. Зверь наращивал скорость в отчаянной попытке догнать птичку-пикка, упоенно грохоча копытами, и быстро приближался к тому месту, где стадо растворялось в воздухе. Артуру и Форду ничего не оставалось, как цепляться изо всех сил за спину чудища, чтобы не свалиться под копыта окружавших их огромных Зверей. - Ступай! Да унесет тебя Зверь! - отдался в их ушах далекий крик Трашбарга. - Абсолютно Нормальный Зверь! Ступай! - Куда, он сказал, мы попадем? - крикнул Форд в ухо Артуру. - Что-то про Короля! - крикнул Артур в ответ, боясь хоть на мгновение ослабить хватку. - Какой страны? - Вот и я спросил. Он сказал, просто Короля. - Я и не знал, что бывают просто Короли. - Я тоже. - Если не считать Короля, - крикнул Форд. - Но не думаю, чтобы он имел в виду именно его. - Какой страны? - крикнул Артур. Точка перехода была совсем близко. Прямо перед ними. Абсолютно Нормальные Звери галопом неслись в никуда и исчезали. - Какого Короля? - крикнул Форд в ответ. - В королях стран я не разбираюсь. Я только хотел сказать, что он вряд ли имел в виду Короля, поэтому я не знаю, кого он имел в виду. - Форд, я не понимаю, о чем ты толкуешь. - Серьезно? - удивился Форд. Тут вдруг над их головой вспыхнули звезды, покрутились над ними и вновь погасли. 21 Размытые очертания серых зданий появлялись и пропадали, раскачиваясь при этом вверх-вниз, что весьма раздражало. Что это за здания? Для чего они предназначены? Что они ей напоминают? Так трудно понять, для чего предназначены те или иные вещи, когда ты неожиданно оказываешься в чужом мире с чужой культурой, чужим набором элементарных представлений и к тому же с неописуемо унылой и бестолковой архитектурой. Небо над зданиями было холодно-враждебным, чернильно-черным. Свет звезд, которому на таком удалении от Солнца полагалось бы быть ослепительно ярким, едва пробивался сквозь толщу защитного купола. Плексиглас или что-то наподобие. В любом случае, что-то унылое и малопрозрачное. Трисия перемотала пленку на начало. Она знала, что во всем этом есть какая-то странность. Собственно, странным тут было почти все, но какая-то мелкая подробность раздражала ее особенно сильно - а она никак не могла уловить какая. Она потянулась и зевнула. В ожидании, пока пленка смотается, она убрала с монтажного пульта несколько грязных пластиковых чашек из-под кофе и отнесла их в раковину. Она сидела в тесной аппаратной одной видеостудии в Сохо. На дверь она прилепила большую записку "НЕ БЕСПОКОИТЬ!" и заблокировала телефон от всех посторонних звонков. Изначально это делалось с целью защититься от любопытных глаз конкурентов; теперь это помогало ей скрыть досаду и разочарование. Ладно, она еще раз просмотрит всю пленку с самого начала. Если вытерпит. Ничего, кое-где можно будет промотать. Было около четырех утра понедельника. Ее слегка подташнивало. Она попробовала определить причину тошноты, и причин нашлось предостаточно. Во-первых, все началось с ночного перелета из Нью-Йорка. Недосып. Действует убийственно. Потом, на ее собственном газоне с ней заговорили пришельцы и увезли ее на планету Руперт. Она не настолько привыкла к подобным происшествиям, чтобы утверждать, что они всегда убийственно действуют на здоровье, но готова была побиться об заклад, что те, кто проделывает такие штучки регулярно, ходят по стеночке. В журналах постоянно публикуют таблицы стрессовых нагрузок. Увольнение с работы - пятьдесят единиц. Развод или новая стрижка - семьдесят пять. Таблицы умалчивали, на сколько единиц потянет стресс от беседы с пришельцами на собственной лужайке и от перелета на планету Руперт, хотя Трисия не сомневалась, что нескольких десятков баллов это заслуживает наверняка. Нельзя сказать, чтобы сам перелет был особенно волнительным. На деле он оказался исключительно скучным. Уж во всяком случае, стресс от него никак не превышал стресса от перелета через Атлантику, да и времени он занял примерно столько же: около семи часов. Это уже удивительно, не так ли? Перелет к границам Солнечной системы за то же время, что требуется для перелета в Нью-Йорк, означал, что пришельцы располагают двигателем какого-то фантастического, неслыханного типа. Она расспросила о нем пришельцев, и те согласились, что двигатель и впрямь неплох. - Но как он действует? - спросила она взволнованно. В начале путешествия она еще пребывала в приподнятом настроении. Трисия нашла это место записи и прокрутила его еще раз. Грибулонцы, как они сами себя называли, с готовностью показывали ей, на какие кнопки надо нажимать, чтобы корабль полетел. - Да, но как все это действует! На каких принципах основано? - услышала она свой голос с экрана. - Вы имели в виду что-то вроде гиперпространственного двигателя? - Да. Так что ЭТО такое? - Скорее всего что-то в этом роде. - В каком? - Вроде гиперпространственного двигателя, фотонного двигателя, в общем, что-то вроде этого. Вам бы поговорить с бортинженером. - А кто из вас бортинженер? - Мы не знаем. Видите ли, мы потеряли свою память. - Ах да, - чуть разочарованно протянула Трисия. - Вы уже говорили. Кстати, при каких обстоятельствах вы ее потеряли? - Мы не знаем, - терпеливо повторили грибулонцы. - Ну да, поскольку вы потеряли память, - эхом добавила Трисия. - Не хотите посмотреть телевизор? Нам еще долго лететь. Мы смотрим телевизор. Нам это нравится. Все эти содержательные разговоры записались на видео и выглядели презабавно. Во-первых, качество изображения было кошмарным. Трисия не знала точно почему. Она подозревала, что грибулонцы видят в несколько ином диапазоне световых волн, и обилие ультрафиолета отрицательно сказывалось на записи. А может, все дело было в проклятом двигателе, в котором никто не разбирался. Как следствие, все, что она видела на экране, - это несколько тощих людей с бесцветной кожей, мирно сидящих у телевизора, который показывал земные программы. Также Трисия наводила камеру на крошечный иллюминатор около своего сиденья, через который открывался замечательный вид на яркие, чуть размазанные звезды. Она-то знала, что вид подлинный, но в студии его можно было бы подделать за три минуты. В конце концов она решила поберечь драгоценную пленку для собственно Руперта, поэтому просто сидела, смотрела с остальными телевизор и даже вздремнула. Возможно, ее тошнотворное настроение частично объяснялось сознанием того, что, оказавшись на борту фантастического межпланетного корабля, дремала перед экраном, на котором прокручивали старые серии "Санты-Барбары" и "Кейни и Лейси". Но что ей еще оставалось делать? Например, она нащелкала там несколько фотографий, которые уже получила из проявки безнадежно испорченными. Другая часть ее тошнотворного настроения, возможно, являлась следствием посадки на Руперт. По крайней мере этот этап полета был вполне впечатляющ и драматичен. Корабль несся над темной землей, такой далекой от света и тепла родного светила, что ландшафт ее казался картой шрамов на психике ребенка-подкидыша. Где-то далеко во мраке блеснули огни, направившие корабль прямо в жерло чего-то вроде пещеры. Увы, из-за угла, под которым опускался корабль, а также из-за толщины обшивки, в которой был прорезан иллюминатор, камеру так и не удалось направить ни на планету, ни на пещеру. Трисии пришлось промотать и эту часть записи. Теперь объектив камеры был нацелен прямо на Солнце. Обычно это очень вредно для видеокамеры. Впрочем, когда камера удалена от Солнца на добрую треть миллиарда миль, это практически не играет роли. К сожалению, это и впечатляет гораздо меньше. Все, что вы получаете в результате, - это жалкое светлое пятнышко в центре кадра, которое с равным успехом может означать что угодно. Одна звезда из множества. Трисия промотала и это место. Ага. Следующий фрагмент обещал быть интереснее. Они вышли из корабля в огромное, похожее на ангар помещение. Это было явное изделие инопланетной технологии, причем чудовищного масштаба. Огромные серые здания под темным куполом-пузырем из плексигласа. Те самые здания, которые она видела в конце записи. Перед отлетом с Руперта через несколько часов она снимала их еще дольше. Что же они ей напоминают? Во-первых, как и все прочее здесь, они напоминали ей декорации из дешевого фантастического фильма двадцатилетней давности. Конечно, они значительно превышали декорации своими размерами, но на экране все равно не особенно впечатляли. Помимо кошмарного качества изображения, ей пришлось бороться с непривычно низкой гравитацией, вследствие чего камера дрожала у нее в руках хуже, чем у распоследнего любителя. Разглядеть на экране какие-нибудь детали было совершенно невозможно. И вот, улыбаясь и протягивая руку для пожатия, к ней вышел Шеф. Именно так он себя называл: Шеф. У грибулонцев не было имен, поскольку они их забыли, а придумать новые не могли. Трисия выяснила, что кое у кого из них возникала мысль называть себя именами персонажей земных телесериалов, но стоило им начать называть друг друга "Уэйн", "Бобби" или "Чак", как некое шестое чувство подсказывало им, что лучше этого не делать. Шеф мало чем отличался от остальных. Ну, может, был капельку худее. Он заявил, что обожает ее телевизионные передачи, что считает себя ее поклонником, что счастлив тому, что она смогла выбраться к ним на Руперт, где ее так ждали, что он надеется, что полет не слишком ее утомил, и т.д. и т.п. Она пыталась найти хоть какие-нибудь признаки того, что к ней обращаются как к полномочному представителю земной цивилизации. Ничего подобного. На экране видеомонитора Шеф производил впечатление загримированного и переодетого землянина, стоящего перед декорацией, к которой лучше не прикасаться - а то упадет. Трисия сидела перед монитором, подперев лицо руками и мотая головой от досады. Какой кошмар. Ужасным был не только этот фрагмент; Трисия знала, что будет дальше: там, где Шеф спрашивает ее, не проголодалась ли она. Они вполне смогут переговорить за легким обедом. Трисия вспомнила свои мысли в этот момент. Инопланетная пища. Как она ее перенесет? Стоит ли ей вообще пробовать? Найдется ли что-нибудь вроде салфетки, чтобы выплюнуть туда еду в случае чего? Как быть с проблемами иммунитета? На обед подали гамбургеры. И не просто гамбургеры, но самые типичные гамбургеры из "Макдоналдса", разогретые в микроволновой печи. К черту внешний вид. К черту запах. Но уж пластиковые скорлупки, в которых они подавались, с надписью "Макдоналдс"... - Кушайте! Наслаждайтесь! - заявил Шеф. - Ничего не жалко для гостьи дорогой! Дело происходило в личных покоях Шефа. Трисия оглядывалась по сторонам, с трудом удерживаясь от паники, хотя продолжала исправно снимать все на видео. В покоях стояла кровать с водяным матрацем. И недорогой стереокомбайн. И одна из этих стеклянных штуковин, которые обычно ставят на стол и в которых плавает что-то похожее на светящиеся сперматозоиды. Стены были обтянуты бархатом. Шеф плюхнулся в кожаное кресло и побрызгал себе в рот освежителем из баллончика. Неожиданно Трисии сделалось страшно. Насколько ей было известно, она оказалась дальше от Земли, чем любой другой представитель человеческого рода, и все для того, чтобы попасть в общество инопланетянина, сидящего в кожаном кресле и брызгающего в рот освежителем из баллончика. Она боялась сделать ложный шаг. Спугнуть его. И все же имелись вещи, которые ей необходимо было знать. - Как вы... откуда вы достали... вот это? - спросила она, обводя рукой комнату. - Декор? - спросил Шеф. - Вам нравится? Все это весьма изысканно. Мы, грибулонцы, - изысканные люди. Мы покупаем изысканные товары... по каталогам. Трисия медленно кивнула. - По каталогам... - повторила она. Шеф хихикнул. Хихиканье чрезвычайно напоминало бархатный смешок из рекламы молочного шоколада. - Вы, наверное, думаете, что они доставляют это нам сюда? Нет! Ха-ха! У нас есть свой абонентный ящик в Нью-Гемпшире. Мы регулярно наведываемся туда, ха-ха! - Он расслабленно откинулся в кресле, ленивым движением вытянув из пакетика палочку жареного картофеля. На губах его играла довольная улыбка. Трисия ощутила легкое головокружение. Тем не менее она продолжала снимать. - Как вы... гм... как вы платите за все эти чудесные... вещи? Шеф хохотнул еще раз. - "Америкен экспресс"! - объявил он, чуть пожав плечами. Трисия еще раз медленно кивнула. Ей было хорошо известно, что они выдают свои кредитные карточки чуть ли не каждому встречному. - А это? - спросила она, помахав зажатым в руке гамбургером. - Очень просто, - ответил Шеф. - Мы становимся в очередь. И снова у Трисии по спине пробежал холодок. Она промотала пленку еще дальше. Совершеннейшая бессмыслица. При желании она могла отснять на Земле и более впечатляющую подделку. От просмотра этой безнадежно кошмарной ленты на нее накатила новая волна тошноты, и она начала, к своему ужасу, понимать, что же произошло. Она, похоже... Она тряхнула головой и попыталась обдумать все получше. Ночной перелет из Западного полушария в Восточное... снотворные таблетки... водка, которой она их запивала... Что еще? Пустяки. Семнадцать лет жизни с убеждением, что весельчак с двумя головами, одна из которых была замаскирована под клетку с попугаем, пытался ухаживать за ней на вечеринке, но поспешно улетел на другую планету на летающей тарелке. В этом убеждении уже таилось множество зловещих симптомов, которые до сих пор не приходили ей в голову. Ни разу. За семнадцать лет. Она закусила кулак. Ей нужна помощь. Потом еще этот Эрик Бартлетт со своими разговорами о космическом корабле, что садился на ее лужайку. А до того - Нью-Йорк с его жарой и стрессами. Большие надежды и горькое разочарование. Вся эта чушь с астрологией. Должно быть, у нее нервный срыв. Вот, значит, в чем все дело. Она переутомилась, у нее нервный срыв и галлюцинации. Она вообразила себе целую историю. Чужая раса, оказавшись на задворках Солнечной системы, утратила свою память и возмещает этот вакуум нашим культурным хламом. Ха! Это ей звоночек: побыстрее к врачу, желательно, к врачу подороже. Ей было очень, очень худо. Она посчитала, сколько чашек кофе выпила за последние часы, и обратила внимание на то, как тяжело и часто дышит. Главный шаг к решению проблемы, сказала она себе, - это обратить внимание на сам факт существования проблемы. Она постаралась успокоить дыхание. Она вовремя взяла себя в руки. Она успокаивалась, успокаивалась, успокаивалась... она откинулась на спинку кресла и закрыла глаза. Выждав немного времени, чтобы дыхание вернулось к норме, она открыла их снова. Так откуда у нее эта пленка? Запись все еще не кончилась. Все в порядке. Это подделка. Она сама ее подделала, вот и все. Подделать ее могла только она сама: ведь это ее голос, задающий вопросы, слышался за кадром. Время от времени в конце очередного кадра камера уходила вниз, и она видела свои собственные ноги в хорошо знакомых туфлях. Она подделала запись, но не помнит ни того, как подделывала, ни зачем это сделала. Она бросила взгляд на мерцающее, испещренное хлопьями помех изображение на экране, и ее дыхание вновь начало учащаться. Она все еще галлюцинирует. Она тряхнула головой, пытаясь отогнать бред. Она не помнила, как подделывала эту до очевидности поддельную запись. С другой стороны, она помнила все, что происходило в этой поддельной записи. Словно околдованная, она продолжала смотреть на экран. Особа, которая в ее больном воображении называла себя Шефом, задавала ей вопросы об астрологии, и она отвечала - спокойно и гладко. Только она сама могла уловить в собственном голосе панические нотки. Шеф нажал кнопку, и бархатная портьера на стене скользнула в сторону, открыв батарею телемониторов. Каждый из мониторов показывал калейдоскоп различных образов: несколько секунд телевикторины, несколько секунд полицейского боевика, несколько секунд изображения с телекамеры охраны большого супермаркета, несколько секунд из любительской видеоленты, несколько секунд порно, несколько секунд выпуска новостей, несколько секунд комедии... Ясно было, что Шеф чрезвычайно гордится всем этим: он размахивал руками, будто дирижировал, одновременно продолжая нести ахинею. Еще взмах руки - и изображение со всех экранов исчезло, и они превратились в огромный компьютерный дисплей, на котором возникла схема орбит всех планет Солнечной системы на фоне звезд и созвездий. Изображение было неподвижным. - У нас много знаний, - говорил Шеф. - Познаний в компьютерах, космической тригонометрии, трехмерных навигационных исчислениях. Много знаний. Много, много знаний. Только мы их потеряли. Это очень жалко. Нам нужны знания, которые мы потеряли. Они сейчас где-то в космосе. Вместе с нашими именами и воспоминаниями о родине и любимых. Пожалуйста, - он сделал жест в сторону компьютерной клавиатуры, - помогите нам своими знаниями. Разумеется, следующее, что сделала Трисия, - это быстро установила видеокамеру на штатив, после чего сама вошла в кадр и уселась перед гигантским дисплеем. Несколько секунд она осваивалась с интерфейсом, после чего принялась профессионально и убедительно изображать, будто понимает, что делает. В общем-то это было не так уж трудно. В конце концов, она как-никак имела математическое и астрономическое образование, равно как и умение держаться перед камерой, а то, что забыла за эти годы, она с лихвой возмещала мастерским блефом. Компьютер, с которым она работала, наглядно доказывал, что грибулонцы рождены куда более развитой цивилизацией, чем это можно было бы предположить, глядя на их нынешнее состояние. С его помощью ей удалось за каких-нибудь полчаса соорудить довольно пристойную действующую модель Солнечной системы. Вряд ли она отличалась особой точностью, но выглядела неплохо. Планеты вращались по более-менее похожим на правду орбитам, и ход этих космических часов можно было наблюдать с любой точки системы - приблизительно, конечно. Можно было наблюдать небосвод с Земли, можно - с Марса и так далее. Можно было наблюдать и с поверхности планеты Руперт. Подобная работа произвела впечатление даже на саму Трисию, хотя еще большее впечатление произвел на нее компьютер, с которым она работала. Такая же работа с земными компьютерами заняла бы никак не меньше года. Когда она закончила, Шеф стал за ее спиной и долго смотрел. Он был очень доволен результатами ее работы. - Хорошо, - сказал он. - А теперь, пожалуйста, не покажете ли вы, как использовать созданную вами модель, чтобы перевести для меня содержание вот этого. И выложил на стол перед ней книгу. Это была книга Гейл Эндрюс "Вы и ваши планеты". Трисия нажала на кнопку "стоп". Вот теперь-то ей сделалось совсем худо. Ощущение галлюцинации прошло, но в голове от этого яснее не стало. Она отодвинула кресло от пульта и задумалась, что же ей делать дальше. Много лет назад она бросила астрофизику, так как знала точно, что ее поднимут на смех, если она расскажет кому-нибудь одну простую вещь. Она сделала единственное, что могла сделать в такой ситуации, - ушла. Теперь она работает на телевидении, и все повторяется снова. У нее есть видеозапись, подлинная видеозапись самого невероятного события в истории: всеми забытый форпост чужой цивилизации, затерявшийся на дальней планете нашей планетной системы. Она знает всю эту историю. Она там была. Она это видела. Бог свидетель, у нее есть видеозапись. И если она покажет ее кому-нибудь, ее поднимут на смех. Как может она доказать все это? Не стоило даже и пытаться. С какого угла ни посмотри на эту историю, она представляется полнейшим бредом. Ее бедная голова совсем распухла. В сумке, кажется, осталось несколько таблеток аспирина. Она вышла из маленькой аппаратной к раковине в коридоре, приняла таблетку аспирина и запила водой. В студии царила мертвая тишина. Обыкновенно здесь толпилась тьма народу. Теперь - никого. Трисия заглянула в соседнюю аппаратную - тоже пусто. Похоже, она слегка перестаралась, отваживая от своей работы конкурентов. "НЕ БЕСПОКОИТЬ! - гласила ее табличка. - ДАЖЕ НЕ СУЙТЕСЬ! ПЛЕВАТЬ, ЧТО У ВАС ЗА ДЕЛО. Я ЗАНЯТА!" Вернувшись в аппаратную, она заметила на панели служебного телефона горящую лампочку. Интересно, как давно она горит? - Алло? - сказала Трисия оператору. - О мисс Макмиллан! Очень хорошо, что вы позвонили. Вас все ищут. Ваша телекомпания. Они с ума сошли, обыскавшись вас. Вы можете связаться с ними? - Почему вы не соединили сразу? - спросила Трисия. - Вы сами просили ни за что вас не беспокоить. Вы просили даже не говорить, что вы здесь. Я не знал, что делать. Я собирался оставить вам записку, но вы... - О'кей, - чертыхнувшись про себя, произнесла Трисия и набрала номер своего офиса. - ТРИСИЯ!!! Мать твою, куда ты запропастилась? - Я в студии... - Мне сказали... - Я знаю. Что случилось? - Что? Всего только корабль пришельцев. - Что? ГДЕ? - В Риджент-парке. Большая серебряная штука. Какая-то девица с птицей. Девица говорит по-английски, швыряется во всех камнями и требует, чтобы кто-нибудь починил ее часы. Мотай туда, живо! Трисия стояла и молча смотрела перед собой. Эта штука не походила на грибулонский корабль. Конечно, она еще не заделалась экспертом по инопланетным кораблям, но этот был изящен, красивой серебряной с белым расцветки, размером с океанскую яхту, на которую и походил больше всего. Рядом с ним грибулонский корабль казался бы орудийной башней со старинного линкора. Орудийные башни... Так вот что так напомнили ей те массивные серые здания. И еще ей показалось странным тогда, что они были повернуты по-другому, когда они возвращались на корабль, чтобы лететь к Земле. Все эти мысли стремительно мелькнули у нее в голове, пока она спешила от такси к ожидавшей ее съемочной группе. - Где девушка? - крикнула Трисия, пытаясь перекрыть голосом рев вертолетов и полицейских сирен. - Вон! - крикнул в ответ продюсер, пока техник торопливо прицеплял ей радиомикрофон. - Она утверждает, что ее мать и отец родом отсюда, но из параллельного измерения или чего-то в этом роде, и что у нее с собой отцовские часы. Чего тебе еще сказать? Разбирайся. Спроси ее, каково это - попасть на Землю из далекого космоса. - Спасибо, Тэд, - пробормотала Трисия, проверила, хорошо ли держится микрофон, дала технику время отрегулировать уровень записи, сделала глубокий вздох, отбросила волосы назад и привычно включилась в роль привычной ко всему тележурналистки. Ну, почти ко всему. Она огляделась в поисках девушки. Да, должно быть, это она: волосы растрепаны, взгляд - дикий. Девушка повернулась к ней. И оцепенела. - Мама! - взвизгнула она. И швырнула в Трисию камнем. 22 Они на полном скаку вырвались в ослепительно сияющий полдень. Горячее, жгучее солнце. Перед ними, подернутая знойным маревом, тянулась пустынная равнина. По ней-то они и неслись - к горизонту. - Прыгай! - крикнул Форд Префект. - Что? - переспросил Артур Дент, цепляясь за шерсть из последних сил. Ответа не последовало. - Что ты сказал? - повторил Артур и только тут понял, что Форда Префекта рядом с ним уже нет. Артур в ужасе оглянулся и начал сползать вбок. Потом, сообразив, что больше не в силах держаться, он изо всех сил оттолкнулся, упал на землю и кубарем покатился как можно дальше от грохочущих копыт. Ну и денек, подумал он, пытаясь откашляться от пыли. Таких жутких дней он не помнил с тех пор, как взорвали Землю. Он поднялся на колени, потом на ноги и бросился бегом прочь. Он не знал, от чего он бежит и куда, но это представлялось ему наиболее разумным поступком. Он врезался прямо в Форда Префекта, стоявшего и созерцавшего всю эту картину. - Глянь-ка, - сказал Форд. - Как раз то, что нам нужно. Артур прокашлялся еще немного, сплюнул пыль, протер глаза и отряхнул еще немного пыли с волос. Потом повернулся посмотреть туда, куда показывал Форд. На королевские владения, какой бы король тут ни правил, это никак не походило. Впрочем, смотрелось симпатично. Во-первых, контекст. То была планета-пустыня. Пыльная, слежавшаяся земля старательно украсила синяками все участки тела Артура, которые избежали увечий за истекшую ночь. Где-то впереди виднелись далекие скалы, судя по всему, из песчаника, принявшие под воздействием ветров и тех немногих дождей, что случайно выпадали в этих краях, самые причудливые формы. Формы эти в чем-то перекликались с причудливыми кактусами, разбросанными там и здесь по оранжевой пустыне. На какое-то мгновение Артур даже осмелился подумать, что они неожиданно попали в Аризону, или Нью-Мексико, а может, в Южную Дакоту. Однако имелось предостаточно доказательств противного. Начать хотя бы с продолжавших усердно грохотать копытами Абсолютно Нормальных Зверей. Они вырывались десятками тысяч откуда-то из-за горизонта, исчезали на одном участке в полмили длиной, снова появлялись и уносились, грохоча копытами, за противоположный горизонт. А совсем рядом с ними, у входа в гриль-бар, стояли припаркованные звездолеты. Вот оно что. А ларчик просто открывался, подумал Артур про себя. Собственно, у входа в гриль-бар "Владения Короля" стоял только один звездолет. Остальные находились чуть в стороне на стоянке. И только тот, что был припаркован у входа, невольно притягивал к себе взор. Весь в причудливых хромированных плавниках, с корпусом, окрашенным в чумовой розовый цвет, он походил на огромное задумчивое насекомое, готовое в любой момент - фыр-р! - упрыгнуть за милю отсюда. Гриль-бар "Владения Короля" стоял прямо на пути стада Абсолютно Нормальных Зверей, которые врезались бы прямо в него, когда бы на их пути не случилось гиперпространственного перехода. Бар стоял сам по себе. Обыкновенный гриль-бар. Стандартный обед для водителей-дальнобойщиков. Этакая заштатная дыра. Тишь да гладь. Владения Короля. - Куплю-ка я этот звездолет, - задумчиво произнес Форд. - Купишь? - удивился Артур. - Что-то это на тебя не похоже. Мне казалось, ты их обыкновенно угоняешь. - Надо же иногда и честь знать, - возразил Форд. - Возможно, кроме этого, надо знать, где достать наличность, - заметил Артур. - Как по-твоему, сколько эта штука может стоить? Изящным движением Форд вынул из кармана свою кредитную карточку "Обед-при-исполнении". Артур заметил, что рука у него при этом слегка дрожала. - Я им покажу, как делать из меня ресторанного обозревателя... - мстительно пропел Форд. - О чем это ты? - удивился Артур. - Сейчас поймешь, - сказал Форд с нехорошим блеском в глазах. - Пошли-ка, потратимся немного, идет? - Пару пива, - возгласил Форд, - черт, чуть не забыл, дурак, пару ветчинных рулетов или что там у вас, да, и еще эту розовую штуку за дверями. Он выложил свою карточку на стойку и небрежно оглянулся. Воцарилась некоторая тишина. В принципе и до того здесь было не то чтобы шумно, но теперь сделалось тихо совсем по-другому. Даже далекий грохот копыт Абсолютно Нормальных Зверей, старательно обходивших "Владения Короля", казался теперь чуть тише. - Мы только что с родео, - заявил Форд таким тоном, словно в этом - равно как и в чем угодно другом - не было ничего особенного. И с самым невинным видом облокотился на стойку. Народу в зале было человека три - они сидели за столиками и потягивали пиво. Человека три. Кое-кто сказал бы, что их там было ровным счетом трое, но в подобных заведениях лучше не увлекаться ровным счетом. Еще один - рослый здоровяк - возился с инструментами на маленькой эстраде. Исцарапанная ударная установка. Пара гитар. Наверняка тут играют что-то типа кантри. Бармен не слишком спешил выполнять заказ Форда. Говоря начистоту, он вообще не двигался с места. - Не уверен, что та розовая штука продается, - произнес он, растягивая гласные до самого горизонта. - Еще как продается, - бросил Форд. - Сколько за нее хотите? - Ну... - Назовите цифру, и я удвою. - Штука не моя, - объяснил бармен. - Тогда чья? Бармен мотнул головой в сторону здоровяка на эстраде. Крупный, толстый мужик, медлительный, начинающий лысеть. Форд кивнул и ухмыльнулся. - О'кей, - произнес он, - валяйте пиво и рулеты. И не спешите выписывать счет. Артур сидел у стойки и отдыхал. Он привык не понимать, что происходит вокруг. Так ему было даже уютнее. Пиво оказалось отменное. От него чуть клонило в сон, против чего Артур ничуть не возражал. Ветчинный рулет оказался не настоящим ветчинным рулетом. Это был рулет из Абсолютно Нормального Зверя. Артур обменялся с барменом несколькими замечаниями профессионального порядка, предоставив Форду делать то, что ему - Форду - хотелось. - О'кей, - повторил Форд, возвращаясь к стойке. - Все тип-топ. Розовая штука - наша. Эта новость сразила бармена наповал. - Он продает ее вам? - Отдает даром, - ответил Форд, откусывая кусок рулета. - Эй нет, погодите выписывать счет. Мы добавим. Вкусный рулет. Он сделал большой глоток пива. - И пиво что надо, - сообщил он. - Кстати, корабль тоже неплох, - добавил он, созерцая хромированно-розовое насекомое за окном. - Полный кайф. Знаешь, - произнес он, откинувшись на спинку стула, - в такие вот минуты начинаешь задумываться, стоит ли так много думать о пространственно-временном континууме, целостности многомерных вероятностных матриц, возможном коллапсе волновых форм Великой Всеобщей Мешанины - короче, обо всем, что обычно меня заботит. Может, и правильно говорит этот парень. Будь что будет. Какая разница? Будь что будет. - Какой парень? Форд кивнул в сторону эстрады. Здоровяк произносил в микрофон "раз, два...". На эстраде появилось двое других парней. Ударные. Гитара. Бармен, минуту или две не произносивший ни слова, не выдержал: - Вы сказали, он отдает вам свой корабль? - Угу, - отозвался Форд. - Будь что будет, вот что он сказал. Берите, говорит, корабль. С моего, говорит, благословения. Будьте с ним поласковее. Я, говорит, был с ним ласков. Он сделал еще глоток. - Вот я и говорю, - продолжал он. - В минуты вроде этой так и хочется думать: будь что будет. Но когда вспоминаешь про парней вроде "Инфин-Идио энтерпрайзис", понимаешь, им этого так спустить нельзя. Пусть платят. Мой священный долг - заставить их платить. Кстати, поставьте мне в счет заявку певцу. Я сделал заявку, и мы договорились. Посчитайте мне это, идет? - Идет, - осторожно согласился бармен и только потом опомнился. - На сколько вы там договорились? Форд шепнул ему какое-то числительное. Бармен грохнулся в обморок, уронив на себя кучу бокалов и бутылок. Форд поспешно обогнул стойку посмотреть, не повредил ли тот чего, и помочь ему подняться. Бармен порезал палец и локоть, да еще голова у него чуть кружилась, но, в общем, все обошлось. Парень на эстраде начал петь. Бармен взял у Форда карточку и удалился проверить ее. - Я чего-то не понимаю? - спросил у Форда Артур. - А что, бывает по-другому? - удивился Форд. - Но это же нормально, - обиделся Артур. Он начал понемногу просыпаться. - Нам не пора лететь? - вдруг спросил он. - Этот корабль сможет доставить нас на Землю? - Еще как, - ответил Форд. - Ведь туда и должна была отправиться Рэндом! - встрепенулся Артур. - Нам надо поскорей ее догнать! Вот только... Форд предоставил Артуру обдумывать эту мысль, а сам достал из кармана свое старое издание "Путеводителя". - Вот только в какой точке вероятностной оси мы находимся? - спросил Артур. - Есть здесь Земля или нет? Я так долго ее искал... И все, что находил, - это более или менее похожие на нее планеты. Расположение континентов совпадает, а все остальное - ничего общего. Самая жуткая назвалась Нучтоещетам, меня там укусил какой-то психованный зверь. Понимаешь, они так общаются - кусая друг друга. Чертовски больно. Ну, и в половине вселенных, разумеется, Земли вообще не было, поскольку ее взорвали эти чертовы вогоны. Ты меня слушаешь? Форд не ответил. Он прислушивался к чему-то. Он молча протянул Артуру "Путеводитель" и ткнул пальцем в экран. На нем значилось: "Земля. В основном безвредна". - Ты хочешь сказать, она здесь есть! - восторженно вскричал Артур. - Здесь есть Земля! Земля, на которую отправилась Рэндом! Во время грозы птица показывала ей Землю! Форд шикнул на Артура, чтобы тот вел себя потише. Он слушал. А Артур нетерпеливо ерзал на стуле. Ему и раньше приходилось слышать "Love me tender" в "барах с живой музыкой". Конечно, он не ожидал услышать эту песню здесь, в чертовском далеке от Земли, но жизнь давно уже отучила его удивляться чему бы то ни было. Для певца из бара исполнитель был неплох, если кому такая музыка нравится, но Артуру было не до музыки. Он глянул на свои часы. И вспомнил, что часов у него больше нет. Они, вернее то, что от них осталось, находились у Рэндом. - Тебе не кажется, что нам пора? - теребил он Форда. - Ш-ш-ш! - окрысился Форд. - Я заплатил за эту песню. - В глазах у него, похоже, стояли слезы, чего Артур никак уж не ожидал. До сих пор Форда мало что пробирало до глубины души, разве что ну очень крепкое спиртное. Может, это у него от пыли? Он ждал, барабаня пальцами по столу - не в такт песне. Песня закончилась. Певец запел "Heartbreak Hotel" ["Люби меня нежно", "Отель, где разбиваются сердца" - песни из репертуара Элвиса Пресли]. - Как бы то ни было, - прошептал Форд, - должен же я сделать обзор этого ресторана. - Что? - Надо написать рецензию. - Рецензию? На это место? - Хоть немного отработаю свои расходы. Я так все устроил, что мой счет оплачивается и следа потом не найдешь. За это можно иногда и поработать, - добавил он, уставясь недобрым взглядом в кружку с пивом. - За пару пива и за рулет? - И за пение. - Сколько ты ему заплатил? Форд повторил пресловутое числительное. - Я все равно не знаю, много это или мало, - произнес Артур. - Сколько это будет в фунтах стерлингов? Что на это можно купить? - На это можно купить... э-э... - Форд прикрыл глаза, считая в уме, - Швейцарию, - произнес он наконец. Положил "Путеводитель" на стол перед собой и затюкал по клавиатуре. Артур вежливо кивнул. Бывали времена, когда ему отчаянно хотелось понять, о чем же идет речь; встречались и времена, например, сейчас, когда он чувствовал, что, пожалуй, безопаснее не заморачивать себе голову. Он решил, что это, видимо, как раз тот случай. Он заглянул Форду через плечо. - Это недолго, нет? - решился спросить он. - Да нет, - ответил Форд. - Так, ерунда. Всего лишь информация о том, что рулеты здесь недурны, пиво отличное и холодное, местная фауна несколько своеобразна, а по вечерам выступает величайший во всех известных вселенных певец, ну и все такое. Полминуты. Надо же хоть иногда и поработать. Он нажал на кнопку "ввод", и информация унеслась на субэфирных волнах. - По-твоему, певец действительно так хорош? - Угу, - промычал Форд. К ним приближался бармен; рука его, державшая кредитную карточку, заметно тряслась. Он положил карточку на стол перед Фордом так, словно это была ядовитая гадина. - Ну и дела, - сказал бармен. - Первые два раза машина отказывалась взять вашу карточку. Не скажу, чтобы это меня удивило, - смахнул он пот с бровей. - Потом вдруг бац, и на тебе - все путем, полный ажур, и машина... она ее, знаете ли, приняла. Вы, того... счет подпишите? Форд не глядя подмахнул листок. - Надеюсь, это сильно повредит "Инфин-Идио", - произнес он, напустив на себя сокрушенный вид. - Так им и надо, - добавил он совсем тихо. - Сторицей! Он удовлетворенно вздохнул и вернул счет бармену. - Больше денег, - заметил он, - чем Полковник добыл ему за всю его карьеру, заставляя сниматься в посредственных фильмах и петь в казино. И он обговорил все это сам, без менеджера. Думаю, это его счастливый день. Передайте ему мою благодарность, и пусть выпьет за наш счет. - Форд выложил на стойку несколько монет. Бармен отодвинул их. - Вообще-то не стоит... - произнес он чуть хрипло. - Мне виднее, - отрезал Форд. - О'кей, нам пора. Они стояли на пыльной земле под палящим солнцем и с восхищением смотрели на хромированно-розовое чудище. Во всяком случае, Форд смотрел на него с восхищением. Артур просто смотрел на него. - Тебе не кажется, что хрому немного многовато, нет? Он повторил это еще раз, когда они забрались внутрь. Сиденья и изрядная часть приборной панели были отделаны мехом и замшей. На главном пульте управления красовался огромный золотой вензель "Э.П.". - Знаешь, - сказал Форд, включая двигатели, - я спросил его, правда ли, что его похитили пришельцы. Знаешь, что он ответил? - Кто? - не понял Артур. - Король. - Какой король? Ох, черт, мы уже говорили на эту тему, верно? - Ничего, - сказал Форд. - Так вот, он ответил, что нет. Он улетел по собственному желанию. - Я так толком и не понял, о ком это ты, - признался Артур. Форд тряхнул головой. - Слушай, - сказал он. - Там в бардачке слева от тебя несколько кассет. Будь так добр, выбери чего-нибудь и поставь. - О'кей, - сказал Артур, порывшись в кассетах. - Элвис Пресли тебе нравится? - Если тебе это интересно, - ответил Форд, - да, нравится. Надеюсь, у этой машинки ход не уступает внешности. Он врубил скорость. - Иееее-е-ех! - заорал Форд, когда они взмыли в небо. Машинка действительно не подкачала. 23 Агентства новостей такого не любят. Все хорошо в меру. Всамделишный звездолет, приземлившийся средь бела дня в центре Лондона, не мог не стать сенсацией высшего разряда. Второй, совершенно на него не похожий, приземлившийся тремя с половиной часами позже, сенсацией уже не стал. "ЕЩЕ ОДИН КОСМИЧЕСКИЙ КОРАБЛЬ! - гласили заголовки. - НА ЭТОТ РАЗ РОЗОВЫЙ". Случись это хотя бы на месяц позже, шуму было бы куда больше. Третий звездолет, приземлившийся еще через полчаса, маленький четырехместный хрюндийский катер, попал только в выпуски местных новостей. Пронзив стратосферу. Форд с Артуром без особой шумихи приземлились на Портленд-плейс. Времени было всего полседьмого вечера, так что места для парковки еще имелись. Они быстренько смешались с толпой зевак, потом громко возгласили, что, если никто больше не собирается вызывать полицию, это сделают они сами, и под шумок улизнули с места события. - Домой... - произнес Артур хрипло, и на его глаза навернулись предательские слезы. - Только не раскисай, пожалуйста, - буркнул Форд. - Нам необходимо найти твою дочь. И ту пернатую тварь. - Но как? - вздохнул Артур. - На этой планете пять с половиной миллиардов населения, и... - Да, - оборвал его Форд. - Но только одна из них прилетела из космоса на большом серебряном корабле в сопровождении искусственной птички. Я предлагаю следующее: найти телевизор и выпивку на то время, пока мы будем его смотреть. И делать это лучше в комфортабельных условиях. Они сняли большой номер с двумя спальнями в Лэнгеме. Удивительно, но Фордова карточка "Обед-при-исполнении", изготовленная на планете в пять тысяч световых лет отсюда, была без проблем принята компьютером отеля. Пока Артур устраивался перед телевизором, форд оккупировал телефон. - О'кей, - заявил он. - Я хочу заказать в номер букет маргариток. Два букета. Пару лучших салатов. Паштет из гусиной печенки - сколько у вас найдется. И еще лондонский зоопарк. - Ее показывают в новостях! - крикнул из своей спальни Артур. - Именно это я и сказал, - произнес Форд в трубку. - Лондонский зоопарк. Принесите в номер. - Она... Боже праведный! - вскричал Артур. - Знаешь, кто берет у нее интервью? - Вы что, по-английски не понимаете? - продолжал Форд. - Зоопарк, который отсюда через дорогу. Ничего, если он сегодня закрыт. Я не собираюсь покупать билет. Я хочу купить зоопарк. Мне плевать на то, Что вы заняты. Это отдел обслуживания постояльцев? Я постоялец, и мне нужно, чтобы меня обслужили. Бумагу взяли? О'кей. Вот чего я от вас хочу: все животные, которых можно вернуть в естественные условия обитания, должны быть отпущены. Снарядите отряды специалистов, чтобы те следили, как им будет житься на воле. О'кей. - Это Триллиан! - кричал Артур. - Или нет... э-э... Боже, я больше не могу выносить этих историй с параллельными мирами. Просто крыша едет. Похоже, это другая Триллиан. Ее зовут Трисия Макмиллан, совсем так, как звали Триллиан до того, как... Черт, почему ты сам не посмотришь? Может, ты разберешься. - Секундочку! - крикнул Форд и вернулся к своим телефонным переговорам: - Еще нам потребуются земли для содержания тех животных, которых нельзя выпускать на волю. Подберите группу специалистов, пусть найдут наиболее подходящие территории. Возможно, нам придется купить что-нибудь вроде Заира и несколько островов. Мадагаскар там, Баффинову Землю, Суматру... Что-то в этом роде. Нам нужно максимальное разнообразие климатических зон. Послушайте, я не понимаю, что в этом такого сложного. Вот и учитесь работать. Наймите тех, кого считаете нужным. Я полагаю, мой банковский счет вас устроит. И потрите в салат синего сыру. Спасибо. Он положил трубку и перешел в комнату к Артуру. Тот сидел на краешке кровати, не отрываясь от телевизора. - Я заказал нам паштет из гусиной печенки. - Что? - не понял Артур, весь поглощенный телепередачей. - Я сказал, я нам заказал паштет из гусиной печенки. - А-а, - грустно сказал Артур. - Гм, мне всегда не по себе от этого паштета. Как-то жестоко это по отношению к гусям, разве не так? - На фиг гусей, - заявил Форд, растягиваясь на кровати. - Невозможно ведь жалеть всех подряд. - Ну, с твоей стороны очень мило так говорить, но... - Брось, - сказал Форд. - Если хочешь, я съем твою порцию. Ну, как там дела? - Хаос, - ответил Артур. - Полнейший хаос. Рэндом орет на Триллиан, или на Трисию, или кто это там, будто та ее бросила, и требует, чтобы ее отвели в нормальный ночной клуб. Трисия в слезах и все повторяет, что никогда не встречала раньше Рэндом и тем более не рожала ее. Потом она вдруг начала причитать по кому-то по имени Руперт и говорить, что он лишился памяти или что-то вроде этого. Если честно, я не очень понял это место. Потом Рэндом начала швыряться всем, что подвернулось под руку, и они переключились на рекламу, пока не разберутся немного. Вон! Они снова включают студию! Заткнись и смотри! На экране появился несколько взъерошенный ведущий и принес телезрителям извинения за непредвиденную паузу. Он сказал, что у них еще нет достоверной информации, кроме того, что загадочная девушка, называющая себя Рэндом-Постоянная-Клиентка-Космотрасс-Дент, покинула студию, чтобы, гм, отдохнуть. Он надеется, что Трисия Макмиллан сможет принять участие в завтрашней передаче. Тем временем поступают свежие сообщения о НЛО... Форд спрыгнул с кровати, схватил ближайший телефон и набрал номер. - Портье? Хотите стать владельцем отеля? Он ваш, если вы в течение пяти минут найдете мне список клубов, членом которых состоит Трисия Макмиллан. Перезвоните мне в номер. 24 Далеко-далеко, в чернильных глубинах космоса, вдали от чьих-либо глаз, происходили некие события. Незримые обитателям таинственно, непредсказуемо капризного сектора "Множественное Зет" (того самого, в сердцевине которого находится бесконечное множество вероятностных вариантов планеты под названием "Земля"), они тем не менее имели для этих обитателей самые серьезные последствия. На самом краю Солнечной системы, развалившись на зеленом кожаном диване и с тоской глядя на батарею телевизионных и компьютерных экранов, сидел чрезвычайно мрачно настроенный Шеф грибулонцев. Тупо листал он учебник астрологии. Тупо переключался с программы на программу, которые поступали на его экраны прямо с мощнейших грибулонских антенн, нацеленных на планету Земля. Шеф был не в духе. Миссия грибулонцев заключалась в том, чтобы наблюдать. Причем наблюдать тайно. Эта миссия успела ему изрядно надоесть. Он не сомневался, что к отсиживанию грибулонских задниц у телеэкранов их миссия не сводилась. Ведь было же у них с собой столько другого оборудования, которым можно было наделать столько всякого, если бы они только не потеряли всякое представление о том, что им можно сделать. Ему не хватало цели в жизни, вот почему он и обратился к астрологии: заполнить зияющую брешь в разуме и душе. Астрология уж точно подскажет что-нибудь. Вообще-то уже подсказала. Насколько он понимал, астрологическая наука сообщала ему, что им предстоит очень неудачный месяц, что из обычной полосы неудач они выскочат в полосу неудач омерзительных - если он только не овладеет ситуацией и не начнет предпринимать какие-то позитивные шаги. Это совершенно ясно следовало из гороскопа, который он составил с помощью учебника астрологии и компьютерной программы, которую составила для него эта очаровательная Трисия Макмиллан. Все астрологические вычисления пришлось проделать заново, чтобы программа имела какой-то смысл для грибулонцев здесь, на погруженной в вечный холод десятой планете. Новый гороскоп ясно и недвусмысленно гласил, что с этого дня начинается крайне неудачный для него месяц. Ведь сегодня Земля входит в созвездие Козерога, а это не сулило грибулонскому Шефу, истому Тельцу по характеру, ничего хорошего. Пришло время, говорил гороскоп, предпринимать позитивные шаги, принимать радикальные решения, выяснить, что необходимо сделать и воплотить решение в жизнь. Это оказалось для него довольно сложным, но он знал, что заниматься сложными делами всегда сложно. Компьютер уже отслеживал секунда за секундой местоположение планеты Земля. Он приказал огромным серым боевым башням повернуться в боевое положение. Поскольку вся наблюдательная аппаратура грибулонцев была нацелена на планету Земля, она так и не заметила, что в Солнечной системе появился еще один источник информации. В принципе их шансы обнаружить этот источник информации - огромный желтый инженерный корабль - равнялись нулю. Тот находился от Солнца на таком же расстоянии, что и Руперт, но с противоположной стороны. Он полупрятался за Солнцем. Хорошо сказано - полупрятался. Огромный желтый инженерный корабль старался наблюдать происходящее на десятой планете, оставаясь незамеченным. Это удавалось ему в полной мере. Да и во многих других отношениях этот корабль являлся прямой противоположностью грибулонскому. Его капитан исключительно хорошо представлял себе, какова его миссия. Она была исключительно проста и ясна, и он уже довольно давно трудился над ее простым и ясным воплощением в жизнь. Любому, кто узнал бы его миссию, она показались бы убогой и нелепой. Это была не та миссия, которой стоит посвящать всю жизнь. Не те цели, которые заставляют кровь быстрее течь по жилам, заставляют птиц петь, а цветы - цвести. Скорее, это была их противоположность. Диаметральная противоположность. Впрочем, тревога о последствиях осуществляемого в обязанности капитана не входила. Таковы уж были его обязанности: выполнять свои обязанности. Если подобное отношение к служебному долгу и было чревато некоторым сужением кругозора и зацикливанием разума на одной мысли, тут уж точно тревожиться не стоило - разбираться с последствиями выполнения его обязанностей он предоставлял другим, которые, в свою очередь, перекладывали ответственность на третьих. А те, в свою очередь... Далеко-далеко, в миллионах световых лет отсюда, да и от любого другого места, находится мрачная, давно всеми забытая планета Вогсфера. И на ней, где-то на болотистом, вечно окутанном туманами берегу, среди гор расколотых крабовых панцирей (это все, что осталось от популяции проворных радужных крабов), стоит скромный каменный обелиск, отмечающий то место, где, как считается, впервые выполз на сушу Vogon vogonblurtus. На памятнике выбиты четкие угловатые буквы "ОНИ В ОТВЕТЕ ЗА ВСЕ", а под ними - стрелка, указывающая в туман, туда, откуда доносится мерный плеск волн. В недрах невзрачного желтого корабля капитан вогонов довольно осклабился, глядя на лежащий перед ним обтрепанный листок бумаги. То был приказ на уничтожение. Если бы вы решили докопаться, когда именно капитан начал осуществлять свою миссию (состоявшую, как нам уже известно, в осуществлении предписанной ему миссии), то узнали бы, что все началось именно с этого клочка бумаги, давным-давно полученного капитаном от его непосредственного начальника. На клочке бумаги была написана инструкция, каковую надлежало выполнить, после чего поставить галочку в соответствующей графе. Один раз много лет назад ему уже довелось выполнить инструкцию, но в силу ряда различных обстоятельств он так и не смог поставить в надлежащую графу галочку. Одним из этих обстоятельств стала множественная природа галактического сектора "Множественное Зет" - возможное то и дело переплеталось здесь с вероятным, да так, что и не расцепишь. Простая операция уничтожения помогала здесь не больше, чем разглаживание пузыря под плохо проклеенным рулоном обоев. В одном месте уничтожаешь - в другом выскакивает. Ничего, скоро тут наведут порядок. Другим обстоятельством стала кучка людей, которые постоянно отказывались быть там, где им полагалось, и в тот момент, когда полагалось. Ничего, их тоже скоро призовут к порядку. Третьим обстоятельством было вредоносное анархическое приспособление под названием "Путеводитель "Автостопом по Галактике". В нем порядок уже навели, и так успешно, что - благодаря фантастической мощи реверсивной темпоральной техники - "Путеводитель" превратился в орудие наведения порядка относительно двух первых обстоятельств. Теперь капитану оставалось просто сидеть и созерцать заключительный акт этой драмы. Сам он и палец о палец не ударит. - Показывай, - приказал он. Похожая на птицу тень расправила крылья и взмыла в воздух. Рубка управления погрузилась в темноту. Тусклые огоньки мигали в черных глазках птицы, по мере того как в глубине ее механизма приближались к заключительной стадии все функциональные и логические операции, замыкались цепи причин и следствий, исчезали все "если", стягивались петли повторов. Ослепительное видение вспыхнуло в темноте: влажно-сине-зеленое чудо, висящий в воздухе цилиндр, похожий на неполную связку сарделек. Издав носом чавкающий звук глубокого удовлетворения, капитан вогонов сел и принялся ждать. 25 - Где-то здесь дом сорок два, - крикнул Форд Префект таксисту. - Ага, вот сюда. Такси подвалило к тротуару. Форд с Артуром выпрыгнули из него. По дороге они останавливались у нескольких банкоматов, так что Форд протянул таксисту в окошко охапку банкнот. В клуб вела элегантно-простая черная дверь. Название значилось лишь на неприметной медной табличке. Члены клуба и так знали, где он находится, а если вы не состоите в их числе, знание того, где он находится, вам все равно не поможет. Форд Префект не состоял членом клуба Ставро, хотя один раз был в другом его клубе - в том, что в Нью-Йорке. Зато у него на вооружении имелся до крайности простой способ попадания в клубы, членом которых он не состоял. Стоило двери раскрыться, как он шагнул внутрь и, небрежно ткнув пальцем в едва поспевающего за ним Артура, объявил: "О'кей, этот со мной". По темным полированным ступеням он спустился вниз, чувствуя себя очень легко и свободно в новых ботинках из синей замши. Он весьма гордился тем, что углядел их в витрине с заднего сиденья несущегося по Лондону такси. - По-моему, я вас предупреждал, чтоб и ноги вашей здесь не было! - Что? - удивился Форд. Худой, нездорового вида человек в мешковатом костюме итальянского покроя, поднимавшийся мимо них по лестнице с сигаретой в руке, вдруг застыл, приглядываясь. - Да не вас, - произнес он. - Его. Он смотрел в упор на Артура, потом немного смутился. - Извините меня, - сказал он. - Должно быть, я вас с кем-то спутал. - Он поднялся еще на пару ступенек и тут же, вновь обернувшись, с еще более озадаченным видом уставился на Артура. - Ну что там еще? - вскричал Форд. - Что вы сказали? - Я сказал, ну что еще там? - раздраженно переспросил Форд. - Да, конечно, - вяло кивнул человек, пошатнулся и уронил на ступеньки спичечный коробок, который до этого вертел в пальцах. Его губы слабо задергались. Он прижал руку ко лбу. - Простите меня, - повторил он. - Я все пытаюсь вспомнить, какие таблетки принял. Должно быть, из тех, которые отшибают память о том, что ты их принял. Он тряхнул головой и двинулся наверх - к мужскому туалету. - Пошли, - скомандовал Форд и поспешил вниз. Артур неуверенно поплелся за ним. Неизвестно почему, встреча изрядно подействовала ему на нервы. Он не любил таких вот заведений. Несмотря на все годы мечтаний о Земле, о доме, в этот момент Артуру отчаянно недоставало его хижины на Лемюэлле, его ножей, его сандвичей. Он скучал даже по Старику Трашбаргу. - Артур! Полный финиш. Его имя прозвучало одновременно с двух сторон: ни дать ни взять стерео. Он повернулся, чтобы посмотреть в одну сторону. Сверху по лестнице к нему спешила Триллиан в своем восхитительно измятом римплоне. Вид у нее был почему-то испуганный. Он повернулся в другую сторону посмотреть, что же так напугало ее. Внизу у лестницы стояла Триллиан в... нет, это была Трисия. Трисия, которую он недавно видел по телевизору бьющейся в истерике. А за ее спиной стояла Рэндом с еще более диким, чем обычно, взглядом. За ней в полумраке клубного зала застыли, точно живая картина, остальные посетители, с любопытством созерцая происходящее на лестнице. Несколько секунд никто не двигался с места. Только музыка продолжала бесстрашно бухать откуда-то из-за стойки. - Пистолет у нее в руках, - негромко сказал Форд, едва заметно кивнув в сторону Рэндом, - это "вабанатта-З". Он находился на корабле, который она у меня угнала. Чертовски опасная штука. Не шевелись пока. Давайте все будем сохранять спокойствие и попробуем выяснить, что же ее так огорчает. - Где мой дом? - неожиданно выкрикнула Рэндом. Ее рука с пистолетом отчаянно тряслась. Другой рукой она вытащила их кармана останки часов Артура и взмахнула ими в воздухе. - Я думала, мой дом здесь, - крикнула она. - В мире, благодаря которому я родилась! Но получается, даже моя мать не знает, кто я! - Она с ожесточением отшвырнула часы. Те врезались в полку с бутылками. Колесики и пружинки брызнули во все стороны. Секунду или две все молчали. - Рэндом, - негромко произнесла стоявшая на лестнице Триллиан. - Заткнись! - крикнула Рэндом. - Ты меня бросила! - Рэндом, это очень важно. Выслушай меня, и ты поймешь, - настаивала Триллиан. - У нас мало времени. Нам пора улетать. Нам всем пора улетать. - О чем это ты? Вечно мы отовсюду улетаем! - Теперь Рэндом держала пистолет обеими руками, причем тряслись обе. Она ни в кого конкретно не целилась. Она целилась в весь окружающий мир. - Послушай, - повторила Триллиан. - Я оставила тебя, так как мне надо было вести репортажи с войны, а это исключительно опасно. Но когда я прибыла на место, война так и не разразилась. Там вышла аномалия со временем и... Да слушай же! Пожалуйста, слушай! Космический крейсер, посланный на разведку, исчез, из-за чего весь флот разметался по космосу. Такое случается сейчас сплошь да рядом. - Какое мне дело? Я слышать не желаю о твоей проклятой работе! - завопила Рэндом. - Я хочу домой! Домой, ясно! - Это не твой дом, - сказала Триллиан, стараясь не повышать голоса. - У тебя его нет. Ни у кого из нас нет. Вряд ли он вообще есть у кого-нибудь. Тот пропавший корабль, о котором я говорила. У людей с него нету дома. Они не знают, откуда они. Они не знают даже, кто они и что должны были делать. Они всеми забыты и брошены, они сильно напуганы. Они здесь, в этой системе, и они готовы наделать всяких... всяких глупостей, так они напуганы. Нам... нам пора улетать... сейчас. Я не могу сказать, куда тебе лететь. Может быть, некуда. Но здесь нам не место. Пожалуйста. Еще раз. Пошли, ладно? Рэндом не знала, что ей делать. - Все в порядке, - мягко сказал Артур. - Если я здесь, мы в безопасности. Не требуйте от меня объяснений, но я в безопасности, значит, и вы тоже. О'кей? - О чем это ты? - спросила Триллиан. - Давайте все расслабимся немного, - предложил Артур. Он чувствовал себя в полной безопасности. Его жизнь охранял талисман, и все опасности были не страшнее, чем дурной сон. Медленно-медленно напряжение начало оставлять Рэндом. Дуло пистолета дюйм за дюймом опускалось все ниже. Два события произошли одновременно. Дверь из мужского туалета на верхней лестничной площадке распахнулась, и из нее вышел человек - тот самый, который требовал, чтобы Артур убрался из клуба. Испуганная неожиданным движением, Рэндом снова вскинула пистолет, и как раз в это мгновение стоявший за ее спиной человек попытался перехватить ее руку. Артур бросился вперед. Что-то грохнуло. Он упал куда-то, а сверху на него плюхнулась Триллиан. Грохот стих. Артур поднял голову и перехватил остолбенелый взгляд человека с верхней площадки. - Ты... - произнес человек. Потом медленно, тошнотворно развалился на множество мелких частей. Рэндом отшвырнула пистолет и, всхлипывая, рухнула на колени. - Извините меня! - повторяла она. - Пожалуйста, извините! Пожалуйста!.. К ней подбежала Трисия. А с другой стороны - Триллиан. Артур сидел на ступеньках, уронив голову на руки, не зная, что делать дальше. Форд сидел ступенькой ниже. Он подобрал что-то, с интересом рассмотрел и протянул Артуру. - Это тебе ничего не говорит? Артур взял предмет. Это оказался спичечный коробок, тот самый, который обронил убитый. На нем значилось название клуба. А также имя его владельца. И выглядело это так: СТАВРО МЮЛЛЕРОС БЕТА Некоторое время Артур смотрел на коробок. Теперь все стало для него на свои места. Он задумался было, что теперь делать, но мысли не шли на ум. Вокруг суетились и истошно кричали, но Артур вдруг осознал совершенно ясно, что сделать уже ничего нельзя - ни сейчас, ни потом. Сквозь нахлынувшую волну какого-то нового света и шума он смутно видел силуэт Форда Префекта, запрокинувшего голову в безумном хохоте. На него снизошло ощущение блаженного покоя. Теперь-то он знал, что все кончено - окончательно, бесповоротно и на веки вечные. В полумраке рубки волжского корабля сидел в одиночестве Простатник Джельц. На огромном, во всю стену экране внешнего обзора гасли один за другим огни. Влажно-сине-зеленые сардельки быстро уменьшались в количестве. Рушились возможности, сливались друг с другом вероятности, и наконец все вместе окончательно перестало существовать. Воцарилась полная темнота. Несколько секунд капитан вогонов сидел не шевелясь. - Свет! - приказал он. Ответа не последовало. Птица также исчезла из всех вероятностных вариантов. Вогон включил свет сам. Он еще раз посмотрел на клочок бумаги и поставил в надлежащей графе маленькую галочку. Ну что ж, дело сделано. Его желтый корабль нырнул в чернильную бездну космоса. Несмотря на то что Шеф грибулонцев предпринял-таки позитивные шаги, месяц у него получился очень неудачным. Он почти ничем не отличался от всех предыдущих месяцев за исключением того, что телевизоры теперь молчали. Вместо них ему пришлось завести легкую музыку.