion. Бальзак Оноре 1954: Блеск и нищета куртизанок. -- В кн.: О. Бальзак. Собр. соч. в 15 томах, т. 9. M., Гослитиздат, с. 5--523. Бальзак Оноре 1955: Шагреневая кожа. -- В кн.: О. Бальзак. Собр. соч. в 15 томах, т. 13. M., Гослитиздат, с. 5--250. Барбье 1859: Auguste Barbier. lambes et poemes. Paris, E. Dentu. Барт Ролан 1989: Избранные работы. Семиотика. Поэтика. M., Прогресс. Бартон 1977: Robert Burton. The Anatomy of Melancholy New York, Vintage. Батай 1970: Georges Bataille. Oeuvres completes, t. 1. Paris, Gallimard. Батай 1973: Georges Bataille. Le coupable. - In: G. Bataille. Oeuvres completes, t. 5. Paris, Gallimard, p. 235--392. Батай 1979: Georges Bataille. Attraction et repulsion. I. Tropismes, sexualite, rire et larmes.-- In: Denis Hollier. Le College de la sociologie. Paris, Gallimard, p. 189-207. Бахтин M. 1972: Проблемы поэтики Достоевского. M., Худлит. Бахтин Михаил 1975: Рабле и Гоголь (Искусство слова и народная смеховая культура). -- В кн.: M. Бахтин. Вопросы литературы и эстетики. M., Худлит, с. 484--495. Бахтин Михаил 1990: Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. M., Худлит. Башляр 1965: Gaston Bachelard. La terre et les reveries du repos. Paris, Jose Corti. Башляр 1965а: Gaston Bachelard. La psychanalyse du feu. Paris, Gallimard. Башляр 1994: Gaston Bachelard. The Poetics of Space. Boston, Beacon Press. Белый Андрей 1994: Символизм как миропонимание. M., Республика. Бенеш Отто 1973: Искусство Северного Возрождения. M., Искусство. Бенуа-Леви 1929: Edmond Benoit-Levy "Les Miserables" de Victor Hugo. Paris, E. Malfere. Беньямин 1972: Walter Benjamin. Sens unique precede de Une enfance berlinoise. Paris, Maurice Nadeau. Беньямин 1977: Walter Benjamin. The Origin of German Tragic Drama. London -- New York, Verso. Беньямин 1986: Walter Benjamin. Reflections. Ed. by Peter Demetz. New York, Schocken. 316 Беньямин 1989: Walter Benjamin. Paris, capitate du XIXe siecle. Le livre des passages. Paris, Cerf. Берг H. B. 1952: Воспоминания о Гоголе. -- В кн.: Гоголь в воспоминаниях современников. М., Гослитиздат, с. 499--510. Бергсон 1982: Henri Bergson. L'6nergie spirituelle. Paris, PUF. Бернарден де Сен-Пьер 1959: Bernardin de Saint-Pierre. Paul et Virginie. Paris, Robert Laffont. Берте 1854: Elie Berthet. Les Catacombes de Paris, Bruxelles, s.a. Берте 1885: Elie Berthet. Paris avant 1'histoire. Paris, Jouvet. Беттельхайм 1967: Bruno Bettelheim. The Empty Fortress: Infantile Autism and the Birth of the Self. New York, The Free Press. Бирс 1956: Ambrose Bierce. Ambrose Bierce's Civil War. Los Angeles -- Chicago -- New York, Gateway. Бликсен Карен 1990: Пир Бабетты. М., Известия. Блондель 1882: S. Blondel. Les modeleurs en cire. - Gazette des Beaux-Arts, 24e annee, t. 26, 2e periode, n0 5, 1 nov. 1882, p. 493--504. Блондель б.г.: S. Blondel. Ceroplastique. -- La grande encyclopedie. Inventaire raisonne des sciences, des lettres et des arts par une societe des savants et des gens de lettres, t. 10. Paris, s. a., p. 65---67. Бодлер 1961: Baudelaire. Les Fleurs du Mal. Paris, Gamier. Бодлер 1962: Baudelaire. Curiosites esthethiques. L'art romantique. Henri Lemaftre, ed. Paris, Gamier. Бодлер Шарль 1970: Цветы зла. М., Наука. Бомпиани 1989: Ginevra Bompiani. The Chimera Herself. -- In: Fragments for the History of the Human Body, part 1, ed. by Michel Feher et al. New York, Zone Books, p. 364-409. Борхес 1979: Edgardo Cozarinsky. Jorge Luis Borges sur le cinema. Paris, Albatros. Борхес Хорхе Луис 1984: Проза разных лет. М., Радуга. Борхес -- Герреро 1978: Jorge Luis Borges with Margarita Guerrero. The Book of Imaginary Beings. New York, Dutton. Брайен--Балл 1978: Clifford R. Brian and Ray Bull. The Psychology of Person Identification. London -- Henley-- Boston, Routledge and Kegan Paul. Браун 1926: Charles Brockden Brown. Wieland, or The Transformation together with Memoirs of Carwin the Biloquist. New York, Harcourt, Brace & World. Браун 1968: Sir Thomas Browne. Selected Writings. Ed. by Sir Geoffrey Keynes. Chicago, The University of Chicago Press. Бретон 1988: Stanislas Breton. Poetique du sensible. Paris, Cerf. Брие 1897: Jacques Brieu. Esot6risme et spiritisme. -- Mercure de France, t. 24, Oct. 1897, p. 260--263. Брок 1972: Numa Broc. La geographic des philosophes. Geographes et voyageurs francais au XVIII siecle. These de doctorat. Lille. 317 Бромберт 1984: V. Brombert. Hugo: L'edifice du Livre.-- Romantisme, n 44, 1984 p. 49--56. Брох 1986: Hermann Broch. The Sleepwalkers. London -- New York, Quartet Books. Брюне 1989: F. Brunet. Picture Maker of the Old West: W. H. Jackson et la naissance des archives photographiques americaines. -- Revue francaise d'etudes am6ricaines, n° 39, fevr. 1989, p. 13--28. Бубер 1958: Martin Buber. Moses. The Revelation and the Covenant. New York, Harper and Row. Бунин И. А. 1955: О Чехове. Нью-Йорк, Издательство имени Чехова. Буркерт 1983: Walter Burkert. Homo Necans. The Anthropology of Ancient Greek Sacrificial Ritual and Myth. Berkeley -- Los Angeles -- London, University of California Press. Бюси-Глюксман 1986: Christine Buci-Glucksmann. La folie du voir. De l'esthetique baroque. Paris, Galilee. Вагинов Константин 1989: Козлиная песнь. Труды и дни Свистонова. Бамбочада. М., Худлит. Валери 1965: Paul Valery. Degas Danse Dessin. Paris, Gallimard. Валери 1970: Paul Valery. Eupalinos, L'Ame et la danse, Dialogue de 1'arbre. Paris, Gallimard. Валери 1980: Paul Valery. The Centenary of Photography (Centenaire de la Photographie]. -- In: Classic Esays on Photography. Ed. by Alan Trachtenberg. New Haven, Leete's Island Books, p. 191--198. Вебер 1988: Eugen Weber. In search of the Hexagon. -- Stanford French Review, v. XII, n° 2-3, fall-winter 1988, p. 372-380. Векслер 1982: Judith Wechsler. Human Comedy. Physiognomy and Caricature in 19th Century Paris. London, Thames and Hudson. Вергилий 1971: Энеида. Пер. С. Ошерова. -- В кн.: Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида. М., Гослитиздат. Вересаев В. 1990: Гоголь в жизни. М., Московский рабочий. Вермель С. 1923: Алхимия театра. Берлин, Academia. Вернан 1971: Jean-Pierre Vernant. Figuration de 1'invisible et cathegorie psychologique du double: le colossos. - In: J.-P. Vernant. Mythe et pensee chez les Grecs, t. 2. Paris, Maspero, p. 65--78. Вернан 1979: Jean-Pierre Vernant. A la table des hommes. Mythe de la fondation du sacrifice chez Hesiode. - In: Marcel Detienne et Jean-Pierre Vernant. La cuisine du sacrifice en pays grec. Paris, Gallimard, p. 37--132. Вернан 1985: Jean-Pierre Vemant. La mort dans les yeux. Paris, Hachette. Вернан -- Видаль-Наке 1988: Jean-Pierre Vemant, Pierre Vidal-Naquet. Myth and Tragedy in Ancient Greece. New York, Zone. Вернер 1948: Heinz Werner. Comparative Psychology of Mental Development. New York, International Universities Press. Винд 1958: Edgar Wind. Pagan Mysteries in the Renaissance. London, Faber. 318 Виноградов В. В. 1976: Эволюция русского натурализма. -- В кн.: В. В. Виноградов. Поэтика русской литературы. М., Наука, с. 4--187. Виньи 1965: Alfred de Vigny. Oeuvres completes. Paris, Seuil. Вирт 1979: Jean Wirth. La jeune fille et la mort. Recherches sur les themes macabres dans 1'art germanique de la Renaissance. Geneve, Droz. Виттковер 1951: Rudolf Wittkover. Bernini's Bust of Louis XIV. London -- New York -- Toronto, Oxford University Press. Виттковер 1977: Rudolf Wittkover. Allegory and the Migration of Symbols. London, Thames and Hudson. Вуатюрон 1862: P. Voituron. Etudes philosophiques et litteraires sur "Les Miserables" de Victor Hugo. Paris, s. e. Гад 1921: Urban Gad. Der Film: seine Mittel -- seine Ziele. Berlin, Schuster und Loeffler. Гайденко П. П. 1980: Эволюция понятия науки. М., Наука. Гамсун Кнут 1991: Голод. Пер. Ю. Балтрушайтиса. -- В кн.: К. Гамсун. Избранное. Л., Лениздат, с. 19--154. Гандельман 1991: Claude Gandelman. Reading Pictures, Viewing Texts. Bloomington -- Indianapolis, Indiana University Press. Гарелли 1982: Jacques Garelli. Artaud et la question du lieu. Paris, Jose Corti. Гартли Д. 1967: Размышления о человеке, его строении, его долге и упованиях. Пер. E. С. Лагутина. -- В кн.: Английские материалисты XVIII в., т. 2. М., Мысль, с. 193-374. Гегель 1932: Лекции по истории философии, кн. 2. -- В кн.: Гегель, Сочинения, т. 10. М., Партиздат. Гей 1988: Peter Gay. Freud: A Life for our Time. Nerw York -- London, Norton. Гельдерлин 1969: Сочинения. М., Худлит. Гете Иоганн Вольфганг 1976: Из моей жизни. Поэзия и правда. Перевод Наталии Ман. -- В кн.: И. В. Гете. Собр. соч. в 10 тт., т. 3. М., Гослитиздат. Гобино 1968: Gobineau. Le mouchoir rouge et autres nouvelles. Paris, Gamier. Гоголь H. B. 1952, 1953: Собр. соч. в шести томах. М., Гослитиздат. Гоголь 1988: -- Переписка H. В. Гоголя. М., Худлит. Гоголь H. В. 1992: Духовная проза. М., Русская книга. Гомбрих 1976: E. H. Gombrich. The Heritage of Appeles. Studies in the Art of the Renaissance. New York -- Ithaca, Cornell University Press. Гомер 1978: Илиада. Пер. H. Гнедича. М., Худлит. Гордон 1975: Mel Gordon. German Expressionist Acting. -- The Drama Review, v. 16, n° 3, Sept. 1975, p. 34--50. Гребенюк 1979: Панегирическая литература петровского времени. Издание подготовил В. П. Гребенюк. М., Наука. Гулд -- Уайт, 1974: Peter Gould, Rodney White. Mental Maps. Harmondsworth, Penguin Books. 319 Гюго 1930: Victor Hugo. La legende des siecles. Paris, Nelson. Гюго Виктор 1953: Собор Парижской богоматери. -- В кн.: В. Гюго. Собр. соч., т. 2. М., Гослитиздат. Гюго Виктор 1955: Человек, который смеется. -- В кн.: В. Гюго. Собр. соч. в 15 томах, т. 10. М., Гослитиздат. Гюго Виктор 1956: Париж. -- В кн.: В. Гюго. Собр. соч., т. 14. М., Гослитиздат. Гюго 1965: Victor Hugo. Les Contemplations. Paris, Gallimard-- Librairie G6n6rale Francaise. Гюго Виктор 1979: Отверженные, М., Худлит. Гюго б.г.: Victor Hugo. Les rayons et les ombres. Paris, Hetzel, s.a. Гюго б.г a: Victor Hugo. Alpes et Pyrenees. Paris, Hetzel, s. a. Гюисманс 1896: J.-K. Huysmans. La-Bas. Paris, Stock. Гюисманс 1912: J.-K. Huysmans. A Rebours. Paris, Charpentier. Дагонье 1982: Francois Dagognet. Faces, surfaces, interfaces. Paris, Vrin. Дамиш 1993: Hubert Damisch. L'origine de la perspective. Paris, Flammarion. Д'Аннунцио б.г.: Gabriele D'Annunzio. Le Feu. Paris, Calmann -- Levy, s.a. Девере 1983: Georges Devereux. Baubo: Lavulve mythique. Paris, Jean-Cyrile Godefroy. Деги 1984: Michel Deguy. Le Grand-dire: Pour contribuer a une relecture de pseudo-Longin. -- Poetique, n0 58, Avril 1984, p. 197--214. Де Дюв 1987: Thierry de Duve. Essais dates I: 1974--1986. Paris, Editions de la difference. Делез 1968: Gilles Deleuze. Difference et repetition. Paris, PUF. Делез 1969: Gilles Deleuze. Logique du sens. Paris, Ed. de Minuit. Делез 1983: Gilles Deleuze. Nietzsche and Philosophy. New York, Columbia University Press. Делез 1988: Gilles Deleuze. Foucault. Minneapolis, University of Minnesota Press. Делез 1988a: Gilles Deleuze. Le pli. Leibniz et le baroque. Paris. Ed. de Minuit. Делез--Гваттари 1983: Gilles Deleuze and Felix Guattari. Anti-Oedipus. Minneapolis. University of Minnesota Press. Делез -- Гваттари 1986: Gilles Deleuze, Felix Guattari. Kafka: Toward a Minor Literature. Minneapolis -- London, University of Minnesota Press. Делез-- Гваттари 1987: Gilles Deleuze, Felix Guattari. A Thousand Plateaus. Minneapolis -- London, University of Minnesota Press. Деллюк 1985: Louis Delluc. Ecrits cinematographiques I. Le Cinema et les cineastes. Paris, Cinematheque francaise. Де Ман 1983: Paul de Man. Blindness and Insight. Minneapolis. University of Minnesota Press. Де Морини 1978: Clare de Morini. Loie Fuller: the Fairy of Light. -- In: Chronicles of the American Dance. From the Shakers to Martha Graham. Ed. by Paul Magriel. New York, Da Capo Press, p. 203--220. 320 Денереаз 1926: Alex. Denereaz. Rythmes humains et rythmes cosmiques. -- In: Compte rendu du ler Congres du Rythme tenu a Geneve du 16 au 18 Aout 1926. Ed. par Albert Perimmer. Geneve, L'lnstitut Jacques-Dalcroz, p. 39--69. Де Роша 1898: Albert de Rochas. Les sentiments, la musique et le geste. -- La Nouvelle Revue, t. 114, oct. 1898, p. 588--602. Деррида 1967: Jacques Derrida. L'ecriture et la difference. Paris, Seuil. Деррида 1972: Jacques Derrida. La dissemination. Paris, Seuil. Деррида 1973: Jacques Derrida. Speech and Phenomena and Other Essays on Husserl's Theory of Signs. Evanston. Northwestern University Press. Деррида 1976: Jacques Derrida. Of Grammatology. Baltimore-- London, The Johns Hopkins University Press. Деррида 1976a: Jacques Derrida. Fors. -- In: Nicolas Abraham et Maria Torok. Cryptonomie. Le verbier de 1'Homme aux loups. Paris, Aubier-Flammarion. Деррида 1978: Jacques Derrida. Laverite en peinture. Paris, Flammarion. Деррида 1987: Jacques Derrida. The Post Card. Chicago-- London, The University of Chicago Press. Деррида 1989: Jacques Derrida. How to Avoid Speaking: Denials. -- In: Languages of the Unsayable. The Play of Negativity in Literature and Literary Theory. Ed. by Sanford Budick and Wolfgang Iser. New York, Columbia University Press, p. 3--70. Деррида 1993: Jacques Derrida. Memoirs of the Blind: The Self-Portrait and Other Ruins. Chicago -- London, The University of Chicago Press. Деррида 1993 a: Jacques Derrida. Khora. Paris, Galilee. Де Серто 1980: Michel de Certeau. L'invention du quotidien. 1. Arts de faire. Paris, UGE. Де Серто 1982: Michel de Certeau. La fable mystique. Paris, Gallimard. Де Серто 1988: Michel de Certeau. The Writing of History. New York, Columbia University Press. Детьен 1977: Marcel Detienne. The Garden of Adonis. Princeton, Princeton University Press. Детьен, 1989: Marcel Detienne. L'ecriture d'Orphee. Paris, Gallimard. Джеймисон 1991: Frederic Jameson. Postmodernism or the Cultural Logic of Late Capitalism. Durham, Duke University Press. Джеймс Генри 1974: Повести и рассказы. М., Худлит. Джемс 1969: William James. Psychology (Briefer Course). London, Collier Books. Джонс 1974: Ernest Jones. The Madonna's Conception through the Ear. -- In: E. Jones. Psycho-Myth, Psycho-History, v. 2. New York, Hillstone, p. 266--357. Джюдовиц 1993: Dalia Judowitz. Vision, Representation, and Technology in Descartes. -- In: Modernity and the Hegemony of Vision. Ed. by David Michael Levin. Berkeley-- Los Angeles -- London, University of California Press, p. 63--86. Диди-Юберман 1982: Georges Didi-Huberman. Invention de 1'Hysterie. Charcot et 1'iconographie photographique de la Salpetriere. Paris, Macula. 321 Диди-Юберман 1987: Georges Didi-Huberman. Photography-- Scientific and Pseudo-scientific. -- In: A History of Photography: Social and Cultural Perspectives. Ed. by J.-C. Lemagny and A. Rouillfc. Cambridge, Cambridge University Press. Диди-Юберман 1992: Georges Didi-Huberman. Ce que nous voyons, ce qui nous regarde. Paris, Ed. de Minuit. Дидро 1968: Denis Diderot. Les bijoux indiscrets. Paris, Garnier-Flammarion. Дин Гао 1971: Трактат о портрете. -- В кн.: Китайские трактаты о портрете. Пер. К. И. Разумовского. Л., Аврора, с. 17--47. Дионисий Ареопагит 1990: О божественных именах (2, 644В). Пер. Л. Н. Лутков-ского. -- В кн.: Общественная мысль: исследования и публикации. Вып. 2. М., Наука, с. 156--227. Донская М. Г. 1990: Тайны загадочного жанра. М., Искусство. Достоевский Ф. М. 1956: Собр. соч. в десяти томах. М., Гослитиздат. Дункан 1968: Isadora Duncan. Isadora [My Life]. New York -- London, Awards Books -- Tandem Books. Дэвис Натали Земон 1990: Возвращение Мартена Герра. М., Прогресс. Дэвис 1993: Paul Davies. The Face and the Caress: Levinas's Ethical Alterations of Sensibility. -- In: Modernity and the Hegemony of Vision. Ed. by David Michael Levin, Berkeley-- Los Angeles-- London, University of California Press, 1993, p. 252-272. Дюбуа 1986: Philippe Dubois. Le corps et ses fant6mes. -- La recherche photographique, n° l.Oct. 1986, p. 41--50. Дюкан 1875: Maxime Du Camp. Paris, ses origines, ses fonctions et sa vie dans la seconde moiti6 du XIXe siecle. Paris, Hachette. Дюма Александр 1955: Граф Монте-Кристо, М., Гослитиздат. Дюма б.г.: Alexandre Dumas. Les Mohicans de Paris. Paris, Calmann-Levy, s. a. Дюпон 1989: Florence Dupont. The Emperor-God's Other Body. -- In: Fragments for a History of the Human Body. Part 3. Ed. by М. Feher and al. New York, Zone, p. 396--419. Дюрэм 1993: Scott Durham. From Magritte to Klossowski: The Simulacrum, between Painting and Narrative. -- October n° 64, Spring 1993, p. 23--33. Жанмер 1951: Henri Jeanmaire. Dionysos. Histoire du culte de Bacchus. Paris, Payot. Женетт 1976: G6rard Genette. Figures I. Paris, Seuil. Женни 1982: Laurent Jenny. La terreur et les signes. Paris, Gallimard. Жиль 1985: Jose Gil. Metamorphoses de corps. Paris, Ed. de la Difference. Жолковский A. K. 1994: Блуждающие сны и другие работы. М., Наука. Жюстен 1991: Henri Justin. Lesjeux du corps et la conscience dans les contes de Рое. -- In: Les figures du corps, ed. by Bernard Brugiere. Paris, Sorbonne, p. 237--246. Зибург 1984: Friedrich Sieburg. Die Magie des Korpers. Betrachtungen zur Darstellung in Film. -- In: Kein Tag ohne Kino: Schriftsteller uber den Stummfilm. Heraus-gegeben von Fritz Gutinger. Deutsches Filmmuseum Frankfurt. Frankfurt am Main, S. 419--425. 322 Зиммель 1980: Georg Simmel. Rodin's Work as an Expression of the Modern Spirit. -- In: Rodin in Perspective. Ed. by Ruth Butler. Englewood Cliffs, Prentice-Hall, p. 127-130. Зингер 1955: Isaac Bashevis Singer. Satan in Goray. New York, Noonday Press. Ибсен 1958: Four Great Plays by Ibsen. New York, Bantam. Изаковер 1938: Otto Isakower. A Contribution to the Patho-Psychology of Phenomena Associated with Falling Asleep.-- International Journal of Psychoanalysis, v. 19, 1938, p. 331-345. Изер 1993: Wolfgang Iser. The Fictive and the Imaginary: Charting the Literary Anthropology. Baltimore -- London, The Johns Hopkins University Press. Ирвин 1992: John Т. Irwin. The Quincuncial Network in Poe's Pym. -- In: Poe's Pym:Critical Explorations. Ed. by Richard Kopley. Durham -- London, Duke University Press,p. 175--187. Ирвин 1994: John Т. Irwin. The Mystery to a Solution. Рое, Borges, and the Detective Story. Baltimore -- London, The Johns Hopkins University Press. Йейтс 1966: William Butler Yeats. A Vision. New York, Collier Books. Йейтс 1969: Frances A. Yates. The Art of Memory. Harmondsworth, Penguin Books. Казенав 1983: A. Cazenave. Miroirs, Masques, Simulacres. -- In: Figures du baroque. Ed. parJ.-M. Benoist. Paris, PUF, p. 149--163. Кайуа 1964: R. Caillois. The Mask of Medusa. London, Victor Gollancz. Кайуа 1972: Roger Caillois. Le Mythe et 1'homme. Paris, Gallimard. Канетти Элиас 1990: Человек нашего столетия. Пер. М. Харитонова. М., Прогресс. Кангилем 1992: Georges Canguilhem. Machine and Organism. -- In: Incorporations. Ed. by Jonathan Crary and Sanford Kwinter. New York, Zone, p. 45--69. Кант 1966: Критика способности суждения. -- В кн.: Иммануил Кант. Собр. соч., т. 5. М., Мысль. Канторович 1957: Е. Н. Kantorowicz. The King's Two Bodies. A Study in Medieval Political Theology. Princeton, Princeton University Press. Карл 1991: Frederick Karl. Franz Kafka: Representative Man. New York, Fromm. Карразерс 1990: Mary Carruthers. The Book of Memory. A Study of Memory in Medieval Culture. Cambridge, Cambridge University Press. Кассирер 1955: Ernst Cassirer. The Philosophy of Symbolic Forms, v. 2: Mythical Thought. Transl. by Ralph Manheim. New Haven -- London, Yale University Press. Кафка 1971: Franz Kafka. Tha Complete Stories. New York, Schocken Books. Кафка Франц 1991: Замок. Новеллы и притчи. Письмо к отцу. Письма к Милене. М., Политиздат. Кевелл 1994: Stanley Cavell. A Pitch of Philosophy. Cambridge, Mass.,-- London, Harvard University Press. Кейси 1993: Edward S. Casey. Getting Back into Place. Toward a Renewed Understanding of the Place-World. Bloomington -- Indianapolis, Indiana University Press. 323 Кемп 1972: Martin Kemp. Dissection and Divinity in Leonardo's Late Anatomies.-- Journal of the Warburg and Courtaud Institutes, v. 35.1972, p. 200--225. Кереньи 1949: Karl Kerenyi. Mensch und Maske. -- Eranos-Jahrbuch 1948, Bd. 16. Zurich, Rhein-Verlag, S. 183-208. Кермод 1976: Frank Kermode. Poet and Dancer Before Diaghilev. -- Salmagundi, n° 33--34, Spring-Summer 1976, p. 23--47. Кермод 1986: Frank Kermode. Romantic Image. London, ARK. Кестл 1988: Terry Castle. Phantasmagoria: Spectral Technology and the Metaphorics of Modern Reverie. -- Critical Inquiry, v. 15, n° 1, autumn 1988, p. 26--61. Килгур 1990: Maggie Kilgour. From Communion to Cannibalism: An Anatomy of Metaphors of Incorporation. Princeton, Princeton University Press. Киттлер 1990: Friedrich A. Kittler. Discourse Networks 1800/1900. Stanford, Stanford University Press. Кларк 1935: Kenneth Clark. A Catalogue of the Drawings of Leonardo da Vinci in the Collection of His Majesty the King at Windsor Castle. Cambridge. At the University press. Кларк 1956: Kenneth Clark. The Nude. Garden City, Doubleday. Клейн 1960: Melanie Klein. The Psychoanalysis of Children. New York, Grove Press. Клейн 1977: Melanie Klein. Envy and Gratitude and Other Works 1946--1963. New York, Delta. Клеман 1975: Catherine Clement. Miroirs du sujet. Paris, UGE. Клоссовски 1969: Pierre Klossowski. Nietzsche et le cercle vicieux. Paris, Mercure de France. Клоссовски 1972: Pierre Klossowski. La revocatiom de 1'Edit de Nantes. Paris, Ed. de Minuit. Клоссовски 1990: Pierre Klossowski. Diana at her Bath. The Women of Rome. Boston, Eridanos Press. Кнепп 1983: Bettina L. Knap. Archetype, Dance, and the Writer. Troy, NY., The Bethel Publishing Co. Книппер-Чехова О. Л. 1960: О А. П. Чехове. -- В кн.: А. П. Чехов в воспоминаниях современников. М., Гослитиздат, с. 680--704. Кожев 1968: Alexandre Kojeve. Introduction a la lecture de Hegel. Paris, Gallimard. Комборье 1893: J. Comborieu. L'expression objective en musique d'apres le langage in-stinctif. - Revue philosophique, t. 35,janv.-juillet 1893, p. 124--144. Kono 1990: Copeau. Texts on the Theatre. Ed. by John Rudlin and Norman Н. Paul. London - New York, Routledge. Корнер 1986: Joseph Leo Koerner. Rembrandt and the Epiphany of the Face.-- Res, n° 12, Autumn 1986, p. 5--32. Коэн 1973: К. Cohen. Metamorphosis of a Death Symbol. The Transi Tomb in the Late Middle Ages and the Renaissance. Berkeley -- Los Angeles -- London, University of California Press. Kpaycc 1986: Rosalind Е. Krauss. The Originality of the Avant-Garde and Other Modernist Myths. Cambridge, Mass. -- London, The MIT Press. 324 Крелль 1990: David Farell Krell. Of Memory, Reminiscence, and Writing: on the Verge. Bloomington -- Indianapolis, Indiana University Press. Крери 1990: Jonathan Crary. Techniques of the Observer. On Vision and Modernity in the Nineteenth Century. Cambridge -- London, MIT Press. Крис 1967: Ernst Kris. Psychoanalytic Explorations in Art. New York, Schocken. Крэг Эдвард Гордон 1988: Воспоминания, статьи, письма. М., Искусство. Кулешов Л. В. 1979: Статьи. Материалы. М., Искусство. Кулешов Лев 1987, 1988: Собрание сочинений в трех томах. М., Искусство, т. 1, 1987; т. 2, 1988. Куприн А. И. 1957: Олеся. -- В кн.: А. И. Куприн. Собр. соч. в шести томах, т. 2. М., Гослитиздат, с. 249--329. Курилюк 1987: Е. Kuryluk. Salome and Judas in the Cave of Sex. Evanston, Northwestern University Press. Курциус 1986: Е. R. Curtius. La litt6rature europeenne et le moyen-age latin. Paris, PUF. Кьеркегор 1964: S0ren Kierkegaard. Repetition: An Essay in Experimental Psychology. New York -- Evanston -- London, Harper & Row. Кьеркегор 1968: S0ren Kierkegaard. Concluding Unscientific Postscript. Princeton, Princeton University Press. Кьеркегор 1971: Soren Kierkegaard. The Concept of Irony. Bloomington-- London, Indiana University Press. Кьеркегор 197 la: S0ren Kierkegaard. Either/Or, v.1. Princeton, Princeton University Press. Кюммель 1977: Werner Friedrich Kummel. Musik und Medizin. Munchen, Verlag Karl Alber Freiburg. Лавджоц 1960: A. 0. Lovejoy. Essays in the History of Ideas. New York, G. P. Putnam's Sons. Лайдон 1988: Mary Lydon. Skirting the Issue: Mallarme, Proust, and Symbolism. -- Yale French Studies, n° 74,1988, p. 157-182. Лакан 1970: Jacques Lacan. Ecrits I. Paris, Seuil. Лакан 1971: Jacques Lacan. D'une position preliminaire a tout traitement possible de la psychose. -- In: J. Lacan. Ecrits II. Paris, Seuil, p. 43--102. Лакан 1975: Jacques Lacan. Le Seminaire. Livre XX. Encore. Paris, Seuil. Лакан 1990: Jacques Lacan. Le Seminaire. Livre XI. Les quatres concepts fondamentaux de la psychanalyse. Paris, Seuil. Ландольфи 1963: Tommaso Landolfi. Gogol's Wife and Other Stories. Norfolk, New Directions, p. 1--16. Лапланш -- Понталис 1973: J. Laplanche, J.-B. Pontalis. The Language of Psycho-analysis. New York, Norton. Лафонтен 1964: Любовь Психеи и Купидона, пер. А. А. Смирнова и Н. Я. Рыковой. М.-Л., Наука. Лебон 1934: Gustave Le Bon. Psychologie des foules. Paris, Fe1ix Alcan. 325 Левайн 1985: D. М. Levin. The Body's Recollection of Being: Phenomenological Psychology and the Deconstruction of Nihilism. London, Routlege & Kegan Paul. Левинас 1990: Emmanuel Levinas. Totalite et infini. Essai sur l'ext6riorit6. Paris Kluwer Academic. Леви-Стросс 1962: Claude Levi-Strauss. La pensee sauvage. Paris, Plon. Леви-Стросс 1964: Claude Levi-Strauss. Le Cru et le Cuit. Paris, Plon. Легран дю Солль 1893: Dr. Legrand du Saulle. Les Hysteriques. Paris, Bailliere et fils. Ледантек 1913: Fe1ix Le Dantec. De 1'Homme a la Science. Paris, Flammarion. Леонардо 1954: The Notebooks of Leonardo da Vinci. Ed. by Edward MacCurdy. New York, George Braziller. Лессинг Г. Э. 1953: Лаокоон, или о границах живописи и поэзии. Пер. Е. Эдельсона. -- В кн.: Г. Э. Лессинг. Избранные произведения. М., Гослитиздат, с. 385--516. Либман М. Я. 1988: Вид Венеции в "Паломничестве" Бернгарда фон Брейденбаха и панорама Якопо деи Барбари: два раннеренессансных изображения "царицы морей". -- В кн.: Искусство Венеции и Венеция в искусстве. М., Советский художник, с. 28--41. Линецкий Вадим 1993: Шинель структурализма. -- Новое литературное обозрение, No5,1993,с.38-44. Лиотар 1974: Jean-Francois Lyotard. Economie libidinale. Paris, Ed. de Minuit. Лиотар 1978: Jean-Francois Lyotard. Discours, Figure. Paris, Klincksieck. Лиссарраг 1990: Francois Lissarague. Why Satyrs Are Good to Represent. -- In: Nothing to Do with Dionysos? Athenian Drama in Its Social Context. Ed. by J. J. Winkler and F. I. Zeitlin. Princeton, Princeton University Press, p. 228--236. Лиссарраг 1993: Francois Lissarrague. On the Wildness of Satyrs. -- In: Masks of Dionysos. Ed. by T. Н. Carpenter and Ch. A. Faraone. Ithaca -- London, Cornell University Press, p. 207--220. Локк Джон 1985: Опыт о человеческом разумении. Пер. А. Н. Савина. -- В кн.: Джон Локк. Соч. в трех томах, т. 1. М., Мысль. Л'Оранж 1965: Н. Р. L'Orange. Art Forms and Civic Life in the Late Roman Empire. Princeton, Princeton University Press. Лоро 1987: Nicole Loraux. Tragic Ways of Killing a Woman. Cambridge, Mass., Harvard University Press. Лотман Ю. М. 1992: Избранные статьи в трех томах. Таллин, Александра. Льюис 1959: Mattew G. Lewis. The Monk. New York, Grove Press. Маис 1976: Millard Meiss. Light as Form and Symbol in Some Fifteenth-Century Painting. -- In: Millard Meiss. The Painter Choice. New York, Harper and Row, p. 3-18. Мак-Кормак 1928: Gilson Mac Cormack. Loie Fuller. -- Dancing Times, Feb. 1928. Маккиоро б.г.: V. Macchioro. Die Villa der Mysterien in Pompei. Neapel, Verlag Richter. Макферленд 1979--1980: R. Е. McFarland. Teratology in Late Renaissance English Popular Literature. -- English Miscellany. A Symposium of History, Literature and Arts, n° 28-29, 1979--1980. 326 Малларме 1976: Stephane Маllаrme. Igitur. Divagations. Un coup de des. Paris, Gallimard. Мандельштам О. Э. 1991: Собр. соч. в четырех томах. М., Терра. Манн Ю. 1988: Поэтика Гоголя. М., Худлит. Маннони 1969: Octave Mannoni. Clefs pour 1'Imaginaire ou 1'Autre Scene. Paris, Seuil. Марен 1973: Louis Marin. Utopiques: jeux d'espaces. Paris, Ed. de Minuit. Марен 1977: Louis Marin. Detruire la peinture. Paris, Galilee. Марен 1986: Louis Marin. La parole mangee et autres essais theologico-politiques. Paris, Meridiens Klincksieck. Марен 1992: Louis Marin. Lectures traversieres. Paris, Albin Michel. Марен 1993: Louis Marin. Des pouvoirs de 1'image. Paris, Seuil. Маркс 1978: Henry Marx. Madeleine: Two Reviews. -- The Drama Review, v. 22, n° 2, June 1978, p. 27--31. Марчи 1981: Piero Marchi. II Giardino come "Luogo Teatrale". -- In: II Giardino Storico Italiano: problemi di indagine, fonti letterarie e storiche. A cura di Giovanna Ragioneri. -- Firenze, L. S. Olschki, p. 211--19. Маршалл 1988: David Marshall. The Surprising Effects of Sympathy. Chicago ~ London, The University of Chicago Press. Мейринк Густав 1991: Летучие мыши. М., День. Мельберг 1980: Arne Melberg. "Repetition (In The Kierkegaardian Sense Of The Term)". -- Diacritics, Fall 1980, v. 20, n° 3, p. 71--87. Мервин 1988: Carolyn Marvin. When Old Technologies were New. New York -- Oxford, Oxford University Press. Мери 1862: [Joseph] Mery. Salons et souterrains de Paris. Paris, М. Levy. Мерло-Понти 1945: Maurice Merleau-Ponty. Phenomenologie de la perception. Paris, Gallimard. Мерло-Понти 1964: Maurice Merleau-Ponty. Signs. Chicago, Northwestern University Press. Мерло-Понти 1964a: Maurice Merleau-Ponty. Sense and Non-Sense. Chicago, Northwestern University Press. Мерло-Понти 1979: Maurice Merleau-Ponty. Le visible et 1'invisible. Paris, Gallimard. Мерло-Понти Морис 1992: Око и дух. М., Искусство. Мерсье Л. С. 1989: Картины Парижа. -- В кн.: Жилище славных муз. Париж в литературных произведениях XVI--XX веков. М., Радуга. Метерлинк 1913: Maurice Maeterlinck. La Mort. Paris, Fasquelle. Метьюрин Ч. P. 1983: Мельмот Скиталец. М., Наука. Миллер 1977: Liam Miller. The Noble Drama of W. B. Yeats. Dublin, The Dolmen Press. Митчелл 1977: Thimothy Mitchell. Bergson, Le Bon, and Hermetic Cubism. -- The Journal of Aesthetics and Art Criticism. V. 36, n° 2, Winter 1977, p. 175--184. 327 Мишле 1859: J. Michelet. L'oiseau. Paris, Hachette. Мишо 1967: Henri Michaux. Connaissance par les gouffres. Paris, Gallimard. Мопассан Ги де 1954: Монт-Ориоль. Пер. Н. Немчиновой. -- В кн.: Ги де Мопассан. Избранные произведения в двух томах, т. 1. М., Гослитиздат, с. 549--789. Музиль 1990: Robert Musil. Precision and Soul. Ed. by Burton Pike and David S. Luft. Chicago -- London, University of Chicago Press. Мунте 1957: Axel Munthe. The Story of San Michele. New York, Dutton. Набоков 1966: Vladimir Nabokov. Despair. New York, Vintage. Набоков Владимир 1987: Николай Гоголь. -- Новый мир, No 4,1987, с. 174--227. Набоков Владимир 1991: Другие берега. -- В кн.: В. Набоков. Рассказы. Воспоминания. М., Современник, с. 451--626. Набоков Владимир 1993: Пнин. Перевод Сергея Ильина. -- В кн.: В. Набоков. Bend Sinister. СПб, Северо-Запад, с. 158--301. Най 1974: Mary Jo Nye. Gustave Le Bon's Black Light: A Study in Physics and Philosophy in France at the Turn of the Century. -- In: Historical Studies in the Physical Sciences, n° 4. 1974, p. 163--195. Найроп 1901: К. Nyrop. The Kiss and the History. London, Sanda. Нанси 1993: Jean-Luc Nancy. The Birth to Presence. Stanford, Stanford University Press. Нитцше 1975: J. С. Nitzsche. The Genius Figure in Antiquity and in Middle Ages. New York, Columbia University Press. Ницше 1968: Friedrich Nietzsche. The Will to Power. Ed. by Walter Kaufmann. New York, Vintage. Ницше Фридрих 1990: Так говорил Заратустра . Пер. Ю. М. Антоновского. -- В кн.: Ф. Ницше. Сочинения в двух томах, т. 2. М., Мысль, с. 5--237. Ницше Фридрих 1990а: Рождение трагедии из духа музыки. Пер. Г. А. Рачинского. -- В кн.: Ф. Ницше. Сочинения в двух томах, т. 1. М., Мысль, с. 47--157. Ногретт 1991: Jean-Pierre Naugrette. Discours du corps, ordre du discours: de Stevenson a Kafka. -- In: Les figures du corps. Ed. by Bernard Brugiere. Paris, Sorbonne.p.139--150. Нодье Шарль 1960: Избранные произведения. М.-Л., Гослитиздат. Норрис 1985: М. Norris. Beasts of the Modem Imagination. Baltimore and London, The Johns Hopkins University Press. О возвышенном 1966: Пер. Н. А. Чистяковой. М.-Л., Наука. Оллпорт-- Вернон 1933: Gordon W. Allport, Philip E. Vernon. Studies in Expressive Movement. New York, MacMillan. Олтмен Рик 1992: Движущиеся губы: кино как чревовещание. -- Киноведческие записки. No 15, 1992, с. 169--182. Онианс 1954: Richard Broxton Onians. The Origins of European Thought about the Body, the Mind, the Soul, the World, Time and Fate. Cambridge. At the University Press. 328 Отто б.г.: Walter F. Otto. Dionysos. Mythos und Kultus. Frankfurt am M., Vittorio Klostermann. Павловски 1962: G. de Pawlowski. Voyage aupays de la quatrieme dimension. Paris, De-noel. Панков 1993: Gisela Pankow. L'homme et sa psychose. Flammarion. Панофский 1955: Erwin Panofsky. Meaning in the Visual Arts. Garden City, Doubleday. Панофский 1962: Erwin Panofsky. Studies in Iconology. Humanistic Themes in the Art of the Renaissance. New York -- Evanston -- London, Harper and Row. Панофский 1968: -- Erwin Panofsky. Idea. A Concept in Art Theory. Columbia, University of South Carolina Press. Панофский Эрвин 19б8а: Галилей: наука и искусство. -- В кн.: У истоков классической науки. M., Наука, с. 13--34. Панофский 1971: Erwin Panofsky. Early Netherlandish Painting. New York-- Hagers-town -- San Francisco -- London, Harper and Row. Перниола 1989: Mario Pemiola. Between Clothing and Nudity.-- Fragments for a History of the Human Body, Part Two. Ed. by Michel Feherwith Ramona Naddaff and Nadia Tazi. New York, Urzone, p. 237 -- 265. Петров Евг. 1926: Что должен знать кино-актер. M., Кинопечать. Пиаже 1962: Jean Piaget. Play, Dreams and Imitations in Childhood. New York, Norton. Пиаже 1971: Jean Piaget. The Construction of Reality in the Child. New York, Ballantine Books. Пиоже 1893: Julien Pioger. Theorie vibratoire et lois organiques de la sensibilit6. -- Revue philosophique, t. 36,1893, p. 238--262. Питц 1993: William Pietz. Fetishism and Materialism: The Limits of Theory in Marx. -- In: Fetishism as Cultural Discourse, ed. by Emily Apter and William Pietz. Ithaca -- London, Cornell University Press, p. 119--151. Плутарх 1992: Plutarch. On Socrates' Personal Deity. -- In: Plutarch. Essays. Harmondsworth, Penguin Books, p. 308--358. По Эдгар 1972: Избранные произведения в двух томах. M., Худлит. Подорога 1993: К вопросу о мерцании мира. Беседа с В. А. Подорогой. -- Логос, No4, 1993, с. 139--150. Подорога В. А. 1993а: Метафизика ландшафта. M., Наука. Подорога Валерий 1994: Человек без кожи. Материалы к исследованию Достоевского. -- В кн.: Ad Marginem '93. M., Ad Marginem, 1994, с. 71--115. Помиан 1990: К. Pomian. Collectors and Curiosites. Paris and Venice, 1500--1800. Cambridge, Mass., Polity Press. Приер 1982: Michel Prieur. Visage et personne. Contribution a 1'etablissement du statut ontologique de la representation. -- Revue de Metaphysique et de Morale, t. 87, n° 3, juillet-sept., 1982, p. 314--334. Пруст 1977: Marcel Proust. A 1'ombre desjeunes filles en fleurs. Paris, Gallimard. Пудовкин Всеволод 1974: Собр. соч. в 3-х томах, т. 1. M., Искусство. 329 Пуле 1979: Georges Poulet. Les metamorphoses du cercle. Paris, Flammarion. Пшибыльский 1987: R. Przybylski. An Essay on the Poetry of Osip Mandelstam: God's Grateful Guest. Ann Arbor, Ardis. Рабинбах 1990: Anson Rabinbach. The Human Motor. New York, Basic Books. Рабле Франсуа 1973: Гаргантюа и Пантагрюэль. Пер. Н. Любимова. M., Худлит. Райк 1972: Theodor Reik. Listening with the Third Ear. New York, Arena Books. Ранк 1993: Otto Rank. The Trauma of Birth. New York, Dover. Раскин 1978: A. Raskin. Petrodvorets (Peterhof). Leningrad, Avrora. Раскин б.г.: John Ruskin. Modem Painters, v. 2. London -- New York, Dent-Dutton. Раушенбах Б. В. 1980: Пространственные построения в живописи. M., Наука. Рашильд 1897: Rachilde. Les hors nature. Paris, Mercure de France. Ремизов Алексей 1991: Взвихренная Русь. M., Сов. писатель. Ремси 1983: L.-J. Ramsey. Early Cineradiography and Cinefluorography. -- History of Photography, v.7, n° 4, Oct.- Dec. 1983, p. 311--322. Рильке Р.-М. 1971: Ворпсведе. Огюст Роден. Письма. Стихи. Пер. И. Рожанского. M., Искусство. Рильке Райнер Мария 1977: Новые стихотворения. M., Наука. Рильке Райнер Мария 1988: Записки Мальте Лауридса Бригге. Пер. Е. Суриц. M., Известия. Рильке 1988а: Rainer Maria Rilke. Selected Letters 1902--1926. London -- New York, Quartet Books. Роде 1966: Erwin Rohde. Psyche. The Cult of Souls and Belief in Immortality among Greeks. New York, Harper and Row. Розанов В. В. 1989: Легенда о Великом инквизиторе Ф. M. Достоевского. Опыт критического комментария. -- В кн.: В. В. Розанов. Мысли о литературе. M., Современник. Розолато 1985: Guy Rosolato. Le plaisir de 1'imitation. -- In: Rencontres de 1'Ecole du Louvre. Limitation: alienation ou source de liberte? Paris, La Documentation Francaise, p. 19--28. Ростовцев 1927: M. I. Rostovzeff. Mystic Italy. New York, Н. Holt. Рохайм 1972: Geza Roheim. The Panic of Gods and Other Essays. New York-- Evanston -- San Francisco -- London, Harper and Row. Роч 1993: Joseph R. Roach. The Player's Passion. Studies in the Science of Acting. Ann Arbor, The University of Michigan Press. Руссе 1960: Jean Rousset. La litt6rature du Baroque en France. Circe et le paon. Paris, Jose Corti. Руссель 1963: Raymond Roussel. Impressions d'Afrique. Paris, Jean-Jacques Pauvert. Руссо Жан-Жак 1961: Юлия, или Новая Элоиза. Пер. Н. И. Немчиновой. В кн.: Ж.-Ж. Руссо. Избранные произведения в трех томах, т. 2. M., Гослитиздат. Сайнтифик Американ 1896: The Skirt Dance. -- Scientific American, v. LXXIV, n° 25, June 20. 1896, p. 392. 330 Санд Жорж 1982: Консуэло. Кишинев, Литература артистикэ. Сантарканжели 1974: Paolo Santarcangeli. Le livre des labyrinthes. Paris, Gallimard. Сартр 1964: Jean-Paul Sartre. Saint Genet: Actor and Martyr. New York, Mentor Book. Сартр 1966: Jean-Paul Sartre. Being and Nothingness. New York, Washington Square Press. Сартр 1991: Jean-Paul Sartre. The Family Idiot: Gustave Flaubert 1821--1857, v. 4. Chicago and London, The University of Chicago Press. Сведенборг Эмануэль 1993: О небесах, о мире духов и об аде. Киев, Украина. Сезанн Поль 1972: Переписка. Воспоминания современников. М., Искусство. Сенелик 1985: L. Senelick. Anton Chekhov. New York, Grove Press. Серам 1966: С. W. Ceram. Archeologie du cinema. Paris, Plon. Сервантес Мигель де Сааведра 1970: Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский. Пер. Н. Любимова. М., Гослитиздат. Сибони 1986: Daniel Sibony. Espace et inconscient. -- La Part de 1'Oeil, n° 2, 1986, p.133--145. Ситрон 1961: Pierre Citron. La po6sie de Paris dans la litt6rature francaise de Rousseau a Baudelaire. These de doctorat. т. 1. Paris, Ed. de Minuit. Скалли 1969: Vincent Scully. The Earth, the Temple, and the Gods. Greek Sacred Architecture. New York -- Washington -- London, Praeger. Соммер 1975: Saly R. Sommer. Lote Fuller. -- The Drama Review, v.19, n° 1, March 1975, p. 53-67. Старобински 1974: Jean Starobinski. "Je hais comme les portes d'Hades..." -- Nouvelle revue de psychanalyse, n° 9, printemps 1974, p. 7--22. Стаффорд 1984: Barbara Maria Stafford. Characters in Stones, Marks on Paper: Enlightenment Discourse on Natural and Artificial Taches. -- Art Journal, v. 44, n° 3, Fall 1984, p. 233-244. Стейнберг 1980: Leo Steinberg. The Line of Pate in Michelangelo's Painting. -- Critical Inquiry, v. 6, n° 3, Spring 1980, p. 411--454. Стивенсон 1950: Selected Writings of Robert Louis Stevenson. New York, Random House. Стриндберг 1984: August Strindberg. Inferno. From an Occult Diary. Harmondsworth, Penguin Books. Стриндберг 1992: August Strindberg. On the action of light on photography: Reflection occasioned by the X-rays. -- In: Comparative Criticism, v. 14. Cambridge, Cambridge University Press, 1992, p. 175--181. Стролл 1988: Avrum Stroll. Surfaces. Minneapolis. University of Minnesota Press. Сури 1893: Jules Soury. Origine et nature du mouvemnet organique. -- Revue philsophique, t. 36, Juillet-dec. 1893, p. 32--55. Сурио 1969: Etienne Souriau. La correspondance des arts. Paris, Flammarion. Сушаль 1977: Francois Souchal. French Sculptors of the 17th and 18th Centuries. The Reign of Louis XIV. Illustrated catalogue, t. 2, Oxford, Cassirer. 331 Сю 1954: Eugene Sue. Les Mysteres de Paris. Paris, Fayard. Тарасенков A T. 1952: Последние дни жизни Н. В. Гоголя. -- В кн.: Гоголь в воспоминаниях современников. М., Гослитиздат, 1952, с. 511--525. Тард 1890: G. Tarde. Les lois de 1'imitation. Paris, Fe1ix Alcan. Тауск 1988: Victor Tausk. On the Origin of the "Influencing Machine" in Schizophrenia.-- In: Essential Papers on Psychosis. Ed. by Peter Buckley. New York -- London, New York University Press, p. 49--77. Тевеляйт 1987: Klaus Theweleit. Male Fantasies, v. 1: Women, Floods, Bodies, History. Minneapolis. Minnesota University Press. Терц Абрам (Андрей Синявский) 1992: В тени Гоголя. -- В кн.: Абрам Терц. Собр. соч. в двух томах, т. 2. М., Старт, 1992, с. 3--336. Този 1984: Virgilio Tosi. II cinema prima di Lumiere. Torino, ERI Edizioni Rai. Томпсон 1992: G.R. Thompson. The Arabesque Design of Arthur Gordon Рут. -- In: Poe's Pym: Critical Explorations. Ed. by Richard Kopley. Durham -- London, Duke University Press, p. 188--216. Торт 1980: Patrick Tort. L'ordre et les monstres. Paris, Le Sycomore. Трауэр 1972: Norman J. W. Thrower. Maps and Man. An Examination of Cartography in Relation to Culture and Civilization, Englewood-Cliffs, Prentice-Hall. Туркин В. 1925: Кино-актер. М., Кино-издательство РСФСР. Тынянов Ю. Н. 1959: Сочинения в трех томах, т. 1. М.-Л., Гослитиздат. Уиллемен 1994: Paul Willemen. Looks and Frictions. Bloomington-- Indianapolis-London, Indiana University Press -- BFI. Фаджиоло 1980: Marcello Fagiolo. II giardino come teatro del mondo e delta memoria. -- In: La citta effimera e 1'universo artificiale del giardino: La Firenze dei Medici e 1'Italia dell' 500. A cura di Marcello Fagiolo. Roma, Officina, p. 125--141. Фенгер 1979: Donald Fanger. The Creation of Nikolai Gogol. Cambridge, Mass. -- London, The Belknap Press. Ференци 1938: Sandor Ferenczi. Thalassa. A Theory of Genitality. New York, The Psychoanalitic Quarterly. Фидлер 1978: Leslie Fiedler. Freaks. Myths and Images of the Secret Self. New York, Simon and Schuster. Филопон 1991: Place, Void, and Eternity. Philoponus: Corollaries on Place and Void. Simplicius: Against Philoponus on the Eternity of the World. Ithaca, Cornell University Press. Фламмарион б.г.: -- Camille Flammarion. Clairs de Lune. Paris, Flammarion. Флобер Гюстав 1936: Искушение Святого Антония. Пер. М. А. Петровского и М. В. Вахтеровой. -- В кн.: Г. Флобер. Собр. соч. в десяти томах, т. 4. М., Худлит. Флобер Гюстав 1989: Госпожа Бовари. Повести. Лексикон прописных истин. М., Худлит. Фор 1927: Elie Faure. Histoire de 1'art. L'Esprit des formes. Paris, Cres. Фореггер Н. 1926: А почему? (Вместо предисловия). -- В кн.: Евг. Петров. Что должен знать кино-актер. М., Кинопечать, 1926, с. 3--4. 332 Фосийон 1963: Henri Focillon. The Art of the West in the Middle Ages, v. 1: Romanesque Art. London, Phaidon. Фрейд 1963: Sigmund Freud. Screen Memories.-- In: S. Freud. Early Psychoanalitic Writings. N.Y., Collier Books, p. 229--250. Фрейд 1963а: Sigmund Freud. Further Recommendations in the Technique of Psycho-analysis. Recollection, Repetition and Working Through. -- In: S. Freud. Therapy and Technique. New York, Collier Books, p. 167-180. Фрейд 19636: Sigmund Freud. The "Uncanny". -- In: S. Freud. Studies in Parapsychology. Ed. by Philip Rieff. New York, Collier Books, p. 19--62. Фрейд 1963в: Sigmund Freud. Psychoanalytic Notes upon an Autobiographical Account of a Case of Paranoia (Dementia Paranoides). -- In: S. Freud. Three Case Histories. New York, Collier Books, p. 103--186. Фрейд 1963г: Sigmund Freud. A Mythological Parallel to a Visual Obsession. In: S. Freud. Character and Culture. Ed. by Ph. Rieff. New York, Collier Books, p. 152--154. Фрейд 1963д: Sigmund Freud. Hypnotism and Suggestion. ~ In: S. Freud. Therapy and Technique. Ed. by Ph. Rieff. New York, Collier Books, p. 27--39. Фрейд 1963е: Sigmund Freud. Some Points in a Comparative Study of Organic Hysterical Paralyses. -- In: S. Freud. Early Psychoanalytic Writings. Ed. by Ph. Rieff. New York, Collier Books, p. 51--66. Фрейд 1965: Sigmund Freud. The Interpretation of Dreams. New York, Avon. Фрейд 1979: Sigmund Freud. Inhibitions, Symptoms and Anxiety.-- In: S. Freud. On Psychopathology. Harmondsworth, Penguin Books, p. 237--333. Фрейд 1986: Sigmund Freud. Le delire et les reves dans la Gradiva de W. Jensen. Paris, Gallimard. Фрейд -- Брейер 1983: Sigmund Freud, Joseph Breuer. Studies on Hysteria. Harmondsworth, Penguin Books. Фрейдин 1987: G. Freidin. A Coat of Many Colors: Ossip Mandelstam and his Mythologies of Self-Presentation. Berkeley -- Los Angeles -- London, University of California Press. Фронтизи-Дюкру 1975: Francoise Frontisi-Ducroux. D6dale: mythologie de 1'artisan en Grece ancienne. Paris, Maspero. Фрэзер 1964: -- James Frazer. The New Golden Bough. New York, New American Library. Фуко 1966: Michel Foucault. Les mots et les choses. Paris, Gallimard. Фуко 1992: Michel Foucault. Raymond Roussel. Paris, Gallimard. Фуко 1994: Michel Foucault. Dits et ecrits 1954--1969. Edite par Daniel Defert, Francois Ewald et Jacques Lagrange. V. 1. Paris, Gallimard. Фуллер 1914: Loie Fuller et son ecole. -- Comoedia illustre, 20. 5. 1914. Фуллер 1978: Loie Fuller. Fifteen Years or a Dancer's Life. New York, Dance Horizons. Фурнье 1864: Edouard Fournier. Chroniques et legendes des rues de Paris. Paris, E. Dentu. Хайд 1988: Ralph Hyde. Panoramania! London, Trefoil Publications. 333 Хайдеггер 1962: Martin Heidegger. Being and Time. San Francisco, Harper. Хайдеггер 1971: Martin Heidegger. Poetry, Language, Thought. New York, Harper and Row. Хайдеггер 1979: Martin Heidegger. Nietzsche, v. 1. San Francisco, Harper. Хайдеггер 1984: Martin Heidegger. Early Greek Thinking. San Francisco, Harper. Хаксли 1959: Aldous Huxley. The Doors of Perception and Heaven and Hell. Harmondsworth, Penguin Books. Хандке 1989: Peter Handke. Repetition. New York, Macmillan. Хант 1986: John Dixon Hunt. Garden and Grove. The Italian Renaissance Garden in the English Imagination: 1600--1750. Princeton, Princeton University Press. Хант-- Уиллис 1988: The Genius of the Place. The English Landscape Garden 1620--1820. Ed. by John Dixon Hunt and Peter Willis. Cambridge, Mass., -- London, The МIT Press. Харкурт 1987: Glenn Harcourt. Andreas Vesalius and the Anatomy of Antique Sculpture. -- Representations, n° 17, Winter 1987, p. 28--61. Хартман 1958: Heinz Hartmann. Ego Psychology and the Problem of Adaptation. New York, International University Press. Хендерсон 1988: Linda Dalrymple Henderson. X Rays and the Quest for Invisible Realilty in the Art of Kupka, Duchamp, and the Cubists. -- Art Journal, v. 47, n 4, 1988, p. 323-340. Ходасевич Владислав 1992: Собрание стихов. М., Центурион-Интерпракс. Холландер 1980: Ann Hollander. Seeing Through Clothes. New York, Avon. Целлер 1976: Hatte ich das Kino! die Schriftsteller und der Stummfilm. Herausgegeben von B. Zeiler. Munchen-Stuttgart. Цивьян Т. В. 1983: Verg. Georg. IV, 116--148: к мифологеме сада. -- В кн.: Текст: семантика и структура. М., Наука, с. 140--151. Цивьян Ю. Г. 1992: Рентген, хирургия, микроскоп в семиотике раннего кино (к постановке вопроса). -- Семиотика и история. Труды по знаковым системам XXV. Тарту, 1992, с. 137-143. Чехов А. П. 1951. Полное собрание сочинений и писем, т. 20. М., Гослитиздат. Чехов А П. 1959: Повести и рассказы в трех томах. М., Гослитиздат. Чехов А. П. 1963: Собрание сочинений в двенадцати томах. М., Гослитиздат. Шапиро 1975: Meyer Shapiro. From Paul Cezanne. -- In: Cezanne in Perspective. Ed. by Judith Wechsler. Englewood Cliffs, Prentice-Hall, p. 133--141. Шарко 1991: J.-M. Charcot. Clinical Lectures on Diseases of Nervous System. London -- New York, Tavistock -- Routledge. Шатобриан 1851: Chateaubriand. Les Martyrs. Paris, Firmin Didot. Шварц 1992: Hillel Schwartz. Torque: The New Kinaesthetic of the Twentieth Century. -- In: Incorporations. Ed. by Jonathan Crary and Sanford Kwinter. New York, Zone, p. 70--127. Шевалье 1958: Louis Chevalier. Classes laborieuses et classes dangereuses a Paris pendant la premiere moitie du XIXe siecle. Paris, Plon. 334 Шевырев С. П. 1982: Похождения Чичикова, или Мертвые души. Поэма Н. Гоголя.-- В кн.: Русская эстетика и критика 40--50-х годов XIX века. Сост. В. К. Кантора и А. Л. Осповата. М., Искусство, с. 54--80. Шефтсбери 1975: Эстетические опыты. М., Искусство. Шилдер 1970: Paul Schilder. The Image and Appearance of the Human Body. New York, International University Press. Шиллер Фридрих 1957: О наивной и сентиментальной поэзии. В кн.: Ф. Шиллер. Собр. соч. в семи томах, т. 6. М., Гослитиздат, с. 385--477. Шион 1982: Michel Chion. Lavoix au cinema. Paris, Ed. de 1'etoile. Шкловский Виктор 1926: А. Хохлова. -- В кн.: В. Шкловский, С. Эйзенштейн. Хох-лова. М., Кинопечать, с. 10--16. Шлоссер 1911: J. von Schlosser. Geschichte der Portratbildnerei in Wachs. -- Jahrbuch der Kunsthistorischen Sammlung des Allerhochsten Kaiserhauses, Bd. 29. Wien -- Leipzig, F. Tempsky - G. Freytag, S. 171-258. Шолем 1961: Gershom G. Scholem. Major trends in Jewish Mysticism. New York, Schocken. Шонди 1987: Peter Szondi. Theory of the Modern Drama. Ed. and Transl. by Michael Hays. Minneapolis, University of Minnesota Press. Шонди 1988: Peter Szondi. Walter Benjamin's City Portraits. -- In: On Walter Benjamin. Ed. by Gary Smith, Cambridge, Mass. -- London, The MIT Press, p. 18--32. Шпитцер 1963: Leo Spitzer. Classical and Christian Ideas of World Harmony. Baltimore, The Johns Hopkins University Press. Шребер 1985: Daniel Paul Schreber. Memoires d'un nevropathe. Paris, Seuil. Эдер 1978: Joseph Maria Eder. History of Photography. New York, Dover. Эджертон 1985: S. Y. Eggerton, jr. Pictures and Punishment. Art and Criminal Prosecution During the Florentine Renaissance. Ithaca -- London, Cornell University Press. Эйзенштейн Сергей 1964: Избранные произведения в шести томах, т. 2. М., Искусство. Эйзенштейн С. М. 1985: Из заметок о собственном рисовании. -- Проблемы синтеза в художественной культуре. Москва, Наука, с. 269--276. Эйзенштейн С. М. 1985а: Дисней. -- В кн.: Проблемы синтеза в художественной культуре. М., Наука, 1985, с. 209--284. Эйзенштейн С. М. 1992: Откровение в грозе и буре (Заметки к истории звукозрительного контрапункта). -- Киноведческие записки, No 15, 1992, с. 183--206. Эйнштейн 1989: Carl Einstein. Bebuquin, oder die Dillettanten des Wunders. Leipzig-Weimar, Kiepenheuer. Эйхенбаум Борис 1969: О прозе. Л., Худлит. Элиаде 1978: Mircea Eliade. A History of Religious Ideas, v. 1. Chicago, University of Chicago Press. Эллисон 1988: Psychosis and Sexual Identity: Toward a Post-Ananlytic View of the Schreber Case. Ed. by David B. Allison, Prado de Oliveira, Mark S. Roberts, Alien S. Weiss. New York, State University of New York Press. 335 Элльманн 1993: Maud Ellmann. The Hunger Artists: Starving, Writing, and Imprisonment. Cambridge, Mass., Harvard University Press. Энциклопедия 1751: Encyclopedie ou Dictionnaire raisonne des sciences, des arts et des metiers, par une societe de gens de lettres, 1.1. Paris. Эпштейн Жан 1988: О некоторых условиях фотогении. -- В кн.: Из истории французской киномысли. Немое кино: 1911--1933. Сост. и пер. М. Ямпольского. М., Искусство, с. 103--108. Юнг 1970: С. G. Jung. Psychiatric Studies. Princeton, Princeton University Press. Юэ 1993: Marie-He1ene Huet. Monstrous Imagination. Cambridge, Mass. -- London, Harvard University Press. Ямпольский Михаил 1989: Надар,-- В кн.: Мир фотографии. М., Планета, с. 85-94. Ямпольский Михаил 1990: Платонов, прочитанный Сокуровым. -- Киноведческие записки, п° 5,1990, с.53--67. Ямпольский Михаил 1991: Смерть в кино. -- Искусство кино, 9,1991, с. 53--63. Ямпольский Михаил 1991 а: Эксперименты Кулешова и новая антропология актера. -- В кн.: Ноосфера и художественное творчество. М., Наука, с. 183--199. Ямпольский Михаил 1993: Память Тиресия. Интертекстуальность и кинематограф. М., Культура. Ямпольский Михаил 1993 а: Видимый мир. Очерки ранней кинофеноменологии. М., Киноведческие записки. Яусс 1982: Hans Robert Jauss. Aesthetic Experience and Literary Hermeneutics. Minneapolis, University of Minnesota Press. Михаил Ямпольский ДЕМОН И ЛАБИРИНТ (Диаграммы, деформации, мимесис) Корректор Н. Лаховская ЛР No 061083 от 20.04.92 г. Издательство "Новое литературное обозрение". Формат 60х90 1/16. Бумага офсетная No 1. Офсетная печать. Усл. печ. л. 21. ВТИ Зак.2113. Сканирование Янко Слава yankos@dol.ru http://www.chat.ru/~yankos/ya.html