БД-3

             БАНК ДАННЫХ ПО ВЫСОКОГОРНЫМ ПЕРЕВАЛАМ

НАЗВАНИЕ,   к.с.,высота :  Ч О Т Ч А,   2б,   3200,   лд-ск,
                           по топосхеме - 3161

РАСПОЛОЖЕН: в Главном Кавказском хребте в 2-2.5 км юго-запад-
            нее в.Хакель(3645.6) и метрах в 600 восточнее уз-
            ловой в.3355.0,от которой отходит хребет Хутый.

СОЕДИНЯЕТ:  с севера - лед.Чотча, р.Чотча, р.Клухор С.,
                       р.Гоначхир;
            с юга    - р.Ачапара, р.Клыч.

НАЗВАН:     первоначальное название  Чотча-Клыч  дано москов-
            кими туристами в 1959 году по названиям  соединя-
            емых долин;другое название того же значения: Чот-
            ча-Ачапара;наиболее употребимое название,занесен-
            ное  в  перечень  перевалов - Чотча, обозначающее
            имя собственное (карачаевское); согласно  легенде
            так звали местного охотника,который погиб при вос-
            хождении на вершину, названной в этой  связи  его
            именем.

ПЕРВОПРОХОЖДЕНИЕ:    - первовосхождение:
                       Московский клуб туристов,г.Москва,
                       Миронов Е.,1959 г.,в радиальном выходе
                       с севера;
                     - первопрохождение основной седловины:
                       Московский  клуб  туристов, г. Москва,
                       Арсенин В.В., 1967 г., 5 к.с.,с севера
                       на юг;
                     - первопрохождение ложной седловины:
                       группа туристов Киевского радиозавода?,
                       1963 г.

Другие прохождения:

ЧАСТОТА  ПРОХОЖДЕНИЯ:  с 1986 по 1994 год основная седловина
                       посещалась 4 раза,все группы из г.Уфы,
                       в том числе 3 из с/к Гастелло.

УЛОВИЯ ИЗМЕНЕНИЯ к.с.:

ЛИТЕРАТУРА:

отчеты в библиотеках туристских клубов:

   а) Московский ГЦТК: N 1835,ДСО филиала ОКБ "Заря", г.Харь-
                         ков ?,Великанов В.Е.,5 к.с.,1969 г.,
                         с юга на север с прохождением ложной
                         седловины; стр.9-10, фото NN 11-13.
                       N 1859, Московский  клуб  туристов, г.
                         Москва,Арсенин В.В., 1967 г., 5 к.с.,
                         с севера на юг;стр. ... ,фото NN ..
                       N 3296,с/к Гастелло,г.Уфа,Киселев В.А.,
                         1977 г., 5 к.с., стр.27-30 (описание
                         совпадающих участков соседних пере-
                         валов Чотча В. + Чотча + Ачапара, с
                         севера на юг и запад,с краткими све-
                         дениями по перевалу).

   б) Башкирский РТСК: N 650Г,Айсин С.Е.,Киселев В.А.,1994г.,
                         5 к.с.,    стр. ...    , ф.NN ...
                         ( с юга на север после  прохождения
                         пер.Хакель-Ачапара и захода на пер.
                         Ачапара ).

другие источники:      1.В.Арсенин,Н.Бондарев,Э.Сергиевский.
                         Горные путешествия по Западному Кав-
                         казу.  М.,  ФиС,  1976, стр. 144-146
                         ( с севера на юг ).
                       2.В.Арсенин.
                         Рядом  с  Клухором.  Альманах "Ветер
                         странствий",  N  6,  М.,  ФиС, 1971.
                         Стр.110,112,113 ( с севера на юг ).

КОНЦЕВЫЕ ТОЧКИ ОПИСАНИЯ: с севера  - Северный   приют
                                     " Перевал Клухор "
                         с юга     - Южный  приют  "Клухори"

ПРОХОЖДЕНИЕ СО СТОРОНЫ:   р.Клухор С.  (сев.):

     Участок N 1.
     Наиболее короткий путь от Северного  приюта в долину  р.
Чотчи идет через станцию лавинной службы "Клухорский перевал".
От приюта до СЛС 5 х.м. вниз по шоссе. Станция  располагается
слева от дороги.Пройдя по ее территории вправо-вниз,за зарос-
лями малины и нагромождением  камней  следует отыскать начало
тропы. Путь идет через хвойный лес над каньоном Клухора С. По
тропе ходят в служебные маршруты  работники  станции, поэтому
она поддерживается в хорошем состоянии.
     Спуск приводит к месту, где Клухор С. выходит из каньона
на речную террасу (около 1920 м). Путь от приюта занимает  15
х.м., при прохождении в обратном направлении - 25 х.м., пере-
пад высот - 130 м.
     Переход на левый берег в брод (0.5/К,ширина 8-10 м),иног-
да по кладке.
     Оба склона долины реки Чотчи равноценно пригодны для дви-
жения,тропы слабые, часто теряются. При движении от Северного
приюта (или к приюту) предпочтительнее идти все время  правым
склоном,так как при этом исключается переправа через р.Чотчу.
В период весеннего межсезонья путь проходит по середине доли-
ны из-за повышенной лавиноопасности  массивов Чотчи и Доттах-
кая.
     Идя правым склоном ( 30-45 х.м. ),в нижней части  долины
пересекается участок сырого леса. Последняя  группа  деревьев
находится на травянистой террасе ( около 2000 м ) за  гребнем
древней морены.В близи остатки озера. Отсюда до приледниковой
террасы главного ледника остается еще 1.5 (на спуске около 1)
х.ч. пути по травянистым склонам и среднеглыбовым осыпям.Мощ-
ная снежная пробка,встречающаяся на пути, позволяет без проб-
лем перейти с берега на берег.
     На приледниковой террасе (около 2370 м) можно  организо-
вать удобный бивуак,есть ряд расчищенных площадок,у двух сло-
жены ветрозащитные стенки.Топлива нет.

            Протяженность..............................5  км
            Перепад высот:набор......................450   м
                          сброс......................130   м
            Время движения:
                 на подъеме .......................2.5-3 х.ч.
                 на спуске.........................2-2.5 х.ч.
     Участок N 2.
     С приледниковой террасы  перевал  Чотча виден на Ю-Ю-В -
это глубокое и протяженное понижение скалистого гребня. Выход
на ледник трудностей не представляет.Подъем по конечной море-
не в любом месте выводит на пологонаклонное нижнее ледниковое
поле (ок.2600-2500), набор высоты составляет 230 метров.Сред-
няя часть ледника - ледопад ( 45 гр. ) во всю ширину ледового
склона. Прохождение возможно как в близи правого борта, так и
левее середины. Трещины широкие и протяженные,приходится мно-
гократно траверсировать склон (связки),искать проходы,навеши-
вать перила. Открытый изрезанный лед чередуется снежниками, в
нижней части ледопада в жаркий день стекают ручьи. Выбор пути
зависит от снежно-ледовой обстановки. Чаще всего, особенно на
спуске,проходят вдоль правого борта.Кроме того здесь в случае
отсутствия мостов возможен обход  разрывов по скалам ( осыпи,
травянистые полки, бараньи лбы, местами крючьевая страховка).
Весной ледник проходится по середине.
     За ледопадом к перевалу ведет 300 метровый ( в верху  до
40гр.) снежно-фирновый склон (связки,кошки).Выход к рантклюф-
ту.

            Протяженность..............................3  км
            Перепад высот............................750   м
            Время движения:
                 на подъеме .........................4-6 х.ч.
                 на спуске.........................3.5-5 х.ч.
            Время движения со страховкой:
                 на подъеме......................3.5-5.5 х.ч.
                 на спуске.........................3-4.5 х.ч.
               в т.ч. с попеременной,перильной:
                 на подъеме......................2.5-3.5 х.ч.
                 на спуске.........................2-3.5 х.ч.
            Количество точек страховки:
                 на подъеме............................15-20
                 на спуске..............................8-10

     Участок N 3.
     Заключительный скальный взлет - ключевой участок перева-
ла. Протяженность - 45-50 метров.Ширина рантклюфта 1-3 метра.
Спуск в рантклюфт (страховка) и переход  на  скальный выступ.
Подъем вверх-вправо по гладким скалам (есть полки) до переги-
ба - небольшого нависающего участка.Выше на перевал ведет сы-
пучий кулуар,камнепадоопасно.
     Подъем осуществляется по одному, группа должна  распола-
гаться в стороне.Раздельная транспортировка рюкзаков осложне-
на наличием полок.
     На седловине перевала крепление веревки за большие камни
или за ледоруб в снегу.
     Вариантов спуска может быть несколько.Один по пути подъ-
ема, другой,например,метрах в 8-10 западнее перевальной точки
от сглаженного округлой формы скального выступа,камнепадоопас-
но.
            Протяженность...........................0.05  км
            Перепад высот..........................ок.40   м
            Время движения:
                 на подъеме ...........................2 х.ч.
                 на спуске.............................1 х.ч.
            Время движения со страховкой:
                 на подъеме............................2 х.ч.
                 на спуске.............................1 х.ч.
               в т.ч. с попеременной,перильной:
                 на подъеме............................2 х.ч.
                 на спуске.............................1 х.ч.
            Количество точек страховки:
                 на подъеме..............................6-8
                 на спуске.................................1

              круто обрывается скальной
            стеной, с юга к нему в плотную подступает снежное
            поле, чуть возвышающееся над самой низкой  частью
            гребня-перевальной точкой,где и сложен тур ( 1994
            г.);остатки разрушенного тура (камень-перо) нахо-
            дятся в нескольких метрах  восточнее  перевальной
            точки;еще дальше на восток (15-20 м) есть площад-
            ка под вместительную палатку,огороженная каменной
            стенкой,ночевать можно и на снегу в близи гребня;
            седловина хорошо заметна с севера ( видна  еще  с
            Военно-Сухумской дороги и Северного приюта ), при
            подъеме с юга седловина видна только  при  выходе
            на перевальный ледник;хороший обзор на север и юг,
            остальное пространство закрыто вершинами Хакель и
            Буульген.

ПРОХОЖДЕНИЕ СО СТОРОНЫ:   р.Ачапара    ( юг ):
     Участок N 1.
     От Южного приюта перейти по мосту на правый берег Ачапа-
ры и идти вглубь долины по тропе  рядом  с рекой через густой
лес.В близи приюта и на опушках встретится несколько строений.
В 3-3.5 км выше приюта мост и переход на левый берег, где на-
ходятся 2 бревенчатых  пастушьих  балагана ( перепад высот от
приюта - 215 м.).
     Следует иметь ввиду, что осенью и весной мост может быть
разобран. Группам, идущим сверху долины,необходимо учитывать,
что ниже моста более набитая тропа, уходящая вправо, поднима-
ется на пастбища.
    Выше балаганов лес заметно редеет, тропа идет через буко-
вое криволесье и по высокотравью.Через 1.5 км на границе леса
тропа по снежному мосту возвращается на правый берег.Недалеко
находятся развалины бревенчатого коша. Дно верховья на значи-
тельном протяжении занято лавинным снежником.Там,где он стаял
обнажается каменисто-травянистая терраса.В нескольких сот мет-
рах выше коша открывается полный вид на все верховье.

            Протяженность............................4.5  км
            Перепад высот............................500   м
            Время движения:
                 на подъеме .......................2-2.5 х.ч.
                 на спуске...........................1.5 х.ч.

     Участок N 2.
     Выше долина перегорожена стеной бараньих лбов, с которых
падают многочисленные потоки. Подняться на верх нижней скаль-
ной ступени (ригеля) можно по двум вариантам.
     Вариант N 1 Подъем справа по ходу.
     Подъем проходит по левому истоку р.Ачапара.Ущелье этого
истока по отношению к направлению главной долины является бо-
ковым и от верхнего коша оно не видно.
     Следует пройти в левый (орографически) угол долины ( ка-
менисто-травянистая терраса,снежник ).Мощный лавинный снежник
(30-40 гр.),перекрывающий устьевую часть левого истока,позво-
ляет упростить прохождение нижней стены бараньих лбов.Идти по
снежнику метров 200 и,немного не доходя до его верхнего края,
уйти влево по ходу в забитый лавинным снегом кулуар.По кулуа-
ру вверх метров 100 до скал. Переход со снежника на скалы че-
рез рантклюфт,где может потребоваться перильная страховка(15-
20 метров).
     От снежника идти на северо-запад в направлении северного
края левой ветви лед.Хутый.Путь проходит по скально-травянис-
то-осыпному склону,рассеченному рядом глубоких, каньонообраз-
ных русел и кулуаров.
     Вариант N 2 Подъем слева по ходу.
     Подниматься на юго-запад по правому борту долины Ачапары
по 40 гр. травянистому склону в цирк перевала  Ануква  или по
каменистому гребню,разделяющему ледники Хутый и Ануква В.Есть
пастушьи и скотские тропки. За перегибом склон выполаживается
до 15-20 гр. Отсюда надо траверсировать вправо (на северо-за-
пад), идя уже по верху нижнего скального пояса,пересекая мно-
гочисленные ложбины,ручьи,снежники,осыпи,скальные гряды. Тра-
верс заканчивается на одной линии с северным краем левой вет-
ви лед.Хутый. Путь технически не сложный,но более трудоемкий,
чем по варианту N 1, целесообразен в частичном исполнении при
переходе от перевалов  Чотчинско-Хакельской группы к перевалу
Ануква.

            Протяженность.........................ок.1.5  км
            Перепад высот............................200   м
            Время движения:
                 на подъеме .......................1-1.5 х.ч.
                 на спуске.............................1 х.ч.
            Время движения со страховкой:
                 на подъеме........................0-0.5 х.ч.
                 на спуске.........................0-0.5 х.ч.
               в т.ч. с попеременной,перильной:
                 на подъеме........................0-0.5 х.ч.
                 на спуске.........................0-0.5 х.ч.
            Количество точек страховки:
                 на подъеме..............................0-1
                 на спуске...............................0-1


     Участок N 3.
     Основная седловина перевала Чотча  расположена в северо-
западном углу цирка и дальнейший подъем на перевальный ледник
с верха нижней ступени в основном идет внизу по травянистым и
осыпным полкам,а выше по снежникам ( кошки ) и легким скалам.
Склон широкий,доступен для движения свободным ходом во многих
местах, средняя крутизна - 25-30 гр.
     Ориентирование,особенно в тумане,затруднено, так как нет
четко выраженных и заметных ориентиров.В верху видны два снеж-
ника, нависающие на бараньих лбах (ригелях) - бортовые откосы
небольших ледников.Правый по ходу - перевальный ледник,на ко-
торый и надо держать направление.
     Выход на верх скального ригеля справа по снежно-ледовому
рукаву,30-40 гр.,перепад высот 140 м,30 х.м.
     По верху ригеля тянется каменистая полка,удобная для уст-
ройства бивака, есть  две расчищенные площадки под палатки (в
начале лета могут быть под снегом), вода в изобилии,рядом ле-
довый откос. Отсюда до перевала остается  10-15  х.м.,перепад
высот-70 м, выход на пологое тело перевального ледника по 40-
45 гр. снежно-ледовому склону (20-30 м).
     На ледник можно выйти и восточнее (правее),но при этом в
условиях плохой видимости велика вероятность уйти  на  ложную
седловину.

            Протяженность..........................2.5-3  км
            Перепад высот........................ок.1234   м
            Время движения:
                 на подъеме .....................3.5-4.5 х.ч.
                 на спуске......................ок.2-2.5 х.ч.

                          ВСЕГО С ЮГА :

            Протяженность..............................9  км
            Перепад высот........................ок.1934   м
            Время движения:
                 на подъеме .....................6.5-8.5 х.ч.
                 на спуске.........................4.5-5 х.ч.
            Время движения со страховкой:
                 на подъеме........................0-0.5 х.ч.
                 на спуске.........................0-0.5 х.ч.
               в т.ч. с попеременной,перильной:
                 на подъеме........................0-0.5 х.ч.
                 на спуске.........................0-0.5 х.ч.
            Количество точек страховки:
                 на подъеме..............................0-1
                 на спуске...............................0-1

                   ИТОГОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ:

            Протяженность.............................20  км

            Прохождение с севера на юг:
            ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
            Перепад высот:
                 набор..............................1240   м
                 сброс..............................2064   м
            Время движения:........................13-16 х.ч.
            Время движения со страховкой:..........5.5-8 х.ч.
               в т.ч. с попеременной,перильной:....4.5-6 х.ч.
            Количество точек страховки:................21-29
            Категория трудности:..........................2б

            Прохождение с юга на север :
            ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
            Перепад высот:
                 набор..............................2064   м
                 сброс..............................1240   м
            Время движения:........................13-17 х.ч.
            Время движения со страховкой:............4-6 х.ч.
               в т.ч. с попеременной,перильной:......3-5 х.ч.
            Количество точек страховки:.................9-12
            Категория трудности:.........................2а*

НОЧЛЕГИ:    Организация биваков возможна на большей части пу-
            ти через перевал.

Рекомендуемые места ночевок:

      При прохождении с севера на юг:
приледниковая терраса лед.Чотча (1), седловина  перевала  или
каменистые площадки на верхнем скальном поясе  южного  склона
(2- при необходимости), Южный приют или долина р.Ачапара (2).

      При прохождении с юга на север:
седловина  перевала или каменистые площадки на верхнем скаль-
ном поясе южного склона (1), Северный приют или долина р.Клу-
хор С.(2).

СПЕЦИАЛЬНОЕ СНАРЯЖЕНИЕ:
(на группу 8 чел.):

Веревка основная        -  2х40м       Ледорубы     -   8 шт.
Расходная веревка       - 4-6  м       Карабины     -  20 шт.
Скально-ледовые молотки -   2 шт.      Кошки        -   8  п.
Крючья скальные разные  -   5 шт.      Жумары (С-Ю) -   8 шт.
Ледобуры                -   5 шт.      Спуск.устройства-8 шт.

ПРИМЕЧАНИЯ:
     1.Ложная седловина расположена под вершиной 3281.0,севе-
ро-восточнее истинной седловины. На ледник Чотча ведет крутой
узкий кулуар со снежником. Спуск идет по снегу,льду и скалам.
Выход на ледник (верхний край ледопада) занимает 2-3 х.ч.
     2.Для прохода по долине Гоначхира,его истоков и притоков
требуется получить пропуска:
     - в дирекции Тебердинского заповедника;
     - в Карачаевско-Черкесском погранотряде.
     3.Северный приют " Перевал Клухор ", филиал туркомплекса
"Домбай",расположен на правом берегу  р.Клухор С.(выс.2040м.),
у начала перевального серпантина Военно-Сухумской дороги.Име-
ется несколько коттеджей на 60 мест и площадки под палаточный
лагерь.Приют являлся перевалочным пунктом Всесоюзного турист-
ского маршрута N 43. В связи с закрытием этого и других мест-
ных маршрутов приют был заброшен и  по  состоянию  на  август
1994 г.его домики были непригодны для проживания.С 12.08.94г.
на территории приюта разместилась погранзастава. Рядом с при-
ютом,но по другую сторону дороги располагается станция лавин-
ной службы "Клухорский перевал" (выс.2037 м.).От приюта 17 км
вниз по Военно-Сухумской дороге (перепад высот 600 м.) до Го-
начхирского поворота ( 15-ый км шоссе Теберда-Домбай ),откуда
можно уехать рейсовым автобусом.
     4.Южный  приют  "Клухори", филиал  туристской базы имени
ХХV съезда ВЛКСМ (г.Сухуми), находится на левом берегу р.Ача-
пара  вблизи  ее впадения в р.Клыч. Удобные,красивые коттеджи
на 300 мест. На правом берегу располагаются домики туристско-
го приюта бывшего  Министерства обороны  СССР. Рядом с мостом
через Ачапару на правом берегу находится углекисло-железистый
минеральный источник с небольшим дебитом.От приюта до селения
Генцвиш ( до конечной остановки рейсового автобуса на Сухуми)
8 км по Военно-Сухумской дороге, перепад высот 360 м.

     Схема и ксерокопии фотографий прилагаются на ...листах.

     Описание составлено по собственным прохождениям в сентяб-
ре 1974 (с севера на юг), в июне 1977 ( в радиальном выходе с
юга при прохождении перевала Ачапара),в мае 1979 ( в радиаль-
ном выходе с севера ), в августе 1994  ( с юга на север после
прохождения перевала Хакель-Ачапара) годах.

АВТОР: Киселев  Вячеслав  Александрович, г.Уфа,
       д.т.38-37-90,      р.т.38-28-90.



Популярность: 10, Last-modified: Tue, 16 Apr 1996 09:35:26 GMT