ал мне в этом без всяких разговоров. Когда я позднее читал в Ленинградском университете и в Союзе инженеров доклад об экспедиции прошлого года, то воспользовался этим случаем для разъяснения, каким образом новая экспедиция является продолжением первой. По той же самой причине мне пришлось в Италии, несмотря на большую работу по подготовке экспедиции, взять на себя тяжелое для меня задание разучить доклад на итальянском языке который кроме двух раз в Риме, был также прочитан мною в Милане и Неаполе. Целью этих докладов было обратить самым вежливым образом внимание на то, что и мы тоже имели скромное отношение к экспедиции. Так как недружелюбно настроенные к нам лица распространили слух, будто внутренние раздоры экспедиции были вызваны мною, то я хочу добавить, дабы помешать злоупотреблению относительно сказанного здесь мною, что Нобиле через несколько дней после нашего спуска в Теллере предлагал мне организовать совместно с ним новую экспедицию которая должна была носить его и мое имя. Едва ли бы он это сделал, если бы распространяемые слухи были верны. Я всегда ценил вклад итальянцев независимо от того, был ли он оплачен или нет, и в знак признания его сам пристопорил итальянский флаг и сам спустил его под капитанской гондолой когда мы покидали Рим. ОГЛАВЛЕНИЕ Е. Вязов Предисловие Глава I Ранние воспоминания Глава II В плавучие льды Южного Ледовитого океана Глава III Открытие Северо-западного прохода Глава IV Южный полюс Глава V Во власти дрейфующих льдов Глава VI Финансовые затруднения Глава VII Полет с Линкольном Элсвортом Глава VIII Трансполярный перелет на "Норвегии" Глава IX О Стефанссоне и других Глава X Трудности полярных экспедиций Глава XI Трудности подбора снаряжения и продовольствия Я. Рисер-Ларсен Дополнение