нее заявлениям (примеч.156). Но: 1) "стратегия" может быть либеральной, а "тактика" авторитарной, что говорил между прочим Эдвардс; 2) ответственность внутри иерархий государственной власти часто понимается в более узком смысле, как способность отвечать за расчетную результативность проекта; 3) государственные власти не застрахованы от давления частных групп, чей критерий результативности немедленно подлежит применению. Если в исследовании невозможно рассчитать вероятность инновации, государственный интерес состоит все же в том, чтобы поддержать любое исследование, на других, нежели расчетная эффективность, условиях.


глава 12 преподавание и его легитимация через результативность

В отношении обратной стороны знания - его передачи, т. е. преподавания, широко известно, какой вид принимает в нем преобладание критерия результативности.

Когда представление об установленных знаниях уже сформировано, то вопрос об их передаче прагматическим образом начинает подразделяться на некую серию вопросов: кто передает? что? кому? с помощью чего? в какой форме? с каким результатом164? Университетская политика формируется как связный ансамбль ответов на эти вопросы.

Когда критерием обоснованности становится эффективность предполагаемой социальной системы, т. е.
__________
164 Такое определение процессу коммуникации было дано Ласуэлом на семинарах Princeton Radio Research Center под руководством Лазарсфельда: "Who says to whom in what channel with whan effect?" (Morrison. Op.cit.)

преподавание и его легитимация 117

когда принимается перспектива теории систем, то из высшего образования делают подсистему социальной системы и применяют к каждой из его проблем все тот же критерий результативности.

Результатом, который при этом хотят получить, является оптимальный вклад высшего образования в наилучшую эффективность социальной системы. А значит' нужно сформировать критерии компетентности, необходимой для этой системы. Их два вида. Первые в большей мере предназначаются для противостояния мировому соперничеству. Они видоизменяются в зависимости от соответствующих "специальностей", которые национальные государства или крупные образовательные институты могут "продать" на мировой рынок. Если наша общая гипотеза верна, то спрос на экспертов, высших и средних руководителей передовых секторов, описанных нами в начале данного исследования и являющихся ставкой грядущих лет, будет возрастать. Все дисциплины, имеющие отношение к "телематике" (информатика, кибернетика, лингвистика, математика, логика...), должны быть признаны как приоритеты образования. И в тем большей степени, что увеличение числа таких экспертов должно ускорить прогресс исследований в других областях познания, как мы уже видели на примере медицины и биологии.

С другой стороны, но в рамках все той же общей гипотезы, высшее образование должно продолжать поставлять социальной системе компетенции, связанные с ее собственными требованиями, призванные поддерживать ее внутреннее единство. Раньше эта задача содержала образование и распространение всеобщей модели жизни, которая чаще всего легитимировала рас-

118 Ж.-Ф. Лиотар

сказ об освобождении. В контексте утраты легитимности (делегитимации) университеты и институты высшего образования подчиняются отныне требованию формирования компетенции, а не идеалов: столько-то врачей, столько-то преподавателей той или иной дисциплины, столько-то инженеров, столько-то администраторов и т. д. Передача знаний не выглядит более как то, что призвано формировать элиту, способную вести нацию к освобождению, но поставляет системе игроков, способных обеспечить надлежащее исполнение роли на практических постах, которые требуются институтам165.

Если цели высшего образования функциональны, то как же обстоит дело с его получателями? Студент уже изменился и должен измениться еще. Это уже не тот молодой выходец из среды "либеральных элит"166, в большей или меньшей степени вовлеченный в решение великой задачи социального прогресса, понимаемого как эмансипация. В этом смысле "демократический" университет, где нет предварительного отбора, не
__________
165 Парсонс определяет это как "инструментальный активизм", расточая ему похвалы до такой степени, что тот начинает путаться с "рациональным познанием": "Неявная ориентация на рациональное познание в общей культуре инструментального активизма, становится достаточно эксплицитной и ценится более высоко среди наиболее образованных социальных категорий, которые самым очевидным образом находят ей применение в своей профессиональной деятельности". (Parsons T.&Platt G.M. Considerations on the American Academic Systems // Minerva. Vol.VI, 1968.)
166 Мюллер противопоставляет профессиональную интеллигенцию (professional intelligentsia) технической интеллигенции (technicalintelligentsia). Вслед за Дж. Гелбрайтом он описывает трудности и сопротивление первых при столкновении с технократической легитимацией. (Op.cit. R 172-177).

преподавание и его легитимация 119

слишком дорог для студента, да и для общества, если "стоимость" студента оценивать per capita, но массовые приемы в вузы167, организованные по гуманистическо-эмансипаторской модели, оказываются сегодня малоэффективными168. В действительности, высшее образование уже подверглось значительному преобразованию, направляемому одновременно административными мерами и социальным запросом, который сам, в отсутствие должного контроля, производит новых потребителей и стремится разделить свои функции между двумя большими видами.

Судя по функции профессионализации, высшее образование все еще адресуется к молодым выходцам из либеральных элит, которым передается компетенция, считающаяся необходимой для данной профессии. К этому добавляются тем или иным путем (например,
___________
167 В 1970-71 годах в возрастной группе старше 19 лет доля попавших в вузы была от 30 до 40% для Канады, США, Советского Союза и Югославии; около 20% - для Германии, Франции, Великобритании, Японии и скандинавских стран. Во всех этих странах доля студентов удвоилась или утроилась по сравнению с 1959 годом. Согласнотомуже источнику (Deveze M. Histoire contemporaine de 1'universite. Paris: SEDES, 1976. P. 439 - 440), доля студентов в общем числе народонаселения возросла в период с 1950 по 1970 годы с 4% до примерно 10% в Западной Европе, с 6,1% до 21,3% в Канаде; с 15,1% ДО 32,5% в США.
168 В 1968 - 1975 годах во Франции общие затраты на высшее образование (не включая CNRS) возросли с 3075 тыс. франков (новыми) до 5454 тыс. франков, что составляло соответственно 0,55% и 0,39% валового национального продукта. Абсолютное в числовом выражении увеличение расходов коснулось следующих статей: оплата труда, накладные расходы, стипендии. Что же касается расходов на исследования, то эти цифры оставались неизменными. (Deveze, Op.cit. P. 447 - 450.) В 1970 году Э.Э. Давид заявил, что для текущего десятилетия нет необходимости выпускать больше Ph.D., чем в предыдущем. (Op.cit. P. 212.)

120 Ж.-Ф.Лиотар

через технологические институты), но согласно одной дидактической модели получатели нового знания, связанного с новой техникой или новыми технологиями. Они тоже молоды и еще не "активны".

Помимо этих двух категорий студентов, которые воспроизводят "профессиональную интеллигенцию" и "техническую интеллигенцию"169, другие молодые люди в университете представляют собой по большей части неучтенных статистикой занятости безработных. На деле их число избыточно по отношению к возможностям занятости по получаемой специальности (филологи, гуманитарии). Они составляют в действительности, несмотря на их возраст, новую категорию - получатели передаваемого знания.

Следовательно, наряду с функцией профессионализации университет начинает или должен начать играть новую роль в плане увеличения эффективности системы. Это роль переподготовки или непрерывного образования170. Вне университетов, отделений или институтов профессионального профиля знание не пе-
________
169 По терминологии К Мюллера (Op.cit.).
170 Об этом под рубрикой "Культурное образование" пишут М. Риу и Ж. Дофни: Dofny J. & Rioux М. Inventaire et bilan dc quelques experiences d'intervention de 1'universite // L'Universite dans son milieu: action et responsabilite. (Colloque de l'AUPELLF). Universite de Montreal, 1971. P. 155-162. Авторы критикуют так называемые два типа университета в Северной Америке: liberal art colleges, где преподавание и исследовательская работа полностью отделены от социального запроса, и multiversity, готового избавиться от преподавания любой дисциплины, чье финансирование может взять на себя сообщество. Об этой с|юрмуле см. подробнее: Kerr С. The Uses of the University. With a Postcript-1972. Cambridge (Ma): Harvard U.P., 1972. В таком же смысле, но без интервенционизма в общество со стороны университета, за который ратуют Дофни и Риу, описывает университет будущего М. Альо в материалах того же коллоквиума (Aliot М. Structures optimales de l'institution universitaire // Ibid. P. 141-154). Он заключает: "Мы верим в структуры, в то время как на самом деле должны стремиться иметь их как можно меньше". Таков профиль Экспериментального центра, затем Университета Париж VIII (Винсен), заявленный во время его создания в 19б8 году. Об этом см.: Vincennes ou le desir d'apprendre / Alain Moreau, 1979.

преподавание и его легитимация 121

редается и не будет в дальнейшем передаваться молодым людям целиком и раз и навсегда еще до начала их активной жизни. Оно передается и будет передаваться "на выбор" взрослым, начавшим трудовую деятельность или собирающимся начать ее, с тем, чтобы повысить их компетенцию и профессиональное продвижение, но также для усвоения информации, языков и языковых игр, которые позволят им расширить горизонт их профессиональной жизни и соединить их технический и этический опыт171.

Новый курс, взятый передачей знания, идет не без конфликтов. Ибо, насколько он представляет интерес системы и, следовательно, - решающих лиц, способствовать профессиональному продвижению, которое может только улучшить данные совокупности, настолько эксперимент над дискурсом, институтами и ценностями, сопровождаемый неизбежным "беспорядком" в обороте, контроле знаний и преподавании, не говоря уже о социо-политических последствиях, имеет вид мало операциональный и оказывается лишенным малейшего доверия в лице серьезной системы. Вместе с тем, описанный здесь курс - это выход из функционализма, тем более значимый, что именно функционализм его и обозначил172. Но можно вообразить, что от-
__________
171 Здесь автор может выступить свидетелем такого опыта во многих департаментах Винсенского университета.
172 Закон об ориентации высшего образования от 12 ноября 1968г. включает непрерывное образование (понимаемое профессионалистски) в реформу высшего образования. Оно "должно быть открыто для бывших студентов, а также для лиц, которые не имели возможности учиться, чтобы позволить им, в соответствии с их способностями, повысить шансы на продвижение или смену профессиональной деятельности".

122 Ж.-Ф. Лиотар

ветственность за это будет возложена на внеуниверситетские круги173.

Во всяком случае принцип результативности, даже если он не всегда позволяет явным образом определять политику которой нужно следовать, имеет своим глобальным следствием подчинение институтов высшего образования властям. Начиная с того момента, когда знание перестает быть самоцелью, осуществлением идеи или эмансипацией человека, его передача уходит из-под исключительной ответствеиности ученых и студентов. Идея "университетской вольности" сегодня уже прошлый день. После кризиса конца 60-ых университетские свободы имеют мало веса, поскольку педагогические советы практически повсеместно не властны решать бюджетные вопросы: сколько денег сможет получить их институт174; они могут лишь распоряжаться
_________
173 В интервью, которое дал журналу "Telesept-jours" (?981, 17 mars 1979) министр образования Франции и в котором он официально рекомендовал ученикам госшкол сериал "Holocauste", показываемый по второму каналу телевидения (беспрецедентная инициатива), заявляется о попытке образовательного сектора создать самостоятельный аудиовизуальный инструмент. По мнению министра, попытка провалилась, и "первой задачей воспитания является научить детей выбирать их телепрограммы".
174 В Великобритании, где участие государства в расходах на функционирование университетов возросло с 30% в 1920 году до 80% в I960 году, созданный при госкомитете по науке и университетам University Grants Committee после анализа запросов и планов развития, представленных университетами, распределяет между ними годовое финансирование. Л в США, например, Trustees всевластны.

преподавание и его легитимация 123

тем, что им выделено, и к тому же только контролировать прохождение этих сумм175.

Посмотрим теперь, что же передается в системе высшего образования. В отношении профессионализации - придерживаясь узко функционалистской точки зрения - главное из того, что передается, сформировано организованной массой знаний. Применение к этой массе новых технических приемов может оказывать значительное влияние на коммуникационную основу. Не кажется невероятным то, что эта последняя может быть курсом, озвученным профессором перед безгласными студентами, а время на вопросы будет перенесено на семинары, которые ведутся ассистентом. Все-таки знания могут передаваться на языке информатики, и все-таки традиционное преподавание может быть уподоблено памяти, поэтому дидактика может быть передоверена машинам, связывающим классические виды памяти (библиотеки и т. п.) и банки данных с мыслящими терминалами, предоставленными в распоряжение студентов.

Педагогика от этого не всегда страдает, поскольку нужно все же научить студентов чему-то: не содержанию даже, а пользованию терминалами, т. е. с одной стороны, новым языкам, с другой - более тонкому обращению с такой языковой игрой как вопрошание: куда адресовать вопрос, т. е. какая память соответствует тому что хотят узнать, как сформулировать его, чтобы избе-
_________
175 Т. е. для Франции - прохождение денег между подразделениями по финансированию функционирования и приобретения оборудования. Оплата труда не входила в их ведение, за исключением внештатных работников. Финансирование проектов, новых направлений и т. п. входило в общую сумму, выделенную данному университету на преподавание.

124 Ж.-Ф. Лиотар

жать насмешек и т. п.176 В таком аспекте элементарная подготовка по информатике и, в особенности, по телематике должна обязательно стать частью высшей пропедевтики, на том же основании, что и обычное прохождение практики при изучении иностранного языка177.

Только в перспективе великих рассказов о легитимации, жизни духа и/или эмансипации человечества замещение части преподавания машинами может казаться неполноценным и даже неприемлемым. Но возможно, эти рассказы уже не составляют главной движущей силы интереса к познанию. Если эта главная движущая сила - производительность, то этот аспект классической дидактики становится неадекватным. Явно или неявно, но вопрос, задаваемый студентом, проходящим профессиональную подготовку государством или учрежаением высшего образования, это уже не вопрос "Верно ли это?", но "Чему это служит?". В контексте меркантилизации знания чаще всего этот последний вопрос означает "Можно ли это продать?". А в контексте повышения производительности - "Эффективно ли это?". Однако распоряжение производительной компетенцией должно быть, по всей видимости, "продаваемым" при описанных нами выше условиях; она эффективна по определению. А прекращает существовать как раз компетенция, определяемая по другим критериям: истинное - ошибочное, справедливое - несправедли-
________
176 Mc Luhan M. D'oeil а l'оrеillе. Paris: Denoel-Gonther, 1977; Antoine P. Comments informer? // Projet. Nё124,avril 1978. P. 395-413.
177 Известно, что пользование "мыслящими" терминалами преподается в японских школах. В Канаде, например, отдельные университетские центры и колледжи постоянно используют их.

преподавание и его легитимация 125

вое и т. п., и несомненно слабая результативность вообще.

Перспектива емкого рынка операциональных компетенции открыта. Обладатели такого рода знания есть и будут предметом предложения и даже ставкой политики соблазна178. С этой точки зрения, это не конец познания, а совсем наоборот. Банки данных являются энциклопедией завтрашнего дня. Они превышают способности каждого пользователя и по своей "природе" принадлежат человеку постмодерна179.

Отметим, во всяком случае, что дидактика не заключается в одной только передаче информации и что компетенция, даже результативная, не исчерпывается обладанием хорошей памятью с данными или хорошими возможностями доступа к запоминающим устройствам. Банально подчеркивать значение способности актуализировать подходящие данные для решения проблемы "здесь и теперь" и выстраивать их в эффективную стратегию.

В игре с неполной информацией преимущества получает тот, кто знает или может получить дополнительную информацию. Такова, по определению, ситуация студента в процессе обучения. Но в играх с исчерпывающей информацией180 наилучшая результативность не
________
178 Это было последовательной политикой американских исследовательских центров, начиная со второй мировой войны.
179 Нора и Минк писали (op.cit. Р. 16): "Принципиальным изъяном в ближайшие десятилетия для развитых полюсов человечества будет не отсутствие знаний в какой-либо области. Они уже есть. Проблема в трудностях выстраивания сети связей, которые подталкивают развитие совокупности информации и организации".
180 Rapoport A. Fights, Games and Debates. Ann Arbor: Un. of Michigan Press, I960.

126 Ж.-Ф.Лиотар

может заключаться (гипотетически) в получении дополнительной информации. Она получается из новой организации данных, что собственно и составляет "прием". Такая новая организация получается чаще всего при включении в ряд данных, которые до того считались независимыми181. Эту способность сочетать между собой данные до того несочетавшиеся можно назвать воображением. Одно из его основных свойств - скорость182.

Однако допустимо изображать мир знания эпохи постмодерна как мир, управляемый игрой с исчерпывающей информацией, в том смысле, что она в принципе доступна для всех экспертов: здесь нет научного секрета. При равной компетенции дополнительное увеличение эффективности в производстве знания, а не в его приобретении, зависит в конечном итоге от этого "воображения", позволяющего либо выполнить новый "прием", либо поменять правила игры.

Если преподавание должно обеспечивать не только воспроизводство компетенций, но и их прогресс, то соответственно необходимо, чтобы передача знания не ограничивалась передачей информации, а учила бы всем процедурам, способствующим увеличению способности сочленять поля, которые традиционная организация знаний ревностно изолировала друг от друга. Лозунг междисциплинарности, распространившийся
________
181 Это Branching Model по Малкею (см. прим. 15б). Жиль Делез анализировал событие в терминах пересечения рядов в своих книгах "Логика смысла" и "Различие и повторение".
l82 Время является переменной, которая входит в определение единицы производительности в динамике. См.: Virilio P. Vitesse et politique. Paris: Galilee, 1976.

преподавание и его легитимация 127

особенно после кризиса б8 года, но рекомендованный еще ранее, по-видимому, согласуется с этим направлением. Говорят, что он столкнулся с университетским федерализмом, но он столкнулся также со многим другим.

В гумбольдтовской модели университета каждая наука занимает свое место в системе, которая венчает специализацию. Захват одной наукой поля другой может вызвать только возмущение, "шумы" в системе. Сотрудничество возможно на уровне спецификации, в головах философов.

Напротив, идея междисциплинарности принадлежит собственно эпохе делегитимации и ее вынужденному эмпиризму. Отношение к знанию - это не то же самое, что осуществление жизни духа или освобождение человечества; это скорее отношение пользователей концептуального аппарата и сложного материала к получателям результатов. Они не располагают ни метаязыком, ни метарассказом для того, чтобы сформулировать конечную цель знания и правильное использование. Но они владеют brain storming, чтобы увеличить его результативность.

Придание особой ценности работе в группе говорит о таком преобладании критерия результативности в знании. Ибо в отношении того, о чем можно сказать "истинно" или "справедливо", количество ничего не значит, оно может играть какую-то роль, если справедливость и истинность осмысливаются в терминах более вероятного успеха. В самом деле, при соблюдении условий давно определенных социальными науками183, результаты вообще улучшаются при групповой работе.
______
183 Moreno J.L Who shall Survive? (1934) N.Y.: Beacon, 2 ed., 1953.

128 Ж.-Ф.Лиотар

Но по правде сказать, они в основном зафиксировали свой успех роста эффективности только в границах одной данной модели, т. е. для выполнения одной задачи. Улучшение результатов кажется менее очевидным, когда речь заходит о том, чтобы "вообразить" новью модели, т. е. о концепции. Примеры этому существуют184, но все же трудно объединить разделенное, то, что проистекает из устройства группы и обязано исключительной способности согруппников.

Эта ориентация, как можно видеть, касается больше производства знания (исследований), чем его передачи. Совершенно разделять эти аспекты - абстракция и к тому же, возможно, вредная даже в рамках функционализма и профессионализма. Тем не менее, решение, на которое в действительности ориентируются институты знания во всем мире, заключается в разведении этих двух аспектов дидактики: "простого" воспроизводства и "расширенного" производства. При этом разводят сущности разной природы: институты, уровни или циклы в институтах, группировки институтов, дисциплин, когда одним предписаны отбор и воспроизводство профессиональных компетенций, а другим - продвижение и "максимальное ускорение" способности к "воображению". Каналы передачи, отданные в распоряжение первых могут быть упрощены и получить широкое распространение, а вторые существуют в маленьких группах, работающих в режиме аристократическо-
________
_
184 The Mass Communication Research Center(Princeton), The Mental Research Institute (Palo Alto), The Massachussett Institute of Technology (Boston), Institut furSozialforschung(Frankfurt) среди наиболее известных. Часть аргументации К. Керра в пользу того, что он называет Ideopolis покоится на принципе выигрыша в изобретательности, получаемого при коллективных исследованиях (Kerr С. Op.cit. P. 91).

преподавание и его легитимация 129

го эгалитаризма185. Относятся или нет официально эти последние к университетам не имеет большого значения.

Но можно быть уверенным в том, что в этих двух случаях делегитимация и упор на результативность звонят отходную по эре Профессора: он уже не компетентнее, чем сеть запоминающих устройств в деле передачи установленного знания или чем междисциплинарная группа в деле разработки новых технических приемов или новых игр.
__________
185 Д. Ж. де Солла Прис (Solla Price D.J., de, Little Science, Big Science. Loc. cit.) пытается создать науку науки. Он установил законы (статистические) науки, взятой в качестве социального объекта. В примечании 131 мы уже говорили о законе недемократического расслоения. Другой закон - "невидимого колледжа" - описывает эффект, который вытекает из роста числа публикаций и насыщения каналов информации в учреждениях науки: реакция "аристократов" знания состоит в попытке установить прочную сеть межличностных контактов, объединяющих максимум сотню членов. Д. Крэйн дал социометрическую интепретацию одному из таких колледжей: Crane D. Invisible Colleges. Chicago&London: The Un.of Chicago Press, 1972.


глава 13 постмодернистская наука как поиск нестабильности

Мы уже указывали ранее, что прагматика научного исследования, особенно в аспекте поиска новой аргументации, выводит на передний план изобретение новых "приемов" и даже новых правил языковых игр. Теперь важно подчеркнуть этот аспект, ставший решающим при нынешнем состоянии научного знания. Шаржируя, мы могли бы сказать об этом последнем, что он ищет "пути выхода из кризиса", которым является кризис детерминизма. Ведь детерминизм - гипотеза, на которой зиждется легитимация через результативность: она определяется отношением вход/выход. Нужно допустить, что система, в которой осуществляется вход стабильна и послушно следует правильной "траекторией", в отношении которой можно установить постоянную функцию, а также отклонение, позволяющее правильно прогнозировать выход.

постмодернистская наука как поиск нестабильности 131

Такова позитивисткая "философия" эффективности. Противопоставляя ей здесь несколько существеных случаев, мы предполагаем тем самым облегчить окончательный спор о легитимации. Речь в общем идет о том, чтобы показать на некоторых предметах, как мало общего имеет прагматика постмодернистского научного знания с поиском результативности.

Развитие науки не происходит, благодаря позитивизму эффективности. Наоборот: работать над доказательством значит искать и "выдумывать" контрпример, т. е. нечто неинтеллигибельное; разрабатывать аргументацию - значит исследовать "парадокс" и легитимировать его с помощью новых правил игры рассуждения. В этих двух случаях поиск эффективности не является самоцелью, но она появляется в дополнение, иногда с опозданием, когда распределители фондов начинают наконец интересоваться случаем186. Но вместе с новой теорией, новой гипотезой, новой формулировкой, новым наблюдением не может не возникнуть вновь, не вернуться вопрос о легитимности. Поскольку не философия, а сама наука ставит его.

Устарела не необходимость спрашивать себя, что истинно или справедливо, а манера представлять науку как позитивистскую и обреченную на то нелегитимное признание, на полузнание, которое видел в ней немецкий идеализм. Вопрос "Чего стоит твой аргумент? Чего стоит твое доказательство?" настолько сросся с
________
186 Б. Мандельброт дает "биографический набросок" исследователей в обласги математики и физики, которые были признаны с опозданием или оставались непризнанными из-за необычности области их интересов и вопреки плодотворности их открытий. (Mandelbrot В. Lcs objets fractals. Forme, hasard et dimention. Paris: Flammarion, 1975. P. 172-183.)

132 Ж.-Ф. Лиотар

прагматикой научного знания, что обеспечивает превращение получателя искомого аргумента или доказательства в отправителя нового аргумента или нового доказательства и, следовательно, к одновременному обновлению дискурсов и научных поколений. Наука развивается и никто не может отрицать того, что она развивается вместе с разработкой этого вопроса. И сам этот вопрос, развиваясь, приводит к вопросу, а точнее к метавопросу, о легитимности: "Чего стоит твое "чего стоит""187?

Как мы уже говорили, поразительной чертой постмодернистского научного знания является имманентность самому себе (но эксплицитная) дискурса о правилах, которые его узаконивают188. То, что в конце XIX века могло проходить за утрату легитимности и сползание в философский "прагматизм" или логический позитивизм, было только эпизодом, где знание отмечалось включением рассуждений об обосновании высказываний, считавшееся законом, в научный дискурс. Такое включение, как мы уже видели, это не простая операция: она дает место "парадоксам", воспринимаемым как в высшей степени серьезные, и "пределам" значимости знания, являющимся в действительности модификациями его природы.
_____________
187 Известный пример этому дает дискуссия о детерминизме, возникшая вокруг квантовой механики. См., например, переписку М. Берна с А. Эйнштейном (1916 - 1955), опубликованную Ж.М. -Леви-Леблондом (Levy-Leblond J.M. Le grand debat de la mecanique quantique // La recherche. - ?20, fevrier 1972. R 137-144). История гуманитарных наук на протяжении целого века пестрит пассажами антропологического дискурса на уровне метаязыка.
188 В работе И. Хассана "Культура, неопределенность, имманентность" дается описание" того, что он называет "имманентность".

постмодернистская наука как поиск нестабильности 133

Математическое исследование, закончившееся теорией Г+деля, служит настоящей парадигмой такого изменения природы знания189. Но не менее показательна в аспекте нового научного духа трансформация динамики. Она интересует нас особо, поскольку обязывает скорректировать понятие, широко введенное в дискуссию о продуктивности, особенно, в области социальной теории. Речь идет о понятии системы.

Идея продуктивности подразумевает идею очень стабильной системы, поскольку она покоится на основе отношения, а отношение, в принципе, всегда поддается расчету: между теплотой и работой, между теплым и холодным источниками, между входом и выходом. Эта идея идет от термодинамики. Она сочетается с представлением об ожидаемой эволюции рабочих характеристик системы, при условии, что известны все ее переменные. Это условие сформулировано явным образом как ограничение фикцией "демона" Лапласа190; имея в распоряжении все переменные, определяющие состояние мира в момент t, можно рассчитать ее состояние в момент t'>t. Это изображение поддерживается принципом, что физические системы, включая систему систем - универсум, подчиняются закономерностям, которые в результате их эволюции могут обозначить предполагаемую траекторию и делают возможными непрерывные "нормальные" функции (и прогнозирование).

Квантовая механика и атомная физика ограничивают распространение этого принципа. И делают это двумя способами, соответствующее применение которых дает неравнозначный эффект. Прежде всего опре-
_________
189 См. прим. 142.
190 Лаплас П.С. Изложение системы мира. (1796)

134 Ж.-Ф. Лиотар

деление исходного состояния системы, т. е. всех независимых переменных: если мы хотим, чтобы оно [определение] было действенным, то нам придется затратить энергии по меньшей мере столько же, сколько потребляет искомая система. Ненаучная версия такой невозможности на деле осуществить полное измерение состояния системы дана в замечании Борхеса. Император хочет составить абсолютно точную карту империи, а в результате получает крушение страны: все ее население отдало всю свою энергию картографированию191.

Идея (или идеология) абсолютного контроля над системой, который должен улучшать ее результаты, с аргументацией Бриллюэна192 показала свою несостоятельность в отношении противоречия: он понижает результативность, хотя заявляется обратное. Эта несостоятельность объясняет, в частности, слабость государственных и социо-экономических бюрократий: они душат контролируемые ими системы или подсистемы и задыхаются вместе с ними (отрицательный feedback), Такое объяснение интересно тем, что ему не нужно прибегать к какой-либо легитимации, отличающейся от легитимации системы, например, к легитимации свободы человеческих индивидов, настраивающей их против излишней авторитарности. Допуская, что общество является системой, нужно понимать, что контроль над
__________
191 О строгости науки см.: Borges. Histoire de 1'infamie. Monaco: Rocher, 1951. Замечание, о котором идет речь, Борхес приписывает Суаресу Миранде (Mimnda Suarez. Viajes deVarones Prudentes. Lerida, 1658. V. IV. P. 14.). Приведенная нами выдержка не совсем точна.
192 Информация сама по себе стоит затрат энергии: отрицательная энтропия (т. е. потенциальное увеличение энергетики), которую она устанавливает, порождает энтропию. Мишель Серр часто использует этот аргумент, например, в работе "Гермес III." (Serres M. Hermes III. La traduction. Paris: Minuit, 1974. P. 92).

постмодернистская наука как поиск нестабильности 135

ним, подразумевающий точное определение его изначального состояния, не может быть действенным, поскольку это определение невозможно.

Это ограничение может лишь снова поставить под сомнение эффективность точного знания и вытекающей из него власти. Их принципиальная возможность сохраняется неизменной. Однако для познания систем классический детерминизм продолжает оставаться ограничением - неприступным, но понятным193.

Квантовая теория и микрофизика заставляют более радикально пересмотреть представление о непрерывной и прогнозируемой траектории. Препятствия, с которыми сталкиваются точные исследования, связаны не с их дороговизной, но с природой материи. Неправда, что недостоверность, т. е. отсутствие контроля, сокращается по мере роста точности: она тоже возрастает. Жан Перрон предлагает в качестве примера измерение истинной плотности (частное отделения массы на объем) воздуха, содержащегося в шаре. Она значительно колеблется, когда объем шара изменяется от 1000 м3 до 1 м3, и очень мало - когда объем шара меняется от 1 см3 до 1 /1000mc мм3; но можно уже наблюдать в этом интервале появление колебаний плотности порядка миллиардных долей, которые появляются нерегулярно. По мере того, как объем шара сокращается, значение этих колебаний возрастает: для объема порядка 1/10mc кубического микрона колебания достигают порядка тысячных долей, а для 1/100mc кубического микрона - порядка одной пятой доли.
_______
193 Мы придерживаемся здесь позиции Пригожина и Стенгерса: Prigogine I. & Stengers I. La dinamique, de Leibniz a Lucrece // Critique. ?380 (numero special Serres), janvier 1979. P. 49.

136 Ж.-Ф. Лиотар

Сокращая объем дальше, доходят до порядка радиуса молекул. Если шар оказывается в вакууме между двумя молекулами воздуха, то истинная плотность воздуха в нем равна нулю. Однако примерно в одном случае из тысячи центр такого "шарика" оказывается внутри молекулы, и тогда средняя плотность в этой точке сравнима с тем, что называют истинной плотностью газа. А если мы спустимся до внутриатомных размеров, то наш "шарик" имеет вероятность оказаться в вакууме, где плотность снова будет нулевой. Тем не менее, в одном случае из миллиона его центр может попасть на оболочку или на ядро атома, и тогда плотность будет во многие миллионы раз выше плотности воды. "Если шарик сожмется еще..., то, вероятно, средняя плотность снова станет и будет оставаться нулевой, также как и истинная плотность, за исключением тех очень редких положений, где ее значение колоссально выше, чем в предшествующих измерениях"194.

Знание касательно плотности воздуха, таким образом, разложилось на множественные совершенно несовместимые высказывания; они могут стать совместимыми только при условии их релятивизации в отношении шкалы, выбранной тем, кто формулирует высказывание. С другой стороны, при некоторых шкалах, высказывание данного размера не может сводиться к простому утверждению, а только к модальному, типа: "правдоподобно, что плотность равна нулю, но не исключено, что она будет равна 10n, где n может принимать высокие значения".
________
194 Perrin J. Les atoms (1913). Paris: PUF, 1970. P. 14-22.Этот текст Мандельброт дал в Предисловии к "Фрактальным объектам".

постмодернистская наука как поиск нестабильности 137

Здесь отношение высказывания ученого к тому, "что говорит" "природа", оказывается снятым игрой с неполной информацией. Модализация высказывания первого [ученого] выражает то, что фактическое, единичное (token) высказывание, которое произносит вторая [природа], невозможно предугадать. Расчету поддается только вероятность, что это высказывание будет скорее о том-то, а не о том-то. На уровне микрофизики невозможно получить "наилучшую", т. е. самую перформативную, информацию. Вопрос не в том, чтобы знать кто противник ("природа"), а в том, какую игру он играет. Эйнштейн восстал против утверждения "Бог играет в кости"195. Однако эта игра позволяет установить "достаточные" статистические закономерности (тем хуже для образа всевышнего Вершителя). Если бы он играл в бридж, то "исходная случайность", с которой сталкивается наука, должна была бы приписываться не "безразличию" кости в отношении своих граней, но коварству, т. е. оставленному на волю случая выбору между многими возможными чистыми стратегиями196.

Вообще, можно допустить, что природа является безразличным противником, но она - не коварный противник, и деление на естественные науки и науки о че-
__________
195 Цитируется по: Heisenberg W. Physis and beyond. N.Y., 1971.
196 В выступлении на заседании Академии наук (декабрь 1921 г.) Борель убеждал, что "в играх, где не существует наилучшего способа играть [игры с неполной информацией], можно задаться вопросом, а нельзя ли - за отсутствием раз и навсегда избранного кодекса - играть более успешно, варьируя свою игру". Опираясь на это положение, Нойман показывает, что такая вариативность решения является при некоторых условиях "лучшим способом играть". (Guilbaud G. Th Elements de la theorie mathefhadque des jeux. Paris: Dunod, 1968. P. 17-2 l; Seris J. P. La theorie des jeux. Paris: PUF, 1974.) Художники "постмодерна" часто используют эти приемы. См., например: Cage J. Silence. Middletown (Conn.): Wesleyan U.P.; 1961; id. AYear from Monday. Middletown (Conn.): Wesleyan U.P, 1967.

138 Ж.-Ф. Лиотар

ловеке основывается на этом различии197. В прагматических терминах это означает, что в первом случае референтом - немым, но постоянным, как кость брошенная большое число раз - является "природа", на чей предмет ученые обмениваются денотативными высказываниями, представляющими собой "приемы", применяемые друг против друга; тогда как во втором случае референт - человек, являющийся в то же время партнером и развивающий в разговоре наряду с научной еще некую другую стратегию (включая смешанную): случайность, с которой он сталкивается, относится не к объекту или безразличию, а к поведению или стратегии198, т. е. является агностической.

Можно сказать, что эти проблемы касаются микрофизики и позволяют установить непрерывные функции, достаточно приближенные для правильного прогноза вероятного развития системы. Таким образом, теоретики системы, являющиеся в то же время теоретиками легитимации через результативность, считают, что они в своем праве. Однако в современной математике мы находим такое течение, которое вновь ставит под сомнение точное измерение и прогноз поведения объектов в человеческом масштабе.
_________
197 Epstein I. Jogos//Ciencia e Filosofia. Revista Interdisciplinar. Universidade de Sao Paulo, 1979.
198 "Вероятность снова проявляется здесь не как основополагающий принцип структуры объектов" но как регулирующий принцип структуры поведения" (Granger G,G. Pensee formelle et sciences de 1'homme. Aubier-Montaigne, I960. P. 142). Идея, что боги играют, скажем, в бридж, была скорее гипотезой греков доплатоновского периода.

постмодернистская наука как поиск нестабильности 139

Мандельброт относит все эти исследования к влиянию текста Перрена, который мы уже комментировали, но протягивает вектор действия в неожиданном направлении. "Функции, чьи производные надо вычислить - пишет он, - самые простые, легко поддающиеся расчету, но они являются исключениями. Говоря языком геометрии, кривые, которые не имеют касательной являются прямой линией, а такие правильные кривые, как круг, представляют собой интересные, но очень частные случаи"199.

Такая констатация - не просто курьез, имеющий абстрактный интерес; она подходит к большинству экспериментальных данных: контуры клочка пены соленой мыльной воды представляют такие фрактальные разбиения (infractuosites), что невозможно на глаз определить касательную ни к одной точке ее поверхности. Здесь дается модель броуновского движения, чья особенность, как известно, заключается в том, что вектор перемещения частицы из некоей точки является изотропным, т. е. все возможные направления равновероятны.

Но мы находим туже проблему в обычных масштабах, когда, к примеру, хотим точно измерить длину берега Бретани, поверхность кратеров Луны, распределение звездной материи или "прорывы" шума в телефонной связи, турбулентность вообще, формы облаков - короче, большинство контуров и распределений вещей, которые не были упорядочены человеческой рукой.

Мальдерброт показывает, что фигура, представленная такого рода данными, объединяет их в кривые, соответствующие непрерывным непроизводным функци-
_________
199 Op.cit. P. 4.

140 Ж.-Ф. Лиотар

ям. Упрощенная их модель - кривая фон Коха200; она имеет внутреннюю гомотетию; можно сгрого доказать, что гомотетическое измерение, на котором она строится, представляет собой не целое, но log4/log3. Мы в праве сказать, что такая кривая располагается в пространстве, "число измерений" которого между 1 и 2, и, таким образом, она есть что-то интуитивно промежуточное между линией и поверхностью. Именно потому, что их релевантное гомотетии измерение является дробью, Мандельброт называет эти объекты фрактальными.

Работы Рене Тома201 имеют сходное направление. В них также непосредственно ставится вопрос о понятии устойчивой системы, которая является предпосылкой лапласовского и даже вероятностного детерминизма.

Том учредил математический язык, позволяющий описать, как прерывности могут формальным образом появляться вдетерминированных явлениях и давать место неожиданным формам: этот язык создал теорию, называемую теорией катастроф.

Допустим, дано: агрессивность есть переменная состояния собаки; она возрастает в прямой зависимости от ее злобности и является контролируемой переменной202. Предположим, что последняя поддается измере-
________
200 Непрерывная кривая не спрямляется внутренней гомотетией. Она была определена фон Кохом в 1904 году и описана Мандельбротом. (См. бибилиографию к "Фрактальным объектам").
201 См.: Thome R. Modeles mathemariques de la morphogenese// 10/ 18, 1974. Изложение доступное неспециалистам в теории катает-роф дано К. Помианом в "Катастрофах и детерминизме" (Pomian К. Catastrophes et determinisme//Libre. ?4, 1978.R 115-136).
202 Пример взят Помианом у Зеемана: Zeeman E. С. The Geometry of Catastrophe // Times Literary Supplement. 10 decembre 1971.

постмодернистская наука как поиск нестабильности 141

нию, дойдя до пороговой величины, она трансформируется в атаку. Страх - вторая контролируемая переменная - производит обратный эффект и, дойдя до пороговой величины, приводит к бегству собаки. Если нет ни злобности, ни страха, то поведение собаки нейтрально (вершина кривой Гаусса). Но если обе контролируемые переменные возрастают одновременно, оба порога будут приближаться одновременно, тогда поведение собаки становится непредсказуемым: она может внезапно перейти от атаки к бегству и наоборот. Система называется неустойчивой: контролируемые переменные непрерывно изменяются, переменные состояния изменяются прерывисто.

Том показывает, что можно вывести уравнение этой нестабильности и построить граф (трехмерный, потому что есть две контролируемые переменные и одна переменная состояния), определяющий все движения точки, представляющей поведение собаки, и, в том числе, внезапный переход от одного поведения к другому. Это уравнение описывает тип катастрофы, определяющийся числом контролируемых переменных и переменных состояния (в нашем случае 2+1).

Спор о стабильных и нестабильных системах, о детерминизме или нет, находит здесь выход, который Том формулирует следующим постулатом: "Более или менее определенный характер процесса детерминируется локальным состоянием этого процесса"203. Детерминизм является разновидностью функционирования, которое само детерминировано: природа реализует в
____________
203 Thorn R. Stabilite stucturelle et morphogenese. Essai d'une theorie generale des modeles. Reading (Mass.): Benjamin, 1972. P. 25.

142 Ж.-Ф.Лиотар

любом случае наименее сложную локальную морфологию, которая, тем не менее, совместима с исходными локальными данными204. Но может быть (и это даже наиболее часто встречающийся случай), что эти данные не допускают стабилизации какой-то формы, ибо они чаще всего находятся в конфликте. "Модель катастроф сводит любой причинный процесс к одному, интуитивное оправдание которого не составляет проблем: конфликт, по Гераклиту, - отец всех вещей"205. Вероятность того, что контролируемые переменные будут несовместимы, больше, чем совместимы. Следовательно, существуют только "островки детерминизма". Катастрофический антагонизм является правилом в прямом смысле: существуют правила всеобщей агонистики рядов, определяющиеся числом вовлеченных переменных.

Влияние работ Тома (по правде сказать, нюансированное) можно найти в исследованиях школы Пало Альто, в частности, в применении парадоксологии к изучению шизофрении, известное под названием "Double Bind Theory"206. Ограничимся теперь только замечанием об их сходстве. Оно дает понять распространенность исследований, фокусированных на особенностях и "несоразмерности", которые простираются вплоть до прагматики наиболее обыденных трудностей.

Представление, которое можно вынести из этих (и многих других) исследований, состоит в том, что преимущество непрерывной производной функции как парадигмы познания и прогноза находится на пути к ис-
__________
204 Thom R.. Modeles mathematiques...-Op.cit. R 24.
205 Ibid. P 25.
206 См., в частности: Watzlawick & al. Op.cit. Chapitre VI.

постмодернистская наука как поиск нестабильности 143

чезновению. Интересуясь неопределенностями, ограничениями точности контроля, квантами, конфликтами с неполной информацией, "fracta", катастрофами, прагматическими парадоксами, постмодернистская наука строит теорию собственной эволюции как прерывного, катастрофического, несгладимого, парадоксального развития. Она меняет смысл слова "знание" и говорит, каким образом это изменение может происходить. Она производит не известное, а неизвестное. И она внушает модель легитимации, не имеющую ничего общего с моделью наибольшей результативности, но представляющую собой модель различия понимаемого как паралогия207.

Как об этом хорошо сказал специалист в теории игр, труды которого имеют ту же направленность: "В чем же польза от этой теории? Мы считаем, что теория игр - как и любая разработанная теория - полезна тем, что порождает идеи"208. Со своей стороны П.Б. Медавар209 говорил, что "иметь идеи - это высшее достижение для ученого", не существует "научного метода"210, а ученый - это прежде всего тот, кто "рассказывает истории", но потом должен их проверять.
_________
207 "Нужно различать условия производства научного знания от самого производимого знания; сделать неизвестным известное, а потом реорганизовать это незнание в независимую символическую метасистему. ...Специфика науки состоит в ее непредсказуемости." (Breton Ph. Pandore. Nё3.Avril 1979. Р.10).
208 Raророп А.. Theorie des jeux a deux personnes. Paris: Dunod, 1969. P. 159.
209 Medavar P.B. The Art of the Soluble. London: Methuen, 6 ed., 1967. Chap. "Two Conceptions of Science", "Hypothesis and Imagination".
210 Фейерабендт объясняет это, опираясь на пример Галилея, и оспаривает как "анархизм", так и эпистсмологический "дадаизм", выступая против Поппера и Лакатоса. (Feyerabend P. Against Method. London: NLB, 1975.)


глава 14 легитимация через паралогию

Примем теперь решение, что данные по проблеме легитимации знания на сегодняшний день представлены достаточно для решения нашей задачи. Обращение к великим рассказам исключено; и мы не можем прибегать ни к диалектике Духа, ни к эмансипации человечества как оправданию постмодернистского научного дискурса. Но, как мы только что видели, "маленький рассказ" остается образцовой формой для творческого и, прежде всего, - научного воображения211. С другой стороны, принцип консенсуса как критерия законности тоже кажется недостаточным. Или же он является соглашением между людьми как учеными умами и сво-
____
_____
211 В рамках данного исследования мы не имели возможности проанализировать форму, которую принимает возврат рассказа в легитимирующий дискурс: открытая систематика, локальность антиметод и т. п. - то, что мы объединили здесь под именем паралогии.

легитимация через паралогию 145

бодными волями и получен посредством диалога. Именно эту форму мы находим в развитом виде у Хабермаса. Однако эта концепция покоится на законности рассказа об эмансипации. Или же система использует его как одну из своих составляющих в целях поддержания и улучшения результативности212. Необходим объект административных процедур, в смысле Лумана. Таким образом, рассказ может быть только средством для достижения настоящей цели - той, что легитимирует систему - производительности.

Проблема, следовательно, в том, чтобы знать, насколько возможна легитимация, основанная на одной только паралогии. Нужно развести собственно паралогию и инновацию: последняя заказывается или, во всяком случае, используется системой для увеличения своей эффективности, а первая - прием, значение которого часто сразу не признается, и который применяется в прагматике знания. На самом деле, часто (но не обязательно) одно трансформируется в другое, что не всегда расстраивает гипотезу.

Если исходить из описания научной прагматики (глава 7), то акцент в дальнейшем нужно ставить на раз-
_________
212 Нора и Минк, например, приписывают успехи, достигнутые Японией в области информатики, "интенсивности социального консенсуса", который они считают свойственным японскому обществу (op.cit. P. 4.). В заключении к своей книге они пишут: "Общество, к которому она [динамика широкой социальной информатизации] привела, является неустойчивым: построенное для стимулирования выработки консенсуса, оно предполагает его существование и блокируется, если не удается его достичь" (op.cit. Р. 125). И. Стурдзе в статье, цитированной нами выше, настаивает на современной тенденции к дерегуляции, дестабилизации, ослаблении управления, которая усиливается утратой доверия общества в эффективность государства.

146 Ж.-Ф. Лиотар

ногласиях. Консенсус - это горизонт; он всегда недостижим. Исследования, проводимые под эгидой парадигмы213, стремятся сгладить разногласия; они похожи на разработку одной "идеи": технологической, экономической или художественной. Но удивляет то, что всегда приходит кто-то, чтобы расстроить "разумный" порядок. Нужно предположить существование силы, которая дестабилизирует объяснительные возможности и проявляется в предписании мыслительных норм или, если угодно, в предложении новых правил научной языковой игры, очерчивающей новое исследовательское поле. Процесс, названный Томом "морфогенез", обнаруживается в научном поведении. Он тоже подчиняется правилам (существуют классы катастроф), но его детерминация всегда локальна. Перенесенная на научную дискуссию и помещенная во временной перспективе, эта особенность выражается в непрогнозируемости "открытий". По отношению к идеалу прозрачности, она является фактором образования затемнений, отодвигающих момент консенсуса на более позднее время214.

Это уточнение ясно показывает, что теория систем и предлагаемый ею тип легитимации не имеют под собой никакой научной базы: во-первых, наука не функционирует сама собой в собственной парадигме, согласно принятой в этой теории парадигме систем, а во-вторых, общество не может быть описано по этой парадигме в терминах современной науки.
_________
213 В смысле Куна (Op.cit.).
214 Помиан в своей статье (art.cit.) показывает, что такое (катастрофическое) функционирование не имеет ничего общего с гегелевской диалектикой.

пегитимация через паралогию 147

Рассмотрим в этой связи два важных пункта аргументации Лумана. Пункт первый: с одной стороны, система может функционировать только сокращая сложность, а с другой - она должна порождать приспосабливаемость ожиданий (expectations) индивидов к собственным целям215. Сокращение сложности требуется компетенцией системы для роста производительности. Если бы все сообщения могли свободно циркулировать между всеми индивидами, то большой объем информации, которую нужно принимать в расчет, чтобы сделать правильный выбор, существенно увеличил бы срок решения, а следовательно - снизил бы результативность. Действительно, скорость является составляющей производительности ансамбля.

Мы отказываемся от необходимости принимать в расчет эти "молекулярные" мнения, если не хотим подвергаться опасности крупных потрясений. Луман отвечает, - и это второй пункт - что можно управлять личностными ожиданиями посредством процесса "квази-научения" "неподверженного каким-либо потрясениям", чтобы ожидания стали совместимы с решениями системы. Эти последние существуют не для того, чтобы удовлетворять ожиданиям: нужно, чтобы ожидания стре-
_________
215 "Легитимация решений заключается, главным образом, в аффективном процессе научения, не подверженного всяким пертурбациям. Это один из аспектов более общего вопроса: как изменяются ожидания, как политико-административная подсистема может перестроить ожидания общества с помощью каких-то решений, тогда как она всего лишь подсистема? Этот сегмент не может оказать эффективного воздействия, если не сможет сформировать новые ожидания в других существующих системах, будь то личности или социальные системы" (Luhmann N. Legitimation durch Verfahren. Loc. cit. P. 35).

148 Ж.-Ф.Лиотар

мились к этим решениям или, как минимум, к их последствиям. Административные процедуры заставят индивидов "хотеть" того, что нужно системе для ее результативности216. Можно видеть, какое применение может получить и получит техника телекоммуникации и информатики в такой перспективе.

Идея, что контроль и господство контекста сами по себе имеют ценность, не лишена определенной убедительности - это лучше, чем их отсутствие. Критерий перформативности имеет свои "преимущества". Система, в принципе, исключает привязку к метафизическому дискурсу, она требует отказа от вымыслов, для нее необходим ясный ум и холодная воля, она ставит на место определения сущностей расчет интеракций; "игроки" должны взять на себя ответственность не только за высказывания, предлагаемые ими, но и за правила, которым они подчиняют эти высказывания, чтобы сделать их приемлемыми. Она ясно показывает прагматические функции знания, если только они имеют вид подчиняющихся критерию эффективности: прагматику аргументации, приведения доказательства, передачи известного, научения воображению.

Система вносит свой вклад в развитие всех языковых игр (даже если они не освобождают от канонического знания), в познание этих игр; она стремится перевернуть повседневный дискурс в своего рода метадискурс: обыденные высказывания проявляют склонность
________
216 Можно встретить формулировку этой гипотезы в более ранних исследованиях: Riesman D. The Lonely Crowd. Cambridge (Mass.): Yale U.P, 1950; Whyte W.H. The Organization Man. N.Y.: Simon & Schuster, 1956; Marcuse G. One Dimensional Man. Boston: Beacon, 1966.

легитимация через паралогию 149

цитировать самих себя и различные прагматические положения, которые нужно все же косвенно соотносить с затрагивающим их актуальным сообщением217. Она может внушить, что проблемы внутренней коммуникации, которые встречает в своей работе научная коммуникация, когда ломает и переделывает свои языки, имеют природу, сравнимую с природой социального сообщества, когда то, лишенное культуры рассказов, должно найти доказательства его коммуникации с самим собой и, тем самым, задаться вопросом о легитимности решений, принятых от его имени.

Система даже может - рискуя произвести скандал - относить к своим преимуществам свою прочность. В рамках критерия производительности запрос (т. е. форма предписания) не извлекает никакой легитимности из того, что он происходит от страдания, причиняемого неудовлетворенной потребностью. Право приходит не от страдания, а от того, насколько его излечение делает систему более эффективной. Потребности наиболее обездоленных принципиально не должны служить регулятором системы, поскольку способ их удовлетворения уже давно известен и, следовательно, не может улучшить ее результативность, а только утяжелит затраты. Единственное противопоказание:

неудовлетворенность может дестабилизировать ансамбль. Против своей воли, насильно, система вынуждена применяться к слабости. Но ей свойственно порождать новые запросы, которые как предполагается
________
217 Ж. Рей-Дебове (op.cit. P. 228sq) отмечает рост знаков косвенной речи или анонимной коннотации в современном повседневном языке. Однако он напоминает: "косвенная речь ненадежна".

150 Ж.-Ф. Лиотар

должны приводить к переопределению норм "жизни"218. В этом смысле система представляется некоей авангардистской машиной, которая тащит человечество за собой, обесчеловечивая его, чтобы потом вочеловечить на другом уровне нормативной производительности. Технократы заявляют, что не могут доверять тому, что общество обозначает как свои потребности. Они "знают", что само общество не может их знать, потому что потребности - это переменные, зависимые от новых технологий219. В этом гордость лиц, принимающих решения, и их слепота.

Эта "гордость" означает, что они идентифицируют себя с социальной системой, понимаемой как целостность, которая находится в поиске своей как можно более перформативной части. Если мы повернемся теперь к научной прагматике, то она нам в точности покажет, что такая идентификация невозможна: ни один ученый в принципе не может воплощать знание и игнорировать "потребности" исследования или ожидания исследователей под предлогом того, что они не являются пер-
____________
218 Как писал Ж. Кангием, "человек только тогда здоров, когда способен на многие нормы, когда он более, чем нормален" (Canguihem G. Le normal et le pathologique (1951) // La connaissance de la vie. Paris: Hachette, 1952. P. 210).
219 Э.Э. Давид отмечает (art.cit.), что общество может узнать о потребностях, которые оно испытывает в современном состоянии, только от своего технологического окружения. Для фундаментальной науки характерно открывать неизвестные свойства, которые могут изменить модель технологической среды и сформировать непредвиденные потребности. Он приводит пример использования твердых материалов для усиления и развития физики твердых тел. Такая "негативная настройка" социальных интеракций и потребностей по современному техническому объекту критиковалась Р. Жоленом (Jaulin R. Le mythe technologique // Revue de l'entreprise. ?26, mars 1979. R 49-5 5). Автор рецензирует работу: Haudricourt A.G. La technologie culturelle, essai de methodologie // Histoire des techniques / Gille B. (ed.). Loc.cit.

пегитимсщия через паралогию 151

формативными для "науки" как целостности. Нормальный ответ исследователя на запрос скорее таков: "Нужно посмотреть. Расскажите о вашем случае"220. Даже в принципе он не предусматривает ни что дело уже решено, ни что эффективность "науки" может пострадать от такого пересмотра. Скорее наоборот.

Конечно, в реальности не всегда все происходит таким образом. Мы не принимаем в расчет ученых, чьи "приемы" были проигнорированы или задавлены иногда на протяжении десятилетий, поскольку они слишком сильно дестабилизировали достигнутые позиции не только в университетской или научной иерархии, но и в проблематике221. Чем сильнее "прием", тем больше вероятность отказа в минимальном консенсусе, именно в силу того, что он изменяет правила игры, по которым консенсус был получен. Но когда научное учреждение функционирует таким образом, то оно ведет себя как обыкновенная власть, поведение которой отрегулировано на гомеостазис.

Такое поведение является террористическим, как и поведение системы, описанной Луманом. Под террором понимается эффективность, полученная от уничтожения или угрозы уничтожения партнера, вышедшего из
_________
220 Медавар (op.cit. P. 151-152) противопоставляет стили письменной и устной речи ученых. Первый должен быть "индуктивным", если не хочет пройти незамеченным, второй - содержит целый список выражений такого рода, как "My result don't make a story yet", которые можно часто услышать в лабораториях. Он делает вывод: "Scientists are building explanatory structures, telling stories... ".
221 Наиболее известный пример такого рода описан в: Feuer L. S. The Conflict of Generations (1969). Как подчеркивает в своем предисловии к французскому изданию этой книги Московиси, "Относительность родилась в "академии" случая, образованной друзьями, из которых ни один не был физиком: только инженеры и философы-любители", (t.f. Einstein et le conflit des generations. Bruxelles: Complexe, 1979.)

152 Ж.-Ф. Лиотар

языковой игры, в которую с ним играют. Партнер будет молчать или выражать одобрение, не потому что его опровергли, а потому что его угрожают отлучить от игры (существует много видов лишения прав). Гордость лиц, принимающих решения, которым в принципе не существует эквивалента в науке, исходит от осуществления такого террора. Система говорит: "Приспосабливайте ваши ожидания к нашим целям, иначе..."222.

Даже допустимость различных игр поставлена в зависимость от результативности. Переопределение норм жизни заключается в совершенствовании компетенции системы в смысле увеличения производительности. Особенно это заметно при введении технологий телематики: технократы видят в них обещание либерализации и обогащения интеракций между собеседниками, но интересующий их эффект состоит в том, что из этого проистекают новые напряженности в системе, которые будут улучшать ее результаты223.

Наука, если только она избирательна, представляет в своей прагматике антимодель устойчивой системы. Любое высказывание нужно удерживать только тогда,
______________
222 Это парадокс Оруэлла. Бюрократ говорит: "Мы не будем довольствоваться ни негативным подчинением, ни даже самым низким послушанием. Когда в конце-концов вы придете к нам, вы сделаете это добровольно" (Orwell. 1984. N.Y.: Harcourt&Brace, 1949). В языковой игре этот парадокс принимает форму: "Будь свободен" или еще "Желай, что ты желаешь". Он проанализирован в: Watzlawick & al. Op.cit. P 203-207; Salanskis J.M. Geneses "actuelles" et geneses "serielles" de l'inconsistant et de I'heterogene // Critique. ?379, decembre 1978. P. 1155-1173.
223 См. описание у Нора и Минка (op.cit. Presentation) напряженности, которая нс замедлила появиться во французском обществе с массовой информатизацией.

пегитимация через паралогию 153

когда оно содержит отличие от известного ранее и поддастся аргументации и доказательству. Она является моделью "открытой системы"224, в которой релевантность высказывания заключается в том, что оно "дает рождение идеям", т. е. другим высказываниям и другим правилам игры. В науке существует общий метаязык, на который могут быть переписаны все другие языки и в котором они могут быть оценены. Именно это препятствует идентификации с системой и, в конечном счете, террору. Расслоение на принимающих решения и исполнителей, если только оно существует в научном сообществе (а оно существует), относится не к научной прагматике, а к социо-экономической системе. Оно является одним из основных препятствий развитию воображения в познании.

В обобщенном виде вопрос о легитимации превращается в вопрос об отношении между антимоделью, представленной научной прагматикой, и обществом. Применима ли она к образующим общество необъятным облакам языковой материи? Или же остается ограниченной игрой познания? А если да, то какова ее роль в отношении социальной связи? Недостижимого идеала открытого сообщества? Необходимой составляющей подгруппы решающих лиц, принимающих для общества критерий результативности, который они отказываются признавать в отношении самих себя? Или наоборот отказ от сотрудничества с властями и переход к
___________
224 См. прим. 181, а также дискуссию по концепту "открытая системность" в работах: Watzlawickd & al. Op.cit. P. 117-148; Salanskis J.M. Le sytematique ouvert. 1978.

154 Ж.-Ф. Лиотар

контркультуре с риском исчезновения какой-либо возможности вести исследования из-за отсутствия кредитов225?

С самого начала нашего исследования мы подчеркивали не только формальную, но и прагматическую разницу между различными языковыми играми, в частности: денотативными и познавательными, прескриптивными и действия. Научная прагматика фокусируется на денотативных высказываниях, именно тут она дает мосто для учреждения институций познания (институтов, центров, университетов и пр.). Но постмодернистское ее развитие выдвигает на передний план решающий "факт": обсуждение даже денотативных высказываний требует соблюдения правил. Однако правила являются не денотативными, а прескриптивными высказываниями, которые, во избежание путаницы, лучше называть метапрескрипциями (они предписывают какими должны быть приемы языковой игры, чтобы быть допустимыми).Дифференцирующая деятельность, или воображение, или паралогия, в современной научной прагматике имеет функцией порождать такие метапрескрипции ("предпосылки"226) и требовать, чтобы партнеры взаимообразно их принимали. Единственной легитимацией, которая в конечном счете обеспечивает принятие такого требования, является то, что это дает возможность производить новые идеи, т. е. новые высказывания.
__________
225 После отделения церкви от государства Фейерабенд (op.cit.) потребовал, в том же "светском" духе, отделения науки от государства. А как же с отделением Науки от Денег?
226 По крайней мере, это один из способов понять, что означает этот термин, относящийся к проблематике О.Дюкро (op.cit.).

легитимация через паралогию 155

Социальная прагматика не обладает "простотой" научной прагматики. Это чудище, образованное наслоением сетей гетероморфных классов высказываний (денотативных, прескриптивных, перформативных, технических, оценочных и т. д.). Нет никаких оснований считать, что можно определить метапрескрипции общие для всех языковых игр, и что один обновляемый консенсус (тот, что в определенные моменты главенствует в научном сообществе) может охватить совокупность метапрескрипций, упорядочивающих совокупность высказываний, циркулирующих в обществе. Сегодняшний закат легитимирующих рассказов: как традиционных, так и "модернистских" (эмансипация человечества, становление Идеи), - связан как раз с отказом от этой веры. Кроме того, именно утрату этой веры начинает восполнять идеология "системы" при помощи своей тотализирующей претензии и, одновременно, она начинает воплощать веру через цинизм своего критерия перформативности.

По этой причине мы считаем неосмотрительным и даже невозможным ориентировать разработку проблемы легитимации в направлении поиска универсального консенсуса227, как это делает Хабермас, или
____________
227 "Язык функционирует как трансформатор: "личные знания трансформируются в высказывания, а потребности и чувства - в нормативные ожидания (заповеди или ценности). Такая трансформация устанавливает важное различие, которое отделяет субъективность намерения, желания, удовольствия или боли, с одной стороны, от выражений и норм, претендующих на универсальность, с другой стороны. Универсальность - значит объективность познания и легитимность действующих норм. Такие объективность и легитимность обеспечивают общность (Gemeinsamkeit), существенную для становления социального жизненного мира". Мы видим, что прописанная таким образом проблематика, фиксикируя вопрос о легитимности на одном типе ответа - универсальности, с одной стороны, предполагает тождественность легитимации для субъекта познания и для субъекта действия, наперекор кантовской критике, разделяющей концептуальную тождественность, свойственную первому, от идеальной тождественности ("сверхчувственной природы"), которая является горизонтом второго; а с другой стороны, - поддерживает консенсус (Gemeinschaft) как единственно возможный горизонт жизни человечества. (Habermas J. Raison et legitimite Loc.cit. P. 23-24.)

156 Ж.-Ф. Лиотар

того, что он называет Diskurs, т. е. диалог аргументации228.

В дейсгвительности это предполагает две вещи. Во-первых, говорящие могут прийти к соглашению по поводу правил или метапрескрипций универсально применимых для всех языковых игр, хотя совершенно очевидно, что эти игры гетероморфны и подразумевают гетерогенные прагматические правила.

Во-вторых, предполагается, что целью диалога является консенсус. Но, анализируя научную прагматику мы показали, что консенсус - это лишь одно из состояний дискуссии, а не ее конец. Концом ее скорее является паралогия. При таком двойном констатировании (гегерогенность правил, поиск разногласий) исчезает вера, которая еще двигала исследованием Хабермаса, а именно, что человечество как коллективный (универсальный) субъект находится в поиске своей общей эмансипации посредством регулирования "приемов", допустимых во всех языковых играх; и что легитимность
__________
228 Ibid. P. 22. Подчинение метапрескрипций проскрипции, т. е. нормализация законов, явно просматривается в Diskurs, например, на с. 146 читаем: "Нормативное притязание на законность является само по себе познавательным в том смысле, что всегда предполагает, что оно может быть принято при рациональном обсуждении".

легитимация через паралогию 157

любого высказывания обеспечивается его вкладом в эту эмансипацию229.

Мы хорошо понимаем, какова функция этого заявления в аргументации Хабермаса против Лумана. Diskurs здесь является последним препятствием, поставленным на пути теории стабильной системы. Цель хороша, но аргументы - нет230. Консенсус стал устарелой ценностью, он подозрителен. Но справедливость к таковым не относится. Следовательно, нужно идти к идее и практике справедливости, которая не была бы привязана к консенсусу.

Признание гетероморфности языковых игр есть первый шаг в этом направлении. Оно, конечно, включает отказ от террора, который предполагает и пытается осуществить изоморфная структура. Следующим является такой принцип: если достигнут консенсус по поводу правил, определяющих каждую игру, и допустимых в ней "приемов", то этот консенсус должен быть локальным, т. е. полученным действующими ныне партнерами, и подверженным возможному расторжению. Мы направляемся, следовательно, к множественности конечных метааргументов, под которыми мы понимаем аргументы, направленные на метапрескрипций и ограниченные в пространстве и времени.

Это направление соответствует эволюции социальных взаимодействий, где временный контракт на
___________
229 Ж. Кортиан (Kortian G. Metacritique. Paris: Minuit, 1979. Partie V) критически анализирует этот аспект aujklarer мысли Хабермаса. См. того же автора: Discours philosophique et son objet//Critique, 1979.
230 Poulain G. Art.cit. (см. примеч.28); о более общей дискуссии о прагматике Серла и Гелена см.: Poulain G. Pragmatique de la parole et pragmatique de la vie//Phi zero. ?7, septembre 1978. Universite de Montreal. P. 5-50.

158 Ж.-Ф. Лиотар

деле вытесняет постоянные установления в профессиональных, аффективных, сексуальных, культурных, семейных, международных областях, в политических делах. Конечно, эта эволюция двусмысленна: ведь временный контракт поощряется системой по причине его большой гибкости, минимальной стоимости и сопровождающей его бурной мотивации - всех тех факторов, которые дают наилучшую оперативность. Во всяком случае, речь не идет о том, чтобы предложить "чистую" альтернативу системе, но мы, живущие в конце 70ых, знаем, что она будет на нее похожа. Нужно порадоваться, что тенденция к временному контракту двусмысленна: она служит не одной только конечной цели системы, но система ее терпит, поскольку она [эта тенденция] несет в себе другую конечную цель - познание языковых игр как таковых и решение взять на себя ответственность за их правила и результаты, важнейшим из которых станет результат, который оправдает применение этих правил, - исследование паралогии.

Что же касается информатизации общества, то теперь мы видим, как она влияет на эту проблематику Она может стать "желанным" инструментом контроля и регуляции системы на ходу, простирающимся вплоть до контроля самого знания, и управляться исключительно принципом перформативности. Но тогда она неизбежно приведет к террору. Она может также служить группам, обсуждающим метапрескрипции, и дать информацию, которой чаще всего не хватает лицам, принимающим решения, чтобы принять его со знанием дела. Линия, которой нужно следовать, чтобы заставить свернуть в этом последнем направлении, в принципе, очень проста: нужно, чтобы доступ к носителям памяти

легитимация через паралогию 159

и банкам данных стал свободным231. Языковые игры станут тогда играми с исчерпывающей на данный момент информацией. Но это будут игры не с нулевым итогом, а потому дискуссии не рискуют навсегда остановиться на позиции минимального равновесия, исчерпав все ставки. Ибо сами ставки тогда будут формироваться через знания (информацию, если угодно), а запас знаний, также как и запас языка возможных высказываний, неисчерпаем. Политика, в которой будут равно уважаться стремление к справедливости и стремление к неизвестному, обретает свои очертания.
__________
231 См.: Tricot & al. Informatique et libertes. Rapport au gouvernement/ /Documentation francaise, 1975; Joinet L. "Les pieges liberticides" de l'informatique//Le Monde diplomatique. ?300, mars 1979 (автор говорит о ловушках, в которые попадает "применение техники "социального профиля" к управлению народными массами; о логике безопасности, порождающей автоматизацию общества"). См. также аналитические материалы и документы, собранные в журнале "Interferences", ?1, (hiver 1974) и ?2 (printemps 1975), тема которых установка популярных сетей мультимедийной коммуникации; радиолюбители (в частности, их роль в Квебеке во время дела FLQ в октябре 1970 года и дела "Общего фронта" в мае 1972); радиообщества в США и Канаде; столкновение информатики и условий редакционного труда в прессе; радиопираты (до их распространения в Италии); административные картотеки; монополия IBM; информационный саботаж. Интересен случай муниципалитета Ивердона (Кантон де Во). После того, он как проголосовал за покупку компьютера (намеченную на 1981 год), бьии приняты ряд правил: в исключительном ведении муниципалитета остается решение, какие на нем данные будут накапливаться, кому и при каких условиях они будут передаваться; свободный (но платный) доступ к данным всем желающим по их запросу; право каждого гражданина ознакомится с относящимися к нему данными (порядка пятидесяти карточек), вносить в них исправления и направлять на их основании жалобы в муниципальный и, при необходимости, в государственный совет; право каждого гражданина знать (по запросу) какие относящиеся к нему данные и кому были переданы (см.: "La semaine media", ?18, 1 mars 1979. P. 9).


Директор издательства:
Абышко О. Л. Главный редактор:
Савкин И. А.
Художественный редактор и макет обложки:
Бондаренко А.
Лиотар Ж. -Ф. Состояние постмодерна/Пер, с фр. Н.А. Шматко - М.: Институт экспериментальной социологии, Спб.: Алетейя, 1998. - 1б0 с. (серия "Gallicinium)

ИЛ ? 064366 от 26. 12. 1995 г.

Издательство "Алетейя": Санкт-Петербург, ул. 2-ая Советская, д. 27 Телефон: (812) 277-2119 Факс: (812) 277-5319

Сдано в набор 04.09.1997. Подписано в печать 10.05.1998. Формат 84х108 1/32. Объем 5 п.л. Тираж 2000 экз. Заказ ? 3684

Отпечатано с готовых диапозитивов в Санкт-Петербургской типографии "Наука" РАН: 199034. Санкт-Петербург, 9 линия, д. 12

Printed in Russia


Сканирование Янко Слава yankos@dol.ru

http://www.chat.ru/~yankos/ya.html

http://www.chat.ru/~yankoss/gum.html